Весна в жизни насекомых конспект

Обновлено: 06.07.2024

Цель: познакомить с весенним пробуждением насекомых.

Планируемые результаты: учащиеся научатся понимать полезность насекомых, взаимосвязь растений, насекомых и птиц, аргументированно отвечать, доказывать свое мнение, анализировать, делать выводы, сравнивать.

Примечание: заранее подготовленные ученики рассказывают о насекомых и пауках.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Проверка домашнего задания

2. Индивидуальные задания

— Отвечая на вопросы, подчеркните название цветка. Гиацинт, нарцисс, маргаритка, тюльпан, ирис, анютины глазки.

1) Какой цветок пришел к нам с горных лугов?

2) Какой цветок похож на кудрявого барашка?

3) В какой цветок, по легенде, был превращен юноша, влюбленный в себя?

4) Какой цветок является символом Голландии?

— Составьте и запишите свой вопрос про цветы.

3. Фронтальный опрос

— Какие растения часто встречаются в весенних цветниках?

— О каком растении цветника вы написали рассказ? Какими источниками информации пользовались?

III. Самоопределение к деятельности

— Догадались ли вы, о ком будем говорить на уроке? (О животных.)

Но мир животных такой большой и многообразный! В нем есть такие, которые весят несколько тонн, и те, которые весят несколько граммов. Есть животные, которые живут под водой, и те, которые живут на суше. Послушайте еще одно произведение, которое вам подскажет, о каких именно животных пойдет речь.

Сегодня на уроке будем говорить о насекомых весной.

IV. Работа по теме урока

1. Работа с загадками

Погляди на молодцов: веселы и бойки,

Волокут со всех концов

Материал для стройки.

Вот один споткнулся вдруг

Под тяжелой ношей —

И спешит на помощь друг.

Тут народ хороший.

Без работы, хоть убей,

Жить не может. (муравей).

Над цветком на миг замрет

На былинке посидит —

Вдруг вспорхнет и улетит. (Стрекоза.)

То погаснет, то зажжется

Ночью в роще огонек.

Угадай, как он зовется.

Я на ветке сижу,

Букву Ж все твержу.

Зная твердо букву эту,

Я жужжу весной и летом. (Жук.)

Не моторы, а шумят,

Не пилоты, а летят,

Не змеи, а жалят. (Осы.)

Целый день летает,

Тогда перестанет. (Муха.)

Не звери, не птицы, носы, как спицы,

Летят — пищат, сядут — молчат. (Комары.)

Пролетает над лужайкой.

Похлопочет над цветком —

Он поделится медком. (Пчела.)

(Учитель по ходу беседы вывешивает на доску соответствующие фотографии.)

Не только первые цветы радуют глаз человека ранней весной. Не меньший восторг можно испытать, впервые увидев порхающую бабочку, степенного шмеля, торопливого муравья.

— Послушайте интересные факты о насекомых.

Знаете ли вы, что.

• Стрекоза съедает пищи в несколько раз больше, чем весит сама;

• пауки не относятся к насекомым, так как у них восемь ног;

• майский жук носит название того месяца, в котором появляется;

• самое большое насекомое — бабочка, живущая на Соломоновых островах, размах ее крыльев достигает 30 см;

• самое маленькое насекомое — жучок, длина которого всего 1/3 мм;

• тело насекомых имеет легкий, но очень прочный покров, состоящий из маленьких насечек. От этих насечек и пошло название — насекомые.

(Заранее подготовленные ученики рассказывают о насекомых. См. материал для учителя к уроку.)

3. Работа по учебнику

— Прочитайте текст. Рассмотрите рисунок. Найдите насекомых, о которых рассказано в тексте.

— Как отличить пчел от ос? (Пчелы более круглые и пушистые, чем осы. У осы тело тоньше, брюшко длинное ярко-желтого и черного цвета. Ужалив, пчела погибает, а оса может жалить дальше.)

— Чем, кроме строительства гнезда, весной занимается шмель?

— Почему насекомые покинули свои зимние убежища? (Стало пригревать солнце, появился корм для насекомых.)

Несколько десятилетий назад многие дети собирали коллекции бабочек. Для этого продавались сачки, специальные планшеты с иголками для накалывания бабочек. Сейчас, когда многие бабочки нуждаются в охране, такое увлечение детей не приветствуется. А в некоторых странах, например, на острове Мадагаскар, отлов бабочек даже карается тюремным заключением. Не надо ловить бабочек и давить гусениц! Но и просто брать в руки гусениц может быть опасно: некоторые из них, особенно покрытые ворсинками, могут быть ядовиты, и прикосновение к ним так же болезненно, как прикосновение к крапиве.

— Прочитайте текст. Рассмотрите рисунки. Сравните гусениц. Листьями каких деревьев они питаются?

— Какая гусеница наносит ущерб человеку? (Гусеница бабочки- капустницы.)

— Полезны или вредны комары? (Ответы учеников.)

— Нужно ли их уничтожать?

— Есть ли какая-нибудь польза от комаров?

— Рассмотрите рисунок на с. 85. Чем питаются птицы, стрекозы, рыбы? (Комарами.)

— Значит, если исчезнут комары, то. (Птицам нечем будет кормить птенцов, стрекозам и их личинкам, рыбам, лягушкам, жабам нечего будет есть, и они погибнут.)

Важно помнить, что в мире все взаимосвязано и любое вмешательство приносит вред.

Ученые изучают мир насекомых, который хранит еще много загадок. Так, изобретатели пока не могут построить машину, которая одновременно являлась бы самолетом и подводной лодкой, а в природе есть этот феномен. Это водяной клоп-гладыш, который живет в водоемах. Спинка у него выпуклая, с острым килем посередине, а брюшко плоское, поэтому плавает гладыш на спинке. Когда же надо взлететь, клоп переворачивается и взмывает в воздух прямо с воды.

Природа помогла создать предупредительные знаки. Если животное ядовитое и может жалить и кусать, то его яркая окраска действует как предупреждение. Например, птицы знают, что божьи коровки, имеющие красный цвет, опасны, так как они вырабатывают горький яд. Люди тоже часто используют цвет в подобных целях, чтобы предупредить о возможном риске. Все водители и пешеходы знают, что значит красный сигнал светофора. А расцветка осы использована в международном сигнале, предупреждающем о радиоактивной опасности. Он установлен повсюду в тех местах, где есть радиация.

Человек должен быть внимательным и наблюдательным, и природа подскажет ему много интересного.

V. Физкультминутка

Утром стрекоза проснулась,

Раз — росой она умылась,

Два — изящно покружилась,

Три - нагнулась и присела,

На четыре — полетела.

У реки остановилась,

Над водою закружилась.

VI. Закрепление изученного материала

Выполнение заданий в рабочей тетради

(Выполняется с последующей взаимопроверкой.)

Задания 2, 3, 4 (с. 46)

— Прочитайте, выполните задания.

VII. Рефлексия

Вставьте пропущенное звено в схемах превращения бабочки и стрекозы.

Яйца ➙ личинка (гусеница) ➙ . ➙ взрослая бабочка.

Яйца ➙ … ➙ взрослая стрекоза.

— Найдите лишнее. Подчеркните.

Муравей, бабочка, пчела, таракан, паук, муха.

Лишнее слово: паук.

Ставить ульи на клеверном поле бесполезно. Для опыления клевера нужны другие насекомые. Есть легенда о том, как некое божество разгневалось на клевер и запретило пчелам опылять его. Пчелы не осмелились ослушаться. Плохо пришлось бы клеверу, не будь отважных шмелей. Шмели не испугались угроз и по-прежнему прилетали к клеверу за нектаром, а заодно и опыляли его. Мы знаем, что цветки клевера имеют очень глубокие чашечки, а у пчел недостаточно длинный хоботок. У шмелей же хоботки длинные, и они прекрасно опыляют клевер.

— Выберите правильный ответ.

1. Могут ли пчелы опылять клевер?

2. Почему пчелы не опыляют клевер?

а) на цветках клевера нет пыльцы

б) хоботок пчелы слишком короткий +

3. Собирают ли шмели нектар?

VIII. Подведение итогов урока

— Каких насекомых можно увидеть ранней весной?

— Приведите примеры, как одни насекомые помогают человеку бороться с другими насекомыми. (Примерный ответ. Божья коровка в течение жизни уничтожает до 5000 тлей. Личинки златоглазки съедают за 60 дней развития около 4000 тлей, щитовок, паутинных клещей и других вредителей. Жужелицы - крупные, быстро бегающие жуки - питаются гусеницами вредных бабочек, личинками жуков, поедая за сутки свыше 10 гусениц и до 100 личинок.)

— Все наши уроки по традиции заканчиваются выводом. Кто хочет самостоятельно сделать его? (Ответы учеников.)

(Один из учеников читает вывод на с. 85 учебника.)

Домашнее задание

2. Выполнить задание 2 (с. 46) в рабочей тетради.

Материал для учителя

Насекомые

Существует более миллиона различных видов насекомых. Они живут повсюду, за исключением морских глубин. У многих из них шесть ног, пара усиков, одна-две пары крыльев и тело, состоящее из трех частей.

Самое большое насекомое — бабочка с Соломоновых островов. Размах ее крыльев около 30 см. Длина жука-голиафа более 20 см, а самое маленькое насекомое — жук-трихоптерикс. Его длина равна всего лишь третьей части миллиметра. И у такой малютки есть мозг, сердце, органы дыхания, кишечник!

Самый главный орган чувств насекомых — усы. Их разнообразие велико. У комара-звонца они мохнатые, у мухи усики короткие и с вздутиями. Как ниточка усики кузнечика-долихопода и в длину в 3—4 раза больше тела. Он живет в темной пещере. Длинные усы помогают ему ощупывать предметы далеко вокруг себя. Словно пилочка усы у жука- щелкунчика, как гребенка — у бабочки.

Ротовой аппарат у насекомых тоже у всех разнообразный и зависит от их питания. У бабочки, любительницы нектара — длинный хоботок. Комар-кусака своим хоботком прокалывает кожу слона. Очень острые и зазубренные челюсти у жука-жужелицы. Кое-кому природа не дала ротовых придатков, и снизу головы лишь голая площадка. Поэтому пища такого насекомого накоплена еще в стадии личинки.

Многие насекомые плохо видят, а у некоторых и вовсе нет никаких глаз. Зато глаза стрекозы занимают почти всю голову, и каждый глаз состоит из величайшего множества глазков, каждый из них может давать самостоятельное изображение. Во все стороны смотрит стрекоза и, не поворачивая головы, хватает добычу своими длинными ногами.

У большеглазых насекомых, кроме того, еще есть на лбу крошечные, будто линзы, три глазка. Иногда два больших глаза сливаются вместе или появляются четыре, направленных в разные стороны. Жук-вертячка двумя глазами видит все, что находится сверху, над водой, а двумя другими — снизу, под водой.

В груди насекомых сосредоточены мышцы. Они проводят в движение крылья и ноги. Крылья у летающих насекомых очень крепкие. Тонкий и нудный писк летящего комара — это пение крыльев, работающих с огромной быстротой.

Скорость полета насекомых невелика: пчелы — в среднем 10—20 км/ч, шмеля — 3—5 км/ч, мухи — 2 км/ч, златоглазки — 0,5 км/ч. Зато слепни летят со скоростью до 40 км/ч, а бабочки-бражницы — около 60 км/ч.

Божья коровка

Комары

Кусаются только самки. Напьются они крови у животных или людей, переварят ее и летят поближе к воде и сырой земле откладывать яйца. Самец кровь не пьет. Он питается соком растений и сладким нектаром.

Оса

Оса — сластена: любит полакомиться нектаром цветов, сладким соком или сиропом.

Осы подвешивают свое гнездо на ветках деревьев или на чердаках. Гнездо осы похоже на большой шар из серого картона.

Бумагу для изготовления гнезда осы делают сами. Сначала они соскабливают челюстями крошечные кусочки с дерева, потом пережевывают их и смешивают со слюной. Из комочков, которые у них получаются, осы делают тонкие полоски настоящей бумаги и строят из них домик. На такой бумаге даже писать можно.

Домик получается теплый, многослойный. Если даже на улице —5°, в гнездышке осы жарко, как в летний день, +30°.

Осы не умеют делать мед, и домик они строят только для выведения потомства.

Если не трогать жилище ос, они никогда не нападут. Но если кто-то захочет разорить гнездо, разъяренные насекомые немедленно встанут на его защиту.

Бабочка

Люди придумали о бабочках много сказок и легенд. В одной из сказок говорится, что бабочки — это ожившие цветы, которые сорвались со стебелька. За их красоту люди дали бабочкам красивые имена: махаон, адмирал, аполлон, зорька, лимонница. На земном шаре очень много бабочек.

Раньше всех весной вылетает ярко-желтая бабочка-лимонница. Она живет дольше всех бабочек — 10 месяцев: родится летом, перезимует, весной отложит яйца и умрет. Из яиц появятся гусеницы, которые превратятся затем в куколок, а из куколки вновь вылетает красивая бабочка.

Питаются бабочки нектаром цветов, а есть такие, которые вообще не едят.

Муха

У мух, как и у большинства других насекомых, глаза видят сразу по многим направлениям. Комнатная муха способна ходить вверх ногами, потому что у нее на лапках есть клейкие подушечки.

Чтобы удержаться в воздухе, комнатной мухе приходится делать 200 взмахов крыльями в минуту.

Мухи с помощью специальных желез выделяют соки, чтобы растворять пищу пред тем, как ее съесть. А находят пищу благодаря своим усикам, которые еще называют антеннами.

У мухи ротовая часть похожа на хоботок, с помощью которого она подбирает пищу.

Муравьи

Паук

Пауки бывают самые разные. Есть мелкие, есть покрупнее. Есть зеленые, бурые, черные, пятнистые. Живут они всюду: на почве, на растениях, под корой, под опавшими листьями, под камнями, в дуплах и пещерах. Есть даже паук, который обитает под водой и охотится там на всякую мелкую живность.

Все хорошо знают пауков, которые устраивают ловчие сети. Паутина липкая, стоит попасть в нее насекомому — и уже оттуда не выбраться. Да и паук не ждет: выскакивает из укрытия, бросается на жертву и кусает. При этом выделяется капля яда. Для нас этот яд неопасен, а для какой-нибудь мухи смертелен. Паук заплетет муху в кокон и поедает, когда проголодается.

Этим пауки полезны: чем их больше, тем меньше мух и комаров. Иногда в паутинные сети попадают и бабочки, и жуки, и даже клопы. Конечно, те, которые летают.

Но не все пауки плетут сети. Многие обходятся без них. Догоняют свою жертву или бросаются на нее из засады - будто тигр на оленя. Есть пауки, которые живут в норках. Они сами выкапывают их и снабжают крышечками. В случае опасности прячутся внутрь и закрывают за собой крышечку, словно дверь.

Очень интересно пауки расселяются. Хорошо насекомым: у них крылья есть. Взял и полетел в любую сторону. А пауки вот что придумали. Осенью молодые паучата, что из яиц вывелись, забираются на высокие предметы, поднимают конец брюшка кверху и выпускают длинную нить. Одним концом она стелется по воздуху, а за другой конец паучок крепко Держится. Как только поднимется ветер, паучку только стоит разжать лапки, которыми он за травинку держится. Ветер подхватывает паутинку и уносит вместе со смелым путешественником в дальние края.

1. Систематизировать знания детей о насекомых, их внешнем виде, способе передвижения, приносимой пользе или вреде.

2. Развивать мышление на основе упражнения на отгадывание загадок.

3. Закреплять умение соотносить основные цвета (красный, желтый, синий, зеленый)

4. Воспитывать заботливое отношение к объектам природы.

Материал: макет лесной поляны, насекомые, грибы, коробка, макет дерева.

Ход деятельности:

-Осторожно, ребята, здесь ручей течет, не замочите ноги (перепрыгивают)

- Посмотрите, дерево ветром свалило, и оно нам тропинку закрыло. Что же нам делать? (имитация перешагивания)

-Вот мы и пришли. Посмотрите, какая красивая поляна. Вам здесь нравится?

-Что вы видите на этой поляне? (цветы, траву)

-А что еще вы видите на этой поляне? А может быть, слышите? (нет)

-А давайте, внимательно прислушаемся (включается запись со звучанием жужжания пчелы)

-Что же это за звук, кто его издает? (Пчела)

-Еще, пожалуйста, послушайте. (Дети слушают и стараются угадать звуки, которые издают муха, жук, кузнечик)

-Как можно назвать одним словом муху, пчелу, кузнечика? (Насекомые)

Появляется Незнайка. В руках держит сачок и коробочку.

- Здравствуй, Незнайка. Что ты здесь делаешь?

Незнайка: Ловлю насекомых.

- А кого ты поймал, покажи нам, пожалуйста.

Незнайка: нет, так просто не покажу. Вы отгадайте про них загадки:

1) Шевелились у цветка

Все четыре лепестка

Я совать его хотел

Он вспорхнул и улетел (бабочка)

Я на ветке сижу

Я на ветке сижу

3) Спинка в веснушках

И покраснела (божья коровка)

4) С ветки на тропинку

С травки на былинку

Зеленая спинка (кузнечик)

-Ребята, давайте рассмотрим этих насекомых, сравним их: чем они похожим и чем отличаются друг от друга? (Сравнивают бабочку и божью коровку, кузнечика и жука)

-Незнайка, а ты знаешь, что насекомые бывают полезные и вредные?

(Дети вместе с воспитателем рассказывают о пользе и вреде насекомых).

-Незнайка, наши, ребята, хотят поиграть с тобой. Давайте поиграем с пальчиками.

-Жук летит, жужжит, жужжит и усами шевелит. (Пальчики в кулачок, кисти рук повернуты друг другу наружной стороной, а пальцы свободно машут как крыльями)

Летела бабочка, летела

Устала, на ладошку села

Немного посидела, отдохнула,

Оправилась и мигом упорхнула

(Руки над головой, кисти рук повернуты друг другу наружной стороной, а пальцы свободно машут, как крыльями).

-Незнайка, тебе понравилось с нами играть?

-Ребята, бабочки они словно цветы - красивые, яркие, своей красотой они украшают нашу природу, нашу жизнь. Нужно беречь их. А что бы их было еще больше, давайте нарисуем их и украсим ими нашу полянку. Дети разукрашивают готовый образец бабочки – штампиками. (украшают полянку готовыми рисунками).

-Ребята, вам понравилось на лесной полянке. О чем мы сегодня с вами говорили? В какие игры играли? Кого мы встретили на полянке? Что интересного он нам показал, рассказал (ответы детей)

-Незнайка, спасибо тебе, за то, что ты с нами поиграл сегодня. Но мы тебе даем свой совет - береги насекомых, и не лови их сачком. Пусть они украшают природу.

Незнайка благодарит детей и уходит.

-А нам, ребята, пора возвращаться в группу (на обратном пути перепрыгивают через ручеек, перешагивают через дерево)

Воспитатель: — Молодцы! (Жужжание пчелы.) -Ребята, вы слышите, кто-то летит. Кто же это? (Пчела).

— Давайте подойдем к ней поближе, только тихо-тихо, чтобы не испугать, и рассмотрим её повнимательней.

— Посмотрите, какие у нее крылышки красивые крылышки. А еще у пчелы есть усики, голова, брюшко, лапки.

— Посмотрите на картинки (на доске картинки – насекомые).

У всех насекомых есть голова, брюшко, усики, 6 лапок.

(один из детей показывая части тела насекомого)

— А вы знаете, что насекомыми происходят чудеса. А чудеса проявляются в том, что мухи, бабочки, жуки никогда не бывают малышами. Они появляются на свет сразу взрослыми.

— А теперь чуть-чуть отдохнем.

Утром бабочка проснулась,

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась.

Три – нагнулась и присела,

На четыре – улетела.

Вот наши насекомые, вы закрываете глаза, а я убираю одного из них. А вы должны мне сказать, кого же я убрала, кого не стало?

Конкурсы на сайте

Для педагогов и воспитателейПослушайте стихотворение:

Есть на Земле огромный дом (Автор – Л. Дайнеко)

Под крышей голубой.

Живут в нём солнце, дождь и гром,

Лес и морской прибой.

Живут в нем птицы и цветы,

Веселый звон ручья.

Живёшь в том доме светлом ты

И все твои друзья.

Куда б дороги не вели,

Всегда ты будешь в нем.

Природою родной земли

Зовётся этот дом. Давайте рассмотрим нашу бабочку

Крылья бабочки покрыты мелкими чешуйками, которые покрыты красящими веществами. Вот они то и придают бабочкам чудесную окраску крыльев. Но эти цветные чешуйки очень-очень хрупкие. Поэтому, если взять бабочку в руки, можно повредить эти чешуйки и тогда бабочка погибнет. Не берите бабочек в руки и другим не разрешайте этого делать. Сохраните красоту.

Вспомните чем питаются бабочки.

С листьев тлю она съедает,

Следить за садом помогает.

Вот она взлетела ловко.

Это -Божья коровка – это на самом деле жук, просто вот с такой особенной раскраской в крапинку.

Божья коровка борется с тлей и клещами и это очень важно. К тому же у многих народов есть поверье, что её нельзя ни в коем случае убивать, потому что это насекомое от бога.

Точки на спинке обозначают к какому виду принадлежит божья коровка – а видов б. коровок много.

Давайте рассмотрим божью коровку.

Предметные: учить рассматривать календарь появления насекомых (комаров, бабочек, пчёл, муравьёв) после зимнего покоя; называть представителей насекомых.

Регулятивные: осуществление учебных действий – выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственных формах.

Познавательные: общеучебные – ориентироваться в разнообразии способов решения учебных задач; предметные – рассматривать календарь появления насекомых после зимнего покоя; знакомиться с разнообразием насекомых.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества – задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; учить работать в группах.

Личностные: самоопределение – проявление положительного отношения к школе; смыслообразование – осознание значения учебной деятельности; нравственно-этическая ориентация – выражение эмоционально – нравственную отзывчивость.

Ход урока

– Какое время года наступило? (Весна).

– Какие изменения происходят с наступлением весны?

/Солнце сильнее греет, длиннее становится день, стало теплее, оттаивает почва, осадки в виде дождя, прилетают птицы, просыпаются животные после зимнего покоя/

Проблемная ситуация. (Слайд “Проблемная ситуация)

Однажды, гуляя по весеннему лесу со своими друзьями, Маша задумалась, к какой группе животных относятся пчёлы, комары, бабочки, стрекозы? Она обратилась к друзьям: Зайчику Пушу, Винни-Пуху и Пятачку.

Пуш сказал: “ По – моему, это звери, ведь у них есть лапки.”

Винни-Пух: “ Нет! Это птицы. У них есть крылышки и они умеют летать.”

Пятачок ответил: “Смотрите! А рядом с пчёлкой на цветке сидит гусеница! Какая она смешная! Но ведь у неё нет крылышек.”

А Маша опять спрашивает:

– А кто они – пчёлы, шмели, бабочки?

– Какой возникает вопрос?

/К какой группе животных можно отнести этот вид?/

Поиск решения.

– Какие есть предположения? Согласны ли вы с этой гипотезой? (предположением). Почему?

– Так кто же это? (Насекомые).

– Кто же из друзей был прав? (Никто)

– Сегодня мы будем закреплять знания о насекомых. Насекомые – самая многочисленная группа животных. Учёным уже известны более 1 миллиона видов, и каждый год открываются тысячи новых.

2. Формирование новых знаний.

– Мы с вами сегодня послушаем весну, звуки весны в апреле, подслушаем разговоры насекомых. А для этого отправляемся на весенний луг. (Слайд “Весенний луг”)

– Взошло и заиграло над лугом весеннее ласковое солнышко, зажгло янтарным светом журчащие ручейки. Набухли на деревьях почки и послышался на лугу чей-то голосок. (Слайд “Бабочка-лимонница”)

– Кого же мы встретили первой? Посмотрите на бабочку. Сколько крыльев у бабочки?

– Есть ли у неё усики?

– А сколько лапок? Каким способом передвигается бабочка?

– У вас на столах для каждой группы лежат конверты – задания. Откройте их. Что вы видите? (Разрезная картинка).

– Правильно. Давайте посоревнуемся на время: кто быстрее соберёт картинку.

– Это насекомые собрались на собрание.

– Давайте подслушаем, о чем они “говорят”.

(Выходят дети, на голове “короны” с изображением насекомых).

Весна. Здравствуйте, мои дорогие! Целый год не виделись! Как провели зиму?

Шмель. Я спал. Похудел!

Муравей. У меня запасов полно было. Не голодный. Сейчас так хорошо себя чувствую, будто и не было холодной зимы.

Бабочка. А я все крылышки себе помяла. Теперь такая, наверное, некрасивая!

Пчёлка. А у меня столько за зиму дел накопилось! Да и тепла хочется: солнышка яркого и тёплого, да денька пригожего.

Весна. А меня-то вы рады видеть?

– Почему звери рады весне?

Два жука
Жили-были два жука
Два жука.
Жизнь была у них легка:
Пляшут, взявшись за бока,
Полевого трепака,
Дразнят ос и паука.
Ничегошеньки не боятся,
Всё жужжат и веселятся –
Два жука.
Два жука весёлых,
В зелёных камзолах,
В красивых сапожках,
На тоненьких ножках.

– Посмотрите на изображение жука. Сколько лапок у жука?

– А есть ли у жука крылышки? Сколько их? Какие они? (Верхние – жёсткие, нижние – тонкие, прозрачные)

– Как передвигается жук?

3. Работа с учебником (с. 68 – 69)

– Откройте учебники на с.68. Давайте прочитаем статью “Весенние картинки”.

Вопросы после чтения:

– Чем питается жужелица?

– Почему весной у муравьев много “работы”?

– Почему покидают свои дома – ульи пчелы? Куда они летят?

– Что вы узнали о майских жуках?

4. Работа в тетради /с. 72 – 73/

С. 73 №1 – Заполнение схемы – рисунка. Работа в парах.

5. Физминутка.

Поднимайте плечики,
Прыгайте, кузнечики,
Прыг – скок, прыг – скок!
Сели, травушку покушаем,
Тишину послушаем.
Тише, тише, высоко
Прыгай на носках легко.

6. Закрепление пройденного.

1)– Наше путешествие продолжается. Посмотрите, кто это замер на дереве? (Паук)

– Где живут пауки? Какой у них домик? (Гнездо из нитей паутины.)

– А пауки летают? Почему? (Нет крыльев)

– А сколько у них ног? Давайте посчитаем. (8)

– Как вы думаете, относятся ли пауки к насекомым? (Нет)

– Правильно, нет. Вы сейчас сами это и доказали.

2) – Отгадайте загадки (Слайды):

На лужайке росла большая сосна,
А под сосной кипела работа.
Без работы, хоть убей,
Жить не может…

(муравей)

Имя взял у кузнеца,
Цвет – у огурца,
Крылья – у мошки,
Ножки – у блошки.

(кузнечик)

Не зверь, не птица,
Носок как спица.
Летит – пищит,
Сядет – молчит.
(комар)
На ромашку у ворот
Опустился вертолёт.
Золотистые глаза…
Кто же это?
(стрекоза)
Он шнырял, шуршал в шалфее,
Он ужасный шум затеял.
Сколько дел он натворил,
Даже муху разбудил!

(шмель)

Над цветам я жужжу,
Целый день в заботах –
Собираю я пыльцу,
Наполняю соты.

(пчела)

7. Работа в группах.

– Откройте в рабочей тетради страницу 72 и найдите задание №1. Выполните задание. (У кого сколько ног?)

– Давайте проверим: как вы выполнили это задание.

8. Закрепление знаний.

– Откройте учебник на с. 71. Прочитайте вывод. Согласны ли вы с авторами учебника?

Презентация слайда №16 (учитель читает наизусть).

В лесу летают мотыльки,
Ползут козявки и жуки.
Природа – мать им жизнь дала –
У них у всех свои дела.
Ты их увидишь на пути –
Не обижай, а отойди!
Без насекомых лес, друг мой,
И одинокий и пустой!

9. Итог урока.

– Вот и подошло к концу наше путешествие.

– Что узнали интересного на уроке?

– Что больше всего понравилось?

– Что нового вы сегодня узнали?

Рефлексия.

– Поставьте оценку (смайлик – магнит) нашему сегодняшнему путешествию.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Вид урока – комбинированный

Пронько Наталья Александровна

Учитель начальных классов

средняя общеобразовательная школа № 73

имени Александра Васильевича Молчанова

Цель урока:

познакомить учащихся с весенним пробуждением насекомых;

продолжить развитие экологическое мышление учащихся;

способствовать развитию эстетического восприятия.

Планируемые результаты

Предметные: учащиеся научатся понимать важность насекомых, взаимосвязь растений и насекомых.

Метапредметные:

определять и формулировать цель урока;

находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и учебник, доказывать свое мнение;

делать выводы, сравнивать.

Личностные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с одноклассниками.

Методы работы: объяснительно-иллюстративные, наглядные, словесные, практические, частично-поисковые.

Формы работы : индивидуальная, парная, фронтальная.

Организационный момент ( 1 мин).

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся (3 мин) .

Учитель: Наступила весна. Скажите, что изменилось, если сравнивать с зимним периодом?

Учащиеся: Солнце стало светить ярче, стало тепло, растаял снег, распускаются листья на деревьях, прилетают птицы, просыпаются животные после зимней спячки.

Учитель: Правильно, природа оживает. С наступлением весны одними из первых пробуждаются насекомые, маленькие, загадочные существа, живущие на нашей планете. Это самая многочисленная группа обитателей Земли. Я предлагаю вам на этом уроке стать исследователями-энтомологами. Чем же эти ученые занимаются? Энтомологи  это учёные, которые изучают жизнь насекомых. Теперь давайте попробуем сформулировать тему нашего урока.

Учащиеся: Сегодня мы будет изучать весеннее пробуждение насекомых.

Учитель: Правильно. С собой мы возьмем хорошее настроение и любознательность. А теперь в путь!

Актуализация знаний (5 мин).

Какой цветок является символов Голландии? ( тюльпан )

Какой цветок похож на кудрявого барашка? ( гиацинт )

В какой цветок, по легенде, был превращен юноша, влюбленный в себя? ( нарцисс )

Слова для справки: маргаритка, тюльпан, нарцисс, ирис, гиацинт.

Вставьте пропущенные слова в тексте .

Анютины глазки зацветают в мае и могут цвести до глубокой осени . Кажется, что своими цветками- глазками растение смотрит с удивлением и восхищением на окружающий их мир.

Учитель: У кого получилось выполнить задания без ошибок? У кого есть ошибки, повторите дома еще раз прошлую тему урока.

Первичное усвоение новых знаний (18 мин).

Учитель: А сейчас мы с вами будем исследовать жизнь насекомых весной. Первое ваше задание исследователей – это отгадывание загадок о насекомых. (Учитель задает загадки, а учащиеся, поднимая руки, отвечают на них. Учитель запускает презентацию, показывает соответствующую фотографию насекомых на доске.)

Загадки о насекомых

Не птица, а с крыльями

Над цветком летает,

Медок собирает. (пчела)

А груз большой ношу. ( муравей)

Не жужжу, когда сижу,

Не жужжу, когда хожу,

Если в воздухе кружусь

Тут уж вволю нажжужжусь. (жук)

Вдруг зажегся на травинке

Это с лампочкой на спинке

Сел на травку …(светлячок)

Модница крылатая,
Платье полосатое.
Ростом хоть и кроха,
Укусит – будет плохо. (оса)

Ножки длинные тащит.

Случай не упустит:

Сядет и укусит. ( комар)

В чёрный горошек,

И зовут её … (божья коровка)

Её кокон, как яичко.

И летает, хоть не птичка.

Пьёт нектар она с цветка,

Опасается сачка. (бабочка)

Не птица, а летает,

С хоботом, а не слон,

Никто не приучает,

А на нос садиться. (муха)

На ромашку у ворот
Опустился вертолет –
Золотистые глаза.
Кто же это. (стрекоза)

Учитель: А теперь назовите вредных насекомых.

Учащиеся: Комары, жук-листогрыз.

Учитель: Что решили животные?

Учащиеся: Все насекомые на Земле необходимы и важны.

Учитель: Для выполнения второго задания исследователей насекомых, нужно открыть учебник на стр.82-83, прочитать текст, рассмотреть рисунок. Найти насекомых, о которых рассказано в тексте. ( Учащиеся читают текст, находят насекомых на рисунке.)

Учитель: Почему насекомые покинули свои зимние убежища?

Учащиеся: Солнце стало пригревать, появился корм для насекомых.

Учитель: Что делает шмель весной?

Учащиеся: Ищет место для гнезда.

Учитель: Чем занимаются муравьи в начале весны?

Учащиеся: Ремонтируют свой большой дом.

Учитель: Каких бабочек вы встретили на страницах учебника?

Учащиеся: Крапивница, лимонница, адмирал, траурница.

Физминутка (1мин).

Утром бабочка проснулась,

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась.

Три – нагнулась и присела,

На четыре – улетела.

Первичное закрепление (6 мин).

Гусеница крапивница – кормится листьями крапивы.

Гусеница траурница – ест листья березы и осины.

Стрекоза – питается комарами.

Муравей – поедает много опасных насекомых.

Информация о домашнем задании (2 мин).

Учитель: Откройте дневник и запишите домашнее задание.

Р.т. с. 46 №1. В этом задании вам нужно вырезать из приложения и клеить фотографии бабочек в соответствии с их названием.

Нарисовать на листе одного представителя насекомых, описать его особенные признаки. (Для энтомологической коллекции класса ).

Рефлексия, подведение итогов занятия (4 мин).

Учитель: Что вы узнали сегодня на уроке?

Ученики: Кто такие насекомые, что они делают весной, чем питаются.

Учитель: Каких насекомых можно увидеть ранней весной?

Ученики: Бабочек, муравьев, пчел, ос, мух комаров, жуков, стрекоз.

Учитель: Почему нужно беречь и охранять насекомых?

Ученики: Если исчезнут насекомые с нашей планеты, то исчезнут растения, животные, птицы. Они не могут существовать друг без друга. Насекомые – это часть природы. Поэтому нельзя убивать насекомых, а только их беречь, любить и охранять. (Учитель помогает сделать этот вывод.)

Учитель: Вот и подошло наше путешествие к концу. Напоследок я вам хочу прочитать стихотворение о важности существования всех животных.

Читайте также: