Воспитание дворян 5 класс однкнр конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

Формы: фронтальная, индивидуальная, парная.

Цель: воспитание личности гражданина посредством приобщения его к нравственным и мировоззренческим ценностям.

Задачи урока:

Образовательные:

  • способствовать формированию понятий: честь и достоинство;
  • учить участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать свои мысли;
  • помочь усвоить основы взаимоотношений в обществе.

Воспитательные:

  • способствовать воспитанию моральных качеств: честь и достоинство;
  • воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.

Развивающие:

  • развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества
  • развивать умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; “открывать” новые знания
  • находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Основные понятия: “честь” и “достоинство”.

Ресурсы:

ВложениеРазмер
Методы: • деятельностного подхода; • моральных дилемм и дискуссий; • моделирования; • проектирования. Формы: фронтальная, индиви 30.32 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

город Березники, Пермский край

Конспект открытого урока ОДНКНР в 5 классе

Елена Александровна Анисимова

учитель истории и обществознания

  • деятельностного подхода;
  • моральных дилемм и дискуссий;
  • моделирования;
  • проектирования.

Формы : фронтальная, индивидуальная, парная.

Цель : воспитание личности гражданина посредством приобщения его к нравственным и мировоззренческим ценностям.

  • способствовать формированию понятий: честь и достоинство;
  • учить участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать свои мысли;
  • помочь усвоить основы взаимоотношений в обществе.
  • способствовать воспитанию моральных качеств: честь и достоинство;
  • воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.
  • развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества
  • развивать умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; “открывать” новые знания
  • находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Основные понятия: “честь” и “достоинство”.

-Здравствуйте ребята. Сегодня у нас на уроке гости.

- Ребята, гостям принято показывать все самое лучшее. Давайте покажем все лучшее что мы умеем.

Ваша задача – правильно соотнести определение со значением слова. У вас на столах лежат карточки с понятиями. Я вам зачитываю определение, вы поднимаете карточку с тем понятием которое соответствует определению.

-Ребята, вы будете работать в парах. Давайте вспомним правило работы в парах. (вспоминают правила)

Милосердие – это готовность помочь как родным, так и посторонним людям, проявить снисхождение к ним из сострадания, сердечного участия.

Сострадание – это совместное с другим человеком страдание. Оно не всегда проявляется в активных действиях, иногда бывает достаточно участливого слова.

Доверие – это убежденность в честности и порядочности человека, вера в искренность и добросовестность его поступков.

Порядочность – это честность, надежность, соблюдение норм морали.

-Ребята, с какими понятиями мы не знакомы?

- Как вы считаете, как будет звучать тема нашего урока?

-Исходя из темы, определим цели урока:

1) выяснить значение понятий честь и достоинство;

2) определить положительные или отрицательные эти понятия;

3) актуальны ли эти понятия в современной жизни.

  • Честный
  • Честность
  • Честолюбие
  • Честить
  • Честно

- синонимы к слову честь

  • Уважение
  • Самоуважение
  • Репутация

Антонимы к слову честь

-Ребята, а как проявляется честь в повседневной жизни?

(когда играем честно – значит по правилам, справедливо, а нечестно – если жульничаешь, обманываешь)

- Чем победители и почетные гости заслуживают такое отношение к себе?

(Чествуют победителей и героев в знак уважения. И эти люди испытывают по отношению к себе чувства самоуважения.)

-Работа с текстом в парах

Дмитрий Михайлович Карбышев – герой Советского Союза, генерал-лейтенант инженерных войск, доктор военных наук.

В первые месяцы войны при боях под Гродно попал в окружение. При попытке вырваться из окружения был захвачен гитлеровцами в плен. Допросы, пытки не смогли сломать дух этого человека!

Дмитрий Михайлович Карбышев проявил исключительную стойкость и мужество в борьбе с немецкими захватчиками в Великой Отечественной войне. 16 августа 1946 года генерал-лейтенанту Дмитрию Карбышеву было посмертно присвоено звание Герой Советского Союза.

- С какими событиями в истории нашей страны связан текст?

- Какая информация оказалась для вас новой?

- Как связать этот текст с темой нашего урока?

- Давайте обратимся к нашему словарю в конце учебника и сравнив вывод с определением в учебнике.

- Однажды продавали в рабство партию спартанцев, взятых в плен. Один покупатель спросил у пленника, которого собирался купить: - Будешь ли ты, если я тебя куплю, честным человеком?

- Я буду им все равно, купишь ли ты меня или не купишь, - ответил спартанец.

- Как вы думаете, Спартанец достоин уважения?

- Рассмотрите схему на с. 73 учебника. Какие составные понятия включает в себя честь? (совесть, справедливость, доблесть, честность, благородство, достоинство)

-Какими же качествами обладает достойный друг? ( в ходе беседы называют качества )

  • Честность
  • Искренность
  • Доброта
  • Верность
  • Надежность

- Давайте составим словесную картину Человека чести и Достойного человека.

- Кого мы можем назвать человеком чести? Какими качествами он должен обладать?

( на слайде: Прийти на помощь слабым

Умение сдержать свое слово

Не предать друзей, Родину

Не изменять своим моральным принципам

Не совершать безнравственных поступков

Способен быть справедливым) – учащиеся распределяют в таблице

  • Умение сдержать свое слово
  • Прийти на помощь слабым
  • Не предать друзей, Родину
  • Не изменять своим моральным принципам
  • Честно живет
  • Отличает добро от зла
  • Не совершает безнравственных поступков
  • Способен быть справедливым

- Во время составления таблицы было видно, что вы испытываете затруднение в соотнесении моральных качеств.

- Это происходит потому, что моральные качества честь достоинство близки по смыслу.

Задание 1. Проанализируйте ситуации и распределите в колонках таблицы достойные и недостойные поступки (впишите нужную букву)

А) обидели малыша, поставив ему подножку;

Б) маленькая девочка не дала убить жука старшекласснику;

В) у первоклассника отобрали понравившуюся ручку;

Г) в гостях присвоили себе чужую вещь;

Д) старший брат защитил сестру от хулигана;

Е) юноша спас девочку, вынеся ее из горящего дома;

Ж) сохранили чужой секрет, тайну;

З) мальчик спасает малышку, вытащив ее из пруда.

Задание 2. Собери пословицы

Чем труднее дело,

Честь ценят не по словам,

- Честь! Достоинство! Нужны ли эти высокие нравственные качества нам сейчас?

- Как вы думаете, легко ли сохранить свои честь и достоинство?

-Что вы будете делать для сохранения чести и достоинства?

Честь и достоинство необходимы в те моменты, когда надо выбрать, как поступить. Именно эти качества не дадут человеку совершать безнравственный поступок, помогут избежать вражды, мести и взаимных обид, потому что он уважает и себя и других

Добились ли мы цели урока?

Предлагаю подвести итог урока по следующей схеме:

  • сегодня я узнал.
  • было трудно…
  • я понял, что…
  • я научился…
  • я смог…
  • было интересно узнать, что…
  • меня удивило…
  • мне захотелось…

Дмитрий Михайлович Карбышев – герой Советского Союза, генерал-лейтенант инженерных войск, доктор военных наук.

В первые месяцы войны при боях под Гродно попал в окружение. При попытке вырваться из окружения был захвачен гитлеровцами в плен. Допросы, пытки не смогли сломать дух этого человека!

Дмитрий Михайлович Карбышев проявил исключительную стойкость и мужество в борьбе с немецкими захватчиками в Великой Отечественной войне. 16 августа 1946 года генерал-лейтенанту Дмитрию Карбышеву было посмертно присвоено звание Герой Советского Союза.

Задание 1. Проанализируйте ситуации и распределите в колонках таблицы достойные и недостойные поступки (впишите нужную букву)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Предмет: ОДНК НР (основы светской этики) по учебнику Студеникина М. Т. 5 класс Учитель Клинова Л.А.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Образовательная – расширение знаний обучающихся о традициях воспитания детей разных сословий, определение значения духовного опыта поколений в воспитании детей.

Личностные: выражать чувство сопричастности к истории своего народа.

Регулятивные: планировать последовательность действий при решении познавательной задачи; ставить учебные задачи; оценивать уровень и качество усвоения нового.

Коммуникативные: развивать навыки коллективной деятельности при решении познавательных задач, проявлять активность в коллективном обсуждении проблем.

Предметные: - смогут составить представление о традициях воспитания детей разных сословий в России;

Метапредметные: - научаться высказывать и отстаивать свое мнение;

- извлекать информацию из разных источников;

Личностные: - осознают сопричастность к истории своей страны;

3. Актуализация знаний.

4.Изучение нового материала.

5. Первичное закрепление нового знания.

6.Самостоятель- ная проверка новых знаний.

приветствует учеников и предлагает занять свои места.

предлагает учащимся прочитать пословицы

предлагает учащимся привести примеры разных традиций и определить, что их объединяет.

Знакомит учащихся с основными сословиями, их правами и обязанностями.

Организует работу в группах. Каждая группа получает раздаточный материал с информацией о традициях воспитания детей разных сословий и иллюстративный материал (Приложение №2, 3, 4, 5, 6):

1 группа – дворянство

2 группа – крестьянство

3 группа – казачество

4 группа – купечество.

Каждой группе дается список вопросов, на которые они должны ответить, работая с материалом (Приложение №7).

Выбирается старший группы, координирующий работу.

Организует работу по обобщению полученного результата.

Предлагает учащимся выделить общее в воспитании детей разных сословий и сравнить с современным воспитанием детей.

Предлагает распределить традиции по сословиям и затем проверить себя по ключу.

занимают свои места и проверяют готовность к уроку.

Определяют цели урока - узнать, что такое традиции;

- выяснить какие были традиции воспитания раньше;

- сравнить их с современными традициями воспитания

приводят примеры традиций: школьных, национальных.

Работают с учебником.

Работая в группах, выделяют из предложенного материала необходимую информацию и формулируют основные традиции воспитания детей своего сословия.

Представители групп сообщают результаты своего исследования.

Выделяют общее: - уважение к старшим (родителям);

-формирование нравственных ценностей;

-уважительное отношение к труду;

Делают вывод о преемственности традиций.

Выполняют задание и оценивают себя.

-Формулирование темы, постановка целей;

- участие в коллективном обсуждении проблем.

- определение значения понятий;

- Извлечение информации из текста учебника;

- планирование последовательности действий при решении познавательной задачи;

- получение нужной для решения поставленной задачи информации, ее обобщение;

- развитие навыков коллективной работы

- приобщение к историческим традициям.

- участие в коллективном обсуждении проблем;

-обобщение и сравнение информации;

- оценивание уровня и качества усвоения информации

- Формирование чувства сопричастности к истории и традициям своей Родины.

Приложение №1

Пословицы о воспитании

Кто без призора с колыбели, тот всю жизнь не при деле.

Дитятко — что тесто: как замесил, так и выросло.

И к худу и к добру приучаются смолоду.

К чему ребёнка приучишь, то от него и получишь.

Чему Ваня не научился, того Иван не выучит.

Что посеешь — то и пожнешь.

Гни дерево, пока гнется, учи дитя, пока слушается.

Учи сына, когда поперек лавки лежит, вдоль вытянется — трудно будет.

Кто учится смолоду, не знает на старости голоду.

Оттого парень с лошади свалился, что отец криво посадил.

Приложение № 7

1.Кто занимался воспитанием детей?

2.Какова была роль матери и отца?

3.Какие качества характера воспитывались в детях?

4.Отличалось ли воспитание мальчиков и девочек? Как?

Приложение №8

Задание для самостоятельной работы:

2.Дети должны были продолжить дело отца;

3.Одно из главных качеств характера – умение справляться со своим страхом;

4.Рано приучались к труду;

5.Крестный и крестная участвовали в воспитании детей;

6.Главная добродетель – честь;

7.Старшие дети ухаживали за младшими;

8. Дети отдавались на попечение кормилице, няньке;

9.Детям предоставлялась большая свобода.

Приложение №2

Воспитание в казачьих семьях.

Воспитание в купеческих семьях.

Строгость в воспитании ставили на первое место. С младенческих лет ребенка учили быть сдержанным, думать, прежде чем говорить, не шалить, культурно вести себя за столом, соблюдать режим дня. Авторитет отца даже не ставился под сомнение. В старинных купеческих семьях отношение к учебе было осознанным. Родители направляли детей заниматься той деятельностью, которую вели они сами, чтобы впоследствии они могли занять место отца. Так вырастали отличные коммерсанты, приумножали богатство отца и развивали собственные предприятия. Это касалось только мальчиков. Девочек же, как правило, готовили к семейной жизни. Учили рукоделию, домашним премудростям. Подросшие мальчики активно привлекались родителями к семейному предприятию. На хорошее образование тратились немалые деньги. Детям нанимали домашних учителей, которые преподавали им музыку, историю, искусство, иностранные языки.


Формы: фронтальная, индивидуальная, парная.

Цель: воспитание личности гражданина посредством приобщения его к нравственным и мировоззренческим ценностям.

Задачи урока:

Образовательные:

  • способствовать формированию понятий: честь и достоинство;
  • учить участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать свои мысли;
  • помочь усвоить основы взаимоотношений в обществе.

Воспитательные:

  • способствовать воспитанию моральных качеств: честь и достоинство;
  • воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.

Развивающие:

  • развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества
  • развивать умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; “открывать” новые знания
  • находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Основные понятия: “честь” и “достоинство”.

Ресурсы:

Содержимое разработки

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

город Березники, Пермский край

Конспект открытого урока ОДНКНР в 5 классе

Елена Александровна Анисимова

учитель истории и обществознания

моральных дилемм и дискуссий;

Формы: фронтальная, индивидуальная, парная.

Цель: воспитание личности гражданина посредством приобщения его к нравственным и мировоззренческим ценностям.

Задачи урока:

Образовательные:

способствовать формированию понятий: честь и достоинство;

учить участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать свои мысли;

помочь усвоить основы взаимоотношений в обществе.

Воспитательные:

способствовать воспитанию моральных качеств: честь и достоинство;

воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.

Развивающие:

развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества

развивать умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; “открывать” новые знания

находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Основные понятия: “честь” и “достоинство”.

Конспект урока

-Здравствуйте ребята. Сегодня у нас на уроке гости.

- Ребята, гостям принято показывать все самое лучшее. Давайте покажем все лучшее что мы умеем.

Ваша задача – правильно соотнести определение со значением слова. У вас на столах лежат карточки с понятиями. Я вам зачитываю определение, вы поднимаете карточку с тем понятием которое соответствует определению.

-Ребята, вы будете работать в парах. Давайте вспомним правило работы в парах. (вспоминают правила)

Милосердие – это готовность помочь как родным, так и посторонним людям, проявить снисхождение к ним из сострадания, сердечного участия.

Сострадание – это совместное с другим человеком страдание. Оно не всегда проявляется в активных действиях, иногда бывает достаточно участливого слова.

Доверие – это убежденность в честности и порядочности человека, вера в искренность и добросовестность его поступков.

Порядочность – это честность, надежность, соблюдение норм морали.

Достоинство

-Ребята, с какими понятиями мы не знакомы?

- Как вы считаете, как будет звучать тема нашего урока?

-Исходя из темы, определим цели урока:

1) выяснить значение понятий честь и достоинство;

2) определить положительные или отрицательные эти понятия;

3) актуальны ли эти понятия в современной жизни.

- синонимы к слову честь

Антонимы к слову честь

-Ребята, а как проявляется честь в повседневной жизни?

(когда играем честно – значит по правилам, справедливо, а нечестно – если жульничаешь, обманываешь)

- Чем победители и почетные гости заслуживают такое отношение к себе?

(Чествуют победителей и героев в знак уважения. И эти люди испытывают по отношению к себе чувства самоуважения.)

-Работа с текстом в парах

Дмитрий Михайлович Карбышев – герой Советского Союза, генерал-лейтенант инженерных войск, доктор военных наук.

В первые месяцы войны при боях под Гродно попал в окружение. При попытке вырваться из окружения был захвачен гитлеровцами в плен. Допросы, пытки не смогли сломать дух этого человека!

Дмитрий Михайлович Карбышев проявил исключительную стойкость и мужество в борьбе с немецкими захватчиками в Великой Отечественной войне. 16 августа 1946 года генерал-лейтенанту Дмитрию Карбышеву было посмертно присвоено звание Герой Советского Союза.

- С какими событиями в истории нашей страны связан текст?

- Какая информация оказалась для вас новой?

- Как связать этот текст с темой нашего урока?

- Давайте обратимся к нашему словарю в конце учебника и сравнив вывод с определением в учебнике.

- Однажды продавали в рабство партию спартанцев, взятых в плен. Один покупатель спросил у пленника, которого собирался купить: - Будешь ли ты, если я тебя куплю, честным человеком?

- Я буду им все равно, купишь ли ты меня или не купишь, - ответил спартанец.

- Как вы думаете, Спартанец достоин уважения?

- Рассмотрите схему на с. 73 учебника. Какие составные понятия включает в себя честь? (совесть, справедливость, доблесть, честность, благородство, достоинство)

-Какими же качествами обладает достойный друг? ( в ходе беседы называют качества)

- Давайте составим словесную картину Человека чести и Достойного человека.

- Кого мы можем назвать человеком чести? Какими качествами он должен обладать?

( на слайде: Прийти на помощь слабым

Умение сдержать свое слово

Не предать друзей, Родину

Не изменять своим моральным принципам

Не совершать безнравственных поступков

Способен быть справедливым) – учащиеся распределяют в таблице

Человек чести

Достойный человек

Умение сдержать свое слово

Прийти на помощь слабым

Не предать друзей, Родину

Не изменять своим моральным принципам

Отличает добро от зла

Не совершает безнравственных поступков

Способен быть справедливым

- Во время составления таблицы было видно, что вы испытываете затруднение в соотнесении моральных качеств.

- Это происходит потому, что моральные качества честь достоинство близки по смыслу.

Работа в парах

Задание 1. Проанализируйте ситуации и распределите в колонках таблицы достойные и недостойные поступки (впишите нужную букву)

Достойные поступки

Недостойные поступки

А) обидели малыша, поставив ему подножку;

Б) маленькая девочка не дала убить жука старшекласснику;

В) у первоклассника отобрали понравившуюся ручку;

Г) в гостях присвоили себе чужую вещь;

Д) старший брат защитил сестру от хулигана;

Е) юноша спас девочку, вынеся ее из горящего дома;

Ж) сохранили чужой секрет, тайну;

З) мальчик спасает малышку, вытащив ее из пруда.

Задание 2. Собери пословицы

Начало пословицы

Конец пословицы

Чем труднее дело,

Честь ценят не по словам,

- Честь! Достоинство! Нужны ли эти высокие нравственные качества нам сейчас?

- Как вы думаете, легко ли сохранить свои честь и достоинство?

-Что вы будете делать для сохранения чести и достоинства?

Честь и достоинство необходимы в те моменты, когда надо выбрать, как поступить. Именно эти качества не дадут человеку совершать безнравственный поступок, помогут избежать вражды, мести и взаимных обид, потому что он уважает и себя и других

Урок ОДНКНР 5 классы о традициях воспитания сословий Руси . Урок с применением технологии проектная деятельность . Групповая работа . Защита проектов. Умение выбирать нужный материал из учебника, из дополнительного материала , из материалов интернета . Урок направлен на обучение составлять ,оформлять и защищать свои проектные работы .

Оценить 4954 0

Тема урока: Традиции воспитания.

Цель урока: изучение традиции воспитания детей разных сословий.

Задачи урока:

Формирование регулятивных, познавательных, ораторских, сочинительных, коммуникативных навыков;

Развитие слуховой памяти, грамотной речи, мышления, памяти, внимания.

Воспитание уважительного отношения к старшему поколению, к семейным ценностям воспитания, к историческому прошлому нашей страны и родного края.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организационный момент

(До начала занятия учитель кладет на каждую парту карточки с печатным текстом)
+Здравствуйте, ребята! Садитесь!

(Обучающиеся приветствуют учителя)

II .Актуализация знаний

+ Наше занятие мы начнем с проверки д/з.

+Посмотрите на иллюстрацию на стр.59. Придумайте к ней название (задание в парах)

-(читают, отвечают на вопрос)

Личностные, коммуникативные, регулятивные, познавательные

III .Введение в новую тему

+Как вы думаете, какова цель нашего урока?

+Молодцы, правильно мыслите! Сегодня мы будем говорить о традициях воспитания детей разных сословий.


- традиции предков;
- традиции воспитания

- Изучить традиции воспитания наших предков.

IV . Изучение нового материала

И сегодня у нас необычная работа мы сегодня будем учиться создавать и защищать проекты . мини проект который вам предстоит сегодня защитить , сотоит из трёх основных вопросов . 1. Я вам даю эти книжки малышки весь материал , который вы найдёте по этому плану описания своего сословия (учащиеся работают по группам дает краткую характеристику сословий (дворян, крестьян, мещан, купцов, казаков), рассказывает о воспитании в крестьянских семьях с привлечением местного краеведческого материала)

Знакомство с музейным экспонатом: зыбкой (люлька, очеп)

+Ребята, как вы думаете, для чего использовали зыбку?

Кто качал зыбку?

- Традиции – принятые нормы поведения, обычаи, ценности, взгляды, передаваемые из поколения в поколение;

- Сословия – это большие группы людей с определенными правами и обязанностями.

-(читают): дворяне, мещане, крестьяне, казаки, купцы.

-(отвечают): в зыбке качали малышей, качала мама, бабушка, а когда родители работали, то няньками были старшие дети в семье.

Познавательные, коммуникативные, личностные

V .Физ.минутка

+А сейчас минутка отдыха. Ребята, давайте представим, что мы за Полярным кругом А вот пингвин, он хлопает крылышками и подпрыгивает. Синий кит плывет среди холодных волн

Человек на Полярной станции приветствует северное сияние Молодцы! Садимся на свои места.

– круговые движения руками у головы.

– хлопают себя по богам, прыгают.

– имитируют движения пловца.

– поднимают руки вверх, машут ладошками.

VI .Практическая работа

+ Откройте стр.64. прочитайте материал о воспитании в казацких семьях и ответьте на вопросы:

Что понравилось в воспитании?

Что не понравилось в воспитании и почему?

+Прочитайте, что у вас получилось. (Заслушивает рассказы детей)

+Молодцы. Ребята! Очень хорошо справились с этим заданием!

+Совсем иным было воспитание в дворянских семьях.

+ Ребята, сегодня на уроке мы узнали традиции воспитания детей разных сословий. А что было общего в воспитании?

-(ответы детей): за детьми после рождения ухаживала няня из крепостных; мальчиков воспитывали гувернеры; детей дворян учили разным наукам, музыке, танцам, иностранным языкам.

Общее в воспитании детей всех сословий:

- нельзя было критиковать родителей;

Коммуникативные, познавательные, регулятивные, личностные.

VII. Закрепление изученного материала.

+Давайте закрепим новый материал (Учитель раздает карточки).

Задание: выбери пару (соотнести сословие и критерий, относящийся к нему)

Задание: вставь недостающие буквы в словах, объясни их смысл.

С . СЛ . В . Я

VIII .Рефлексия

+ Итак, ребята, какова была тема нашего урока сегодня?

+Какова была цель? Достигнута ли она?

+ Обратите внимание на доску (на классной доске рисунок елки, украшенной шарами). Нарисуйте на шарах смайлики – ваше настроение, эмоции, которые вы получили на уроке (дети рисуют в шарах смайлики)

+Запишите д/з: £ 7пов-ть, вопросы, понятия. Изучить сословие купцов и их традиции воспитания .

+ Всем спасибо за внимание!

- целью урока было изучение традиций воспитания детей в разных сословиях. Да, цель урока достигнута.

Притча: Ведь это всего один час…

После нелегкого рабочего дня вернулся один человек домой. Время было позднее, он измучился и устал, но обрадовался, увидев, что пятилетний сынишка ждет его на пороге дома.

– Пап, – поприветствовав отца, тихо проговорил малыш, – можешь ответить? Я ждал, чтобы спросить…

– Конечно, спрашивай! – воскликнул отец.

– Сколько денег ты получаешь?

– Да разве это твое дело?! Незачем тебе об этом знать!

Ребенок поднял на него грустные глаза.

– Я очень-очень прошу тебя, скажи, сколько ты зарабатываешь за один час?

– Ну, допустим, пятьсот. И что дальше? Тебе-то какая разница?

– Пожалуйста, папа, – очень серьезно промолвил ребенок, – займи мне триста рублей.

Отец вышел из себя и закричал на сына:

– Ты ведешь себя отвратительно! Я так устал, но вынужден стоять здесь и слушать твою пустую болтовню! Думаешь только об игрушках, дожидался меня лишь для того, чтобы выпросить денег на всякие глупости!

– Ты ещё не заснул, мой хороший? – шепнул он.

– Нет, я лежу и думаю…

– Не сердись на меня, сынок, я сегодня ужасно устал, поэтому и нагрубил тебе. Вот, возьми деньги и, пожалуйста, прости меня.

Малыш обнял отца за шею, его глазенки радостно засветились.

– Пап, спасибо, большое-большое спасибо!

Мальчик вытащил из кармана пижамы несколько скомканных банкнот и добавил к ним только что полученные купюры. Отец снова начал ворчать:

– У тебя, как оказалось, предостаточно денег, а ты жадничаешь и выпрашиваешь еще.

– Нет, папочка, мне как раз этих трехсот не хватало. Вот теперь я собрал ровно столько, чтобы купить один, всего лишь один час твоего, папка, времени. Можно? Я очень прошу, приди завтра чуть раньше, чтобы мы сели ужинать все вместе: ты, мама и я…

Доверие, совесть, правдивость, дружба, честность, искренность.

Обман, трусость, хитрость, страх, искажение действительности, полуправда.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развивающие: развивать познавательный интерес, кругозор, интерес к чтению исторической литературы; развивать навыки контроля и самоконтроля, навыки практической работы в группах; развивать познавательную активность, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

Планируемые результаты:

Личностные: формировать целостный, социально-ориентированный взгляда на мир в его органичном единстве; формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; работать в группе; вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов; быть толерантным к чужим и собственным ошибкам, другому мнению и проявлять готовность к их обсуждению.

Регулятивные: обнаруживать и формулировать учебную проблему; после предварительного обсуждения самостоятельно формулировать тему урока и цель урока; прогнозировать предстоящую работу: определение цели учебной деятельности, выбор темы; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; учиться давать оценку результатов учебной деятельности; выполнять корректировку своей деятельности.

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; извлекать и перерабатывать информацию для открытия новых знаний; извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, аудиофайл, иллюстрация); обрабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы.

Коммуникативные: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; оформлять свои мысли в речевой форме и доносить свою позицию до других;

учиться выслушивать другую точку зрения, быть готовым изменить свою; совместно договариваться о правилах общения и поведения в группе и следовать им; осознанно выбирать критерий качественной оценки работы группы.

1.Организационный момент.

2.Актуализация знаний.

Психологический настрой – звучание колокольного перезвона.

Вряд ли найдется на земле человек, который не слышал бы пение колоколов.

А вы раньше слышали колокольный звон? Где и при каких обстоятельствах?

Ответы учащихся.

Мы с вами все разные: и по возрасту, и по культуре, и по вероисповеданию, и даже по гражданству. Но сейчас мы находимся в Российской федерации. Для кого из вас это Родина, кто-то оказался здесь по воле случая. И тем не менее, все мы должны знать о традициях и культуре российского народа, о подвигах её сыновей и дочерей, её историю…

Нельзя себе представить Россию без храмов и колокольного звона. Это символы России, её неотъемлемая часть. Колокола звонили и в великие праздники – благовесты , и тяжелую минуту испытаний – набаты, которые предупреждали людей о нависшей опасности. Звоном колоколов провожали и встречали своих героев-воинов, защищавших родные земли от нападения врагов.

А героями наша земля была издавна богата. Обращаю ваше внимание на экран:

Дмитрий Донской, Александр Невский, Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский.

Как вы думаете, что объединяет всех этих людей и чем они прославились?

3. Целеполагание.

Откройте учебники на с. 25 прочитайте тему нашего урока.

Какова цель нашего урока?

(в ответах учащихся определяется цель урока)

Да, сегодня я постараюсь для каждого из вас открыть что-то новое, а вы узнать что-то новое для себя, о ратных подвигах и воинах-защитниках.

(работают со словарями, отвечают).

В разные исторические периоды Россия подвергалась нападениям врагов. В эти трудные времена Россия рождала множество героев, память о которых народ хранит веками.

- Кто такой герой? Какими качествами должен обладать герой?

(Возможные ответы: смелый, бесстрашный, добрый, храбрый, бескорыстный, умный, сильный, мужественный)

Проблемный вопрос:
Мы вспомнили исторических личностей, чьи ратные подвиги прославили их на века.

- А есть ли место для ратного подвига в современной жизни?

Обратите внимание на газеты, которые лежат на партах. Найдите в них примеры тех действий людей, которые можно назвать ратными подвигами.

- Вот мы с вами и доказали, что и в наше время место ратным подвигам ЕСТЬ!

4. Работа над новым материалом.

Давайте снова вернемся на сотни лет назад, к истории России. Много героев взрастила святая русская земля. На примере жизни святого князя Дмитрия Донского я предлагаю вам расширить знания о ратном подвиге. Когда воины шли воевать с врагом за правое дело, их на Руси всегда благословляли перед походом или битвой.

- А теперь найдите это слово в толковых словарях, зачитайте его значение. Теперь вы понимаете, какую роль играло СЛОВО!

- У кого Дмитрий Донской попросил благословение на битву с ордынскими войсками?

4. Работа в парах.

Сейчас вы поработаете самостоятельно с учебником. У меня 8 карточек, разрезанных пополам. Пару свою вы найдете, правильно составив слово. А сложив карточку, прочитаете задание. А на экране вы увидите общее задание: прочитать текст, дать обоснованный ответ на вопросы для обсуждения.

Заканчивайте работу. Мы внимательно слушаем ваши отчеты. (пары отчитываются о проделанной работе, оценивают работу других пар)

6. Проверка усвоения материала.

- О каких нравственных качествах человека мы говорили сегодня на уроке?

- Какой вклад вносили в победу над врагом люди разных народов и разного вероисповедования?

- Почему они не остались равнодушными к происходящим событиям?

- Что поддерживало людей в трудное для их страны время?

Работа с пословицами.

Много сложено пословиц о героизме, ратных подвигах. Предлагаю принять участие в игре: завершить пословицы народов России (проверяется знание о справедливой войне, ее целях, о критериях героизма):

Читайте также: