Всемирная паутина как информационное хранилище конспект

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока информатики

Афанасьевой Марии Владимировны

Дата проведения: 27/09

Тема: Всемирная паутина как информационное хранилище

- образовательная: знакомство с понятием WWW, Web- страница, Web-сайт, адресация страниц в Интернет, понимать основные принципы организации поиска информации в Интернете, сформирование навыков поиска информации в сети Интернет, использовать поиск и отбор информации в практической деятельности и повседневной жизни

- развивающая: развивать алгоритмическое мышление, умение выделять главное, расширить кругозор учащихся путем введения новых терминов;

- воспитательная: воспитывать культуру общения: ученик-ученик, учитель-ученик

Тип урока: изучение нового материала.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный

Структура урока:

Организационный момент. (2мин.)

Актуализация опорных знаний. (5 мин.)

Изучение нового материала (15 мин.)

Практическая работа (16 мин.)

Домашнее задание. (2 мин.)

Итоги урока. (5 мин.)

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

Информация не существует сама по себе, она проявляется в информационных процессах.

1) Назовите наиболее общие информационными процессами являются? (сбор, преобразование, использование информации)

2) В информатике к информационным процессам относят?

III. Изучение нового материала

Но прежде чем отправится в круиз по просторам Сети, мы познакомится с понятием WWW, Web-страница, Web-сайт, браузер, поисковая система, а затем перейдем к практической части: будем работать с поисковыми системами, осуществлять запросы, находить необходимую информацию и применять её на практике.

Что же такое Интернет? Интернет - всемирная система объединённых компьютерных сетей для хранения и передачи информации. На основе Интернета работает Всемирная паутина

WWW – что означает эта аббревиатура? (World Wide Web, WWW)

World Wide Web (WWW, Web) – всемирная СЕТЬ (паутина)

WWW – всемирное хранилище информации, существующее на технической базе сети ИНТЕРНЕТ (ведь интернет – пользователей более 2-х млрд.)

WWW – объединение многочисленных ресурсов, распределённых по всему миру;

WWW – организация информационных ресурсов, снабжённых гиперссылками.

Любой человек может размести в сети информацию, и к этой информации будет иметь доступ весь мир!

Информация в WWW организована в виде Web-страниц. Для примера откроем сайт нашей школы. Web-сайт – это несколько Web-страниц, связанных между собой по содержанию. В текстах, размещенных на страницах сайтов, могут быть выделены ключевые слова – гиперссылки.

Гиперссылки – ключевые слова или изображения от которых идут гиперсвязи. Они выделяются цветом или подчёркиванием/

Адрес любого файла во всемирном масштабе определяется унифицированным указателем ресурса — URL. URL-адрес представляет собой стандартизованную строку символов, указывающую местонахождение ресурса, документа или его части в Интернете, и состоит из трех частей.

Структура адреса:

имя протокола для доступа к службе Интернет;

имя сервера, на котором хранится ресурс и работает сервер-программа службы Интернет. Вот здесь мы часто видим аббревиатуру www;

полное имя файла, который хранится на сервере.

novosti/ - страница файл

Огромное число гипертекстовых электронных документов, хранящихся на серверах WWW, образует своеобразное гиперпространство документов, между которыми возможно перемещение.

А вот перемещаться пользователю по “паутине” помогают специальные программы. (Web-браузеры; browse просматривать, изучать)

Назовите известные вам браузеры?

А есть ли какая-нибудь система хранения информации в Интернет, можно ли “запутаться” в паутинной сети? Это хаос или есть какая-то система, логика?

Чтобы не запутаться, нужно знать где и как извлечь нужную информацию, нужен опыт поисковой работы. Как можно искать информацию:

Путем перемещения по паутине гиперссылок

Путем использования поисковых систем. YANDEX, RAMBLER

ПОИСКОВЫЕ СИСТЕМЫ (технология поиска)

Все системы поиска информации во Всемирной паутине располагаются на специальных серверах. Ежеминутно они обслуживают огромное количество клиентов. Действие поисковых систем основано на постоянном, последовательном изучении всех страниц всех сайтов. Для каждого документа, станицы существует определенный набор ключевых слов, отражающих содержание страницы. При получении запроса поисковая система формирует список страниц, соответствующих критериям поиска. Найденные документы упорядочиваются в зависимости от местоположения ключевых слов, частоты их появления в тексте и др.

Какие вы знаете поисковые системы? (GOOGLE,YANDEX, RAMBLER)

В поисковых системах обычно имеются три оператора: “логическое И”, “логическое ИЛИ” и “логическое НЕ”. Оператор “логическое И” указывается между ключевыми словами, если необходимо выдать документы, содержащие все искомые слова. “Логическое ИЛИ” используется при необходимости поиска документов, содержащих хотя бы одно из ключевых слов, связанных этим оператором. Оператор “логическое НЕ” необходим для исключения из списка документов, в которых присутствует слово, предваренное в запросе этим оператором.

Приступая к поиску, пользователь вводит одно или несколько ключевых слов и выбирает тип поиска. Если поиск затруднился, попробуйте изменить логику запроса, подберите более удачные синонимы

I V . Практическая работа

Работа по карточкам

Найдите ответы на следующие вопросы и сохраните их в своих папках:

1) Какой день считается Днем рождения Интернет в России и почему?

2) Когда и где было придумано мороженое пломбир?

3) Где и когда появился шоколад?

4) Какая звезда ночного неба самая яркая?

5) Почему Черное море называется “Черным”?

6) Какая страна самая маленькая? Дайте её краткое описание.

Информацию сохраните в виде текста и картинок в своей папке.

Сохраните информацию с загруженных Web-страниц разными способами в вашей папке: как текстовый файл, для этого в тексте на Web-странице выделите абзац, посвященный поисковой теме, скопируйте его в буфер обмена, запустите MS Word, выполните команду “Вставить”, сохраните полученный документ, закройте MS Word; сохраните рисунок с Web-страницы в виде графического файла, для этого выберите рисунок на странице и щелкните по нему правой клавишей мыши, контекстном меню выберите пункт “Сохранить рисунок как. ”, задайте путь, имя файла и тип файла (JPG).

Сохраните ссылку на веб-страницу

- Результаты выполнения этого этапа должны храниться в папке с вашей Фамилией в папке Мои документы.

V. Домашнее задание.

VI. Итоги урока

- Сегодня мы “гуляли” по просторам интернет, познакомились с понятием сеть – WWW, осуществляли поиск информации по различным запросам, учились правильно получать информацию из Интернета, познакомились с такими понятиями как браузер, URLадрес, поисковые системы

Что понравилось вам на уроке? Что не понравилось?

Что было для вас на уроке новым?

- Назовите Web-сайты которые вы посетили. Охарактеризуйте эти сайты по назначению. Какие услуги они предоставляют пользователю?

Тема: Всемирная паутина как информационное хранилище.

предметные – развитие представлений о WWW как всемирном хранилище информации; понятии о поисковых системах и принципах их работы; умения осуществлять поиск информации в сети Интернет с использованием простых запросов (по одному признаку), сохранять для индивидуального использования найденные в сети Интернет информационные объекты и ссылки на них;

метапредметные – формирование основных универсальных умений информационного характера: постановки и формулирования проблемы; поиска и выделения необходимой информации, применения методов информационного поиска;

личностные – владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды.

1) обобщение и систематизация представлений учащихся о WWW; уточнение терминологии, связанной со Всемирной паутиной;

2) систематизация информации о способах поиска информации в сети Интернет;

3) знакомство с принципом работы поисковых систем; обзор поисковых систем;

4) знакомство с правилами составления поисковых запросов.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Формы учебной работы учащихся: групповая, индивидуальная работа.

  • Компьютеры.
  • Интерактивная доска.
  • Мультимедийный проектор, экран.
  • Пакет программ MS Office.
  • Презентация.
  1. Организационный момент (1 мин.)
  2. Актуализация знаний (5 мин.)
  3. Изучение нового материала (15 мин.)
  4. Практическая работа (15 мин)
  5. Закрепление изученного материала (5 мин)
  6. Подведение итогов урока (3 мин.)
  7. Домашнее задание (1 мин.)
  1. Организационный момент:
  • Проверка присутствующих.
  • Проверка готовности к уроку.
  1. Актуализация знаний:

Тест (Приложение 1)

Формулирование темы и целей урока.

- Какие хранилища информации вы знаете?

(библиотека, архив, всемирная паутина)

- Все эти объекты являются информационными хранилищами. Какое из них самое современное?

Всемирная паутина – это самое большое и современное информационное хранилище.

Всемирная паутина как информационное хранилище.

  1. Познакомиться с терминологией;
  2. Выяснить, что необходимо иметь для поиска во Всемирной паутине;
  3. Научиться правильно формулировать запросы.
  1. Изучение нового материала.

Чтобы выяснить, что такое Всемирная паутина и узнать об основных её понятиях, давайте просмотрим презентацию.

Из презентации вы узнали:

  • Несколько веб-страниц, связанных между собой называются…

(С их помощью осуществляется переход с одной страницы веб-сайтов на другую)

  • По какому параметру можно найти сайт или веб-страницу?

(Программы для перемещения по Всемирной паутине)

(системы поиска информации во Всемирной паутине, которые располагаются на специально выделенных компьютерах с мощными каналами связи )

(для точного отбора необходимой информации в интернете)

(по любому из слов, по всем словам, точно по фразе)

  • Зачем используются логические связки при запросах?

(они позволяют строить запросы кратко, но очень точно).

Логические связки языка запросов удобно изображать графически с помощью диаграмм Эйлера – Венна:

С помощью разных поисковых систем, найдите ответы на следующие вопросы и сохраните их в своих папках.

1) Какой день считается Днем рождения Интернет в России и почему?

3) Когда и где было придумано мороженое пломбир?

4) Какая звезда ночного неба самая яркая?

6) Какая страна самая маленькая? Дайте её краткое описание.

7) Когда и где прошли первые Олимпийские игры? Дайте краткое описание.

Выполнение задания на интерактивной доске.

По запросу нарисуйте диаграмму:

г) (Мир & Труд )│ Май

Что означает ребус?

сегодня я узнал…

я почувствовал, что…

у меня получилось …

7. Домашнее задание: § 1.3, вопросы и задания 11-12.

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты



Технологическая карта урока на тему "Всемирная паутина как информационное хранилище".

ФИО автора материала: Кузнецова Галина Владимировна, учитель МБОУ "Судогодская ООШ"Предмет, класс: Информатика, 7 классНазвание и автор учебника: Информатика, 7 класс (ФГОС), авторы Босова Л. Л., Босо.


Информатика – 8 класс. Босова Л.Л. Глава1. Информация и информационные процессы. Урок 8. Всемирная паутина как информационное хранилище

Предлагаю методическую разработку урока, в котором вы сумеете хорошо донести до ребят как теоретический материал по теме "Всемирная паутина как информационное хранилище", так практическую часть, отраб.


7 класс Технологическая карта урока по ФГОС "Всемирная паутина как информационное хранилище"

Технологическая карта урока "Всемирная паутина как информационное хранилище" (по ФГОС).


Всемирная паутина как информационное хранилище

Проблема обьяснения задач с запросами. Наглядное представление запросов, с помощью кругов Эйлера и логических операций в адресной строке Яндекса.Цели и задачи урока:Образовательные: познако.

Технологическая карта урока.


Всемирная паутина как информационное хранилище

Технологическая карта урока на тему: "Всемирная паутина как информационное хранилище".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: формирование представления у учащихся понятия о мировой сети Интернет и его информационной системе (понятие о всемирной паутине - WWW), со способами поиска информации в ней.

Программно-технические средства на уроке:

ТСО: Средства ИКТ: АРМ учителя, ПК учащихся;

Личностные результаты: владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды.

Метапредметные результаты: основные универсальные умения информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска.

Предметные результаты:

представление о WWW как всемирном хранилище информации; понятие о поисковых системах и принципах их работы; умение осуществлять поиск информации в сети Интернет с использованием простых запросов (по одному признаку), сохранять для индивидуального использования найденные в сети Интернет информационные объекты и ссылки на них;


4) знакомство с правилами составления поисковых запросов.

Коммуникативные УУД:

представление о WWW как всемирном хранилище информации; понятие о поисковых системах и принципах их работы; умение осуществлять поиск информации в сети Интернет с использованием простых запросов (по одному признаку), сохранять для индивидуального использования найденные в сети Интернет информационные объекты и ссылки на них;

основные универсальные умения информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска;

владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды.

Принятие и сохранение учебной задачи, планирование своих действий в соответствии с задачей, осуществление итогового и пошагового контроля по результату, оценка правильности выполнения действий, внесение необходимых корректив в действие после его завершения

Осуществление синтеза как составления целого из частей, выделение существенной информации, построение речевого высказывания в устной и письменной форме, построение рассуждения, доказательство

Понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной, стремление к координации различных позиций в сотрудничестве, формулирование собственного мнения, умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, построение понятных для партнера высказываний

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые умения

Вводный этап (2 мин)

1) проверка изученного материала по вопросам к §1.2 из рабочей тетради - №8;

Устанавливают соответствия между определениями (раздаточный материал: лист самоконтроля)

Метапредметные результаты: умение слушать, осуществление синтеза как составления целого из частей

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности (2 мин)

Все объекты являются информационным хранилищем информации. Какой из них самый современный? Какой интересует нас больше всего? Где мы быстро и оперативно можем найти информацию?

Как вы думаете с каким понятием будет связан наш урок?

Наш урок: Всемирная паутина

Что же мы ждем от сегодняшнего урока? Какие цели поставим?

Постановка целей урока:

Узнать, что такое всемирная паутина и познакомиться с новыми словами.

Узнать, как искать информацию во Всемирной паутине.

Разгадывают ребусы: архив, библиотека, фонотека, всемирная паутина.

Формулируют тему урока.

Ставят цели урока.

Формулируют цели урока.

Анализ объектов с выделением существенных признаков, установление причинно-следственных связей, понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной, стремление к координации различных позиций в сотрудничестве, формулирование собственного мнения, умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, постановка и формулирование проблемы.

Осмысление (20 мин)

Объяснение нового материала

Предлагает ученикам поработать в группах: самостоятельно изучить часть нового материала.

Вспоминаем цели урока. Какие уже достигли?

Как вы ищите нужную вам информацию?

Поиск нужного документа 3-мя способами.

Приступая к поиску, пользователь вводит одно или несколько ключевых слов и выбирает тип поиска.

- прочитать свою часть текста;

- выделить в этом тексте главное содержание;

- выписать новые понятия;

- подготовить небольшой рассказ по своему тексту для остальных членов группы.

Заполняют лист самоконтроля.

Записывают способы в лист самоконтроля

Выполняют задание №4

Метапредметные результаты: Выделение существенной информации, построение речевого высказывания в устной и письменной форме, принятие и сохранение учебной задачи, планирование своих действий в соответствии с задачей, осуществление итогового и пошагового контроля по результату, оценка правильности выполнения действий, внесение необходимых корректив в действие после его завершения

Предметные результаты: представление о WWW как всемирном хранилище информации; понятие о поисковых системах и принципах их работы;

Верные — неверные утверждения

Учитель формулирует ряд утверждений и предлагает учащимся определить, какие из них верные, а какие нет, дополняя ответы физическими упражнениями.

Самостоятельная работа (10 мин)

Вспоминаем цели урока.

Да, все цели достигли. Давайте закрепим полученные знания с помощью практической работы.

Предлагает учащимся выполнить практическую работу за компьютерами,

Наблюдает за работой учащихся, помогает

Выполняют задания практической работы (№ 22 рабочей тетради).

Осуществляют поиск с использованием простых запросов, ответы записывают в тетрадь.

Предметные результаты: умение осуществлять поиск информации в сети Интернет с использованием простых запросов.

этап. Рефлексия (5 мин)

Подводит итоги урока.

Объявляет д/з Подготовить список сайтов, которые вы можете порекомендовать друзьям.

Именно Всемирная паутина включает в себя форумы, блоги и социальные сети. А вот непосредственно её работу и существование обеспечивает сеть Интернет… Велико ли различие? На самом деле разница между Интернетом и Всемирной паутиной достаточно большая. Если Интернет – это огромная сеть, связующая миллионы компьютеров по всей планете для совместного использовании информации, то Всемирная паутина лишь один из способов обмена этой информацией. Кроме обеспечения работы World Wide Web, Интернет позволяет использовать электронную почту и различные мессенджеры, а также передавать файлы по по FTP-протоколу,

Интернет – это то, что связывает многочисленные компьютерные сети.

Всемирная паутина – это все страницы, которые хранятся на специальных серверах Интернета.

Заключение Теперь вы знаете, что Всемирная сеть Интернет и Всемирная паутина – вещи разные. А самое главное, вы сможете блеснуть умом и объяснить друзьям в чём заключается эта разница.

В процессе урока учащиеся сами оценивают свою работу, заполняя следующую таблицу:



Рекомендации:

Наталья Викторовна, премного благодарна Вам за Вашу работу! Качественный, полноценный ресурс! Впрочем, это в Вашем характере!

Наталья Викторовна! Спасибо за предоставленный материал, который даёт возможность обобщить и систематизировать знания учащихся о WWW; уточнить терминологию, связанную со Всемирной паутиной. Нужный и полезный для учителей информатики материал.

Наталья Викторовна, Вы уже столько раз получали благодарность за свои уроки. Примите еще одну. Ресурс замечательный.






Разработка урока для 7 класса на тему "Всемирная паутина как информационное хранилище" по УМК Л.Л. Босовой, А.Ю. Босовой. ФГОС.
Цели урока:
* предметные – развитие представлений о WWW как всемирном хранилище информации; понятии о поисковых системах и принципах их работы; умения осуществлять поиск информации в сети Интернет с использованием простых запросов (по одному признаку), сохранять для индивидуального использования найденные в сети Интернет информационные объекты и ссылки на них;
* метапредметные – формитрование основных универсальных умений информационного характера: постановки и формулирования проблемы; поиска и выделения необходимой информации, применения методов информационного поиска;
* личностные – владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды.
Решаемые учебные задачи:
1) обобщение и систематизация представлений учащихся о WWW; уточнение терминологии, связанной со Всемирной паутиной;
2) систематизация информации о способах поиска информации в сети Интернет;
3) знакомство с принципом работы поисковых систем; обзор поисковых систем;
4) знакомство с правилами составления поисковых запросов.

Читайте также: