Введение в науку о языке конспект
Обновлено: 07.07.2024
Введение в языкознание, Конспект лекций, Заскока С.А., 2009.
Языкознание как наука.
1. Языкознание - наука о языке, его происхождении, свойствах и функциях, об общих законах строения и развития всех языков мира.
Выделяются общее и частное языкознание.
2. Предмет языкознания:
сущность языка;
его происхождение и основные функции;
соотношение языка и мышления, языка и объективной действительности;
типы языков;
организация их языковых уровней;
классификация языков.
3. Предмет общего языкознания — общие законы организации, развития и функционирования языков.
В рамках общею языкознания находится типологическое языкознание, которое изучает языки в сопоставительном тише, выявляет общие закономерности их развития и функционирования.
Общие признаки всех языков мира:
язык - достояние отдельного коллектива (народа или нации), в жизни которого он выполняет две основные функции — познания и человеческого общения;
язык состоит из звуков, которые образуют слова и выражают мысли людей;
высказывание в любом языке членится на элементы, которые повторяются в составе других высказываний;
язык обладает набором повторяющихся элементов и правилами их соединения в высказывания.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Тема урока: Введение. Язык и языкознание.
Цели урока : осознавать роль языка в жизни человека, важность умений общаться; получить представление о языке как знаковой системе: о лингвистике как науке, о видах речевой деятельности.
Планируемые образовательные результаты:
Личностные:
понимать связи развития языка с развитием культуры русского народа;
положительно относиться к познавательной деятельности,
приобретать новые знания,
овладевать новыми умениями,
соверше нство ва ть имеющие ся.
Метапредметные:
п ринимать и сохранять учебную задачу,
п ланировать необходимые действия, действовать по плану ,
выполнять самопроверку или взаимопроверку учебного задания; выполнять учебное задание в соответствии с целью;
о сознавать поставленную задачу, читать и слуша ть, извлекать нужную информацию,
определять значимость речи в общении и обосновывать своё суждение; различать предложения по цели высказывания, эмоциональной окраске и обосновывать своё суждение;
формулировать понятные для партнёра высказывания; согласовывать по зиции и находить общее решение,
з адавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, обосновывать свою точку зрения
осознавать роль языка в жизни человека, важность умений общаться. Получить представление о языке как знаковой системе; о лингвистике как науке, о видах речевой деятельности.
Основные понятия: язык как система знаков и средства человеческого общения.
Оборудование для учителя : учебник, экран, проектор, презентация.
Оборудование для учащихся : учебник, карточки, экран, проектор, презентация.
Тип урока : урок актуализации знаний и умений, приобретенных в начальной школе.
Учебник для общеобразовательных учреждений. Русский язык. 8 класс. В 2 ч. Ч.1/ Л.М. Рыбченкова, О.М.Александрова, А.В.Глазков, А.Г.Лисицын.
I . Организационный момент.
-проверка готовности класса к уроку;
Мобилизация: определение темы урока и постановка учебной задачи.
Здравствуйте, мои ученики! Меня зовут Ирина Анатольевна. И начнём мы наш урок со смешных картинок.
v Что, на ваш взгляд, объединяет эти картинки? (Язык)
v Запишите это слово в тетради.
v Подберите к нему синонимы ( ведать, быть знакомым (осведомленным), иметь понятие (сведения) о чём-то, находиться в курсе чего-либо)
v Ваши предположения: как звучит тема сегодняшнего урока? (Язык и языкознание)
I . Организационный момент.
II .Повторяем цели и задачи.
III . Целеполагание
Расшифровка для учеников:
v Что вам известно о такой науке, как языкознание?
v Что вы хотите узнать? (Называется цель урока)
v К двум последним словам мы обратимся в конце урока
III . Актуализация знаний и умений: осознание недостаточности имеющихся знаний
1. Работа с учебником (стр. 4)
v Давайте заглянем в учебник (стр. 4) и найдём ответ на интересующий нас вопрос: что же такое языкознание?
v Запишите новое слово в словарики, которые мы с вами будем вести.
v Прочитайте вопросы, напечатанные вверху страницы, обсудите их в парах и дайте ответ.
Вопросы, данные в учебнике:
Можно ли общаться без помощи слов? Как вы себе это представляете?
v Всем: Пользуясь учебником на стр. 4, запишите в тетрадях, что же такое язык
Запись в тетрадях:
Язык в широком смысле – система знаков и обозначений.
Язык в узком смысле – средство человеческого общения.
В языке отражены история народа, его культура, его обычаи.
Язык нужен, чтобы общаться, думать, выражать мысли, эмоции.
ЯЗЫК
![]() | ![]() |
система знаков средство общения отражение истории, средство для
и обозначений культуры, обычаев человека общения,
выражения чувств и эмоций
IV . Физкультминутка
v Я, не произнося ни слова, показываю вам движения, а вы их повторяете. Договорились?
III . Совершенствование умений работать с информацией, представленной в разных видах.
v Скажите, что помогло вам понять меня, ведь я не произнесла ни слова? (мимика, жесты)
v Легко ли общаться без помощи слов так, чтобы вас поняли окружающие?
v Давайте проверим, легко ли выжить человеку, потерявшему умение общаться, разговаривать.
v Перед вами текст сказки. Ваши гипотезы по поводу ваших дальнейших действий? (цель: прочитать сказку)
ЧТО ДАЛЬШЕ?
3 *30 мин
I . Организационный момент.
II . Закрепление.
v Ваши версии, чем закончится сказка?
v А теперь послушайте продолжение сказки
Первым возвратился домой слепой и тут же прозрел. Гораздо позже вернулся глухой и сразу же стал слышать.
А тот, кто потерял способность говорить, совсем не вернулся.
v - Почему же не смог вернуться домой немой брат? Аргументируйте свое мнение.
v Была ли решена поставленная в начале урока задача?
v Оцените свою работу по критериям: готовность к уроку, активность на уроке, записав в тетрадях слово «самооценка и поставив себе оценку за устную работу на уроке. Письменную работу я проверю сама, поэтому сдайте мне свои тетради.
VII . Домашнее задание
1) выучить, что такое языкознание
2) Прочитайте греческую притчу о языке и Эзопе
На выбор (одно из заданий):
1) Инсценируйте её (герои: Ксанф, Эзоп, автор) (одна группа в три человека)
2) Письменно ответить на вопросы: почему баснописец Эзоп в одном случае говорит, что лучше языка ничего на свете нет, в другом – утверждает, что язык – это самое худшее, что есть на свете? Как понять это противоречие?
3) Письменно ответьте на вопрос: зачем человеку язык?
Короткий самоанализ: что получилось? Что не получилось?
___________________________________________________________
__________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
Притча о языке и Эзопе.
Знаменитый баснописец Древней Греции Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф захотел пригласить гостей и приказал Эзопу приготовит самое лучшее. Эзоп купил языки и приготовил из них три блюда.
- Почему ты, Эзоп, подаешь только языки.
- Ты велел купить самое лучшее. А что на свете может быть лучше языка! При помощи языка строятся города, развивается культура народов. При помощи языка мы изучаем науки и получаем знания, при помощи языка люди могут объясняться друг с другом, решать различные вопросы, просить, приветствовать, мириться, давать, получать, выполнять просьбы, вдохновлять на подвиги, выражать радость. Ласку, объясняться в любви. Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка”.
Такое рассуждение пришлось по сердцу Ксанфу и его гостям.
В другой раз Ксанф распорядился:
- Иди, Эзоп, снова на рынок и приобрети к обеду самое худшее.
Эзоп опять пошел покупать языки. Все удивились этому.
Тогда Эзоп начал объяснять Ксанфу:
- Ты велел мне сыскать самое худшее. А что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друг друга, посредством языка можно лицемерить, лгать, обманывать, хитрить, ссориться. Язык может сделать людей врагами, он может развязать войну, он приказывает разрушать города и даже целые государства, он может вносить в нашу жизнь горе и зло, предавать, оскорблять. Может ли быть что-нибудь хуже языка?!
Главные цели и задачи курса:
1) познакомиться с основами теории языка;
2) дать представление о языке как средстве общения и о языке как о знаковой системе;
3) объяснить происхождение языка и закономерности его развития;
4) дать очерк основных разделов общего языкознания;
5) развить навыки лингвистического мышления и владения специальной терминологией;
6) рассмотреть классификацию языков народов мира.
Языкознание, языковедение, лингвистика - наука, изучающая языки (существующие, существовавшие, могущие существовать в будущем), а тем самым язык вообще.
Языкознание (языковедение, лингвистика) - наука о естественном языке вообще и обо всех языках мира как индивидуальных его представителях.
На свете, по последним данным (Горячие точки в лингвистике // ВЯ, 1996. № 2), еще существует около 6 тыс. языков, на которых все еще говорят люди. Но, по последним оценкам, только 10 процентов из них уцелеет к концу столетия. Сотни языков уже вымерли, и этот процесс трагическим образом все больше и больше ускорялся во второй половине 20 в. Число языков мира достигло своего наибольшего количества в 15 в. н. э., то есть до того как началась колонизация Африки, Америки, Австралии. С тех пор возобладали силы, стирающие языки с лица земли. На данный момент ежегодно вымирают около десятка языков. Является ли этот процесс желанным или прискорбным, но ясно одно: сохранение языкового многообразия является одной из коренных задач лингвистики.
Следует различать практическое знание языков и научное их изучение. Говорить на многих языках еще не означает быть языковедом (лингвистом). Для него важно научное понимание языка, хотя бы единственного.
План лекции
Главные цели и задачи курса:
1) познакомиться с основами теории языка;
2) дать представление о языке как средстве общения и о языке как о знаковой системе;
3) объяснить происхождение языка и закономерности его развития;
4) дать очерк основных разделов общего языкознания;
5) развить навыки лингвистического мышления и владения специальной терминологией;
6) рассмотреть классификацию языков народов мира.
Языкознание, языковедение, лингвистика - наука, изучающая языки (существующие, существовавшие, могущие существовать в будущем), а тем самым язык вообще.
Языкознание (языковедение, лингвистика) - наука о естественном языке вообще и обо всех языках мира как индивидуальных его представителях.
На свете, по последним данным (Горячие точки в лингвистике // ВЯ, 1996. № 2), еще существует около 6 тыс. языков, на которых все еще говорят люди. Но, по последним оценкам, только 10 процентов из них уцелеет к концу столетия. Сотни языков уже вымерли, и этот процесс трагическим образом все больше и больше ускорялся во второй половине 20 в. Число языков мира достигло своего наибольшего количества в 15 в. н. э., то есть до того как началась колонизация Африки, Америки, Австралии. С тех пор возобладали силы, стирающие языки с лица земли. На данный момент ежегодно вымирают около десятка языков. Является ли этот процесс желанным или прискорбным, но ясно одно: сохранение языкового многообразия является одной из коренных задач лингвистики.
Следует различать практическое знание языков и научное их изучение. Говорить на многих языках еще не означает быть языковедом (лингвистом). Для него важно научное понимание языка, хотя бы единственного.
Литературный язык – общенародный язык письменности, язык официальных и деловых документов, школьного обучения, письменного общения, науки публицистики, художественной литературы, всех проявлений культуры, выражающихся в словесной форме (письменной и устной). Литературный язык – это язык литературы в широком понимании. Он составляет основу национального языка и обязан сохранять свое внутреннее единство при различии используемых средств выражения. Норма языка — это общепринятое употребление языковых средств, правила, определяющие образцовое использование. Мне близка проблема охраны литературного языка и его норм, что непосредственно является одной из основных задач культуры речи.
Современный русский язык является не только национальным языком русского народа, но и основой культуры речи каждого человека..
Положение русского языка в современном мире
Чтобы определить положение русского языка в современном мире и отношение к нему со стороны народов других стран, необходимо осмыслить те социальные, политические, экономические явления, которые происходили в нашей стране.
В XX веке Россия пережила два крупных потрясения: революционный переворот в 1917 г. и перестройку 90-х гг. В результате революции было создано мощное тоталитарное государство СССР со всеми характерными для него атрибутами. Перестройка привела к распаду СССР, восстановлению Российской Федерации как самостоятельного государства, демократизации общества, утверждению гласности, открытости межгосударственных связей и отношений.
В первый период необыкновенно возрос интерес к русскому языку во всем мире. Его стали воспринимать как язык великой державы, многовековой культуры и богатейшей литературы, как один из самых информативных языков (60–70% мировой информации публикуется на английском и русском языках).
Советское государство многое сделало для усиления роли русского языка как одного из языков мирового значения. Во всех республиках СССР было немало школ, в которых все преподавание велось на русском языке. С 1938 г. русский язык как обязательный предмет изучался во всех национальных школах..
После распада СССР, когда союзные республики стали самостоятельными государствами, произошла переоценка многих прежних ценностей, что привело к заметному снижению интереса к русскому языку в этих государствах.
Выделяются три основные функции языка:
– познавательная (когнитивная, гносеологическая);
Ещё с древних времён известно о магической функции языка. Это связано с представлением о том, что некоторые слова, выражения обладают магической силой, способны изменять ход событий, влиять на поведение человека, его судьбу. В религиозном и мифологическом сознании такой силой прежде всего обладают формулы молитв, заклинаний, заговоров, ворожбы, проклятий.
Поскольку язык служит материалом и формой художественного творчества, то правомерно говорить о поэтической функции языка. Таким образом, язык выполняет самые разнообразные функции, что объясняется его использованием во всех сферах жизни и деятельности человека и общества.
С литературным языком тесно связано понятие культуры речи. Умение четко и ясно выразить свои мысли, говорить грамотно, умение не только привлечь внимание своей речью, но и воздействовать на слушателей, владение культурой речи – своеобразная характеристика профессиональной пригодности для людей самых различных профессий: дипломатов, юристов, политиков, преподавателей школ и вузов, работников радио и телевидения, менеджеров, журналистов.
Культурой речи важно владеть всем, кто по роду своей деятельности связан с людьми, организует и направляет их работу, ведет деловые переговоры, воспитывает, заботится об их здоровье, оказывает людям различные услуги.
Что такое культура речи? Под культурой речи понимается:
– соблюдение этики общения;
– владение нормами литературного языка в его устной и письменной формах
– умение выбрать и организовать языковые средства, которые в определенной ситуации общения способствуют достижению поставленных задач коммуникации.
Таким образом, культура речи содержит три составляющих компонента: нормативный, коммуникативный и этический.
К коммуникативным качествам речи, которые оказывают наилучшее воздействие на адресата с учетом конкретной ситуации и в соответствии с поставленными целями и задачами, относятся: точность, понятность, богатство и разнообразие речи, ее чистота, выразительность.
Таким образом, проблема русского литературного языка как основы культуры речи русского народа остается открытой. Она будет решена только тогда, когда каждый научится уважать себя и с уважением относиться к другим, когда научится защищать свою честь и достоинство, когда станет личностью, когда неважно будет, какую должность он занимает, каков его статус. Важно, что он гражданин Российской Федерации.
Повышение культуры устной и письменной речи, забота о правильности и чистоте речи должна быть обязательной для человека, выступающего публично. Особо следует обращать внимание на культуру речевого общения в быту. Важно всегда говорить правильно, точно, ясно и понятно, уметь четко формулировать мысли, образно и эмоционально выражать свое отношение к предмету речи.
Таким образом, изучив актуальные проблемы культуры речи, определив место русского языка в современном многонациональном мире, изучив нормативные, коммуникативные, этические аспекты культуры речи, я пришла к выводу, что русский литературный язык является основой культуры речи каждого человека.
Читайте также: