В д берестов перед рождеством конспект урока 5 класс

Обновлено: 06.07.2024

Точная дата создания произведения не известна. Творение является переводом стихотворения Мориса Карема. Валентин Дмитриевич Берестов отдал больше 20 лет переводческой деятельности творчества бельгийского поэта, общаясь с ним по переписке.

Автор описывает вечер перед наступлением Рождества. Его лирический герой рассказывает ребенку сказочную историю праздника. Создается торжественная и волшебная атмосфера. Поэт затрагивает и религиозную тему, пересказывая библейский сюжет рождения Иисуса Христа.

Читайте по теме:

Композиция

В основе произведения амфибрахий в сочетании со сложной рифмой разных форм. Композиционно выделено 4 строфы – 1 катрен и 3 квинтета. По смыслу стих делится на две части. Первые две строфы переносят читателя в дом малыша, где стоит нарядная елка. Вторая часть – христианский миф о появлении на свет божьего помазанника.

Средства выразительности

Тропы украшают творение и создают в нем магическое настроение.

Читайте по теме:

Эпитеты

Олицетворение

Метафоры

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок литературы в 5 классе

Тема: Рождество в русской словесности: воспитание бережного отношения к русским культурным традициям.

Цель: раскрыть глубокий духовный смысл праздника Рождества через анализ стихотворений русских поэтов, рождественского и святочного рассказа; акцентировать внимание на том, что в праздновании Рождества главной является идея любви и милости, связанная с рождением в мир Христа-Спасителя, освятившего собой человечество и всю природу.

Оборудование: тексты стихотворений Хомякова, Мережковского, Пастернака, фрагмент романа Шмелева; заготовки для изготовления Рождественской звезды.

Методы ведения: групповая работа, работа с текстом, практическая работа.

Этапы: 1 этап – работа со стихотворениями, 2 этап – работа с рождественскими и святочными рассказами, 3 этап – изготовление Рождественской звезды.

- Что для поэта является символом Рождества? (Домашний очаг, елка – традиционный рождественский, а не новогодний символ, свечи, дети).

Хорошо изображена традиция празднования Рождества в русской литературе. Из русской лирики, произведений Шмелева, Никифорова – Волгина, Куприна можно почерпнуть сведения о том, как всегда на Руси понимался этот праздник, и почувствовать его смысл.


Звезды огненным дождем,
Елку темную покрыли,
120 Всю усеяли кругом,
И она затрепетала,
Ветви гордо подняла,
Миру в первый раз явилась,
Ослепительно светла.

С той поры, доныне, дети,
Есть обычай у людей
Убирать роскошно елку
В звезды яркие свечей.
Каждый год она сияет
130 В день великий торжества
И огнями возвещает
Светлый праздник Рождества.

Как поэт называет Христа-младенца?

Каково авторское отношение к младенцу?

Как отреагировала природа на рождение Христа?

Чем решили послужить Христу пальма и олива?

За что была награждена ёлка? Почему ёлка стала символом Рождества?

Вывод: Мережковский, рассказывая легенду о рождественской ёлке, объясняет, почему она стала символом Рождества. Ёлка – вечнозелёное дерево, символизирующее неувядающую жизнь. Идея стихотворения – каждый может послужить Христу своей любовью, смирением.

В эту ночь Земля была в волненье;
Блеск большой диковинной звезды
Ослепил вдруг горы и селенья,
Города, пустыни и сады.
А в пустыне наблюдали львицы,
Как, дарами дивными полны,
Двигались бесшумно колесницы,
Важно шли верблюды и слоны.
И в челе большого каравана,
Устремивши взоры в небосклон,
Три царя в затейливых тюрбанах
Ехали к Кому-то на поклон.
А в пещере, где всю ночь не гасли
Факелы, мигая и чадя,
Там ягнята увидали в яслях
Спящее прекрасное Дитя.
В эту ночь вся тварь была в волненье,
Пели птицы в полуночной мгле,
Возвещая всем благоволенье,
Наступленье мира на Земле.

Как поэт называет Христа-младенца?

Как отреагировала природа на рождение Христа?

Какие основные образы используются в стихотворении? Найдите эпитеты и объясните их значение.

Стояла зима.
Дул ветер из степи.
И холодно было Младенцу в вертепе
На склоне холма.
Его согревало дыханье вола.
Домашние звери
Стояли в пещере,
Над яслями теплая дымка плыла.
Доху отряхнув от постельной трухи
И зернышек проса,
Смотрели с утеса
Спросонья в полночную даль пастухи,
А рядом, неведомая перед тем,
Застенчивей плошки
В оконце сторожки
Мерцала звезда по пути в Вифлеем.

Она пламенела, как стог, в стороне

От неба и Бога,

Как отблеск поджога,

Как хутор в огне и пожар на гумне.

Она возвышалась горящей скирдой

Соломы и сена

Средь целой Вселенной,

Встревоженной этою новой звездой.
Растущее зарево рдело над ней
И значило что-то,
И три звездочета
Спешили на зов небывалых огней.
За ними везли на верблюдах дары.
И ослики в сбруе, один малорослей
Другого, шажками спускались с горы.
Светало. Рассвет, как пылинки золы,
Последние звезды сметал с небосвода,
И только волхвов из несметного сброда
Впустила Мария в отверстье скалы.
Он спал, весь сияющий, в яслях из дуба,
Как месяца луч в углубленье дупла.
Ему заменяли овчинную шубу
Ослиные губы и ноздри вола.
Стояли в тени, словно в сумраке хлева,
Шептались, едва подбирая слова.
Вдруг кто-то в потемках, немного налево
От яслей рукой отодвинул волхва,
И тот оглянулся: с порога на Деву,
Как гостья, смотрела звезда Рождества.

Как поэт изображает Иисуса-младенца?

Как в стихотворении описана Вифлеемская звезда? Какие сравнения использует поэт?

Вывод: В стихотворении Пастернака этому образу-символу Рождества придается особое значение, поэтому он и вынесен в название. Образ Рождественской звезды близок простым людям.

Слово учителя . Само содержание праздника Рождества и Святых дней направляет сознание человека к поиску и утверждению идеи любви, милости, доброты, сострадания. На Руси сложилась традиция особенно в эти дни жертвовать неимущим, кормить, одевать нищих, проявлять милость к страждущим. В святочных и рождественских рассказах главными являются мотивы радости и света от самого явления в мир Христа, сострадания и милости ко всем страждущим, обязательной победы любви над ненавистью, добра над злом, человечности над бесчеловечностью и жертвенности как высшей в христианской системе ценностей добродетели.

Автор стремится привести героя к внутреннему преображению, наполнить светом добра, прощения, любви, смирения, терпения. Еще одна важнейшая тема святочных рассказов – тема семьи: семейный круг, тепло отношений, взаимная любовь.

Ты хочешь, милый мальчик, чтобы я рассказал тебе про наше Рождество. Ну, что же. Не поймешь чего – подскажет сердце.

Как будто, я такой, как ты. Снежок ты знаешь? Здесь он – редко, выпадет – и стаял. А у нас, повалит, – свету, бывало, не видать, дня на три! Все завалит. На улицах – сугробы, все бело. На крышах, на заборах, на фонарях – вот сколько снегу! С крыш свисает. Висит – и рухнет мягко, как мука. Ну, за ворот засыплет. Дворники сгребают в кучи, свозят. А не сгребай – увязнешь. Тихо у нас зимой, и глухо. Несутся санки, а не слышно. Только в мороз, визжат полозья. Зато весной, услышишь первые колеса. – вот радость.

Наше Рождество подходит издалека, тихо. мороз такой, что воздух мерзнет. Инеем стоит, туманно, дымно. И тянутся обозы – к Рождеству. Обоз? Ну, будто, поезд. только не вагоны, а сани, по снежку, широкие, из дальних мест.

Перед Рождеством, дня за три, на рынках, на площадях, – лес елок. А какие елки! Этого добра в России сколько хочешь. Не так, как здесь, – тычинки. У нашей елки. как отогреется, расправит лапы, – чаща. На Театральной площади, бывало, – лес. Стоят, в снегу. А снег повалит, – потерял дорогу! Мужики, в тулупах, как в лесу. Народ гуляет, выбирает. Собаки в елках – будто волки, право. Костры горят, погреться. Дым столбами. Сбитенщики ходят, аукаются в елках: “Эй, сладкий сбитень! калачики горячи. ” В самоварах, на долгих дужках, – сбитень. Сбитень? А такой горячий, лучше чая. С медом, с имбирем, – душисто, сладко. Стакан – копейка. Калачик мерзлый, стаканчик, сбитню, толстенький такой, граненый, – пальцы жжет. На снежку, в лесу. приятно! Потягиваешь понемножку, а пар – клубами, как из паровоза. Калачик – льдышка. Ну, помакаешь, помягчеет. До ночи прогуляешь в елках. А мороз крепчает. Небо – в дыму – лиловое, в огне. На елках иней. Мерзлая ворона попадется, наступишь – хрустнет, как стекляшка. Морозная Россия, а. тепло.

В Сочельник, под Рождество, – бывало, до звезды не ели. Бывало, ждешь звезды, протрешь все стекла. На стеклах лед, с мороза. Вот, брат, красота-то. Елочки на них, разводы, как кружевное. Ноготком протрешь – звезды не видно? Видно! Первая звезда, а вон – другая. А какие звезды. Усатые, живые, бьются, колют глаз.

Ко всенощной. Валенки наденешь, тулупчик из барана, шапку, башлычок, – мороз и не щиплет. Выйдешь – певучий звон. И звезды. Калитку тронешь, – так и осыплет треском. Мороз! Снег синий, крепкий, попискивает тонко-тонко.

На уголке лавчонка, без дверей. Торгует старичок в тулупе, жмется. За мерзлым стеклышком – знакомый Ангел с золотым цветочком, мерзнет. Осыпан блеском. Я его держал недавно, трогал пальцем. Бумажный Ангел. Ну, карточка. осыпан блеском, снежком как будто. Бедный, мерзнет. Никто его не покупает: дорогой. Прижался к стеклышку и мерзнет.

Идешь из церкви. Все – другое. Снег – святой. И звезды – святые, новые, рождественские звезды. Рождество! Посмотришь в небо. Где же она, та давняя звезда, которая волхвам явилась? Вон она: над Барминихиным двором, над садом! Каждый год – над этим садом, низко. Она голубоватая. Святая. Смотришь, смотришь – и думаешь: “Волсви же со звездою путешествуют. ”

Волсви. Значит – мудрецы, волхвы. А, маленький, я думал – волки. Тебе смешно? Да, добрые такие волки, – думал. Звезда ведет их, а они идут, притихли. Маленький Христос родился, и даже волки добрые теперь. Даже и волки рады. Правда, хорошо ведь? Хвосты у них опущены. Идут, поглядывают на звезду. А та ведет их. Вот и привела. Ты видишь, Ивушка? А ты зажмурься. Видишь – кормушка с сеном, светлый-светлый мальчик, ручкой манит. Да, и волков. всех манит. Как я хотел увидеть. Овцы там, коровы, голуби взлетают по стропилам. и пастухи, склонились. и цари, волхвы. И вот, подходят волки. Их у нас в России много. Смотрят, а войти боятся. Почему боятся? А стыдно им. злые такие были. Ты спрашиваешь – впустят? Ну, конечно, впустят. Скажут: ну, и вы входите, нынче Рождество! И звезды. все звезды там, у входа, толпятся, светят. Кто, волки? Ну, конечно, рады.

В детской горит лампадка. Красные языки из печки прыгают на замерзших окнах. За ними – звезды. Светит большая звезда над Барминихивым садом, но это совсем другая. А та, Святая, ушла. До будущего года.

1.Какие реалии встречаются в тексте? Каков рассказчик?

2. Какие символы Рождества названы писателем? Какие эпитеты использованы? Как описана Рождественская звезда?

3.Каким для рассказчика является праздник Рождества Христова?

2 этап: изготовление Рождественской звезды из гофрокартона.

Слово учителя. Сейчас мы вместе сделаем главный рождественский символ – Рождественскую звезду. Для этого из картона приготовлены шаблоны: одинаковые тонкие полоски и круг, две звезды, заготовка для подставки.

1 группа : приклеивает полоски по диаметру круга.

2 группа : делает 2 звезды объемными, прорезав с одной стороны до середины по линии, с другой стороны сделав перфорацию, чтобы линия сгиба была ровной. Вторую звезду клеит сверху первой. Затем приклеивает к полоскам с кругом.

3 группа : делает подставку в виде четырехугольного конуса. Затем клеит к звездам.

(Группы получают заранее заготовленные шаблоны и клей - после инструктажа приступают к изготовлению поделки).

hello_html_1db95011.jpg

Заключение. Светлый праздник Рождества… Звезды, сияющие с небес… Ежегодное ожидание чуда. Праздник, являющийся к нам в детстве и остающийся чудесным на всю жизнь. Праздник, который не может оставить равнодушным и будит мысли и чувства. В стихах поэтов разных эпох мы можем проследить, как менялось восприятие этого библейского события, но неизменным оставалось ощущение значимости этой даты, величия свершившегося.

- Сегодня у нас с вами будет работать литературная гостиная.

- Что такое гостиная?

- Согласны ли вы с эпиграфом нашего урока?

- Вспомним и хором прочтём стихи:

Как хорошо уметь читать!

Не надо к маме приставать.

Не надо бабушку трясти:

Не надо умолять сестрицу:

Не надо звать, не надо ждать,

А можно взять и почитать!

- Кто написал эти замечательные стихи?

Правильно, эти стихи написал детский поэт Валентин Дмитриевич Берестов.

И сегодня на уроке мы познакомимся с биографией поэта и его творческом

1 апреля 1928 года в маленьком, тихом городке Мещовске, Калужской области, в семье учителя родился Валентин Берестов. Его отец преподавал историю в школе, а в юности писал стихи и сумел привить сыну страстную любовь к

чтению. В четыре года мальчик уже научился читать, а в 1 классе начал

Берестов вспоминал: “Больше всего, в детстве, мне хотелось написать о моих друзьях, о школе, о наших мечтах и играх”.
Валентину Берестову было 13 лет, когда началась Великая Отечественная война.

Семья Берестовых была эвакуирована в Ташкент. Здесь юный поэт познакомился с Корнеем Ивановичем Чуковским и Самуилом Яковлевичем Маршаком.

После войны Валентин Берестов становится учёным-археологом.

3. Презентация стихотворений В.Д.Берестова

- Сейчас мы послушаем домашнее задание. Ребята выучили стихи. Кроме того,

их можно даже рассматривать, потому что ребята нарисовали к ним рисунки.

4. Определение, к какой теме относится то или иное стихотворение.

- Стихи о природе и животных;

5. Знакомство со сказочным персонажем.

- Посмотрите на этого необычного мальчика.

- Подскажите, кто это? Верно, это – домовёнок Кузя.

Сказку о домовёнке Кузьке написала Татьяна Ивановна Александровна, но благодаря усилиям В.Д. Берестова она была издана.

Книга увидела свет в 1991 году.

Легенда утверждает, что Кузька родился именно в Поленово (имение известного художника В.Д. Поленова)

Вы можете сами познакомиться с домовёнком Кузей, если прочтёте книгу.

7. Работа над стихотворением.
Вопросы:

-О ком это стихотворение? Веселое оно или грустное? Познавательное или

2) Выборочное чтение.

- Прочтите, кем стал Федя?

- Прочтите, как он работал с энциклопедией?

- Какой смысл вкладывает автор в это слово? (Ироничный)

- Что такое ирония?

Предлагаю в нее поиграть.

- Сейчас вы будете работать в парах. Прочтите слова и напишите правильный

кинечу – ученик гурд – друг

агинк – книга атобар – работа

- Какое стихотворение поэта зашифровано в этой фразе:

Отч огесв еелим? Что всего милее?

Что всего милее для тебя, мальчишка?

В хлебе – горбушка,

В капусте – кочерыжка,

В варенье – пенка,

А в школе – переменка.
- А что милее вам?

8. Итог урока. Рефлексия.

- Какой писатель был у нас сегодня в гостях?

- О чём он писал?
9. И в заключение урока мы выполним такое задание. Вы сейчас должны

решить примеры. Разместите ответы в порядке убывания.

Конспект урока по теме: Стихи В.Д. Берестова

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Урок 87. Стихи В.Д. Берестова Цели урока: ознакомить учащихся с творчеством В. Д. Бересто¬ва; развивать навыки выразительного, правильного, беглого чтения, внимание; учить задавать вопросы к тексту; повто¬рить понятие олицетворения; воспитывать интерес к чтению детской литературы. Планируемые предметные результаты: Участвовать в устном общении на уроке, соблюдать правила речевого поведения. Самостоятельно читать тексты учебника, извлекать из них информацию. Наблюдать за использованием языковых средств, анализировать их. Формируемые УУД: Понимать и сохранять учебную задачу. Находить в материалах учебника нужные сведения и использовать их для решения практических задач. Осознавать общий способ действия при решении обсуждаемых задач, применять его. Участвовать в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, слушать собеседников, проявлять интерес к их высказываниям, выражать своё отношение к ним.

Читайте также: