Ветер 3 класс планета знаний конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

Цель: научное представление о процессе образования ветра в природе на основе знакомства со свойством воздуха расшириться при нагревании и сжиматься при охлаждении. Представление о загрязнение воздуха, о необходимости охраны воздуха.

Личностные: осознание своего продвижения в овладении предметными и универсальными учебными действиями.

Метапредметные: принимать и сохранять цель познавательной деятельности, планировать свою деятельность и деятельность в соответствии с планом, наблюдать, сравнивать, делать, выводы, устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе.

Форма организации обучения: индивидуальная, фронтальная.

Межпредметные связи: история.

Ресурсы: учебник Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов. Окружающий мир, рабочая тетрадь, карточки умной совы, презентация к уроку, смайлы

ние к деятельности.

Ребята, начался урок, проверьте свое рабочее место. На парте у вас должна лежать рабочая тетрадь, учебник по окружающему миру, пенал.

Прозвенел звонок, и в срок начинается урок.

Сегодня здесь закон простой - учись и думай головой.

А если знаешь - не зевай, скорее руку поднимай!

Не получилось - не беда, друзья помогут нам всегда!

-Ребята, сегодня у нас в гостях учителя МАОУ СОШ № 93. Повернитесь к ним, подарите улыбку и поприветствуйте . А сейчас повернитесь обратно и тихонько присядьте на свои места.

-На партах у всех вас лежат смайлики.

В конце нашего урока с их помощью вы оцените свое настроение

ствуют учителя, настраиваются на работу.

2. Актуализация знаний.

Формулирование учебной проблемы.

4. Выдвижение гипотезы.

5. Формулировка темы и целей урока

6. Открытие детьми новых знаний

7. Свойства ветра

Работа в тетрадях с.22

9. Энергия ветра

11. Значение ветра

-Чтобы начать получать новые знания, нам необходимо вспомнить о чем говорили на прошлых уроках окружающего мира.

1 вопрос: В каких трех состояниях бывает вода? (определился капитан первой команды знатоков)

2 вопрос: Как называют процесс превращения воды в лед ? (определился 2 капитан команды знатоков)

3 вопрос: Почему вода становится сладкой, если в нее добавить сахар? (определился капитан 3 команды знатоков)

- Даю вам две минуты, на то. Чтобы вы придумали название своим командам знатоков.

-Итак, символом игры является птица. Как вы думаете, что это за птица? Почему сову считают символом игры? За каждый правильный ответ команда знатоков получает умную сову, которую получает капитан и крепит на доску

1. Мы не видим воздуха, потому что…( воздух прозрачен)

2.Атмосфера это -…(мощный воздушный слов, окружающий планету земля)

3. Из чего состоит воздух? Азот, кислород, углекислый газ и другие газы)

4. Больше всего в составе воздуха какого газа? ( азота)

5. Какое количество времени может прожить человек без воздуха? (несколько минут)

6. Возможна ли жизнь на Земле без атмосферы? (нет)

7. Где происходят такие явления природы, как дождь, снег, ветер, гроза, метель, радуга? (в атмосфере)

8. Почему небо голубое? ( мельчайшие частицы воздуха- молекулы газов, льдинки пылинки отражают в основном голубые лучи солнечного цвета и окрашивают воздух в голубой цвет)

9. Назовите свойства воздуха? ( не имеет ни цвета, ни запаха, занимает место в пространстве)

10. Какой газ нужен для дыхания человеку и другим живым организмам? (кислород)

11. Какой газ необходим для горения? Почему погаснет свеча, накрытая банкой? Какие газы не поддерживают горение? (кислород, а углекислый газ и азот не поддерживают горения)

12. Внутри многих тел живой и неживой природы находится воздух. Правильное ли это утверждение? Как проверить? (да, верно, внутри многих тел находится воздух. При опускании в воду из них начинают выходить пузырьки воздуха)

13. Воздух- хороший проводник? (нет, воздух, как и вода плохо проводит тепло)

14. Что происходит с воздухом при нагревании и охлаждении? (расширяется, а при охлаждении сжимается. Теплый воздух занимает места больше, чем холодный)

15.Верно ли высказывание: Сжатый воздух – упруг? Где может использовать человек это свойство воздуха? (да, верно, воздухом наполняют шины, сжатый воздух закрывает двери в автобусах, метро, используют при побелке стен)

- Молодцы, знатоки, вы отлично справились со всеми моими вопросами, на этом раунд нашей игры считается завершенным. Самое большое количество умных сов получает команда…. В конце урока вы решите сами, кто из игроков вашей команды заслуживает умную сову.

- А чтобы определить о чем дальше пойдет речь на уроке, я предлагаю отгадать загадку про нашего хорошего знакомого, которого я сегодня встретила по дороге в школу:

Он на улице живёт,
Листья осенью несёт,
А зимой несёт снежинки
Иногда весной - дождинки,
Летом, если он подует -
С головы панамку сдует.

слайд 1 , слайд 3, слайд 3

- Вы догадались верно.

-Никто и никогда не видел ветер. Но когда мы слышим шум леса или видим, как колышутся в озере камыши, мы знаем, это работа ветра. Ветер приносит прохладу, дождь, умеет свистеть, стучать, крутит ветряные мельницы, надувает паруса, может унести шляпу, поднять пыль, волны на водоеме, качать и даже ломать деревья.

- Ребята, а как мы можем получить ветер? (подуть - и ощутим ветерок; помахать руками перед лицом - и почувствуем ветерок.) У вас есть небольшие квадраты на парте у каждого, давайте сложим из них маленький веер, и попробуем образовать свой ветерок. У всех получилось? Каждый из вас получил свой маленький ветерок.

-А теперь послушайте два небольших стихотворения. Какой образ ветра себе представили?

Ветер воет, завывает,

Гнет деревья до травы.

С веток яблоки срывает,

Тащит шапку с головы.

Растрепал зеленый ельник,

В щели узкие проник.

Что он делает, бездельник,

Ветер, ветер, где ты был?

В поле мельницу крутил,

Перенес пыльцу с цветов,

Поиграл меж облаков.

С ребятишками я в парке

Наигрался в догонялки.

В море паруса поднял,

В город дождик я пригнал.

Много за день я успел.

Отдохнуть хочу от дел.

- Какие образы вы себе представили?

- Ваши мнения разделились. Поскольку пока мы не можем дать ответ на поставленный вопрос, то давайте постараемся используя слова, с которыми мы сегодня встретились на уроке, сформулировать тему и цели урока.

- Что такое ветер? (движение воздуха над поверхностью земли)

-Воздух постоянно перемещается над поверхностью воды и суши. Иногда это движение бывает едва заметным . временами же ветер достигает такой силы, что ломает деревья и сносит крыши с домов. Такой ветер называют ураганом. Ветер образуется благодаря свойству воздуха расширяться при нагревании и сжиматься при охлаждении. Когда воздух нагревается и расширяется, то он становится легче и поднимается вверх. Солнце нагревает поверхность земли неодинаково. В тех местах, где она нагревается сильнее, воздух становится теплее и поднимается кверху. Его место стремится занять холодный воздух. Так возникает движение воздуха в природе, то есть ветер.

1. Направление ветра

- Как выдумаете ветер дует в одном направление?

-Ветер часто меняет направление. Его называют по той стороне горизонта, откуда он дует. Если ветер дует с севера, его называют северным, а если с юга, то южным, если с северо – запада, то говорят, что он северо – западный, если с юго – запада – юго – западный и так далее.

-Людям важно уметь определять направление ветра. Ведь перемена ветра несёт перемену погоды. Например, северный ветер во многие области нашей страны приносит похолодание, южный – потепление, ветер с моря несёт влагу, из засушливых областей дуют сухие ветры.

- Сейчас проведем тематическую физкультминутку.

-Ветер дует нам в лицо, закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише,

Деревцо все выше, выше, выше.

Ветер веет над полями,

Ветер веет над полями,

И качается трава.

Облако плывет над нами,

Словно белая гора.

Ветер пыль над полем носит,

А потом наоборот.

Мы взбираемся на холм, и немного отдохнем.

- Знаете ли вы как можно определить направление ветра?

-Направление ветра можно узнать по развевающемуся флажку, по направлению дыма, идущего из труб.. Но более точно это можно сделать с помощью флюгера.

Флюгер – прибор, стрелка которого свободно вращается на вертикально установленном стержне. Острый конец стрелки всегда направлен против ветра. Ниже стрелки прикреплены неподвижно восемь стерженьков – указателей основных и промежуточных сторон горизонта. (демонстрация наглядности)

Полезно? Поделись с другими:

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта - свяжитесь, пожалуйста, с нами.

Посмотрите также:

Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2022
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]

Цели: Познакомить с понятием ветра, как движения воздуха; с причиной возникновения ветра.

На основе эксперимента доказать, что воздух постоянно перемещается.

Рассмотреть изменение направления движения воздуха в разное время суток.

Определить положительную и отрицательную роль ветра в жизни людей.

Знакомство с профессиями людей, занимающихся измерением и изучением ветров.

Развивать умение анализировать и делать выводы. Формировать умение наблюдать.

Развивать кругозор, мышление, наблюдательность, творческое воображение.

1. Организационный момент.

Проверка готовности к уроку, наличия учебника, печатной тетради.

2. Повторение изученного.

Опрос с использованием карточек.

  1. Назови три состояния, в которых могут находиться окружающие нас вещества.
  2. Какое значение для Земли имеет её атмосфера?
  3. Воздух – это смесь газов. А из каких веществ он состоит?
  4. Какие свойства воздуха ты знаешь?
  5. Где летом прохладнее: в лесу или в поле? Почему?
  6. Почему в холодный день внутренние части оконных стёкол запотевают?

3. Основная часть

Загадка про ветер.

Фырчит-рычит, ветки ломает,
Пыль поднимает, с ног сбивает,
Слышишь его, да не видишь его. (ветер)

У.: Какая тема нашего урока?

Определение и формулировка темы урока.

У.: Как вы думаете, что такое ветер? (движение воздуха).

У.: Поверхность Земли нагревается неодинаково. Может ли это быть причиной движения воздуха? (ответы детей).

Почему воздух начинает двигаться? (ответы детей)

Земная поверхность нагревается от солнечных лучей неодинаково. Там, где она прогревается сильнее, воздух становится легче и поднимается вверх. Его место занимает более холодный воздух. Он движется из тех мест, где поверхность земли прогрета меньше. Так возникает движение воздуха вдоль земной поверхности.

У.: Ветер – это явление природы. Но движение тёплого и холодного воздуха можно наблюдать и в комнате.

Наблюдение за отклонением пламенем свечи, помещённой в верхней и в нижней части приоткрытой двери.

Пламя свечи, помещённой в верхней части приоткрытой двери, отклоняется в сторону коридора. Значит, тёплый воздух, который находился вверху, выходит из комнаты через верхнюю часть приоткрытой двери в коридор. Его вытесняет холодный воздух, который находится внизу, и входит в комнату через нижнюю часть приоткрытой двери. Поэтому пламя свечи отклоняется в сторону классной комнаты.

У.: Куда в тёплое время года дует ветер ночью на берегу водоёма – в сторону суши или в сторону водоёма?

Ночью суша быстрее охлаждается. А вода долго сохраняет своё тепло. Поэтому ночью воздух над водой теплее, чем над берегом водоёма. Тёплый воздух поднимается вверх с поверхности водоёма. На освободившееся место движется холодный воздух с суши. Ветер дует с берега на водоём. А днём наоборот.

У.: Чем больше различается температура воздуха над разными территориями, тем быстрее перемещается ветер и тем сильнее ветер.

Нужно ли человеку знать, откуда, и с какой силой дует ветер? (ответы детей)

У.: Ветер – это явление природы. Какую роль он играет в жизни людей? Положительную или отрицательную? (ответы детей)

Доклад «Какая от ветра польза ?

4. Закрепление. Работа в печатных тетрадях.

Стр. 42 № 55. Показать красными стрелками движение тёплого воздуха, а синими – холодного. Объяснить, как движется воздух, и от чего это зависит.

5. Дополнительное задание.

Нарисовать собственный флюгер.

- Что такое ветер?

- Какую роль в жизни человека играет ветер?

- Как измеряют направление ветра?

- Что нового узнали на уроке?

7. Домашнее задание

Откуда дует ветер?

Людям важно уметь определять направление ветра. Ведь перемена ветра несёт перемену погоды. Например, северный ветер во многие области нашей страны приносит похолодание, южный – потепление, ветер с моря несёт влагу, из засушливых областей дуют сухие ветры.

Называют ветер по той стороне горизонта, откуда он дует. Если ветер подул с северо – запада, то говорят, что он северо – западный, если с юго – запада – юго – западный.

Зная стороны горизонта и умея ориентироваться на местности, вы можете определить, откуда дует ветер. Направление ветра можно узнать по развевающемуся флажку, по направлению дыма, идущего из труб.. Но более точно это можно сделать с помощью флюгера.

Флюгер – прибор, стрелка которого свободно вращается на вертикально установленном стержне. Острый конец стрелки всегда направлен против ветра. Ниже стрелки прикреплены неподвижно восемь стерженьков – указателей основных и промежуточных сторон горизонта.

Флюгер изобрели несколько тысяч лет назад. Во многих городах стало обычаем украшать шпили высоких зданий флюгером.

Почему дует ветер?

Представь, что мы сейчас не в комнате, а на лесной поляне. Сидим мы с тобой у костра и смотрим, как охватывает огонь сухие ветки, как с треском взмывают ввысь искры. Отчего искры летят вверх? Может, их что – то подталкивает? Только что?

Давай понаблюдаем за костром. Когда костёр горит жарко, без дыма, то можно увидеть, как над ним, устремляясь вверх, струится горячий воздух. Вот он – то несёт к небу искры.

А может, ты видел, как дрожит воздух над асфальтом? Так происходит потому, что солнце накаляет асфальт, а асфальт нагревает воздух. Тёплый воздух легче холодного, вот он и поднимается вверх, а кажется, что он дрожит.

Солнце греет не только твой двор, но и твоё село или город, поля и леса. С каждым летним днём становится всё теплее и теплее. И воздух над землёй делается всё теплее и легче. Поднимаются высоко в небо тёплые воздушные потоки.

А в это же время где – то на Земле стоит холодная погода. И воздух там холоднее, а значит тяжелее. Массы холодного воздуха двигаются туда, где теплее, тёплый воздух как бы освобождает им место. Вот получается ветер.

А что заставляет ветер летать с места на место, иногда за тысячи километров? Солнце! Оно греет землю неравномерно: всегда где – то теплее, где – то холоднее. А если бы во всём мире была одинаковая температура, не было бы на Земле ни ветерка.

Какая от ветра польза?

Пролетел ветер над городом. Унёс с собой пыль и копоть – дышать стало легче. Полетел дальше – тучи разогнал, дороги высушил. Раскалённой земле прохладу принёс. Небо облаками затянул, и пошёл дождь сильный – сильный. Напоил сухую землю водой, и всё зазеленело.

А ветер дальше мчится. Ветряк завертел. Ветряк крутится, машину двигает, она воду качает. Нужно коров поить – пожалуйста: ветряк вертится – насос качает, вода по трубе идёт на скотный двор.

Ветер к морю прилетел, дунул, паруса надул, лодки погнал. Раньше он и корабли двигал, потому что корабли тогда были парусными. Нет ветра – они и плыть не могут: сидят люди у моря и ждут погоды. Ветер и теперь кораблям помогает. С попутным ветром они быстрее плывут.

Ветер выполняет ещё одну незаметную , но очень важную работу. Чтобы на месте цветков выросли плоды, цветочная пыльца должна с одного цветка перелететь на другой. Эту пыльцу на многие цветы переносят пчёлы. Но чаще это делает ветер. Ветерок подует, и пыльца летит с одного цветка на другой.

И плоды с семенами ветер тоже переносит. Ты же видел, как летают плоды берёзы, клёна, вяза? Ветер помогает им переселиться на новые места, где для молодых растений больше света, тепла, пищи.

Какие злые ветры летают над землёй?

Сверкает молния, грохочет гром. Ветер – смерч по волнам носится, как змея извивается. Вдруг ринулся из косматой тучи вниз, хобот вытянул, воду в море винтом завертел. Тучу с морем столкнул, водяным столбом закружил. С рёвом помчался дальше.

Смерч и на земле из пыли, песка столбы скручивает, всё, что на пути встречает, в себя втягивает. А перестаёт кружить, всё назад на землю падает.

Злой ветер – смерч, а иногда смешные дела делает. Падают раз с неба лягушки. Люди удивляются. Что такое? А это смерч над болотом пролетел – с грязью, с водой лягушек до туч подбросил. Вот теперь они вместе с дождём и падают. И не только лягушки, но и рыбы, апельсины с неба падают!

Есть и другие страшные и злые ветры, например буран, суховей, ураган. Зимой буран снег кружит, дороги заметает, деревья валит. Летом горячий, будто из печки вырвался, ветер – суховей по степи носится. Траву, деревья, землю – всё, как огнём, палит.

Ураганы – это гигантские воздушные вихри. Обычно они сопровождаются проливными дождями, приводящими к наводнениям. Шквальные бури возникают в тёплое время года. Они сопровождаются сильными грозами и ливнями. Такие явления возможны в любой местности. Часто они даже имеют собственные названия: новороссийская бора. Всё это вызывает большие разрушения, приводит к человеческим жертвам.

Разные злые ветры летаю над землёй, называют их по-разному, но все они приносят вред.

Конспект урока окружающего мира по теме

Цель: Познакомить с понятием ветра, как движения воздуха; с причиной возникновения ветра.

Образовательные:

- На основе эксперимента доказать причину образования ветра.

- Рассмотреть изменение направления ветра.

- Определить положительную и отрицательную роль ветра в жизни людей.

- Познакомить с профессиями людей, занимающихся измерением и изучением ветров.

Развивающие:

-Развивать память, логическое внимание, речь детей через эксперимент и наглядность.

- Развивать умение анализировать и делать выводы.

- Формировать умение наблюдать.

- Развивать кругозор, мышление, наблюдательность, творческое воображение.

Воспитательные:

- Воспитывать положительную мотивацию к учению, уверенность, любознательность.

- Воспитывать интерес к изучаемому явлению природы.

Оборудование: Компьютер, презентация. конверты с тестами и заданиями.

1. Организационный момент: (1-2 мин.)

-Сегодня у нас необычный урок, к нам пришли гости. На уроке мы будем учиться размышлять, извлекать все самое полезное и интересное.

2. Повторение. Проверка д/з. (10 мин.)

- Какую тему изучали на прошлом уроке?

- Проверять задание сегодня буду с помощью теста и пересказа. ( отвечать: да +, нет -)

1) Имеет ли воздух цвет?-

2) Может ли человек жить без воздуха?-

3) Воздух обязательно должен быть чистым?+

4) Верно, что в городе дышится лучше, чем в лесу?-

5) Машины загрязняют воздух?+

6) Температуру воздуха измеряют термометром?+

Ответили и листочки подписали.

А теперь ещё послушаем пересказ вашего домашнего задания. (2- 3 человека)

3. Введение в тему урока. (5 мин.)

Без рук, без ног,

Деревья ломает, к земле приклоняет.( Ветер)

4. Речевая разминка. (3 мин)

Из калитки вышел,

Постучал в окошко,

Пробежал по крыше;

Пожурил за что-то

И расправив бодро

Вперегонку с пылью.

А теперь вы мне скажете сами, как же будет звучать тема нашего урока? (Ветер)

- Верно. Сегодня на уроке мы будем изучать, что такое ветер, узнаем, как он образуется, направления ветра, какую пользу приносит ветер для людей.

6.Работа по теме урока ( 10 мин)

-Давайте поразмышляем: Что такое ветер? Почему он дует?

-Давайте попробуем ответить на этот вопрос после небольшого опыта.

-Что вы чувствуете? (ветерок)- А откуда он взялся? (колебание, движение воздуха)

Вывод.

Ветер- это движение воздуха.

Ветер может быть теплым и холодным, сильным и слабым.

Земля по - разному нагревается в разных местах солнцем. От земли нагревается и воздух. Тёплый воздух легче холодного. Он поднимается вверх, а холодный воздух устремляется на его место. Вот и возникает ветер.

Ветер дует нам в лицо
Закачалось деревцо
Ветерок все тише, тише (ручками по полу)
Деревцо все выше, выше (потянуться вверх)

А теперь поговорим о направлении ветра.

Ветер называют по той стороне горизонта, откуда он дует. Люди называют верхнюю точку Земли север, а нижнюю-юг, справа-восток, слева-запад. Ветер, который дует с севера-северный, с юга-…, с востока-…, с запада-…

Направление ветра можно узнать по развевающемуся флажку, по направлению дыма, идущего из труб. Но более точно это можно сделать с помощью специальных приборов: флюгер, компас.

Флюгер- это прибор, стрелка которого свободно вращается на вертикально установленном стержне. Острый конец стрелки всегда направлен против ветра. Ниже стрелки прикреплены неподвижно восемь стерженьков – указателей основных и промежуточных сторон горизонта. Флюгер изобрели несколько тысяч лет назад. Во многих городах стало обычаем украшать шпили высоких зданий флюгером.
Раньше он считался олицетворением жизненной силы. Петух - символ и воплощение бдительности, его нельзя застать врасплох, он на посту с рассвета до заката. Также считают, что петух защищает от пожара и даже от воров

Компас - устройство для ориентирования на местности и определения сторон света.

8.Работа по учебнику с. 55.

-Прочитайте материал в учебнике.

-Что из прочитанного вы узнали нового? ( о чём не слышали на уроке?- об энергии ветра и о свисте)

Бури, ураганы - это грозные ветры. О них нам расскажут Андрей С. и Даша Г.

Какие злые ветры летают над землёй?

9. Физминутка.
Ветер тихо клен качает,
Вправо, влево наклоняет:
Раз — наклон и два — наклон,
Зашумел листвою клен. (Ноги на ширине плеч, руки за голову. Наклоны туловища вправо и влево.)

10.Закрепление изученного материала.

Давайте поразмышляем: Ветер- друг нам или враг?

( Ветер необходим! Он приносит дождь и прохладу, очищает воздух городов от пыли, гари, вредных газов. Не было бы ветра, облака пыли так и висели бы над городами. Ветер переносит семена растений, пыльцу с цветка на цветок.)

Работа в тетради. Взаимопроверка.

11. Итог урока.

-Каким может быть ветер?(Самостоятельная работа- подчеркните верные слова) (Задания на карточках) Северный, ураганный, сильный, зелёный, холодный, Сырой, тёплый, пёстрый, порывистый, слабый, широкий, красный, пронзительный, лёгкий)

Давайте поделимся друг с другом новым, что вы узнали о ветре.

12.Домашнее задание.

Запомнить направления ветра.

Стр. 54 пересказ.

Творческое задание: досочинить сказку про ветер.

Жил-был ветер. Сначала хорошо жил, весело. Везде и всюду ветру радовались. Подует ветер с поля — аромат колосьев принесет. Люди довольны. С луга ветер подует — запах цветов, травы прилетает. Снова люди довольны. Ну а уж если с моря ветер влажную соленую прохладу принесет — люди радуются, нарадоваться не могут.

Ветер умел делать множество вещей…

13.Выставление оценок.

Все вы были дружными, активными, проявляли ум, смекалку, творчество. И все заслуживают благодарности. Спасибо за урок!

Подберите с ребенком как можно больше слов, которые описывают какой бывает ветер.

Какой ветер? Он бывает сильный. Как сказать по-другому? Буйный, быстрый, бешеный ветер, лихой, неистовый, напористый, нещадный, порывистый, свирепый, свистящий, стремительный, ужасный, ураганный, шквальный, яростный, могучий, неугомонный, пронизывающий, холодный, злой. лютый, сердитый, скверный, заунывный, угрюмый, страшный, ледяной.

А бывает наоборот — какой ветер? Да, слабый, легкий. Как сказать по-другому? Нежный, тихий, теплый, веселый, южный, весенний.

Теперь подберем слова, что делает ветер? Он дует, завывает, шумит, свистит, качает деревья, разгоняет тучи, гонит листья, доносит до нас звуки.

Как называется легкий ветер? Ветерок. А если ветер сильный? Ветрище. А если очень сильный? Буря, ураган, шторм, торнадо.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Учитель: Волкова Наталья Викторовна

Тип: Комбинированный урок

Тема: Ветер. Охрана воздуха.

Цель: научное представление о процессе образования ветра в природе на основе знакомства со свойством воздуха расшириться при нагревании и сжиматься при охлаждении. Представление о загрязнение воздуха, о необходимости охраны воздуха.

Личностные: осознание своего продвижения в овладении предметными и универсальными учебными действиями.

Метапредметные: принимать и сохранять цель познавательной деятельности, планировать свою деятельность и деятельность в соответствии с планом, наблюдать, сравнивать, делать, выводы, устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе.

Форма организации обучения: индивидуальная, фронтальная.

Межпредметные связи: история.

Ресурсы: учебник Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов. Окружающий мир, рабочая тетрадь, карточки умной совы, презентация к уроку, смайлы

ние к деятельности.

Ребята, начался урок, проверьте свое рабочее место. На парте у вас должна лежать рабочая тетрадь, учебник по окружающему миру, пенал.

Прозвенел звонок, и в срок начинается урок.

Сегодня здесь закон простой - учись и думай головой.

А если знаешь - не зевай, скорее руку поднимай!

Не получилось - не беда, друзья помогут нам всегда!

-Ребята, сегодня у нас в гостях учителя МАОУ СОШ № 93. Повернитесь к ним, подарите улыбку и поприветствуйте . А сейчас повернитесь обратно и тихонько присядьте на свои места.

-На партах у всех вас лежат смайлики.

В конце нашего урока с их помощью вы оцените свое настроение

ствуют учителя, настраиваются на работу.

2. Актуализация знаний.

Формулирование учебной проблемы.

4. Выдвижение гипотезы.

5. Формулировка темы и целей урока

6. Открытие детьми новых знаний

7. Свойства ветра

Работа в тетрадях с.22

9. Энергия ветра

11. Значение ветра

-Чтобы начать получать новые знания, нам необходимо вспомнить о чем говорили на прошлых уроках окружающего мира.

1 вопрос: В каких трех состояниях бывает вода? (определился капитан первой команды знатоков)

2 вопрос: Как называют процесс превращения воды в лед ? (определился 2 капитан команды знатоков)

3 вопрос: Почему вода становится сладкой, если в нее добавить сахар? (определился капитан 3 команды знатоков)

- Даю вам две минуты, на то. Чтобы вы придумали название своим командам знатоков.

-Итак, символом игры является птица. Как вы думаете, что это за птица? Почему сову считают символом игры? За каждый правильный ответ команда знатоков получает умную сову, которую получает капитан и крепит на доску

1. Мы не видим воздуха, потому что…( воздух прозрачен)

2.Атмосфера это -…(мощный воздушный слов, окружающий планету земля)

3. Из чего состоит воздух? Азот, кислород, углекислый газ и другие газы)

4. Больше всего в составе воздуха какого газа? ( азота)

5. Какое количество времени может прожить человек без воздуха? (несколько минут)

6. Возможна ли жизнь на Земле без атмосферы? (нет)

7. Где происходят такие явления природы, как дождь, снег, ветер, гроза, метель, радуга? (в атмосфере)

8. Почему небо голубое? ( мельчайшие частицы воздуха- молекулы газов, льдинки пылинки отражают в основном голубые лучи солнечного цвета и окрашивают воздух в голубой цвет)

9. Назовите свойства воздуха? ( не имеет ни цвета, ни запаха, занимает место в пространстве)

10. Какой газ нужен для дыхания человеку и другим живым организмам? (кислород)

11. Какой газ необходим для горения? Почему погаснет свеча, накрытая банкой? Какие газы не поддерживают горение? (кислород, а углекислый газ и азот не поддерживают горения)

12. Внутри многих тел живой и неживой природы находится воздух. Правильное ли это утверждение? Как проверить? (да, верно, внутри многих тел находится воздух. При опускании в воду из них начинают выходить пузырьки воздуха)

13. Воздух- хороший проводник? (нет, воздух, как и вода плохо проводит тепло)

14. Что происходит с воздухом при нагревании и охлаждении? (расширяется, а при охлаждении сжимается. Теплый воздух занимает места больше, чем холодный)

15.Верно ли высказывание: Сжатый воздух – упруг? Где может использовать человек это свойство воздуха? (да, верно, воздухом наполняют шины, сжатый воздух закрывает двери в автобусах, метро, используют при побелке стен)

- Молодцы, знатоки, вы отлично справились со всеми моими вопросами, на этом раунд нашей игры считается завершенным. Самое большое количество умных сов получает команда…. В конце урока вы решите сами, кто из игроков вашей команды заслуживает умную сову.

- А чтобы определить о чем дальше пойдет речь на уроке, я предлагаю отгадать загадку про нашего хорошего знакомого, которого я сегодня встретила по дороге в школу:

Он на улице живёт,
Листья осенью несёт,
А зимой несёт снежинки
Иногда весной - дождинки,
Летом, если он подует -
С головы панамку сдует.

слайд 1 , слайд 3, слайд 3

- Вы догадались верно.

-Никто и никогда не видел ветер. Но когда мы слышим шум леса или видим, как колышутся в озере камыши, мы знаем, это работа ветра. Ветер приносит прохладу, дождь, умеет свистеть, стучать, крутит ветряные мельницы, надувает паруса, может унести шляпу, поднять пыль, волны на водоеме, качать и даже ломать деревья.

- Ребята, а как мы можем получить ветер? (подуть - и ощутим ветерок; помахать руками перед лицом - и почувствуем ветерок.) У вас есть небольшие квадраты на парте у каждого, давайте сложим из них маленький веер, и попробуем образовать свой ветерок. У всех получилось? Каждый из вас получил свой маленький ветерок.

-А теперь послушайте два небольших стихотворения. Какой образ ветра себе представили?

Ветер воет, завывает,

Гнет деревья до травы.

С веток яблоки срывает,

Тащит шапку с головы.

Растрепал зеленый ельник,

В щели узкие проник.

Что он делает, бездельник,

Ветер, ветер, где ты был?

В поле мельницу крутил,

Перенес пыльцу с цветов,

Поиграл меж облаков.

С ребятишками я в парке

Наигрался в догонялки.

В море паруса поднял,

В город дождик я пригнал.

Много за день я успел.

Отдохнуть хочу от дел.

- Какие образы вы себе представили?

- Ваши мнения разделились. Поскольку пока мы не можем дать ответ на поставленный вопрос, то давайте постараемся используя слова, с которыми мы сегодня встретились на уроке, сформулировать тему и цели урока.

- Что такое ветер? (движение воздуха над поверхностью земли)

-Воздух постоянно перемещается над поверхностью воды и суши. Иногда это движение бывает едва заметным . временами же ветер достигает такой силы, что ломает деревья и сносит крыши с домов. Такой ветер называют ураганом. Ветер образуется благодаря свойству воздуха расширяться при нагревании и сжиматься при охлаждении. Когда воздух нагревается и расширяется, то он становится легче и поднимается вверх. Солнце нагревает поверхность земли неодинаково. В тех местах, где она нагревается сильнее, воздух становится теплее и поднимается кверху. Его место стремится занять холодный воздух. Так возникает движение воздуха в природе, то есть ветер.

1. Направление ветра

- Как выдумаете ветер дует в одном направление?

- Ветер часто меняет направление. Его называют по той стороне горизонта, откуда он дует. Если ветер дует с севера, его называют северным, а если с юга, то южным, если с северо – запада, то говорят, что он северо – западный, если с юго – запада – юго – западный и так далее.

-Людям важно уметь определять направление ветра. Ведь перемена ветра несёт перемену погоды. Например, северный ветер во многие области нашей страны приносит похолодание, южный – потепление, ветер с моря несёт влагу, из засушливых областей дуют сухие ветры.

- Сейчас проведем тематическую физкультминутку.

-Ветер дует нам в лицо, закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише,

Деревцо все выше, выше, выше.

Ветер веет над полями,

Ветер веет над полями,

И качается трава.

Облако плывет над нами,

Словно белая гора.

Ветер пыль над полем носит,

А потом наоборот.

Мы взбираемся на холм, и немного отдохнем.

- Знаете ли вы как можно определить направление ветра?

-Направление ветра можно узнать по развевающемуся флажку, по направлению дыма, идущего из труб.. Но более точно это можно сделать с помощью флюгера.

Флюгер – прибор, стрелка которого свободно вращается на вертикально установленном стержне. Острый конец стрелки всегда направлен против ветра. Ниже стрелки прикреплены неподвижно восемь стерженьков – указателей основных и промежуточных сторон горизонта. (демонстрация наглядности)

- Откройте рабочие тетради на странице 22.

1.Предлагаю выполнить задание 48. Читает задание…. Даю несколько минут на выполнение этой работы. Поменялись тетрадями с соседом. Проверяем правильность выполнения заданий.

2. Дома я предлагаю вам немного пофанатазировать и выполнить задания 49 и 50. Ответить на вопрос и придумать аппарат, который может летать по воздуху, плавать по воде и ездить по земле и нарисуйте его в тетради.

2. Сила ветра.

Слайд 4 ( вернуться)

- По силе (скорости) ветры делятся на тихие, слабые, умеренные, сильные, разрушительной силы (ураган, тайфун, смерч, торнадо).

Шкала Бофорта — двенадцатибалльная шкала, принятая Всемирной метеорологической организацией для приближенной оценки скорости ветра по его воздействию на наземные предметы или по волнению в открытом море. Шкала разработана английским адмиралом Фрэнсисом Бофортом в 1806 году. С 1874 года принята для использования в международной синоптической практике.

3. Влажность ветра.

- По влажности ветры делятся на сухие и влажные. Это зависит от количества водяных паров в воздухе.

4. Температура ветра.

- Предположите, на какие группы делятся ветры по температуре. (Теплые, холодные).

-Ветер – это движение воздуха, а как и все, что движется, обладает энергией.

- Посмотрите на иллюстрации на странице 55, и на очередной слайд и скажите, для чего может применяться энергия ветра, по вашему мнению? (ответы учащихся)

- Наши далекие предки уже много веков назад умели использовать энергию ветра. Они строили ветряные мельницы и молотили на них зерна, ходили в море на кораблях под парусами.

- Так же в некоторых странах есть ветряные двигатели. Ветер вращает лопасти ветряного двигателя. От них движение передается к турбине, а от нее к генератору, дающему электрический ток. Ученые подсчитали, что использование энергии ветра может дать электричества больше, чем современные электростанции, работающие на топливе. При этом ветродвигатели совсем не засоряют воздух. (прочесть в учебнике, представить наглядность)

- Ветер выполняет ещё одну незаметную , но очень важную работу. Чтобы на месте цветков выросли плоды, цветочная пыльца должна с одного цветка перелететь на другой. Эту пыльцу на многие цветы переносят пчёлы. Но чаще это делает ветер. Ветерок подует, и пыльца летит с одного цветка на другой.

И плоды с семенами ветер тоже переносит. Вы же видели, как летают плоды берёзы, клёна, вяза? Ветер помогает им переселиться на новые места, где для молодых растений больше света, тепла, пищи.

-А почему ветер свистит?

-Находясь в доме, мы нередко слышим свист или завывание ветра. Почему же это происходит? Когда ветер дует сквозь щели дверей или окон, он встречает на своем пути различные препятствия. Движение воздуха заставляет их дрожать и вибрировать, производя различные звуки. Так и образуется свист ветра.

- Предлагаю выполнить еще одну небольшую физкультминутку

Влево наклонись, вправо наклонись,

Вниз опустись — вверх поднимись.

А теперь чуть-чуть попрыгай:

Влево, вправо наклонись

И тихонечко садись.

- Мы узнали о ветре много нового.

- Как вы думаете людям , окружающему нас миру нужен ветер? Для чего ? (Ветры переносят семена многих растений, помогают работать мельницам, плыть парусникам. А еще ветер приносит летом прохладу, очищает воздух от пыли, гари и копоти, выбрасываемых в воздух фабриками, заводами и машинами. Представляете, чем бы мы дышали, если бы вся эта грязь так и оставалась бы висеть над нашей головой? )

-Приносит ли вред окружающему нас миру, людям ветер? Какой? (Смерч, тайфун, бури, ураганы - приносят разрушения. Ветры - суховеи сушат землю,

деревья, травы. Северные ветры приносят злые холода. Пыльные бури сдувают слой почвы.)

-Ветер может быть и другом, и врагом человека. Это явление природы изучается, чтобы можно было использовать силу ветра для полезных дел и предупредить людей о приближающейся опасности.

Читайте также: