Конспект урока речевое оформление конспекта

Обновлено: 06.07.2024

Некоторые педагоги испытывают затруднения при оформлении конспектов НОД. Предлагаю вспомнить, как это делается. Начнем мы с титульного листа.

Сверху титульного листа указывается полное название дошкольной организации. Посередине листа пишется тема конспекта, образовательная область, возрастная группа. Ниже названия конспекта справа указывается фамилия, инициалы автора, его должность, № группы. Внизу титульного листа, посередине пишется город, а еще ниже год, когда написан конспект.

Следующий лист начинается с цели НОД. Что такое цель? Цель – это конечный результат, то к чему мы стремимся. Цель рекомендуется определять существительным от глагола: создание условий, формирование, воспитание, укрепление и т. д. Задачи формировать глаголом в неопределенной форме: создавать, укреплять, воспитывать, осуществлять и т. д.

Задача – то, что требует исполнения, решения. Задачи по отношению к цели бывают:

Развивающие (пишется, что будем закреплять, уточнять, не забывая о развитии психических функций и различных свойств).

Воспитывающие (какие умственные, эстетические, морально-волевые качества будут формироваться на данном занятии).

Помните, что каждая новая задача пишется с новой строки.

После задач прописываем, какая велась предварительная работа с детьми (беседы, наблюдение, чтение художественной литературы, куда ходили на экскурсию, что выучили и т. д.).

Следующее что прописываем – методы и приемы (игровой, наглядный, практическая деятельность детей, вопросы к детям словесная, дидактическая игра, использование художественной литературы и т. д.).

Дальше мы прописываем материалы и оборудование – перечисляется, какое оборудование будет использовано на данном НОД (например: магнитофон, фланелеграф, мольберт, настенная доска, кубы, подставки и т. д.).

Затем указываем демонстрационный материал, где перечисляются не только все пособия, но и указываются их авторы, количество, размер.

Описывая раздаточный материал, обязательно перечисляется, какой берется материал с указанием размера и количества.

Далее описывается структура занятия. Указываются части занятия и конкретные методические приемы. Структура занятия состоит из 3 частей:

I. Вводная часть – 3 минуты.

II. Основная часть – 15 минут.

III. Заключительная часть – 2 минуты.

Время занятия зависит от возраста группы.

И, наконец, начинается описание хода НОД. Ход НОД пишется в прямой речи. Обязательно пишутся все слова, которые воспитатель будет говорить, предполагаемые ответы детей, обобщения воспитателя. Если по ходу занятия воспитателю нужно выполнить какие-то действия, это указывается в конспекте.

Надеюсь, эта методическая рекомендация поможет всем воспитателям, особенно молодым, которые только начинают свой путь.

Как написать конспект для НОД в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования Как правильно написать конспект образовательной деятельности с учетом ФГОС ДО? Частый вопрос коллег способствовала подготовке консультации,.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ознакомить с основными приемами сжатия информации текста, правилами сокращения слов, способами выделения и сокращения кон­спектируемого материала.

Формировать умения различать и исполь­зовать при конспектировании основные при­емы сжатия текста (исключение, упрощение, объединение), правильно сокращать слова, ис­пользовать при создании конспекта различ­ные способы подчеркивания и сокращения информации — конспектировать текст раз­личными способами.

Воспитывать речевую культуру учащихся, ответственность за качество усвоения материала.

Этапы урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания.

1. Система верных и неверных утверждений:

Конспект — краткое, но последовательное изложение наи­более ценного в содержании письменного текста или устного вы­ступления. (+)

Информация в тексте делится на главную и второстепен­ную. (+)

В конспекте отражается как главная, так и второстепенная информация текста. (-)

Перед конспектированием письменного текста необязательно прочитывать его полностью. (-)

В конспекте используются сокращения слов. (+)

Выделению главной информации в тексте помогает жирный шрифт. (+)

При конспектировании обязательно записываются примеры. (-)

Конспект может быть сделан в виде плана, цитат, схемы. (+)

Конспект, сделанный в свободной форме, должен содержать план и цитаты. (-)

Плановый конспект может иметь вид таблицы с несколькими графами. (+)

2. Упражнение 39 (2).

III. Изучение нового материала

Ознакомление с основными приёмами сжатия текста (упр. 40 на с.26).

Приём сжатия теста: замена.

Этот приём уместен в данных предложениях, потому что удобно было заменять объёмные фрагменты предложений краткими синонимами.

Графика – раздел науки о языке (=языкознания), в котором изучаются (изучающий) способы обозначения звуков речи на письме (правила написания букв).

Лексика – раздел науки о языке (языкознания), который изучает (изучающий) слова, их значения и употребление в речи.

Фразеология изучает устойчивые сочетания слов (фразеологизмы), их значения и употребление в речи.

Лексикография – раздел науки о языке (языкознания), в котором рассматриваются теоретические и практические вопросы (теория и практика) составления словарей.

Словообразование изучает, из чего состоит слово (состав слова) и как оно образуется (способы образования слов).

Стилистика – учение об оказывающих яркое воздействие на читателя или слушателя (выразительных) средствах языка и их использовании в различных сферах речевого общения.

Риторика – наука об ораторском искусстве (красноречии).

Приём сжатия текста: объединение.

Предлоги, союзы, частиц (=служебные части речи) не называют ни предметов, ни признаков, ни действий, но служат для связи слов и предложений.

Существительные, прилагательные, числительные, глаголы и наречия (=сам. части речи) могут употребляться сами по себе, как слова-предложения, поскольку они имеют лексическое значение.

Местоимение употребляется вместо имени существительного, имени прилагательного, имени числительного (именных частей речи).

Приставка, корень, суффикс, постфикс (словообразовательные морфемы) входят в основу слова.

Физкультминутка

4. Упр. 43 (устно).

Изучение правила сокращения слов на с. 28.

IV. Подведение итогов урока

— Какие бывают конспекты? (Плановый, произвольный.)

— Какие способы сжатия текста используются при составлении конспекта? (Замещение, исключение, совмещение.)

V. Рефлексия

— Понравился ли вам сегодняшний урок?

— Какое задание было для вас самым трудным? самым лег­ким?

VI. Домашнее задание

§ 7. Упр. 46 (конспект текста); под­готовиться к контроль­ному изло­жению

Индивидуальное задание

Текст

Конспект помогает привести мысли в порядок, определить ло­гическую последовательность их изложения, оставить основное и главное, избавиться от попутного и несущественного. Он способ­ствует также лучшему запоминанию материала, ибо в процессе записей включается и зрительная память. Как бы хорошо вы ни изучили материал, как бы ни были уверены в своей способности запоминать прочитанное — пренебрегать конспектом не стоит. Нет другого средства, кроме конспектирования, которое придает речи форму и помогает сохранить ее в момент выступления, чтобы ни волнение выступающего, ни увлеченность какой-либо фразой, ни внезапное забывание не увели в сторону от главной мысли, не при­вели изложение в беспорядок.

Составление конспекта не подчинено каким-либо единообраз­ным правилам. Конспект может быть кратким, может быть более полным, развернутым. Это зависит от насыщенности материала фактами, которые в большом количестве трудно удержать в памя­ти. Точное, неискаженное воспроизведение в речи цитат, крылатых слов и выражений также требует их предварительной записи.

Конспект может быть плановый (он чаще используется при ра­боте с письменными текстами) и произвольный.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема урока: Речевое оформление

монологического высказывания.

1) формировать умение строить монологическое высказывание;

повторение, обобщение и систематизация полученных знаний, умение применять их на практике, подготовка к сдаче устного собеседования по русскому языку;

3) развивать коммуникативные возможности учащихся, вырабатывать навык составления устного высказывания на заданную тему;

4) воспитательные: воспитывать любовь к чтению, уважение к слову, воспитывать любовь к классической литературе.

1)образовательные: расширение и углубление знаний по культуре речи; умение самостоятельно создавать собственное высказывание, обладающее всеми признаками текста, то есть смысловой цельностью и структурной связностью;

2)развивающие: развитие творческой, речевой и мыслительной активности, формирование умения выражать личностно-эмоциональное отношение к теме;

3)воспитательные: формирование таких нравственных качеств учащихся, как ответственность, осознанное отношение к учению, любовь к чтению.

Организационные формы: беседа, групповая работа, индивидуальная работа.

Средства обучения: компьютер, презентация, памятки.

- Здравствуйте, ребята! Поприветствуйте наших уважаемых гостей, пожелайте удачи друг другу. Присаживайтесь, пожалуйста. Сегодня у нас очень важный урок, актуальный, так как на нем вы будете готовиться к экзамену, который называется Устное собеседование. И самая главная задача на данном этапе обучения -подготовиться к этому испытанию.

Постановка цели урока и мотивация учебной деятельности.

- Что вы услышали? (Монолог)

- Действительно, это был монолог Чацкого "И точно начал свет глупеть. " из комедии "Горе от ума" А.С.Грибоедова (отрывок из действия II явления 2).

- Вспомним, что такое монолог? (Монолог – это речь одного человека, обращенная к слушателям или к самому себе. Не предполагает отклика.)

- Ребята, скажите, чем отличается монологическое высказывание Чацкого? (интонацией, выразительностью, богатым словарным запасом, разнообразием синтаксических конструкций, обилием художественных средств).

- Можно ли назвать героя красноречивым? Почему? (он красиво, убедительно говорит, поднимает актуальные проблемы, его интересно слушать).

- Как вы считаете, мы должны уметь также искусно составлять монологические высказывания? (Конечно)

- Тогда назовите тему нашего урока. (Речевое оформление монологического высказывания).

- Исходя из темы, скажите, какую цель поставим перед собой?

Правильно оформить речь при монологическом высказывании

- Какие качества нам помогут в достижении цели? (внимательность, доброжелательность, уверенность, умение слушать, умение красиво говорить).

- Верно, ребята, эти умения необходимы, чтобы успешно пройти устное собеседование по русскому языку. Давайте вспомним структуру экзамена:

Выразительное чтение текста вслух.

Пересказ текста с включением цитаты.

3. Работа в группах.

- Итак, у нас определилось три победителя. Вы награждаетесь медалями лучших знатоков орфоэпии! Всем остальным я дарю орфоэпический словарик для совершенствования своих знаний.

- Раз уж мы начали урок с разговора о художественной литературе и мастерах слова, давайте узнаем еще об одном классике И.С.Тургеневе. У вас на столах лежит текст об этом русском писателе. Подготовьтесь к выразительному чтению. На выполнение задания даю вам 1 минуту.

(В это время один учащийся у доски просклоняет числительное 1847-й)

Задание 1. Чтение текста.

Вам, конечно, знаком человек, изображённый на этой фотографии. Это Иван Сергеевич Тургенев - русский писатель-реалист.

hello_html_5ca3b348.jpg

Выразительно прочитайте текст о И.С.Тургеневе вслух.

У Вас есть 1 минута на подготовку .

- Ребята, возьмите, пожалуйста, оценочные листы и поставьте баллы за чтение. (Чтение текста).

- Хорошо, а сейчас выделите главную информацию и подготовьте пересказ этого текста. Не забудьте уместно и логично включить цитату. На подготовку 2 минуты.

Задание 2.Перескажите текст.

Подумайте, где лучше использовать слова о И.С.Тургеневе в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования

Ф. В. Гладков. Из письма в музей. 1958 г.

- Во время пересказа учащегося поставьте баллы в оценочные листы. (Пересказ текста).

Физкультминутка.

-Немного отдохнем. Встаньте, пожалуйста. Потренируем свой язык для четкого произношения. Хором проговариваем скороговорку, сопровождая ее движениями. Руки в стороны – Кукушка; руки к плечам – кукушонку, руки вверх – купила, руки к голове – капюшон, руки к плечам – как в капюшоне, руки в стороны – он смешон. С каждым разом ускоряемся.

- Присаживайтесь, следующее задание устного собеседования – это монолог. Какие типы речи мы используем при выполнении этого задания? (Описание, повествование, рассуждение).

- Вспомним особенности каждого из этих типов. Чем характеризуется описание? (Изображение каких-либо предметов, лиц, мест, явлений; перечисление признаков или действий; главное лексическое средство - прилагательные.)

- Что характерно для повествования? (рассказ о событиях или действиях во временной последовательности; главное лексическое средство - глаголы).

- Назовите отличительные признаки рассуждения. (Доказательство или объяснение какой-либо мысли; рассуждение о причинах и следствиях событий и явлений)

- Замечательно, эти знания, безусловно, пригодятся при составлении монолога. А какие умения еще нам понадобятся, вспомните начало урока. (Разнообразие лексических средств, использование различных синтаксических конструкций, соблюдение орфоэпических норм.)

- Исходя из этого, давайте создадим памятку по составлению монолога.

Определи основную мысль высказывания.

Продумай план ответа.

Помни об объеме высказывания (не менее 10 фраз).

Используй разнообразные синтаксические конструкции.

Постарайся использовать изобразительно-выразительные средства.

Вырази собственное отношение.

- Молодцы! А теперь в соответствии с данными правилами составим монологи. Работать будем в группах. Каждая команда соответствует типу речи:

- Я предлагаю вам темы для монологов, на работу в группах вам 5 минут. (Работа в группах по составлению монологов).

- В ходе слушания каждой группы не забудьте отмечать баллы.

4. Подведение итогов.

- Молодцы, в целом вы справились с коммуникативной задачей, мы с вами еще на шаг приблизились к званию красноречивого человека, но до совершенства еще далеко, поэтому будем трудиться и дальше. Скажите, пожалуйста, достигли мы тех целей, которые поставили перед собой? Чему мы сегодня научились? (Ответы детей).

5. Рефлексия.

- Очень хорошо! Теперь переверните оценочные листы и запишите 3 главных правила составления монолога, которые вам запомнились, 2 пожелания однокласснику и 1 вопрос, который остался у вас после нашего урока.

6. Выставление оценок.

- Сдайте, пожалуйста, оценочные листы, в соответствии с ними вы получите оценки. Всем спасибо! До свидания!

Выберите удобный метод и повысьте эффективность занятий.


Для чего нужен конспект? Конспектирование — отличная возможность систематизировать знания и запомнить самую важную информацию на уроке, вебинаре или при подготовке доклада. В этой статье мы поговорим о том, как составлять конспекты, используя различные методы.

Что такое конспект

Конспектирование это процесс осмысленной переработки текста, аудио- и видеоматериала с целью улучшить запоминание информации. Написание конспекта позволяет выделить смысловые части, зафиксировать ключевые идеи, выявить закономерности и систематизировать информацию. Конспекты составляются в виде тезисов, выписок, вопросов, в сжатом виде отражающих и уточняющих необходимую информацию.

Виды конспектов

Ведение конспектов существенно облегчает усвоение учебного материала. Выделяют несколько видов конспектов:

  • Плановый конспект строится на основе плана, информация в конспекте раскрывает каждый его пункт.
  • Конспект-схема помогает за счёт схем сформировать логические связи.
  • Текстуальный конспект состоит из цитат, логически связанных между собой.
  • Свободный конспект содержит выписки, тезисы, цитаты.
  • Тематический конспект раскрывает определённую тему, например, отражает хронологию событий.

Методы конспектирования

Существует несколько методов конспектирования, которые подразумевают под собой способы записи конспектов. Остановимся подробнее на самых популярных и эффективных методах конспектирования.

Метод Корнелла

Метод конспектирования Корнелла

В середине прошлого века профессор Корнелльского университета Вальтер Паук разработал метод конспектирования, ставший впоследствии суперпопулярным у студентов. Он так и называется — метод Корнелла.

Когда полезен

Для обработки больших объёмов информации, например, на продолжительных и информативных вебинарах.

Предметы

  • история,
  • обществознание,
  • литература,
  • русский язык,
  • биология,
  • химия,
  • география.

Как использовать этот метод конспектирования:

  • Возьмите лист А4 или обычный тетрадный лист. Проведите две горизонтальные линии: одну вверху (там будет дата и заголовок), вторую — внизу, чтобы под ней можно было записать 5-6 предложений, суммирующих содержание конспекта на этой странице.
  • Затем проведите вертикальную линию и разделите середину листа на две части. Правая колонка должна быть в два раза шире левой.
  • Во время вебинара в правую широкую колонку нужно записывать основные сведения, которые сообщает учитель. Между предложениями лучше оставлять немного пустого пространства, чтобы была возможность в них ещё что-то дописать. После занятия в левую колонку перенесите всю самую важную информацию: правила, формулы, даты, имена.
  • В течение суток после урока заполните нижнее поле, там нужно записать краткое резюме всей лекции.

Методы конспектирования

Метод боксов

Метод боксов при оформлении конспектов

Этот метод составления конспектов схож с предыдущими, но суть в том, чтобы заключать каждый блок темы в небольшие квадраты. Так проще воспринимать информацию, поскольку фокусируешься только на выделенном аспекте темы. Факты не путаются между собой, их легче запомнить.

Когда полезен:

  • при изучении иностранных слов, дат, биографий исторических личностей;
  • для сопоставления нескольких понятий.

Предметы:

  • история,
  • обществознание,
  • литература,
  • русский язык,
  • английский язык.

Как использовать:

Метод нумерации

Суть этого вида конспектирования заключается в том, чтобы присваивать порядковый номер каждой записываемой мысли. При этом тренируется лаконичность и чёткость мышления, а в конспекте потом легко ориентироваться.

Когда полезен метод

Для записывания длинных лекций, особенно если преподаватель порой перескакивает с одной мысли на другую.

Предметы:

  • история,
  • обществознание,
  • литература,
  • русский язык,
  • английский язык,
  • химия,
  • биология,
  • география,
  • геометрия,
  • физика.

Как использовать:

Метод таблиц


Таблицы — это очень наглядно. Их можно использовать не только на истории, но и на других уроках.

Когда полезен:

  • при рассмотрении тем с одинаковыми критериями,
  • при конспектировании большого количества фактов,
  • чтобы свести несколько элементов в одну систему,
  • чтобы разобраться в плюсах и минусах чего-либо.

Предметы:

  • история,
  • обществознание,
  • литература,
  • русский язык,
  • английский язык,
  • биология,
  • география.

Как использовать этот метод написания конспекта:

  • Возьмите тетрадный лист или лист А4 и, расположив его горизонтально, начертите нужное количество столбцов. При вертикальном расположении листа колонки могут получиться слишком узкими, будет неудобно писать.
  • Изучая те или иные темы, вносите данные в соответствующие столбцы.
  • Когда таблица будет готова, отложите конспект на несколько часов, а потом вновь обзорно взгляните на него. Сравните факты и понятия, отметьте сходства и различия, плюсы и минусы, проанализируйте связи.

Метод индексов

Стрелочки, рамки, схемы, таблицы, графики, рисунки и прочие визуальные средства — прекрасные помощники в понимании связей и запоминании ключевых понятий. Используйте их при оформлении конспектов.

Можно вкраплять их в текст или ставить на полях для привлечения внимания. Например, если преподаватель продиктовал незнакомое понятие и не дал определение, можно поставить рядом яркий значок, чтобы потом разобраться с новым термином.

Когда полезен

Когда нужно записывать быстро, но при этом структурировать информацию.

Предметы:

  • история,
  • обществознание,
  • литература,
  • русский язык,
  • английский язык,
  • химия,
  • биология,
  • география,
  • геометрия,
  • физика,
  • информатика.

Как конспектировать методом индексов:

Метод ментальных карт

Метод ментальных карт при написании конспектов

Карта мыслей, на первый взгляд, кажется гораздо сложнее и запутаннее обычного конспекта. В ней ключевая идея находится в центре, а от неё тянутся ветки мыслей и объяснений. Но на самом деле она намного эффективнее: во время составления и отрисовки ментальной карты вы пропускаете информацию через себя и лучше её запоминаете.

Когда полезен:

  • для разбора больших сложных тем,
  • для анализа литературных произведений,
  • при написании эссе,
  • в подготовке докладов.

Предметы:

  • история,
  • обществознание,
  • литература,
  • русский язык,
  • английский язык,
  • биология,
  • география.

Как использовать этот метод ведения конспектов:

  • В центре карты напишите главную мысль. От неё проведите несколько линий и отметьте все ключевые идеи, относящиеся к теме. На эти ветки добавляйте новые пункты, раскрывающие предыдущие, и так далее.
  • Пишите кратко и старайтесь не расширять карту дальше четвёртого уровня. Объединяйте темы из разных веток, добавляйте заметки и идеи. Делайте всё, чтобы не только удобно расположить мысли на карте, но и заставить её работать на вас.

Инструкции по составлению карты мыслей у нас посвящена отдельная статья. Обязательно прочтите и используйте этот эффективный метод создания конспектов!

Надеемся, что наша статья была для вас полезна, и вы поняли основные правила конспектирования. Использование конспектов существенно облегчит ваше обучение и поможет лучше запоминать материал по разным предметам. Теперь вы знаете, как правильно писать конспекты, и сможете успешно применять в учёбе самые эффективные методы конспектирования.

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.


У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.

Читайте также: