В театре близнецов занимательная грамматика конспект с презентацией

Обновлено: 07.07.2024

Занимательная грамматика Презентацию выполнила учитель начальных классов Минеева О.И.

Закричал охотник – Ой! Двери гонятся за мной - Какая буква заблудилась? На виду у детворы, крысу красят маляры Посмотрите – ка ребятки Раки выросли на грядке

Куклу выронив из рук Маша мчится к маме. Там ползёт зелёный лук С длинными усами. Говорят, один рыбак В речке выловил башмак, Но зато ему потом, на крючок попался дом .

Тает снег. Течёт ручей. На ветвях полно врачей. Мы собирали васильки На головах у нас щенки. Старый дедушка Пахом, На козе скакал верхом. Сели в ложку и – айда! По реке туда – сюда.

4. Ты с этой буквою знаком Стоят два колышка рядком. А между ними – поясок Натянутый наискосок. 5. В этой букве нет угла До того она кругла. 6 . Села мышка в уголок Съела бублика кусок.

А теленок – озабочен Тем, что яблоко мало. А цыпленок – тем, что очень велико и тяжело. А котенку все равно: Кислое – зачем оно? - Что вы! – шепчет червячок Сладкий у него бочок.

Проверь БРУСКА - барсук БЕРЗА - зебра АБЛЕК - белка КУТА - утка ПУТЕХ – петух ЛЕСО - осёл ОБКАСА – собака ЦУРИКА -курица

Слова-Близнецы

№ слайда 1

Мы слова из русской речи, Из родного языка! Одинаково нас пишут, Одинаково нас с

№ слайда 2

Мы слова из русской речи, Из родного языка! Одинаково нас пишут, Одинаково нас слышат, Но важна не только внешность, Потому не торопясь, Не всегда нужна поспешность, Ты до смысла доберись. Наподобие начинки, Смысл запрятан в серединке. Схожим лицам вопреки Мы по смыслу- далеки!

Орфографическая разминка Зачеркни ненужную букву: А) н( е,и) бесный, пр(е,и) лес

№ слайда 3

Орфографическая разминка Зачеркни ненужную букву: А) н( е,и) бесный, пр(е,и) лестный, цв(е,и)тной ; Б) м(а,о)хнуть, сп(а,о)сти, к(а,о)рмить; В) сп(е,и)шит на работу, сп(е,и)шите правильно, Г) прим(е,и)рение,прим(е,и)рять костюм, Д) пол(а,о)скать к(а,о)тенка, пол(а,о)скать б(е,и)лье, Е) св(и,е)ла гнездо, св(е,и)ла с тропинки .

Орфоэпическая разминка Расставьте ударения в словах: БАЛОВАТЬ, ГАЗОПРОВОД, ДОСУГ

№ слайда 4

Орфоэпическая разминка Расставьте ударения в словах: БАЛОВАТЬ, ГАЗОПРОВОД, ДОСУГ, ЗВОНИТ, ИСЧЕРПАТЬ, КРАСИВЕЕ, КАТАЛОГ, КУХОННЫЙ, ОПТОВЫЙ, ПРИНУДИТЬ, СВЕКЛА, ЩАВЕЛЬ, УКРАИНСКИЙ, ЗАВИДНО,ТВОРОГ, ТОРТЫ, БАРМЕН, БАНТЫ, НАЧАТЬ, СОБРАЛИСЬ, ПРОЦЕНТ, ИСКРА.

Синтаксическая разминка Сделайте синтаксический разбор предложения: ПЕРЕД СУМЕРК

№ слайда 5

Синтаксическая разминка Сделайте синтаксический разбор предложения: ПЕРЕД СУМЕРКАМИ МЫ ЕЩЕ РАЗ СБЕГАЛИ ЗА ДРОВАМИ, ЧТОБЫ ОБЕСПЕЧИТЬ СЕБЯ ОГНЕМ, КОТОРЫЙ СОГРЕВАЛ ВСЕХ РЕБЯТ.

Сказать, что изображено на картинках, записать слова в тетрадь:

№ слайда 6

Сказать, что изображено на картинках, записать слова в тетрадь:

Заучи в стихах: Омонимы как близнецы похожи, Но значат не одно и то же: Груз под

№ слайда 7

Заучи в стихах: Омонимы как близнецы похожи, Но значат не одно и то же: Груз подает подъемный кран, А воду льет в квартире кран

Сказка о том, где живут слова В большом доме – Толковом словаре – под одной крыш

№ слайда 8

…продолжение сказки - Как?! – удивился Составитель. – Ведь я только что отвел сл

№ слайда 9

Найдите омонимы. Докажите. Играть в шашки, дымовая шашка; Горький лук, стрельб

№ слайда 10

Найдите омонимы. Докажите. Играть в шашки, дымовая шашка; Горький лук, стрельба из лука; Вкусная овсянка, слушать овсянку; Стакан из стекла, вода стекла; Косить косой, косой взгляд; Теплая печь, печь пироги.

ОМОФОНЫ

№ слайда 11

Итоги урока Что такое омонимы? Все ли одинаковые по написанию и произношению сло

№ слайда 13

Итоги урока Что такое омонимы? Все ли одинаковые по написанию и произношению слова будут являться омонимами? Как найти омонимы в толковом словаре?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект внеклассного мероприятия "Слова-близнецы" к Предметной неделе русского языка в начальных классах. Познавательно-игровая программа, участвуют команды из 2-4 классов.

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

(с презентацией)

познакомить детей с группой существительных-омонимов, научить находить их и объяснять значение каждого слова-омонима;

развивать устную речь, логическое мышление, слух, внимание;

воспитывать любовь к родному языку.

Оборудование: презентация.

Ход внеклассного мероприятия.

Вступление. Слайд №1.

Учитель. День вступил в свои права,

В гости к нам пришли слова.

Посмотрите: что за чудо?

Перед нами близнецы.

Я спросила: «Вы откуда

Отвечали мне слова:

Ученик 1. Заверяем, голова,

Что и раньше с нами встречи

Ты имел наверняка.

Мы – слова из русской речи,

Из родного языка!

Одинаково нас слышат,

Одинаково нас пишут.

Ученик 2. Но важна не только внешность,

Потому не торопись,

Не всегда нужна поспешность –

Ты до смысла доберись.

Наподобие начинки,

Смысл запрятан в серединке.

Схожим лицам вопреки –

Мы по смыслу далеки.

Давайте прочитаем хором первое слово, второе слово. Что вы заметили? (Ответы детей).

Правильно, эти слова одинаково пишутся и одинаково слышатся, но по смыслу совершенно различны. Давайте проверим это.

Слова, которые одинаково пишутся и одинаково слышатся, но имеют разные значения, называются словами-близнецами, а по-научному – омонимами. Слайд №4.

Давайте прочитаем хором.

Внешне они похожи друг на друга, как две капли воды, потому-то они и называются близнецами. Кто знает, кто такие близнецы? (дети, родившиеся одновременно от одной матери). Слайд №5.

Сегодня мы с вами научимся находить такие слова и объяснять их значение.

Основная часть.

Ученик 3. Что за шутки? Говорят:

На быках мосты стоят.

Вот он мост, под ним река,

Ни единого быка!

Не пойму я ничего – утонули что ли?

Или все до одного убежали в поле

От нелегкого труда?

Ну а мост на чем тогда?

Ребята, мост действительно стоит на быках, но только на каменных. Быки – это промежуточная опора моста. Слайд №7. Сколько река ни беснуется, сколько ни старается – мост на крутолобых бетонных быках ей не сдвинуть.

Послушайте еще одно стихотворение.

Ученик 4. Кто вы?

Мы лисички, дружные сестрички! Ну а вы-то кто же?

Мы лисички тоже!

Как, с одной-то лапкой?

Нет, еще со шляпкой!

Кто подскажет, где здесь слова-близнецы? (Лисички)

О каких лисичках идет речь? Какие два значения имеет это слово?

Лисичка – это хищный зверь в рыжей шубке. Слайд №10. Лисичка – съедобный гриб, имеющий такую же окраску, как мех лисы. Слайд №11.

Овсом не кормят,

Кнутом не гонят.

А как пашет –

Семь плугов тащит.

Правильно, это трактор. Слайд №12. Кто знает, как называется ходовая часть трактора? (Гусеницы)

О каких гусеницах идет речь? О тех, из которых впоследствии получается бабочка? (Нет) Слайд №13.

Стальная гусеница – это как бы дорожка без начала и без конца, на таких гусеницах трактор едет, как на колесах. С двумя такими дорожками, справа и слева, трактор не увязнет ни в снегу, ни в песке, ни в болоте.

Гусеница – личинка бабочки, червяк. Слайд №15. Гусеница – стальная дорожка трактора. Слайд №16.

Ребята, как вы думаете, для чего нам нужно знать значения слов-близнецов?

Во-первых, таких слов в русском языке не очень много, а, следовательно, запомнить их не составит труда. Во-вторых, знать значение таких слов нам необходимо для того, чтобы не попасть в смешную ситуацию, как это случилось с двумя вашими одноклассниками. Встретились как-то раз два друга…

- А у меня дома овсянка!

- Подумаешь, у меня дома тоже есть овсянка…

- Люблю я овсянку!

- Она желтая, красивая такая…

- И вкусная. Особенно с молоком.

- Как это – вкусная? Как это – с молоком?

- Да так! А еще хороша с маслом и с сахаром!

- Да ты про что говоришь?

- Как это про что? Про овсянку!

- Про какую овсянку?

- Про обыкновенную овсянку! А ты про какую?

- И я про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.

- Каша песни пела?!

- Какая каша? Не каша, а птица! Птица! ОВ-СЯН-КА! Не слыхал про такую, что ли? Пойдем ко мне, мою овсянку слушать!

- Пойдем! А потом ко мне – мою овсянку кушать!

Ребята, почему мальчики не поняли друг друга?

Овсянка – маленькая перелетная птичка из отряда воробьиных. Слайд №17. Овсянка – овсяная крупа, овсяная каша (из овса). Слайд №18.

Вот, ребята, для чего нам нужно знать значение слов-омонимов, - чтобы не попасть в нелепую ситуацию.

Закрепление.

Давайте повторим, какие слова называются близнецами? А как их называют по-научному?

Сейчас я буду читать стихи, ваша задача – найти в них слова-близнецы и объяснить их значение. Будьте внимательны!

В море суши полоса

Называется коса.

И у девушки коса –

Цвета спелого овса.

На траве лежит роса,

Косит травушку коса,

У меня один вопрос:

Сколько есть на свете кос? Слайд №19.

Шел я с сумкой за плечом,

Вижу – бьет в овраге ключ.

Наклонившись над ключом,

Уронил я в воду ключ.

Шарю я в ключе по дну,

Над водою спину гну.

Если ключ я не найду –

Как домой я попаду? Слайд №20.

- Какие еще ключи вы знаете?

Ученик 5. Много разных есть ключей –

Ключ - родник среди камней,

Ключ скрипичный, завитой,

И обычный ключ дверной.

Мы сражаться стали,

В ход пустили шашки,

Шашки не из стали –

Мы играем в шашки. Слайд №21.

Встав на цыпочки, лисица

За плетень во двор косится:

- Петя, Петя, Петушок,

Дай на время гребешок,

Причешу я только хвост!

А петух не так уж прост –

Знает – что возьмет лисица,

То назад не воротится! Слайд №22.

А сейчас мы проверим, кто из вас самый смекалистый!

Вопросы на смекалку:

Каким ключом нельзя открыть дверь? (Скрипичным, гаечным, родниковым)

Какую ноту кладут в суп? (Соль)

Из каких ноготков нельзя собрать букет? (На пальцах)

Из какого крана нельзя брать воду? (Из подъемного крана)

Какой лук не кладут в суп? (Лук – оружие для стрельбы)

Какой иглой не сошьешь рубашку? (Сосновой иглой, иглой ежа)

На каких полях не пашут и не сеют? (На тетрадных полях)

Каким гребнем не расчешешь волосы? (Гребнем петуха)

Итог занятия.

- О каких словах мы сегодня говорили?

- Как они называются?

- Чем они похожи? Чем отличаются?

- В этом случае вам поможет толковый словарь русского языка. Слайд №24. При чтении книг вы можете воспользоваться толковым словарем, он вам подскажет, какое значение имеет то или иное слово.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

1 класс Слова – близнецы (омонимы) Выполнила: Дробышевская Ж.Л. учитель нача.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 класс Слова – близнецы (омонимы) Выполнила: Дробышевская Ж.Л. учитель нача.


Это очень просто, дети, Все нарисовать на свете. Нам понадобится с вами Кара.

Это очень просто, дети, Все нарисовать на свете. Нам понадобится с вами Карандаш и лист бумаги.

Лук

Коса

Кран

Лисички

Близнецы Слова- близнецы одинаково пишутся и одинаково слышатся, но имеют раз.

Близнецы Слова- близнецы одинаково пишутся и одинаково слышатся, но имеют разные значения: ручка норка лист шпилька (омонимы)

 Ключ

Работа в группе Вопросы на смекалку Отгадай загадки. Объясни значение слов-бл.

Работа в группе Вопросы на смекалку Отгадай загадки. Объясни значение слов-близнецов. Сочинить сказку используя слова – близнецы (омонимы).

Спасибо за работу!

Спасибо за работу!

Краткое описание документа:

Презентация составлена к занятию по внеурочной деятельности "Юный лингвист" по теме "Слова - близнецы (омонимы)" для 1 класса.

Двум братьям - художникам предлагается изобразить некие предметы: лук, кран, коса, лисички, Но у каждого получается свое изображение. Обучающиеся тоже рисуют предметы, сравнивают свои рисунки с изображением братьев - художников. Объясняют, почему так получилось. Делают вывод: так же как и у людей, у слов есть близнецы: слова, которые одинаково пишутся и одинаково слышатся, но имеют разные значения. В конце занятия предлагается разноуровневая работа: 1 уровень сложности: отгадать загадки, объяснить значение омонимов

Есть она у чемодана

И у школьницы любой,

Есть у двери ресторана

И у чашки голубой. (ручка)

Как сверкнет с небес, так столько

Шума, грохота, аж жуть!

На земле же может только

Быстро куртку застегнуть!(молния)

3 уровень сложности (желтый)

Сочинить сказку используя слова – близнецы (омонимы).

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Дислексия, дисграфия, дискалькулия у младших школьников: нейропсихологическая диагностика и коррекция

  • Курс добавлен 24.12.2021
  • Сейчас обучается 203 человека из 54 регионов


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 608 064 материала в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 10.03.2020 523
  • PPTX 4.5 мбайт
  • 79 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Дробышевская Жанна Леонидовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Академическая стипендия для вузов в 2023 году вырастет до 1 825 рублей

Время чтения: 1 минута

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Основная цель курса: расширение лингвистического кругозора учащихся через систему развивающих занятий.
Задачи курса: Развитие лингвистических компетенций учащихся. Формирование любви и уважения к русскому языку. Развитие познавательных способностей младших школьников. Развитие творческих способностей младших школьников. Расширение кругозора учащихся.



Читайте также: