Морозные узоры 1 класс конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

3. Развивать воображение и творчество в выборе материалов для рисования.

Ход занятия:

Не дождавшись тепла,

Среди зимнего дня,

Подошла я к цветам,

Но не пахли они.

Для чего ж они выросли,

В зимние дни? (Ответы детей)

Ребята, сегодня я вам расскажу сказку, но не простую, а волшебную. Жила маленькая Капелька на большом белом облаке. Жила она со своими подружками капельками. Летом они прыгали на землю в виде проливного дождя, играли с разноцветной радугой – дугой. А как только наступила зима, скучно им стало. Не разрешало им облако прыгать вниз. Захотела Капелька посмотреть, а что там за облаком. Спрыгнула она вниз и сразу превратилась в красивую Снежинку.

Ребята, подскажите, почему же Капелька превратилась в Снежинку? (ответы детей). Давайте вспомним, что же происходит с водой зимой? (ответы детей).

А теперь послушайте стихотворение и скажите, о чем я сегодня вам расскажу.

Я сегодня поутру не смогла

Оторвать свои глаза от стекла.

Вот опять мне свой сюрприз преподнёс

Этот сказочный художник Мороз.

Предо мной предстало чудо явление -

Художника морозного плодотворения

Он не просто там что - то малюет,

А он сказку на окне рисует.

(ответы детей).

Каждую зиму у нас на окнах происходят чудеса, появляются невероятной красоты узоры! Всегда было интересно, откуда они появляются, и кто их рисует?

Чудесные картины, которые появляются, могут напоминать то прекрасные дворцы, то гирлянды цветов, то ветви елей. Как же появляются эти причудливые морозные узоры на окнах?

Ребята, а как вы думаете, как Мороз эти узоры рисует?

(У Мороза Ивановича есть волшебный посох, он дует на стекла холодом, бросает на окна снежинки, и они приклеиваются к окошку.)

На всех ли окнах появляются морозные узоры? Оказывается, нет. Узоры не появляются на окне, если открыта форточка.

А ведь морозные узоры можно нарисовать самим, для этого даже продаются специальные краски и предлагаются другие варианты разрисовывать или украсить стекло (зубной пастой, белой гуашью, воском или искусственным снегом). Но никто из людей не сможет сделать так затейливо, так волшебно, как это умеет делать природа (или Дед Мороз).

Я вам тоже предлагаю стать помощниками Дедушки Мороза и научиться рисовать морозные узоры. Но сначала предлагаю вам немного размяться.

Рано утором в парк ходили (ходьба на месте)

А потом с горы катились (Волнообразные движения руками)

Веселились и резвились (прыжки на месте)

Холодно гулять зимой (киваем головой)

Побежим скорей домой (возвращаемся на места)

Дети выбирают по своему желанию цвет бумаги для морозного окошка, акварель или гуашь, воск или белила.

Дети приступают к работе. По ходу деятельности педагог обращает внимание детей на плотное заполнение, элементами поверхности листа соблюдая последовательность - от центра к краям.

Напоминает, что узоры должны быть ажурными, легкими.

Индивидуально помогает советом детям, у кого возникли затруднения.

Рассматривание результатов работы.

По окончании свои работы дети с помощью педагога прикрепляют свои работы на окно. Рассматривают работы. Педагог предлагает каждому ребенку рассказать о том, какие узоры они увидели на окне.

Ребята, что интересного сегодня вы узнали? Что понравилось больше всего? Какие приметы вы запомнили? Расскажите о них своим родителям.

Педагог доп. образования

Материалы и оборудование: бумага для акварели, гуашь или акварель, свечка, вологодские кружева, диск с произведениями русских и зарубежных композиторов, образцы морозных узоров, карточки “Порядок выполнения работы”, письмо от Деда Мороза и конверт формата А4, украшенный аппликацией с новогодней символикой.

I. Организационный момент.

II. Постановка цели.

Учитель: Дорогие, ребята! Нам пришло послание от Деда Мороза! Зачитываем письмо:

“Дорогие дети! Лучшие на свете! Я стал совсем старым, не могу придумать новые узоры на окна.
Помогите! Пришлите свои рисунки с узорами! Отправляю вам конверт! Надеюсь на вашу фантазию и выдумку.
Ваш Дед Мороз.”

Поможем Деду Морозу, нарисуем узоры?

Настроиться на фантазию вам поможет стихотворение о Морозе-художнике:

Мороз – художник лучший,
По городу идет.
То щеки нарумянит,
Всех за нос ущипнет
А ночью он, пока я спал,
Пришел с волшебной кистью,
И на окне нарисовал
Сверкающие листья.

– Нарисовать морозные узоры нам помогут вот эти изделия. (Учитель показывает вологодские кружева. Их можно наколоть на ткань синего или черного цвета.)

– Кто знает, как они называются? (Кружево.)

– Да, это – кружево. Их плетут при помощи специального крючка и различных ниток. Этим плетением занимаются во многих русских землях. Особенно на Севере, в Вологодском крае. Судьба у этого вида искусства счастливая. Мы до сих пор используем кружево для украшения наших жилищ и одежды.

– Скажите, какие природные формы мы видим в них? (Листики, цветочки, завитки.)

– Правильно. Народные мастерицы всегда подсматривали у растений формы для изготовления своих изделий!

– Что мы еще можем изобразить в виде морозного узора? (Ответы детей.)

– Сейчас я вам буду загадывать загадки, а отгадки будут ответами на мой вопрос.

1. Лишь белый узор, что плетут кружевницы,

С мерцанием звездочек этих сравнится (снежинки).

– На свете нет ни одной похожей снежинки, но все они возникают по одному правилу. Их лучи располагаются как бы в зеркальном отражении.

(Рисуем на доске снежинку.)

Побелело за ночь всюду
А у нас в квартире чудо
За окошком дом исчез
Там волшебный вырос… (лес)

Правильно можем изобразить лес.

Физкультминутка.

IV. Объяснение этапов работы.

  • Что у вас лежит на столе? (Инструменты художника.)
  • Всеми ли вы умеете работать? (Не умеем свечкой.)
  • Я вас научу, но прежде всего надо определить порядок действий.
  • Как расположить лист бумаги? Горизонтально или вертикально? Вспомните, где и как Мороз рисует свои узоры? (На стеклах, вертикально.) Расположите лист также.
  • А в каких частях окна чаще всего располагаются узоры? (По низу стекла и по бокам.)
  • В какое время суток лучше рассматривать узоры на стекле? (Ранним утром и вечером) Краски какого цвета нам понадобятся? (Синего и белого.)
  • Нет, ребята, белая краска нам сегодня не понадобится, т. к. ее функцию выполнит свечка. Воск свечи не пропускает воду и не окрашивает бумагу. Полосы, проведенные свечкой, останутся белыми.
  • Внимательно выслушайте порядок работы:
    1) Продумайте композицию рисунка.
    2) Нанесите рисунок на бумагу легкими штрихами и линиями.
    3) Карандашный рисунок обведите свечой с сильным нажимом по сухому листу
    4) Покройте лист водой без краски.
    5) Не давая листу просохнуть, равномерно нанесите синюю краску.
    (На доску помещаются карточки с поэтапным изображением работы: карандаш, свечка, стакан с кисточкой, баночка с синей краской.)

V. Приступаем к работе.

На доску учитель помещает образцы рисунков.

1. Звучит подборка классических произведений (тихо).
2. Учитель указывает на ошибки детей.

Ребята, кто выполнит работу, относит ее и прикрепляет с помощью магнита на доску. Это наша выставка.

В конце урока мы полюбуемся на свои рисунки.

VI. Подведение итогов. Выставка. Анализ работ.

1. Какие работы вам понравились больше всего? Почему? Объясните.

(Анализ работ.)

2. Получили ли вы удовольствие от работы на уроке?

– Что нового узнали о работе художника?
– С каким народным творчеством познакомились?
– Какие инструменты художника вы знаете?
– А какой из них для вас новый?

Что было самое интересное на уроке?

Дом задание: рисовать дома с родителями свечкой

А сейчас мы возьмем свои рисунки, с обратной стороны напишем свои пожелания Дедушке Морозу и отправим в этом сказочно красивом конверте.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

МОБУ СОШ с. Авдон

Урок изобразительного искусства

в 1 классе на тему

Учитель Иванова Н.А.

Вид занятия : рисование по памяти и представлению (по заранее заготовленной форме)

Тип урока : ознакомление с новым материалом и техникой выполнения работы

Методы: диалогическое изложение, интеграция, учебный диалог.

Задачи цели :

образовательная:

научить преобразовывать реальную форму в сказочную. Выражать свои чувства, изображать красоту окружающего мира.

развивающая:

- Эмоциональное восприятие природы в различных ее состояниях

- Развитие творческого воображения

- Наблюдение красоты природы.

Воспитывающая:

Воспитывать интерес к произведениям искусства, окружающему миру, музыке, литературным произведениям.

Результаты освоения материала:

Личностные: Овладевать первичными навыками изображения на плоскости, развитие самостоятельности.

Предметные : овладение приёмами и техникой работы с воском и акварелью

Метапредметные : связь с музыкой (прослушивание музыкальных произведений), естествознанием (знакомство с происхождением природного явления иней), литературой (прослушивание стихотворений о зиме).

Формы организации работы детей:

- просмотр слайдов, знакомящих детей с зимними явлениями природы

- фронтальная работа со слайдами и картиной, отгадывание загадок

- прослушивание музыкальных произведений.

- рассматривание фото и ответы на вопросы по теме.

Форма работы на уроке - индивидуальная.

Оборудование:

Для учеников: акварель, парафиновые свечи, кисти, салфетки, банка с водой, формы окон.

Панно на доске - старые дома без окон.

Для учителя - мультимедийный проектор, ноутбук, экран, доска.

Литература: Загадки, стихи о зиме.

Организационный момент.

- Прозвенел опять звонок,

Беседа по теме урока.

- Прошли новогодние праздники, исчезли из наших классов чудесные украшения, позади сильные морозы, на улице потеплело. Вся природа в ожидании весны. Но так не хочется расставаться с зимней сказкой, с белоснежной красотой русской зимы, которую воспевали в своих произведениях поэты, художники и музыканты. Да и мы с вами много говорили о зиме: рисовали, учили песни, любовались зимними пейзажами во время экскурсии…

- Давайте вспомним, как приходит зима в природу. ( Наступает похолодание, выпадает снег, замерзают водоёмы, птицы улетают …)

- Тихо приходит зима. Как в сказке, за одну ночь она, покрывает снегом дома и деревья, заморозит лужи, озера и реки. Проснешься однажды утром и вдруг увидишь, что все за окном изменилось.

- Я приглашаю вас сегодня в гости к зиме. Давайте посмотрим, как удивительно красиво зимой в нашем крае, в Башкортостане. (Слайды 2, 3, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 )

(Учитель комментирует увиденное на слайдах) (Музыкальное сопровождение)

- Это изображение вам ничего не напоминает? Это вид из нашего окна (Слайд 10)

- Да, ребята, зима в полной силе. Все заколдовала!

- А как в народе зиму называют?

- В народе зиму ласково называют Зимушкой, Боярыней, Царицей, Волшебницей!

- Зимой происходят разные чудеса, похожие на сказку. Я вам сейчас загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать, о каких чудесах в них идёт речь?

- Побелело за ночь всюду,

Да и в нашем классе чудо.
За окошком лес исчез –

Там волшебный вырос лес!

- Что это за волшебный лес? (Морозные узоры на окне) (Слайд 11 )

( Если дети не справляются, можно загадать ещё одну загадку:

- Замечательный художник

У окошка побывал.
Отгадайте-ка ребята,

Кто окно разрисовал? ( Дед Мороз)

Постановка темы урока.

- Кто догадался, какая у нас сегодня тема урока?

Постановка задачи урока.

- Вам нравится рассматривать снежинки или оконное стекло, покрытое ледяными узорами?

- Многие верят, что такие чудеса случаются, если в окно заглянул сам Мороз Иванович (Слайд ), пролетая над Вашим городом. От его холодного дыхания и распускаются на окне чудесные ледяные цветы, вырастают морозные веточки и листочки. Интересно заглянуть в такое окошко, когда в доме горит свечка.

- Но однажды, пролетая над одним городом, Мороз Иванович рассердился на его жителей зато, что они слишком радовались предстоящей весне. Он заколдовал этот город, лишил его зимней красоты . (Открыть на доске изображения домов без окон)

- Город стал мрачным, не слышны были детские голоса, не горели в окнах свечи, даже окна и те исчезли, чтобы люди не видели зимней красоты. Скучная жизнь началась в этом городе.

Физкультминутка (Слайд 13. Музыкальное сопровождение)

- Представьте себе, что мы оказались в этом городе. Встаньте.

- Дует ветер, колышутся деревья.

- Покажите, как дует ветер, как клонит деревья в разные стороны, как кружат снежинки.

- Ветер стихает. Садитесь.

- Ребята, а вам жалко этих жителей?

- Давайте им поможем, вернем зимнюю красоту в город.

- Нарисуем для начала окна.

- А может кто-то из вас подскажет, какие лучше нарисовать окна?

- Молодцы! Конечно в узорах, морозные!

- Это и будет задачей нашего урока. Нарисовать морозные узоры на окне.

- А вы видели настоящие морозные узоры? (Да, нет)

Давайте вместе полюбуемся морозными узорами. ( Просмотр слайдов 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23. Музыкальное сопровождение)

(Учитель комментирует)

- Что они напоминают? На что похожи? (лес, горы, цветы, птицы, ветки).

- В морозных узорах можно увидеть волшебные сады, в которых растут необыкновенные деревья и цветы. В таком саду можно встретить колосок, пёрышко, астру и хризантему, веточки ели или сосны.

- Ребята, вы знаете, как появляются узоры на окнах?

- Наука физика объясняет это так: Теплый воздух, выдыхаемый нами, содержит капельки воды. Когда воздух соприкасается с очень холодным окном, капельки воды замерзают, превращаясь в ледяные кристаллики. Они то и образуют сложный морозный рисунок.

Работа над темой урока.

- Какого цвета морозные узоры? (белые, голубые, синие)

Морозные узоры только на первый взгляд кажутся белыми, они переливаются всеми цветами радуги. Но всё же преобладают холодные цвета . Это - синий, голубой, фиолетовый, сиреневый. А почему они холодные? С чем их можно сравнить? (со снегом, льдом, морозом).

( Слайд 24)

- Давайте поиграем! Перед вами будут появляться круги.

- Если они холодные - хлопаем, если тёплые - топаем .

- Назовите, какие цвета можно использовать для рисования морозных узоров.

Творческая работа.

- Обратите внимание, на столах у вас лежат листы в форме окон, на них нам нужно будет изобразить морозные узоры. Сегодня мы будем изображать морозные узоры с помощью смешанной техники (воска и акварельных красок). Посмотрите на свои столы. Какие инструменты художника у вас лежат на столах? (кисти, краски, свечки)

- Что необычного появилось у нас?

- Ребята, сегодня мы будем работать с необычным материалом - свечой. Мы привыкли её использовать, чтобы в доме стало светлее. Но сегодня она послужит совсем в других целях. Воск свечи не пропускает воду и не окрашивает бумагу. Полосы, проведенные свечкой, остаются белыми и прозрачными. Это свойство свечи мы и будем использовать в работе.

- В живописи такой способ рисования узоров при наложении нескольких слоев, называется МУАРОВЫМ.

Объяснение и показ этапов работы.

- Внимательно послушайте и посмотрите на порядок работы.

(Во время объяснения и показа на доску помещаются карточки с поэтапным изображением работы: простой карандаш, свечка, баночка с синей краской и кисточка )

Простым карандашом на модель окна наносим рисунок в виде узора. Линии рисуем четкие.

Обводим эти линии свечой с нажимом. Желательно, что бы линии получались не тонкие.

Равномерно наносим кисточкой на модель окна краску холодных тонов. Синюю, голубую или сиреневую краску.

- Я специально не закрашиваю свою модель, чтобы этот этап работы остался для вас сюрпризом.

Практическая работа учащихся .

(Слайд 25.Музыкальное сопровождение)

Учащиеся выполняют работу самостоятельно. Учитель оказывает индивидуальную помощь. В завершении работы дети прикрепляют окна на дома.

Подведение итогов.

Эстетическая оценка .

- Вы расколдовали город! Посмотрите, какой он получился яркий и красивый! Ваши узоры похожи на настоящие .

- В окнах домов снова зажгутся свечи. Жизнь в этом городе станет прежней . (Слайд 26)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вид занятия: рисование по памяти и представлению.

Тип урока: ознакомление с новым материалом

Методы: диалогическое изложение, интеграция, учебный диалог.

Задачи цели:

- научить преобразовывать реальную форму в сказочную. Выражать свои чувства, изображать красоту окружающего мира.

- эмоциональное восприятие природы во всех ее состояниях;

-развитие творческого воображения. Наблюдение красоты природы, умение переработать ее основе фантазии.

-воспитывать интерес к произведениям искусства, окружающему миру, музыке.

Когнитивная задача

- Развивать внимание, восприятие, воображение, умение анализировать, сравнивать, обобщать, развитие речи.

- Знакомство с техникой изображения воском и акварелью.

-Создание морозного узора .

Приобретаемые навыки детей:

Узнавать зимние явления природы.

Формы организации работы детей:

Просмотр слайдов, знакомящих детей с явлениями природы,

фронтальная работа со слайдами , отгадывание загадок,

прослушивание музыкального произведения. Знакомство с пословицами и объяснение их смысла, рассматривание рисунков и ответы на вопросы по теме. Работа в основном индивидуальная.

Формы организации работы учителя:

Организую эмоциональный настрой учащихся, ввожу детей в тему урока, обобщаю ранее полученные знания, организую беседу по картине и слайдам, анализирую и дополняю ответы детей, читаю стихи .

Оборудование:

Для учеников: акварель, восковые мелки, кисти, салфетки, банка с водой.

Формы окна, занавески.

Словарик: злая, печальная, белая, добрая, могучая, красивая, нежная, синяя, лютая, холодная

Для учителя - ИКТ, слайды, переносная доска (окна)

Литература: Загадки, стихи о зиме, отрывок из сказки.

Беседа по теме урока

Постановка темы урока

Постановка задачи урока

Подведение итогов урока

Организационный момент.

Дети занимают свои места.

Беседа по теме урока.

читаю стих. А.С. Пушкина)

-Мне бы хотелось начать урок со стихотворения А.С.Пушкина:

Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл,- и вот сама

Идет волшебница зима.

Пришла, рассыпалась; клоками

Повисла на суках дубов,

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов,…

О чём это стихотворение? О приходе Зимы

Когда можно сказать, что зима наступила?

Когда выпал снег, замерзают лужи, холодно.

-А что такое снег? (Ответы детей)


- ГДЕ РОЖДАЕТСЯ СНЕГ?

Снег- это много, очень много красивых снежинок; они падают и надают с высоты на землю, на деревья, на крыши домов —


чистые, хрупкие, сверкающие.
Они тоже падают из туч, как и дождь, но только образуются не совсем так, как дождь!
Где-то, помнится мне, я читала об одном удивительном случае, который произошел в давние времена в Петербурге). Этот случай произошел еще во времена Петра I, на одном придворном балу. В зале было так душно, что от спертого воздуха некоторые дамы с тали падать в обморок, и один находчивый кавалер шпагой выбил окно. В залу ворвалась свежая струя морозного воздуха, и. неожиданно для всех в комнате повалил снег, прямо хлопьями!
В те времена, да и много позднее, ученые не могли объяснить себе это странное явление. Потому что долгое время никто не знал, как рождается снег!
Раньше думали, что снег — это замерзшие капельки воды. Думали, что идет он из тех же туч, что и дождь. И вот не так давно была разгадана тайна рождения снежинок, и тогда узнали, что снег никогда не родится из капелек воды. Капельки воды могут стать градинками, комочками непрозрачного льда, который идет иногда летом вместе с дождем или во время грозы. Но капельки воды никогда не превращаются в снежинки, красивые шестиугольные звездочки. Все бывает совсем по-другому.
Водяные пары поднимаются очень высоко над землей, где царит сильный холод, и сразу же из водяных паров образуются крохотные льдинки-кристаллики. Это еще не те снежинки, какие падают на землю, они еще очень малы. Но шестиугольный кристаллик все время растет, развивается и наконец, становится удивительно красивой звездочкой. Снежинки медленно-медленно опускаются, они собираются хлопьями и падают на землю.
Когда была разгадана тайна рождения снежинки, стала понятна удивительная петербургская история со снегом.

В зале, где скопилось много водяных паров, произошла кристаллизация этих паров, они превратились в снежинки, как только соприкоснулись с морозной струей воздуха, который ворвался с улицы через разбитое окно.

-Давайте полюбуемся снежинками и послушаем хорошую песенку

-Тихо приходит зима. Как в сказке, за одну ночь она, покрывает снегом дома и деревья, заморозит лужи, озера и реки. Проснешься однажды утром и вдруг увидишь, что все за окном изменилось.

. Слайд 5 (картины природы)

-Вам нравится такая природа?

Вот так любуясь красотой природы, у людей появляется желание передать эту красоту в стихах, музыке и живописи.

Многие художники посвятили свои работы этому чуду природы.

-Ребята, отгадайте загадку?

-Кто без кисти и краски зимой рисует Сказки?

(мороз рисует сказочные узоры)

Невидимкой, осторожно

Он является ко мне,

И рисует, как художник,

Он узоры на окне.

Это – клён, а это – ива,

Вот и пальма предо мной.

Как рисует он красиво

Белой краскою одной!

(Мороз)

-Что рисует мороз белой краской? А где он рисует?

Морозные узоры, на окнах

3. Постановка темы урока.

Ребята, как можно назвать тему сегодняшнего урока?

Слайд 6. (тема урока)

Ну, а мы идём дальше, подходим поближе к опушке, и что мы видим Сказочный дворец.

Слайд 7.

В этом дворце живет Мороз. Посмотрите, как дворец блестит и сверкает. Он вам нравится?

Вы обратили внимание, что у нас в классе появились говые окошки?

4. Постановка задачи урока :

- Давайте украсим нани окошки узорами, чтобы они сверкали и переливались узорами. Тогда наш класс станет сказочным и красивым.

Итак, задача нашего урока:

Нарисовать и украсить окошки узором.

-Но рисовать мы будем не просто окошки, а морозные, в узорах.

Какого цвета морозные узоры? (белые, голубые)

Морозные узоры только на первый взгляд кажутся белыми, они переливаются всеми цветами радуги. Но всё же преобладают холодные цвета: синий, голубой, фиолетовый, сиреневый.

А вы видели настоящие морозные узоры? (Да, нет)

-Рассмотрите морозные узоры

Что они напоминают? (лес, горы, цветы)

Чем они отличаются от простых узоров на предметах?

(Цветом, причудливыми формами)

Конечно цветом, формой, а ещё они на солнце серебрятся.

Морозные узоры напоминают волшебные сады, в которых растут необыкновенные деревья и цветы. В таком саду можно встретить колосок, пёрышко, астру и хризантему, веточки ели.

Ребята, вы знаете, как появляются узоры на окнах?

Может быть вот так?

Теплый воздух, выдыхаемый нами, соприкасается с очень холодным окном, замерзая, превращается в ледяные кристаллики. Они то и образуют сложный рисунок. Так как в воздухе есть невидимые капли воды.

5. Физминутка.

Звучит музыка

-Представьте, что мы в сказочном лесу, идёт снег, дует ветер, калышатся деревья.

Встаньте, покажите, как дует ветер и клонит деревья в разные стороны, как кружат снежинки.

Ветер утихает, утихает. Садитесь.

6. Творческая работа

-Обратите внимание, на столах у вас лежит бумага. Сегодня мы будем изображать не просто узоры, а морозные узоры с помощью смешанной техники (воск и акварель).

Показываю способ работы с применением восковых мелков и акварели.

Напоминаю о холодных цветах красок.

Далее ребята выполняют работу самостоятельно.

7.Эстетическая оценка. Обзор работ.Выставка.

Мы разрисовали наши окошки, придумывая свою сказку, сказку узора.

Какой узор наиболее похож на настоящий? Почему?

Найдите самый красивый морозный узор, Подберите к нему слова описания.

Читайте также: