Конспект родительского собрания знаете ли вы своего ребенка

Обновлено: 23.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Воспитатель: Магомедова Р. С.

Цель собрания: выстраивание отношений родителей и ребенка.

1. Самое любимое занятие вашего ребенка?

2. Как вы думаете, кто в семье самый красивый, по мнению ребенка?

3. Что больше всего любит кушать ваш ребенок?

4. Любимая сказка вашего ребенка?

5. Напишите имя лучшего друга или подруги ребенка.

3. Детская ложь.

Дети могут доносить до близких взрослых неверную информацию. Лучше переспросить у воспитателя, чтобы не возникало недоразумений и, того хуже конфликтов на этой почве.

4. Почему возникают конфликты между родителями и воспитателями.

Конфликты – часть нашей жизни, и важно уметь конструктивно их решать.

Воспитатель. Предлагаем проанализировать педагогические ситуации и обсудить их вместе с родителями и воспитателем.

(родители обсуждают ситуацию)

Комментарий . У ребенка явно трудности в общении. Социальная среда в детском саду противоположна домашней. Дома ребенок выдвинут на пьедестал. Жизнь семьи вертится вокруг него. А в детском саду он такой же, как и все. Он часть группы. У ребенка развивается внутриличностный конфликт, и он не знает как себя вести в группе.

Он не обучен этим навыкам. Родители должны скорректировать некоторые поведенческие особенности ребенка. Приоритетная установка должна быть следующей: ребенок не главный в семье, а часть семьи.

Психолог. Перед вами бланк. Заполните его, пожалуйста.

Достоинства моего ребенка

Недостатки моего ребенка

Каким бы хотел я видеть моего ребенка.

(Задание на 2-3 минуты.)

После того как написали, психолог задает вопрос: Какая колонка таблицы оказалась больше заполненной? Почему?

Обобщает психолог. В жизни нет ни одного человека, у которого были бы только одни достоинства или только одни недостатки. Мудрость родителей заключается в том, что видя те или иные особенности своего ребенка, они соотносят их с эффективностью семейного воспитания. Ребенок не пустой сосуд. И, если в нем не формируются положительные качества, то возникают вредные привычки и наклонности. Если ребенок ленив, то это значит, что в семье его не приучили к труду; если он агрессивен, значит, он не познал доброго отношения. Родители должны хорошо знать достоинство и недостатки своего ребенка, чтобы уравновешивать их, опираясь на положительное, чтобы помочь избавиться от отрицательного. Попробуйте взглянуть на вашего ребенка такими глазами.

Отметьте, пожалуйста, те фразы, которые вы часто употребляете в общении с детьми.

1. Сколько раз тебе повторять? (2 балла)

2. Посоветуй мне, пожалуйста. (1балл)

3. Не знаю, что бы я без тебя делала! (1 балл)

4. И в кого ты такой уродился ( 2 балла)

5. Какие у тебя замечательные друзья! ( 1 балл)

6. Ну на кого ты похож? (2 балла)

7. Я в твои годы…( 2 балла)

8. Ты моя опора и помощник ( 1 балл)

9. Ну что за друзья у тебя? (2 балла)

10. О чем ты только думаешь? ( 2 балла)

11. Какой ты у меня умница! ( 1 балл)

12. А как ты считаешь? (1 балл)

13. У всех дети как дети, а ты… ( 2 балла)

14. Какой ты у меня сообразительный! ( 1 балл)

Теперь посчитайте общее количество баллов

От 5 до 7 баллов . Вы живете с ребенком душа в душу. Вы уважаете ребенка, и он искренне любит и уважает вас. Ваши отношения способствуют становлению его личности.

От 8 до 10 баллов намечаются некоторые сложности во взаимоотношениях с ребенком, непонимание его проблем, попытки перенести вину за недостатки в его развитии на самого ребенка.

От 11 баллов и более . Вы непоследовательны в общении с ребенком. Он уважает вас, хотя не всегда с вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств.

Это лишь намек на действительное положение дел, ведь того, какой вы родитель не знает никто лучше вас самих.

7. Итог собрания.

8..Мастер-класс.

Анкета для родителей.

1 Считаете ли Вы необходимой совместную работу д/с и семьи _________
2. Какие проблемы воспитания ребенка Вы хотели бы обсудить с педагогами
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
3. Испытываете ли Вы трудности в общения
воспитателями?__________________
4. Каковы причины этих трудностей:
 недостаток знаний
 неумение вступать в диалог
 излишняя застенчивость, робость
 непонимание воспитателя
 другие________________________________
5. Какие мероприятия вы могли бы провести для своих детей совместно с
________________________________________________________________
________________________________________________________________
6. Готовы ли вы участвовать в мероприятиях которые предлагает коллектив
ДОУ?___________________________________________________________

Цель: способствовать формированию доверительных и доброжелательных отношений между родителями и детьми.

Задачи: обобщить знания родителей об индивидуальных особенностях детей; обозначить проблемы и способы содействия развитию личности ребенка.

Ход РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ.

1. Вступительное слово воспитателя.

Воспитатель 1. Знаете ли вы своего ребенка? Конечно. Ответит почти каждый родитель. Польский педагог Галина Филипчук так отвечает на этот вопрос: «Мы занимаемся своими детьми с первых дней жизни. Это мы, родители кормим их, одеваем, купаем, укладываем спать, учим делать первые шаги и произносить первые слова. Это мы знакомим с окружающим миром, утешаем, дежурим у их постели, когда они болеют.

Воспитатель 1: В наш современный век очень популярны интеллектуальные игры, в которые любят играть и взрослые и дети.

Ребенок/ родитель :

1. Любимое блюдо вашего ребенка?

2. Кем хочет стать ваш ребенок, когда вырастит?

3. Если у вашего ребенка будет лепесток от цветика-семицветика, какое бы он желание загадал?

Воспитатель 1. Что нужно знать о своем ребенке? И для чего нужно знать? (высказывания родителей)

Выходят 4-5 человек. Воспитатель показывает стоящему за ним родителю пантомиму :

Маленькая девочка берет у мамы, пока ее нет дома, косметичку и красится; вдруг в дверь кто-то стучится, от испуга девочка роняет косметичку и зеркало, т. е. заметает следы проступка. Родитель внимательно смотрит на воспитателя и передает все, что запомнил, стоящему за ним родителю. В конце игры каждый рассказывает, что он понял. Что можно заметить? На каждом этапе информация искажается.

Воспитатель 1. Какой же вывод можем сделать из игры? Когда информация передается, она обязательно искажается. Вот так и в жизни информация искажается, принося тем самым вред и вызывая различные обиды. Точно так же и дети могут доносить до взрослых неверную информацию.

-Папочка, иди, посмотри! Гриша построил из кубиков настоящий большой гараж!

Отец не поднял глаз от газеты.

-Папочка! Малыш подошёл к креслу и потянул отца за рукав. – Мой гараж большой, туда даже грузовик въехать может! Иди, посмотри!

- Не мешай мне, видишь, я читаю газету.

- Ты всё читаешь, а я хочу показать тебе гараж.

- Я пришёл с работы, устал и хочу отдохнуть. Покажи маме.

- Мама жарит котлеты и велела мне уйти, не мешать, а то котлеты подгорят…

- Ну ладно, ладно, — прерывает его отец, вставая с кресла. – Покажи мне свой гараж, только быстро, сейчас начнётся передача хоккейного матча.

- Смотри, сюда въезжают машины, — демонстрирует Гриша своё сооружение. – Здесь работает подъёмный кран. А около гаража будет бензоколонка…

- Ну что ж, неплохо построил. Вот получу премию и куплю тебе ещё один комплект кубиков. А сейчас пойду, включу телевизор. – Отец удалился в другую комнату.

А Гриша остался один. Выровнял крышу гаража, принял сооружать бензоколонку…

Воспитатель 2. Сколько же существует семей, где разыгрываются подобные сцены! Мама готовит на кухне ужин и выпроваживает мешающего ей сына. Отец, занятый чтением газеты или телевизионной спортивной передачей, отделывается от сына несколькими отрывистыми фразами, так как устал и хочет отдохнуть. А одиноко играющий ребёнок, насытившийся общением с ровесниками в детском саду, ощущает потребность в контакте с самыми близкими ему людьми – с родителями!

Воспитатель 1. Мастер-класс. Уважаем родители, предлагаем вам сделать для своих детей цветочки и подарить им.

Цель собрания: выстраивание отношений родителей и ребенка.

1. Самое любимое занятие вашего ребенка?

2. Как вы думаете, кто в семье самый красивый, по мнению ребенка?

3. Что больше всего любит кушать ваш ребенок?

4. Любимая сказка вашего ребенка?

5. Напишите имя лучшего друга или подруги ребенка.

Воспитатель. Малыши по природе своей поистине уникальны, неповторимы. У них очень гибкое мышление, которое помогает фантазировать, воображать. Детская фантазия богата, индивидуальна и очень интересна. Временами свои фантазии, выдумки дети начинают использовать в личных, корыстных целях. Они тонко чувствуют и знают, где вставить свою фантазию. Ложь – это искажение происходящих событий, а фантазии – это выдумки, воображаемый мир. Дети умеют убедительно сочинять, а знаете, в чем секрет? В том, что ребенок сам верит во все что рассказывает. Все знают историю про оптимиста и пессимиста. «Стеклянный сосуд, который наполовину наполнен водой. Пессимист скажет, что сосуд наполовину пуст, а оптимист скажет, что сосуд наполовину полон, любое событие каждым человеком воспринимается по-разному.

Дети могут доносить до близких взрослых неверную информацию. Лучше переспросить у воспитателя, чтобы не возникало недоразумений и, того хуже конфликтов на этой почве.

4. Почему возникают конфликты между родителями и воспитателями.

Конфликты – часть нашей жизни, и важно уметь конструктивно их решать.

Воспитатель. Предлагаем проанализировать педагогические ситуации и обсудить их вместе с родителями и воспитателем.

Комментарий . У ребенка явно трудности в общении. Социальная среда в детском саду противоположна домашней. Дома ребенок выдвинут на пьедестал. Жизнь семьи вертится вокруг него. А в детском саду он такой же, как и все. Он часть группы. У ребенка развивается внутриличностный конфликт, и он не знает как себя вести в группе.

Он не обучен этим навыкам. Родители должны скорректировать некоторые поведенческие особенности ребенка. Приоритетная установка должна быть следующей: ребенок не главный в семье, а часть семьи.

Перед вами бланк. Заполните его, пожалуйста.

Достоинства моего ребенка

Недостатки моего ребенка

Каким бы хотел я видеть моего ребенка.

После того как написали, задается вопрос: Какая колонка таблицы оказалась больше заполненной? Почему?

Обобщает. В жизни нет ни одного человека, у которого были бы только одни достоинства или только одни недостатки. Мудрость родителей заключается в том, что видя те или иные особенности своего ребенка, они соотносят их с эффективностью семейного воспитания. Ребенок не пустой сосуд. И, если в нем не формируются положительные качества, то возникают вредные привычки и наклонности. Если ребенок ленив, то это значит, что в семье его не приучили к труду; если он агрессивен, значит, он не познал доброго отношения. Родители должны хорошо знать достоинство и недостатки своего ребенка, чтобы уравновешивать их, опираясь на положительное, чтобы помочь избавиться от отрицательного. Попробуйте взглянуть на вашего ребенка такими глазами.

Отметьте, пожалуйста, те фразы, которые вы часто употребляете в общении с

1. Сколько раз тебе повторять? (2 балла)

2. Посоветуй мне, пожалуйста. (1балл)

3. Не знаю, что бы я без тебя делала! (1 балл)

4. И в кого ты такой уродился (2 балла)

5. Какие у тебя замечательные друзья! (1 балл)

6. Ну, на кого ты похож? (2 балла)

7. Я в твои годы…(2 балла)

8. Ты моя опора и помощник (1 балл)

9. Ну что за друзья у тебя? (2 балла)

10. О чем ты только думаешь? (2 балла)

11. Какой ты у меня умница! (1 балл)

12. А как ты считаешь? (1 балл)

13. У всех дети как дети, а ты… (2 балла)

14. Какой ты у меня сообразительный! (1 балл)

Теперь посчитайте общее количество баллов

От 5 до 7 баллов. Вы живете с ребенком душа в душу. Вы уважаете ребенка, и он искренне любит и уважает вас. Ваши отношения способствуют становлению его личности.

От 8 до 10 баллов намечаются некоторые сложности во взаимоотношениях с ребенком, непонимание его проблем, попытки перенести вину за недостатки в его развитии на самого ребенка.

От 11 баллов и более. Вы непоследовательны в общении с ребенком. Он уважает вас, хотя не всегда с вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств.

Это лишь намек на действительное положение дел, ведь того, какой вы родитель не знает никто лучше вас самих.

7. Итог собрания.

Цель: способствовать формированию доверительных и доброжелательных отношений между родителями и детьми, педагогами и учащимися.

Задачи: обобщить знания родителей об индивидуальных особенностях подростков; обозначить проблемы и способы содействия развитию личности детей.

Форма проведения: традиционное собрание с элементами тренинга.

Участники: классный руководитель, родители.

Подготовительная работа

I. Детям незадолго до собрания предлагается выполнить следующие задания:


- На обратной стороне листка напиши свое полное имя вертикально, рядом с каждой буквой имени напиши слово, характеризующее тебя, твой характер, твои способности.

Оформление помещения, оборудование

На доске развешены работы детей солнышком на лицевой стороне.

У каждого родителя ручка, бланк с таблицей:

Достоинства моего ребенка

Недостатки моего ребенка

Каким бы я хотел видеть моего ребенка

Ход собрания

I. Вступительное слово классного руководителя

Классный руководитель. Многие родители считают, что своего ребенка они знают досконально. Чем меньше наш ребенок, тем мы действительно лучше его знаем. Но, уже общаясь с воспитательницей в детском саду, замечаем, что наши суждения становятся все более приблизительными, через 10-12 лет довольно часто обнаруживаем в собственной семье, в лице собственного ребенка прекрасного (а бывает и совсем наоборот) незнакомца.

Знаете ли вы своего ребенка и что надо знать о нем?

II. Работа родителей с рисунками учащихся

Классный руководитель. На доске вы видите работы ваших детей, они не подписаны. Учащимся необходимо было на каждый лучик солнца определить свои роли. Попробуйте найти работу своего ребенка.

Снимать с доски работы детей пока нельзя, немного позже мы продолжим работу с ними.

Классный руководитель. Так что же надо знать о своем ребенке? И для чего это надо знать? (Мнения родителей.)

Однако из этого большого набора сведений о ребенке можно выделить и самое важное: состояние его здоровья, темперамент (холерик, сангвиник, меланхолик, флегматик), эмоциональная стабильность или невротичность (повышенная нервная возбудимость), замкнутость (повадки интроверта) или общительность (повадки экстраверта), направленность личности (личностная, деловая, коллективистская).

Итак, допустим, вы знаете, что ваш сын практически здоров, по темпераменту он флегматик, эмоционально устойчив, интроверт, его преобладающая направленность - личностная, мальчику 12 лет.

Как это будет проявляться в его поведении, деятельности и общении с окружающими? (Мнения родителей.)

Наверное, вы будете радоваться степенности, основательности, уравновешенности вашего сына, тому, что он не водит шумные компании, любит читать, мастерить, не бегает из дома.

Но есть у вас и повод для беспокойства. У него мало друзей, он болезненно переживает свои неудачи, кажется иногда вялым, упрямым, не любит, когда вовлекают его в общественную работу и т. д.

Что вы предпримите? Начнете перевоспитывать? Не стоит этого делать. Те психофизиологические особенности, которыми обладает ваш сын, способствуют именно проявлению тех личностных свойств, которые были названы выше. Зная особенности типа темперамента, его свойств (экстраверсия - интроверсия, невротичность - стабильность) и учитывая их, вы сможете избежать многих ошибок в воспитании.

Классный руководитель. Иногда нам кажется, что у нас очень хороший ребенок. Мы удивляемся, почему им часто недовольны педагоги, почему никто с ним не дружит. И делаем спасительный вывод: учителя несправедливы, а дети - глупые, невоспитанные. И совершаем роковую ошибку. Чтобы избежать этого, а также чтобы научно строить семейную педагогику, надо знать возрастные психологические особенности ваших детей. Тогда вы сможете сравнивать возможности и достижения вашего ребенка с требованиями возраста, предполагать их, готовить детей к ним, учитывать особенности и затруднения каждого возрастного периода, его сензитивность (т. е. наибольшее благоприятствование и оптимальность) для развития каких-то сторон, качеств и свойств личности.

Чувство тревоги ненасыщаемо, и повод для нее находится всегда. Так появляется гипертревога. Наряду с этим мама пытается создать фасад внешнего психологического благополучия, не обсуждает с ребенком проблемы своей жизни. Дети не знают о материальных затруднениях, мало помогают по дому. Это приводит не только к негативным последствиям для ребенка, но и для матери это не менее губительно. Отдавая все свободное время дому и ребенку, она мало занимается собой, у нее нет времени для общения с друзьями, подругами, круг интересов сужается. Она становится раздражительной и болезненно переживает свое одиночество. Появление любого третьего человека в доме становится для ребенка психологической проблемой.

Одна из распространенных ошибок одиноких мам - завышение требований к ребенку, желание компенсировать свои неудачи за счет его удач.

Многочисленные исследования детей из трех типов семей - неполной, полной конфликтной и полной благополучной - обнаружили, что по большинству показателей (школьная успеваемость, интеллект, эмоциональная устойчивость) дети из неполной семьи чаще оказываются успешнее, чем их сверстники из полной семьи, но конфликтной и лишь незначительно отличаются от детей из полных благополучных семей.

Каковы же они, главные законы детства? Что необходимо ребенку для полноценного развития?

Если очень кратко, то это нормальные родители, хорошие условия жизни и воспитания, полноценное общение со сверстниками и взрослыми, постоянная, активная, соответствующая возрасту деятельность.

Могучая потребность в деятельности - вечный двигатель развития человека. Мудрость развития состоит в том, что для каждого возраста характерен не только определенный состав видов деятельности, но существует и самая главная, как говорят психологи, ведущая. Именно в ней развиваются те процессы, которые подготавливают переход ребенка к новой, высшей ступени его развития.

Нарушения нормального развития ребенка наступают, когда нет согласия между воспитателями - папой и мамой, между родителями и педагогами, когда разрушается цепочка преемственности. И тогда происходит то, что называется дезинтеграцией личности. Проще говоря, ребенок уподобляется возу, который тянут в разные стороны. Тогда развитие буксует или отклоняется в сторону.

Линия отклоняющегося поведения нередко берет свое начало в раннем детстве и при стечении неблагоприятных обстоятельств приводит в конечном счете к стойкой недисциплинированности, проступкам и другим формам антиобщественного поведения в подростковом возрасте.

Если педагогическая запущенность - это состояние личности ребенка, вызванное недостатками в его развитии, поведении, деятельности и отношениях, обусловленных педагогическими причинами, то начать надо с последних. Это могут быть нравственное нездоровье самой семьи, изъяны семейного воспитания, недостатки и ошибки детского сада и школы.

Прежде всего, надо устранить наши, взрослые ошибки. Добрым, разумным, щадящим отношением вывести ребенка из состояния дискомфорта (чувства ненужности, незащищенности, заброшенности, неполноценности, безрадостности, безысходности) и только затем (или одновременно с этим) помочь ему добиться успеха в самом трудном для него деле, вызвать желание стать лучше, сформировать веру в себя, свои силы и возможности.

V. Педагогический практикум

Какую реакцию вызвало у вас это сочинение? Опишите моменты вашего личного опыта, которые могли бы объяснить вашу реакцию. Побудьте в роли этой женщины, которая одна воспитывала сына и связывала с ним все свои надежды. Станьте ее ребенком, которого мама ни разу не назвала по имени, от которого она сходит с ума и знает все его недостатки. Что вы почувствовали в той и другой роли? Как бы вы чувствовали себя на месте этой женщины? Есть ли разница в ваших чувствах и переживаниях? Что вы об этом думаете?

Сейчас я предлагаю вам заполнить таблицу на бланках.

Какая колонка таблицы оказалась больше заполненной? Почему?

Для размышления предлагается таблица с текстом (ответы той же женщины):

Можно размножить на столы или написать на доске.

Достоинства моего ребенка

Недостатки моего ребенка

Каким бы я хотел видеть моего ребенка

Плохо себя ведет

К таблице прилагаются два вопроса:

Классный руководитель. О чем вы подумали, услышав ответы на поставленные вопросы? Не возникло ли у вас ассоциаций с чьим-то опытом? Как чувствует себя ребенок с таким комплексом общепризнанных недостатков, если даже родная мама признает за ним единственное достоинство? Что вы можете сказать о системе воспитания в этой семье?

В жизни нет ни одного человека, у которого были бы только одни достоинства или недостатки, как нет и человека без достоинств и недостатков. Мудрость родителей заключается в том, что, видя то и другое, они соотносят их с эффективностью семейного воспитания. Описанная мама сама сделала вывод о том, что не воспитала в ребенке ничего хорошего. Но ребенок не пустой сосуд. И если в нем не формируются какие-то положительные качества, то возникают вредные привычки и наклонности. Если ребенок ленив, это означает, что в семье его не приучали к труду, если он агрессивен, значит, он не познал доброго отношения. Родители должны хорошо знать достоинства и недостатки своего ребенка, чтобы уравновешивать их, опираясь на положительное, чтобы помочь избавиться от отрицательного. Попробуйте взглянуть на вашего ребенка такими глазами.

Классный руководитель. Кому не хочется получить ответ на этот вопрос! Именно поэтому вам предлагается тест-игра. Желающие могут выполнить тест на бланках.

Инструкция. Отметьте те фразы, которые вы часто употребляете с детьми:

1. Сколько раз тебе повторять!

2. Посоветуй мне, пожалуйста.

3. Не знаю, что бы я без тебя делала.

4. И в кого ты только уродился!

5. Какие у тебя замечательные друзья!

6. Ну на кого ты похож(а)!

7. Я в твое время!

8. Ты моя опора и помощник(ца).

9. Ну что за друзья у тебя!

10. О чем ты только думаешь!

11. Какая ты у меня умница!

12. А как ты считаешь, сынок (доченька)?

13. У всех дети как дети, а ты?

14. Какой ты у меня сообразительный!

Теперь подсчитайте общее количество баллов и дайте ответ. Конечно, вы понимаете, что наша игра лишь намек на действительное положение дел, ведь то, какой вы родитель, не знает никто лучше вас самих.

7-8 баллов - вы живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает вас. Ваши отношения способствуют становлению личности.

9-10 баллов - вы непоследовательны в общении с ребенком. Он уважает вас, хотя и не всегда с вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств.

Классный руководитель. Вот вы и узнали, какой вы родитель, оценили достоинства и недостатки своего ребенка. Но совпадает ли ваше мнение с представлениями ребенка о себе самом?

Для проверки правильности ваших предположений и правильности выбора рисунка своего ребенка обратите внимание на оборотную сторону листка. Изучите мнение ребенка о себе.

Какие чувства вы сейчас испытываете? Как вы думаете почему?

Причиной несовпадения вашего мнения и представления подростка о себе может быть неправильное воспитание в семье.

Классный руководитель. Причины неправильного воспитания весьма различны. Порой это определенные обстоятельства в жизни семьи, чаще - низкая педагогическая культура родителей. В этих случаях может помочь разъяснительная работа и разумная терапия. Нередко основную роль играют нарушения в личности самих родителей. При этом особый интерес для специалиста представляют две группы причин (Э.Г. Эйдемиллер):

1. Отклонение характера самих родителей. Отклонения характера и психопатии нередко приводят к определенным нарушениям в воспитании. При неустойчивой акцентуации характера родитель чаще склонен проводить воспитание, характеризующееся пониженным уровнем требований к ребенку. Эпилептоидная акцентуация родителей чаще других обусловливает жестокий стиль воспитания, доминирование. Стиль доминирования может вызываться либо сенситивным, либо конформным характером родителей. Истероидная акцентуация у родителя приводит к противоречивому стилю воспитания: демонстративная забота и любовь к ребенку при зрителях и эмоциональное отвержение в их отсутствии. В этих случаях необходимо выявить отклонение характера родителей, убедиться, что именно оно играет решающую роль в возникновении нарушений в воспитании. На осознание родителями взаимосвязи между особенностями своего характера, стилем воспитания и нарушениями в поведении подростка направляется в этом случае основное внимание психотерапевта, школьного психолога и педагога.

2. Личностные проблемы родителей, решаемые за счет подростка. В этом случае в основе нарушений воспитания лежит какая-то чаще всего неосознаваемая потребность. Ее-то родитель и пытается удовлетворить за счет воспитания подростка. В этом случае объяснения родителю неправильности его поведения и уговоры изменить стиль воспитания оказываются безрезультатными. Перед психотерапевтом встает нелегкая задача выявить личную проблему родителя, помочь ему осознать ее, снять действие защитных механизмов, препятствующих такому осознанию. Именно эти случаи, как показывает практика, представляют особую трудность для диагностики и коррекции.

Стремление к расширению именно супружеских отношений, как правило, не осознается самой матерью (оно строго табуировано). Это желание проявляется косвенно, в частности, в высказываниях о том, что ей никто не нужен, кроме сына, в характерном противопоставлении идеализированных отношений с сыном и неудовлетворяющих отношений с мужем. Иногда такие матери осознают свою ревность к подругам сына, хотя чаще они рационализируют ее в виде многочисленных придирок к ним.

Для женщин с неразвитым родительским чувством довольно характерны эмансипационные устремления.

Подросток в центре внимания семьи, и семья стремится к максимальному удовлетворению его потребностей. Этот тип воспитания содействует развитию истероидных и гипертимных черт характера у подростка.

Негармоничное семейное воспитание.

Доминирующая гиперпротекция (доминирование + гиперпротекция). Подросток в центре внимания родителей, которые отдают ему массу сил и времени, в то же время лишая его самостоятельности, ставя многочисленные ограничения и запреты. У гипертимных подростков такое воспитание усиливает реакцию эмансипации. При психастенической, сенситивной, астено-невротической акцентуации характера оно усиливает астенические черты.

Эмоциональное отвержение образуется сочетанием пониженной протекции, игнорированием потребностей ребенка и нередко проявляется в жестоком обращении с подростком. В крайнем варианте - это воспитание по типу Золушки. При таком типе воспитания усиливаются черты эпилептоидной акцентуации характера, а у подростков с эмоционально-лабильной, сенситивной и астено-невротической акцентуациями характера могут формироваться процессы декомпенсации и невротические расстройства.

Повышенная моральная ответственность образуется сочетанием высоких требований к подростку с пониженным вниманием к нему родителей, меньшей заботой о нем. Этот тип воспитания стимулирует развитие черт психастенической акцентуации характера.

Безнадзорность. Пониженная протекция + пониженный уровень Удовлетворения потребностей + пониженный уровень требований к подростку + пониженное число запретов. Подросток предоставлен сам себе, родители не интересуются им, не контролируют его. Такое воспитание особенно неблагоприятно при акцентуациях по гипертимному, неустойчивому и конформному типах.

VIII. Подведение итогов собрания

Классный руководитель. Подводя итоги собрания, нужно отметить, что дети во многом ориентируются на своих родителей.

Авторитетные родители - инициативные, общительные добрые дети. Авторитетны те родители, которые любят и понимают детей, предпочитая не наказывать их, а объяснять им, что хорошо, а что плохо, не опасаясь лишний раз похвалить. Они требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. Вместе с тем такие родители не потакают детским капризам.

Дети у таких родителей обычно любознательны, стараются обосновать, а не навязать свою точку зрения, они ответственно относятся к своим обязанностям. Им легче удается освоение социально приемлемых и одобряемых форм поведения. Они более энергичны и уверены в себе, у них лучше развиты чувство собственного достоинства и самоконтроль. Им легче наладить отношения со сверстниками.

Авторитарные родители - раздражительные, склонные к конфликтам дети. Авторитарные родители считают, что ребенку не следует предоставлять слишком много свободы и прав, что он должен во всем беспрекословно подчиняться их воле и авторитету. Они стремятся выработать у ребенка дисциплинированность, не оставляя ему возможности для выбора вариантов поведения, ограничивают его самостоятельность, лишают права возражать старшим, даже если ребенок прав. Жесткий контроль за поведением - основа их воспитания, которое не идет дальше суровых запретов, выговоров и нередко физических наказаний.

У детей при таком воспитании формируется лишь механизм внешнего контроля, развивается чувство вины и страха перед наказанием и, как правило, слаб самоконтроль, если он вообще появляется.

Снисходительные родители - импульсивные, агрессивные дети. Как правило, снисходительные родители не склонны контролировать своих детей, позволяя им поступать как заблагорассудится, не требуя у них ответственности, самостоятельности. Такие родители разрешают детям делать все, что они хотят, вплоть до того, что не обращают внимания на вспышки гнева и агрессивное поведение.

Все это приводит к тому, что у детей не возникает желания усваивать социальные нормы поведения, не формируется самоконтроль и чувство ответственности. Они всеми силами избегают чего-то нового, неожиданного, неизвестного из страха избрать неправильную форму поведения при столкновении с этим новым.

Дополнительный материал

Чтобы воспитать Человека (памятка для родителей)

- Принимать ребенка таким, каков он есть, чтобы при любых обстоятельствах он был уверен в неизменности вашей любви к нему.

- Стремиться понять, о чем он думает, чего хочет, почему ведет себя так, а не иначе.

- Внушать ребенку, что он все может, если только поверит в себя и будет работать.

- Понимать, что в любых проступках ребенка следует винить прежде всего себя.

- Чаще вспоминать, какими были вы в возрасте вашего ребенка.

- Помнить, что воспитывают не ваши слова, а ваш личный пример.

- Рассчитывать на то, что ваш ребенок будет самым лучшим и способным. Он не лучше и не хуже, он другой, особенный.

- Относиться к ребенку как к Сбербанку, в который родители выгодно вкладывают свою любовь и заботу, а потом получают ее обратно с процентами.

- Ждать от ребенка благодарности за то, что вы его родили и выкормили, - он вас об этом не просил.

- Использовать ребенка как средство для достижения пусть самых благородных (но своих) целей.

- Рассчитывать на то, что ваш ребенок унаследует ваши интересы и взгляды на жизнь (увы, они генетически не передаются).

- Относиться к ребенку как к неполноценному человеку, которого родители могут по своему усмотрению лепить.

- Перекладывать ответственность за воспитание на учителей, методические рекомендации, бабушек и дедушек.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: способствовать формированию доверительных и доброжелательных отношений между родителями и детьми.

Задачи: обобщить знания родителей об индивидуальных особенностях подростков;

обозначить проблемы и способы содействия развитию личности детей.

Форма проведения: традиционное собрание с элементами тренинга.

Участники: классный руководитель,, родители 8 класса.

Ход собрания(слайд 1-2)

Воспитание может сделать многое,
но не безгранично.
С помощью прививок можно заставить
дикую яблоню давать садовые яблоки,
но никакое искусство садовника
не сможет заставить её приносить жёлуди.
В.Г.Белинский

Вступительное слово классного руководителя.

Вот сегодня мы и поговорим на эту тему.

Так что же надо знать о своем ребенке?

Однозначный ответ на данный вопрос: о ребенке надо знать все! А поскольку это практически невозможно, надо стараться быть ближе к нему.

Знать, чем он живет, кого и за что любит.

Отчего у него мгновенно портится настроение, и что ему по плечу.

Однако из этого большого набора сведений о ребенке можно выделить и самое важное:

состояние его здоровья,

темперамент (холерик, сангвиник, меланхолик, флегматик),

эмоциональная стабильность или невротичность (повышенная нервная возбудимость),

замкнутость (повадки интроверта),

направленность личности (личностная, деловая, коллективистская).

Мини-лекция на тему "Что надо знать о своем ребенке?"

Иногда нам кажется, что у нас очень хороший ребенок. Мы удивляемся, почему им часто недовольны педагоги, почему никто с ним не дружит. И делаем спасительный вывод: учителя несправедливы, а дети - глупые, невоспитанные. И совершаем роковую ошибку. Чтобы избежать этого, а так же чтобы научно строить семейную педагогику, надо знать возрастные психологические особенности ваших детей. Тогда вы сможете сравнивать возможности и достижения вашего ребенка с требованиями возраста, предполагать их, готовить детей к ним, учитывать особенности и затруднения каждого возрастного периода.

Не раз приходилось слышать от родителей такую фразу: "Я знаю, что нужно моему ребенку!" Такие родители строят жизнь ребенка по своему образцу, а потом удивляются, что эта жизнь не удалась.

Беда в том, что такой стереотип отношений между поколениями сложился у нас в стране давно и крепко угнездился в сознании. Родители считают себя властителями будущей жизни ребенка. Очень часто они программируют систему взглядов, даже профессию своих детей, тем самым, подавляя в них личность и возможность более полно реализовать свои способности!

Родители исходят из того, что ребенок, даже взрослый, не имеет главного - жизненного опыта, а у родителей он есть, и они хотят помочь сыну или дочке избежать ошибок. Возникает такое суждение оттого, что у родителей нет уверенности, что сын или дочь правильно выберут свой путь. Как правило, при таком отношении родители реализуют свои идеи и свои планы в детях и делают это неосознанно. Психологи, изучая мотивы и цели, которые ставили в своей системе воспитания родители, выяснили, что преобладал мотив "пусть мой ребенок реализует то, что мне не удалось осуществить!" А когда у нашего сына или дочки жизнь не получается, мы ищем виноватых в школе, на улице, среди друзей, но не думаем, что виноваты сами.

В детстве закладывается все то, что потом будет составлять суть человека, его личность. Мудрый родитель и педагог подобен архитектору, который, проектируя новое здание, хорошо представляет не только фасад, но и весь интерьер. То, что взрослые вкладывают в ребенка с раннего детства, сохраняется в нем, как в копилке, на долгие годы, переплавляясь в черты характера, качества личности, формируясь в привычки и навыки. Каковы же они, главные законы детства?

Что необходимо ребенку для полноценного развития? (слайд 3)

Если очень кратко, то это нормальные родители, хорошие условия жизни и воспитания, полноценное общение со сверстниками и взрослыми, постоянная, активная, соответствующая возрасту деятельность.

Нарушения нормального развития ребенка наступают, когда нет согласия между воспитателями - папой и мамой, между родителями и педагогами, когда разрушается цепочка преемственности. И тогда происходит то, что называется дезинтеграцией личности. Проще говоря, ребенок уподобляется возу, который тянут в разные стороны. Тогда развитие буксует или отклоняется в сторону.

Линия отклоняющегося поведения нередко берет свое начало в раннем детстве и при стечении неблагоприятных обстоятельств приводит, в конечном счете, к стойкой недисциплинированности, проступкам и другим формам антиобщественного поведения в подростковом возрасте.

Тест №1 "Какой вы родитель".(слайд 4-5)

Кому не хочется получить ответ на этот вопрос! Именно поэтому вам предлагается тест-игра. Отметьте те фразы, которые вы часто употребляете с детьми:

Читайте также: