Вредные привычки их влияние на здоровье профилактика вредных привычек обж 10 класс конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

Вредные привы чки, их влиян ие на здоровье. Пр офилактик а вредных при вычек.

2.Довести до у чащихся о вред ных привычках и их влияни и на здоровье че ловек а.

3. Алког оль влияние ал колголя на здор овье и поведение ч еловека

4.Наркотик и. Наркомания и т оксикоман ия и их последств ия

Вопрос1.Вредные п ривычки и их с оциальные после дствия

Привычка – слож ившиеся спос об поведения, осуществл ение котор ого в определён -

ных ситуациях приобретает дл я человека ха рактер потре бности.

Вредная привы чка – закреплённый в л ичности сп особ поведе ния, агрессивны й по

1.Систематичес кие опаздывания на уроки.( о бъяснить поч ему )

4.Халатное отн ошение к сво им функциональ ным обязанн остям.

7.Употреблен ие наркотик ов и ароматических у глеводородов

Вопрос2 Курение и его влияние на с остояние челове ка

Курение – ведёт к н икотиновой зав исимости, зав исимости д ыхательного центра

головного мозга от стимулирую щих его работу веществ, со держащихся в таб ачном

дыме, что пр евращается в дест абилизиру ющий фактор для всего организма.

Число ку рящих в России (60% му жчин)одно из в ысоких сре ди инду стриально

Механизм никот иновой зависим ости следу ющий: ни коти новая кисл ота и дру гие

компоненты, вклю чённые в об ычный обмен в еществ челов еческого организм а, перес -

тают вырабатывать ся, а полу чаемые извне п ри курении встр аиваются в его цикл ы

жизнедеятельн ости. С годами человеку требу ется всё большие дози ровки этих вещес -

Помимо этого су ществу ет ещё один механизм вр едного во здействия табака. Ч асто ку -

рилшики кашляют. Обычн о по утрам о ни отхаркивают ск опившую ся за ночь мокроту .

В норме у чел овека в кру пных бронхах и трахее на слизист ой оболочке имеются

механизм выво дит из орган изма слизь с прил ипшими к ней частичками ин ородных тел

и микроорган измами. Никоти новая кисл ота и никотинам ид, находящи еся в дыме,

парализует м ышечные волокна, п рисутствующие в ворсинках, и в р езуль тате инфекц -

ия скапливается в бронхах и трахе е, а содер жащиеся в слизи защит ные систем ы

иммунитета нейтрализу ются. Это ведёт к тяжёлым в оспалитель ным состояния м,

Которые впосле дствии рас пространяютс я на все нижележащие отделы бро нхо –

лёгочной систем ы. В лёгких вырабатыв аются специальны е жидкие вещества и клетки -

убийцы инфек ционных и опухолевых к леток, котор ые являются фактор ами защиты. В

ческий ресу рс. В них же происх одит разл ожение ядовиты х веществ до безвре дных

элементов. У л ёгких функций м ного. Дру гими словами приводя в негодность св ои

лёгкие, человек м едленно, но очень у порно св одить себя в мог илу. Ещё ником у из

живущих на земл е человеку ку рение не у крепило здоровье.

Курение подрост ков, в перву ю очередь. Сказыва ется на нервной и се рдечно - сосудис -

той системе. В 1 2 - 15 лет они уже жалу ются на отдышку при физическ ой нагрузке .

Даже незначитель ное курен ие вызывает у детей мал окровие, расстройство пищеваре н -

ия. Навыки, п ривычки. Усвоенн ые в школьном в озрасте, самые п рочные. Эт о

относится не толь ко к полез ным, но и вр едным привычкам.

Табачный дым с одержит более 400 хим ических соеди нений, более 40 которых,

вызывают рак, а так же несколько с отен ядов: никотин, ц ианид, мышь як, формал ьдегид

углекислый газ, о кись углерода, си нильная кислот а и т.д. П ачка сигарет в де нь – это

Курение особ о опасно девочкам и женщина м, особенно беременным ж енщинам.

Курение береме нных женщин п риводит заболева ниям детей, выкидышам. При

регулярном ку рении во время бе ременности плод находитс я в состоянии х ронической

кислородной недостаточности практически п остоянно.

Вопрос3 Алкоголь, влияние алк оголя на здоровье и поведение человека

Пьянство ведёт к а лкоголизму . Этиловый спирт пост оянно прису тствует в орга низме

человека, он о бразуется в процесс е обмена веще ств. Поступающий че рез пищеварит е -

льный тракт алк оголь распадает ся до ядовито го ацетальдегида и оказывает н а клетки

В резуль тате пьянства идёт дегра дация личнос - ти, разру шение семе й. По вине пь яных

гибнут л юди в автомобильн ых катастрофа х, со - вершаются многие пре ступления.

Алкоголиком мо жет стать лю бой человек. Тревогу сл едует бить у же тогда, когда

появляется желан ие выпить по поводу и без повода, особе нно ежеднев но.

Алкоголь у ничтожает клетки печени, а ведь в ней происход ит образование

аденозинтриф осфорной кислоты (А ТФ) – основного источника энергии в организме,

детоксикаци я(обезврежива ние) ядов, очищение к рови, выработ ка фермент ов(катализа -

торов химичес ких процессов в о рганизме) и мн огое дру гое.

Алкоголь губитель но действу ет на клетки головн ого мозга, в том чи сле, и на клетки,

регулиру ющие деятельность пол овой системы и на половы е центры, расп оложенные в

Одновременн о ослабевает деятель ность молочн ых желез, а в дальней шем она может

прекратиться. У женщин алкоголь н арушает вы работку половы х гармонов и

Алкоголь особе нно вреден для растущего орга низма. Те доз ы, которые явл яются

приемлемым и для взрослых, для молод ых людей могу т быть смертельн ыми. При

поражении голов ного мозга мо гут произойт и необратимые изменения, с пособные при -

ВложениеРазмер
урок по ОБЖ 90.5 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по ОБЖ в 10-м классе "Вредные привычки и их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек"

Автор: Лоборев Сергей Федорович

Регион: Псковская область

  • образовательная – обобщение знаний о последствиях употребления табака и алкоголя (характеристика факторов, разрушающих здоровье человека).
  • развивающая – создание условий для формирования коммуникативных компетентностей посредством: освоения тренинговых технологий, групповой дискуссии, выработки оценочных умений аргументации и адекватной самооценки; развитие гибкости ума и способности к нестандартным решениям;
  • воспитательная – воспитание психически здорового, личностно развитого человека, способного самостоятельно справляться с собственными психологическими затруднениями и жизненными проблемами.

Форма урока: комбинированный урок с использованием следующих педагогических и воспитательных технологий:

  • информационно-коммуникационные технологии;
  • личностно – ориентированная технология;
  • игровые технологии;
  • проблемное обучение;
  • технология саморазвития;
  • здоровьесберегающая технология.
  • раздаточный материал;
  • Карточки обратной связи 3 цветов: зеленого, желтого и красного (по количеству участников);
  • компьютерный класс;
  • мультимедиапроектор;
  • карточки с разрезанными частями пословиц и поговорок
  • опережающее задание – цитаты, рисунки;

Обратная связь (рефлексия) – оценка впечатлений учащихся о проведённом уроке.

“Побороть дурные привычки легче сегодня, чем завтра”

1. Вступительное слово учителя.

Когда люди, приветствуя друг друга, говорят “Здравствуйте!”, какой они вкладывают смысл? - Желают здоровья всем и каждому!

Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков. Духовное здоровье – это здоровье нашего разума, а физическое – здоровье нашего тела. Составляющие здоровья должны гармонично развиваться. Здоровье человека – бесценный дар природы. Разрушить здоровье можно, а купить нельзя. Чтобы быть здоровым, необходимо вести здоровый образ жизни, в который входят элементы: двигательная активность; рациональное питание; соблюдение режима труда и отдыха; личная гигиена; психическая и эмоциональная устойчивость; отказ от вредных привычек . Об этом мы сегодня будем говорить на уроке.

Каждый день можно видеть, в какой ужасной действительности мы живем. Что разрушает здоровье? Окурки, пивные банки, шприцы в подъездах, над которыми дрожат обезумевшие парни и девушки.

В настоящее время курение и употребление алкоголя глубоко вошло в быт многих людей, стало повседневным явлением. В среднем в мире курит около 50 % мужчин и 25 % женщин. По данным ВОЗ - 3 миллиона человек в год убивает табак в настоящее время, а в 2020 году от курения погибнут около 10 миллионов человек в возрасте от 30 до 40 лет. Алкоголизм ежегодно уносит около 6 млн. человеческих жизней. Продолжительность жизни курильщика сокращается на 10 лет в среднем, а алкоголика – на 15. Поэтому, остается актуальной проблема отказа от вредных привычек. К тому же еще одна проблема: по статистке к окончанию школы среди выпускников практически нет здоровых детей. Задумайтесь об этом!

Из истории табака. (1 обучающийся)

До XVI века в Европе не знали о табаке. Моряки из Испании - спутники Христофора Колумба привезли его из Америки (12 октября 1492 г). Ритуал курения имел у индейцев символический смысл. Противники садились в кружок, вождь раскуривал трубку и передавал ее соседу. Тот после одной - двух затяжек передавал трубку своему соседу, а он своему. И так по кругу шла "трубка мира".

Несмотря на широкое распространение табака в Европе, курение через некоторое время было запрещено в разных странах. В Сант-Яго в 1692 г. за курение были замурованы в стены 5 монахов. В Турции курение рассматривалось как нарушение законов Корана: человека избивали и возили на осле по улицам Константинополя, а после пожара состоялись массовые казни курильщиков. В Персии запрещали курение под страхом лишения губ и носа, а торговцев табака было приказано сжечь на костре.

Табак в России. В Россию табак был завезен через Архангельск, еще при Иване Грозном. При царе Михаиле Федоровиче - первом царе династии Романовых - за употребление "зелья табачища" рвали ноздри, били плетьми и ссылали в Сибирь, однако курильщики не переводились. В 16 – 17 веке Москва была деревянная, и из-за частых пожаров курение запретили. Во времена Петра I, внука Михаила Федоровича, курение даже поощрялось. Много сделавший прогрессивного, в данном случае он оказал жителям России плохую услугу.

Из истории алкоголя. (2 обучающийся).

А сейчас послушайте притчу: “Говорят, чтобы уберечь первую виноградную лозу от высыхания, Вакх (бог виноделия) вначале вложил ее в птичью косточку. Но веточка стала расти на глазах. И тогда юноша нашел львиную косточку, которая вместила растение с птичьей косточкой. Но веточка продолжала расти. И тут Вакх увидел на обочине кость осла… Затем, когда вино было готово, Вакх стал щедро угощать им людей. И произошло странное событие: когда гости выпивали по одному бокалу, они веселились и пели, как птички; еще по бокалу – становились сильными и бесстрашными, как львы; но если выпивали больше – превращались в тупых упрямых ослов”.

Еще в древности познакомился человек с необычным веселящим действием некоторых напитков из молока, меда, сока плодов. И не сразу заметили, что на следующий день приходит разбитость, головная боль, дурное настроение. Поэтому с пьянством боролись практически во все времена. В Древней Индии уличенных в пьянстве заставляли пить из раскаленного металлического сосуда горячее вино или кипяток до наступления смерти. Каждый римлянин, заставший жену в пьяном виде, имел право убить ее. В Голландии женщин-алкоголичек три раза погружали в воду. Русь была одной из трезвых держав в истории. При Петре 1 были изданы законы, согласно которым опьянение отягощало вину. При Екатерине II пьяниц наказывали розгами. В 1917 году в Красной армии пьянство карается расстрелом. В 1941 году война возвращает людей к трезвости. В 1964, 1982 годах появляется понятие алкогольной эпидемии, алкоголь стал опасен из-за вырождения нации в России.

Учитель: Давно известно, что курить и пить вредно. Но почему люди все равно употребляют табак и алкоголь? Что привлекает подростков и взрослых в курении сигарет и употреблении алкоголя, особенно пива?

Каковы причины (мотивы) и последствия вредных привычек?

Как предостеречь от вредных соблазнов? Какие меры вы можете предложить для предотвращения этих заболеваний?

На эти вопросы попытайтесь ответить в группах. Работа в группах по направлениям:

  • причины курения;
  • последствия курения;
  • меры для предупреждения курения;
  • причины употребления алкоголя, пива;
  • последствия употребления алкоголя, пива;
  • меры для предупреждения употребления алкоголя, пива.

Работаем 5 минут.

Краткие выступления обучающихся и комментарии учителя. Результаты работы оформляются на доске на бумажном носителе (раздаточный материал - бумага).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Реализация возможностей, заложенных в человеке, зависит от образа жизни, от повседневного поведения, от тех привычек, которые он приобретает, от умения разумно распорядиться по­тенциальными возможностями здоровья на благо себе, своей семье и государству, в котором живет. Однако необходимо отметить, что некоторые привычки, кото­рые человек может начать приобретать еще в школьные годы и от которых потом не может избавиться в течение всей жизни, серьезно вредят здоровью. Они способствуют быстрому расхо­дованию всего потенциала возможностей человека, преждевре­менному его старению и приобретению устойчивых заболева­ний. К таким привычкам, прежде всего надо отнести курение, употребление алкоголя и наркотиков.

ТЕМА: ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ, ИХ ВЛИЯНИЕ НА ЗДОРОВЬЕ. ПРОФИЛАКТИКА

ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК

Цель урока: Сформировать у учащихся убеждение, что курение, употребление алкоголя и

наркотиков пагубно влияют на здоровье человека.

Время: 40 минут

Тип урока: комбинированный

Учебно-наглядный комплекс: учебник ОБЖ 10 класс, ПК, проектор

I. Вступительная часть

* Организационный момент

* Контроль знаний учащихся:

- Чем обусловлена биологическая необходимость двигательной активности человека в процессе

его жизнедеятельности? Обоснуйте свой ответ.

- Какое значение имеют занятия физической культурой для укреп­ления и сохранения здоровья?

- Какова роль в гармоничном распределении умственной нагруз­ки и двигательной активности

человека для сохранения его здоровья?

- Как наиболее рационально можно распределить занятия физи­ческой культурой и спортом в

течение учебной недели? Обоснуйте свой ответ.

II. Основная часть

- объявление темы и цели занятия

- объяснение нового материала:

Человек — великое чудо природы.

Реализация возможностей, заложенных в человеке, зависит от образа жизни, от повседневного поведения, от тех привычек, которые он приобретает, от умения разумно распорядиться по­тенциальными возможностями здоровья на благо себе, своей семье и государству, в котором живет.

Однако необходимо отметить, что некоторые привычки, кото­рые человек может начать приобретать еще в школьные годы и от которых потом не может избавиться в течение всей жизни, серьезно вредят здоровью. Они способствуют быстрому расхо­дованию всего потенциала возможностей человека, преждевре­менному его старению и приобретению устойчивых заболева­ний. К таким привычкам, прежде всего надо отнести курение, употребление алкоголя и наркотиков.

Алкоголь, или этиловый спирт, является наркотическим ядом, он действует, прежде всего на клетки головного мозга, парализуя их. Наркотическое действие алкоголя проявляется в том, что в организме человека развивается болезненное пристрастие к ал­коголю. Доза в 7—8 г чистого спирта на 1 кг веса тела является смертельной для человека. По данным Всемирной организации здравоохранения, алкоголизм ежегодно уносит около 6 млн. че­ловеческих жизней.

Алкоголь оказывает на организм глубокое и длительное ослабляющее действие. Например, всего 80 г алкоголя действует целые сутки. Прием даже небольших доз алкоголя понижает Работоспособность и ведет к быстрой утомляемости, рассеянность, затрудняет правильное восприятие событий.

Некоторые люди считают спиртное чудодейственным лекар­ем, способным излечивать чуть ли не все болезни. Между тем Следования специалистов показали, что алкогольные напитки какими целебными свойствами не обладают. Учеными доказано и то, что нет безопасных доз алкоголя, уже 100 г водки 7,5 тыс. активно работающих клеток головного мозга.

Алкоголь — внутриклеточный яд, разрушающе действующие на все системы и органы человека.

Возникающие при опьянении нарушения равновесия, внима­ния, ясности восприятия окружающего, координации движений часто становятся причиной несчастных случаев. По официаль­ным данным, в США ежегодно регистрируется 400 тыс. травм получаемых в состоянии опьянения. В Москве до 30% поступив­ших в больницы с тяжелыми травмами составляют люди, находящиеся в состоянии опьянения.

Особенно пагубно влияние алкоголя на печень, при длитель­ном его употреблении развиваются хронический гепатит и цир­роз печени. Алкоголь вызывает (в том числе и у лиц молодого возраста) нарушения регуляции тонуса сосудов, сердечного рит­ма, обмена в тканях сердца и мозга, необратимые изменения клеток этих тканей. Гипертоническая болезнь, ишемическая бо­лезнь сердца и другие поражения сердечно-сосудистой системы вдвое чаще приводят к смерти употребляющих спиртное, чем непьющих. Алкоголь оказывает вредное влияние на железы внут­ренней секреции и в первую очередь на половые железы; сниже­ние половой функции наблюдается у 1/3 лиц, злоупотребляющих спиртными напитками. Алкоголизм существенно влияет на структуру смертности населения.

Прежде чем выпить рюмку спиртного, кем бы она ни была предложена, подумай: или ты хочешь быть здоровым, жизнера­достным, способным воплотить свои желания в жизнь, или ты с этого шага начнешь уничтожать себя. Подумай и прими правиль­ное решение.

Курение табака (никотинизм) — вредная привычка, заклю­чающаяся во вдыхании дыма тлеющего табака. Можно сказать, что это одна из форм токсикомании. Курение оказывает отрица­тельное влияние на здоровье курильщиков и окружающих лиц.

Активным началом табачного дыма является никотин, кото­рый практически мгновенно попадает в кровоток через альвеолы легких.

Кроме никотина, в табачном дыме содержится большое ; количество продуктов сгорания табачных листьев и веществ, используемых при технологической обработке, они также оказывают вредное влияние на организм.

По данным фармакологов, табачный дым, кроме никотина, содер­жит угарный газ, пиридиновые основания, синильную кислоту, серово­дород, углекислоту, аммиак, эфирные масла и концентрат из жидких и твердых продуктов горения и сухой перегонки табака, называемый табачным дегтем. В последнем содержится около сотни химических со­единений веществ, в том числе радиоактивный изотоп калия, мышьяк и ряд ароматических полициклических углеводородов — канцерогенов.

Отмечено, что табак вредно действует на организм, и в первую очередь на нервную систему, вначале возбуждая, а затем угнетая ее. Память и внимание ослабевают, работоспособность понижается.

Первыми в контакт с табачным дымом вступают рот и носоглотка. Температура дыма в полости рта около 50-60 °С. Чтобы ввести дым из полости рта и носоглотки в легкие, курильщик вдыхает порцию воздуха. Температура воздуха, поступающего в рот, примерно на 40 °С ниже температуры дыма. Перепады температуры вызывают со време­нем на эмали зубов микроскопические трещины. Зубы у курильщиков начинают разрушаться раньше, чем у некурящих людей.

Нарушение зубной эмали способствует отложению на поверхности зубов табачного дегтя, отчего зубы приобретают желтоватый цвет, а по­лость рта издает специфический запах.

Табачный дым раздражает слюнные железы. Часть слюны куриль­щик проглатывает. Ядовитые вещества дыма, растворяясь в слюне, действуют на слизистую оболочку желудка, что может привести в ко­нечном результате к язве желудка и двенадцатиперстной кишки.

Постоянное курение, как правило, сопровождается бронхитом (воспалением бронхов с преимущественным поражением их слизис­той оболочки). Хроническое раздражение табачным дымом голосовых связок сказывается на тембре голоса. Он теряет звонкость и чистоту, что особенно заметно у девушек и женщин.

В результате поступления дыма в легкие кровь в альвеолярных ка­пиллярах, вместо того чтобы обогатиться кислородом, насыщается угарным газом, который, соединяясь с гемоглобином, исключает часть гемоглобина из процесса нормального дыхания. Наступает кислород­ное голодание. Из-за этого прежде всего страдает сердечная мышца. Синильная кислота хронически отравляет нервную систему. Аммиак раздражает слизистые оболочки, снижается сопротивляемость легких к различным инфекционным заболеваниям, в частности к туберкулезу. Но основное отрицательное воздействие на организм человека при курении оказывает никотин.

Никотин - сильный яд. Смертельная доза никотина для человека составляет 1 мг на 1 кг массы тела, т. е. около 50—70 мг для подрост­ка. Смерть может наступить, если подросток сразу выкурит полпачки сигарет. Согласно данным ВОЗ, ежегодно во всем мире от болезней, связанных с курением, умирают 2,5 млн. человек.

Отметим что, по мнению специалистов здравоохранения, при­страстие к курению табака сродни наркомании: люди курят не пото­му, что хотят курить, а потому, что не могут бросить эту привычку.

Действительно, начать курить легко, а вот отвыкнуть от курения в дальнейшем очень трудно. Начав курить, можно стать рабом этой привычки, медленно и верно уничтожая свое здоровье, которое при­рода дала для других целей - труда и созидания, самосовершенство­вания, любви и счастья.

Пристрастие к курению и употреблению алкоголя считается разно­видностью наркомании, так как механизмы возникновения зависимос­ти и последствия употребления их схожи с употреблением наркотичес­ких веществ. Более того, отмечено, что алкоголь и курение выступают катализаторами (ускорителями) в формировании наркозависимости.

Что такое наркомания?

Наркомания — это заболевание, которое возникает в результате упо­требления наркотических средств и психотропных веществ, вызывающих в определенных дозах одурманивание или наркотический сон.

Наркомания характеризуется непреодолимым влечением к приему наркотиков, тенденцией к повышению принимаемых доз, формирова­нию психической (психологической) и физической зависимости от наркотика. Так формируется наркотическая зависимость.

Наркотическая зависимость - это непреодолимая потребность человека в приеме наркотика. Человек уже не может отказаться от употребления наркотика или сократить его прием на длительное время. Он становится рабом наркотика, а значит, и торговца наркотиком.

Если же человек пристрастился к курению, употреблению алкоголя ими наркотиков, приобрел так называемые вредные привычки и уже не может отказаться от них, то это уже не привычка, а зависимость.

Курение, употребление алкоголя и наркотиков считаются вред­ными привычками.

Профилактика наркомании — это прежде всего исключение пер­вого употребления наркотического вещества. Если первая проба со­стоялась, то надо думать уже не о профилактике, а о серьезном ле­чении.

Для тех, кто осознал, что принятие наркотика несовместимо со здоровьем человека, еще раз повторим, что самая главная опас­ность стать наркоманом кроется в желании (из глупого любопытст­ва, за компанию или по другой причине) первый раз попробовать наркотик.

Дополнительные материалы.

Несколько рекомендаций, чтобы никогда не принимать наркотики

Для того чтобы противостоять наркомании, все наше общество, особенно молодое поколение и в первую очередь подростки, очень глубоко и однозначно должно уяснить ряд истин, без осознания ко­торых большинство мер по профилактике наркомании становятся ма­лоэффективными.

Первая истина: наркомания (курение, употребление спиртных на­питков, пива и наркотических веществ) - это не вредная привычка, а заболевание, зачастую неизлечимое, которое человек приобретает добровольно, начав употреблять наркотические вещества.

Вторая истина: наркомания как заболевание начинает развиваться, как правило, после первого употребления наркотического вещества, развивается оно у всех по-разному, но с постоянным нарастанием по­требности увеличения дозы приема.

Третья истина: человек, предлагающий вам наркотик, — враг ва­шего здоровья (исключением может быть только назначение врача), гак как он ради своей наживы за ваши же деньги отбирает у вас здо­ровье.

1. Прежде чем купить и попробовать наркотик, подумайте: а за­мом вам это надо? Вспомните, к чему может привести первая проба наркотика в вашей жизни. Выработайте в себе твердое убеждение: любым наркотическим веществам, в любой дозе, какой бы она ни была малой, в любой обстановке (в школе, в подъезде дома, на диско­нте), в любой компании — нет и только нет.

Допустим, в силу обстоятельств в ваши руки попал-таки наркотик. Будьте мужественными и твердыми, не поленитесь и донесите его до унитаза. Упаси вас Бог отдать его другу или знакомому!

3. Помните: наркоторговцы хитры и коварны. Они могут подстере­гать вас в школе, на дискотеке, даже в подъезде дома. Они - враги! будьте бдительны!

4. Соблазн, когда предлагают попробовать наркотик, велик. Не будьте стеснительными и мягкими. Помните: сопротивляясь в приеме первогo наркотика, вы боретесь за свою жизнь.

б. О тех, кто к вам пристает с предложением попробовать наркотик, необходимо рассказать родителям, классному руководителю. Наконец, вы можете позвонить в милицию по телефону 02 и сообщить правоохранительным органам об этом.

III. Закрепление материала:

- Каковы социальные последствия вредных привычек?

- Перечислите основные пути профилактики вредных привычек.

IV. Итог урока.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Разработка открытого урока

по основам безопасности жизнедеятельности

для обучающихся 10 – классов

( с использованием информационно-коммуникационных и здоровьесберегающих технологий, технологии коммуникативного общения с использованием практического метода )

« ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА.

Учитель ОБЖ: Миненко Виктор Владимирович

Предмет: Основы безопасности жизнедеятельности

г. Евпатория

Открытый урок по ОБЖ в 10-м классе

Тема: "Вредные привычки и их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек"

образовательная – обобщение знаний о последствиях употребления табака и алкоголя (характеристика факторов, разрушающих здоровье человека).

развивающая – создание условий для формирования коммуникативных компетентностей посредством: освоения тренинговых технологий, групповой дискуссии, выработки оценочных умений аргументации и адекватной самооценки; развитие гибкости ума и способности к нестандартным решениям;

воспитательная – воспитание психически здорового, личностно развитого человека, способного самостоятельно справляться с собственными психологическими затруднениями и жизненными проблемами.

Форма урока: комбинированный урок с использованием следующих педагогических и воспитательных технологий:

личностно – ориентированная технология;

Материально-техническое обеспечение:

Карточки обратной связи 3 цветов: зеленого, желтого и красного (по количеству участников);

карточки с разрезанными частями пословиц и поговорок

опережающее задание – цитаты, рисунки;

Вступительное слово учителя.

Работа в группах.

Конкурс пословиц (командное соревнование).

Экспресс-опрос (командное соревнование).

Проведение индивидуального тестирования (тестовое задание).

Подведение итогов урока.

Обратная связь (рефлексия) – оценка впечатлений обучающихся о проведённом уроке.

Побороть дурные привычки легче сегодня, чем завтра”

1. Вступительное слово учителя.

Когда люди, приветствуя друг друга, говорят “Здравствуйте!”, какой они вкладывают смысл? - Желают здоровья всем и каждому!

Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков. Духовное здоровье – это здоровье нашего разума, а физическое – здоровье нашего тела. Составляющие здоровья должны гармонично развиваться. Здоровье человека – бесценный дар природы. Разрушить здоровье можно, а купить нельзя. Чтобы быть здоровым, необходимо вести здоровый образ жизни, в который входят элементы: двигательная активность; рациональное питание; соблюдение режима труда и отдыха; личная гигиена; психическая и эмоциональная устойчивость; отказ от вредных привычек . Об этом мы сегодня будем говорить на уроке.

Каждый день можно видеть, в какой ужасной действительности мы живем. Что разрушает здоровье? Окурки, пивные банки, шприцы в подъездах, над которыми дрожат обезумевшие парни и девушки.

В настоящее время курение и употребление алкоголя глубоко вошло в быт многих людей, стало повседневным явлением. В среднем в мире курит около 50 % мужчин и 25 % женщин. По данным ВОЗ - 3 миллиона человек в год убивает табак в настоящее время, а в 2020 году от курения погибнут около 10 миллионов человек в возрасте от 30 до 40 лет. Алкоголизм ежегодно уносит около 6 млн. человеческих жизней. Продолжительность жизни курильщика сокращается на 10 лет в среднем, а алкоголика – на 15. Поэтому, остается актуальной проблема отказа от вредных привычек. К тому же еще одна проблема: по статистке к окончанию школы среди выпускников практически нет здоровых детей. Задумайтесь об этом!

Из истории табака. (1 обучающийся)

До XVI века в Европе не знали о табаке. Моряки из Испании - спутники Христофора Колумба привезли его из Америки (12 октября 1492 г). Ритуал курения имел у индейцев символический смысл. Противники садились в кружок, вождь раскуривал трубку и передавал ее соседу. Тот после одной - двух затяжек передавал трубку своему соседу, а он своему. И так по кругу шла "трубка мира".

Несмотря на широкое распространение табака в Европе, курение через некоторое время было запрещено в разных странах. В Сант-Яго в 1692 г. за курение были замурованы в стены 5 монахов. В Турции курение рассматривалось как нарушение законов Корана: человека избивали и возили на осле по улицам Константинополя, а после пожара состоялись массовые казни курильщиков. В Персии запрещали курение под страхом лишения губ и носа, а торговцев табака было приказано сжечь на костре.

Табак в России. В Россию табак был завезен через Архангельск, еще при Иване Грозном. При царе Михаиле Федоровиче - первом царе династии Романовых - за употребление "зелья табачища" рвали ноздри, били плетьми и ссылали в Сибирь, однако курильщики не переводились. В 16 – 17 веке Москва была деревянная, и из-за частых пожаров курение запретили. Во времена Петра I, внука Михаила Федоровича, курение даже поощрялось. Много сделавший прогрессивного, в данном случае он оказал жителям России плохую услугу.

Из истории алкоголя. (2 обучающийся).

А сейчас послушайте притчу: “Говорят, чтобы уберечь первую виноградную лозу от высыхания, Вакх (бог виноделия) вначале вложил ее в птичью косточку. Но веточка стала расти на глазах. И тогда юноша нашел львиную косточку, которая вместила растение с птичьей косточкой. Но веточка продолжала расти. И тут Вакх увидел на обочине кость осла… Затем, когда вино было готово, Вакх стал щедро угощать им людей. И произошло странное событие: когда гости выпивали по одному бокалу, они веселились и пели, как птички; еще по бокалу – становились сильными и бесстрашными, как львы; но если выпивали больше – превращались в тупых упрямых ослов”.

Еще в древности познакомился человек с необычным веселящим действием некоторых напитков из молока, меда, сока плодов. И не сразу заметили, что на следующий день приходит разбитость, головная боль, дурное настроение. Поэтому с пьянством боролись практически во все времена. В Древней Индии уличенных в пьянстве заставляли пить из раскаленного металлического сосуда горячее вино или кипяток до наступления смерти. Каждый римлянин, заставший жену в пьяном виде, имел право убить ее. В Голландии женщин-алкоголичек три раза погружали в воду. Русь была одной из трезвых держав в истории. При Петре 1 были изданы законы, согласно которым опьянение отягощало вину. При Екатерине II пьяниц наказывали розгами. В 1917 году в Красной армии пьянство карается расстрелом. В 1941 году война возвращает людей к трезвости. В 1964, 1982 годах появляется понятие алкогольной эпидемии, алкоголь стал опасен из-за вырождения нации в России.

Учитель: Давно известно, что курить и пить вредно. Но почему люди все равно употребляют табак и алкоголь? Что привлекает подростков и взрослых в курении сигарет и употреблении алкоголя, особенно пива?

Каковы причины (мотивы) и последствия вредных привычек?

Как предостеречь от вредных соблазнов? Какие меры вы можете предложить для предотвращения этих заболеваний?

На эти вопросы попытайтесь ответить в группах. Работа в группах по направлениям:

меры для предупреждения курения;

причины употребления алкоголя, пива;

последствия употребления алкоголя, пива;

меры для предупреждения употребления алкоголя, пива.

Работаем 5 минут.

Краткие выступления обучающихся и комментарии учителя. Результаты работы оформляются на доске на бумажном носителе (раздаточный материал - бумага).

Примерные ответы обучающихся:

Причины (мотивы) употребления табака и алкоголя:

- желание быть принятым в группе “взрослых сверстников”,

- быть “крутым”; “легкое” общение,

- неумение отдыхать без допинга,

- пример друзей и взрослых,

- наличие свободных денег;

- влияние кино, телевидения, рекламы;

-от нечего делать,

- уйти от проблем.

Наиболее характерные последствия табакокурения:

Воспаление носоглотки и гортани. Хронический бронхит.

Раковые заболевания легких, гортани.

Хронический гастрит, язвы в желудке и кишечнике.

Спазм артерий, облитерирующий эндоартрит, инфаркт, инсульт, мигрень.

Угнетение нервной системы. Память и внимание ослабевают, работоспособность понижается. Раздражительность, агрессивность.

Расстроена работа потовых и сальных желез.

Волосы истончены, секутся и выпадают.

Снижается сексуальная потенция, репродуктивная функция (заячья губа).

Оголяются шейки зубов, развивается пародонтоз.

Нарушаются вкусовые ощущения, обоняние .

Понижается острота слуха.

Иногда возникает потеря зрения, нарушается цветоощущение.

“ Синдром хронической усталости”.

Последствия употребления алкоголя:

Психические и неврологические расстройства (повышенная утомляемость, рассеянность, раздражённое настроение, увеличение агрессивности).

Гибель клеток головного мозга, снижение памяти.

Сердечно-сосудистые заболевания, инфаркт.

Заболевания желудочно-кишечного тракта – гепатит, цирроз, гастрит, холецистит.

Снижение сексуальной потенции, влияние на беременность (потеря ребенка, преждевременное появление).

“ Синдром хронической усталости”.

Раннее старение (особенно девушек).

Ухудшение работы желез внутренней секреции.

Меры для предупреждения:

Запретить продажу сигарет и алкоголя вообще или до 21 года.

Запретить рекламу сигарет.

Запрет со стороны родителей.

Введение штрафов за курение и распитие алкогольных напитков в общественных местах.

Получать достоверную информацию о вреде.

Принятие самостоятельного решения: да или нет!


Учитель: А сейчас разделимся на две команды (можно по рядам). Нам нужно выбрать жюри, которое будет оценивать работу команд. Предлагаю это сделать гостям урока. Даю 1 минуту на обдумывание названия команд. Приступаем к работе.

Итак, первый конкурс пословиц.

В каждой шутке есть доля правды – так гласит народная мудрость. Группам предлагается составить по 10 пословиц; начало каждой из них написано на одном листе, конец – на другом. За каждый правильный ответ – 1 балл. Работаем 5 минут.

Хмель шумит, | а ум молчит.

Дали вина, | так и стал без ума.

Пьяному море по колено, | а лужи по уши.

И худой квас лучше | хорошей водки.

Кто вино любит, | тот сам себя губит.

Работа денежки копит, | хмель их топит.

Вино полюбил – | семью разорил.

Водка и труд | рядом не идут.

Кто чарки допивает, | тот веку не доживает.

Невинно вино, | но проклято пьянство.

Учитель: А сейчас поиграем в игру, которая называется “буриме”. Я предлагаю вам готовые рифмы, из которых должно вырасти стихотворение. Время работы 5 минут.

Группы зачитывают получившиеся стихотворения. Жюри оценивает в баллах.

Учитель: Следующее задание - экспресс-опрос. Я задаю вопрос, вы поднимаете карточку с номером ответа. Жюри фиксирует результаты. (Раздаточный материал – карточки с цифрами).

Френсис Дрейк – 16 век.

Христофор Колумб – 15 век.

Васко да Гама – 15 век.

Царь Михаил Федорович.

Из-за частых пожаров.

Для сохранения здоровья.

О причинах пьянства. (2, 5, 13).

Пьянство – угроза жизни и здоровью человека (1, 9, 13,14, 16, 19, 20, 23).

Алкоголь и труд (4, 6, 11, 12, 18, 21, 22, 24).

Пьянство и семья. (3, 10, 15).

Народные рекомендации тем, кто употребляет алкоголь (7, 8, 17, 21).

За каждый правильный ответ 1 балл. Баллы каждого члена команды суммируются и добавляются к общекомандному результату. Работаем 5 минут.

1. За чужое здоровье выпиваешь, а свое пропиваешь.

2. Начинается пьянство с легкомыслия.

3. Без ума пьет - без угла живет.

4. Водка и труд рядом не идут.

5. Река начинается с ручейка, а пьянство с рюмочки.

6. Веселая голова живет спустя рукава.

7. Нынче гуляшки, завтра гуляшки – находишься без рубашки.

8. Пей за столом, а не пей за столбом.

9. Кто в водке ищет силы, тот на краю могилы.

10. Сколько муж выпьет вина, столько жена и дети прольют слез.

11. Водка белая, но красит нос и чернит душу.

12. Когда вино входит – тайна выходит.

13. Вино веселит, да от вина голова болит.

14. Водку пить – ум топить.

15. Счастлив тот, кто вина не пьет.

16. Вино веселит сердце, да человека губит.

17. Не упивайся вином – будешь крепче умом.

18. Как хватил через край, так все пропадай.

19. Дали вина – так и стал без ума.

20. Пьяному море по колено, а лужи по уши.

21. Пей, да дело разумей.

22. Работа денежку копит, а хмель ее топит.

23. Был Иван, стал болван, а все винцо виновато.

24. Вечером пьяница, утром лентяй.

Учитель: Мы заканчиваем свое соревнование, дадим возможность жюри подвести итоги. А мы пока с вами подведем итоги нашего урока.

Мы с вами выяснили, что лучший способ борьбы с вредными соблазнами – никогда не брать в рот сигарету, не употреблять алкогольные напитки, не пробовать психоактивные и наркотические вещества. Или немедленно последовать примеру людей, бросивших и отказавшихся от вредных привычек. Как сказал великий китайский мудрец Лао То: “Тот, кто может победить другого – силен, тот, кто может победить самого себя – поистине могуществен!”

Любая положительная деятельность может быть толчком к отказу от вредных привычек.

Для того, чтобы быть здоровым, счастливым и веселым, лучше заниматься любимым делом: тренировать свое тело, петь, рисовать, вышивать, слушать пение птиц, ходить в походы, на концерты, посещать театры, читать книги, дружить.

Я прошу вас оценить проведённый урок поднятием карточки того цвета, который соответствует вашему настроению. Зеленый цвет – я принял решение вести здоровый образ жизни; желтый – я задумался о выборе здорового образа жизни; красный – я не собираюсь отказываться от соблазнов.

Цель урока – содействие формированию ЗОЖ – достигнута. Замечательно! И еще. Есть такая фраза: “Ум и руки – на пользу обществу!”

Вам, молодым, предначертано судьбой жить в XXI веке, да и не только жить, а еще и творить, вершить полезные, добрые, вечные дела.

Обратимся к эпиграфу нашего урока: “Побороть дурные привычки легче сегодня, чем завтра” – сказал Конфуций.

Вредные привычки, это порождение варварства, мёртвой хваткой держат человечество со времён седой старины и собирают с него чудовищную дань, пожирая молодость, подрывая силы, подавляя энергию, губя лучший цвет рода людского. Я думаю, что знания, полученные на сегодняшнем уроке, помогут вам избежать этой участи.

2. Ерхова Н.В., Климович В.Ю. День здоровья. Профилактика употребления ПАВ. Центр Планетариум. Москва. 2007

3. Еременко Н.И. Профилактика вредных привычек. Волгоград. Панорама; Москва. Глобус. 2007

4. Латчук В.Н., Смирнов С.К., Рабочая тетрадь для учителя: Основы безопасности жизнедеятельности. 10 класс.

Привычка — сформировавшийся способ поведения, реализация которого приобретает для человека характер потребности.

Вредные привычки — сформировавшийся способ поведения, который наносит вред физическому, психическому здоровью человека, его социальному статусу и негативно оценивается с морально-нравственных позиций социума.

Курение табака (никотинизм) – сформировавшийся способ поведения, вызывающий потребность вдыхать табачный дым.

Опьянение — совокупность психических, вегетативных и неврологических расстройств, возникающих в результате острого отравления нейротропными веществами; обычно характеризуется сменой психического возбуждения торможением с явлениями нарастающего оглушения сознания.

Алкоголизм — заболевание, возникающее в результате употребления алкогольных напитков, вызывающее нарушения, а в дальнейшем и разрушения внутренних органов и нервной системы. Приводит к деградации и смерти.

Наркомания – это заболевание, которое возникает в результате употребления наркотических средств и психотропных веществ, вызывающих в определенных дозах одурманивание или наркотический сон.

Наркотик — вещество, способное вызвать нечувствительность к боли, может вызывать зависимость.

Прокрастинация — это психологический термин, означающий привычка откладывать важные и неудобные дела "на потом под разными предлогами ".

Основная и дополнительная литература по теме урока

Основная литература:

  1. Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности. 10 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый и профильный уровни уровень. М.: Просвещение, 2018. 304 с. (страницы 152 – 157)

Дополнительная литература:

  1. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. 10-11 классы: Сборник ситуативных задач. 10-11 кл. М.: Просвещение, 2016. 128 с.
  2. Латчук В.Н., Миронов С.К. Основы безопасности жизнедеятельности. Тетрадь для оценки качества знаний. 11 класс. Базовый уровень. М.: Дрофа, 2018. 80 с.
  3. Латчук В.Н., Миронов С.К. Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочая тетрадь для любого учебника. 10 класс. Базовый уровень. М.: Дрофа. 2018, 64 с.

Интернет-ресурсы:

Теоретический материал для самостоятельного изучения:

Табачный дым содержит:

  • никотин – алкалоид, выступает в качестве психостимулятора. Оказывает вредное воздействие на центральную и периферическую нервную систему (время попадания в мозг 7 секунд – после вдыхания). Вдыхание значительного количества никотина может парализовать нервную систему, остановить дыхание, привести к остановке сердца. Доза никотина приблизительно 0,5мг. на 1кг. веса человека может привести к летальному исходу;
  • мышьяк – крайне вредное химическое вещество, входящее в состав дыма. Он негативно воздействует на сердечно-сосудистую систему, и может стать спусковым агентом для развития онкологических заболеваний;
  • бензол – крайне токсичное химическое вещество органического происхождения. Провоцирует развитие лейкоз и других форм онкологических заболеваний;
  • формальдегид – опасное и токсичное химическое вещество, способное вызвать заболевания дыхательных путей и лёгких;
  • полоний - радиоактивное вещество, крайне опасно при попадании в организм, т.к. начинает оказывать радиационное воздействие на все внутренние органы и системы человека. Может привести к летальному исходу;
  • смолы - смесь вредных частиц, оседающих в лёгких, которые могут спровоцировать онкологические заболевания.

Выберите тип интерактивного теста:

I группа – не более 20%:

1. Единичный / множественный выбор;

II группа – не более 30%:

2. Выбор элемента из выпадающего списка;

3. Установление соответствий между элементами двух множеств;

5. Добавление подписей к изображениям;

6. Подстановка элементов в пропуски в тексте;

7. Подстановка элементов в пропуски в таблице;

8. Сортировка элементов по категориям;

III группа – не менее 50%

9. Восстановление последовательности элементов горизонтальное / вертикальное;

10. Подчеркивания / зачеркивания элементов;

11. Выделение цветом;

12. Ввод с клавиатуры пропущенных элементов в тексте; 13. Смежный граф (автоматически заполняемый);

14. Лента времени

Информация о тестовом вопросе:

Текст задания: Выберите правильный ответ

Радиоактивный элемент, содержащийся в дыме сигарет называется:

Информация об ответах

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов): 1. Полоний

Выберите тип интерактивного теста:

I группа – не более 20%:

1. Единичный / множественный выбор;

II группа – не более 30%:

2. Выбор элемента из выпадающего списка;

3. Установление соответствий между элементами двух множеств;

5. Добавление подписей к изображениям;

6. Подстановка элементов в пропуски в тексте;

7. Подстановка элементов в пропуски в таблице;

8. Сортировка элементов по категориям;

III группа – не менее 50%

9. Восстановление последовательности элементов горизонтальное / вертикальное;

10. Подчеркивания / зачеркивания элементов;

11. Выделение цветом;

12. Ввод с клавиатуры пропущенных элементов в тексте; 13. Смежный граф (автоматически заполняемый);

14. Лента времени

Информация о тестовом вопросе:

Читайте также: