Конспект урока по музыке 4 класс музыка германии

Обновлено: 07.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Открытый урок по музыке в 4 классе на тему

Тип урока: урок расширения и углубления темы.

Цель урока : формирование у школьников ощущения широты стиля композитора, многогранности его восприятия жизни.

воспитывать личность ребенка, его духовность и нравственность на произведения музыкального искусства;

формировать умения сравнивать, анализировать, выделять главное, осуществлять перенос известных знаний и способов в новые ситуации;

развивать творческое воображение.

Музыкальный материал:

Оборудование и наглядные пособия:

2. Ноутбук, проектор, экран.

3. Портреты композиторов в электронном виде

4. Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке

Структура урока:

2. Беседа о творчестве И. С. Баха.

2. Орган- король инструментов.

3. Орган в нашей республике

4. Музыкальная разминка

2. Оценивание ЗУН обучающихся.

Организационный момент ( приветствие)

Учитель : « Здравствуйте ребята, добрый день!

Учитель: Ребята, скажите, когда вы заходили в класс обратили ли внимание на то, на каком языке исполнялась детская песенка? (ответы ребят).

Учитель: Не случайно, мы начали урок со звучания немецкой песенки, почему? Да потому, что сегодня мы вместе с вами отправимся в музыкальное путешествие, в Германию. Что это за страна? Германия – это немецкая страна, поэтому мы с вами будем сегодня говорить, размышлять , слушать музыку немецких композиторов. Кстати, назовите мне пожалуйста немецких композиторов . Кто знает?

Дети: Шуман , Штраус , Карл Орф , Мендельсон, Глюк , Вагнер, Бетховен, Бах.( слайд 2)

Учитель: Давайте поговорим с вами о И. С. Бахе, что мы знаем о нем?

Итак, большинство людей знает, что Бах:

Немецкий композитор , представитель эпохи барокко, органист-виртуоз, музыкальный педагог. Р одился давным-давно в 1685 году в Германии, которая еще не была единой страной, а была разделена на множество отдельных княжеств. Музыкой в ту пору серьезно можно было заниматься либо при дворах князей и королей, либо в храмах и монастырях.

В семье Баха многие были музыкантами - скрипачами, органистами. Семья была большой. Часто вечерами они собирались вместе, чтобы поиграть на музыкальных инструментах. (слайд 3)

Давайте и мы с вами представим домашнее музицирование. Покажите жестами как играют на клавесине?

Дети: 1 ряд показывает игру на клавесине, 2ряд - флейту, 3ряд - скрипку.

Учитель: Чем она вам понравилась?

Дети: Легкостью, веселым настроением.

Учитель: Как бы вы назвали это произведение?

Дети: Юмореска, Шутка, Смех.

Учитель : Еще раз послушаем это произведение и посмотрим на музыкальные инструменты времен Баха.

Учитель: А как вы думаете, что могли делать еще на музыкальных вечерах того времени?

Учитель: Правильно, и поэтому я предлагаю вам превратиться в певцов. Но прежде чем мы с вами исполним песню давайте распоемся.

Распевка (дети поют)

Учитель : Молодцы! Теперь послушайте немецкую песню, которую мы с вами будем разучивать.

( учитель голосом исполняет песню).

План работы над песней:

исполнение мелодии (звукообразование, единая линия мелодии, распевы);

мягкие окончания фраз (приходим через музыкальную характеристику);

знакомство с текстом 2 куплета;

работа над дыханием и закрепление 2 куплета;

Учитель : Мог бы такую музыку сочинить И.С. Бах? (ответы учащихся)

Учитель: Это немецкая народная песня, а, как известно, Бах очень любил народное творчество, даже использовал темы некоторых народных песен в своих произведениях.

Учитель: Ребята, эта песенка исполняется каноном. Вы спросите меня? А что это такое канон?

Канон – это полифоническая форма, или многоголосная пьеса, в которой все голоса исполняют одну и ту же мелодию, но не вместе, вступая поочередно. Для канона характерно еще и то, что обязательно в мелодии присутствует контрапункт.

Учитель: Давайте сейчас эту песню исполним каноном ( дети исполняют)

Учитель: Что такое полифония? Переводим “поли” – много, а фон? Я приглашаю вас к творческому поиску. Дети придумывают слова, оканчивающиеся на суффикс “фон” – телефон, магнитофон, саксофон и делают вывод: звук! Отсюда следует, полифония – многозвучие, многоголосие.

На доске появляется слово “многоголосие”.

Учитель предлагает игру “Мелодия”.
Звучит органная фуга соль-минор.

Учитель: Ребята, поднимите руку тогда, когда услышите как вступают голоса

Вывод делают сами ученики: “ Полифония – вид многоголосия в музыке, где по значению все голоса равны, т.е. много равных голосов, которые звучат одновременно.

Игра в ритмическую полифонию (девочки хлопают ритмический рисунок в ладоши, а мальчики – по коленкам)

Учитель: Ребята, песню я вам аккомпанировала на фортепиано. А кто знает, какой инструмент был прародителем фортепиано? (клавесин). Правильно! А ведь в игре на клавесине композитору среди его талантливых современников не было равных!

Учитель: “ Великий Бах, ты музыка Вселенной,
Дыхание органа обуздав,
И в XXI веке современном
Ты будешь в человеческих сердцах.

Ручьем сольется мощное звучанье
В последний, торжествующий аккорд,
И человек – частица мирозданья
Почувствует бессмертия восторг”.

Учитель: Ребята, о каком музыкальном инструменте я сейчас упомянула?

Дети: Орган!

Учитель : Правильно! А как вы думаете, почему орган называют королем инструментов?

Почему его называют “Ваше Высочество ?” (Очень большой инструмент размером с пятиэтажный дом, может издавать звуки разных инструментов, звучать на дальнем расстоянии, звучит мощно).

Учитель : Давайте представим, что мы сейчас находимся во временах Баха, и обратим внимание как звучит сам орган.

Учитель : Ребята, скажите, а какой тембр у органа?

Дети: Величавый, грозный, властный, могучий, низкий, мощный, грациозный, по-царски

Учитель: внимание, снова на экран!

Видеофрагмент из кинофильма (после чего дети сами делают вывод о том, что звучание органа очень похож на характер самого композитора)

Учитель: Ребята, а как вы думаете, есть ли этот инструмент у нас, в нашей республике? Есть!

Около 30 лет в Малом зале Башкирской государственной филармонии г.Уфы звучат мелодии самого большого среди когда-либо созданных музыкальных инструментов в мире – органа. ( слайд)

Творческое задание . Ребята решают кроссворд.

Пение мелодии на два голоса, когда один голос повторяет другой, вступая позже.

Страна - родина великого композитора.

Имя великого немецкого композитора.

Фамилия великого немецкого композитора.

Музыка, в которой много равных голосов, и голоса звучат одновременно.

Домашнее задание : Узнать из интернета имена наших, уфимских органистов.

Учитель: Друзья! Сегодня мы провели с вами замечательные минуты общения с музыкой И.С. Баха. Я благодарю вас за сотрудничество, за прекрасное исполнение немецких песен и ваше творчество. Спасибо и я говорю : “До новых встреч!”.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: урок расширения и углубления темы.

Цель урока: формирование у школьников ощущения широты стиля композитора, многогранности его восприятия жизни.

Задачи:

воспитывать личность ребенка, его духовность и нравственность на произведения музыкального искусства;

формировать умения сравнивать, анализировать, выделять главное, осуществлять перенос известных знаний и способов в новые ситуации;

развивать творческое воображение.

Музыкальный материал:

Оборудование и наглядные пособия:

2. Ноутбук, проектор, экран.

3. Портреты композиторов в электронном виде

4. Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке

Структура урока:

2. Беседа о творчестве И. С. Баха.

2. Орган- король инструментов.

3. Орган в нашей республике

4. Музыкальная разминка

2. Оценивание ЗУН обучающихся.

Ход урока:

Организационный момент ( приветствие)

Учитель: « Здравствуйте ребята, добрый день!

Учитель: Ребята, скажите, когда вы заходили в класс обратили ли внимание на то, на каком языке исполнялась детская песенка? (ответы ребят).

Учитель: Не случайно, мы начали урок со звучания немецкой песенки, почему? Да потому, что сегодня мы вместе с вами отправимся в музыкальное путешествие, в Германию. Что это за страна? Германия – это немецкая страна, поэтому мы с вами будем сегодня говорить, размышлять, слушать музыку немецких композиторов. Кстати, назовите мне пожалуйста немецких композиторов. Кто знает?

Дети: Шуман, Штраус, Карл Орф, Мендельсон, Глюк, Вагнер, Бетховен, Бах.( слайд 2)

Учитель: Давайте поговорим с вами о И. С. Бахе, что мы знаем о нем?

Итак, большинство людей знает, что Бах:

Немецкий композитор, представитель эпохи барокко, органист-виртуоз, музыкальный педагог. Родился давным-давно в 1685 году в Германии, которая еще не была единой страной, а была разделена на множество отдельных княжеств. Музыкой в ту пору серьезно можно было заниматься либо при дворах князей и королей, либо в храмах и монастырях.

В семье Баха многие были музыкантами - скрипачами, органистами. Семья была большой. Часто вечерами они собирались вместе, чтобы поиграть на музыкальных инструментах. (слайд 3)

Давайте и мы с вами представим домашнее музицирование. Покажите жестами как играют на клавесине?

Дети: 1 ряд показывает игру на клавесине, 2ряд - флейту, 3ряд - скрипку.

Учитель: Чем она вам понравилась?

Дети: Легкостью, веселым настроением.

Учитель: Как бы вы назвали это произведение?

Дети: Юмореска, Шутка, Смех.

Учитель: Еще раз послушаем это произведение и посмотрим на музыкальные инструменты времен Баха.

Учитель: А как вы думаете, что могли делать еще на музыкальных вечерах того времени?

Дети: Петь.

Учитель: Правильно, и поэтому я предлагаю вам превратиться в певцов. Но прежде чем мы с вами исполним песню давайте распоемся.

Распевка (дети поют)

Учитель: Молодцы! Теперь послушайте немецкую песню, которую мы с вами будем разучивать.

( учитель голосом исполняет песню).

План работы над песней:

исполнение мелодии (звукообразование, единая линия мелодии, распевы);

мягкие окончания фраз (приходим через музыкальную характеристику);

знакомство с текстом 2 куплета;

работа над дыханием и закрепление 2 куплета;

Учитель: Мог бы такую музыку сочинить И.С. Бах? (ответы учащихся)

Учитель: Это немецкая народная песня, а, как известно, Бах очень любил народное творчество, даже использовал темы некоторых народных песен в своих произведениях.

Учитель: Ребята, эта песенка исполняется каноном. Вы спросите меня? А что это такое канон?

Канон – это полифоническая форма, или многоголосная пьеса, в которой все голоса исполняют одну и ту же мелодию, но не вместе, вступая поочередно. Для канона характерно еще и то, что обязательно в мелодии присутствует контрапункт.

Учитель: Давайте сейчас эту песню исполним каноном ( дети исполняют)

Учитель: Что такое полифония? Переводим “поли” – много, а фон? Я приглашаю вас к творческому поиску. Дети придумывают слова, оканчивающиеся на суффикс “фон” – телефон, магнитофон, саксофон и делают вывод: звук! Отсюда следует, полифония – многозвучие, многоголосие.

На доске появляется слово “многоголосие”.

Учитель предлагает игру “Мелодия”.
Звучит органная фуга соль-минор.

Учитель: Ребята, поднимите руку тогда, когда услышите как вступают голоса

Вывод делают сами ученики: “ Полифония – вид многоголосия в музыке, где по значению все голоса равны, т.е. много равных голосов, которые звучат одновременно.

Игра в ритмическую полифонию (девочки хлопают ритмический рисунок в ладоши, а мальчики – по коленкам)

Учитель: Ребята, песню я вам аккомпанировала на фортепиано. А кто знает, какой инструмент был прародителем фортепиано? (клавесин). Правильно! А ведь в игре на клавесине композитору среди его талантливых современников не было равных!

Учитель: “Великий Бах, ты музыка Вселенной,
Дыхание органа обуздав,
И в XXI веке современном
Ты будешь в человеческих сердцах.

Ручьем сольется мощное звучанье
В последний, торжествующий аккорд,
И человек – частица мирозданья
Почувствует бессмертия восторг”.

Учитель: Ребята, о каком музыкальном инструменте я сейчас упомянула?

Дети: Орган!

Учитель: Правильно! А как вы думаете, почему орган называют королем инструментов?

Почему его называют “Ваше Высочество?” (Очень большой инструмент размером с пятиэтажный дом, может издавать звуки разных инструментов, звучать на дальнем расстоянии, звучит мощно).

Учитель: Давайте представим, что мы сейчас находимся во временах Баха, и обратим внимание как звучит сам орган.

Учитель: Ребята, скажите, а какой тембр у органа?

Дети: Величавый, грозный, властный, могучий, низкий, мощный, грациозный, по-царски

Учитель: внимание, снова на экран!

Видеофрагмент из кинофильма (после чего дети сами делают вывод о том, что звучание органа очень похож на характер самого композитора)

Учитель: Ребята, а как вы думаете, есть ли этот инструмент у нас, в нашей республике? Есть!

Около 30 лет в Малом зале Башкирской государственной филармонии г.Уфы звучат мелодии самого большого среди когда-либо созданных музыкальных инструментов в мире – органа. ( слайд)

Творческое задание. Ребята решают кроссворд.

Домашнее задание: Узнать из интернета имена наших, уфимских органистов.

Учитель: Друзья! Сегодня мы провели с вами замечательные минуты общения с музыкой И.С. Баха. Я благодарю вас за сотрудничество, за прекрасное исполнение немецких песен и ваше творчество. Спасибо и я говорю : “До новых встреч!”.

Тема четверти : между музыкой народов мира нет непереходимых границ.

Тип урока : Изучение нового материала.

Цель урока : познакомить с музыкой разных народов на основе Детского альбома П.И.Чайковского.

Задачи : формирование знаний о мелодиях разных народов; развитие эмоционально-образного видения мира, художественного мышления на материале урока; воспитание чуткого, толерантного отношения к музыке других народов.

Оборудование: портрет П.И.Чайковского, иллюстрации к Детскому альбому, тексты песен, аудиозапись Детского альбома, компьютер, презентация к уроку, раздаточный материал.

Методы: беседа, диалог, словесное рисование, сравнение, зрительные образы.

Форма работы: групповая, индивидуальная.

  • На доске – тема урока
  • Портрет П.И.Чайковского
  • Слова для определения характера звучания музыки
  1. Организационный момент.

Начнем мы наш урок с музыкальной загадки ( слайд 1 ).

- кто написал эту замечательную пьесу? Откуда она? Чей портрет перед вами?

- что вы можете сказать о характере этого произведения?

- дети…(мягкая светлая мелодия вальсового характера, спокойный ровный ритм с небольшими замедлениями).

В этой замечательной стране есть известный своей красотой город Неаполь, и следующая пьеса, не менее известная и популярная во всем мире о нем ( слайд 5 ).

Слушая эту красивую беззаботную мелодию, в воображении встает картина веселого итальянского карнавала – его не раз наблюдал Чайковский, бывая в Италии.

- Дети… (вокализ, детский хор).

У детского хора получилось отлично! Давайте и мы попробуем выучить мелодический рисунок песни, только со словами, они у вас на столах.

- какие чувства у вас зародились в душе от прослушанного произведения?

- Дети…(грусть, жалость, задумчивость)

Такими минорными нотками встретила нас сегодня Франция ( слайд 8 ), но грустить долго мы не станем и перемещаемся в Германию ( слайд 9 )

Петр Ильич очень любил читать. Часто на полях стихотворных сборников возникали нотные наброски. Стихи и музыка очень близки друг другу. И, читая стихи, Чайковских физически слышал музыку ( слайд 10 )

Среди лесистых гор, у голубых озер,

Где в чаще слышен птичий нестройный хор.

Под яркой синевой, под елью вековой

Чайковский много путешествовал по миру, и, далеко не всегда, понимал язык других народов. Ему на помощь приходил музыкальный язык, в котором он прекрасно разбирался. Даня Рухлов приготовил для вас еще одну музыкальную загадку, разгадать которую вам поможет знание музыкального языка. Прослушав в его исполнении теперь уже народную песенку, неизвестной пока страны, вы должны будете устно ответить на вопросы теста, который находится перед вами. Задание понятно? ( фонограмма ) Ответы на тест.

Да действительно мы попали в Америку ( слайд 11 ).

В апреле 1958 года в Москве состоялся первый Международный музыкальный конкурс имени П.И.Чайковского. Это музыкальное соревнование и сегодня одно из самых знаменитых в мире. Первым лауреатом конкурса среди пианистов стал американский музыкант Вен Клайберн, покоривший публику и

жюри своей интерпретацией первого фортепианного концерта П.И.Чайковского.

Пора заканчивать наше путешествие.

- Где мы смогли сегодня побывать?

- Дети…(Италия, Германия, Франция, Америка)

- что помогло вам побывать в этих странах?

- Дети…(Музыка Чайковского и картины)

- Можно ли путешествовать по странам мира и понимать музыку разных народов?

- Дети…(Да, музыка ярко выражает характер и обычаи других народов, их чувства и настроение вполне нам понятны)

- Мы окружены разной природой, у нас разные стили одежды, традиции, обряды, но любим, грустим, радуемся мы все одинаково!


В данной техкарте изложен материал для проведения внеурочного занятия по знакомству с музыкальной культурой Германии и Австрии.

Содержимое разработки

Тема занятия: Музыка Австрии и Германии

Цель: Узнать об особенностях музыкальной культуры Австрии и Германии

Направленные на достижение личностных результатов:

1. Воспитать познавательный интерес к новой музыкальной деятельности и способам решения новой задачи;

2. Развивать осознанные устойчивые эстетические предпочтения и ориентацию на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

3. Развивать чувства прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

ПУУД: Формирование умения строить рассуждения в форме связи простых суждений о музыке;

РУУД: Освоение начальных форм личностной и познавательной рефлексии;

РУУД: Формирование умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений;

РУУД: Развивать умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане

КУУД: Формировать умение формулировать собственное мнение и позицию;

Оснащение занятия:

Материалы для учащихся: листы бумаги, цветочки

Материалы для учителя: технологическая карта, презентация

Зрительный ряд: презентация, видеоролики про инструменты

Технологическая карта занятия

Этап занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методы обучения и воспитания

Планируемые результаты

(формируемые

на данном этапе занятия)

1. Мотивационный этап

-Здравствуйте, дети! Меня зовут Татьяна Юрьевна, и сегодня внеурочное занятие проведу у вас я.

Формирование готовности восприятия учебного материала

ЛУУД: Воспитать познавательный интерес к новой музыкальной деятельности и способам решения новой задачи;

2. Актуализация знаний

-Ребята, а вы были когда-то в других странах? Или слышали о них?

Отвечают на вопросы учителя

ПУУД: Развивать умение формулировать собственное мнение и позицию

3. Организация музыкальной познавательной деятельности

3.1. Постановка проблемы (выявление места и причины затруднения)

Ребята, пока я шла к вам, мне пришло письмо по электронной почте. Это написали гномы, которые живут в Альпах. Они приглашают нас в гости, так как хотят провести нам экскурсию по своей замечательной Родине. И они знают очень много о культуре Австрии и Германии. Ведь эти страны – соседи, и гномы очень часто бывают в них.

Постановка проблемной ситуации

ЛУУД: Развивать осознанные устойчивые эстетические предпочтения и ориентацию на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

3.2. Построение проекта выхода из затруднения

Итак, друзья, мы отправляемся в наше путешествие. А поедем мы на поезде.

Включает видеоролик отправления поезда.

РУУД: Развивать умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане

3.3.Реализация построенного проекта через виды музыкальной деятельности

-Итак, ребята, мы попали в Германию – очень интересную и пёструю своей культурой страну. Она является Родиной многих известных композиторов, таких как Бах, Бетховен, Гендель-все эти три композитора оставили неисчерпаемое наследство в музыкальной культуре Германии.

Здесь нас ждет встреча с Георгом Фридрихом Генделем.

Гендель — выдающийся мастер не только хоровой и органной музыки, но и автор замечательных инструментальных сочинений.

-Какое настроение передала вам музыка? О чём она вам рассказала? Какие образы возникли у вас в голове?

А мы можем продолжить наше путешествие по Германии.

Совсем недалеко от местечка, где родился Гендель, появился на свет другой великий композитор - Иоганн Себастьян Бах.

Предлагаю вам прослушать одно из известных произведений этого композитора.

-Ребята, а мы продолжаем прогулку по Германии.

Далее отправляемся в Бонн. Здесь нас ждет Людвиг ван Бетховен. Бетховен - ключевая фигура западной классической музыки в период между классицизмом и романтизмом, один из наиболее уважаемых и исполняемых композиторов в мире. Он писал во всех существовавших в его время жанрах, включая оперу, балет, музыку к драматическим спектаклям, хоровые сочинения. Самым значительным в его наследии считаются инструментальные произведения.

А теперь мы познакомимся с творчеством композиторов Австрии.

-Ребята, наши гномы были в гостях у сверчка, который живёт у Моцарта за печкой. И он знает об Амадее Моцарте всё. Гномы настолько заинтересовались, что решили поделиться и с нами.

За свою сравнительно короткую жизнь Вольфгант Амадей Моцарт создал так много произведений! Оперы, концерты, сонаты, менуэты, сонатины, кантаты… Голова идет кругом от этого множества и разнообразия…

Вольфу не было еще и пяти лет, когда он начал серьезно постигать музыкальную науку. Но к клавесину его тянуло гораздо раньше. Словно какая-то фея одарила его необычайной работоспособностью. И даром сочинительства! И редким исполнительским даром! Он упражнялся в игре на музыкальных инструментах без устали и капризов, как профессиональный музыкант. И еще он был наделен легким жизнерадостным характером, который отразился в его творчестве.

Предлагаю вам прослушать одну из композиций, и прочувствовать небесную воздушность.

-Следующий, с кем познакомят нас гномы – это Шуберт Франц Петер.

Шуберт Франц Петер - выдающийся австрийский композитор; основоположник раннего романтизма; создатель девяти известных симфоний. Идейный стержень большинства шубертовских произведений образует столкновение идеального и реального.

-А теперь выйдете из-за парт, разбейтесь по парам, и разучим такой вид танца, как вальс.

-Молодцы, можете разойтись. Ой, а вы слышали это? Нас, кажется, кто-то зовёт? (переключает слайд). Ребята, оказывается это разносится эхом йодле – особый вид пения. С помощью йодле пастухи да и вообще жители горных Альп общаются между собой.

Ребята, наши гномы устали и захотели с нами немного поиграть. Выходите и разделитесь на две команды. Первой команде я раздам листы бумаги, чтобы ими шуршать, второй нужно надувать щёки и ударять по ним пальчиками.

Вы будете петушками и курочками, ведь в Австрии также очень много ферм.

-Ребята, а ещё Германия и Австрия знаменита и своими музыкальными инструментами.

Варган- русское название язычкового народного инструмента. Маультроммель - австрийское или германское название инструмента. Варган относится к самозвучащим язычковым музыкальным инструментам. При игре варган прижимают к зубам или к губам, ротовая полость служит резонатором. Изменение артикуляции рта и дыхания даёт возможность менять тембр инструмента. Обычно делается из металла, дерева или кости.
Прошу обратить ваше внимание на экран и пронаблюдать за игрой на варгане.

-Какие особенности в игре на варгане вы заметили ?

Самым распространённым также является музыкальный инструмент цитра. Имеет плоский деревянный корпус неправильной формы, поверх которого натянуто от 30 до 45 струн (в зависимости от размера инструмента). Несколько ближайших к исполнителю струн (обычно 4-5), натянутых над грифом с металлическими ладами, защипываются надетым на большой палец правой руки плектором, на них играется мелодия. Оставшиеся струны служат для аккордового сопровождения, на них играют остальными пальцами.

Читайте также: