Влияние международных отношений на политическую карту мира 10 класс конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

Про­цесс фор­ми­ро­ва­ния по­ли­ти­че­ской карты мира за­ни­ма­ет несколь­ко ты­ся­че­ле­тий и его раз­де­ля­ют на несколь­ко круп­ных ис­то­ри­че­ских эта­пов.

Этапы фор­ми­ро­ва­ния по­ли­ти­че­ской карты мира.

Про­цесс фор­ми­ро­ва­ния по­ли­ти­че­ской карты мира при­ня­то раз­де­лять на сле­ду­ю­щие этапы:

1. Древ­ний (до 5 в. н.э.)

В этот пе­ри­од воз­ник­ли и ис­чез­ли такие го­су­дар­ства как Древ­няя Гре­ция, Древ­ний Еги­пет, Ва­ви­лон, Фи­ни­кия.

2. Сред­не­ве­ко­вый (5-15 вв.)

Этот пе­ри­од свя­зан с фе­о­да­лиз­мом. Ха­рак­тер­ной чер­той пе­ри­о­да стали за­хва­ты со­сед­них тер­ри­то­рий дру­ги­ми го­су­дар­ства­ми, фор­ми­ро­ва­ние рынка. В этот пе­ри­од су­ще­ство­ва­ли такие го­су­дар­ства как Свя­щен­ная Рим­ская им­пе­рия, Ан­глия, Ис­па­ния, Пор­ту­га­лия, Ви­зан­тия, Ки­ев­ская Русь.

3. Новый (15 в. – Пер­вая ми­ро­вая война)

В этот пе­ри­од было раз­ви­тие ев­ро­пей­ской ко­ло­ни­аль­ной экс­пан­сии, раз­ви­тие меж­ду­на­род­ных хо­зяй­ствен­ных свя­зей. В Новом пе­ри­о­де фор­ми­ро­ва­ния по­ли­ти­че­ской карты мира воз­ник­ли ми­ро­вые ко­ло­ни­аль­ные им­пе­рии. В это же время была Эпоха Ве­ли­ких гео­гра­фи­че­ских от­кры­тий. Наи­бо­лее ак­тив­ное уча­стие в осво­е­нии новых тер­ри­то­рий при­ня­ли сле­ду­ю­щие стра­ны: Ис­па­ния, Пор­ту­га­лия, Ан­глия, Ни­дер­лан­ды, США, Гер­ма­ния.

4. Но­вей­ший (Конец Пер­вой ми­ро­вой войны – н.в.)

В этот пе­ри­од про­изо­шли су­ще­ствен­ные из­ме­не­ния на по­ли­ти­че­ской карте мира, рас­па­лись неко­то­рые го­су­дар­ства, по­яви­лись новые. По­это­му дан­ный пе­ри­од при­ня­то раз­де­лять на три этапа:

1. По­яв­ле­ние новых го­су­дарств – СССР, Поль­ша, Вен­грия, Ав­стрия; раз­де­ле­ние Осман­ской им­пе­рии; уве­ли­че­ние ко­ло­ни­аль­ных вла­де­ний Ве­ли­ко­бри­та­нии, Фран­ции, США.

2. Этот этап на­чал­ся после окон­ча­ния Вто­рой ми­ро­вой войны и ха­рак­те­ри­зу­ет­ся кру­ше­ни­ем ко­ло­ни­аль­ной си­сте­мы, об­ра­зо­ва­ни­ем новых неза­ви­си­мых го­су­дарств, в том числе в Ев­ро­пе. В этот же пе­ри­од воз­ни­ка­ет Ор­га­ни­за­ция Объ­еди­нен­ных Наций (ООН).

Ор­га­ни­за­ция Объ­еди­нен­ных Наций (ООН) – меж­ду­на­род­ная ор­га­ни­за­ция, со­здан­ная для под­дер­жа­ния и укреп­ле­ния меж­ду­на­род­но­го мира и без­опас­но­сти, раз­ви­тия со­труд­ни­че­ства между го­су­дар­ства­ми.

Флаг ООН

Кроме того воз­ни­ка­ет Хо­лод­ная война, в ре­зуль­та­те про­ис­хо­дит раз­де­ле­ние стран на два ла­ге­ря (НАТО и Ор­га­ни­за­ция Вар­шав­ско­го до­го­во­ра).

Вар­шав­ский до­го­вор (До­го­вор о друж­бе, со­труд­ни­че­стве и вза­им­ной по­мо­щи) от 14 мая 1955 года — до­ку­мент, офор­мив­ший со­зда­ние во­ен­но­го союза ев­ро­пей­ских со­ци­а­ли­сти­че­ских го­су­дарств при ве­ду­щей роли Со­вет­ско­го Союза — Ор­га­ни­за­ции Вар­шав­ско­го до­го­во­ра (ОВД) и за­кре­пив­ший дву­по­ляр­ность мира на 34 года. За­клю­че­ние до­го­во­ра яви­лось от­вет­ной мерой на при­со­еди­не­ние ФРГ к НАТО.

3.Конец 1980 – х гг. 20 в. – н.в. Ос­нов­ны­ми из­ме­не­ни­я­ми в этот пе­ри­од были: объ­еди­не­ние Гер­ма­нии, рас­пад СССР и об­ра­зо­ва­ние СНГ, рас­пад Вар­шав­ско­го до­го­во­ра, рас­пад Че­хо­сло­ва­кии, Юго­сла­вии и по­сле­ду­ю­щие со­бы­тия.

Со­вре­мен­ные во­про­сы меж­ду­на­род­ной по­ли­ти­ки.

Несмот­ря на мно­гие про­цес­сы, ко­то­рые про­ис­хо­ди­ли в вы­ше­из­ло­жен­ных эта­пах, в на­сто­я­щее время про­дол­жа­ют су­ще­ство­вать нераз­ре­ши­мые про­бле­мы, от­ра­жа­ю­щи­е­ся на по­ли­ти­че­ской карте мира. К таким про­бле­мам стоит от­не­сти:

1. Меж­ду­на­род­ный тер­ро­ризм (груп­пи­ров­ки Аль-Ка­и­да, Хез­бол­ла, Хамас и др.)

2. Ре­ги­о­наль­ные и ло­каль­ные кон­флик­ты (во­ен­ная опе­ра­ция НАТО в Юго­сла­вии в 1999 году, в Аф­га­ни­стане в 2001 году, в Ираке в 2003 году, в Ливии в 2011 году, про­бле­мы в Сек­то­ре Газа, в непри­знан­ном Кур­ди­стане)

3. Борь­ба за нерас­про­стра­не­ние ядер­но­го ору­жия.

В итоге под вли­я­ни­ем меж­ду­на­род­ных эко­но­ми­че­ских от­но­ше­ний на про­тя­же­нии раз­лич­ных ис­то­ри­че­ских эпох сфор­ми­ро­ва­лась со­вре­мен­ная по­ли­ти­че­ская карта мира, она про­дол­жа­ет фор­ми­ро­вать­ся и в наше время.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель урока: рассмотреть влияние международных отношений на политическую карту; познакомить учащихся с международными организациями; научить характеризовать по картам особенности ПГП стран.

Тип урока: урок-диалог

Методы обучения: словесный, диалогический

Средства обучения: учебник географии для 10 класса, В.П. Максаковского

Основные понятия урока:

Организационный момент: приветствие учащихся и проверка готовности к уроку.

Изучение нового.

Этапы формирования политической карты мира.

Процесс формирования политической карты мира принято разделять на следующие этапы:

1. Древний (до 5 в. н.э.)

В этот период возникли и исчезли такие государства как Древняя Греция, Древний Египет, Вавилон, Финикия.

2. Средневековый (5-15 вв.)

Этот период связан с феодализмом. Характерной чертой периода стали захваты соседних территорий другими государствами, формирование рынка. В этот период существовали такие государства как Священная Римская империя, Англия, Испания, Португалия, Византия, Киевская Русь.

3. Новый (15 в. – Первая мировая война)

В этот период было развитие европейской колониальной экспансии, развитие международных хозяйственных связей. В Новом периоде формирования политической карты мира возникли мировые колониальные империи. В это же время была Эпоха Великих географических открытий. Наиболее активное участие в освоении новых территорий приняли следующие страны: Испания, Португалия, Англия, Нидерланды, США, Германия.

4. Новейший (Конец Первой мировой войны – н.в.)

В этот период произошли существенные изменения на политической карте мира, распались некоторые государства, появились новые. Поэтому данный период принято разделять на три этапа:

1. Появление новых государств – СССР, Польша, Венгрия, Австрия; разделение Османской империи; увеличение колониальных владений Великобритании, Франции, США.

2. Этот этап начался после окончания Второй мировой войны и характеризуется крушением колониальной системы, образованием новых независимых государств, в том числе в Европе. В этот же период возникает Организация Объединенных Наций (ООН).

Организация Объединенных Наций (ООН) – международная организация, созданная для поддержания и укрепления международного мира и безопасности, развития сотрудничества между государствами.

hello_html_23fdc1bd.jpg

Кроме того возникает Холодная война, в результате происходит разделение стран на два лагеря (НАТО и Организация Варшавского договора).

Варшавский договор ( Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи ) от 14 мая 1955 года — документ, оформивший создание военного союза европейских социалистических государств при ведущей роли Советского Союза — Организации Варшавского договора (ОВД) и закрепивший двуполярность мира на 34 года. Заключение договора явилось ответной мерой на присоединение ФРГ к НАТО.

3.Конец 1980 – х гг. 20 в. – н.в. Основными изменениями в этот период были: объединение Германии, распад СССР и образование СНГ, распад Варшавского договора, распад Чехословакии, Югославии и последующие события.

Современные вопросы международной политики.

Несмотря на многие процессы, которые происходили в вышеизложенных этапах, в настоящее время продолжают существовать неразрешимые проблемы, отражающиеся на политической карте мира. К таким проблемам стоит отнести:

1. Международный терроризм (группировки Аль-Каида, Хезболла, Хамас и др.)

2. Региональные и локальные конфликты (военная операция НАТО в Югославии в 1999 году, в Афганистане в 2001 году, в Ираке в 2003 году, в Ливии в 2011 году, проблемы в Секторе Газа, в непризнанном Курдистане)

3. Борьба за нераспространение ядерного оружия.

В итоге под влиянием международных экономических отношений на протяжении различных исторических эпох сформировалась современная политическая карта мира, она продолжает формироваться и в наше время.

Базовый учебник: В.П. Максаковский Экономическая и социальная география мира: учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений / М.: Просвещение, 2005. – 400 с.

Предмет: Экономическая и социальная география мира.

Класс: 11-й Социально-экономический

Тип урока: семинар с использованием ИКТ и ресурсов Интернет

Оборудование: компьютер, проектор, экран, программа Microsoft PowerPoint, ресурсы Интернет, политическая карта мира, раздаточный материал.

Цели и задачи урока: показать влияние международных организаций на решение военно-политических, экономических и территориальных конфликтов /на примере Ирака и Грузии/. Продолжить формирование ключевых компетенций, через:

  • работу с тестовым и картографическим материалом;
  • оценку политико-географической обстановки в регионе на основе информации Интернет;
  • умение вести дискуссию;
  • перевод теоретической информации в картографическую;
  • умение делать выводы.

Ход урока

I. Организационный момент (приветствие гостей, коллег, учащихся).

III. Ознакомление учащихся с планом урока:

IV. Проверка знаний:

Тест, на основе контрольно-измерительных материалов ЕГЭ 2007/2008 гг. (см. приложение 1, к уроку).

V. Теоретический аспект (слово учителя):

Классификация конфликтов

VI. Практический аспект /работа учащихся/:

ЗАДАНИЕ: используя Интернет-ресурсы (выборка статей официальных изданий о Иракском и Грузино-Осетинском конфликтах), заполнить таблицу и составить картосхему, отражающую участие международных организаций, преимущественно европейских, в решении данных проблем, с отдельным выделением личной выгоды каждой.

а) один ученик работает с табличным материалом (см. приложение 2, к уроку);

б) второй ученик работает с картографическим материалом (см. приложение 2, к уроку).

Учитель, в логическом порядке открывает ссылки на Интернет-ресурсы, содержащие официальную информацию СМИ, по данным проблемам.

Цель урока: рассмотреть влияние международных отношений на политическую карту; познакомить учащихся с международными организациями; научить характеризовать по картам особенности ПГП стран.

Тип урока: урок-диалог

Методы обучения: словесный, диалогический

Средства обучения: учебник географии для 10 класса, В.П. Максаковского

Основные понятия урока:

Организационный момент: приветствие учащихся и проверка готовности к уроку.

Полит.география - пограничная наука, возникшая на стыке географии и политологии - наука о территориальной дифференциации полит.явлений и процессов. Основным направлением полит.географии является геополитика. Главной задачей ее является исследование географии междун-х отношений, расстановки сил между великими державами.

Географические (пространство, положение, прир.условия и ресурсы)

Экономические (уровень жизни населения, уровень развития отраслей хоз-ва, участие во внешних экон.связях.

Военные (уровень развития, боеспособность вооруж.сил, военные расходы и др.)

Экологические (степень деградации прир.среды и меры по ее охране).

Демографические (воспроизводство населения, состав, размещение).

Характеристика политико-географического положения страны (по выбору)

Используя необходимые карты, справочную литературу, учащиеся дают письменное описание политического положения страны по плану:

Читайте также: