Конспект урока по музыке 4 класс музыка германии
Обновлено: 07.07.2024
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Открытый урок по музыке в 4 классе на тему
Тип урока: урок расширения и углубления темы.
Цель урока : формирование у школьников ощущения широты стиля композитора, многогранности его восприятия жизни.
воспитывать личность ребенка, его духовность и нравственность на произведения музыкального искусства;
формировать умения сравнивать, анализировать, выделять главное, осуществлять перенос известных знаний и способов в новые ситуации;
развивать творческое воображение.
Музыкальный материал:
Оборудование и наглядные пособия:
2. Ноутбук, проектор, экран.
3. Портреты композиторов в электронном виде
4. Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке
Структура урока:
2. Беседа о творчестве И. С. Баха.
2. Орган- король инструментов.
3. Орган в нашей республике
4. Музыкальная разминка
2. Оценивание ЗУН обучающихся.
Организационный момент ( приветствие)
Учитель : « Здравствуйте ребята, добрый день!
Учитель: Ребята, скажите, когда вы заходили в класс обратили ли внимание на то, на каком языке исполнялась детская песенка? (ответы ребят).
Учитель: Не случайно, мы начали урок со звучания немецкой песенки, почему? Да потому, что сегодня мы вместе с вами отправимся в музыкальное путешествие, в Германию. Что это за страна? Германия – это немецкая страна, поэтому мы с вами будем сегодня говорить, размышлять , слушать музыку немецких композиторов. Кстати, назовите мне пожалуйста немецких композиторов . Кто знает?
Дети: Шуман , Штраус , Карл Орф , Мендельсон, Глюк , Вагнер, Бетховен, Бах.( слайд 2)
Учитель: Давайте поговорим с вами о И. С. Бахе, что мы знаем о нем?
Итак, большинство людей знает, что Бах:
Немецкий композитор , представитель эпохи барокко, органист-виртуоз, музыкальный педагог. Р одился давным-давно в 1685 году в Германии, которая еще не была единой страной, а была разделена на множество отдельных княжеств. Музыкой в ту пору серьезно можно было заниматься либо при дворах князей и королей, либо в храмах и монастырях.
В семье Баха многие были музыкантами - скрипачами, органистами. Семья была большой. Часто вечерами они собирались вместе, чтобы поиграть на музыкальных инструментах. (слайд 3)
Давайте и мы с вами представим домашнее музицирование. Покажите жестами как играют на клавесине?
Дети: 1 ряд показывает игру на клавесине, 2ряд - флейту, 3ряд - скрипку.
Учитель: Чем она вам понравилась?
Дети: Легкостью, веселым настроением.
Учитель: Как бы вы назвали это произведение?
Дети: Юмореска, Шутка, Смех.
Учитель : Еще раз послушаем это произведение и посмотрим на музыкальные инструменты времен Баха.
Учитель: А как вы думаете, что могли делать еще на музыкальных вечерах того времени?
Учитель: Правильно, и поэтому я предлагаю вам превратиться в певцов. Но прежде чем мы с вами исполним песню давайте распоемся.
Распевка (дети поют)
Учитель : Молодцы! Теперь послушайте немецкую песню, которую мы с вами будем разучивать.
( учитель голосом исполняет песню).
План работы над песней:
исполнение мелодии (звукообразование, единая линия мелодии, распевы);
мягкие окончания фраз (приходим через музыкальную характеристику);
знакомство с текстом 2 куплета;
работа над дыханием и закрепление 2 куплета;
Учитель : Мог бы такую музыку сочинить И.С. Бах? (ответы учащихся)
Учитель: Это немецкая народная песня, а, как известно, Бах очень любил народное творчество, даже использовал темы некоторых народных песен в своих произведениях.
Учитель: Ребята, эта песенка исполняется каноном. Вы спросите меня? А что это такое канон?
Канон – это полифоническая форма, или многоголосная пьеса, в которой все голоса исполняют одну и ту же мелодию, но не вместе, вступая поочередно. Для канона характерно еще и то, что обязательно в мелодии присутствует контрапункт.
Учитель: Давайте сейчас эту песню исполним каноном ( дети исполняют)
Учитель: Что такое полифония? Переводим “поли” – много, а фон? Я приглашаю вас к творческому поиску. Дети придумывают слова, оканчивающиеся на суффикс “фон” – телефон, магнитофон, саксофон и делают вывод: звук! Отсюда следует, полифония – многозвучие, многоголосие.
На доске появляется слово “многоголосие”.
Учитель предлагает игру “Мелодия”.
Звучит органная фуга соль-минор.
Учитель: Ребята, поднимите руку тогда, когда услышите как вступают голоса
Вывод делают сами ученики: “ Полифония – вид многоголосия в музыке, где по значению все голоса равны, т.е. много равных голосов, которые звучат одновременно.
Игра в ритмическую полифонию (девочки хлопают ритмический рисунок в ладоши, а мальчики – по коленкам)
Учитель: Ребята, песню я вам аккомпанировала на фортепиано. А кто знает, какой инструмент был прародителем фортепиано? (клавесин). Правильно! А ведь в игре на клавесине композитору среди его талантливых современников не было равных!
Учитель: “ Великий Бах, ты – музыка Вселенной,
Дыхание органа обуздав,
И в XXI веке современном
Ты будешь в человеческих сердцах.
Ручьем сольется мощное звучанье
В последний, торжествующий аккорд,
И человек – частица мирозданья
Почувствует бессмертия восторг”.
Учитель: Ребята, о каком музыкальном инструменте я сейчас упомянула?
Дети: Орган!
Учитель : Правильно! А как вы думаете, почему орган называют королем инструментов?
Почему его называют “Ваше Высочество ?” (Очень большой инструмент размером с пятиэтажный дом, может издавать звуки разных инструментов, звучать на дальнем расстоянии, звучит мощно).
Учитель : Давайте представим, что мы сейчас находимся во временах Баха, и обратим внимание как звучит сам орган.
Учитель : Ребята, скажите, а какой тембр у органа?
Дети: Величавый, грозный, властный, могучий, низкий, мощный, грациозный, по-царски
Учитель: внимание, снова на экран!
Видеофрагмент из кинофильма (после чего дети сами делают вывод о том, что звучание органа очень похож на характер самого композитора)
Учитель: Ребята, а как вы думаете, есть ли этот инструмент у нас, в нашей республике? Есть!
Около 30 лет в Малом зале Башкирской государственной филармонии г.Уфы звучат мелодии самого большого среди когда-либо созданных музыкальных инструментов в мире – органа. ( слайд)
Творческое задание . Ребята решают кроссворд.
Пение мелодии на два голоса, когда один голос повторяет другой, вступая позже.
Страна - родина великого композитора.
Имя великого немецкого композитора.
Фамилия великого немецкого композитора.
Музыка, в которой много равных голосов, и голоса звучат одновременно.
Домашнее задание : Узнать из интернета имена наших, уфимских органистов.
Учитель: Друзья! Сегодня мы провели с вами замечательные минуты общения с музыкой И.С. Баха. Я благодарю вас за сотрудничество, за прекрасное исполнение немецких песен и ваше творчество. Спасибо и я говорю : “До новых встреч!”.
Тип урока: урок расширения и углубления темы.
Цель урока: формирование у школьников ощущения широты стиля композитора, многогранности его восприятия жизни.
Задачи:
воспитывать личность ребенка, его духовность и нравственность на произведения музыкального искусства;
формировать умения сравнивать, анализировать, выделять главное, осуществлять перенос известных знаний и способов в новые ситуации;
развивать творческое воображение.
Музыкальный материал:
Оборудование и наглядные пособия:
2. Ноутбук, проектор, экран.
3. Портреты композиторов в электронном виде
4. Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке
Структура урока:
2. Беседа о творчестве И. С. Баха.
2. Орган- король инструментов.
3. Орган в нашей республике
4. Музыкальная разминка
2. Оценивание ЗУН обучающихся.
Ход урока:
Организационный момент ( приветствие)
Учитель: « Здравствуйте ребята, добрый день!
Учитель: Ребята, скажите, когда вы заходили в класс обратили ли внимание на то, на каком языке исполнялась детская песенка? (ответы ребят).
Учитель: Не случайно, мы начали урок со звучания немецкой песенки, почему? Да потому, что сегодня мы вместе с вами отправимся в музыкальное путешествие, в Германию. Что это за страна? Германия – это немецкая страна, поэтому мы с вами будем сегодня говорить, размышлять, слушать музыку немецких композиторов. Кстати, назовите мне пожалуйста немецких композиторов. Кто знает?
Дети: Шуман, Штраус, Карл Орф, Мендельсон, Глюк, Вагнер, Бетховен, Бах.( слайд 2)
Учитель: Давайте поговорим с вами о И. С. Бахе, что мы знаем о нем?
Итак, большинство людей знает, что Бах:
Немецкий композитор, представитель эпохи барокко, органист-виртуоз, музыкальный педагог. Родился давным-давно в 1685 году в Германии, которая еще не была единой страной, а была разделена на множество отдельных княжеств. Музыкой в ту пору серьезно можно было заниматься либо при дворах князей и королей, либо в храмах и монастырях.
В семье Баха многие были музыкантами - скрипачами, органистами. Семья была большой. Часто вечерами они собирались вместе, чтобы поиграть на музыкальных инструментах. (слайд 3)
Давайте и мы с вами представим домашнее музицирование. Покажите жестами как играют на клавесине?
Дети: 1 ряд показывает игру на клавесине, 2ряд - флейту, 3ряд - скрипку.
Учитель: Чем она вам понравилась?
Дети: Легкостью, веселым настроением.
Учитель: Как бы вы назвали это произведение?
Дети: Юмореска, Шутка, Смех.
Учитель: Еще раз послушаем это произведение и посмотрим на музыкальные инструменты времен Баха.
Учитель: А как вы думаете, что могли делать еще на музыкальных вечерах того времени?
Дети: Петь.
Учитель: Правильно, и поэтому я предлагаю вам превратиться в певцов. Но прежде чем мы с вами исполним песню давайте распоемся.
Распевка (дети поют)
Учитель: Молодцы! Теперь послушайте немецкую песню, которую мы с вами будем разучивать.
( учитель голосом исполняет песню).
План работы над песней:
исполнение мелодии (звукообразование, единая линия мелодии, распевы);
мягкие окончания фраз (приходим через музыкальную характеристику);
знакомство с текстом 2 куплета;
работа над дыханием и закрепление 2 куплета;
Учитель: Мог бы такую музыку сочинить И.С. Бах? (ответы учащихся)
Учитель: Это немецкая народная песня, а, как известно, Бах очень любил народное творчество, даже использовал темы некоторых народных песен в своих произведениях.
Учитель: Ребята, эта песенка исполняется каноном. Вы спросите меня? А что это такое канон?
Канон – это полифоническая форма, или многоголосная пьеса, в которой все голоса исполняют одну и ту же мелодию, но не вместе, вступая поочередно. Для канона характерно еще и то, что обязательно в мелодии присутствует контрапункт.
Учитель: Давайте сейчас эту песню исполним каноном ( дети исполняют)
Учитель: Что такое полифония? Переводим “поли” – много, а фон? Я приглашаю вас к творческому поиску. Дети придумывают слова, оканчивающиеся на суффикс “фон” – телефон, магнитофон, саксофон и делают вывод: звук! Отсюда следует, полифония – многозвучие, многоголосие.
На доске появляется слово “многоголосие”.
Учитель предлагает игру “Мелодия”.
Звучит органная фуга соль-минор.
Учитель: Ребята, поднимите руку тогда, когда услышите как вступают голоса
Вывод делают сами ученики: “ Полифония – вид многоголосия в музыке, где по значению все голоса равны, т.е. много равных голосов, которые звучат одновременно.
Игра в ритмическую полифонию (девочки хлопают ритмический рисунок в ладоши, а мальчики – по коленкам)
Учитель: Ребята, песню я вам аккомпанировала на фортепиано. А кто знает, какой инструмент был прародителем фортепиано? (клавесин). Правильно! А ведь в игре на клавесине композитору среди его талантливых современников не было равных!
Учитель: “Великий Бах, ты – музыка Вселенной,
Дыхание органа обуздав,
И в XXI веке современном
Ты будешь в человеческих сердцах.
Ручьем сольется мощное звучанье
В последний, торжествующий аккорд,
И человек – частица мирозданья
Почувствует бессмертия восторг”.
Учитель: Ребята, о каком музыкальном инструменте я сейчас упомянула?
Дети: Орган!
Учитель: Правильно! А как вы думаете, почему орган называют королем инструментов?
Почему его называют “Ваше Высочество?” (Очень большой инструмент размером с пятиэтажный дом, может издавать звуки разных инструментов, звучать на дальнем расстоянии, звучит мощно).
Учитель: Давайте представим, что мы сейчас находимся во временах Баха, и обратим внимание как звучит сам орган.
Учитель: Ребята, скажите, а какой тембр у органа?
Дети: Величавый, грозный, властный, могучий, низкий, мощный, грациозный, по-царски
Учитель: внимание, снова на экран!
Видеофрагмент из кинофильма (после чего дети сами делают вывод о том, что звучание органа очень похож на характер самого композитора)
Учитель: Ребята, а как вы думаете, есть ли этот инструмент у нас, в нашей республике? Есть!
Около 30 лет в Малом зале Башкирской государственной филармонии г.Уфы звучат мелодии самого большого среди когда-либо созданных музыкальных инструментов в мире – органа. ( слайд)
Творческое задание. Ребята решают кроссворд.
Домашнее задание: Узнать из интернета имена наших, уфимских органистов.
Учитель: Друзья! Сегодня мы провели с вами замечательные минуты общения с музыкой И.С. Баха. Я благодарю вас за сотрудничество, за прекрасное исполнение немецких песен и ваше творчество. Спасибо и я говорю : “До новых встреч!”.
Тема четверти : между музыкой народов мира нет непереходимых границ.
Тип урока : Изучение нового материала.
Цель урока : познакомить с музыкой разных народов на основе Детского альбома П.И.Чайковского.
Задачи : формирование знаний о мелодиях разных народов; развитие эмоционально-образного видения мира, художественного мышления на материале урока; воспитание чуткого, толерантного отношения к музыке других народов.
Оборудование: портрет П.И.Чайковского, иллюстрации к Детскому альбому, тексты песен, аудиозапись Детского альбома, компьютер, презентация к уроку, раздаточный материал.
Методы: беседа, диалог, словесное рисование, сравнение, зрительные образы.
Форма работы: групповая, индивидуальная.
- На доске – тема урока
- Портрет П.И.Чайковского
- Слова для определения характера звучания музыки
- Организационный момент.
Начнем мы наш урок с музыкальной загадки ( слайд 1 ).
- кто написал эту замечательную пьесу? Откуда она? Чей портрет перед вами?
- что вы можете сказать о характере этого произведения?
- дети…(мягкая светлая мелодия вальсового характера, спокойный ровный ритм с небольшими замедлениями).
В этой замечательной стране есть известный своей красотой город Неаполь, и следующая пьеса, не менее известная и популярная во всем мире о нем ( слайд 5 ).
Слушая эту красивую беззаботную мелодию, в воображении встает картина веселого итальянского карнавала – его не раз наблюдал Чайковский, бывая в Италии.
- Дети… (вокализ, детский хор).
У детского хора получилось отлично! Давайте и мы попробуем выучить мелодический рисунок песни, только со словами, они у вас на столах.
- какие чувства у вас зародились в душе от прослушанного произведения?
- Дети…(грусть, жалость, задумчивость)
Такими минорными нотками встретила нас сегодня Франция ( слайд 8 ), но грустить долго мы не станем и перемещаемся в Германию ( слайд 9 )
Петр Ильич очень любил читать. Часто на полях стихотворных сборников возникали нотные наброски. Стихи и музыка очень близки друг другу. И, читая стихи, Чайковских физически слышал музыку ( слайд 10 )
Среди лесистых гор, у голубых озер,
Где в чаще слышен птичий нестройный хор.
Под яркой синевой, под елью вековой
Чайковский много путешествовал по миру, и, далеко не всегда, понимал язык других народов. Ему на помощь приходил музыкальный язык, в котором он прекрасно разбирался. Даня Рухлов приготовил для вас еще одну музыкальную загадку, разгадать которую вам поможет знание музыкального языка. Прослушав в его исполнении теперь уже народную песенку, неизвестной пока страны, вы должны будете устно ответить на вопросы теста, который находится перед вами. Задание понятно? ( фонограмма ) Ответы на тест.
Да действительно мы попали в Америку ( слайд 11 ).
В апреле 1958 года в Москве состоялся первый Международный музыкальный конкурс имени П.И.Чайковского. Это музыкальное соревнование и сегодня одно из самых знаменитых в мире. Первым лауреатом конкурса среди пианистов стал американский музыкант Вен Клайберн, покоривший публику и
жюри своей интерпретацией первого фортепианного концерта П.И.Чайковского.
Пора заканчивать наше путешествие.
- Где мы смогли сегодня побывать?
- Дети…(Италия, Германия, Франция, Америка)
- что помогло вам побывать в этих странах?
- Дети…(Музыка Чайковского и картины)
- Можно ли путешествовать по странам мира и понимать музыку разных народов?
- Дети…(Да, музыка ярко выражает характер и обычаи других народов, их чувства и настроение вполне нам понятны)
- Мы окружены разной природой, у нас разные стили одежды, традиции, обряды, но любим, грустим, радуемся мы все одинаково!
В данной техкарте изложен материал для проведения внеурочного занятия по знакомству с музыкальной культурой Германии и Австрии.
Содержимое разработки
Тема занятия: Музыка Австрии и Германии
Цель: Узнать об особенностях музыкальной культуры Австрии и Германии
Направленные на достижение личностных результатов:
1. Воспитать познавательный интерес к новой музыкальной деятельности и способам решения новой задачи;
2. Развивать осознанные устойчивые эстетические предпочтения и ориентацию на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
3. Развивать чувства прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
ПУУД: Формирование умения строить рассуждения в форме связи простых суждений о музыке;
РУУД: Освоение начальных форм личностной и познавательной рефлексии;
РУУД: Формирование умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений;
РУУД: Развивать умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане
КУУД: Формировать умение формулировать собственное мнение и позицию;
Оснащение занятия:
Материалы для учащихся: листы бумаги, цветочки
Материалы для учителя: технологическая карта, презентация
Зрительный ряд: презентация, видеоролики про инструменты
Технологическая карта занятия
Этап занятия
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Методы обучения и воспитания
Планируемые результаты
(формируемые
на данном этапе занятия)
1. Мотивационный этап
-Здравствуйте, дети! Меня зовут Татьяна Юрьевна, и сегодня внеурочное занятие проведу у вас я.
Формирование готовности восприятия учебного материала
ЛУУД: Воспитать познавательный интерес к новой музыкальной деятельности и способам решения новой задачи;
2. Актуализация знаний
-Ребята, а вы были когда-то в других странах? Или слышали о них?
Отвечают на вопросы учителя
ПУУД: Развивать умение формулировать собственное мнение и позицию
3. Организация музыкальной познавательной деятельности
3.1. Постановка проблемы (выявление места и причины затруднения)
Ребята, пока я шла к вам, мне пришло письмо по электронной почте. Это написали гномы, которые живут в Альпах. Они приглашают нас в гости, так как хотят провести нам экскурсию по своей замечательной Родине. И они знают очень много о культуре Австрии и Германии. Ведь эти страны – соседи, и гномы очень часто бывают в них.
Постановка проблемной ситуации
ЛУУД: Развивать осознанные устойчивые эстетические предпочтения и ориентацию на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
3.2. Построение проекта выхода из затруднения
Итак, друзья, мы отправляемся в наше путешествие. А поедем мы на поезде.
Включает видеоролик отправления поезда.
РУУД: Развивать умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане
3.3.Реализация построенного проекта через виды музыкальной деятельности
-Итак, ребята, мы попали в Германию – очень интересную и пёструю своей культурой страну. Она является Родиной многих известных композиторов, таких как Бах, Бетховен, Гендель-все эти три композитора оставили неисчерпаемое наследство в музыкальной культуре Германии.
Здесь нас ждет встреча с Георгом Фридрихом Генделем.
Гендель — выдающийся мастер не только хоровой и органной музыки, но и автор замечательных инструментальных сочинений.
-Какое настроение передала вам музыка? О чём она вам рассказала? Какие образы возникли у вас в голове?
А мы можем продолжить наше путешествие по Германии.
Совсем недалеко от местечка, где родился Гендель, появился на свет другой великий композитор - Иоганн Себастьян Бах.
Предлагаю вам прослушать одно из известных произведений этого композитора.
-Ребята, а мы продолжаем прогулку по Германии.
Далее отправляемся в Бонн. Здесь нас ждет Людвиг ван Бетховен. Бетховен - ключевая фигура западной классической музыки в период между классицизмом и романтизмом, один из наиболее уважаемых и исполняемых композиторов в мире. Он писал во всех существовавших в его время жанрах, включая оперу, балет, музыку к драматическим спектаклям, хоровые сочинения. Самым значительным в его наследии считаются инструментальные произведения.
А теперь мы познакомимся с творчеством композиторов Австрии.
-Ребята, наши гномы были в гостях у сверчка, который живёт у Моцарта за печкой. И он знает об Амадее Моцарте всё. Гномы настолько заинтересовались, что решили поделиться и с нами.
За свою сравнительно короткую жизнь Вольфгант Амадей Моцарт создал так много произведений! Оперы, концерты, сонаты, менуэты, сонатины, кантаты… Голова идет кругом от этого множества и разнообразия…
Вольфу не было еще и пяти лет, когда он начал серьезно постигать музыкальную науку. Но к клавесину его тянуло гораздо раньше. Словно какая-то фея одарила его необычайной работоспособностью. И даром сочинительства! И редким исполнительским даром! Он упражнялся в игре на музыкальных инструментах без устали и капризов, как профессиональный музыкант. И еще он был наделен легким жизнерадостным характером, который отразился в его творчестве.
Предлагаю вам прослушать одну из композиций, и прочувствовать небесную воздушность.
-Следующий, с кем познакомят нас гномы – это Шуберт Франц Петер.
Шуберт Франц Петер - выдающийся австрийский композитор; основоположник раннего романтизма; создатель девяти известных симфоний. Идейный стержень большинства шубертовских произведений образует столкновение идеального и реального.
-А теперь выйдете из-за парт, разбейтесь по парам, и разучим такой вид танца, как вальс.
-Молодцы, можете разойтись. Ой, а вы слышали это? Нас, кажется, кто-то зовёт? (переключает слайд). Ребята, оказывается это разносится эхом йодле – особый вид пения. С помощью йодле пастухи да и вообще жители горных Альп общаются между собой.
Ребята, наши гномы устали и захотели с нами немного поиграть. Выходите и разделитесь на две команды. Первой команде я раздам листы бумаги, чтобы ими шуршать, второй нужно надувать щёки и ударять по ним пальчиками.
Вы будете петушками и курочками, ведь в Австрии также очень много ферм.
-Ребята, а ещё Германия и Австрия знаменита и своими музыкальными инструментами.
Варган- русское название язычкового народного инструмента. Маультроммель - австрийское или германское название инструмента. Варган относится к самозвучащим язычковым музыкальным инструментам. При игре варган прижимают к зубам или к губам, ротовая полость служит резонатором. Изменение артикуляции рта и дыхания даёт возможность менять тембр инструмента. Обычно делается из металла, дерева или кости.
Прошу обратить ваше внимание на экран и пронаблюдать за игрой на варгане.
-Какие особенности в игре на варгане вы заметили ?
Самым распространённым также является музыкальный инструмент цитра. Имеет плоский деревянный корпус неправильной формы, поверх которого натянуто от 30 до 45 струн (в зависимости от размера инструмента). Несколько ближайших к исполнителю струн (обычно 4-5), натянутых над грифом с металлическими ладами, защипываются надетым на большой палец правой руки плектором, на них играется мелодия. Оставшиеся струны служат для аккордового сопровождения, на них играют остальными пальцами.
Читайте также:
- Конспект уроку нерівномірний прямолінійний рух середня швидкість нерівномірного руху
- Конспект занятия в группе раннего возраста в гости к нам пришли игрушки
- Мама плюс малыш конспект урока по плаванию
- Инструктаж по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций конспект
- Конспект занятия по детскому дизайну в старшей группе на тему почта