Вредные химические вещества конспект

Обновлено: 05.07.2024

- Сформировать систему знаний об АХОВ.
- Рассмотреть классификацию опасности вещества по степени и характеру воздействия на организм человека.
- Научить учащихся получать знания из предложенной учебной, справочной литературы.

Развивающая: развивать самостоятельность, внимание, умение работать с текстом, обобщать и выделять главное.

Воспитательная: формировать основы научного мировоззрения, учебно-познавательные интересы, чувство ответственности, организованности и инициативности в условиях ЧС.

Тип: изучение нового материала

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

3. Изучение нового учебного материала.

4. Закрепление изученного материала.

Приветствие. Проверка присутствующих.

Прежде чем перейти к изучению новой темы, мы должны с Вами вспомнить материал предыдущих уроков, разгадав кроссворд. (сл.1) Кроссворд на слайде

1. Неконтролируемый процесс горения, сопровождающийся уничтожением материальных ценностей и создающий опасность для жизни и здоровья людей. (пожар)

2. Характер аварии, связанный с технической, производственной сферой деятельности человека.(техногенный) А ещё какого характера бывают аварии? (природного)

3. Самопроизвольный распад ядер нестабильных химических элементов; сопровождающийся выделением потока элементарных частиц и электромагнитным излучением. (радиоактивность)

4. Реакция горения, при которой скорость выделения теплоты превышает скорость ее рассеивания. (взрыв)

Учитель: - Что получилось у нас в вертикальном столбце? (АХОВ)

- Кто знает, что означает эта аббревиатура АХОВ? (аварийно химически опасные вещества) Откройте учебник на странице 52 и прочитайте в 3 абзаце, что понимают под АХОВ).

А называются они так с 1994 года, раньше использовалась аббревиатура СДЯВ (сильнодействующие ядовитые вещества).

- У вас есть какой-то личный опыт взаимодействия с химически опасными веществами? (Что, никто даже градусник с ртутью в детстве не разбивал?)

- Сегодня мы подробно поговорим об опасных химических веществах, их характеристиках, поражающих факторах.

(сл.3 ) Запишем определение химически опасных веществ в тетрадь:

Опасное химическое вещество – хими ческое вещество, прямое или опосредованное воздействие которого на человека может вызвать острые и хронические заболевания людей или их гибель.

( сл.4 ) Все опасные химические вещества делятся на 3 группы:

аварийно химически опасные вещества;

боевые отравляющие вещества;

вещества, вызывающие преимущественно хронические заболевания.

(сл.5 ) Мы будем изучать только аварийно опасные вещества, то есть только ту группу веществ, которая может представлять опасность в аварийных ситуациях. Запишем определение в тетрадь.

Аварийно химически опасные вещества – опасные химические вещества или соединения, которые при проливе или выбросе в окружающую среду способны вызвать поражение людей, животных, а также заражение воздуха, почвы, воды, почвы, растений и других объектов.

- А какие вещества относятся к аварийно химическим веществам, нам расскажет

- Есть ли в этом списке знакомые названия? Назовите.

- Как вы думаете, почему нужно о них знать? Где они встречаются?

(на ХОО – откройте страницу 53 и прочитайте в 1 абзаце, что такое ХОО)

( сл.6) Запишем в тетрадь определение.

Химически-опасный объект (ХОО) - это предприятие, на котором при аварии могут произойти массовые поражения людей, животных и растений, а также химическое заражение окружающей среды.

(сл.7 ) Перед вами классификации ХОО. На какие же виды они делятся?

- Какие объекты относятся к ХОО, какие вещества на них используются, выясните, прочитав стр 53 .

(сл.8)- каждый обучающийся читает по одному объекту!

Чёрная и цветная металлургия (хлор, аммиак, соляную кислоту и т.д.)

Целлюлозно-бумажная промышленность (хлор, аммиак, сернистый ангидрид, сероводород, соляная кислота)

Машиностроительная и оборонная промышленность (хлор, аммиак, соляная кислота, водород фтористый)

Коммунальное хозяйство (хлор, аммиак)

Медицинская промышленность (аммиак, хлор, фосген, нитрил акриловые кислоты, соляная кислота)

Сельское хозяйство ( аммиак, хлорпикрин, сернистый ангидрид)

- Итак, на ХОО могут произойти аварии. А какие аварии произошли в России и за ее пределами за последние 2 недели, нам расскажет

Сл. 9 На территории Российской Федерации насчитывается более 3300 химически опасных объектов. По сводке новостей, мы с вами поняли, что аварии происходят, и не редко, но все же это где о далеко и не рядом!

А давайте поговорим о химически опасных объектах расположенных в Курской области!

В нашем городе 10 химически опасных предприятия. И полный список нам расскажет и покажет слайд 10

( сл.11 ) Государство уделяет большое внимание защите населения от воздействия АХОВ. Требования к эксплуатации АХОВ отражены в ФЗ "ОБЕСПЕЧЕНИЕ БИОЛОГИЧЕСКОЙ И ХИМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ" (в ред., от 2 апреля 2014 года )

(сл.12) В нем обязывают каждому ХОО определить класс опасности и соответствующий ей размер санитарно-защищённой зоны . (зона в пределах которой запрещено любое строительство)

Для I класса – 1000 м., для II – 500 м., для III – 300 м., для IV – 100 м., для V – 50 м.

Вы можете выполнить исследовательскую работу о ХОО Курска а: выяснить, соответствует ли размер санитарно-защищённой зоны классу опасности этого предприятия ? СЛАЙД 13

Химически опасные объекты нашего региона

Расположение

Класс опасности

- В каком регионе России больше всего ХОО? Как вы думаете, почему? (в центральном и северокавказском, здесь больше численность населения)

- В каком регионе живём мы? Какое количество ХОО находится в нашем регионе? –

- Зависит ли количество ХОО от плотности населения региона? (чем более густонаселенная территория, тем больше таких предприятий)

Т.К. мы с вами живем в регионе который занимает первое место по количеству ХОО. То видимо мы и получаем вредных веществ в разы больше чем другие регионы!

А какие именно вещества бывают сейчас с вами узнаем!

Физкультминутка

(сл.16) Все химические вещества делятся на четыре класса:

А сейчас о каждом представители класса, нам расскажут: (аммиак, сереводоро)

Ребят а правилах защиты от опасных веществ мы поговорим на след. Уроках!

А сейчас, мы с вами начали урок с кроссворда , кроссвордом мы его и закончим.

Приветствие. Проверка присутствующих.

Прежде чем перейти к изучению новой темы, мы должны с Вами вспомнить материал предыдущих уроков, разгадав кроссворд.

1. Неконтролируемый процесс горения, сопровождающийся уничтожением материальных ценностей и создающий опасность для жизни и здоровья людей. (пожар)

2. Характер аварии, связанный с технической, производственной сферой деятельности человека.

А ещё какого характера бывают аварии? (природного) Где неделю назад произошла такая авария?(ураган в Краснодарском крае)

В 3 строчке зашифровано свойство вещества, благодаря которому существует ещё один вид техногенных аварий, итак

3. Самопроизвольный распад ядер нестабильных химических элементов; сопровождающийся выделением потока элементарных частиц и электромагнитным излучением. (радиоактивность)

4. Реакция горения, при которой скорость выделения теплоты превышает скорость ее рассеивания. (взрыв)

Учитель: - Что получилось у нас в вертикальном столбце? (АХОВ)

- Кто знает, что означает эта аббревиатура АХОВ? (аварийно химически опасные вещества, верно. Откройте учебник на странице 52 и прочитайте в 3 абзаце, что понимают под АХОВ). А называются они так с 1994 года, раньше использовалась аббревиатура СДЯВ (сильнодействующие ядовитые вещества).

- Итак, что вы уже знаете?

- У вас есть какой-то личный опыт взаимодействия с химически опасными веществами? (Что, никто даже градусник с ртутью в детстве не разбивал?)

- Теперь запишите во 2 колонку, что вы хотите узнать по этой теме (1 минута)

- Афишируйте, что вас интересует по этой теме? (Нужно знать свойства вещества, характер их влияния на организм? Нужно знать, где они используются? А какие крупнейшие аварии случались на химических объектах – это вас интересует? А как обстоят дела в Саратовской области?)

- Сегодня мы подробно поговорим об опасных химических веществах, их характеристиках, поражающих факторах. (сл.2 ) Запишем определение химически опасных веществ в тетрадь: Опасное химическое вещество – химическое вещество, прямое или опосредованное воздействие которого на человека может вызвать острые и хронические заболевания людей или их гибель.

( сл.3 ) Все опасные химические вещества делятся на 3 группы: аварийно химически опасные вещества;

боевые отравляющие вещества; вещества, вызывающие преимущественно хронические заболевания.

(сл.4 ) Мы будем изучать только аварийно опасные вещества, то есть только ту группу веществ, которая может представлять опасность в аварийных ситуациях. Запишем определение в тетрадь.

Аварийно химически опасные вещества – опасные химические вещества или соединения, которые при проливе или выбросе в окружающую среду способны вызвать поражение людей, животных, а также заражение воздуха, почвы, воды, почвы, растений и других объектов.

отравляющие вещества: фенол, бензол, концентрированная азотная и серная кислоты, анилин и др.

- Есть ли в этом списке знакомые названия? Назовите.

- Как вы думаете, почему нужно о них знать? Где они встречаются? (на ХОО – откройте страницу 53 и прочитайте в 1 абзаце, что такое ХОО) ( сл.5) Запишем в тетрадь определение.

Химически-опасный объект (ХОО) - это предприятие, на котором при аварии могут произойти массовые поражения людей, животных и растений, а также химическое заражение окружающей среды.

- Какие объекты относятся к ХОО, какие вещества на них используются, выясните, прочитав стр 53.

(сл.6 ) Перед вами классификации ХОО. На какие же виды они делятся?

(сл.7) Какие опасные вещества используются в коммунальном хозяйстве? В сельском хозяйстве? …

(Чёрная и цветная металлургия (хлор, аммиак, соляную кислоту и т.д.)

Целлюлозно-бумажная промышленность (хлор, аммиак, сернистый ангидрид, сероводород, соляная кислота)

Машиностроительная и оборонная промышленность (хлор, аммиак, соляная кислота, водород фтористый)

Коммунальное хозяйство (хлор, аммиак)

Медицинская промышленность (аммиак, хлор, фосген, нитрил акриловые кислоты, соляная кислота)

Сельское хозяйство ( аммиак, хлорпикрин, сернистый ангидрид)

- Итак, на ХОО могут произойти аварии. А какие ЧС произошли за последнюю неделю?

- Были ли среди них аварии на химически опасных объектах?

На территории Российской Федерации насчитывается более 3300 химически опасных объектов.

- Какие химически опасные объекты существуют в Балашове? (ж/д, автозаправки, водозабор)

- Были ли у нас аварии на этих объектах? (выброс аммиака спиртозаводом Аркадака, заражение воды в реке Хопер)

- Хорошо, что серьезных катастроф не было, но знать о них и быть готовыми к ним нужно всегда.

(сл.8) А теперь давайте поговорим о химически опасных объектах расположенных в Саратове и недалеко от него. В нашем областном городе 14 химически опасных предприятия. Например, ОАО “Крекинг” (рисунок 1) использует серную кислоту для очистки нефтепродуктов.

Рис. 1. ОАО “Крекинг”

(сл.9 ) АО “Техстекло”, АО “СЭПО” (рисунок 2) и другие предприятия используют аммиак.

( сл.10) В случае аварии на одном только АО “Нитрон” (рисунок 3) возможен выброс 40 тонн хлора и 645 тонн акриловой кислоты.

Рис. 3 ОАО “Нитрон”

(сл.12) В нем обязывают каждому ХОО определить класс опасности и соответствующий ей размер санитарно-защищённой зоны. Для I класса – 1000 м., для II – 500 м., для III – 300 м., для IV – 100 м., для V – 50 м. Вы можете выполнить исследовательскую работу о ХОО Балашова: выяснить, соответствует ли размер санитарно-защищённой зоны классу опасности этого предприятия ?

- А теперь небольшая самостоятельная работа : рассмотрите схему 4 на стр 54 и ответьте на вопросы задания 1 поурочной карточки. (выполняют)

- В каком регионе России больше всего ХОО? Как вы думаете, почему? (в центральном и северокавказском, здесь больше численность населения)

- В каком регионе живём мы? Какое количество ХОО находится в нашем регионе? (Поволжский регион занимает третье место по числу химически опасных объектов после Центрального и Северо-Кавказского)

- Зависит ли количество ХОО от плотности населения региона? (чем более густонаселенная территория, тем больше таких предприятий)

(сл.15) В зонах возможного химического поражения проживает около 53 миллионов человек. Посмотрите на диаграмму. Это гораздо больше, чем в зонах пожароопасных, радиационных. Нельзя ли нам обойтись без таких опасных веществ?

(сл.16.) (нет, химическая промышленность производит много нужных веществ)

- Начнём наши групповые отчёты с вещества, которое называется гептил. Сегодня февраль 2012г., а 24 года назад , 1 февраля 1988 г в Ярославле на перегоне Приволжье - Филино произошла авария грузового поезда. С рельсов сошли 7 вагонов, в том числе 3 цистерны с гептилом - веществом, являющимся компонентом ракетного топлива. Одна из цистерн опрокинулась набок, разгерметизировалась горловина, и опасное токсическое вещество стало вытекать на насыпь со скоростью 80 - 100 литров в час. Возник очаг химического поражения. Весь грунт вывозили тайно под покровом ночной темноты. Чем так опасно это вещество? (рассказ о гептиле)

(сл.17) Все химические вещества делятся на четыре класса: чрезвычайно опасные; высокоопасные; умеренноопасные; малоопасные.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Воздействие химических веществ на человека и оказание первой медицинской помощи при поражении.docx

Воздействие химических веществ на человека и оказание первой медицинской помощи при поражении.

Цель: - ознакомить учащихся с возможными путями проникновения химических веществ

в организм человека;

- уметь определять признаки поражения СДЯВ;

- формировать навыки оказания первой медицинской помощи пострадавшим при

- воспитать чувство ответственности за свою жизнь и здоровье;

1 Организационный момент.

2 Основная часть:

1 Введение в тему урока. Постановка и обсуждение проблемных ситуаций.

Трагическим событием века могла стать авария на железнодорожной станции Аннау (Туркмения, 1985). В составе грузового поезда, проходившего по железной дороге в жаркие дни, оказалась переполненная жидким хлором цистерна. В пути следования она нагрелась на солнце до температуры , при которой давление возросло до предела срабатывания предохранительного клапана, который оказался неисправным. Утечка хлора через клапан продолжалась длительное время в пути следования поезда. Когда поезд с неисправной цистерной прибыл на станцию Аннау, там были пассажирские поезда. В районе станции создалась загазованность хлором, возникла паника среди пассажиров и населения.

Возможна ли подобная ситуация у нас? Как поведет себя наше население?

Справка о ХОО в Челябинской области (слайд).

Назвать тему (слайд) и основные цели урока

Блиц опрос по теме: классификация и поражающие действия СДЯВ (слайд):

а) ХОО – расшифровать;

б) Какие объекты мы называем ХОО?

в) Дайте определение химической аварии.

г) СДЯВ – расшифровать.

д) АХОВ – расшифровать.

е) Какие вещества мы называем АХОВ

ё) Привести пример химических отравляющих веществ.

3 Изложение нового материала:

Воздействие зависит от количества вещества попавшего в организм, агрегатное состояние (газа, дыма, пара, жидкости, вязкого вещества или порошка), продолжительности воздействия и самого состояния организма.

Пути проникновения химических веществ: ( слайд) органы дыхания, кожу, глаза, желудочно-кишечного тракта, раны, ( как местное так и общее поражение).

Поражаемые органы : печень, почки, сердце, легкие, нервная система, головного мозга.

Отравление химическими веществами могут быть : случайными, преднамеренными, профессиональными, бытовыми и лекарственными.

В домашних условиях по степени потенциальной опасности для человека бытовые химикаты можно условно разделить на 4 группы: (слайд)

- безопасные : чистящие порошки, пасты, чернила, тушь.

- относительно безопасные : (вред при попадании на определенный участок) обрабатывающие и дезинфицирующие средства;

- огнеопасные (имеют специальные надписи) аэрозольные упаковки, растворители;

Самое распространенное АХОВ применяемое в производстве это аммиак и хлор, это видно по диаграмме (слайд). Давайте обратим на них более пристальное внимание. Вопросы к учащимся:

1 Дайте определение хлора? (слайд)

2 Назовите признаки токсического действия хлора на человека?

Дайте определение аммиака? (слайд)

Назовите признаки токсического действия аммиака на человека?

Наиболее характерными признаками химического поражения?: чувство страха, возбуждение нарушение сна, раздражение глаз, слизистой носа и гортани, покраснения кожи, тошнота, рвота, специфический запах.

Общая неотложная помощь при поражениях СДЯВ : (слайд и использование плакатов)

а) прекращение дальнейшего поступления яда в организм и удаление невсосавшегося;

б) ускоренное выведение из организма всосавшихся ядовитых веществ;

в) восстановление и поддержание жизненно важных функций организма.

Что необходимо выяснить перед оказанием помощи:( записать в тетрадь)

- чем вызвано отравление; (слайд)

- когда оно произошло;

- каким путем и сколько ядовитого вещества поступило в организм;

Перед тем как приступить к оказанию первой медицинской поморщи пострадавшему необходимо : (слайд ) записать в тетрадь

1 Убедитесь, что сами вы не пострадали;

2 Поднимите тревогу и позовите на помощь;

Удалите пострадавшего из опасного места, если можете сделать это без риска для себя;

Убедитесь, что оказание помощи пострадавшему не несет вам угрозы; (необходимые меры предосторожности)

Общие меры первой медицинской помощи при отравлении АХОВ: ( слайд а, б, в)

Вопрос к учащимся: назовите тяжелую форму интоксикации организма человека?

При тяжелой степени интоксикации наблюдается следующие состояние требующие первой помощи:

- остановка сердца; Клиническая смерть (3 мин.)

3. Закрепление материала:

А) 1. Назовите пути проникновения химических веществ в организм?

2. Назовите характерные признаки химических отравлений?

3. Назовите общие принципы неотложной помощи?

4.Что необходимо выяснить перед оказанием первой медицинской помощи пострадавшему?

5. О чем надо помнить, собираясь оказывать помощь пострадавшим?

Б) Общие меры первой медицинской помощи при отравлении АХОВ (закрепление по картинкам):

1. Какие меры необходимо принять при поступлении ядовитых веществ через дыхательные пути?

2. Как поступить при попадании АХОВ на кожу?

3. Какие меры ПМП проводят при поступлении АХОВ через рот?

В) Оказание ПМП при поражении хлором и аммиаком (слайд: что общего и в чем отличие? самостоятельная работа учащихся)

Г) Тест на закрепление темы: 5 вопросов.

4. Подведение итогов: Сегодня на нашем уроке вы познакомились с возможными путями проникновения химических веществ в организм человека в случае химической аварии, вспомнили признаки поражения СДЯВ, и научились оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим при химическом поражении. (Отметить активных, назвать оценки за урок)

На последующих уроках, мы подробно будем учиться оказывать первую медицинскую помощь при поражении определенными СДЯВ (удушающего, общеядовитого и т.д. действия) и знакомится с необходимыми средствами защиты.


Существует ряд веществ, которые могут быть крайне опасны для человека. На этом уроке мы проведем классификацию таких веществ, а также познакомимся с наиболее распространёнными из них. Мы узнаем, как можно распознавать те или иные опасные вещества.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Опасные химические вещества и объекты"

К техногенным авариям и катастрофам относятся аварии с выбросом опасных химических веществ. В связи с угрозой подобных аварий вводится понятие химически опасного объекта (сокращенно ХОО).

Химически опасный объект – это производственный объект, где используют, хранят, перерабатывают или перевозят опасные химические вещества. Если на таком объекте произойдет авария, то это может привести к гибели людей или к химическому поражению, которое тоже не сулит ничего хорошего. Вещества, которые способны вызвать подобные поражения людей или животных, а также нанести ущерб экосистеме, называют аварийно-химически опасными веществами (сокращенно АХОВ).


На территории России насчитывается более трех тысяч трехсот крупных объектов, располагающих большим количеством аварийно-химически опасных веществ, в большинстве, такими как аммиак, хлор и соляная кислота.

Рассмотрим, какие объекты называются химически опасными. В первую очередь это, конечно, предприятия химической промышленности, а также целлюлозно-бумажной промышленности.

Кроме того, к химически опасным объектам относятся предприятия нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности, а также – предприятия пищевой и текстильной промышленности. Химически опасные объекты вполне могут находиться в черте города (или в сельской местности), поэтому в аварийных ситуациях они часто представляют серьёзную угрозу для населения.

В общей сложности, в районах размещения химически опасных объектов проживают более пятидесяти миллионов россиян. Большинство таких объектов размещено в Московской и Ленинградской областях, а также в Поволжье, на Урале и на Северном Кавказе.

Конечно, не стоит думать, что жилые здания могут размещаться в непосредственной близости от химически опасных объектов. Защите населения от воздействия аварийно-химически опасных веществ уделяется должное внимание: вокруг химически опасных объектов предусмотрено выделение санитарно-защитной зоны (сокращенно СЗЗ). В этой зоне жилые здания, детские сады или лечебно-оздоровительные учреждения не размещаются.

Где больше всего используются аварийно-химически опасные вещества?

Крупнейшими потребителями являются чёрная и цветная металлургия, в которой в основном используют аммиак, хлор и соляную кислоту. Также, потребителем АХОВ является целлюлозно-бумажная промышленность, где используется аммиак, хлор, сероводород и сернистый ангидрид. Кроме того, машиностроение и оборонная промышленность тоже потребляют значительное количество аварийно-химически опасных веществ, таких как аммиак, хлор, соляная кислота и фтористый водород. Хлор и аммиак применяются даже в коммунально-бытовом хозяйстве, да и в сельском – тоже. Кроме того, в сельском хозяйстве применяются такие вещества, как сернистый ангидрид и хлорциан. Наконец, одним из крупнейших потребителей АХОВ является медицинская промышленность. В ней, помимо аммиака и хлора, используется фосген и соляная кислота.

Стоит отметить, что предприятия пищевой промышленности и холодильники овощных торговых баз тоже используют аммиак в значительных количествах. Ну и, конечно, на водопроводных станциях используется хлор. Наверняка, каждый из вас знает, что в квартире из-под крана течет хлорированная вода (таким способом её очищают от различных инфекций).

Были названы много аварийно-химически опасных веществ, некоторые из которых, возможно вам неизвестны, и уж тем более, вы вряд ли сможете их распознать. Поэтому, давайте кратко охарактеризуем наиболее распространенные АХОВ. Начнем с аммиака. Это бесцветный газ с резким запахом нашатырного спирта. При поражении аммиак вызывает кашель, насморк, резь в глазах и общее раздражение слизистых оболочек и кожи. Возможно учащенное сердцебиение и удушье. Если человек в течение получаса будет находиться в зоне, где концентрация аммиака в воздухе составляет три с половиной миллиграммов на литр, то это приведет к смертельному исходу. Аммиак легче воздуха, поэтому он застаивается в верхних этажах здания.

Сернистый ангидрид, как и аммиак, бесцветен. Обладает сладковатым привкусом. Однако, он довольно быстро вызывает сильное раздражение кожи и слизистых оболочек. У человека затрудняется дыхание, начинается кашель, жжение и покраснение кожи. Смертельной концентрацией сернистого ангидрида в воздухе является одна целая четыре десятых миллиграмма на литр. Пробыв в такой среде тридцать минут, человек погибает. А если концентрация составляет семь целых восемь десятых миллиграмма на литр, то и пятиминутное пребывание в такой среде является критическим.

Сероводород тоже является бесцветным газом. Обладает резким запахом протухших куриных яиц. Вызывает головную боль и в отдельных случаях может привести к обмороку. Также при поражении сероводородом наблюдается раздражение слизистых оболочек, тошнота, удушье и боли в груди. При концентрации в одну целую одну десятую миллиграмма на литр, человек не выдержит и пяти минут.

Еще одним распространенным веществом является соляная кислота. Это бесцветная жидкость, которая при достаточно высокой концентрации начинает дымить на воздухе. При поражении концентрированной соляной кислотой, у человека затрудняется дыхание, возникают ожоги слизистых оболочек и кожи. Также это сопровождается кашлем, рвотой и болями за грудиной и в области желудка.

Хлор, вы, скорее всего, сможете узнать по запаху, поскольку большинство из вас знает, как пахнет хлорка. Хлор имеет грязновато-желтый цвет с зеленоватым оттенком. Вызывает раздражение слизистых оболочек и кожи, а также ожоги и резкую боль в груди. Кроме того, при поражении хлором наблюдается сухой кашель, рвота, резь в глазах и нарушение координации движений.

Ну а теперь рассмотрим два менее известных вам вещества – это фосген и синильная кислота. Фосген – это бесцветный газ, обладающий довольно специфическим запахом: он напоминает запах гнилых фруктов и прелого сена. Вызывает слезотечение, удушье, боли в груди, а также кашель и тошноту. Всего ноль целых четыре десятых миллиграмма на литр является смертельной концентрацией, если человек находится в зоне поражения в течение пяти минут. Фосген даже использовался во время первой мировой войны в качестве боевого отравляющего вещества.


И, наконец, синильная кислота. Синильная кислота представляет собой бесцветную и очень летучую жидкость с запахом, напоминающим запах миндаля. Признаками поражения синильной кислотой являются резкое учащение дыхания, удушье, тканевая гипоксия и нарушение работы центральной нервной системы в результате кислородного голодания.

Итоги урока.

Химически опасным объектом называется производственный объект, где используют, хранят, перерабатывают или перевозят опасные химические вещества.

В связи с угрозой аварии водится понятие аварийно-химически опасных веществ. Это вещества, которые способны вызвать подобные поражения людей или животных, а также нанести ущерб экосистеме.

За всё приходится платить. За технологический прогресс люди расплачиваются здоровьем.

Человек ежедневно контактирует с различными химикатами. Многие из них при неосторожном обращении вызывают отравления. Вредные химические вещества используются не только на производстве, но и в быту.

Что такое вредные химические вещества?

Вредными называют химические вещества, контакт с которыми может повредить здоровью человека. Последствия отравления некоторыми ядами сказываются на следующем поколении.

Постоянный контакт с полимерами, красителями, растворителями, удобрениями и другими химическими соединениями не проходит бесследно. Рабочие на производстве сталкиваются с профессиональными интоксикациями при нарушении техники безопасности и имеют хронические профессиональные болезни после многолетнего контакта с отравляющими элементами.

Источники вредных веществ

При измельчении сырья побочным продуктом являются токсические пыли. Они попадают в воздух из открытых ёмкостей, из зазоров между деталями оборудования, при перемещении в другую ёмкость. Мелкие частицы способны долго висеть в воздухе и проникать в органы дыхания.

Вредные жидкости проникают наружу через стыки в трубах, разбрызгиваются при переливании. Они попадают на кожу работников и вызывают химические ожоги. С поверхностей оборудования, пола, стен жидкость испаряется. Воздух в производственном помещении насыщается вредными парами и становится опасным. Также испарение происходит из открытых ёмкостей.

Вредные пары просачиваются через щели между ёмкостью и крышкой, при открывании ёмкостей.

В значительном объёме выделяет токсичные вещества нагревательное оборудование. При сгорании сырья мельчайшие частицы проникают в воздух. Оборудование в горячих цехах и само здание насыщается ядами. Затем кирпичные или деревянные стены выделяют их во внешнюю среду и представляют опасность, даже если производство в здании уже не ведётся.

Классификация вредных веществ

Число химикатов увеличивается с каждым годом и сейчас достигает 7 млн. Из них 60 тысяч широко применяются в промышленности и быту. Они различны по агрегатному состоянию, по характеру и интенсивности влияния на здоровье человека. Применяются 3 классификации.

По степени токсичности (классы опасности)

ГОСТ 12.1.007.-76 разделяет вредные элементы и соединения на 4 группы по интенсивности разрушительного воздействия на организм человека:

  • 1 – чрезвычайно опасные (цианид калия, натрия, циановодород, хлорокись фосфора, фтороводород, ртуть, плутоний, полоний, озон, оксид свинца, бензапирен, винилхлорид);
  • 2 – высоко опасные (гидроксид натрия, свинец, нитриты, стирол, сурьма, мышьяк, фенол, сероводород, хлороформ, фтор, соляная и серная кислоты, формальдегиды);
  • 3 – умеренно опасные (бензин, азотная кислота, соединения марганца, алюминия, меди, никеля, серебра);
  • 4 – малоопасные (керосин, этанол, аммиак, метан).

Веществу присваивается класс опасности в зависимости от принятых норм. Учитываются:

  • предельно допустимая концентрация;
  • летальная доза при попадании в желудок, на кожу, в органы дыхания;
  • территория острого и хронического отравления.

класс опасности вществ

По воздействию на организм

Выделяют 6 групп ядов по проявлению отравляющего действия.

  1. Общетоксические химические вещества.
    Поражают весь организм или системы органов (ЦНС, кроветворную систему и др). Такое действие оказывают углеводороды, спирты, анилин, сероводород, синильная кислота и ее соли, соли ртути, хлорированные углеводороды, оксид углерода и др.
  2. Раздражающие химические вещества.
    Воздействуют на слизистые, органы дыхания и зрения, кожу. Вызывают кратковременную потерю дееспособности или смерть, если поражены жизненно важные органы. Используются армиями, силовыми структурами, для личной самообороны. Этот хлор, аммиак, сероводород, соединения мышьяка, фосген и др.
  3. Сенсибилизирующие химические вещества.
    Вызывают реакцию, сходную с аллергической. Провоцирует астму, кожные заболевания. Такой эффект вызывают формальдегид, растворители, лаки и др.
  4. Канцерогенные химические вещества.
    Свободные радикалы вызывают образование раковых опухолей. Имеют накопительный характер воздействия. К ним относятся асбест, никель, бериллий, бензапирен.
  5. Мутагенные химические вещества.
    Влияя на половые клетки, изменяют генетическую информацию. Проявляется на потомстве. Это свинец, марганец, ртуть, радиоактивные вещества и др.
  6. Вещества, влияющие на репродуктивную функцию.
    Вызывают врожденные аномалии развития у зародыша, нарушают внутриутробное и послеродовое развитие потомства. К ним относятся ртуть, свинец, радиоактивные изотопы, стирол, аммиак, борная кислота.

По агрегатному состоянию

Вредные вещества имеют различные агрегатные состояния: твёрдое, жидкое и газообразное. Ещё образуются смешанные частицы – аэрозоли, содержащие пыль и пар.

Большое значение имеет дисперсность аэрозолей. Большие частицы (10мкм) быстрее оседают на поверхности и наносят меньше вреда. Мелкие частицы (менее 0,25 мкм) проходят через бронхи и оседают в лёгких

ПДК вредных химических веществ

Предельно допустимая концентрация – это наибольшее процентное содержание отравляющего элемента в среде (воздушной или водной), не наносящее вред живым существам. На производстве определяют такую ПДК, которая будет безопасна при регулярном контакте в течение нескольких лет.

Для каждого соединения ПДК своё. Параметры воздуха определяются в мкг/м3.


Нормы ПДК определяет СЭС.

СПРАВКА! 65% россиян живут в регионах, где ПДК по какому-либо веществу превышена.

Действие вредных веществ на организм человека

Влияние на организм проявляется сразу или спустя несколько лет. Яды вызывают острые и хронические интоксикации.

Острые случаются при авариях на производстве. Происходит массовое отравление парами веществ. Возникают вследствие большой однократной дозы ядовитых паров или газов. Проявляются сразу.

Хронические имеют кумулятивный характер (накопительный). Связаны с продолжительным контактом с токсинами в небольших дозах. Прогрессируют постепенно.

Как вредные вещества попадают в организм?

Вредные соединения проникают в организм человека несколькими способами:

  • через дыхательную систему. Из лёгких попадают в кровь и наносят вред всем органам;
  • через пищеварительную систему. Токсичные пыли попадают в рот, а затем в желудок. Частично нейтрализуются печенью и лишь потом попадают в кровь;
  • через кожу. Жирорастворимые яды быстро всасываются и попадают сразу в кровь;
  • через слизистые. Яды в газообразном и парообразном состоянии быстро преодолевают слизистые рта, носа и глаз и проникают в кровоток.

Токсины частично выводятся через почки, кишечник и лёгкие.

Особенности утилизации капиллярной и венозной крови

Как убрать ртуть, если разбился градусник?

Основные загрязняющие вещества: перечень и их ПДК

Загрязнение тяжелыми металлами окружающей среды

Как и чем собрать ртуть из разбитого градусника?

С чем связано и чем опасно загрязнение почвы тяжелыми металлами

Загрязнение атмосферы выхлопными газами: влияние на человека и окружающую среду

Естественное и антропогенное загрязнение атмосферы

Основные химические загрязнители атмосферы


Опасные отходы: наименования, оценка степени опасности веществ, трансграничная перевозка опасных отходов

Читайте также: