Химические формулы химия 8 класс конспект рудзитис

Обновлено: 08.07.2024

Химическая формула – это условная запись состава вещества посредством химических знаков и индексов.

Химическая формула показывает, из атомов каких элементов состоит вещество (т.е. качественный состав вещества) и каково соотношение атомов этих элементов (т.е. количественный состав вещества).

Относительная молекулярная масса вещества показывает, во сколько раз масса молекулы данного вещества больше 1/12 массы атома углерода, масса которого равна 12 а. е. м.

Химические формулы веществ, имеющих немолекулярное строение, например FeS, не описывают состав молекулы, а только показывают соотношение элементов, образующих данное вещество.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока по химии 8 класс

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания

-Химический диктант (приложение 1).

3. Повторение изученного материала

- Скажите, пожалуйста, как называется система, в которой расположены химические элементы? (Периодическая система химических элементов).

-В каком году была открыта периодическая система? (1869). Какой великий учёный открыл периодическую систему химических элементов? (Д.И. Менделеев).

- Рассказать строение периодической системы. (Состоит из периодов- 7 (1 период состоит из двух химических элементов, 2 и 3й малые- 8 х.э., 4 и 5 большие- по 18 х.э., и 7- незаконченный; состоит из групп-8, каждая из которых разделена на 2 подгруппы- главную А, побочную В).

- Каждый химический элемент имеет своё место в периодической системе и находится в специальном окошке, какая информацию о химическом элементе мы там можем увидеть? (Порядковый номер, относительная атомная масса, название химического элемента).

Задание: определить расположение следующих химических элементов, пользуясь периодической системой химических элементов: Na , Ca , Zn , Fe , I ;

4. Изучение нового материала

-Вспомним что такое химический элемент? (определённый вид атомов).

-Каждый химический элемент имеет свой определённый знак, приведите примеры, пожалуйста. (Записать на доске).

-Скажите, пожалуйста, что составляют химики всего мира из химических элементов? (Формулы).

-Как вы думаете для чего они это делают? (Чтобы отразить химический состав того или иного вещества).

- Какова тема нашего урока? (Химические формулы).

-Какова цель нашего урока? (Узнать что такое химическая формула, научиться записывать из знаков химических элементов формулы веществ.)

-Из чего состоят все химические вещества? (Из молекул, а молекулы из атомов).

Задание: определить, где записан атом химического элемента, а где записана молекула вещества:

-Какие бывают вещества? (Простые и сложные)

-Вспомним, что называют простым веществом - вещества, которые состоят из атомов одного химического элемента.

-Сложные вещества- вещества, которые состоят из атомов разных химических элементов.

Задание: определить, где простое вещество, а где сложное

-Так вот, состав простых и сложных веществ химики всего мира отражают очень красиво и лаконично в виде химических формул. Сегодня мы с вами тоже научимся отражать состав веществ в виде химической формулы.

-Попытаемся дать определение понятию химическая формула, подумайте в парах и попробуйте составить определение используя вспомогательные слова.

- Условная запись, молекула, знаки, химический элемент. (Можно склонять слова).

Запишем у себя в тетрадях это определение.

-Какое слово из этого определения вам не известно? (Индекс).

-Позже мы с вами определим, что же такое индекс и для чего он нужен в химических формулах.

-Давайте с вами выразим с помощью химических символов состав самого распространённого вещества на планете, какого? (Воды). Это простое или сложное вещество? (Сложное).

-Итак, давайте с вами определимся вода это атом или молекула? (Молекула).

-В молекулу воды входит два атома Н и один атом О. Запишем их рядом друг с другом.

-Выразим состав простых веществ. Из скольки атомов состоит молекула водорода. (Из 2х одинаковых атомов водорода).

- Скажите, а молекула бывает только одна? (Нет, множество).

-Чтобы отразить число молекул используют коэффициенты, которые пишутся перед химическими формулами. Например, запишем три молекулы углекислого газа.

-Точно также можно записать количество атомов свободного элемента, например: 2 Al , 3 O , 4 H , 5 Na .

Задание: записать химическую формулу знаками химических элементов

1. 2 молекулы воды

2. 5 атомов кальция

3. 6 молекул углекислого газа

4. 7 молекул калия

5. 3 молекулы водорода

6. 4 атома железа

-Скажите, пожалуйста, можно ли вычислить массу молекулы? (Да, если известны массы атомов химических элементов, образующих эту молекулу).

-Массы атомов всех химических элементов определены например:

Масса атома водорода равна: 0, 000 000 000 000 000 000 000 001 674 г можно представить как 1, 674 * 10 -24 г.

Масса атома кислорода равна: 0, 000 000 000 000 000 000 000 026 667 г можно представить как 2, 6667 * 10 -23 г.

Масса атома углерода равна 1, 993 * 10 -23 г.

Масса молекулы воды равна 3,002 *10 -23 г.

-Удобно ли работать с такими значениями чисел?

-Было принято вычислить относительную атомную массу химического элемента для удобства работы с ним. Рассчитаем на примере атома кислорода.

-Самым лёгким химическим элементов является водород. Учёные определили во сколько раз масса атома кислорода больше самого легкого элемента, массы атома водорода.

-(Кислород делим на водород) 2, 6667 * 10 -23 / 0,1674 * 10 -23 = 16 т.е в 16 раз масса атома кислорода больше массы атома водорода.

-Аналогично для атома углерода: 1,993 * 10 -23 / 0,1674 * 10 -23 =12 т.е в 12 раз масса атома углерода больше массы атома водорода.

-Что показывают эти величины? (Эти величины показывают, во сколько раз масса атома данного химического элемента больше массы атома водорода, т.е. являются относительными).

-Масса атома углерода равна массе 12 атомов водорода.

-В настоящее время ученые-физики и ученые-химики придерживаются мнения, что относительная атомная масса элемента – это величина, показывающая, во сколько раз масса его атома больше 1/12 массы атома углерода. (Записать в тетрадь).

-Относительную атомную массу обозначают буквами Ar , где r - начальная буква английского слова relative - относительный.

Например: Ar (О)= 16, Ar (Н)= 1, Ar (С)=12.

-Каждый химический элемент имеет своё значение относительной атомной массы. Значение относительных атомных масс представлено в периодической системе химических элементов Д.И, Менделеева, например, найдите химический элемент натрий его Ar = 22, 989, было принято округлять эти значения, натрий Ar = 23.

Задание: определить по таблице относительную атомную массу следующих элементов:

-Это для атомов - относительная атомная масса, а если нам дана молекула и нужно определить её массу, то как тогда будет называться её масса - относительная молекулярная масса.

-Обозначается Mr , как вы думаете, как найти молекулярную массу? (сложить относительные атомные массы элементов, входящие в состав молекулы).

-Рассчитаем Mr молекулы воды.

Mr (H 2 O)= Ar (H)*2 + Ar (O)= 1*2+16= 18 г .

-Рассчитаем относительную молекулярную массу молекулы углекислого газа.

Задание: рассчитать относительную молекулярную массу следующих веществ.

1. 4 CaO (оксид сальция)

3. 2 H 2 S (сероводород)

4. NaI (йодид натрия)

5. H 2 SO 4 (серная кислота) - вместе

6. 2ZnCO3 ( карбонат цинка). (65+12+16*3)*2=250 г.

Закрепление изученного материала.

1.Скажите, пожалуйста, что такое химическая формула?

2. Что показывает индекс?

3. Что обозначает коэффициент?

4. Что такое относительная и молекулярная массы вещества?

5. Чем они отличаются?

Параграф, задания после параграфа. Самостоятельная работа по определению относительной молекулярной массы и записи химической формулы.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

8 класс _________________Дата

Тема урока: Относительная молекулярная масса. Химические формулы

Тип урока: комбинированный урок

Цель урока: формирование представлений учащихся о химической формуле, качественном и количественном составе вещества, индексе, коэффициенте, относительной молекулярной массе.

Задачи урока:

Образовательные:

- сформировать понятия о формуле вещества и её структурных компонентах: коэффициентах, индексах;

- научиться правильно произносить формулы веществ, определять их состав (качественный и количественный);

- отработать навык расчёта относительной молекулярной массы вещества;

Развивающие:

- развивать познавательный интерес, умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы;

- продолжить формирование умений формулировать определения.

Воспитательные:

воспитывать личностные качества, обеспечивающие успешность исполнительной деятельности (дисциплинированность, ответственность), творческой деятельности (активность, увлечённость, наблюдательность, сообразительность, способность к самооценке).

Планируемые результаты обучения:

Метапредметные - Развивать умения делать обобщения, устанавливать аналогии, причинно-следственные связи, строить логические рассуждения и делать выводы, планировать и регулировать свою деятельность, владеть устной и письменной речью.

Личностные - Формировать ответственное отношение к учению.

Оборудование и материалы: ПСХЭ, карточки с заданиями

Какую информацию о химическом элементе мы можем получить при помощи ПСХЭ?

Сформулируйте закон постоянства состава веществ.

Предлагает ученикам выполнить задания в карточках (Приложение 1) .

Отвечают на вопросы учителя.

Чем атом отличается от молекулы? Как определить относительную атомную массу? А что же тогда такое относительная молекулярная масса? Приведите пример расчета относительной молекулярной массы.

Как вы считаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить? Запишем тему сегодняшнего урока. Попробуйте сформулировать цель урока.

Отвечают на вопросы учителя

Записывают тему урока в тетрадь. Формулируют цель урока.

Изложение нового материала

Химическая формула - это условная запись качественного и количественного состава вещества при помощи химических знаков и индексов.

hello_html_57f542e6.jpg


Индекс - это цифра в химической формуле, которая ставится внизу после химического знака и обозначает число атомов данного вида.

Качественный состав молекулы показывает какие виды атомов входят в состав вещества.
Количественный состав показывает сколько атомов определённого вида входит в состав молекулы вещества.

Числа стоящие перед химическими формулами или химическими знаками называются коэффициентами . Коэффициенты показывают число атомов или молекул определённого вида.

Что обозначают записи?

H 2 - это одна молекула водорода (аш-два), в её состав входят два атома водорода.

5O 2 - это пять молекул кислорода (пять-о-два), в состав одной молекулы входят два атома кислорода.

6Fe - это шесть атомов железа (шесть-феррум).

3H 2 SO 4 - это три молекулы серной кислоты (три-аш-два-эс-о-четыре), в состав одной молекулы серной кислоты входят два атома водорода, один атом серы, четыре атома кислорода.

Относительная молекулярная масса вещества равна сумме относительных атомных масс всех элементов с учетом индексов.

Примеры :

Mr(B 2 O 3 ) = 2 · Ar(B) + 3 · Ar(O) = 2 · 11 + 3 · 16 = 70

Mr(KAl(SO 4 ) 2 ) = 1 · Ar(K) + 1 · Ar(Al) + 1· 2 · Ar(S) + 2· 4 · Ar(O) =
= 1 · 39 + 1 · 27 + 1 · 2 · 32 + 2 · 4 ·16 = 258

Нажмите, чтобы узнать подробности

В уроке присутствуют элементы межпредметных связей: с математикой, биологией, русским языком.

Конспект урока по химии для 8 класса.

образовательная: ознакомить с учащихся с законом постоянства состава веществ и его применением; научить записывать химические формулы простых и сложных веществ, пользуясь химическими символами и индексами;

развивающая: продолжить развивать навыки анализа материала, умение делать выводы, обобщать, сравнивать, осознанно и обоснованно вести диалог;

воспитательная: продолжить воспитывать личность, способную критически мыслить в процессе обучения.

Тип урока: изучение нового материала.

Базовые понятия: химические формулы, индекс, коэффициент.

Оборудование: ИКТ, оценочные листы, опорные таблицы.

Учебник химия 8 класс, Г. Е. Рудзитис и Ф. Г. Фельдман, презентация, карточки с заданиями.

Межпредметные связи: с математикой, биологией, русским языком.

Организационный момент (о работе с оценочными листами).

Что такое вещества?

Какие вещества называются простыми?

Что такое молекула?

Дайте определение химического элемента.

Опрос домашнего задания (презентация).

Запишите химические знаки и русские названия следующих элементов:

Правильный ответ.

Серебро 4. Магний

Учитель предлагает таблички с химическими знаками, учащиеся называют элементы и произношение знака.

Це, о, калий на часок зашли в кафе и пили? (сок).

Изучение нового материала.

Проблема: различается ли по составу чистое вещество вода, текущая из крана, родниковая и полученная синтетическим путём? Эта проблема легла в основу открытия одного из законов химии. Какого? § 13 стр.45 (Закон постоянства состава веществ). Состав веществ записывают с помощью…(химических формул). Записывается тема урока. Целеполагание.

Работа с учебником и презентацией. (учащиеся находят ответы в учебнике). Когда и кем был открыт закон постоянства состава веществ? Как читается закон? Учитель: Закон справедлив только для веществ молекулярного строения.

(Модель молекулы воды) Рассчитаем соотношение масс водорода и кислорода в молекуле воды. Ar(H)=1; Ar(O)=16; 2Ar (H) : Ar (O)= (2•1) : (1•16)= 1:8 Состав воды постоянен.

Сколько граммов и какого вещества останется, если смешать 8г кислорода и 3г водорода. Какого же значение закона постоянства состава веществ?

Определить массу водорода, реагирующего без остатка с 16г. кислорода.

Решение: 1г. водорода соединяется с 8г. кислорода.

х г. водорода --- c 16г. кислорода.

1г. : х г. = 8г. : 16г.

Х= (1•16) : 8 = 2г. водорода.

При изучении химии очень важно научиться составлять формулы химических веществ. Это химический язык, буквами в котором служат символы химических элементов, с помощью которого химики из разных стран могут общаться и понимать друг друга. Работа с учебником и у доски.

Учитель: Для изучения нового материала нам нужны понятия.

Химическая формула-это условная запись состава вещества посредством химических знаков и индексов.

Индекс-это цифра, которую записывают справа внизу у знака элемента, она показывает число атомов элемента, входящих в состав данного вещества.

Записать химические формулы воды, углекислого газа и кислорода, железа. Каково значение данных веществ в жизни человека?

Учитель: H2O если в составе молекулы один атом элемента, то индекс цифрой 1 не записывается.

Одна молекула воды.

Суммарное число атомов в молекуле 3.

Для записи количества молекул или отдельных атомов используется коэффициент. Его ставят перед химической формулой или атомом, если молекула одна и атом один, то коэффициент 1 опускается.

3H2O три молекулы воды; читается три-аш-два-о; суммарное число атомов девять.

Ученик: (шаростержневая модель молекулы углекислого газа).

СO2 Читается? Число молекул?

Вопрос к классу: Вода и углекислый газ-простые или сложные вещества? Почему?

Ученик: (молекула кислорода состоит из двух атомов).

O2 Читается? Число молекул?

2О Что обозначает запись?

Формулы металлов обозначаются знаком: железа Fe.

Почему кислород и железо простые вещества?

Закрепление:

Составить формулу глюкозы, которая состоит из шести атомов углерода, двенадцати атомов водорода и шести атомов кислорода;

Определить суммарное число атомов в молекуле.

Самостоятельная работа.

1. Составить формулы веществ, состоящих из:

(мела) (серной кислоты)

одного атома кальция двух атомов водорода

одного атома углерода одного атома серы

трёх атомов кислорода четырёх атомов кислорода

3. Определить суммарное количество атомов.

Правильный ответ.

кальций-це-о- три аш-два-эс-о-четыре

Выставление баллов и отметки по критериям (в оценочный лист и дневник).

Домашнее задание.

Изучить §13, 14 стр.47. Выполнить задания на стр.46 №*2; стр.49 №3, 4.

Читайте также: