Воины царя небесного конспект урока

Обновлено: 16.05.2024

Цель урока : Знакомство учащихся с христианским отношением к войне и воинскому долгу.

Задачи урока :

познакомить учащихся с отношением православных людей к воинскому долгу, с жизнью русских воинов, ставших святыми;

познакомить с законами милосердия и справедливости на войне;

способствовать формированию личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;

способствовать формированию умения осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

способствовать овладению навыками смыслового чтения текстов, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации.

Ключевые понятия урока : защита Родины, справедливая война, несправедливая война.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, горошины (по количеству учащихся класса).

Ход урока.

I. Самоопределение к деятельности.

- Сегодня мы собрались, чтобы вновь поделиться друг с другом теплотой, добротой. Возьмитесь за руки и передайте друг другу частичку своей теплоты. Мы отправляемся в мир православной культуры.

- Закройте глазки и протяните ладошку. Учитель кладёт каждому ученику в ладонь горошину.

- На что похожи эти горошины? (Ответы учащихся).

- А ещё горошины похожи на нашу планету Земля.

- Найдите место для горошины, чтобы она не укатилась. Учащиеся кладут горошину в выбранное ими место.

II. Актуализация знаний. III. Постановка учебной задачи.

- Мы любим своих родных, свой дом, любим свой двор и улицу, на которой живем. И даже когда человек уже вырос и уехал куда-то далеко из своих родных мест, он всегда вспоминает свой дом, поддерживает связь со своими родными. И всегда возвращается домой, потому что здесь его всегда помнят и ждут. Здесь его Родина. Без корней веточка не может зеленеть и плодоносить. Так и человек не может жить без Родины и приносить настоящую пользу обществу. Родина это наши корни, наши традиции, наша семья, наши родные и близкие.

Родина, Отчизна, Отечество, Россия. •

- Все, что человеку важно и дорого, без чего он не может жить, человек должен беречь, хранить, а если надо - и защищать.

- Если обижают твою мать или сестру, просто кого-то слабого - долг каждого человека встать на защиту.

- Из истории мы помним, что всегда русский народ вставал на защиту своей земли от врагов и захватчиков.

- Как вы думаете, влияет ли война на человека?

- Может ли человек во время войны измениться в плохую сторону? (предательство, дезертирство, мародерство и т. д.)

(Кто-то думает, что если во время войны на каждом шагу подстерегает смерть, то можно делать что угодно безнаказанно).

- Будет ли такой поступок христианским? Почему? (надо поступать по заповедям Божьим)

- Может ли человек во время войны измениться в хорошую сторону? Как?

- Действительно, перед лицом смерти человек может сильно измениться. Он даже может уверовать в Бога

Послушайте письмо, которое нашли в простреленной шинели русского солдата Александра Зацепы, погибшего в годы Великой Отечественной войны. Это прощальное письмо. Оно адресовано и обращено не к родным и близким, а к Всемогущему Богу, в которого свято уверовал наш воин в свой предсмертный час:

Еще ни разу в жизни с тобой не говорил я,

Но сегодня мне хочется приветствовать тебя.

Ты знаешь, с детских лет мне говорили, что нет Тебя.

И я, дурак, поверил, Твоих я не созерцал творений.

И вот сегодня ночью я смотрел из кратера, что выбила граната,

На небо звездное, что было надо мной.

Я понял вдруг, любуясь мирозданием,

Каким жестоким может быть обман.

Не знаю, Боже, дашь ли Ты мне руку, но я Тебе скажу,

И Ты меня поймешь: не странно ли,

Что среди ужасающего ада мне вдруг открылся свет и я узнал Тебя?

А кроме этого мне нечего сказать, вот только, что я рад,

Что я Тебя узнал.

На полночь мы назначены в атаку, но мне не страшно.

Ты на нас глядишь…Сигнал. Ну что же?

Я должен отправляться. Мне было хорошо с Тобой.

Еще хочу сказать, что,

Как Ты знаешь, битва будет злая,

И, может, ночью же к Тебе я постучусь.

И вот до сих пор Тебе я не был другом,

Позволишь ли Ты мне войти, когда приду?

Но, кажется, я плачу, мой Боже,

Ты видишь, со мною случилось то, что ныне я прозрел.

Прощай, мой Бог, иду.

И вряд ли уже вернусь.

Как странно, но теперь я смерти не боюсь.

Учитель Какие чувства вызвало у вас это стихотворение? (Ответы детей)

Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке православной культуры? ___

Дети Сегодня на уроке православной культуры мы будем говорить о воинах, о защитниках нашей Родины.

Кто сформулирует тему нашего урока.

.IV. Построение проекта открытия нового знания.

Из 650 лет Российской Государственности (начиная с поля Куликова, 300 лет чистого времени из жизни русского народа ушло на войны. Причем все войны были оборонительные. Мы никогда не нападали, только защищали свое и обороняли. Самым главным призванием для мужчины была защита Родины, земли и своего рода. Мальчик, рожденный в русской семье, это будущий воин, его воспитывали истинным защитником.

Вопрос: Можно ли быть защитником Родины, не любя свою Родину?

Велико наше Отечество — Русская земля. Но таким оно стало не сразу. Много врагов разоряли Россию, немало тяжёлых бедствий пережила она. Защищая свою Родину, русский человек защищал при этом свою православную веру. Потому вся нечисть, которая шла войной на Россию, всегда стремилась уничтожить в русских людях православную веру, православный дух.

Силу духа русскому человеку выстоять в борьбе с врагом давала православная вера. Вот почему среди русских святых так много воинов :.

Эстафету славы святого воинства Руси, которую начал Александр Невский, продолжилась его правнуком святым благоверным Димитрием Донским.

Дети В XIV веке Русь находилась под монголо-татарским игом. Выплачивала дань золотоордынским ханам, стонала от пожаров и разорений. В это тяжёлое время на московский престол взошёл внук Ивана Калиты Дмитрий Иванович. Пользуясь малолетством Дмитрия, князь Суздальский захватил себе великое княжение, но три года спустя одиннадцатилетний Дмитрий сам возглавил московское войско и возвратил себе отцовский титул. С детства духовным наставником Дмитрия был митрополит Московский Алексей. Он учил мальчика быть твёрдым, ковал из него воина, готовил его не для книг, а для меча. учил митрополит Алексей юного Дмитрия родину свою любить и сражаться за неё. Поэтому науку Дмитрию пришлось постигать битвами, а не рукописанием; жизнь познать на окровавленной земле; людей – в воинском стане. Воинскую науку Дмитрий ставил превыше всех наук: век был такой, надо было ковать мечи. Поэтому князь Московский закупал оружие в разных странах на Западе и Востоке. Собирал на московской земле лучших мастеров: оружейников, строителей. Именно при правлении князя Дмитрия Ивановича Москва впервые стала каменной, хорошо укреплённой крепостными стенами, валами, рвами, сторожевыми башнями. От всех своих родственников, духовного наставника митрополита Алексея Дмитрий перенял ненависть к тяжкому ордынскому бремени. Он понял и принял на себя великое обязательство: скинуть с плеч народа ярмо Орды. С детских лет впитал Дмитрий гнев и обиду за Русь, за пролитую кровь единородных братьев.

Трудное это было время, но настал час, когда по словам летописца русские люди похоронили свой страх перед татарами, воспряли духом. Перед Куликовской битвой князь Димитрий в поисках духовной поддержки отправился к преподобному Сергию в монастырь за благословением. Татары в то время считались непобедимыми, а имя преподобного Сергия, как праведника и чудотворца, было прославлено по всей Руси. Благословение такого человека должно было вселить надежды во всех воинов. преподобный Сергий благословил князя Димитрия и предсказал ему победу над врагами:

(Колокольный звон)

Преподобный Сергий не только благословил князя, но и отправил с ним двух иноков княжеского рода, хорошо владеющих оружием.

Появление среди русского воинства двух всадников в черных монашеских одеяниях, идущих по благословению самого Сергия на брань, чтобы пострадать за веру и обрести вечное спасение, неизбежно должно было произвести на ратников огромное впечатление, послужить им примером, стать залогом справедливости битвы.

Этими иноками были Александр Пересвет и Андрей Ослябя, которых преподобный Сергий перед этим постриг в Великую Схиму (высший ангельский чин).

Если про Дмитрия Донского, Сергия Радонежского и хана Мамая известно немало, то информация о воинах-схимниках минимальна Среди разных героев встречаются такие, которые, появившись один раз, навечно входили в историю своего Отечества. К ним относится легендарные воины-монахи, герои сражения на Куликовском поле.

Время донесло до нас об этом герое самые скупые сведения, которые иногда больше похожие на легендарные.

Это были два родных брата, подвизавшиеся под руководством Сергия против врагов невидимых, два инока-боярина: Александр-Пересвет, бывший боярин брянский, и Андрей-Ослябя, бывший боярин Любецкий.

Их мужество, храбрость и искусство воинское были еще у всех свежи в памяти: до принятия монашества оба они славились как доблестные воины, храбрые богатыри и люди очень опытные в военном деле. Вот этих-то иноков-богатырей и просил себе в свои полки великий князь у Преподобного Сергия: он надеялся, что эти люди, посвятившие себя всецело Богу, своим мужеством могут служить примером для его воинства и тем самым сослужат ему великую службу.

По преданию, перед битвой Пересвет молился в келье отшельника при часовне святого воина великомученика Димитрия Солунского, где впоследствии был основан мужской Димитриевский Ряжский монастырь, что в 7 км от г. Скопина. Помолясь, Пересвет ушёл, оставив свой яблоневый посох. Этот посох ранее хранился в краеведческом музее г. Рязани.

Был Великий князь Дмитрий не только смелым, но и мудрым, сильным полководцем. Отличное место выбрал он для решительного сражения: Куликово поле

Вышли русские полки на Куликово поле раньше Мамая. Уже вечером они приняли боевой порядок и так, в строю, простояли всю ночь. Это оказалось очень важно, так как утром опустился на Куликово поле такой густой туман, что ничего не было видно даже вблизи. И эта тьма стояла до середины дня. Это Всемилостливая Богородица, ставшая Домом Руси, решила укрыть своих воинов плотным туманом, как плотным покрывалом, от смертного боя. И воины чувствовали Её присутствие и молились ей.

И было это в субботу, 8 октября, в день Рождения Богородицы. И стояла Она над полем битвы и помогала русским воинам выстоять.

В те далёкие времена было принято перед сражением устраивать поединок двух самых сильных и смелых воинов от каждого войска.

Бой начался поединком двух воинов. С татарской стороны выехал вперед богатырь огромного роста, страшной наружности и звали его Челубей Тамир Мурза. навстречу Челубею, одетому в тяжелые доспехи, выехал монах Александр Пересвет с одним лишь копьем в руках. Татарин заметно превосходил в силе, а русские воины в вере. На всём скаку налетели они друг на друга, сшиблись с налёту копьями. Устояли кони, а воины рухнули наземь, оба мёртвые. Своею смертью предсказали они, что битва будет трудная и кровопролитная.

Так инок Александр Пересвет совершил свой исторический подвиг во имя земли Русской, чтобы навечно стать в ее истории героем-витязем

И рухнула тут тишина зловещая. Затрубили ратные трубы, и слились голоса в единый голос, и послышался великий стук от сабель и сбивающихся коней, и прозвенел клич русский: "За Русь Святую!"

Во время сражения Сергий Радонежский и вся Троицкая лавра молились в церкви. Духовными очами святой видел все поле битвы и поминал по имени всех раненых и убитых.

А Сергий в те часы уединился

Перед Святою Троицей молился

Казалось, он следит духовным зреньем

За ходом величайшего сраженья

Храм наполняли свет и тишина,

Порою старец прерывал молитвы,

Погибших называл он имена

И тех, кто ранен был на поле битвы

. Увидел Дмитрий, что в передовом полку только молодые воины стоят, неопытные. Снял он свои княжеские одежды, отдал их своему боярину Бренку, сам достал доспехи простого ратника (воина) и встал в строй: "

Татары первыми двинулись в атаку. Они рассеяли сторожевой и передовой полки и напали на основные силы – большой полк, стали обходить его слева. Но в этот решающий момент из дубравы ударил засадный полк и татары-ордынцы обратились в бегство.

В тот день исполнилось слово преподобного Сергия Радонежского, предвозвестившего князю Димитрию Иоанновичу победу, но победу дорогой ценой. Из 150 000 ополченцев в Москву вернулось лишь 40 000. Однако с этого момента Русь начала жить надеждой на освобождение от ордынского ига.

Несколько дней хоронили русские погибших. Самого князя Дмитрия с трудом нашли среди убитых – раненого, но живого. После Куликовского сражения стали называть его Дмитрием Донским.

Жены, матери, дети и старцы с нетерпением ожидали своих. – Гонец привез весть, что потери огромные. – Они вышли навстречу князю и дружине, зная, что за ними следует великое множество подвод с раненными и убитыми. Возгласы радости, плач, прославление Бога, и над всем этим морем – сердечная молитва об упокоении душ убитых на Куликовом поле православных воинов.

Ни когда еще русское воинство не знало такой победы.

Сразу по возвращении князь Димитрий приказал служить панихиды по убиенным во всех храмах и монастырях. Тут же составлялись и рассылались по приходам и обителям списки погибших. Многие ратники так и остались навсегда неизвестными, и в те дни Православная Церковь соборно молилась о даровании прощения грехов и об упокоении всех русских воинов знаемых и не знаемых, за Русь, за веру православную живот свой положивших.

Город жил одним молитвенным воздыханием. Перед алтарями в свете паникадил и под сводами монашеских келий, в боярских палатах и в тесных избах при огоньках грошовых свечей читались Евангение и Псалтирь с поминовением погибших Люди, не знавшие грамоты, молились от сердца со слезами и с земными поклонами перед темными образами

В память о погибших на том самом месте, откуда выступало русское войско на битву с татарами, был заложен храм в честь Всех святых – небесных покровителей русских ратников, павших во время битвы. Так появилась одна из самых древних московских церквей – церковь Всех святых на Кулишках.

Каждый год в один из осенних субботних дней князем Димитрием было установлено служить панихиды в память по убиенным.

3 мая мы будем праздновать 700 лети Сергия Радонежского

Деяния на благо Родины Сергия Радонежского, Дмитрия Донского, Александра Пересвета и других Святых заступников Руси, с точки зрения современного человека выглядят даже больше, чем просто подвиг отдельно взятого человека. Это были по-настоящему великие люди, настоящие патриоты, отмеченные перстом Божьим. Никто из ныне живущих не вправе забывать о том, кому мы обязаны тем, что имеем сегодня.

Читайте, впитывайте в себя мудрость веков и гордитесь тем, что вы являетесь продолжателями тех великих дел, которые были когда-то заложены в основание нашей Русской государственности.

Почему эти люди стали святыми? (Потому что они отдали свои жизни за веру и Отечество).

- Кто такие святые? (признаны Богом образцом для других людей, за праведную жизнь и стойкость в вере).

- Вспомните, с чего начинались сражения Александра Невского, Дмитрия Донского? (с обращения к Богу).

-Что делали полководцы после окончания сражения? (Благодарили Бога за помощь).

В самые трудные времена Бог посылает в помощь людям героев

- А теперь ещё раз посмотрите на свою горошину. Сумели ли вы её сохранить? Это было сложно. Она могла потеряться, разломиться на части. А вот мир, в котором мы живём, сохранить ещё труднее. Нужно жить в согласии с другими людьми и с собой. Будьте добрее, внимательнее друг к другу и тогда станет в мире меньше зла, насилия.

Орксэ. Основы православной культуры в общеобразовательной школе В нашем современном противоречивом сложном мире сложно воспитывать детей в период замены нравственных ценностей. Причин тому достаточно.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Разработка урока по ОДНКНР в 6 классе

познакомить учащихся с тайной мужества христиан;

узнать, как слабость может превратиться в силу;

подумать, что в жизни дороже всех богатств.

Оборудование:

Икона Георгия Победоносца;

Учащимся предварительно было дано задание - прочитать притчи, используемые в ходе урока. Все притчи рассказывают или зачитывают дети.

Выбор, конечно, всегда за вами. Но ведь те земные ценности, за которыми многие гоняются – повторюсь, деньги, слава, высокие должности – с собой не унести. Есть великая тайна, которую знают все святые – впереди у нас вечность. Значит жизнь земная – подготовка к ней.

(притча о богаче и Лазаре).

Многие христиане, искренне верившие в Христа, не боялись свидетельствовать о Нем ни при каких обстоятельствах. Они соблюдали заповеди Христа и не отрекались от него даже тогда, когда им приходилось терпеть мучения, скорби, даже расставаться с жизнью.

Вот и тема сегодняшнего урока – служившие Богу и людям. И поговорим мы сегодня о воинах христовых. Христиане с самого начала мыслили себя воинами – воинами духовными. Давайте откроем учебник на стр. 56 и зачитаем материал о воинах. (Уч-ся читают до вопроса «Каких святых воинов вы знаете?). Георгий Победоносец. Его изображение мы видим на гербе нашего государства. Это воин на белом коне, поражающий копьем змея. Что вы об этом знаете? ( уч-ся рассказывают историю борьбы Георгия Победоносца со змеем). Изображение на гербе означает Змея в качестве зла, с которым борется наш народ.

Славянские источники толкования нового завета утверждают, что этот подвиг Георгий Победоносец совершил после своей смерти. Как же это произошло? Как это вообще возможно? ( уч-ся зачитывают стр. 56, учитель по ходу добавляет о чудесах, творимых Георгием).

Ребята, как вы думаете, какими качествами должны обладать воины, награжденные такой наградой? ( мужество, смелость, любовь к ближним и к Родине ). А что придавало им силы и мужества? ( Вера в Бога). И действительно, мужественных, сильных и смелых людей господь не оставляет в трудную минуту, помогает и поддерживает их. Давайте узнает о таких примерах ( зачитывают стр. 59 о 40 мучениках и учитель представляет им икону).

Учащиеся работают в группах – 4 человека – и представляют свою рекламу. Это рефлексия урока.

Учебное пособие: Шевченко, Л.Л. Православная культура. Учебное пособие для средних классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. Книга вторая. М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2007.- 144 с.

Задействованные педагогические технологии:

  • традиционная,
  • компьютерная технология,
  • технология межпредметных связей,
  • проблемные технологии

Межпредметные связи: история, литература, ИЗО

Форма организации деятельности:

  • фронтальная,
  • групповая
  • индивидуальная

Методы

  • словесные,
  • наглядные,
  • практические

Предполагаемый результат: Учащиеся должны уметь

  • объяснять основные понятия: духовный подвиг, воины Христовы, Отечество земное, Отечество небесное, ратный подвиг, подвиг веры, враги Отечества
  • называть имена воинов, защитников Отечества
  • иметь представление о вечных ценностях: милосердии, сострадании, доблести

Структура урока:

  1. Организационный этап.
  2. Актуализация опорных знаний учащихся. Подготовка к активному усвоению новых знаний.
  3. Ознакомление с новым материалом (восприятие, осмысление, закрепление)
  4. Обобщение и систематизация изучаемого материала
  5. Подведение итогов.
  6. Объяснение домашнего задания

Оборудование:

Ход урока:

1.Орг. момент.

2. Актуализация опорных знаний учащихся

- Кто в своей жизни ссорился с другими людьми?

- Что являлось причиной ваших ссор?

- Что вы чувствовали?

- А чем заканчивались ваши ссоры?

- Что произойдет, если поссорятся между собой страны? (происходят войны)-Что означает слово “война”? (Война – это вооружённая борьба; Война – это гибель миллионов невинных людей.)

- Война - это вооружённая борьба между государствами или народами, между классами внутри государства.

3. Усвоение новых знаний

- Давайте проверим, что у вас получилось. Назовите причины войн.

Учащиеся высказывают предположения.

власть над людьми

другой страны работать на себя

- Как должен вести себя православный человек, если начнется война?

- Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить? (О защитниках Отечества) (Приложение 1, слайд №1-2)

Запишем тему урока на рабочих листах. (Приложение 2)

-Кто такие защитники (заступники) Отечества? Что они защищают?

-Что такое Отечество? (родина)

-Уже в древности богатые славянские земли не раз подвергались нападениям врагов. Славяне храбро защищали свою родную землю, объединяясь, чтобы противостоять многочисленным и опасным врагам. (слайд №3)

- А что на войне самое страшное?

- Как вы считаете, как Православная Церковь относится к убийцам? (заповедь - не убий). (Приложение 1, слайд №4)

Христос учил прощать. Он учил любить даже врагов.

Он говорил, что лучше подставить левую щеку, если тебя ударили в правую.

Но это – когда речь идет об обидах, причиненных тебе. Ты можешь простить свою обиду. А если обижают твою сестренку? Мать? Родину?

В 1812 году французский император Наполеон привел свою армию в Россию. Посмотрите на карте, где находится Франция, а где – Россия, и вы поймете, что его вторжение не было случайной ссорой из числа тех, что нередко случаются между соседями. Он шел через всю Европу, чтобы войти в Москву.

Народы России – русские, украинцы, калмыки, татары и другие, восприняли эту войну как Отечественную и встали на защиту.

С христианской точки зрения справедливой может быть только защитительная война. Нападение, агрессия не могут быть оправданы.

Если же надо было защитить свою Родину, семью и веру – православный человек берется за оружие.

- Какими качествами должен обладать защитник? (Храбрый, надёжный, защищает, верует, спасает, Святой.)

- Русские люди всегда отличались смелостью, отвагой, боевым умением дать отпор захватчикам. Долг по защите своего отечества - это святая обязанность каждого мужчины. Это положение закреплено в главном документе страны - Конституции Российской Федерации.

- Всегда ли оставались живыми защитники Отечества? (Во время Великой Отечественной войны погибло более 20 млн.)

- Среди православных святых было много воинов.

- Назовите имена христианских святых воинов и героев, прославивших наше Отечество.

(Святой Георгий Победоносец, Святой благоверный князь Дмитрий Донской, Святой Александр Невский.)

- Давайте поговорим об этом подробнее

Работа с учебником

Откройте учебники на стр.52

Прочитайте текст. Ответьте на вопросы.

Георгий Победоносец (Приложение 1, слайд №6-9)

В первые века нашей эры православные христиане подвергались нападениям со стороны противников Христианской Веры. В Риме жил юный воин Георгий. Он верил в Иисуса Христа. Противники Христианской веры хотели чтобы, Георгий отрёкся от Христа, пытали его.

Георгия стали называть Победонос­цем за терпение и мужество, с которым он победил все страдания. Великомученик Святой Георгий стал покровителем православных воинов. В честь него установили знаки отличия — Георгиевский крест и Георгиевская медаль. Эти знаки были в старой русской армии наиболее почетными наградами и присваивались только за подвиги.

Мини- проект о Илье Муромце (презентация учащихся)

Александр Невский (Приложение 1, слайд №10-14)

- Какие самые главные слова произнёс Александр Невский навсегда вошедшие в историю нашей страны?)

- Почему эти люди стали святыми? ( Потому что они отдали свои жизни за веру и Отечество).

- Кто такие святые? (признаны Богом образцом для других людей, за праведную жизнь и стойкость в вере).

- Вспомните, с чего начинались сражения Александра Невского, Дмитрия Донского? (с обращения к Богу).

-Что делали полководцы после окончания сражения? (Благодарили Бога за помощь).

В самые трудные времена Бог посылает в помощь людям героев

Задание №2 в рабочих листах.

Найдите толкование к каждому слову.

Смелость

Героизм

проявление храбрости, самопожертвование.

Подвиг

Беседа по итогам работы в парах

Если же надо было защитить свою Родину, семью и веру – православный человек берется за орудие. Но при этом не становится машиной для убийства. Даже на войне надо остаться человеком.

- Какие поступки недопустимы даже на войне?

(Нельзя добивать раненных. Нельзя трогать безоружных. Нельзя грабить местных жителей. Если враг сдается или если война закончена – надо к недавнему недругу отнестись уже как к простому человеку. Законы милосердия и справедливости должны прийти на смену законам войны )

-Какая разница между личными врагами и врагами Отечества? (Приложение 1, слайд №19-20)

Работа с учебником (стр. 59)

Прочитать текст (Христианин должен терпеть обиды, принесенные ему лично, но друзей своих, братьев, Отечество, должен защищать, жертвуя жизнью)

Подчеркни слова, которые определяют характер защитника Отечества, воина: смелый, трусливый, храбрый, мужественный, предатель, робкий, верный.

4. Обобщение и систематизация изучаемого материала

- Сегодня на уроке вы услышали рассказы о разных людях, которые совершали героические поступки во имя веры, Отечества, людей.

- Как вы думаете, влияет ли война на человека? Как?

- Может ли человек во время войны измениться в плохую сторону? (предательство, дезертирство, мародерство и т.д.)

(Кто-то думает, что если во время войны на каждом шагу подстерегает смерть, то можно делать что угодно безнаказанно).

- Будет ли такой поступок христианским? Почему? (надо поступать по заповедям Божьим)

- Может ли человек во время войны измениться в хорошую сторону? Как?

- Действительно, перед лицом смерти человек может сильно измениться. Он даже может уверовать в Бога.

Работа с пословицами.

-Прочитайте записанные на листочках начала пословиц, подберите к ним окончания, объясните смысл пословиц. (по рядам, по 5 пословиц)

Жизнь дана… (на добрые дела)

Добро творить -… (себя веселить)

Доброе дело … (без награды не останется)

Добра желаешь, … (добро и делай)

Доброго человека … (в красный угол сажают)

Кто храбро сражается в бою,… (тот честно защищает Родину свою)

Тот герой, … (кто за Родину стоит горой)

Умелый воин не … (дрогнет в бою)

За край родной иди … (бесстрашно в бой)

Чужой земли не хотим, … (но и своей не отдадим)

-Как приведённые пословицы соотносятся с темой нашего урока, с поступками наших предков?

Задание №4 и №5 на листах

Выполнить и проверить работу, обменявшись листами. (Приложение 1, слайд №21)

5. Итог урока

-Как православная церковь относится к воинам? Почему?

-Назовите воинов-героев, ставшими святыми.

6. Домашнее задание.

Тема 5 (прочитать)

-Сегодня мы говорили о людях, которые отдали жизни за свое Отечество. Скоро наша страна будет отмечать праздник День Победы. Предлагаю вам составить устное письмо солдатам, в котором расскажем им о том, что узнали сегодня на уроке .

Нажмите, чтобы узнать подробности

познакомить с отношением православной церкви к войне; совершенствовать умение работать в группах;

развивать нравственные чувства сопереживания и ответственности за других людей; умение делать выводы, анализировать, наблюдать, обобщать, давать оценку событиям, которые изучают.

воспитывать патриотические чувства, гордость за свою страну.

Учебное пособие: Шевченко, Л.Л. Православная культура. Учебное пособие для средних классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. Книга вторая. М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2007.- 144 с.

Задействованные педагогические технологии:

технология межпредметных связей,

Межпредметные связи: история, литература, ИЗО

Форма организации деятельности:

Предполагаемый результат: Учащиеся должны уметь

объяснять основные понятия: духовный подвиг, воины Христовы, Отечество земное, Отечество небесное, ратный подвиг, подвиг веры, враги Отечества

называть имена воинов, защитников Отечества

иметь представление о вечных ценностях: милосердии, сострадании, доблести

Структура урока:

Актуализация опорных знаний учащихся. Подготовка к активному усвоению новых знаний.

Ознакомление с новым материалом (восприятие, осмысление, закрепление)

Обобщение и систематизация изучаемого материала

Объяснение домашнего задания

Оборудование:

презентация, (Приложение 1)

презентации детей (мини-проект)

рабочий лист (Приложение 2)

карточки с пословицами

1.Орг. момент.

2. Актуализация опорных знаний учащихся

- Кто в своей жизни ссорился с другими людьми?

- Что являлось причиной ваших ссор?

- Что вы чувствовали?

- А чем заканчивались ваши ссоры?

- Что произойдет, если поссорятся между собой страны? (происходят войны)-Что означает слово “война”? (Война – это вооружённая борьба; Война – это гибель миллионов невинных людей.)

- Война - это вооружённая борьба между государствами или народами, между классами внутри государства.

3. Усвоение новых знаний

- Давайте проверим, что у вас получилось. Назовите причины войн.

Учащиеся высказывают предположения.

власть над людьми

желание заставить людей

другой страны работать на себя

- Как должен вести себя православный человек, если начнется война?

- Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить? (О защитниках Отечества) (Приложение 1, слайд №1-2)

Запишем тему урока на рабочих листах. (Приложение 2)

-Кто такие защитники (заступники) Отечества? Что они защищают?

-Что такое Отечество? (родина)

-Уже в древности богатые славянские земли не раз подвергались нападениям врагов. Славяне храбро защищали свою родную землю, объединяясь, чтобы противостоять многочисленным и опасным врагам. (слайд №3)

- А что на войне самое страшное?

- Как вы считаете, как Православная Церковь относится к убийцам? (заповедь - не убий). (Приложение 1, слайд №4)

Христос учил прощать. Он учил любить даже врагов.

Он говорил, что лучше подставить левую щеку, если тебя ударили в правую.

Но это – когда речь идет об обидах, причиненных тебе. Ты можешь простить свою обиду. А если обижают твою сестренку? Мать? Родину?

В 1812 году французский император Наполеон привел свою армию в Россию. Посмотрите на карте, где находится Франция, а где – Россия, и вы поймете, что его вторжение не было случайной ссорой из числа тех, что нередко случаются между соседями. Он шел через всю Европу, чтобы войти в Москву.

Народы России – русские, украинцы, калмыки, татары и другие, восприняли эту войну как Отечественную и встали на защиту.

С христианской точки зрения справедливой может быть только защитительная война. Нападение, агрессия не могут быть оправданы.

Если же надо было защитить свою Родину, семью и веру – православный человек берется за оружие.

- Какими качествами должен обладать защитник? (Храбрый, надёжный, защищает, верует, спасает, Святой.)

- Русские люди всегда отличались смелостью, отвагой, боевым умением дать отпор захватчикам. Долг по защите своего отечества - это святая обязанность каждого мужчины. Это положение закреплено в главном документе страны - Конституции Российской Федерации.

- Всегда ли оставались живыми защитники Отечества? (Во время Великой Отечественной войны погибло более 20 млн.)

- Среди православных святых было много воинов.

- Назовите имена христианских святых воинов и героев, прославивших наше Отечество.

(Святой Георгий Победоносец, Святой благоверный князь Дмитрий Донской, Святой Александр Невский.)

- Давайте поговорим об этом подробнее

Работа с учебником

Откройте учебники на стр.52

Прочитайте текст. Ответьте на вопросы.

Георгий Победоносец (Приложение 1, слайд №6-9)

В первые века нашей эры православные христиане подвергались нападениям со стороны противников Христианской Веры. В Риме жил юный воин Георгий. Он верил в Иисуса Христа. Противники Христианской веры хотели чтобы, Георгий отрёкся от Христа, пытали его.

Георгия стали называть Победоносцем за терпение и мужество, с которым он победил все страдания. Великомученик Святой Георгий стал покровителем православных воинов. В честь него установили знаки отличия — Георгиевский крест и Георгиевская медаль. Эти знаки были в старой русской армии наиболее почетными наградами и присваивались только за подвиги.

Мини- проект о Илье Муромце (презентация учащихся)

Александр Невский (Приложение 1, слайд №10-14)

- Какие самые главные слова произнёс Александр Невский навсегда вошедшие в историю нашей страны?)

- Почему эти люди стали святыми? ( Потому что они отдали свои жизни за веру и Отечество).

- Кто такие святые? (признаны Богом образцом для других людей, за праведную жизнь и стойкость в вере).

- Вспомните, с чего начинались сражения Александра Невского, Дмитрия Донского? (с обращения к Богу).

-Что делали полководцы после окончания сражения? (Благодарили Бога за помощь).

В самые трудные времена Бог посылает в помощь людям героев

Задание №2 в рабочих листах.

Найдите толкование к каждому слову.

проявление храбрости, самопожертвование.

Беседа по итогам работы в парах

Если же надо было защитить свою Родину, семью и веру – православный человек берется за орудие. Но при этом не становится машиной для убийства. Даже на войне надо остаться человеком.

- Какие поступки недопустимы даже на войне?

(Нельзя добивать раненных. Нельзя трогать безоружных. Нельзя грабить местных жителей. Если враг сдается или если война закончена – надо к недавнему недругу отнестись уже как к простому человеку. Законы милосердия и справедливости должны прийти на смену законам войны )

-Какая разница между личными врагами и врагами Отечества? (Приложение 1, слайд №19-20)

Работа с учебником (стр. 59)

Прочитать текст (Христианин должен терпеть обиды, принесенные ему лично, но друзей своих, братьев, Отечество, должен защищать, жертвуя жизнью)

Подчеркни слова, которые определяют характер защитника Отечества, воина: смелый, трусливый, храбрый, мужественный, предатель, робкий, верный.

4. Обобщение и систематизация изучаемого материала

- Сегодня на уроке вы услышали рассказы о разных людях, которые совершали героические поступки во имя веры, Отечества, людей.

- Как вы думаете, влияет ли война на человека? Как?

- Может ли человек во время войны измениться в плохую сторону? (предательство, дезертирство, мародерство и т.д.)

(Кто-то думает, что если во время войны на каждом шагу подстерегает смерть, то можно делать что угодно безнаказанно).

- Будет ли такой поступок христианским? Почему? (надо поступать по заповедям Божьим)

- Может ли человек во время войны измениться в хорошую сторону? Как?

- Действительно, перед лицом смерти человек может сильно измениться. Он даже может уверовать в Бога.

Работа с пословицами.

-Прочитайте записанные на листочках начала пословиц, подберите к ним окончания, объясните смысл пословиц. (по рядам, по 5 пословиц)

Жизнь дана… (на добрые дела)

Добро творить -… (себя веселить)

Доброе дело … (без награды не останется)

Добра желаешь, … (добро и делай)

Доброго человека … (в красный угол сажают)

Кто храбро сражается в бою,… (тот честно защищает Родину свою)

Тот герой, … (кто за Родину стоит горой)

Умелый воин не … (дрогнет в бою)

За край родной иди … (бесстрашно в бой)

Чужой земли не хотим, … (но и своей не отдадим)

-Как приведённые пословицы соотносятся с темой нашего урока, с поступками наших предков?

Задание №4 и №5 на листах

Выполнить и проверить работу, обменявшись листами. (Приложение 1, слайд №21)

5. Итог урока

-Как православная церковь относится к воинам? Почему?

-Назовите воинов-героев, ставшими святыми.

6. Домашнее задание.

Тема 5 (прочитать)

-Сегодня мы говорили о людях, которые отдали жизни за свое Отечество. Скоро наша страна будет отмечать праздник День Победы. Предлагаю вам составить устное письмо солдатам, в котором расскажем им о том, что узнали сегодня на уроке .

Читайте также: