Химические формулы химия 8 класс конспект рудзитис
Обновлено: 08.07.2024
Химическая формула – это условная запись состава вещества посредством химических знаков и индексов.
Химическая формула показывает, из атомов каких элементов состоит вещество (т.е. качественный состав вещества) и каково соотношение атомов этих элементов (т.е. количественный состав вещества).
Относительная молекулярная масса вещества показывает, во сколько раз масса молекулы данного вещества больше 1/12 массы атома углерода, масса которого равна 12 а. е. м.
Химические формулы веществ, имеющих немолекулярное строение, например FeS, не описывают состав молекулы, а только показывают соотношение элементов, образующих данное вещество.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Конспект урока по химии 8 класс
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания
-Химический диктант (приложение 1).
3. Повторение изученного материала
- Скажите, пожалуйста, как называется система, в которой расположены химические элементы? (Периодическая система химических элементов).
-В каком году была открыта периодическая система? (1869). Какой великий учёный открыл периодическую систему химических элементов? (Д.И. Менделеев).
- Рассказать строение периодической системы. (Состоит из периодов- 7 (1 период состоит из двух химических элементов, 2 и 3й малые- 8 х.э., 4 и 5 большие- по 18 х.э., и 7- незаконченный; состоит из групп-8, каждая из которых разделена на 2 подгруппы- главную А, побочную В).
- Каждый химический элемент имеет своё место в периодической системе и находится в специальном окошке, какая информацию о химическом элементе мы там можем увидеть? (Порядковый номер, относительная атомная масса, название химического элемента).
Задание: определить расположение следующих химических элементов, пользуясь периодической системой химических элементов: Na , Ca , Zn , Fe , I ;
4. Изучение нового материала
-Вспомним что такое химический элемент? (определённый вид атомов).
-Каждый химический элемент имеет свой определённый знак, приведите примеры, пожалуйста. (Записать на доске).
-Скажите, пожалуйста, что составляют химики всего мира из химических элементов? (Формулы).
-Как вы думаете для чего они это делают? (Чтобы отразить химический состав того или иного вещества).
- Какова тема нашего урока? (Химические формулы).
-Какова цель нашего урока? (Узнать что такое химическая формула, научиться записывать из знаков химических элементов формулы веществ.)
-Из чего состоят все химические вещества? (Из молекул, а молекулы из атомов).
Задание: определить, где записан атом химического элемента, а где записана молекула вещества:
-Какие бывают вещества? (Простые и сложные)
-Вспомним, что называют простым веществом - вещества, которые состоят из атомов одного химического элемента.
-Сложные вещества- вещества, которые состоят из атомов разных химических элементов.
Задание: определить, где простое вещество, а где сложное
-Так вот, состав простых и сложных веществ химики всего мира отражают очень красиво и лаконично в виде химических формул. Сегодня мы с вами тоже научимся отражать состав веществ в виде химической формулы.
-Попытаемся дать определение понятию химическая формула, подумайте в парах и попробуйте составить определение используя вспомогательные слова.
- Условная запись, молекула, знаки, химический элемент. (Можно склонять слова).
Запишем у себя в тетрадях это определение.
-Какое слово из этого определения вам не известно? (Индекс).
-Позже мы с вами определим, что же такое индекс и для чего он нужен в химических формулах.
-Давайте с вами выразим с помощью химических символов состав самого распространённого вещества на планете, какого? (Воды). Это простое или сложное вещество? (Сложное).
-Итак, давайте с вами определимся вода это атом или молекула? (Молекула).
-В молекулу воды входит два атома Н и один атом О. Запишем их рядом друг с другом.
-Выразим состав простых веществ. Из скольки атомов состоит молекула водорода. (Из 2х одинаковых атомов водорода).
- Скажите, а молекула бывает только одна? (Нет, множество).
-Чтобы отразить число молекул используют коэффициенты, которые пишутся перед химическими формулами. Например, запишем три молекулы углекислого газа.
-Точно также можно записать количество атомов свободного элемента, например: 2 Al , 3 O , 4 H , 5 Na .
Задание: записать химическую формулу знаками химических элементов
1. 2 молекулы воды
2. 5 атомов кальция
3. 6 молекул углекислого газа
4. 7 молекул калия
5. 3 молекулы водорода
6. 4 атома железа
-Скажите, пожалуйста, можно ли вычислить массу молекулы? (Да, если известны массы атомов химических элементов, образующих эту молекулу).
-Массы атомов всех химических элементов определены например:
Масса атома водорода равна: 0, 000 000 000 000 000 000 000 001 674 г можно представить как 1, 674 * 10 -24 г.
Масса атома кислорода равна: 0, 000 000 000 000 000 000 000 026 667 г можно представить как 2, 6667 * 10 -23 г.
Масса атома углерода равна 1, 993 * 10 -23 г.
Масса молекулы воды равна 3,002 *10 -23 г.
-Удобно ли работать с такими значениями чисел?
-Было принято вычислить относительную атомную массу химического элемента для удобства работы с ним. Рассчитаем на примере атома кислорода.
-Самым лёгким химическим элементов является водород. Учёные определили во сколько раз масса атома кислорода больше самого легкого элемента, массы атома водорода.
-(Кислород делим на водород) 2, 6667 * 10 -23 / 0,1674 * 10 -23 = 16 т.е в 16 раз масса атома кислорода больше массы атома водорода.
-Аналогично для атома углерода: 1,993 * 10 -23 / 0,1674 * 10 -23 =12 т.е в 12 раз масса атома углерода больше массы атома водорода.
-Что показывают эти величины? (Эти величины показывают, во сколько раз масса атома данного химического элемента больше массы атома водорода, т.е. являются относительными).
-Масса атома углерода равна массе 12 атомов водорода.
-В настоящее время ученые-физики и ученые-химики придерживаются мнения, что относительная атомная масса элемента – это величина, показывающая, во сколько раз масса его атома больше 1/12 массы атома углерода. (Записать в тетрадь).
-Относительную атомную массу обозначают буквами Ar , где r - начальная буква английского слова relative - относительный.
Например: Ar (О)= 16, Ar (Н)= 1, Ar (С)=12.
-Каждый химический элемент имеет своё значение относительной атомной массы. Значение относительных атомных масс представлено в периодической системе химических элементов Д.И, Менделеева, например, найдите химический элемент натрий его Ar = 22, 989, было принято округлять эти значения, натрий Ar = 23.
Задание: определить по таблице относительную атомную массу следующих элементов:
-Это для атомов - относительная атомная масса, а если нам дана молекула и нужно определить её массу, то как тогда будет называться её масса - относительная молекулярная масса.
-Обозначается Mr , как вы думаете, как найти молекулярную массу? (сложить относительные атомные массы элементов, входящие в состав молекулы).
-Рассчитаем Mr молекулы воды.
Mr (H 2 O)= Ar (H)*2 + Ar (O)= 1*2+16= 18 г .
-Рассчитаем относительную молекулярную массу молекулы углекислого газа.
Задание: рассчитать относительную молекулярную массу следующих веществ.
1. 4 CaO (оксид сальция)
3. 2 H 2 S (сероводород)
4. NaI (йодид натрия)
5. H 2 SO 4 (серная кислота) - вместе
6. 2ZnCO3 ( карбонат цинка). (65+12+16*3)*2=250 г.
Закрепление изученного материала.
1.Скажите, пожалуйста, что такое химическая формула?
2. Что показывает индекс?
3. Что обозначает коэффициент?
4. Что такое относительная и молекулярная массы вещества?
5. Чем они отличаются?
Параграф, задания после параграфа. Самостоятельная работа по определению относительной молекулярной массы и записи химической формулы.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
8 класс _________________Дата
Тема урока: Относительная молекулярная масса. Химические формулы
Тип урока: комбинированный урок
Цель урока: формирование представлений учащихся о химической формуле, качественном и количественном составе вещества, индексе, коэффициенте, относительной молекулярной массе.
Задачи урока:
Образовательные:
- сформировать понятия о формуле вещества и её структурных компонентах: коэффициентах, индексах;
- научиться правильно произносить формулы веществ, определять их состав (качественный и количественный);
- отработать навык расчёта относительной молекулярной массы вещества;
Развивающие:
- развивать познавательный интерес, умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы;
- продолжить формирование умений формулировать определения.
Воспитательные:
воспитывать личностные качества, обеспечивающие успешность исполнительной деятельности (дисциплинированность, ответственность), творческой деятельности (активность, увлечённость, наблюдательность, сообразительность, способность к самооценке).
Планируемые результаты обучения:
Метапредметные - Развивать умения делать обобщения, устанавливать аналогии, причинно-следственные связи, строить логические рассуждения и делать выводы, планировать и регулировать свою деятельность, владеть устной и письменной речью.
Личностные - Формировать ответственное отношение к учению.
Оборудование и материалы: ПСХЭ, карточки с заданиями
Какую информацию о химическом элементе мы можем получить при помощи ПСХЭ?
Сформулируйте закон постоянства состава веществ.
Предлагает ученикам выполнить задания в карточках (Приложение 1) .
Отвечают на вопросы учителя.
Чем атом отличается от молекулы? Как определить относительную атомную массу? А что же тогда такое относительная молекулярная масса? Приведите пример расчета относительной молекулярной массы.
Как вы считаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить? Запишем тему сегодняшнего урока. Попробуйте сформулировать цель урока.
Отвечают на вопросы учителя
Записывают тему урока в тетрадь. Формулируют цель урока.
Изложение нового материала
Химическая формула - это условная запись качественного и количественного состава вещества при помощи химических знаков и индексов.
Индекс - это цифра в химической формуле, которая ставится внизу после химического знака и обозначает число атомов данного вида.
Качественный состав молекулы показывает какие виды атомов входят в состав вещества.
Количественный состав показывает сколько атомов определённого вида входит в состав молекулы вещества.
Числа стоящие перед химическими формулами или химическими знаками называются коэффициентами . Коэффициенты показывают число атомов или молекул определённого вида.
Что обозначают записи?
H 2 - это одна молекула водорода (аш-два), в её состав входят два атома водорода.
5O 2 - это пять молекул кислорода (пять-о-два), в состав одной молекулы входят два атома кислорода.
6Fe - это шесть атомов железа (шесть-феррум).
3H 2 SO 4 - это три молекулы серной кислоты (три-аш-два-эс-о-четыре), в состав одной молекулы серной кислоты входят два атома водорода, один атом серы, четыре атома кислорода.
Относительная молекулярная масса вещества равна сумме относительных атомных масс всех элементов с учетом индексов.
Примеры :
Mr(B 2 O 3 ) = 2 · Ar(B) + 3 · Ar(O) = 2 · 11 + 3 · 16 = 70
Mr(KAl(SO 4 ) 2 ) = 1 · Ar(K) + 1 · Ar(Al) + 1· 2 · Ar(S) + 2· 4 · Ar(O) =
= 1 · 39 + 1 · 27 + 1 · 2 · 32 + 2 · 4 ·16 = 258
В уроке присутствуют элементы межпредметных связей: с математикой, биологией, русским языком.
Конспект урока по химии для 8 класса.
образовательная: ознакомить с учащихся с законом постоянства состава веществ и его применением; научить записывать химические формулы простых и сложных веществ, пользуясь химическими символами и индексами;
развивающая: продолжить развивать навыки анализа материала, умение делать выводы, обобщать, сравнивать, осознанно и обоснованно вести диалог;
воспитательная: продолжить воспитывать личность, способную критически мыслить в процессе обучения.
Тип урока: изучение нового материала.
Базовые понятия: химические формулы, индекс, коэффициент.
Оборудование: ИКТ, оценочные листы, опорные таблицы.
Учебник химия 8 класс, Г. Е. Рудзитис и Ф. Г. Фельдман, презентация, карточки с заданиями.
Межпредметные связи: с математикой, биологией, русским языком.
Организационный момент (о работе с оценочными листами).
Что такое вещества?
Какие вещества называются простыми?
Что такое молекула?
Дайте определение химического элемента.
Опрос домашнего задания (презентация).
Запишите химические знаки и русские названия следующих элементов:
Правильный ответ.
Серебро 4. Магний
Учитель предлагает таблички с химическими знаками, учащиеся называют элементы и произношение знака.
Це, о, калий на часок зашли в кафе и пили? (сок).
Изучение нового материала.
Проблема: различается ли по составу чистое вещество вода, текущая из крана, родниковая и полученная синтетическим путём? Эта проблема легла в основу открытия одного из законов химии. Какого? § 13 стр.45 (Закон постоянства состава веществ). Состав веществ записывают с помощью…(химических формул). Записывается тема урока. Целеполагание.
Работа с учебником и презентацией. (учащиеся находят ответы в учебнике). Когда и кем был открыт закон постоянства состава веществ? Как читается закон? Учитель: Закон справедлив только для веществ молекулярного строения.
(Модель молекулы воды) Рассчитаем соотношение масс водорода и кислорода в молекуле воды. Ar(H)=1; Ar(O)=16; 2Ar (H) : Ar (O)= (2•1) : (1•16)= 1:8 Состав воды постоянен.
Сколько граммов и какого вещества останется, если смешать 8г кислорода и 3г водорода. Какого же значение закона постоянства состава веществ?
Определить массу водорода, реагирующего без остатка с 16г. кислорода.
Решение: 1г. водорода соединяется с 8г. кислорода.
х г. водорода --- c 16г. кислорода.
1г. : х г. = 8г. : 16г.
Х= (1•16) : 8 = 2г. водорода.
При изучении химии очень важно научиться составлять формулы химических веществ. Это химический язык, буквами в котором служат символы химических элементов, с помощью которого химики из разных стран могут общаться и понимать друг друга. Работа с учебником и у доски.
Учитель: Для изучения нового материала нам нужны понятия.
Химическая формула-это условная запись состава вещества посредством химических знаков и индексов.
Индекс-это цифра, которую записывают справа внизу у знака элемента, она показывает число атомов элемента, входящих в состав данного вещества.
Записать химические формулы воды, углекислого газа и кислорода, железа. Каково значение данных веществ в жизни человека?
Учитель: H2O если в составе молекулы один атом элемента, то индекс цифрой 1 не записывается.
Одна молекула воды.
Суммарное число атомов в молекуле 3.
Для записи количества молекул или отдельных атомов используется коэффициент. Его ставят перед химической формулой или атомом, если молекула одна и атом один, то коэффициент 1 опускается.
3H2O три молекулы воды; читается три-аш-два-о; суммарное число атомов девять.
Ученик: (шаростержневая модель молекулы углекислого газа).
СO2 Читается? Число молекул?
Вопрос к классу: Вода и углекислый газ-простые или сложные вещества? Почему?
Ученик: (молекула кислорода состоит из двух атомов).
O2 Читается? Число молекул?
2О Что обозначает запись?
Формулы металлов обозначаются знаком: железа Fe.
Почему кислород и железо простые вещества?
Закрепление:
Составить формулу глюкозы, которая состоит из шести атомов углерода, двенадцати атомов водорода и шести атомов кислорода;
Определить суммарное число атомов в молекуле.
Самостоятельная работа.
1. Составить формулы веществ, состоящих из:
(мела) (серной кислоты)
одного атома кальция двух атомов водорода
одного атома углерода одного атома серы
трёх атомов кислорода четырёх атомов кислорода
3. Определить суммарное количество атомов.
Правильный ответ.
кальций-це-о- три аш-два-эс-о-четыре
Выставление баллов и отметки по критериям (в оценочный лист и дневник).
Домашнее задание.
Изучить §13, 14 стр.47. Выполнить задания на стр.46 №*2; стр.49 №3, 4.
Читайте также: