Введение в науку о языке конспект

Обновлено: 07.07.2024

Введение в языкознание, Конспект лекций, Заскока С.А., 2009.

Языкознание как наука.
1. Языкознание - наука о языке, его происхождении, свойствах и функциях, об общих законах строения и развития всех языков мира.
Выделяются общее и частное языкознание.

2. Предмет языкознания:
сущность языка;
его происхождение и основные функции;
соотношение языка и мышления, языка и объективной действительности;
типы языков;
организация их языковых уровней;
классификация языков.

3. Предмет общего языкознания — общие законы организации, развития и функционирования языков.
В рамках общею языкознания находится типологическое языкознание, которое изучает языки в сопоставительном тише, выявляет общие закономерности их развития и функционирования.
Общие признаки всех языков мира:
язык - достояние отдельного коллектива (народа или нации), в жизни которого он выполняет две основные функции — познания и человеческого общения;
язык состоит из звуков, которые образуют слова и выражают мысли людей;
высказывание в любом языке членится на элементы, которые повторяются в составе других высказываний;
язык обладает набором повторяющихся элементов и правилами их соединения в высказывания.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема урока: Введение. Язык и языкознание.

Цели урока : осознавать роль языка в жизни человека, важность умений общаться; получить представление о языке как знаковой системе: о лингвистике как науке, о видах речевой деятельности.

Планируемые образовательные результаты:

Личностные:

понимать связи развития языка с развитием культуры русского народа;

положительно относиться к познавательной деятельности,

приобретать новые знания,

овладевать новыми умениями,

соверше нство ва ть имеющие ся.

Метапредметные:

п ринимать и сохранять учебную задачу,

п ланировать необходимые действия, действовать по плану ,

выполнять самопроверку или взаимопроверку учебного задания; выполнять учебное задание в соответствии с целью;

о сознавать поставленную задачу, читать и слуша ть, извлекать нужную информацию,

определять значимость речи в общении и обосновывать своё суждение; различать предложения по цели высказывания, эмоциональной окраске и обосновывать своё суждение;

формулировать понятные для партнёра высказывания; согласовывать по зиции и находить общее решение,

з адавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, обосновывать свою точку зрения

осознавать роль языка в жизни человека, важность умений общаться. Получить представление о языке как знаковой системе; о лингвистике как науке, о видах речевой деятельности.

Основные понятия: язык как система знаков и средства человеческого общения.

Оборудование для учителя : учебник, экран, проектор, презентация.

Оборудование для учащихся : учебник, карточки, экран, проектор, презентация.

Тип урока : урок актуализации знаний и умений, приобретенных в начальной школе.

Учебник для общеобразовательных учреждений. Русский язык. 8 класс. В 2 ч. Ч.1/ Л.М. Рыбченкова, О.М.Александрова, А.В.Глазков, А.Г.Лисицын.

I . Организационный момент.

-проверка готовности класса к уроку;

Мобилизация: определение темы урока и постановка учебной задачи.

Здравствуйте, мои ученики! Меня зовут Ирина Анатольевна. И начнём мы наш урок со смешных картинок.

v Что, на ваш взгляд, объединяет эти картинки? (Язык)

v Запишите это слово в тетради.

v Подберите к нему синонимы ( ведать, быть знакомым (осведомленным), иметь понятие (сведения) о чём-то, находиться в курсе чего-либо)

v Ваши предположения: как звучит тема сегодняшнего урока? (Язык и языкознание)

I . Организационный момент.

II .Повторяем цели и задачи.

III . Целеполагание

Расшифровка для учеников:

v Что вам известно о такой науке, как языкознание?

v Что вы хотите узнать? (Называется цель урока)

v К двум последним словам мы обратимся в конце урока

III . Актуализация знаний и умений: осознание недостаточности имеющихся знаний

1. Работа с учебником (стр. 4)

v Давайте заглянем в учебник (стр. 4) и найдём ответ на интересующий нас вопрос: что же такое языкознание?

v Запишите новое слово в словарики, которые мы с вами будем вести.

v Прочитайте вопросы, напечатанные вверху страницы, обсудите их в парах и дайте ответ.

Вопросы, данные в учебнике:

Можно ли общаться без помощи слов? Как вы себе это представляете?

v Всем: Пользуясь учебником на стр. 4, запишите в тетрадях, что же такое язык

Запись в тетрадях:

Язык в широком смысле – система знаков и обозначений.

Язык в узком смысле – средство человеческого общения.

В языке отражены история народа, его культура, его обычаи.

Язык нужен, чтобы общаться, думать, выражать мысли, эмоции.

ЯЗЫК



система знаков средство общения отражение истории, средство для

и обозначений культуры, обычаев человека общения,

выражения чувств и эмоций

IV . Физкультминутка

v Я, не произнося ни слова, показываю вам движения, а вы их повторяете. Договорились?


III . Совершенствование умений работать с информацией, представленной в разных видах.

v Скажите, что помогло вам понять меня, ведь я не произнесла ни слова? (мимика, жесты)

v Легко ли общаться без помощи слов так, чтобы вас поняли окружающие?

v Давайте проверим, легко ли выжить человеку, потерявшему умение общаться, разговаривать.

v Перед вами текст сказки. Ваши гипотезы по поводу ваших дальнейших действий? (цель: прочитать сказку)

ЧТО ДАЛЬШЕ?

3 *30 мин

I . Организационный момент.

II . Закрепление.

v Ваши версии, чем закончится сказка?

v А теперь послушайте продолжение сказки

Первым возвратился домой слепой и тут же прозрел. Гораздо позже вернулся глухой и сразу же стал слышать.

А тот, кто потерял способность говорить, совсем не вернулся.

v - Почему же не смог вернуться домой немой брат? Аргументируйте свое мнение.

v Была ли решена поставленная в начале урока задача?

v Оцените свою работу по критериям: готовность к уроку, активность на уроке, записав в тетрадях слово «самооценка и поставив себе оценку за устную работу на уроке. Письменную работу я проверю сама, поэтому сдайте мне свои тетради.

VII . Домашнее задание

1) выучить, что такое языкознание

2) Прочитайте греческую притчу о языке и Эзопе

На выбор (одно из заданий):

1) Инсценируйте её (герои: Ксанф, Эзоп, автор) (одна группа в три человека)

2) Письменно ответить на вопросы: почему баснописец Эзоп в одном случае говорит, что лучше языка ничего на свете нет, в другом – утверждает, что язык – это самое худшее, что есть на свете? Как понять это противоречие?

3) Письменно ответьте на вопрос: зачем человеку язык?

Короткий самоанализ: что получилось? Что не получилось?

___________________________________________________________

__________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

Притча о языке и Эзопе.

Знаменитый баснописец Древней Греции Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф захотел пригласить гостей и приказал Эзопу приготовит самое лучшее. Эзоп купил языки и приготовил из них три блюда.

- Почему ты, Эзоп, подаешь только языки.

- Ты велел купить самое лучшее. А что на свете может быть лучше языка! При помощи языка строятся города, развивается культура народов. При помощи языка мы изучаем науки и получаем знания, при помощи языка люди могут объясняться друг с другом, решать различные вопросы, просить, приветствовать, мириться, давать, получать, выполнять просьбы, вдохновлять на подвиги, выражать радость. Ласку, объясняться в любви. Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка”.

Такое рассуждение пришлось по сердцу Ксанфу и его гостям.

В другой раз Ксанф распорядился:

- Иди, Эзоп, снова на рынок и приобрети к обеду самое худшее.

Эзоп опять пошел покупать языки. Все удивились этому.

Тогда Эзоп начал объяснять Ксанфу:

- Ты велел мне сыскать самое худшее. А что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друг друга, посредством языка можно лицемерить, лгать, обманывать, хитрить, ссориться. Язык может сделать людей врагами, он может развязать войну, он приказывает разрушать города и даже целые государства, он может вносить в нашу жизнь горе и зло, предавать, оскорблять. Может ли быть что-нибудь хуже языка?!

Главные цели и задачи курса:

1) познакомиться с основами теории языка;

2) дать представление о языке как средстве общения и о языке как о знаковой системе;

3) объяснить происхождение языка и закономерности его развития;

4) дать очерк основных разделов общего языкознания;

5) развить навыки лингвистического мышления и владения специальной терминологией;

6) рассмотреть классификацию языков народов мира.

Языкознание, языковедение, лингвистика - наука, изучающая языки (существующие, существовавшие, могущие существовать в будущем), а тем самым язык вообще.

Языкознание (языковедение, лингвистика) - наука о естественном языке вообще и обо всех языках мира как индивидуальных его представителях.

На свете, по последним данным (Горячие точки в лингвистике // ВЯ, 1996. № 2), еще существует около 6 тыс. языков, на которых все еще говорят люди. Но, по последним оценкам, только 10 процентов из них уцелеет к концу столетия. Сотни языков уже вымерли, и этот процесс трагическим образом все больше и больше ускорялся во второй половине 20 в. Число языков мира достигло своего наибольшего количества в 15 в. н. э., то есть до того как началась колонизация Африки, Америки, Австралии. С тех пор возобладали силы, стирающие языки с лица земли. На данный момент ежегодно вымирают около десятка языков. Является ли этот процесс желанным или прискорбным, но ясно одно: сохранение языкового многообразия является одной из коренных задач лингвистики.

Следует различать практическое знание языков и научное их изучение. Говорить на многих языках еще не означает быть языковедом (лингвистом). Для него важно научное понимание языка, хотя бы единственного.

План лекции

Главные цели и задачи курса:

1) познакомиться с основами теории языка;

2) дать представление о языке как средстве общения и о языке как о знаковой системе;

3) объяснить происхождение языка и закономерности его развития;

4) дать очерк основных разделов общего языкознания;

5) развить навыки лингвистического мышления и владения специальной терминологией;

6) рассмотреть классификацию языков народов мира.

Языкознание, языковедение, лингвистика - наука, изучающая языки (существующие, существовавшие, могущие существовать в будущем), а тем самым язык вообще.

Языкознание (языковедение, лингвистика) - наука о естественном языке вообще и обо всех языках мира как индивидуальных его представителях.




На свете, по последним данным (Горячие точки в лингвистике // ВЯ, 1996. № 2), еще существует около 6 тыс. языков, на которых все еще говорят люди. Но, по последним оценкам, только 10 процентов из них уцелеет к концу столетия. Сотни языков уже вымерли, и этот процесс трагическим образом все больше и больше ускорялся во второй половине 20 в. Число языков мира достигло своего наибольшего количества в 15 в. н. э., то есть до того как началась колонизация Африки, Америки, Австралии. С тех пор возобладали силы, стирающие языки с лица земли. На данный момент ежегодно вымирают около десятка языков. Является ли этот процесс желанным или прискорбным, но ясно одно: сохранение языкового многообразия является одной из коренных задач лингвистики.

Следует различать практическое знание языков и научное их изучение. Говорить на многих языках еще не означает быть языковедом (лингвистом). Для него важно научное понимание языка, хотя бы единственного.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Литературный язык – общенародный язык письменности, язык официальных и деловых документов, школьного обучения, письменного общения, науки публицистики, художественной литературы, всех проявлений культуры, выражающихся в словесной форме (письменной и устной). Литературный язык – это язык литературы в широком понимании. Он составляет основу национального языка и обязан сохранять свое внутреннее единство при различии используемых средств выражения. Норма языка — это общепринятое употребление языковых средств, правила, определяющие образцовое использование. Мне близка проблема охраны литературного языка и его норм, что непосредственно является одной из основных задач культуры речи.

Современный русский язык является не только национальным языком русского народа, но и основой культуры речи каждого человека..

Положение русского языка в современном мире

Чтобы определить положение русского языка в современном мире и отношение к нему со стороны народов других стран, необходимо осмыслить те социальные, политические, экономические явления, которые происходили в нашей стране.

В XX веке Россия пережила два крупных потрясения: революционный переворот в 1917 г. и перестройку 90-х гг. В результате революции было создано мощное тоталитарное государство СССР со всеми характерными для него атрибутами. Перестройка привела к распаду СССР, восстановлению Российской Федерации как самостоятельного государства, демократизации общества, утверждению гласности, открытости межгосударственных связей и отношений.

В первый период необыкновенно возрос интерес к русскому языку во всем мире. Его стали воспринимать как язык великой державы, многовековой культуры и богатейшей литературы, как один из самых информативных языков (60–70% мировой информации публикуется на английском и русском языках).

Советское государство многое сделало для усиления роли русского языка как одного из языков мирового значения. Во всех республиках СССР было немало школ, в которых все преподавание велось на русском языке. С 1938 г. русский язык как обязательный предмет изучался во всех национальных школах..

После распада СССР, когда союзные республики стали самостоятельными государствами, произошла переоценка многих прежних ценностей, что привело к заметному снижению интереса к русскому языку в этих государствах.

Выделяются три основные функции языка:

– познавательная (когнитивная, гносеологическая);

Ещё с древних времён известно о магической функции языка. Это связано с представлением о том, что некоторые слова, выражения обладают магической силой, способны изменять ход событий, влиять на поведение человека, его судьбу. В религиозном и мифологическом сознании такой силой прежде всего обладают формулы молитв, заклинаний, заговоров, ворожбы, проклятий.

Поскольку язык служит материалом и формой художественного творчества, то правомерно говорить о поэтической функции языка. Таким образом, язык выполняет самые разнообразные функции, что объясняется его использованием во всех сферах жизни и деятельности человека и общества.

С литературным языком тесно связано понятие культуры речи. Умение четко и ясно выразить свои мысли, говорить грамотно, умение не только привлечь внимание своей речью, но и воздействовать на слушателей, владение культурой речи – своеобразная характеристика профессиональной пригодности для людей самых различных профессий: дипломатов, юристов, политиков, преподавателей школ и вузов, работников радио и телевидения, менеджеров, журналистов.

Культурой речи важно владеть всем, кто по роду своей деятельности связан с людьми, организует и направляет их работу, ведет деловые переговоры, воспитывает, заботится об их здоровье, оказывает людям различные услуги.

Что такое культура речи? Под культурой речи понимается:

– соблюдение этики общения;

– владение нормами литературного языка в его устной и письменной формах

– умение выбрать и организовать языковые средства, которые в определенной ситуации общения способствуют достижению поставленных задач коммуникации.

Таким образом, культура речи содержит три составляющих компонента: нормативный, коммуникативный и этический.

К коммуникативным качествам речи, которые оказывают наилучшее воздействие на адресата с учетом конкретной ситуации и в соответствии с поставленными целями и задачами, относятся: точность, понятность, богатство и разнообразие речи, ее чистота, выразительность.

Таким образом, проблема русского литературного языка как основы культуры речи русского народа остается открытой. Она будет решена только тогда, когда каждый научится уважать себя и с уважением относиться к другим, когда научится защищать свою честь и достоинство, когда станет личностью, когда неважно будет, какую должность он занимает, каков его статус. Важно, что он гражданин Российской Федерации.

Повышение культуры устной и письменной речи, забота о правильности и чистоте речи должна быть обязательной для человека, выступающего публично. Особо следует обращать внимание на культуру речевого общения в быту. Важно всегда говорить правильно, точно, ясно и понятно, уметь четко формулировать мысли, образно и эмоционально выражать свое отношение к предмету речи.

Таким образом, изучив актуальные проблемы культуры речи, определив место русского языка в современном многонациональном мире, изучив нормативные, коммуникативные, этические аспекты культуры речи, я пришла к выводу, что русский литературный язык является основой культуры речи каждого человека.

Читайте также: