В ф одоевский мороз иванович конспект

Обновлено: 05.07.2024

На календаре зимний месяц декабрь. Ребята, а вы любите зиму? Почему? Зима – волшебное время года, природа наполнена сказочной красотой, и неизвестно, какие чудеса и приключения нас ждут. Как вы думаете, о чем будет речь на сегодняшнем уроке?

Сегодня мы с вами познакомимся с жизнью и творчеством В. Ф. Одоевского; научимся анализировать, сравнивать, читать выразительно; учить мыслить, рассуждать.

На столах у каждого из вас лежит лист, по которому вы будете работать.

Какой самый любимый праздник у детей зимой? А откуда пошла традиция отмечать новый год? Как в старину его праздновали? Сейчас мы с вами узнаем.

Каждая группа выберет сейчас себе задание:

- Как отмечали новый год раньше?

- Почему елка является символом нового года?

- Как появились первые елочные игрушки?

Дети: В древности у многих народов год начинался весной или осенью. В Древней Руси новый год начинался в марте. Его встречали, как праздник весны, солнца, тепла, ожидания нового урожая. Когда на Руси в конце Х века приняли христианство, новый год стали встречать по византийскому календарю – 1 сентября, в самом начале осени. Накануне 1700 года русский царь Пётр І издал указ праздновать Новый год по европейскому обычаю – 1 января. Пётр предложил всем москвичам украсить свои дома сосновыми, еловыми цветками. Все должны были поздравить родных и знакомых с праздником. В 12 часов ночи Пётр І вышел на Красную площадь с факелом в руках и запустил в небо первую ракету. Начался салют в честь новогоднего праздника. Лет триста назад люди верили, что, украшая новогоднюю ёлку, они делают злые силы добрее. О злых силах давно забыли, но ёлка – по-прежнему символ новогоднего праздника.

Учитель: А почему елка является символом новогоднего праздника?

Дети: Согласно старинной легенде, ель стала символом Рождества по желанию небесных сил. Когда родился Спаситель, под пение ангелов на темном небе зажглась новая яркая звезда. Узнав божественное знамение, к пещере поспешили не только люди, но и животные и растения. Каждый старался показать новорожденному свою искреннюю радость и принести какой-нибудь подарок. Растения и деревья дарили Младенцу свои благоухания, цветы, плоды и листья.

На радостное событие спешила с далекого севера и Ель. Она пришла самой последней и, стесняясь, встала в стороне. Все удивленно спросили ее, почему она не заходит. Ель ответила, что ей очень хочется войти, но ей нечего подарить Божественному Младенцу, и она боится испугать Его или уколоть иголками. Тогда растения поделились с Елью своими дарами, и на ее ветвях стали красоваться красные яблоки, орехи, яркие цветы и зеленые листочки. Ель очень обрадовалась, поблагодарила всех, и тихо подошла к Иисусу. Младенец улыбнулся, увидев красивую, разноцветную, добрую Ель, и тогда над самой ее верхушкой звезда еще ярче засияла…

Учитель: Откуда пошла традиция украшать елку игрушками?

По некоторым сведениям, первые ёлочные игрушки (стеклянные шары) появились в Саксонии в XVI веке. По той причине, что в этот год был неурожай яблок - а именно ими в основном украшали праздничное дерево, но стеклодувы пришли на выручку традиции и сделали стеклянные шары вместо яблок.

На Руси первые ёлочные игрушки делали из тряпок, соломы, цветных ленточек, а уже позднее из бумаги и фольги. Этим производством занимались специальные картонажные мастерские. Стеклянные украшения появились позднее.

Учитель: Сказки - мудростью богаты

Сказке - скажем “Приходи”!

Это присказка ребята

Но, а сказка впереди.

Учитель: Что же такое СКАЗКА?

Дети: Сказка – это жанр устного народного творчества.

Учитель: Какая бывает сказка?

Учитель: Какую мы сказку изучали на прошлых уроках? (Мороз Иванович)

Это сказка народная или литературная. А почему? Кто автор этой сказки? (В. Ф. Одоевский).

Учитель: Давайте вспомним, кто такой В. Ф. Одоевский.

(Ученик рассказывает :

Одоевский Владимир Федорович (годы жизни 1803 - 1869 гг.)- русский писатель, философ, музыковед и музыкальный критик, общественный деятель.

Родился 30 июля (11 августа н. с.) в Москве. Отец происходил из древнего княжеского рода, родители матери - крепостные крестьяне.

(В 1816 - 22 Учился в Московском университетском благородном пансионе.)

Параллельно с литературным творчеством он уделяет внимание науке, музыке, также активно занимается общественной деятельностью.

Умер Одоевский 27 февраля (11 марта н. с.) 1869 в Москве).

Учитель:- Сядьте прямо не шумите и тихонечко сидите. вы послушайте сейчас. Какой же герой к нам спешит на урок?

-- Красивый старичок, седой- седой сидит на ледяной лавочке, да снежные комочки ест. Вы узнали, кто это? (Мороз Иванович).

Портрет (Мороза Ивановича).

Учитель: Ребята, он понравился вам в сказке?

Каким он был? (добрым, красивым, справедливым, счастливым, морозным, в красивом тулупе, с белой бородой). А вот и еще один герой сказки?

Учитель: Вот следующая героиня сказки. Я очень умная девочка, рано встаю, сама одеваюсь. А, вставши с постельки, за работу принимаюсь. Кто это? (Рукодельница) Портрет (Рукодельницы)

Учитель: А как вы понимаете смысл этого слова? (Все делает своими руками).

Сценка (по ролям).

Сейчас давайте почитаем по ролям, как Рукодельница и Мороз И. встретились.

( Девочка: Здравствуй, дедушка!

Мороз Иванович : Здравствуй, рукодельница знаю зачем ты ко мне пожаловала, ты ведерко в мой студенец опустила, отдам, отдам, я тебе его, только ты, мне три дня прослужи, будешь умна награжу, а ленива тебе же хуже. А теперь мне пора спать….)

Так какая она была? (Добрая, трудолюбивая, руки как солнышко, лицо умное).

Учитель: Ребята представьте, что вы художники. Какой бы вы нарисовали портрет Рукодельнице?

Пусть дорога нелегка,

И замерзли мы слегка

Руки мы сейчас согреем

Все на свете мы умеем.

Учитель: Как звали втору главную героиню? Какой вы ее себе представляете? Портрет Ленивицы.

Найдите и прочитайте это предложение.

Ответы на вопросы по командам:

Сейчас мы поделимся на команды (3 команды). Я раздам каждой команде по вопросу. И вам нужно на них ответить.

1 команда: Какая беда случилась с Рукодельницей? (Она пошла за водой к колодцу, а верёвка оборвалась, ведро упало в колодец) .

2 команда: Кто ей встретился в волшебном колодце и о чём её попросил? (Пирожок попросил достать его из печки. Яблочки на яблоньке попросили потрясти) .

3 команда: Как рукодельница могла вернуть ведёрко? (За него она должна была три дня прослужить.)

1команда: Прочитайте, как отблагодарил дед Рукодельницу.

2команда: Что наказывала нянюшка Ленивице?

Окостенели – замерзли, онемели,

Отойдут, не ознобишь.

Почивать – лег спать

Стрепня – еда, повара называли стряпуха.

научатся называть специфические особенности жанра литературной сказки; выделять главную мысль произведения под руководством учителя; характеризовать героя произведения на основе его намерений и поступков, оценивать поступки героев произведения и свои собственные под руководством учителя с точки зрения моральных ценностей

ВложениеРазмер
Сравнение народной и литературной сказки 30.72 КБ

Предварительный просмотр:

Тип урока: освоение нового материала

познакомятся с авторской сказкой В. Ф. Одоевского;

научатся называть специфические особенности жанра литературной сказки; выделять главную мысль произведения под руководством учителя; характеризовать героя произведения на основе его намерений и поступков

познавательные: осознают сущность и значение литературных сказок как части русской национальной культуры;

регулятивные: выбирают вместе (в паре) форму оценивания результатов, вырабатывают совместно (в паре) критерии оценивания результатов; анализируют причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы;

коммуникативные: готовят небольшую презентацию (6–7 слайдов), обращаясь за помощью ко взрослым только в случае затруднений; осознают цель своего высказывания; строят диалог в паре или группе, задают вопросы

оценивают поступки героев произведения и свои собственные под руководством учителя с точки зрения моральных ценностей

Организационная структура урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия)

Формируемые способы
деятельности

I. Организация начала урока

– Здравствуйте, ребята! Просыпается солнышко, оно улыбается вам. Улыбнитесь
и вы ему, друг другу и мне.

Психологически настраиваются на урок. Показывают

готовность к уроку. Приветствуют учителя

Владеют навыками психоло-

гической подготовки к уроку, вежливого общения

II. Вступительная беседа.

1. Работа с эпиграфом.

– О чём эти слова?

– Прочитайте пословицы, записанные на доске:

Хочешь есть калачи – не сиди на печи.

У ленивой пряхи нет для себя рубахи.

– Как вы понимаете эти пословицы? Объясните их смысл.

– Эти пословицы сегодня нам помогут.

Читают эпиграф, записанный на доске.

Отвечают на вопросы учителя, рассуждают.

Принимают учебную задачу.

Умеют слушать в соответствии с целевой установкой.

и сохраняют учебную цель и задачу.

Дополняют, уточняют
высказанные

Находят ответы на вопросы

(читают вдумчиво, понимают все слова, представляют, о чем говорится).

Осуществляют логические действия.

2. Работа с портретом В. Ф. Одоевского.

– Сегодня мы будем читать произведение этого писателя.

– Посмотрите на его портрет. Может быть, кто-нибудь знает его имя?

– Прочитайте на доске, как его зовут.

– Рассмотрите внимательно портрет. Попробуйте на основе своих впечатлений описать, каким вы себе представляете этого человека в жизни?

– Вспомните, какие русские народные сказки мы читали.

– Почему эти сказки называются народными?

– Есть ли у них автор?

– Какие сказки мы называем авторскими или литературными?

– Сегодня на уроке мы увидим, как рождается авторская сказка из народной. Постараемся увидеть, чем они похожи и чем отличаются.

– Сказки, которые создали писатели.

3. Работа над пословицами
и поговорками.

– Прочитайте пословицы и поговорки. О чём в них говорится?

1) Два друга – он да вьюга.

2) Он и железо рвёт, и на лету птицу бьёт.

3) Он ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает.

– Откройте учебники на с. 196. Что написано перед названием сказки?

– Как называется такая сказка?

4. Введение в тему

– Какие прочитанные произведения о Морозе вы помните?

Предлагает послушать рассказ о биографии В. Ф. Одоевского (см. ресурсный материал).

Сказка даст нам отдохнуть, Раз, два, три, четыре, пять

Отдохнем – и снова в путь! Повторите-ка опять;

Рукодельницы слова: Раз, два, три, четыре, пять

– Чтоб была спина пряма, Спинке надо ровной стать!

Поднимайтесь на носочки, Дала нам сказка отдохнуть!

Словно тянетесь к цветочкам. Отдохнули? Снова в путь!

Адекватно воспринимают информацию, полученную из рассказа

Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя

III. Изучение новой темы.

1. Первичное чтение сказки.

– Народная. У неё нет автора.

Учитель и хорошо подготовленные учащиеся читают первую часть до слов «Так прожила Рукодель-

Осуществляют логические действия. Владеют навыками осознанного и выразительного чтения. Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Используют простые речевые средства для передачи

– Есть ли в сказке зачин?

– Отличается ли он от народной сказки?

– Как звали девочек?

– Почему автор их так назвал?

– Рукодельница и Ленивица.

– Почему Ленивице всегда было скучно?

– Какая беда случилась с Рукодельницей?

– Кто ей встретился в волшебном колодце и о чём её попросил?

– Как вы думаете, почему Мороз Иванович живёт в колодце?

– На каких условиях Рукодельница смогла бы получить ведро обратно?

– Какая у него была перина?

– Легко ли было девочке взбивать перину Морозу Ивановичу? Почему?

– Сколько вопросов задала девочка старику?

– Какие вопросы Рукодельница задавала старику?

– Что он ей отвечал?

– Чем занималась Рукодельница у Мороза Ивановича?

– Как он её за это отблагодарил?

– Хотелось ли Ленивице идти на работу к старику?

– Что она ответила печке, когда оказалась в колодце? Яблоне?

– Как её встретил Мороз?

– Чем Мороз наградил Ленивицу за работу?

– Она пошла за водой к колодцу, а верёвка оборвалась, ведро упало в колодец.

– Пирожок попросил достать его из печки.

Яблочки на яблоньке попросили их потрясти.

– За него она должна была три дня прослужить Морозу Ивановичу.

– Руки её окостенели и пальчики побелели.

– Три вопроса. Про зелёную травку, про колодец, про стук в окошки зимой.

своего мнения. Полно и точно выражают свои мысли.

– Одинаково ли автор относится к героиням сказки? Можно ли по их именам определить отношение Одоевского к своим героиням?

– Одоевский даёт своим героиням не обычные имена, а имена-характеристики, похожие на прозвища, сразу

настраивая читателя на определённый лад. Перед нами просто дети с разными характерами – Рукодельница и Ленивица.

3. Выборочное чтение.

4. Чтение отрывка в лицах.

– Прочитайте, как отблагодарил Мороз Иванович Рукодельницу.

– Что наказывала нянюшка Ленивице?

– Отметьте со с. 205–206 все слова Мороза Ивановича и прочитайте их.

– В каких словах выражена главная мысль сказки?

Выполняют задания, отвечают на вопросы.

– Какова твоя работа, такова и награда.

– Чем отличаются герои сказок?

Сравнивает ответы учащихся и делает вывод.
Вывод: в авторской сказке у девочек есть имена, ярче описаны их дела по дому. Мороза Ивановича легче представить: есть его описание. Разговаривают пирожок

и яблочки. Есть поучительный разговор Мороза Ивановича и Рукодельницы.

– Сравните двух героинь сказки. Вам поможет задание в рабочей тетради на с. 47.

Проверяет выполненное задание:

Рукодельница: трудолюбива, добра, почтительна, скромна.

Ленивица: ленива, зла, неуважительна, груба, спесива (надменна, высокомерна).

Отвечают на вопрос.

Осуществляют логические действия. Адекватно воспринимают информацию.

Используют простые речевые средства для передачи своего мнения.

Полно и точно выражают свои мысли.

6. Работа с пословицами

Что посеешь. . такова и награда.

Какова работа. . то и пожнёшь.

отвечают на вопросы

Осуществляют логические действия,

Мало хотеть… …не жди добра.

Что испёк… . надо уметь.

Сделав худо… . то и кушай.

– Как вы понимаете значение этих пословиц?

– Ради чего Одоевский написал для нас эту сказку?

– Что могло послужить поводом для рождения этого произведения?

формулируют ответы на поставленные учителем вопросы

Предлагает выполнить тестовые задания (см. ресурсный материал)

Владеют навыками самостоятельной работы

V. Домашнее задание

1. Рабочая тетрадь, с. 48–49 (составить план сказки).

2. Выделить самый яркий для вас эпизод сказки. Объяснить, чем он привлёк ваше внимание. Подготовить пересказ этого эпизода.

3. Нарисовать дом Мороза Ивановича, таким, каким как он описан в сказке

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Принимают
и сохраняют учебную задачу. Осуществляют поиск средств ее до-

– К какому жанру относится это произведение? Почему?

– К какому виду относится эта сказка?

– Чем отличается язык сказок?

– Как называются сказки, у которых есть автор?

– Хотите ли вы ещё читать сказки?

– На следующем уроке мы продолжим изучение этого жанра.

– Чему же учит эта сказка? В чём её мудрость?

– Кого вам больше всего жаль в этой сказке? Почему?

Делают выводы и обобщения.

Формулируют ответы на вопросы.

– За кого вы больше всего радовались? Переживали?

– Встречались ли вам в жизни подобные истории? А люди, похожие на Ленивицу

– Справедливо ли была вознаграждена Рукодельница? А наказана Ленивица?

– Что вам помогли открыть в самих себе герои этой сказки?

– Адресуя свои сказки детям, Одоевский стремился, чтобы в них как можно чаще встречались доброта, а не жестокость; красота, а не безобразное уродство.

– А сейчас выберите и поднимите соответствующий смайлик:

– всё понравилось на уроке и всё удалось

– всё понравилось, но что-то не удалось

– всё удалось, но что-то не понравилось

Осуществляют самоанализ учебной деятельности

Владеют навыками самоанализа

Ресурсный материал к уроку

ВЛАДИМИР ФЕДОРОВИЧ ОДОЕВСКИЙ

Одоевский Владимир Федорович (1803–1869), прозаик. Родился 1 августа в Москве. Отец происходил из древнего княжеского рода, родители матери – крепостные крестьяне.

После 14 декабря 1925 он как мог помогал Одоевскому и Кюхельбекеру, ходатайствуя о смягчении их участи.

В 1844 вышло его собрание сочинений в трех томах.

С 1846 Одоевский служил помощником директора Публичной библиотеки и директором Румянцевского музея, в связи с переводом которого в 1862 в Москву возвращается в родной город.

Одоевский внес вклад в развитие музыкальной критики, пропагандировал творчество композиторов М. Глинки, А. Алябьева, М. Балакирева и др.

Умер Одоевский 11 марта 1869 г. в Москве.

1. Почему Рукодельница никогда не скучала?

а) Она много читала;

б) у неё было много друзей;

в) она всё время была занята делом.

2. Какая беда приключилась с Рукодельницей?

а) Она уронила ведро в колодец;

б) она уронила рукавицы в колодец;

в) она потеряла кошелёк с деньгами.

3. Куда спустилась Рукодельница?

4. Что предложил Мороз Иванович девочке в обмен на ведёрко?

а) Принести ему блюдо пирожков;

б) остаться у него жить на месяц;

в) три дня послужить ему.

5. Какое первое задание Мороз Иванович дал Рукодельнице?

а) Приготовить обед;

б) приготовить постель;

в) прополоть грядки.

6. Как Мороз Иванович наградил Рукодельницу?

а) Подарил горсть золотых монет;

б) подарил медных монет;

в) подарил горсть серебряных пятачков и брильянтик.

7. Почему Ленивица не выполнила просьбу пирожка и яблок?

8. Взбила ли Ленивица Морозу Ивановичу перину?

а) Взбила, но плохо;

в) совсем не взбила.

9. Как обращался Мороз Иванович с Ленивицей?

в) хорошо обращался.

10. Какую награду получила Ленивица?

а) Горсть медных монет;

б) слиток серебра и брильянт, которые растаяли;

в) ведёрко золотых монет, которые превратились в золу.

Ответы: 1в; 2а; 3в; 4в; 5б; 6в; 7б; 8в; 9в; 10б.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


конспект урока по литературному чтению 3 класс, программа Школа России.

Конспект урока по литературному чтению на тему "Федор Иванович Тютчев "Зима недаром злиться…".Прием контраста в лирическом стихотворении" 2 класс "Перспектива"

Тип урока: изучение нового материалаЦели деятельности учителя: познакомить учащихся с творчеством Ф. И. Тютчева о весне; учить анализировать произведения, воспринимать выраженные в них чувства, настро.


Повторить и обобщить изученный материал; развивать умение ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их; проверить полученные при изучении раздела знания учащихся. .


Конспект урока и презентация В.Одоевский "Мороз Иванович"

Конспект и презентация предназначены для урока литературного чтения в 3 классе.

Конспект урока по чтению на тему: "Мороз Иванович"

Конспект урока по чтению на тему: "Мороз Иванович".


  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Литературное чтение Урок 65.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Педагогические задачи: создание дидактических условий для раскрытия особенностей литературной сказки В. Ф. Одоевского; способствовать развитию читательского умения сравнивать произведения, близкие по жанру, теме; совершенствовать умение выборочно читать и выборочно пересказывать текст для доказательства своих мыслей; содействовать раскрытию нравственного смысла сказки

Планируемые результаты

Предметные:

познакомятся с авторской сказкой В. Ф. Одоевского;

научатся называть специфические особенности жанра литературной сказки; выделять главную мысль произведения под руководством учителя; характеризовать героя произведения на основе его намерений и поступков

Метапредметные:

познавательные: осознают сущность и значение литературных сказок как части русской национальной культуры;

регулятивные: выбирают вместе (в паре) форму оценивания результатов, вырабатывают совместно (в паре) критерии оценивания результатов; анализируют причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы;

коммуникативные : обращаясь за помощью ко взрослым только в случае затруднений; осознают цель своего высказывания; строят диалог в паре или группе, задают вопросы

Личностные:

оценивают поступки героев произведения и свои собственные под руководством учителя с точки зрения моральных ценностей

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия)

Формируемые способы
деятельности

I. Организация начала урока

– Здравствуйте, ребята! Просыпается солнышко, оно улыбается вам. Улыбнитесь
и вы ему, друг другу и мне.

Психологически настраиваются на урок. Показывают готовность к уроку. Приветствуют учителя.

Владеют навыками психоло-

гической подготовки к уроку, вежливого общения

II. Актуализация знаний.

Речевая разминка.

Жил – был язычок.

Когда он проснулся,

Выглянул в окошко:

«Есть ли на небе тучки,

Есть ли на земле снежок?

Язычок попил чай с вкусным вареньем

И побежал гулять и кататься на санках с горки.

А потом пришёл домой и стал отдыхать.

Работа со скороговоркой.

От топота копыт снег по полю летит.

- Какие звуки выделяем?

- Произнесите скороговорку, изменяя громкость (тихо, громко, тихо).

2. Работа с выставкой книг.

- Ребята, сегодня я хочу пригласить вас на выставку книг. Посмотрите, какие книги перед вами.

- Прочитайте названия произведений

- Знакомы ли вам эти книги?

- Как вы думаете, почему урок я начала с выставки?

(ответы детей)

- Что общего может быть у этих произведений?

(Это сказки. Наверное, у них похож сюжет)

- На какие группы вы бы распределили эти сказки?

(На авторские и народные)

- Чем авторская сказка отличается от народной?

(Авторская более эмоциональна, позволяет узнать что-то о самом авторе)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Чтение и разбор литературной сказки. Характеристика героев.

Урок литературного чтения 3 класс по теме

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Педагогические задачи: создание дидактических условий для раскрытия особенностей литературной сказки В. Ф. Одоевского; способствовать развитию читательского умения сравнивать произведения, близкие по жанру, теме; совершенствовать умение выборочно читать и выборочно пересказывать текст для доказательства своих мыслей; содействовать раскрытию нравственного смысла сказки

Планируемые результаты

Предметные: познакомятся с авторской сказкой В. Ф. Одоевского; научатся называть специфические особенности жанра литературной сказки; выделять главную мысль произведения под руководством учителя; характеризовать героя произведения на основе его намерений и поступков

Метапредметные: познавательные: осознают сущность и значение литературных сказок как части русской национальной культуры; регулятивные: выбирают вместе (в паре) форму оценивания результатов, вырабатывают совместно (в паре) критерии оценивания результатов; анализируют причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы;

Коммуникативные: обращаясь за помощью ко взрослым только в случае затруднений; осознают цель своего высказывания; строят диалог в паре или группе, задают вопросы

Личностные: оценивают поступки героев произведения и свои собственные под руководством учителя с точки зрения моральных ценностей

I. Организация начала урока

– Здравствуйте, ребята! Просыпается солнышко, оно улыбается вам. Улыбнитесь и вы ему, друг другу и мне.

II. Актуализация знаний.

Работа со скороговоркой.

От топота копыт снег по полю летит.

- Какие звуки выделяем?

- Произнесите скороговорку, изменяя громкость (тихо, громко, тихо).

2. Работа с выставкой книг.

- Ребята, сегодня я хочу пригласить вас на выставку книг. Посмотрите, какие книги перед вами.

- Знакомы ли вам эти книги?

- Как вы думаете, почему урок я начала с выставки? (ответы детей)

- Что общего может быть у этих произведений? (Это сказки. Наверное, у них похож сюжет)

- На какие группы вы бы распределили эти сказки? (На авторские и народные)

- Чем авторская сказка отличается от народной? (Авторская более эмоциональна, позволяет узнать что-то о самом авторе)

III. Целеполагание

. - Сюжеты сказок с нашей выставки очень близки по содержанию сказке, с которой мы познакомимся сегодня.

- Откройте учебники на с. 196 и прочитайте название сказки.

- Кого вы сразу представили? Кто такой Мороз Иванович? О чем пойдет речь в сказке? (Предположения детей)

– Каким вы себе представили Мороза Ивановича? (Предположения детей)

– Откуда я узнала, что это сказка? (Написано после заголовка.)

– У сказки есть автор. Прочитайте фамилию автора.

- Сформулируйте тему и задачи урока.

IV. Первичное усвоение новых знаний

- Кто из вас читал сказки В. Одоевского? Какие?

Рассказ об авторе с опорой на презентацию

– Рассмотрите иллюстрацию на с. 196. Вы догадываетесь, о чём будет эта сказка? (предположения детей)

- Почему так думаете? (дети доказывают свою точку зрения)

2. Работа с эпиграфом.

– Что нам помогают понять эти слова? (предположения детей)

– Уточните свои предположения: о чём пойдёт речь в сказке? (Человек ничего не получает, если не работает. Еще в старину люди так думали, так думают и сейчас.)

– А теперь будем внимательными, чуткими слушателями, умеющими слышать волшебное слово сказки.

3. Словарная работа.

- В тексте встретятся слова, значение которых может вызвать у вас затруднения.

Попробуйте в парах обсудить значения этих слов рубить платки – студенец – горница – почивать – (По слайду проверяют правильность своих суждений) - Вот теперь значения всех слов понятны и мы начинаем знакомство со сказкой. Проверка по эталону.

1.Осмысление (чтение текста с остановками)

Цель – достижение понимания текста на уровне содержания.

Чтение и анализ первой части сказки

Вопросы после чтения 1-й части

– Говорят ли имена девочек об их делах? (Да, нам уже по именам понятно, какие девочки по характеру, как они относятся к работе)

- Что означает слово рукодельница? (Девочка, которая умеет хорошо выполнять какую-то работу)

- Давайте обратимся к толковому словарю Женщина, занимающаяся рукодельем. Мастерица, искусница в этом деле.

- Какие в нём два корня? (рук- и дел- – т.е. всё умеет делать руками.)

– Есть ли зачин у сказки? (Есть, но он совсем не похож на народный. В сказке реально существующий мир – дом, в котором живут героини: Рукодельница и Ленивица.)

– Почему Ленивице было всегда скучно, а Рукодельнице некогда было скучать? (Рукодельница рано вставала и работала, а Ленивица не могла найти себе занятие.)

– Когда мы говорим считать мух? (Когда бездельничают или ротозейничают.) Чтение текста Ответы на вопросы Объяснение лексического значения слов.

- В прямом или переносном смысле использует выражение автор? (Автор использует выражение в прямом смысле, подчёркивая лень девочки, пустоту и ненужность её дел.)

2) Чтение и анализ второй части сказки

– Какая беда случилась с Рукодельницей у колодца? (Она уронила ведерко.)

– Кто ей встретился в волшебном колодце и о чём попросил? (Печка с пирожком, яблонька, Мороз Иванович. Они попросили ее о помощи.)

– Каким вы увидели Мороза Ивановича? Совпадает ли описание этого героя автором с вашими предположениями в начале урока? (ответы детей)

– С чего началась их встреча? (ответ)

– Как Рукодельница могла бы вернуть ведёрко? (Попросить об этом Мороза Ивановича)

– Как вы думаете, выдержит ли девочка все испытания старика? (Предположения детей)

– Чтобы проверить наши предположения, читаем дальше.

Физкультминутка

Посмотри в окошко:

(Имитация) Белая дорожка,

(Волнистые движения кистями рук) Занесло качели,

(Вращение руками) Спят под снегом ели.

(Приседание с закрытыми глазами) В небе желтая луна.

(Подтягивание на носочках) Лишь одна не спит она.

(Круговые движения головой)

3) Чтение и анализ третьей части сказки

– Легко ли было Рукодельнице взбивать перину Морозу Ивановичу? (Нет. У нее очень замерзли руки)

– Сколько вопросов задала девочка старику? (Три. Про зелёную травку, про колодец, про стук в окошки зимой.)

– Чем занималась Рукодельница у Мороза Ивановича? (Взбила перину, приготовила обед)

– Как отблагодарил её дед? (Мороз Иванович дал ей за работу горсть серебряных монет и бриллиантовую заколочку)

4) Чтение и анализ четвертой части сказки

После чтения 1–2-го абзацев:

– Что наказывала нянюшка Ленивице? (Вернуться домой с деньгами) – Справится ли она с работой? Почему? (Предположения детей)

После чтения 4-й части.

– Было ли вам смешно, когда читали эту часть? Что вас рассмешило? (Смеялись, когда читали о том, как Ленивица приготовила обед)

– Справится ли она с этой работой? (Предположения детей)

– Понравилась ли вам Ленивица? Какой вы её себе представляете? (ответы детей)

5) Чтение и анализ пятой части сказки

– Чем наградил Ленивицу старик? (Он вместо пятачков дал ей лед) Почему? Чтение текста, обсуждение

(Она была ленивая, ничего не хотела делать) 6) Выявление первичного восприятия текста.

– С кем произошла сказочная история? (С двумя девочками – Рукодельницей и Ленивицей)

- Какими чертами характера они обладали? (Дети распределяют слова: ленивая, добрый, грубая, мудрый, состариться, справедливая, трудолюбивая, руки золотые, добрая)

– Какими впечатлениями вам хотелось бы сейчас поделиться?

– Было ли что-то в сказке, что вас обрадовало? Огорчило? (ответы детей)

7) Определение главной мысли сказки

– Почему у Ленивицы ничего не получилось, ведь она так хотела получить пятачков и брильянтовую булавочку? (Она не умела ничего делать, была ленивой, грубой.)

– Что же оценил Мороз Иванович? (Ум, внимание, трудолюбие.) Соотнесение качеств героин. Делают вывод

V. Первичная проверка понимания

Работа с пословицами

Проверка правильности выполнения задания

– Какую близкую по значению пословицу вы знаете? Работа в группах оценивают поступки героев произведения и свои собственные под руководством учителя с точки зрения моральных ценностей(Что посеешь, то и пожнёшь.)

– Как пословицы объясняют, почему у Ленивицы ничего не получилось?

– Ещё раз перечитайте эпиграф к сказке. К каким выводам вы пришли после знакомства со сказкой? Перечитывают эпиграф и делают вывод

– Вспомните основную задачу любой сказки. (Задача любой сказки – раскрыть характер, поступки, мысли и чувства человека, оценить, что хорошо, что плохо.) – Как вы поняли, что в первую очередь пытался оценить в своих героях автор нашей сказки – Владимир Федорович Одоевский? (Отношение к работе, желание прийти на помощь)

VII.Инструктаж домашнего задания.

1. Выделить самый яркий для вас эпизод сказки. Объяснить, чем он привлёк ваше внимание. Подготовить пересказ этого эпизода.

Читайте также: