Власть как политический феномен конспект

Обновлено: 05.07.2024

1. Лекция № 4 Власть как политический феномен

2. Вопросы лекции

1. Понятие власти. Концепции власти.
2. Понятие политической власти и ее
особенности.
3. Власть и оппозиция, их взаимодействие в
РК.

3. 1. Понятие власти. Концепции власти

Власть - одно из основных понятий
политологии.
Власть
необходима
для
устойчивого
существования
любой
общественной организации. Вся история
человечества пронизана борьбой за власть,
именно эта борьба - причина наиболее
драматических
поворотов
в
жизни
государства.

Среди множества определений
власти
наиболее
часто
употребляется
осовремененное
определение М. Вебера, согласно
которому власть - это принуждение
человека
к
действию
либо
бездействию помимо его воли.

5. Виды власти

В зависимости от признака классификации
выделяют различные виды власти. Так, по
субъекту власти разграничиваются на три
вида:
- классовая
- групповая
- личная

6. Существую различные теории, которые по своему трактуют феномен власти.

Реляционистские (от англ.relation отношение).
Бихевиористские концепции власти
Системные концепции власти

7. Реляционистские концепции

8. Бихевиористские концепции власти

Эти теории исходят из ее трактовки как
отношение между людьми, при котором одни
управляют, правят, а другие подчиняются и
выполняют решения первых. Но при этом
бихевиористы акцентируют внимание на
мотивах поведения людей в борьбе за власть.
Стремление
к
власти
объявляется
доминирующей чертой человеческой психики
и сознания, а, следовательно, определяющей
формой политической активности человека.

9. Системные концепции власти

В рамках системных концепций можно
выделить три подхода к пониманию власти:
1) истолковывает власть как свойство или
атрибут
макросоциальной
системы
(Т.
Парсонс);
2)
рассматривает
власть
на
уровне
конкретных систем - семьи, организации и
т.п.( М.Крозье); а
3)
как
взаимодействие
индивидов,
действующих
в
рамках
специфической
социальной системы (М.Роджерс).

10. 2. Понятие политической власти и ее особенности.

Власть в обществе подразделяется на:
- политическую,
- экономическую,
- социальную,
- духовно-информационную.

Политическая власть - это реальная
способность данного социального
слоя, группы или элиты проводить
свою волю путем распределения
властных отношений и кодификации
выгодных ему правовых норм.

12. Политическая власть обладает рядом особенностей:

- право на легальное использование насилия против
антиобщественных элементов;
- наличие единого центра принятия решений;
- выполнение роли арбитра в случае конфликтов
между представителями различных социальных
групп;
- обеспечение максимальной стабильности общества
как целого в рамках существующих отношений
собственности, действующих законов и конституции;
- целенаправленное использование средств
массовой информации для формирования
определенного общественного мнения.

Государственная
власть
обеспечивается
соответствующими
политическими
институтами
(парламент,
правительство,
судебные
органы
и
т.д.),
органами
правопорядка (полиция, армия, прокуратура
и т.д.), а также юридической базой.
Общественная
власть
формируется
партийными структурами, общественными
организациями, независимыми средствами
массовой
информации,
общественным
мнением.

Одна из важнейших проблем власти разделение трех ветвей государственной власти
(законодательная, исполнительная, судебная).
Классическую формулировку данная теория
получила в трудах Ш. Монтескье. По его
утверждению,
чтобы
предупредить
злоупотребление властью, необходимо, чтобы
одна власть сдерживала другую. Разделение
властей призвано уравновешивать различные
ветви власти, создавать систему сдержек и
противовесов, предотвращать монополизацию
публично-властных полномочий одной из сторон.

16. 3. Власть и оппозиция, их взаимодействие в РК.

В различных политических системах
оппозиция
играет
разную
роль.
При тоталитарном правлении власти,
уничтожая
всякие
самоорганизующиеся
группы,
тем
более стремятся подавить в зародыше
саму возможность организованной
политической оппозиции.

При
авторитарном
правлении
оппозиция
подвергается
преследованиям,
так
как
рассматривается властью как угроза для
себя и для стабильности существующего
режима и подаётся пропагандой как
некое антигосударственное явление.

В условиях демократии оппозиция
является
важной
составной
частью
политического
процесса,
для
нормального
функционирования
которого необходима ротация партий у
власти.

21. Политическая система Казахстана

Политическая
система
республики
не
уникальна. Она имеет те же минусы и плюсы,
что и десятки других политических систем в
разных регионах мира и, с точки зрения
типологии политических режимов, обладает
элементами авторитаризма, характерными
для многих постсовестких государств.

Политическая система Казахстана
прошла
стадию
политической
мобилизации,
которая,
с
одной
стороны, привела к установлению
жесткой и сильной исполнительной
вертикали во главе с президентом,
благодаря чему были осуществлены
достаточно успешные экономические
реформы

24. С другой стороны, специфика протекания данного процесса породила пять основных проблем:

1. Монотонность политического поля и
ограниченные
возможности
для
политического участия. Отсюда проистекает
отсутствие реального влияния такого важного
фактора, как электорат.
2.
Дисбаланс
между
стремительной
экономической
либерализацией
и
политическим консерватизмом.

3. Отсутствие ясной и реализуемой стратегии
дальнейшего политического развития как у
правящей элиты, так и у оппозиции. Очевидно,
что тезисы последней о необходимости
создания
в
Казахстане
парламентской
республики
вполне
обоснованы,
но
не
соответствуют существующему политическому
потенциалу страны и возможностям пока еще
слабой партийной системы Казахстана, о чем
наглядно
свидетельствуют
результаты
прошедших в августе 2007 года парламентских
выборов
и
образование
однопартийного
Парламента.

4. Отсутствие эффективных каналов
взаимодействия
власти
с
другими
участниками общественно-политической
жизни страны, в первую очередь с
оппозицией.

5. Размытость такого понятия, как
легитимность власти (согласие народа с
властью). В Казахстане пока отсутствуют
надежные
индикаторы
определения
легитимности власти и уровня ее
поддержки. Это приводит к тому, что и
власть,
и
оппозиция,
заявляя
соответственно о легитимности или
нелигитимности
существующей
политической
системы,
не
имеют
надежного инструмента для измерения
этой легитимности.

Политика отличается от других сфер жизни общества (экономической, социальной, духовной и т.д.) тем, что ее основой является власть. Она выступает главным объектом вожделений и взаимодействий групп, общностей, организаций. Но власть оказывается наиболее таинственным явлением в политике, природу которого выявить непросто. В самом деле, что такое власть – абстракция, символ или реальное действие? ведь можно говорить о власти человека, организации, общества, но одновременно и о власти идей, слов, законов. Что заставляет человека, общество, подчиняться кому-либо или чему либо – боязнь насилия или желание подчиняться?

Попытке дать ответ на эти и другие вопросы, связанные с политической властью и будет посвящена сегодняшняя лекция, которая включает следующие вопросы.

ПЛАН

1. Понятие и структура власти.

2. Ресурсы, процесс и виды власти.

3. Политическое господство и политическая легитимность.

ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ВЛАСТИ

Власть – одно из фундаментальных начал человеческого общества. Она существует везде, где есть устойчивые объединения людей: в семье, производственных коллективах, разного рода организациях и учреждениях, во всем государстве. В последнем случае мы имеем дело с верховной, политической властью.

1. Власть – это необходимая функция любого коллектива по руководству своими членами для налаживания совместной работы.

2. Власть – это реальная способность осуществлять свою волю, навязывая ее другим.

3. Власть – это организованная сила, обеспечивающая единство действий и устойчивый порядок в общественных отношениях.

При анализе политических процессов большинство исследователей использует второе определение, развивая и конкретизируя которое можно сказать, что власть – это способность и возможность личности, группы, организации, партии, государства навязывать свою волю другим людям, распоряжаться и управлять их действиями насильственными или ненасильственными средствами и методами.

Власть возникла с возникновением человеческого общества и вместе с ним прошла длинный путь развития. Являясь необходимым элементом общественной организации, без которого невозможны жизнеспособность и функционирование общества, власть призвана регулировать взаимоотношения между людьми, между ними, обществом и государственно-политическими институтами.

Власть состоит из следующих четырех элементов:

- средств или ресурсов власти;

1. Субъект (актор) властивоплощает ее активное, направляющее начало. Субъектом может быть отдельный человек, организация, общность людей, например, народ или даже мировое сообщество, объединенное в ООН.

Для возникновения властных отношений необходимо, чтобы субъект обладал рядом качеств. Что это за качества субъекта, позволяющие ему осуществлять власть?

1) Первое качество субъекта власти – это желание властвовать,это воля к власти, проявляющаяся в приказах или распоряжениях. Здесь следует отметить, что большинство людей не испытывает психологического удовольствия от обладания властью, власть сама по себе не является для них ценностью. Многие вообще предпочли бы уклониться от руководящих должностей и связанной с ними психологической и социальной ответственности, если бы власть не открывала широкие возможности для получения различного рода благ: высокого дохода, престижа, выгодных связей, привилегий и т.п. Для них стремление к власти имеет инструментальный характер, т.е. служит средством достижения других целей.

2) Компетентность власти.Помимо желания руководить и готовности брать на себя связанную с этим ответственность, субъект власти должен быть компетентным, знать суть дела, состояние и настроение подчиненных, уметь использовать ресурсы, обладать авторитетом.

Субъект определяет содержание властного отношения через приказ (распоряжение, команду). В приказе предписывается поведение объекта власти, указываются (или подразумеваются) санкции, которые влечет за собой невыполнение или выполнение распоряжения. От приказа, характера содержащихся в нем требований во многом зависит отношение к нему объекта, исполнителей – второго важнейшего элемента власти.

Осознание зависимости власти от покорности населения нашло свое практическое политическое выражение в акциях гражданского неповиновения, широко используемых в современном мире как средство ненасильственной борьбы. Об эффективности этого средства свидетельствует, например, обретение в 1950 г. независимости Индии в результате массовых кампаний неповиновения колониальным британским властям (гандизм).




Формы и масштабы отношения объекта к субъекту властвования колеблются от ожесточенного сопротивления, борьбы на уничтожение до добровольного, воспринимаемого с радостью повиновения. В принципе подчинение так же естественно присуще человеческому обществу, как и руководство.

Что же заставляет людей повиноваться власти? В целом мотивы подчинения власти достаточно сложны. Они могут основываться на страхе перед санкциями; на долголетней привычке к повиновению; на убежденности в необходимости подчинения; на авторитете, вызываемом носителем власти у подчиненных; на идентификации объекта с субъектом власти. Все эти мотивы существенно влияют на силу власти,под которой понимается способность субъекта власти влиять на объект.

Сила власти, основанная на страхе,вызываемом угрозой санкций, прямо пропорциональна тяжести наказания и обратно пропорциональна вероятности избежать его в случае непослушания.

Наиболее стабильной является власть, построенная на интересе.Личная заинтересованностьпобуждает подчиненных к добровольному выполнению распоряжений, делает излишним контроль и применение негативных санкций. Личная заинтересованность способствует развитию у людей других мотивов подчинения: на основе убежденности, авторитете и идентификации.

Подчинение по убеждениюсвязано с мотивационным воздействием достаточно глубоких слоев сознания. Убежденность людей в необходимости подчиняться государству или другому носителю власти ради каких-либо более высоких, чем непосредственные индивидуальные интересы, целей (национальных, патриотических, нравственных, религиозных и других) – важный источник силы власти.

Одной из наиболее благоприятных для власти мотиваций подчинения является авторитет.Он формируется на базе общей заинтересованности объекта и субъекта власти и убежденности подчиненных в особых способностях руководителя. Авторитет представляет собой высоко ценимые качества, которыми подчиненные наделяют руководителяи которые определяют их повиновение без угрозы санкций или убеждения. Авторитет основывается на согласии. Он означает уважение к руководящей личности (институту), доверие к ней. Авторитет может быть истинным, когда руководитель действительно обладает теми качествами, которыми его наделяют подчиненные, и ложным, основанным на заблуждениях относительно личности руководителя. В зависимости от тех качеств, которые лежат в его основе, авторитет бывает научным(качество учености), деловым(компетентность, навыки, опыт), моральным(высокие нравственные качества), религиозным(святость), статусным(уважение к должности) и т.д. Без авторитета не может быть прочной и эффективной власти.

Власть, основанная на интересах, убежденности и авторитете, часто перерастает в идентификациюподчиненного с руководителем. В этом случае достигается максимальная сила власти, и субъект воспринимается объектом как свой представитель и защитник.

Субъект и объект характеризуют крайние полюса, активные начала структуры власти. Причем, само деление людей на субъектов и объектов, начальников и подчиненных во многом условно: в одном отношении человек выступает начальником, в другом – подчиненным. Применительно к политической власти взаимодействие ее агентов опосредуется целым комплексом средствилиресурсови осуществляется в рамках специального институционального механизма, регулирующего процесс власти.Что же представляют собой эти компоненты власти?

Раздел ЕГЭ: 4.1. Понятие власти

Поскольку основной целью политической деятельности является достижение определённых интересов, а именно поддержание или изменение существующего общественного порядка, она невозможна без применения власти.

Власть — система взаимоотношений между людьми, в которой обязательными элементами выступают господство одних сил с подчинением и принуждением других.

ИСТОЧНИКИ И СТРУКТУРА ВЛАСТИ

Добиться власти значительно помогают следующие источники.

власть

Право отдавать приказы устанавливается общественными нормами, как и обязанность подчиняться этим приказам.

Власть — абстрактное понятие, но её прямыми носителями становятся определённые политические структуры, которые принимают следующие формы:

  • руководство;
  • управление;
  • господство;
  • координация;
  • организация;
  • контроль.

Для того чтобы добиться своих целей, власть может использовать следующие ресурсы:

  • волю;
  • убеждение;
  • манипуляцию;
  • авторитет;
  • насилие;
  • право;
  • поощрение;
  • принуждение.

ВИДЫ ВЛАСТИ

Применение власти характерно для всех сфер жизни человека и общества. В соответствии с этим виды власти делятся внутри себя по некоторым характерным чертам.

⊕ По источнику власти:

  • политика;
  • экономика;
  • религия;
  • культура.

⊕ По участникам власти:

  • государство;
  • партия;
  • церковь;
  • семья.

⊕ По функциям органов власти:

  • законодательная;
  • исполнительная;
  • судебная.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ

Наибольшее значение для общества играет политическая власть, поскольку она диктует волю большому количеству людей и влияет на мир в целом.

Политическая власть — публичная система взаимоотношений между людьми и политическими институтами, которая распространяется на всё общество.

⊕ Помимо основных признаков власти, политическая власть включает следующие дополнения:

  • верховенство;
  • публичность и безличность (все действия совершает от имени общества);
  • моноцентричность (единый общегосударственный центр);
  • легальность в использовании силы (в рамках закона возможно принуждение жителей страны к определённым действиям);
  • многообразие ресурсов (экономические, информационные, принудительные).

⊕ По степени территориального охвата различают два вида политической власти:

  • общественная (касается всего общества);
  • местная (касается органов местного самоуправления, которые в РФ действуют совместно с государственной властью, но имеют собственные отличия).

Формы политической власти:

  • партии;
  • профсоюзы;
  • международные организации.

ЛЕГИТИМНОСТЬ

Легитимность — добровольное признание людьми основных ценностей действующей власти. Только в случае поддержки значительной части населения власть в глазах людей считается правомерной и справедливой.

В начале XX в. учёным Максом Вебером была выдвинута теория, в которой он объяснил пути, откуда берёт своё начало политическая власть. Согласно этой теории сегодня выделяют три вида легитимной власти.

Основа власти: Обычаи, вера, традиции. Отличительные черты: Крепкая власть, поскольку основана на привычке повиновения власти. Пример: Абсолютная монархия, отношения дворян и крестьян.

Основа власти: Закон. Отличительные черты: Подчинение установленным правилам, несмотря на возможный внутренний протест. Пример: Подчинение директору вне зависимости от его личных и профессиональных качеств.

Смесь всех видов власти

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ

Государственная власть — составляющая часть политической власти, которая действует на территории отдельно взятого государства. Её задача: постановка и решение государственных целей, а также руководство делами общества государственными органами путём принятия обязательных к исполнению актов. Государственную власть может осуществить сам народ (референдум, выборы), однако чаще это делают соответствующие органы.

Существуют три ветви государственной власти:

  • законодательная (парламент, Федеральное собрание РФ);
  • исполнительная (Правительство РФ, министерства РФ, федеральные службы);
  • судебная (суд).

Все три ветви государственной власти ограничивают друг друга и не могут существовать раздельно.

Политическая власть в том смысле слова, в котором мы его используем, существовала не всегда. Она возникла с образованием классовых обществ, когда появилась необходимость в регулировании интересов и согласовании коллективных действий составляющих их социальных групп. Политическая власть, как и любая другая, предполагает возможность управления одних людей другими. При этом она отличается от других форм власти, имеет свою специфику.


Понятие и признаки

Политическая власть – способность социальной группы или индивида осуществлять свою волю в политике. Она реализуется через систему государственных органов и институтов, охватывает систему негосударственных методов воздействия на общество и граждан. Политическая власть носит общественный характер, поскольку затрагивает интересы больших групп людей. Она строится на основе доминирования той или иной группы и используется для распределения разнообразных общественных ресурсов с учетом своих интересов.

Политическая власть реализуется в политической деятельности людей и через политические отношения в обществе. Она оказывает воздействие на деятельность людей посредством права, авторитета, принуждения, убеждения, насилия, тактику компромиссов. Отличительные признаки политической власти:

  • публичность – действует на основе права и от имени всего общества;
  • обязательность властных решений для подвластных;
  • моноцентричность – наличие единого центра принятия решений;
  • верховенство над другими видами власти внутри государства;
  • монополия на насилие и государственное принуждение;
  • делегирование властных полномочий одними людьми другим через специально уполномоченный аппарат;
  • всеобщность и общепризнанность – распространяется на всех граждан в пределах определенной территории и компетенции и должна быть признана всеми.

Источниками власти являются авторитет и насилие. Авторитет основан на личностных качествах лидера и уважении со стороны подвластных. Насилие внушает страх и принуждает к подчинению. Применяемое со стороны авторитетной власти, оно даже находит оправдание со стороны общества и лица, в отношении которого применено.

Структура

Политическая власть имеет сложную субординационную и координационную структуру, разделяется на виды:

  • Государственная власть – организованное руководство делами общества посредством государственного аппарата. Она имеет принудительный характер, имеет четко определенную институциональную структуру и осуществляется в установленных процедурных формах.
  • Общественная власть – распределение власти на местах, решение вопросов местного значения в рамках территориальных единиц с помощью представительных органов, не зависящих от государственной власти.

Политическая власть выстраивается по вертикали и по горизонтали. Горизонтальная организация власти предполагает деление на 3 обособленные, независимые друг от друга ветви:

  • Законодательную – государственные органы, уполномоченные издавать законы: общегосударственный представительный орган (парламент) и местные законодательные органы.
  • Исполнительную – совокупность полномочий по управлению внутренними и внешними государственными делами, исполнению действующего законодательства, охране прав и свобод человека.
  • Судебную – совокупность полномочий по совершению правосудия, обязательному толкованию норм права и обеспечению субъективных прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан.


При вертикальном распределении политическая власть делится на:

  • центральную – главный руководящий властный узел государства;
  • региональную – власть на уровне административно-территориальных единиц первого порядка;
  • местную – властные инстанции на уровне местного самоуправления;

Политическая власть осуществляется на 3-х уровнях:

  1. Макроуровень – высшие центральные политические институты, государственные учреждения, партии и организации.
  2. Мезоуровень – региональное, областное, районное управление.
  3. Микроуровень – политическое взаимодействие людей, малых групп, самоуправление.

Структурными элементами политической власти являются:

  • субъекты – носители политической власти и источники политической активности: государство, социальные общности, политические партии и организации, правящие элиты, группы влияния, отдельные личности;
  • объекты – участники политических отношений, на которых направлено властное воздействие;
  • ресурсы – средства обеспечения влияния на объект власти в соответствии с целями субъекта.

Политическая власть обусловлена существованием социальной иерархии, проявляется на всех ее уровнях. Отношения власти носят универсальный характер, проникают во все сферы жизни и деятельности людей, охватывают всех членов общества.

Функции

Политическая власть является инструментом социального управления, выполняет следующие функции:

  • формирование политической системы общества;
  • сохранение целостности и равновесия общества;
  • управление делами общества, руководство органами власти и государственным аппаратом;
  • определение целей и задач политического, экономического, социального и культурного развития общества;
  • реализация властно значимых интересов социальных групп;
  • регулирование общественных отношений;
  • контроль над соблюдением законов;
  • воспитание уважения к власти и сознательного законопослушания;
  • поддержание баланса производства и потребления.

Политическая власть призвана создавать комплекс условий, обеспечивающих:

  • последовательность реализации основных задач деятельности и развития общества;
  • согласованность действий элементов системы управления;
  • защиту общества от социальных и экономических потрясений.

Функционирование власти направлено на удовлетворение потребностей людей, повышение их уровня жизни и благосостояния. Власть эффективна, если она выполняет свои функции, реализует ожидания граждан.


Главное условие эффективности политической власти – ее легитимность, подразумевающая длительное согласие большинства принять правление данного класса, иерархии в качестве законных и правомерных. Выделяют 3 типа легитимности власти:

  • традиционный– сложился в патриархальных и сословных обществах, характеризуется признанием власти в силу сложившихся традиций;
  • харизматический – возникает в условиях социально-политического кризиса, когда народ наделяет властью человека с выдающимися личностными качествами, вселяющего веру в то, что может изменить сложившуюся ситуацию к лучшему;
  • рационально-легальный – передача власти осуществляется в рамках юридических норм и политических процедур.

Фактор легитимности власти имеет важное значение в политической жизни, обеспечивает ее стабильность. Политическая власть всегда осуществляется меньшинством, элитой. Она возникает на основе взаимосвязи двух компонентов: людей, которые сосредотачивают власть и организаций, через которые она концентрируется и реализуется.

Что такое политический режим?

Политический режим – совокупность средств и методов организации политической власти, система взаимоотношений государства, общества и личности. Понятие также включает в себя представления о специфике политических отношений, форм идеологии, типе политической культуры общества. Политическая власть может осуществляться единолично, коллегиально или всенародно. По режиму правления выделяют следующие типы политической власти:

  • Авторитаризм – самый древний и один из самых распространенных видов политической власти. Он характеризуется централизацией власти в руках одного человека или в одном государственном органе, командным методом руководства и безоговорочным повиновением. В авторитарных обществах полностью или частично отсутствуют политические свободы, ограничена деятельность партий и общественных организаций, подавляется оппозиция. При авторитаризме народные массы пассивны, поскольку полностью отстранены от политических процессов.
  • Тоталитаризм – крайнее проявление авторитаризма; вид политической власти, характеризующейся полным подчинением общества, его социальной, идеологической, духовной и бытовой жизни. При тоталитаризме функционирует только одна партия, преданная господствующей идеологии и руководимая одним человеком. Власть осуществляет монополистический контроль над средствами массовой коммуникации, всеми общественными организациями и институтами. Тайная полиция обеспечивает защиту интересов правящей верхушки.
  • Демократия– понимается как власть большинства, предполагает участие народа в управлении государством и контроле над властью. Демократическую форму правления характеризует верховенство закона, свобода и равенство граждан, незыблемость прав человека, политический плюрализм. Народ признается основным источником власти, которая становится результатом его законно осуществляемого свободного волеизъявления.


Ни один из представленных типов власти не представлен в чистом виде, преобладают переходные и смешанные типы.

Политическая власть в политологии

Политическая власть является фундаментальным понятием политологии. Феномен власти не ограничивается политическим пространством, поскольку это явление социальное и социально-психологическое, это всегда отношения между людьми. В изучении политической власти политология использует подходы:

  • Бихевиористский– определяет власть как отношение командования и подчинения, сводит ее к способности одного индивида навязывать свою волю другому вопреки сопротивлению последнего. Согласно это концепции, некоторым индивидам присуще стремление к власти, они видят в ней источник наслаждения.
  • Психологический– объясняет стремление к власти потребностью в доминировании, а свойство подчиняться – стремлением к защищенности, восприимчивости людей к внушению.
  • Системный – рассматривает власть как свойство социальной системы, в которой заложено разделение индивидов на управляющих и управляемых, где система статусов и ролей позволяет контролировать ресурсы и средства влияния.
  • Реляционистский – трактует власть как асимметричное взаимодействие объекта и субъекта, когда неравное распределение ресурсов приводит к господству одних индивидов над другими.
  • Институциональный – рассматривает властные отношения как набор правил, норм, статусов и ролей, регулирующих политическое поведение.

Все эти концепции едины в 2-х моментах: 1) власть – это единство управления и подчинения; 2) главная цель власти – обеспечение преимущественного доступа к социальным благам.

Заключение

Всякая власть – это насилие. Оно неизбежно, потому что невозможно удовлетворить потребности каждого и реализовать интересы всех людей. Всегда будут недовольные, всегда будут те, кто не хочет следовать выбранному пути или установленным правилам поведения. Социальное неравенство тоже будет существовать всегда. Власть необходима для подчинения меньшинства общим целям и задачам, обеспечения правопорядка, сохранения общественного равновесия.

1. Что такое политическая власть? Понятие политической власти. Отличительные признаки:

  • публичность;
  • всеобязательный характер властных решений;
  • моноцентричность;
  • верховенство над другими видами власти;
  • монополия на насилие;
  • делегирование властных полномочий одних людей другим;
  • всеобщность и общепризнанность.

2. Источники власти.

3. Структура власти. Виды власти:

4. Организация власти по горизонтали: законодательная, исполнительная и судебная ветви власти.

5. Организация власти по вертикали: центральная, региональная и местная власть.

6. Уровни политической власти:

  • макроуровень;
  • мезоуровень;
  • микроуровень.

7. Структурные элементы публичной власти:

8. Функции политической власти.

9. Понятие легитимности власти. Типы легитимной власти:

  • традиционный;
  • харизматический;
  • рационально-легальный.

10. Виды власти по режиму правления:

  • авторитаризм;
  • тоталиторизм;
  • демократия.

11. Политическая власть как понятие в политологии. Подходы к анализу власти:

Читайте также: