Конспект урока с ууд по русскому языку 5 класс
Обновлено: 08.07.2024
Цель урока: закреплять умение определять лексическое и грамматическое значения слова самостоятельно и при помощи толкового словаря.
Формируемые УУД:
личностные: формирование мировоззренческих понятий , формирование навыков организации и анализа своей деятельности в составе группы и в парах, сопоставления, анализа, развития творческих навыков
предметные: узнать, что такое лексикология, лексическое и грамматическое значение слова; самостоятельно и при помощи толкового словаря определять ЛЗ слова.
метапредметные:
регулятивные: умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; владение основами самоконтроля, самооценки;
познавательные: умение выделять общие и существенные признаки, делать обобщающие выводы; умение анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение; развивать навыки исследовательской деятельности;
коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; владение устной и письменной речью; слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами
Применяемые технологии : развивающее обучение
обучение в группах и в парах
Вид используемых на уроке средств ИКТ: презентации
Методическое назначение средств ИКТ : усилить мотивацию, наглядность в обучении
Основные понятия: слово, лексика, лексикология, лексическое значение слова, грамматическое значение слова, толковый словарь
Оборудование: презентация, Толковый словарь живого великорусского языка В.И.Даля, сигнальные карточки у каждого ученика, раздаточный материал (карточки с заданиями, карточки для проведения рефлексии)
Организационный этап (слайд 1)
Цель этапа: включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне
Приветствие.
- Добрый день, ребята!
Настроение у нас отличное,
А улыбки – дело привычное.
Пожелаем друг другу добра,
Ведь урок нам начать пора.
Сегодня я хочу вам пожелать хорошего настроения и успехов на уроке! А сейчас проверьте готовность к уроку. Все ли ваши учебные принадлежности на месте? Справочники?
II. Актуализация знаний
Сегодня, ребята, мы с вами будем изучать новую тему. Но для этого нам необходимы знания предыдущих уроков.
Орфографическая работа ( 1 ряд выписывает с чередующейся гласной в корне, 2 ряд -приставки на пре-при, 3 ряд- приставки на з-с)Обозначить орфограммы.
Расположить, безрукавка, вытереть, бесчувственный, коснулась, слагаемое, подпирать, выгорать, зарница, приехать, прескучный, излагать, растение, рассказывать, придорожный, набирать, приболеть, разгорается, преградить, бесшумный, преградить.
Орфоэпическая работа ( мы с вами должны правильно произносит слова, в этом нам поможет работа с орфоэпическим словарем)
БаловАть, красИвее, облегчИть, щавЕль, ревЕнь одноврЕменно, досУг, звонИт
III. Определение темы урока
Сегодня мы познакомимся еще с одним разделом науки о языке, о нем вы узнаете чуть позже, а пока постараемся определить тему нашего урока.
Чтобы определить тему, посмотрите на слайд (стих. Паустовского):
1. Слова умеют плакать и смеяться,
Приказывать, молить и заклинать,
И, словно сердце, кровью обливаться,
И равнодушным холодом дышать.
Призывом стать, и отзывом, и зовом
Способно слово, изменяя лад.
И проклинают, и клянутся словом,
Напутствуют, и славят, и чернят.
- Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? (о словах).
- Все ли в нашем мире названо словами?( конечно)
Это первая часть нашей темы.
2 Внимание на следующее задание, вставьте пропущенные буквы. Подумайте на что нужно обратить внимание , выполняя эту орфографическую задачу.(карточки)
C …деть на стуле – с…деть от горя
- Почему в корнях этих слов мы пишем разные буквы? От чего зависит выбор гласной? ( от значения слова, от лексического значения).
А только ли лексическое значение есть у слова?
Каждое слово самостоятельной части речи имеет лексическое и грамматическое значения:
Как будет звучать тема нашего урока? ( СЛОВО И ЕГО лексическое ЗНАЧЕНИе ) - Запишите тему урока .
IV. Определение целей урока
- А теперь поставим цели нашему уроку:
2. Узнать, какой раздел науки о языке занимается изучением лексики русского языка.
3. Учиться определять лексическое значение слова с помощью толкового словаря; определять грамматическое значение.
V. Открытие нового знания
1. Обращение к теоретическому материалу учебника п.55-56 Запишите слова , которые у нас сегодня на уроке будут ключевыми.
Лексика словарный состав языка.
Слово называет понятия, предметы, признаки, действия, состояния, оценки.
Слово – значимая единица языка. Слово имеет внешнюю оболочку (звуки и буквы) и внутреннюю оболочку (значение и смысл).
Слово имеет лексическое и грамматическое значение.
СЛОВО = лексическое значение + грамматическое значение
Лексическое значение
Грамматическое значение
Наше представление о предмете (признаке, действии). Содержание слова.
Форма слова, которая определяется по его окончанию.
Из-за ОСТРОВА показался русский крейсер.
Часть суши, окружённая со всех сторон водой.
Имя существительное, 2-го склонения, мужского рода, в родительном падеже, единственном числе.
Река ЗАРОСЛА камышом.
Покрыться какой-либо растительностью.
Глагол, в прошедшем времени, женском роде, единственном числе.
Лексикология – раздел науки о языке, изучающий лексику.
4. А как вы думаете, сколько всего слов в русском языке?
- Лексика русского языка очень богата и изменчива. Как вы думаете, почему это происходит? (открытия, новые понятия, исчезают предметы, вещи, и слова, обозначающие их, устаревают, выходят из нашего употребления).
- Ребята, а как вы думаете, по тому, как говорит человек, какие слова он использует в своей речи, можно о нем что-то сказать?
- Как вы думаете, сколько слов составляет ваш словарный запас? (По современным оценкам словарный запас учащегося средней школы составляет 3000 слов. Человек с высшим образованием знает порядка 8 тыс. слов, словарный запас А.С. Пушкина - 313 тысяч слов, а у М.Ю. Лермонтова – 326 тысяч слов!)
Так какова наша задача?
Наша задача – расширять свой словарный запас, совершенствовать свою речь. Ведь когда у человека грамотная, красивая речь, он пользуется уважением в обществе, его интересно слушать, с ним интересно общаться.
VI. Физминутка
Поднимает руки класс – это раз.
Повернулась голова – это два.
Руки вниз, вперед смотри – это три.
Руки в стороны пошире развернули на четыре.
С силой их к плечам прижать – это пять.
Всем ребятам надо сесть – это шесть
Закрепление темы
– Ребята, очень важно для каждого человека пополнять, обогащать свой словарный запас, уметь открыть для себя слово. Пополнять свой словарный запас – это значит узнавать новые слова. А что такое узнавать новые слова?
– Послушайте стихотворение И. Токмаковой .
Ложка – это ложка, Оделся и пошел.
Ложкой суп едят. А я придумал слово,
У кошки – семь котят. Я повторяю снова:
Тряпкой вытру стол. И ничего не значит
– Смысл слова и есть его лексическое значение. Итак, узнать новое слово – значит узнать то, что оно обозначает, понять его лексическое значение.
Работа со словарем. Значение этих слов можно узнать
в толковых словарях
Выставка словарей.
– Перед вами словари русского языка. В каждом из них даны слова, но рассматриваются они с разных сторон. В словарях отражается словарное богатство языка.
Существуют языковые (лингвистические), орфографические, толковые, фразеологические, иностранные словари, словари антонимов, синонимов и др.
Эти словари могут быть вашими друзьями и помощниками.
– Но кроме того, что в таких словарях разъясняется значение слов, по нему можно проверить и написание слов, произношение, выяснить отдельные морфологические признаки слова. В статьях словаря особым шрифтом – курсивом – даются примеры употребления данного слова. Это называется словарная статья. Заглавные слова в словаре размещаются в строгом алфавитном порядке.
ЭТАП 4. Расширение и закрепление знаний по теме
Цель: показать межпредметную связь
УУД: коммуникативные, личностные
Основной вид деятельности учителя: организация работы учеников
Основной вид деятельности учащихся: работа в группах. Представляют презентации, творческая деятельность
- Ребята, а вы знаете, кто составляет словари? (возможные ответы: учёные, писатели, авторы учебников и т.д.)
- Несколько ребят из нашего класса получили индивидуальное домашнее задание. Давайте их послушаем и посмотрим.
о составителях словарей: В. Даль, Ушаков и Ожегов ) (слайд №4)Заранее подготовленный ученик….
– Как вы считаете, какое слово старше : самолет или космонавт ? Почему? Сегодня у нас праздник День космонавтики. Какие слова вы можете назвать , связанные с этой темой. ( космодром, вселенная, орбита
Приведите примеры слов, возникших в наше время.
о составителях словарей: Ушакове и Ожегове ) Заранее подготовленный ученик….
VII. Закрепление
ЭТАП 5. Проектная групповая работа.
Цель: проверить умение применять полученные знания, формировать навыки коллективной работы
УУД: коммуникативные. регулятивные, предметные
Основной вид деятельности учителя: организует проектную работу
Основной вид деятельности учащихся: составляют толковый словарик, работают в группах
- Ребята, а сейчас мы проведём небольшой эксперимент. Представьте на несколько минут, что вы составители словарей. Перед вами на экране помещены слова. Из этих слов каждой группе нужно выбрать любые три слова: существительное, прилагательное и глагол. Составьте свой маленький толковый словарик, правильно оформив его в тетради.
(дети работают группами)
- Кто готов представить свой труд?
( идёт представление словарей)
Творческая работа
Используя слова своего словарика , напишите мини-сочинение .
ЭТАП 6. Рефлексия деятельности. Итог урока. Выставление оценок.
Цель: развить навыки самоанализа и прогнозирования
УУД: регулятивные, коммуникативные
Основной вид деятельности учителя: направляет на самоанализ
Основной вид деятельности учащихся: анализируют, прогнозируют
- Как вы считаете, у кого всё получилось?
- Что было самым сложным в вашей работе?
- Над чем нужно поработать, чтобы словарь получился у всех?
- Ребята, наш урок подходит к концу. Что мы сегодня делали на уроке? Что нового узнали?
- Какую цель мы с вами ставили в начале урока?
- Как сформулируем тему сегодняшнего занятия? Впишите тему урока в тетрадь. Спасибо за помощь. Я благодарна вам за участие.
Этап 7. Домашнее задание
Цель: создание ситуации заинтересованности и выбора при выполнении задания
- Ребята, лексические значения слов мы можем встретить не только в словарях, их можно применять для выполнения увлекательных заданий. Такая интересная работа, разгадывание и составление своего кроссворда (по желанию), вам будет задана на дом.
Параграф 64 самостоятельно прочитать, выучить термины и выполнить упражнение 328
Знакомство с темой "Определение" происходит через стратегии смыслового чтения.
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_poznavatelnyh_universalnyh_uchebnyh_deystviy.docx | 20.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование познавательных универсальных учебных действий:
смысловое чтение, работа с информацией на уроках в 5 классе по русскому языку.
Учитель Пеплова Л. Ф.
1. Название темы урока и класс-. Второстепенные члены предложения. Определение. 5 класс.
2. Образовательная цель урока. Познакомить с определением как второстепенным членом и способами его выражения, его ролью в усилении выразительности художественного описания.
3. Тип урока. Урок общеметодической направленности
4. Этап урока. Мотивация к учебной деятельности
5. Этап стратегии овладения смысловым чтением.-Мозговой штурм
6. Ожидаемые результаты обучения- Учащиеся должны знать
находить определения в предложениях; верно обозначать определения как член предложения, распространять предложения определениями,
использовать определения для более выразительной передачи содержания высказывания.
7. Название приема работы с информацией.- Толстые и тонкие вопросы
8. Учебный текст( в двух вариантах: без определений и полный текст)
___________ пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя_______ краса -
Люблю я___________ природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и __________дыханье,
И мглой _______________ покрыты небеса,
И _____________солнца луч, и _________ морозы,
И отдаленные __________зимы угрозы.
Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
- Показались ли эти строки вам знакомыми? Кто автор этого текста? Можно ли назвать это стихотворением?( Некоторые выражения знакомы, но автора назвать затрудняемся, т.к. этот текст мало похож на стихотворение, в нём чего-то не хватает)
Попробуйте на место пропусков вставить подходящие по смыслу слова. Получилось?
-Стал ли лучше текст? За счёт каких слов?( Благодаря прилагательным)
Первое понимание: текст стал выразительнее, когда используются прилагательные в описании.
2. Зачитывается Пушкинский вариант.
-Согласны ли вы, что авторский текст яркий и выразительный? (Да, потому что у него каждое существительное сопровождается красочным прилагательным).
- Кто сможет предположить, почему прилагательные, которые использованы в тексте, называют ещё и определениями?( Потому что с их помощью определяются слова- существительные)
Делаем вывод: Какие слова в предложениях называются определениями? На какие вопросы они отвечают?( Слова, которые отвечают на вопросы прилагательных и определяют предмет, описывают его)
2. Образовательная цель урока.- Закрепить умение отбирать материал для изложения повествовательного текста, определять его тему и основную мысль., предавать содержание без искажений, учитывая авторский стиль.
3. Тип урока.- развитие речи
4. Этап урока.- актуализация знаний
5. Этап стратегии овладения смысловым чтением- ориентиры предвосхищения
6. Ожидаемые результаты обучения- создание текста изложения без фактических ошибок с сохранением авторской манеры повествования.
7. Название приема работы с информацией.- чтение с остановками
8. Учебный текст
Раз со мной на охоте произошёл такой случай. Отправился я на охоту за зайцами. Через час нашли мои собаки в лесу зайца и погнали. Я стал на дорожке и жду.
Гоняют зайца собаки по лесной вырубке, а заяц всё не выбегает. Куда же он девался? Подождал, подождал я и пошёл на полянку посмотреть, в чём дело. Гляжу: носятся мои собаки по кустам вокруг пней, нюхают землю, никак в заячьих следах не разберутся. Куда зайцу на поляне спрятаться?
Стыдно мне стало убивать зверька. Опустил я ружьё, отозвал гончих. Пошли мы других зайцев искать, а этот трудный экзамен на хитрость сдал. Пускай живёт, зайчат уму- разуму учит.
Перед чтением обсуждаются следующие утверждения:
Зайцы- храбрые зверьки.
В минуту опасности они проявляют изобретательность .
Охотник может пожалеть зайца.
Возможные мнения: Есть рассказы, в которых зайцы не только сами спасаются, но и людям помогают. Охотники рассказывают, что заяц в минуту опасности может отбиться от волка. А если заяц не сдаётся до последнего, охотники оставляют его в живых за его храбрость.
Чтение с остановками:
Стоп 1.Почему так назван наш текст?( потому что, наверное, заяц поступил как-то необычно)
Стоп 2.По какой причине , как вам кажется, охотник пойдёт сам смотреть, почему долго нет зайца? ( потому что хотел узнать, в чём дело)
Стоп 3.Нашёл охотник зверька?( наверное, нашёл, потому что текст имеет такое интересное название)
Стоп 4. Что теперь будет?
Вывод: Никогда не надо сдаваться, даже если ситуация кажется безвыходной. А настоящую храбрость уважают даже охотники!
Чтение всего текста, разбор стилистических особенностей, орфографических трудностей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОКЛАД "ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В 5-6 КЛАССАХ"
Содержание стандарта второго поколения ориентировано не только и не столько на обучение орфографии и пунктуации, сколько на формирование языковой и духовной культуры школьников.«Первостепенная.
Формирование навыков УУд на уроке русского языка при изучении темы "Причастие" в 6 классе.
Основу мастер-класса составляет фрагмент урока изучения нового материала, включающий этапы целеполагания, планирования работы, выработки критериев достижения результатов; самостоятельная деятельность .
Формирование навыков УУД на уроках русского языка и литературы в 6 классе.
Формирование навыков УУД на уроках русского языка и литературы в 6 классе.
Методические рекомендации по формированию толерантных установок на уроках русского языка и литературы (из опыта работы учителя русского языка и литературы) Фархутдиновой Р.Н.
В современном мире актуальным становится развитие толерантных установок в обучении и воспитании детей. Формирование навыков толерантного поведения у учащихся может происходить за счёт гармонизации .
Обобщение и систематизация опыта по теме: "Формирование коммуникативных компетенций на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности в 5-9 классах"
Павлуцкая Е.В., учитель русского языка и литературы "ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА НА ПРИМЕРЕ РАБОТЫ С НЕСПЛОШНЫМ ТЕКСТОМ"
Павлуцкая Е.В., учитель русского языка и литературыФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИНА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА НА ПРИМЕРЕРАБОТЫ С НЕСПЛОШНЫМ ТЕКСТОМ Читательская грамотность - один и.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме " Определение".
Учитель: Щербинина Любовь Ивановна
1.Предмет: русский язык
3. Автор УМК: УМК для 5 класса образовательных учреждений авторов Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и др
М.: Просвещение 2014
4. Тема урока: "Определение".
5. Тип урока: Урок общеметодической направленности.
6. Цель урока: познакомить с определением как второстепенным членом и способами его выражения, его ролью в усилении выразительности художественного описания.
7. Задачи урока:
Формировать умение находить определения в предложениях и верно графически обозначать их.
Развивать навыки использования определений в речи для более выразительной передачи содержания высказывания; отработка орфографических навыков (безударная гласная в корне, проверяемая ударением)
Воспитывать правильное отношение к слову, корректно исправлять ошибки одноклассников.
личностные: оценивает ситуацию на уроке с точки зрения важности образования; положительно относится к учению, к познавательной деятельности, желает приобрести новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;
регулятивные : учится обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, принимает и сохраняет учебную задачу, планирует (совместно с учителем и одноклассниками) необходимые действия, операции, действует по плану, в диалоге с учителем учится совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки;
познавательные: анализирует, сравнивает, квалифицирует и обобщает факты и явления;
коммуникативные: задаёт вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает свою точку
зрения, при необходимости отстаивает её, аргументируя; учится подтверждать аргументы фактами, осуществляет совместную деятельность в парах (группах) для решения конкретных учебных задач, учится принимать точку зрения других
9. Планируемые результаты : учащиеся должны знать
должны уметь
находить определения в предложениях; верно обозначать определения как член предложения, распространять предложения определениями,
использовать определения для более выразительной передачи содержания высказывания.
10. Межпредметные связи: литература, музыка
11. Ресурсы: мультимедийный проектор, ноутбук, презентация, индивидуальные карточки с заданием.
русскому языку в новых условиях.
На эти и другие вопросы можно найти ответ в Примерной программе по русскому языку для основной школы, которая составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения. В ней также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования, преемственность с примерными программами для начального общего образования.
Примерные программы основного общего образования. Русский язык. – 3-е изд., дораб. – М: Просвещение, 2011. -112 с. - (Стандарты второго поколения).
Примерные программы основного общего образования. Литература. – 2-е изд. – М: Просвещение, 2011. – 176 с. - (Стандарты второго поколения).
- Инновационность содержания стандартов:
- определение ключевых целей образования через систему ценностных ориентиров образования;
- развитие вариативности образования;
- системно-деятельностный подход;
- научное содержание образования;
- воспитание как важнейшая составной часть и личностный результат стандартов;
- новая система организации образовательного процесса через новую структуру базисного образовательного плана, здоровьесберегающие технологии, открытую образовательную среду и т.д.
Тр + Тс + Ту – новая формула стандартов
Тр - требования к результатам освоения основных образовательных программ
Тс - требования к структуре основных образовательных программ
Ту - требования к условиям реализации основных образовательных программ
Основная педагогическая задача - организация условий, инициирующих детское действие
Чему учить?
Обновление содержания
Ради чего учить?
Ценности образования
Как учить?
Обновление средств обучения
Фундаментальное ядро содержания общего образования — базовый документ, необходимый для создания базисных учебных планов, программ, учебно-методических материалов и пособий.
Основное назначение этого документа в системе нормативного сопровождения стандартов — конкретизировать обобщенные требования к структуре образовательных программ и к результатам образования применительно к содержанию учебных программ и организации учебной деятельности.
Состав фундаментального ядра общего образования
Универсальные учебные действия
понятие универсальных учебных действий относится к общему содержанию образования и является метапонятием.
УУД = компетентностный подход.
- понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;
- осознание эстетической ценности русского языка, уважительное отношение к родному языку, потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры, стремление к речевому самосовершенствованию;
- достаточный объём словарного запаса, усвоение грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Коммуникативные универсальные учебные действия как метапредметные результаты:
- строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
- владеть всеми видами речевой деятельности;
- адекватно воспринимать устную и письменную речь; владение разными видами чтения;
- точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме;
- соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета и др.
Познавательные универсальные учебные действия как метапредметные результаты:
- формулировать проблему;
- выдвигать аргументы;
- строить логическую цепь рассуждения;
- находить доказательства , подтверждающие или опровергающие тезис;
- осуществлять библиографический поиск;
- извлекать необходимую информацию из различных источников;
- определять основную и второстепенную информацию и т.д.
- Регулятивные универсальные учебные действия как метапредметные результаты:
- ставить и адекватно формулировать цель деятельности;
- планировать последовательность действий и при необходимости изменять её;
- осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.
Предметные результаты освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку:
- представление об основных функциях языка;
- понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
- усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
- освоение базовых понятий лингвистики: язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, стили речи, язык художественной литературы, жанры речи, типы речи; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
- овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка(орфоэпическим, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
- опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
- проведение различных видов анализа слова, синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
- понимание коммуникативно – эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
- осознание эстетических функций родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Результаты, не подлежащие формализованному итоговому контролю и аттестации :
- ценностные ориентации выпускника, которые отражают его индивидуально-личностные позиции (религиозные, эстетические взгляды, политические предпочтения и др.);
- характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.);
- индивидуальные психологические характеристики личности
ü способность контролировать свои действия, проверять сказанное и написанное.
Метапредметные (УУД )
Познавательные: общеучебные (умение сравнивать), устанавливать аналогии; обобщать, учить выделять существенные признаки глагола.
Регулятивные: способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планирование, контролировать и оценивать свои действия, оценка (адекватно воспринимать оценку как учителя, так и учеников в роли контролеров)
ü учитывать разные мнения, умение сотрудничать;
ü уметь формулировать собственное мнение и позицию;
ü строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
ü развитие навыков сотрудничества со сверстниками при работе в группах, при проверке, в роли консультантов и организаторов;
ü развитие самостоятельности;
ü развивать внимание, восприятие, умение наблюдать и делать выводы.
Тип урока: комбинированный.
7. Формы работы обучающихся: групповая, индивидуальная.
8. Основные понятия, изучаемые на уроке: морфологические, синтаксические признаки глагола, лексическое значение, спряжение.
9. Структура и ход урока.
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Планируемые результаты
1. Организационный этап.
Цель создать благоприятную обстановку для дальнейшей эффективной работы.
-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Надежда Петровна. Я очень рада встрече с вами. А вы любите мультфильмы? Давайте посмотрим фрагмент одного известного мультфильма. (сл.1)
Знаете ли вы, из какого мультфильма этот отрывок? Что вам сейчас хочется сделать?
Л: воспринимать речь учителя, выражать положительное отношение к процессу познания
К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
2. Самоопределение к деятельности
Цель: включение в учебную деятельность на личностно – значимом уровне; привлечь внимание детей предстоящей деятельности по теме.
Читает стихотворение.(Сл.2)Сядьте ровно, улыбнитесь
И друг к другу повернитесь.
Каждый даст свою ладошку
И пожмет ее немножко.
Мы друг друга уважаем,
Никого не обижаем.
-Какие слова побудили вас к действию? Какой частью речи они выражены?
Чему будет посвящен наш урок?
(сл.3) Откройте тетради, запишите число и тему урока.
Начиная любую работу, нужно обязательно видеть конечную цель.
Сформулируйте цель урока.(Сл.4)
Слушают стихотворение и определяют цель деятельности, записывают число, тему урока.
- Коммуникативные: выражение своих мыслей.
3.Актуализация знаний и пробное учебное действие.
Цель: актуализация личного опыта и опорных знаний учащихся.
- На экране вы видите имена существительные.
Образуйте от них глаголы, запишите в тетрадь.
Улыбка - улыбаться - испытывать радость;
Пляска-плясать-ходить под музыку, с разными приемами, телодвиженьями.
Начало-начинать-приступить к какому-нибудь действию.
Радость - радоваться - ощущение большого душевного удовлетворения;
Дружба-дружить-быть в дружеских, приятельских отношениях с кем-л.
Смех - смеяться - выражение полного удовлетворения, радости, веселья или иных чувств.(сл.6)
-Что же такое глагол? Какое лексическое значение обозначает глагол как часть речи?
-Объясните лексическое значение записанных глаголов.(по одному слову-сл.7)
- А чтобы узнать все ли значения мы назвали и какие морфологические признаки есть у глагола мы сейчас поработаем в группах. Образуйте три группы.
От данных существительных образовывают глаголы.
Отвечают на вопрос.
Определяют лексическое значение глаголов.
Регулятивные УУД: умение поставить цель урока, определить тему и сохранить учебную задачу
Предметные УУД: повторение лексического значения глагола
Коммуникативные УУД: развитие умения формулировать и высказывать свои мысли.
Нацеливание детей на анализ и синтез, классификацию и обобщение полученных знаний.
4. Учебно-практическая деятельность.
Цель: применение ранее изученного в заданиях.
Задания для групп:
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.
Выпишите все глаголы, распределяя их по группам:
Глаголы движения, действия; глаголы звучания; глагол цвета; глагол чувства.
Запишите предложения. Определите синтаксическую роль глагола в предложениях.
Жить – Родине служить.
Командир приказал (что?) наступать.
Желание (какое?)учиться было у него постоянным.
Наша семья летом поехала к морю (с какой целью?)отдохнуть.
Вывод: глаголы в предложении бывают не только сказуемым, но и…
Прочитайте текст, выпишите глаголы, определите число, лицо, спряжение глаголов.
Бушует в поле непогода. По небу стелются тяжелые облака. Яростные порывы ветра гонят по дорогам снег. Но это не пугает партизан. Ненависть к фашистам собрала их в глухом лесу.
Во многих сражениях вместе с партизанами участвовал Коля Зайцев. Сейчас он прибежал из ближней деревни и доложил командиру, что видел на дороге немецкие танки. Партизаны рассчитывают уничтожить их внезапным ударом.
Вывод: Глаголы изменяются…
-Ребята вы внимательно слушали текст? О чем он? С каким событием связан? Война оставила след в каждой семье, поэтому мы должны помнить великий подвиг нашего народа и чтить память погибших.
Первая группа выписывает глаголы, распределяя их по группам. Делают вывод: глаголы могут иметь лексическое значение движения, а также звучания, цвета, чувства.
Вторая группа записывает предложения, определяет синтаксическую роль глаголов. Делают вывод: глаголы в предложении бывают не только сказуемым, но и подлежащим, определением, дополнением, обстоятельством.
Третья группа читает текст, выполняет задание.Делает вывод:глаголы изменяются по числам, бывают в форме ед. и множ. числа, 1 и 2 спряжения.
Отвечают на вопросы.
Познавательные: преобразование информации из одной формы в другую; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера.
Регулятивные: коррекция, контроль; оценка
Коммуникативные: умение ориентироваться в системе знаний, осуществлять анализ объектов; аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений.
Личностные: оценивание изучаемого содержания.
5.Динамическая пауза (этап физической разрядки).
Цель: сменить вид деятельности.
Отдохнуть пора настала, так что время не теряем, физминутку начинаем.
Личностные: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке.
6. Подведение итогов. Рефлексия.
Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке.
-Давайте подведем итог проделанной работы.
Какие морфологические признаки глагола мы повторили?
Учащиеся поднимают смайлики:
Понравилось, всё понятно–зеленый. Скучно, ничего не узнал(а) – красный.
Познавательные: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Личностные: самооценка, адекватное понимание успеха или неуспеха в УД.
Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других.
7. Домашнее задание.
Цель: организация деятельности учащихся по самостоятельному применению знаний в разнообразных ситуациях,
обеспечение развития умения планировать свою деятельность.
Сообщает дифференцированное домашнее задание.
Дает комментарий домашнему заданию.
1. Прочитать материал § 63,64-ответить на вопросы-стр.106 , выполнить упражнение 525.
Записывают задание на дом.
Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков.
Коммуникативные: выражение своих мыслей с полнотой и точностью, умение оформлять свои мысли в письменной форме.
Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Читайте также: