Владимир леви конспект легенды кажется китайской

Обновлено: 07.07.2024

«Им мало быть нормальными, успешными и даже счастливыми.

В.Л., мой круг общения сейчас включает в себя множество людей, которые успешны и не нуждаются в помощи психолога.

Красиво звучит, но ищущий рискует найти.

Я бы хотел получить совет, что мне и всем тем, кто рядом, будет нелишним прочесть, если мы ищем большего. Может быть, у вас, может быть, еще где-то..

Кирилл, нелишне, наверное, для начала прочесть или вспомнить вот это: «Алиса: — Скажите, пожалуйста, а куда мне отсюда идти?

Кот: — Смотря куда ты хочешь попасть.

Алиса: — Да мне, собственно, все равно…

Кот: — Тогда все равно куда идти…

Алиса: —…Лишь бы куда-нибудь попасть…

Тем более, если люди, о которых вы пишете, уже действуют, что-то большее уже делают, куда-то идут.

Куда же идут? И что делают? Что рискуют наделать.

Ответа на этот вопрос я не получил, но реакция воспоследовала.

Пора жить дальше…

И полвопроса, случается, на что-то сгодятся…

Боль — подъемный кран для души?

B.Л., в одной из ваших рассылок я прочла, что при работе над собой далеко не всегда нужно вытаскивать то, что спрятано в глубинах нашего подсознательного. Меня это сильно зацепило (в хорошем смысле).

Уже давно я заметила, что чем больше из себя вытаскиваю, тем тяжелее становится жить. Проблема, бывшая до того всего лишь небольшим психологическим затруднением, становится и вовсе нерешаемой.

Мне даже кажется, что многие люди, интересующиеся психологией, а профессиональные психологи особенно из-за постоянного обращения к своему подсознанию становятся не счастливыми, а более несчастными.

Хочется спросить у вас:

1) Можно ли решать проблемы, не обостряя их в процессе психотерапии?

2) Можно ли решать проблемы, идущие из детства, не обращаясь к детству и не пытаясь его переосмыслить (вспомнить, изменить что-то, переиграть..)?

3) Можно ли быть счастливым — или не стать более несчастным — в процессе объективного самоисследования?

4) Всегда ли, обязательно ли личностный рост должен идти через страдание и боль?

5) Согласны ли вы с категорическим утверждением, что человек, избегающий душевной боли, обречен остаться психологически незрелым, инфантильным?

Все эти вопросы встали передо мной в процессе изучения гештальттерапии.

Я не психолог по образованию. Работаю юрисконсультом. Просто никогда раньше (до учебы в мастерской гештальттерапии в Институте психологии) мне не было так интересно и удивительно и в то же время так обостренно больно и страшно жить.

Один очень авторитетный для меня человек сказал мне, что я избегаю страданий и никогда не вырасту.

После этой оценки я стала метаться, маяться и словно напрашиваться на душевные переживания, провоцировать ситуации боли: разрыв с близким человеком произошел по моей инициативе..

…Но человек рождается на страдание, как искра — чтоб подниматься вверх Книга Иова Арина, отвечу кратко.

1) Желательно не обострять. Если вы, например, стараетесь помочь семейной паре, где в качестве проблемы фигурирует ревность, то если еще и обострить ее…

2) Смотря какие проблемы. И смотря в каком жанре (идет психотерапевтическое общение. Иногда — например, при застарелых страхах — обращение к детству, (когда эти страхи зародились, может быть плодотворным. Но если, скажем, человек впал в депрессию по тому поводу, что не сумел состояться профессионально, то потрошение его детства мало что даст.

3) Самоисследование, если оно объективно, не может преследовать цель сделать человека счастливым. Но оно разумеет прирост внутренней свободы, а следовательно, и возможности счастья. Ни в коем случае не должно сводиться к самообвинению и саморазоблачению.

Но исключения есть…

Страдание страданию рознь, и весь вопрос в его смысле, в зачем. Крестные муки — великий выбор, но не стоит путать личностный рост с мазохизмом.

Рост личности — Внутреннего Человека — может (и должен!) происходить не только через мучения, но и через радость. Да! — через радость труда и познания, через радость встречи с миром — и через созерцание и покой, незаметно, как растет растение… Боль же бывает необходима тогда, когда приходится резко, без подготовки выходить на другой уровень сознания. Так пьяного выводят из отключки болезненным надиранием ушей — помогает!

5) А тут вопрос в степени. Человеку, как всякому живому существу, свойственно бояться и избегать боли как физической, так и душевной, это природно, это нормально. Но одни, боясь боли, все-таки в какой-то мере идут на нее, принимают, терпят — ради своего или чьего-то блага; другие же уходят и от малейшего риска, от незначительной вероятности…

Есть люди, из-за боязни открыть рот в зубоврачебном кресле теряющие и зубы, и здоровье, и годы жизни… Научиться выдерживать боль хоть несколько большую, чем ты мог — великое и драгоценное достижение, подвиг.

…Попробую ответить и на тот ваш вопрос, который не задан. Что такое личностный рост?

Если у человека становится больше:

— Интересов, а с тем стимулов жить — смыслового наполнения жизни,

— Возможности анализировать — отличать одно от другого,

— Возможности синтезировать — видеть связи событий и явлений,

— Понимания людей (себя в том числе), а с тем и возможности прощать,

— Внутренней свободы и независимости,

— Ответственности, взятой на себя добровольно,

— Любви к миру и людям (себе в том числе), то это и значит, что человек растет личностно.

Синонимы: душевно, духовно.

Психобизнес: ловушки смыслозависимости.

B.Л., моя жена Лена увлеклась учением Пинта. Возможно в этом ничего нет плохого. Но когда я читаю в его книге обещание решить все проблемы человека путем подключения его Я к высшему Я посредством высокочастотных вибраций, душа у меня болит…

На каждом семинаре Пинт не забывает сказать, что деньги — иллюзия, и надо отдать ему эту иллюзию, чтобы получить от него реальность, т. е. просветление. Каково, а.

С другой стороны, там есть некоторые помогающие методики… Что мне делать с этим пинтизмом. Это духовное развитие. Пытаюсь бороться, но броня Лены становится все более не пробивав хмой. Помогите!

Андрей, да, похоже, это одна из многочисленных ныне организаций ловцов душ, психобизнес.

Для сравнения: дианетика.

Потыкавшись туда-сюда, наконец приплывают в свою гавань, находят духовный кров… Некоторые из темной эзотерики прямиком ныряют в ортодоксальное православие, другие наоборот; третьи ударяются в буддизм или бахаизм; четвертые, вроде меня, продолжают бескрышный поиск в океане религии открытых вопросов, довольствуясь по пути простым здравым смыслом…

Сопротивление близких только усиливает упертость.

B.Л. спасибо, я понял и принял ваш совет.

У Лены, конечно, проблема с самореализацией. Когда-то мы вместе закончили МГУ. Сейчас она без работы, дети уже практически выросли, ей стало некуда девать свою творческую энергию.

Буду стараться ей помогать…

КОНСПЕКТ ЛЕГЕНДЫ, кажется, китайской.

В предсумеречный час, у гималайской Гряды, вдоль каменистого обвала, Где не одна лавина побывала, Тропой, ведущей к вечным ледникам, Где обитает снежный великан, Не пойманный людьми до сей поры, Шли двое. У подножия горы Остановились. Если б некий зритель Увидел их, то понял бы: Учитель — Вон тот, седой как выцветший тростник. А задает вопросы Ученик: — Скажи, как долго надобно мудреть, Как жить, какие думы думать, чтобы От радости и счастья умереть? Учитель: — Без ущерба для утробы. Прости, я не расслышал твой вопрос. Плохая речь понять тебя мешает. Язык твой шерстью путаной оброс, А сердце дух нечистый искушает. Я это вижу по твоим глазам. — Ты прав… Я от рождения порочен, Корыстен, склонен к смеху и слезам, Развратен в мыслях и в словах не точен. Поэтому, склоняясь пред тобой, Молю, Учитель, разреши загадку: Как умереть от счастья? Текст любой Впиши в мой мозг как в чистую тетрадку. Я выучу его и донесу До всех. Теперь ты слышишь? — Нет, не слышу. Ты оглушил меня. Мы не в лесу. Зачем вопить. Скала — вон, видишь? Нишу Я в ней пробил. Она уж не видна, Все заросло… Я там уединялся. В молчании, без пищи и без сна Жег свечи, над страницами склонялся. Питьем была обильная роса. В лучах восхода капли так дрожали, Что я рыдал… Я слышал голоса Вселенских Магов, звоны их скрижалей, Я наблюдал зачатья новых звезд И черных дыр слепое колыханье, Блудилищ смерти, сатанинских гнезд… Там, там прозрел я, там обрел дыханье. Меня коснулся Истины Исток, Дал крылья, поднял ввысь, как ветер птицу, И сбросил вниз как вялый лепесток. — Не понимаю. — Мне пришлось спуститься. Сюда. К тебе. — Сюда… Ко мне… Нельзя. — Все можно. Выбирается стезя Сложеньем воли собственной и высшей. А вычитаньем прячешься под крышей, Сидишь под ней, покуда не облез, И вдруг тебя зовут… Жестокий бес Погнал меня учительствовать всуе И тем лишил доверия небес. Теперь себя наверх не донесу я. — Туда. Но разве это высоко? — Не высоко, да круто. Нет дороги. А сердце как квасное молоко. — Но у меня и руки есть, и ноги. Позволишь ли помочь. Я доведу, Ответь мне только… — Я уже ответил. Не слышал ты. Закат сегодня светел. Прости, мой сын. Останься. Я пойду. …Потом случилось главное: Учитель Из тела вышел. Тихо полетел Наверх, в свою вселенскую обитель — Сперва на ту скалу, куда хотел — И дальше, ввысь… Оставленное тело, Пока он отлетал, окаменело. От ужаса к нему прижавшись, вмиг Окаменел навеки Ученик. Душа его поспешно вниз спустилась И в бабочку-ночницу превратилась. А камни там остались навсегда, Где дышит гималайская гряда И воздымает снежные седины… Два изваянья, слитых воедино.

Смотрите на этот "пинтизм" как на этап обретения Леной нового опыта, через который она пройдет насквозь, чтобы идти дальше. Мы ведь движимы энергией заблуждения, как сказал Толстой, и важно, чтобы энергия не иссякла в непроходимом болоте…

B.Л. спасибо, я понял и принял ваш совет.

У Лены, конечно, проблема с самореализацией. Когда-то мы вместе закончили МГУ. Сейчас она без работы, дети уже практически выросли, ей стало некуда девать свою творческую энергию.

Буду стараться ей помогать…

КОНСПЕКТ ЛЕГЕНДЫ, кажется, китайской.

В предсумеречный час, у гималайской
гряды, вдоль каменистого обвала,
где не одна лавина побывала,
тропой, ведущей к вечным ледникам,
где обитает снежный великан,
не пойманный людьми до сей поры,
шли двое. У подножия горы
остановились.
Если б некий зритель
увидел их, то понял бы: Учитель -
вон тот, седой как выцветший тростник.
А задает вопросы Ученик:
- Скажи, как долго надобно мудреть,
как жить, какие думы думать, чтобы
от радости и счастья умереть?
Учитель: - Без ущерба для утробы.
Прости, я не расслышал твой вопрос.
Плохая речь понять тебя мешает.
Язык твой шерстью путаной оброс,
а сердце дух нечистый искушает.
Я это вижу по твоим глазам.
- Ты прав… Я от рождения порочен,
корыстен, склонен к смеху и слезам,
развратен в мыслях и в словах не точен.
Поэтому, склоняясь пред тобой,
молю, Учитель, разреши загадку:
как умереть от счастья? Текст любой
впиши в мой мозг как в чистую тетрадку.
Я выучу его и донесу
до всех. Теперь ты слышишь?
- Нет, не слышу.
Ты оглушил меня. Мы не в лесу.
Зачем вопить. Скала - вон, видишь? Нишу
я в ней пробил. Она уж не видна,
все заросло… Я там уединялся.
В молчании, без пищи и без сна
жег свечи, над страницами склонялся.
Питьем была обильная роса.
В лучах восхода капли так дрожали,
что я рыдал… Я слышал голоса
Вселенских Магов, звоны их скрижалей,
я наблюдал зачатья новых звезд
и черных дыр слепое колыханье,
блудилищ смерти, сатанинских гнезд…
Там, там прозрел я, там обрел дыханье.
Меня коснулся Истины Исток,
дал крылья, поднял ввысь, как ветер птицу,
и сбросил вниз как вялый лепесток.
- Не понимаю.
- Мне пришлось спуститься. Сюда. К тебе.
- Сюда… Ко мне… Нельзя.
- Все можно. Выбирается стезя
сложеньем воли собственной и высшей.
А вычитаньем прячешься под крышей,
сидишь под ней, покуда не облез,
и вдруг тебя зовут… Жестокий бес
погнал меня учительствовать всуе
и тем лишил доверия небес.
Теперь себя наверх не донесу я.
- Туда. Но разве это высоко?
- Не высоко, да круто. Нет дороги.
А сердце как квасное молоко.
- Но у меня и руки есть, и ноги.
Позволишь ли помочь. Я доведу,
ответь мне только…
- Я уже ответил. Не слышал ты.
Закат сегодня светел.
Прости, мой сын. Останься. Я пойду.
…Потом случилось главное: Учитель
из тела вышел. Тихо полетел
наверх, в свою вселенскую обитель -
сперва на ту скалу, куда хотел -
и дальше, ввысь…
Оставленное тело,
пока он отлетал, окаменело.
От ужаса к нему прижавшись, вмиг
окаменел навеки Ученик.
Душа его поспешно вниз спустилась
и в бабочку-ночницу превратилась.
А камни там остались навсегда,
где дышит гималайская гряда
и воздымает снежные седины…
Два изваянья, слитых воедино.

На одном из моих рабочих мест стоит Гиппократ. Великий исследователь и врачеватель, отец медицины. Гипсовый бюст, копию с древнегреческого, передал мне в дар неведомый скульптор Л.В. - кроме этих инициалов, зеркально моих, я ничего о подарившем узнать не сумел…

Античные ваятели достигали изумительной, непревзойденной виртуозности в изображении человеческих лиц и фигур - не просто геометрической точности в передаче объемов, пропорций, линий, фактур, но той таинственной внутренней энергии, того, как говорят нынче, "драйва", который и по сей день придает их сохранившимся произведениям, - даже покореженным временем, обрубленно-изуродованным, как Венера Милосская, - качество сверхживых существ - магическую одухотворенность.

Один из секретов, может быть, в том, что глаза античных скульптур лепились без попытки изобразить радужку и зрачки, но с такой тончайшей передачей выпуклости глазного яблока, со всеми его переливающимися изгибами, что радужка со зрачком более чем угадывается - она ощущается, и глаза смотрят совершенно естественно…

Живым вечным ликом Гиппократ смотрит на меня.

Иногда я тоже на него взглядываю. Чтил и раньше, а теперь это мой постоянный Собеседник, Человек-для-меня - читаю его, изучаю тексты и биографию, докапываюсь, догадываюсь…

С бюстом гипсовым, прежде чем водрузить на стол, поиграл немного, примерил ему мой халат и шляпу, подержал, как больного, в своей постели…

Здесь, дома, собралась только малая-малая часть Собеседников, дарящих мне жизнь.

Некоторые смотрят с полок, другие - со стен, многие обитают по папкам, записным книжкам, нотным тетрадям, бесчисленные - в Интернете. А сколько в письмах…

Разноименные, разновременные, разноголосые - говорю с каждым, когда придется.

Бывают и минуты, когда все соединяются в Одном…

"Человек состоит из осколков, и задача - собрать из этих осколков ожерелье, собрать себя в ожерелье", - написал мне один читатель. Хорошо сказано. Никто из нас внутри себя не единствен - противоречим себе через шаг, не совпадаем с собой, самоопровергаемся: в каждом живут разные существа, несогласуемые, заглушающие друг друга, порой убивающие…

Мы и должны противоречить себе, чтобы мыслить и развиваться, должны звучать на разные лады, чтобы живыми быть. Но если внутри полная неразбериха, если бесформенная мазня, какофония - это смерть духовная, это жизнь в смерти.

Как анархия в обществе - преддверие диктатуры криминала и последующего развала всего, так и анархия личностная, анархия в душе и сознании - прямой путь в деградацию, за которой следует либо перерождение в хищную нежить, опасную для других (наркомания, преступность), либо простой маразм обывательства и животного подыхания.

Для тех, в ком проснулась мысль, кто уже не зомби детского образца, - для людей открытых и развивающихся, конечно, не может быть собирающим Началом дедушка-боженька с палкой ада в одной руке и конфеткой рая в другой.

Но и пустошь безбожия никуда не ведет.

Религия очевидности, вера лишь в то, что можно пощупать и употребить - тупик с отхожей ямой в конце.

Душе ищущей и осознавшей себя свободной, чтобы не заблудиться в поиске и не разлететься от свободы в клочки, не хозяин с палкой нужен или начальник с зарплатой - но внутренний Художник, внутренний Композитор, внутренний Дирижер - живое одухотворяющее начало, ценностное средоточие. Связной с Мировым Целым. Возлюбленный Друг - спутник исканий и провожатый…

Он может жить близко или далеко; мог жить когда-то и где-то; может быть отцом или матерью, учителем или другом детства; любимым поэтом, художником или артистом. Может быть и персонажем, героем, созданным чьим-то творческим воображением: Прометей, Дон Кихот, Гамлет, князь Мышкин, пушкинская Татьяна - живые люди, как мы, а может быть, и живее…

Имеет право и быть человеком, созданным нашим воображением. (И это, пожалуй, существо самое близкое.)

Не важно, живет ли в телесной видимой оболочке.

Важно - живет ли в нас.

Разный и одинаковый, многоликий и единый - как каждый - Он выводит нас из ограниченности, из тюрьмы одинокого "я". Без Него разговоры с собой, сколько ни продолжаются, не сдвигают нас с мертвой точки - себя не слышим. С Ним - обретаем внутренний слух.

Даже самые беспомощные попытки войти в общение с Собеседником - плодотворнейшее занятие.

В такие мгновения мы тянемся к высоте - пусть и не достигаем ее, но растем…

…Вот еще несколько писем-вопросов с моими ответами. Содержание их может показаться кому-то чересчур философским, абстрактным, но на самом деле это конкретная психотерапия.

О всеединстве

В.Л., я студентка. В ваших книгах встречаю понятие или мысль, которую мне пока почувствовать не удается…

Это мысль о ВСЕЕДИНСТВЕ, с признанием которого исчезает и одиночество, и страх.

Логикой понять вроде несложно - да, все и все в сущности взаимосвязаны и едины, на то есть самые разные научные и фактические обоснования, но живо почувствовать как-то не получается…

Может быть, я прислушиваюсь и приглядываюсь не к тому? Может, стоит обратить внимание на что-то совсем другое? Как развить в себе способность ощущать это всеобщее единство? Я пока не нашла ответа…

Тяня.

Таня, спасибо за хороший вопрос. Ты права: всеединство как отвлеченная категория воспринимается просто; а вот применительно к себе…

Вроде бы очевидно: все мы живем в одном Космосе, под единым Солнцем, на общей Земле и составляем всемирный целостный экологический организм: все переплетено, все взаимосвязано…

Трудно ощутить всеединство, как мы ощущаем солнечный свет или земное притяжение, когда падаем.

Слово "ощутить" в этом случае близко к слову "проникнуться". Трудно проникнуться, да.

Потому что реальная жизнь, которой живем мы, - жизнь с огромным количеством отъединений, разобщении и отчуждений.

Потыкавшись туда-сюда, наконец приплывают в свою гавань, находят духовный кров… Некоторые из темной эзотерики прямиком ныряют в ортодоксальное православие, другие наоборот; третьи ударяются в буддизм или бахаизм; четвертые, вроде меня, продолжают бескрышный поиск в океане религии открытых вопросов, довольствуясь по пути простым здравым смыслом…

Сопротивление близких только усиливает упертость.

B.Л. спасибо, я понял и принял ваш совет.

У Лены, конечно, проблема с самореализацией. Когда-то мы вместе закончили МГУ. Сейчас она без работы, дети уже практически выросли, ей стало некуда девать свою творческую энергию.

Буду стараться ей помогать…

КОНСПЕКТ ЛЕГЕНДЫ, кажется, китайской.

На одном из моих рабочих мест стоит Гиппократ. Великий исследователь и врачеватель, отец медицины. Гипсовый бюст, копию с древнегреческого, передал мне в дар неведомый скульптор Л.В. — кроме этих инициалов, зеркально моих, я ничего о подарившем узнать не сумел…

Один из секретов, может быть, в том, что глаза античных скульптур лепились без попытки изобразить радужку и зрачки, но с такой тончайшей передачей выпуклости глазного яблока, со всеми его переливающимися изгибами, что радужка со зрачком более чем угадывается — она ощущается, и глаза смотрят совершенно естественно…

Живым вечным ликом Гиппократ смотрит на меня.

Иногда я тоже на него взглядываю. Чтил и раньше, а теперь это мой постоянный Собеседник, Человек-для-меня — читаю его, изучаю тексты и биографию, докапываюсь, догадываюсь…

С бюстом гипсовым, прежде чем водрузить на стол, поиграл немного, примерил ему мой халат и шляпу, подержал, как больного, в своей постели…

Здесь, дома, собралась только малая-малая часть Собеседников, дарящих мне жизнь.

«Им мало быть нормальными, успешными и даже счастливыми.

В.Л., мой круг общения сейчас включает в себя множество людей, которые успешны и не нуждаются в помощи психолога.

Красиво звучит, но ищущий рискует найти.

Я бы хотел получить совет, что мне и всем тем, кто рядом, будет нелишним прочесть, если мы ищем большего. Может быть, у вас, может быть, еще где-то..

Кирилл, нелишне, наверное, для начала прочесть или вспомнить вот это: «Алиса: — Скажите, пожалуйста, а куда мне отсюда идти?

Кот: — Смотря куда ты хочешь попасть.

Алиса: — Да мне, собственно, все равно…

Кот: — Тогда все равно куда идти…

Алиса: —…Лишь бы куда-нибудь попасть…

Тем более, если люди, о которых вы пишете, уже действуют, что-то большее уже делают, куда-то идут.

Куда же идут? И что делают? Что рискуют наделать.

Ответа на этот вопрос я не получил, но реакция воспоследовала.

Пора жить дальше…

И полвопроса, случается, на что-то сгодятся…

Боль — подъемный кран для души?

B.Л., в одной из ваших рассылок я прочла, что при работе над собой далеко не всегда нужно вытаскивать то, что спрятано в глубинах нашего подсознательного. Меня это сильно зацепило (в хорошем смысле).

Уже давно я заметила, что чем больше из себя вытаскиваю, тем тяжелее становится жить. Проблема, бывшая до того всего лишь небольшим психологическим затруднением, становится и вовсе нерешаемой.

Мне даже кажется, что многие люди, интересующиеся психологией, а профессиональные психологи особенно из-за постоянного обращения к своему подсознанию становятся не счастливыми, а более несчастными.

Хочется спросить у вас:

1) можно ли решать проблемы, не обостряя их в процессе психотерапии?

2) можно ли решать проблемы, идущие из детства, не обращаясь к детству и не пытаясь его переосмыслить (вспомнить, изменить что-то, переиграть..)?

3) можно ли быть счастливым — или не стать более несчастным — в процессе объективного самоисследования?

4) всегда ли, обязательно ли личностный рост должен идти через страдание и боль?

5) согласны ли вы с категорическим утверждением, что человек, избегающий душевной боли, обречен остаться психологически незрелым, инфантильным?

Все эти вопросы встали передо мной в процессе изучения гештальттерапии.

Я не психолог по образованию. Работаю юрисконсультом. Просто никогда раньше (до учебы в мастерской гештальттерапии в Институте психологии) мне не было так интересно и удивительно и в то же время так обостренно больно и страшно жить.

Один очень авторитетный для меня человек сказал мне, что я избегаю страданий и никогда не вырасту.

После этой оценки я стала метаться, маяться и словно напрашиваться на душевные переживания, провоцировать ситуации боли: разрыв с близким человеком произошел по моей инициативе..

…Но человек рождается на страдание, как искра — чтоб подниматься вверх Книга Иова Арина, отвечу кратко.

1) Желательно не обострять. Если вы, например, стараетесь помочь семейной паре, где в качестве проблемы фигурирует ревность, то если еще и обострить ее…

2) Смотря какие проблемы. И смотря в каком жанре (идет психотерапевтическое общение. Иногда — например, при застарелых страхах — обращение к детству, (когда эти страхи зародились, может быть плодотворным. Но если, скажем, человек впал в депрессию по тому поводу, что не сумел состояться профессионально, то потрошение его детства мало что даст.

3) Самоисследование, если оно объективно, не может преследовать цель сделать человека счастливым. Но оно разумеет прирост внутренней свободы, а следовательно, и возможности счастья. Ни в коем случае не должно сводиться к самообвинению и саморазоблачению.

Но исключения есть…

Страдание страданию рознь, и весь вопрос в его смысле, в зачем. Крестные муки — великий выбор, но не стоит путать личностный рост с мазохизмом.

Рост личности — Внутреннего Человека — может (и должен!) происходить не только через мучения, но и через радость. Да! — через радость труда и познания, через радость встречи с миром — и через созерцание и покой, незаметно, как растет растение… Боль же бывает необходима тогда, когда приходится резко, без подготовки выходить на другой уровень сознания. Так пьяного выводят из отключки болезненным надиранием ушей — помогает!

5) А тут вопрос в степени. Человеку, как всякому живому существу, свойственно бояться и избегать боли как физической, так и душевной, это природно, это нормально. Но одни, боясь боли, все-таки в какой-то мере идут на нее, принимают, терпят — ради своего или чьего-то блага; другие же уходят и от малейшего риска, от незначительной вероятности…

Есть люди, из-за боязни открыть рот в зубоврачебном кресле теряющие и зубы, и здоровье, и годы жизни… Научиться выдерживать боль хоть несколько большую, чем ты мог — великое и драгоценное достижение, подвиг.

…Попробую ответить и на тот ваш вопрос, который не задан. Что такое личностный рост?

Если у человека становится больше:

— интересов, а с тем стимулов жить — смыслового наполнения жизни,

— возможности анализировать — отличать одно от другого,

— возможности синтезировать — видеть связи событий и явлений,

— понимания людей (себя в том числе), а с тем и возможности прощать,

— внутренней свободы и независимости,

— ответственности, взятой на себя добровольно,

— любви к миру и людям (себе в том числе), то это и значит, что человек растет личностно.

Синонимы: душевно, духовно.

Психобизнес: ловушки смыслозависимости

B.Л., моя жена Лена увлеклась учением Пинта. Возможно в этом ничего нет плохого. Но когда я читаю в его книге обещание решить все проблемы человека путем подключения его Я к высшему Я посредством высокочастотных вибраций, душа у меня болит…

На каждом семинаре Пинт не забывает сказать, что деньги — иллюзия, и надо отдать ему эту иллюзию, чтобы получить от него реальность, т. е. просветление. Каково, а.

С другой стороны, там есть некоторые помогающие методики… Что мне делать с этим пинтизмом. Это духовное развитие. Пытаюсь бороться, но броня Лены становится все более не пробивав хмой. Помогите!

Андрей, да, похоже, это одна из многочисленных ныне организаций ловцов душ, психобизнес.

Для сравнения: дианетика.

Потыкавшись туда-сюда, наконец приплывают в свою гавань, находят духовный кров… Некоторые из темной эзотерики прямиком ныряют в ортодоксальное православие, другие наоборот; третьи ударяются в буддизм или бахаизм; четвертые, вроде меня, продолжают бескрышный поиск в океане религии открытых вопросов, довольствуясь по пути простым здравым смыслом…

Сопротивление близких только усиливает упертость.

B.Л. спасибо, я понял и принял ваш совет.

У Лены, конечно, проблема с самореализацией. Когда-то мы вместе закончили МГУ. Сейчас она без работы, дети уже практически выросли, ей стало некуда девать свою творческую энергию.

Буду стараться ей помогать…

КОНСПЕКТ ЛЕГЕНДЫ, кажется, китайской.

В предсумеречный час, у гималайской
гряды, вдоль каменистого обвала,
где не одна лавина побывала,
тропой, ведущей к вечным ледникам,
где обитает снежный великан,
не пойманный людьми до сей поры,
шли двое. У подножия горы
остановились.
Если б некий зритель
увидел их, то понял бы: Учитель —
вон тот, седой как выцветший тростник.
А задает вопросы Ученик:
— Скажи, как долго надобно мудреть,
как жить, какие думы думать, чтобы
от радости и счастья умереть?
Учитель: — Без ущерба для утробы.
Прости, я не расслышал твой вопрос.
Плохая речь понять тебя мешает.
Язык твой шерстью путаной оброс,
а сердце дух нечистый искушает.
Я это вижу по твоим глазам.
— Ты прав… Я от рождения порочен,
корыстен, склонен к смеху и слезам,
развратен в мыслях и в словах не точен.
Поэтому, склоняясь пред тобой,
молю, Учитель, разреши загадку:
как умереть от счастья? Текст любой
впиши в мой мозг как в чистую тетрадку.
Я выучу его и донесу
до всех. Теперь ты слышишь?
— Нет, не слышу.
Ты оглушил меня. Мы не в лесу.
Зачем вопить. Скала — вон, видишь? Нишу
я в ней пробил. Она уж не видна,
все заросло… Я там уединялся.
В молчании, без пищи и без сна
жег свечи, над страницами склонялся.
Питьем была обильная роса.
В лучах восхода капли так дрожали,
что я рыдал… Я слышал голоса
Вселенских Магов, звоны их скрижалей,
я наблюдал зачатья новых звезд
и черных дыр слепое колыханье,
блудилищ смерти, сатанинских гнезд…
Там, там прозрел я, там обрел дыханье.
Меня коснулся Истины Исток,
дал крылья, поднял ввысь, как ветер птицу,
и сбросил вниз как вялый лепесток.
— Не понимаю.
— Мне пришлось спуститься. Сюда. К тебе.
— Сюда… Ко мне… Нельзя.
— Все можно. Выбирается стезя
сложеньем воли собственной и высшей.
А вычитаньем прячешься под крышей,
сидишь под ней, покуда не облез,
и вдруг тебя зовут… Жестокий бес
погнал меня учительствовать всуе
и тем лишил доверия небес.
Теперь себя наверх не донесу я.
— Туда. Но разве это высоко?
— Не высоко, да круто. Нет дороги.
А сердце как квасное молоко.
— Но у меня и руки есть, и ноги.
Позволишь ли помочь. Я доведу,
ответь мне только…
— Я уже ответил. Не слышал ты.
Закат сегодня светел.
Прости, мой сын. Останься. Я пойду.
…Потом случилось главное: Учитель
из тела вышел. Тихо полетел
наверх, в свою вселенскую обитель —
сперва на ту скалу, куда хотел —
и дальше, ввысь…
Оставленное тело,
пока он отлетал, окаменело.
От ужаса к нему прижавшись, вмиг
окаменел навеки Ученик.
Душа его поспешно вниз спустилась
и в бабочку-ночницу превратилась.
А камни там остались навсегда,
где дышит гималайская гряда
и воздымает снежные седины…
Два изваянья, слитых воедино.

Маги шутят

Маги шутят

Маги шутят запись закреплена

"Об испытаниях каждого"

Конспект легенды, кажется, китайской…
В предсумеречный час, у Гималайской
гряды, вдоль каменистого обвала,
где не одна лавина побывала,
тропой, ведущей к вечным ледникам,
туда, где бродит снежный великан,
не пойманный, людьми до сей поры,
шли двое.
У подножья горы
остановились.
Тот, что помоложе,
был Ученик. Другой, с увядшей кожей –
Учитель.
Их недолгий разговор
Оставил на скале Хозяин Гор.

У ч е н и к: Скажи, как долго надобно мудреть,
как жить, какие думы думать, чтобы
сойти сума от счастья, умереть
от счастья?

У ч и т е л ь: Без ущерба для утробы.
Прости, я не расслышал твой вопрос.
Плохая речь понять тебя мешает.
Язык твой шерстью путаной оброс,
а сердце дух нечистый искушает.
Я это вижу по твоим глазам.

У ч е н и к: Ты прав. Я от рождения порочен,
корыстен, склонен к смеху и слезам,
развратен в мыслях и в словах не точен.
Поэтому, склоняясь пред тобой,
молю, Учитель, разреши загадку:
как умереть от счастья?
Текст любой
впиши в мой мозг, как в чистую тетрадку.
Я выучу его и донесу
до всех. Теперь ты слышишь?

У ч и т е л ь: Нет. Не слышу.
Ты оглушил меня. Мы не в лесу.
Зачем вопить.
Скала - вон, видишь?
Нишу
в ней пробил. Она уже не видна,
все заросло.
Я там уединялся,
в молчании, без пищи и без сна,
жег свечи, над страницами склонялся.
Питьем была обильная роса,
в лучах восхода капли так дрожали,
что я рыдал.
Я слышал голоса
вселенских магов, звоны их скрижалей.
Я наблюдал зачатья новых звезд
и черных дыр слепое колыханье –
блудилищ смерти, сатанинских гнезд.
Там, там прозрел я, там обрел дыханье
и слился с Совершенством. Там восторг
летал вокруг меня, и я был птицей…
И вот - упал, как вялый лепесток.

У ч е н и к: Не понимаю.

У ч и т е л ь: Мне пришлось спуститься.
Сюда. К тебе.

У ч е н и к: А почему. нельзя?

У ч и т е л ь: Я только душу Истиной наполнил,
но, не язык.
Язык сказал: стезя
твоя - светить другим. Ты все запомнил,
ты посвящен. Ступай. Жестокий бес
погнал меня учительствовать всуе
тем лишил доверия небес.
Теперь себя наверх не донесу я.

У ч е н и к: Туда. Но разве это высоко?

У ч и т е л ь: Не высоко, да круто.
Нет дороги.
А сердце как квасное молоко.

У ч е н и к: Но у меня и руки есть, и ноги.
Позволишь ли помочь? Я доведу,
ответь мне только.

У ч и т е л ь: Я уже ответил.
Не слышал ты.
Закат сегодня светел…
Прости, мой сын. Останься.
Я пойду.
© Владимир Леви

Читайте также: