Влияние международных отношений на политическую карту мира 10 класс конспект урока
Обновлено: 06.07.2024
Процесс формирования политической карты мира занимает несколько тысячелетий и его разделяют на несколько крупных исторических этапов.
Этапы формирования политической карты мира.
Процесс формирования политической карты мира принято разделять на следующие этапы:
1. Древний (до 5 в. н.э.)
В этот период возникли и исчезли такие государства как Древняя Греция, Древний Египет, Вавилон, Финикия.
2. Средневековый (5-15 вв.)
Этот период связан с феодализмом. Характерной чертой периода стали захваты соседних территорий другими государствами, формирование рынка. В этот период существовали такие государства как Священная Римская империя, Англия, Испания, Португалия, Византия, Киевская Русь.
3. Новый (15 в. – Первая мировая война)
В этот период было развитие европейской колониальной экспансии, развитие международных хозяйственных связей. В Новом периоде формирования политической карты мира возникли мировые колониальные империи. В это же время была Эпоха Великих географических открытий. Наиболее активное участие в освоении новых территорий приняли следующие страны: Испания, Португалия, Англия, Нидерланды, США, Германия.
4. Новейший (Конец Первой мировой войны – н.в.)
В этот период произошли существенные изменения на политической карте мира, распались некоторые государства, появились новые. Поэтому данный период принято разделять на три этапа:
1. Появление новых государств – СССР, Польша, Венгрия, Австрия; разделение Османской империи; увеличение колониальных владений Великобритании, Франции, США.
2. Этот этап начался после окончания Второй мировой войны и характеризуется крушением колониальной системы, образованием новых независимых государств, в том числе в Европе. В этот же период возникает Организация Объединенных Наций (ООН).
Организация Объединенных Наций (ООН) – международная организация, созданная для поддержания и укрепления международного мира и безопасности, развития сотрудничества между государствами.
Кроме того возникает Холодная война, в результате происходит разделение стран на два лагеря (НАТО и Организация Варшавского договора).
Варшавский договор (Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи) от 14 мая 1955 года — документ, оформивший создание военного союза европейских социалистических государств при ведущей роли Советского Союза — Организации Варшавского договора (ОВД) и закрепивший двуполярность мира на 34 года. Заключение договора явилось ответной мерой на присоединение ФРГ к НАТО.
3.Конец 1980 – х гг. 20 в. – н.в. Основными изменениями в этот период были: объединение Германии, распад СССР и образование СНГ, распад Варшавского договора, распад Чехословакии, Югославии и последующие события.
Современные вопросы международной политики.
Несмотря на многие процессы, которые происходили в вышеизложенных этапах, в настоящее время продолжают существовать неразрешимые проблемы, отражающиеся на политической карте мира. К таким проблемам стоит отнести:
1. Международный терроризм (группировки Аль-Каида, Хезболла, Хамас и др.)
2. Региональные и локальные конфликты (военная операция НАТО в Югославии в 1999 году, в Афганистане в 2001 году, в Ираке в 2003 году, в Ливии в 2011 году, проблемы в Секторе Газа, в непризнанном Курдистане)
3. Борьба за нераспространение ядерного оружия.
В итоге под влиянием международных экономических отношений на протяжении различных исторических эпох сформировалась современная политическая карта мира, она продолжает формироваться и в наше время.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Цель урока: рассмотреть влияние международных отношений на политическую карту; познакомить учащихся с международными организациями; научить характеризовать по картам особенности ПГП стран.
Тип урока: урок-диалог
Методы обучения: словесный, диалогический
Средства обучения: учебник географии для 10 класса, В.П. Максаковского
Основные понятия урока:
Организационный момент: приветствие учащихся и проверка готовности к уроку.
Изучение нового.
Этапы формирования политической карты мира.
Процесс формирования политической карты мира принято разделять на следующие этапы:
1. Древний (до 5 в. н.э.)
В этот период возникли и исчезли такие государства как Древняя Греция, Древний Египет, Вавилон, Финикия.
2. Средневековый (5-15 вв.)
Этот период связан с феодализмом. Характерной чертой периода стали захваты соседних территорий другими государствами, формирование рынка. В этот период существовали такие государства как Священная Римская империя, Англия, Испания, Португалия, Византия, Киевская Русь.
3. Новый (15 в. – Первая мировая война)
В этот период было развитие европейской колониальной экспансии, развитие международных хозяйственных связей. В Новом периоде формирования политической карты мира возникли мировые колониальные империи. В это же время была Эпоха Великих географических открытий. Наиболее активное участие в освоении новых территорий приняли следующие страны: Испания, Португалия, Англия, Нидерланды, США, Германия.
4. Новейший (Конец Первой мировой войны – н.в.)
В этот период произошли существенные изменения на политической карте мира, распались некоторые государства, появились новые. Поэтому данный период принято разделять на три этапа:
1. Появление новых государств – СССР, Польша, Венгрия, Австрия; разделение Османской империи; увеличение колониальных владений Великобритании, Франции, США.
2. Этот этап начался после окончания Второй мировой войны и характеризуется крушением колониальной системы, образованием новых независимых государств, в том числе в Европе. В этот же период возникает Организация Объединенных Наций (ООН).
Организация Объединенных Наций (ООН) – международная организация, созданная для поддержания и укрепления международного мира и безопасности, развития сотрудничества между государствами.
Кроме того возникает Холодная война, в результате происходит разделение стран на два лагеря (НАТО и Организация Варшавского договора).
Варшавский договор ( Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи ) от 14 мая 1955 года — документ, оформивший создание военного союза европейских социалистических государств при ведущей роли Советского Союза — Организации Варшавского договора (ОВД) и закрепивший двуполярность мира на 34 года. Заключение договора явилось ответной мерой на присоединение ФРГ к НАТО.
3.Конец 1980 – х гг. 20 в. – н.в. Основными изменениями в этот период были: объединение Германии, распад СССР и образование СНГ, распад Варшавского договора, распад Чехословакии, Югославии и последующие события.
Современные вопросы международной политики.
Несмотря на многие процессы, которые происходили в вышеизложенных этапах, в настоящее время продолжают существовать неразрешимые проблемы, отражающиеся на политической карте мира. К таким проблемам стоит отнести:
1. Международный терроризм (группировки Аль-Каида, Хезболла, Хамас и др.)
2. Региональные и локальные конфликты (военная операция НАТО в Югославии в 1999 году, в Афганистане в 2001 году, в Ираке в 2003 году, в Ливии в 2011 году, проблемы в Секторе Газа, в непризнанном Курдистане)
3. Борьба за нераспространение ядерного оружия.
В итоге под влиянием международных экономических отношений на протяжении различных исторических эпох сформировалась современная политическая карта мира, она продолжает формироваться и в наше время.
Базовый учебник: В.П. Максаковский Экономическая и социальная география мира: учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений / М.: Просвещение, 2005. – 400 с.
Предмет: Экономическая и социальная география мира.
Класс: 11-й Социально-экономический
Тип урока: семинар с использованием ИКТ и ресурсов Интернет
Оборудование: компьютер, проектор, экран, программа Microsoft PowerPoint, ресурсы Интернет, политическая карта мира, раздаточный материал.
Цели и задачи урока: показать влияние международных организаций на решение военно-политических, экономических и территориальных конфликтов /на примере Ирака и Грузии/. Продолжить формирование ключевых компетенций, через:
- работу с тестовым и картографическим материалом;
- оценку политико-географической обстановки в регионе на основе информации Интернет;
- умение вести дискуссию;
- перевод теоретической информации в картографическую;
- умение делать выводы.
Ход урока
I. Организационный момент (приветствие гостей, коллег, учащихся).
III. Ознакомление учащихся с планом урока:
IV. Проверка знаний:
Тест, на основе контрольно-измерительных материалов ЕГЭ 2007/2008 гг. (см. приложение 1, к уроку).
V. Теоретический аспект (слово учителя):
Классификация конфликтов
VI. Практический аспект /работа учащихся/:
ЗАДАНИЕ: используя Интернет-ресурсы (выборка статей официальных изданий о Иракском и Грузино-Осетинском конфликтах), заполнить таблицу и составить картосхему, отражающую участие международных организаций, преимущественно европейских, в решении данных проблем, с отдельным выделением личной выгоды каждой.
а) один ученик работает с табличным материалом (см. приложение 2, к уроку);
б) второй ученик работает с картографическим материалом (см. приложение 2, к уроку).
Учитель, в логическом порядке открывает ссылки на Интернет-ресурсы, содержащие официальную информацию СМИ, по данным проблемам.
Цель урока: рассмотреть влияние международных отношений на политическую карту; познакомить учащихся с международными организациями; научить характеризовать по картам особенности ПГП стран.
Тип урока: урок-диалог
Методы обучения: словесный, диалогический
Средства обучения: учебник географии для 10 класса, В.П. Максаковского
Основные понятия урока:
Организационный момент: приветствие учащихся и проверка готовности к уроку.
Полит.география - пограничная наука, возникшая на стыке географии и политологии - наука о территориальной дифференциации полит.явлений и процессов. Основным направлением полит.географии является геополитика. Главной задачей ее является исследование географии междун-х отношений, расстановки сил между великими державами.
Географические (пространство, положение, прир.условия и ресурсы)
Экономические (уровень жизни населения, уровень развития отраслей хоз-ва, участие во внешних экон.связях.
Военные (уровень развития, боеспособность вооруж.сил, военные расходы и др.)
Экологические (степень деградации прир.среды и меры по ее охране).
Демографические (воспроизводство населения, состав, размещение).
Характеристика политико-географического положения страны (по выбору)
Используя необходимые карты, справочную литературу, учащиеся дают письменное описание политического положения страны по плану:
Читайте также: