В чем состоит сущность музыкального содержания 7 класс конспект урока

Обновлено: 08.07.2024

I ЧЕТВЕРТЬ

Урок 3. В чём состоит сущность музыкального содержания

Планируемые результаты учебной деятельности

Метапредметные:

— понимание метафоричности художественных произведений разных видов искусства;

— осознание мгновенного отклика человека на великие произведения искусства;

— осознание и умение объяснить силу, бесспорность и очевидность воздействия музыкального произведения на человека.

Цели и урока:

· Учить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека.

· Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях.

· Развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве.

· Формирование слушательской культуры на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства.

· Осмысленное восприятие музыкальных произведений (знание музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание взаимосвязи между содержанием и формой в музыке).

Форма проведения занятия: Урок-беседа о содержании произведения искусства на примере музыки Р. Джадзотто и картины С. дель Пьомбо.

Учебно-дидактическое обеспечение:

Музыка: Р. Джадзотто. Адажио Альбинони.

1. Особенности содержания произведений искусств

Каждое искусство имеет свои особенности содержания. Читая рассказ или повесть, мы узнаём характер героев, следим за событиями их жизни, воспринимаем повествование как конкретную историю о конкретных людях. Рассматривая произведение живописи, мы проникаем в сущность через облик – облик человека или природы. И наше эмоциональное переживание будет в этих случаях тем глубже, чем больше нам удастся полюбить или, наоборот, возненавидеть тех персонажей, те пейзажи, портреты, о которых мы прочли или которые увидели на картине. Подобная любовь и ненависть возникают в нас не случайно: для этого мало просто написать о том, что человек плох или хорош. Чтобы мы действительно поверили, требуется незаурядное мастерство: зачастую какой-нибудь незначительный штрих характеризует человека красноречивее любых его самых длинных высказываний.

? Вспомните, например, знакомых вам литературных героев и попробуйте ответить на вопрос: Что вас больше всего в них трогает и волнует?

Может быть, вы скажете, что Маленького принца любите не только за его не по-детски мудрые высказывания, но и за мягкую шелковистость волос, о которых автор не забыл упомянуть. А принцесса Русалочка трогает нас не только своей готовностью совершить самый настоящий подвиг, но и тем, что она предстаёт перед нами как тихая, задумчивая девочка, которая, как и все другие девочки, способна и плакать, и страдать.

Даже из этих двух небольших примеров мы видим, что самое важное, о чём повествуют нам произведения искусства, заключено в конкретных деталях, подробностях, пусть даже на первый взгляд и не столь значительных. Выражение глаз или улыбка, изгиб руки или оттенок голоса – эти черты нередко заключают в себе главную идею произведения или образа, вызывают тот живой отклик, который и является подлинной сутью нашего общения с искусством.

2. Метафора в искусстве

Однако какие бы глубины содержания ни открывало нам приобщение к произведениям литературы или живописи, какие бы срезы душевной жизни ни обнаруживались нам в этих художественных иносказаниях, они возникают не из непосредственного впечатления, а проступают сквозь сплетения слов, описаний, изображений.

Ведь художественно произведение – всегда метафора, оно никогда прямо не заявляет о своих намерениях; поэтому его понимание нередко равнозначно разгадке, которая потрясает нас внезапно открывшимся смыслом.


Себастьяно дель Пьомбо. Несение креста. 1537 г.

Изображение запечатлело Иисуса уставшего, измученного, предчувствующего неминуемую гибель. На его лице написано страдание, а массивный крест словно придавливает его к земле своей тяжестью. Но в картине чувствуется и настоящая любовь художника к своему герою: изящные линии драпировки светлой одежды Христа, красивое золотистое дерево креста. Особенно впечатляет изящная кисть руки, держащая крест. Она, как и лицо, выделена золотистым светом. Если вспомнить, что по Библии Христос был плотником, становится понятно, что мастер явно упивался красотой человеческого тела и изяществом движения.

Цветовая гамма картины сдержанная, с преобладанием золотистых, серых и коричневых цветов. Фона как такового здесь нет – всё внимание зрителя фокусируется на фигуре Христа, а всё остальное словно тонет во мраке: среди мрачных тонов лишь одеяние Спасителя кристально белое, говорящее о чистоте его намерений, о свете души его. Он сам несёт свой крест – какая глубокая метафора! Сам несёт то, на чём через пару часов он будет распят, и он знает об этом.

Его взор опущен, как бы устремлён внутрь себя, и он как будто бы не чувствует ни боли в голове, ни напряжения в руках, – его волнует более большое горе: боль за всех людей на земле.

Себастьяно дель Пьомбо отказывается от изображения толпы, сопровождающей Христа в его скорбном шествии на Голгофу, убирает побочные эпизоды главного действия.

И поэтому основной темой картины оказывается не показ человеческой жестокости и равнодушия, а изображение самих страданий.

Используя метафору, художник выразил свои мысли, своё отношение к событию и к герою художественного произведения.

3. Что такое музыкальное содержание

Музыка воздействует несколько иначе.

И хотя она тоже организована очень сложно, тоже полна загадок и иносказаний, всё же её воздействие более непосредственно. Ведь музыка живёт только пока звучит, и за те минуты, которые отданы ей в распоряжение, она должна успеть очень многое: захватить, увлечь, потрясти.

И музыке это удаётся – удаётся намного быстрее, чем произведениям других видов искусства.

Потому что музыка воздействует на человеческие чувства, обладающие свойством мгновенного отклика на действительно близкое и понятное, музыка – это собственный язык человеческих чувств, их выражение в этом мире.

Что же является сущностью музыкального содержания?

Мы уже понимаем: это не предметы во всей их реальности – предметы, имеющие вид, размер, очертания, окраску и т.д.

Музыка не даёт нам конкретных описаний, она вообще избегает всяких подробностей. Слушая её, мы не можем сказать: здесь один человек подходит к другому, а здесь они разговаривают…

И даже в той её части, которая связана с программным описанием музыкальных событий, мы всё же воспринимаем не сами конкретные события, а прежде всего переживания их настроения, все оттенки чувств, которые эти события выражают.

В поисках понимания музыкального содержания бессильны логические законы и методы анализа. Мы верим музыке как раз вопреки всякой логике, верим лишь потому, что она воздействует на нас бесспорно и очевидно. А можно ли не верить тому, что существует в нас самих?

Каждый, кому приходилось задумываться над той тайной, какую заключает в себе музыкальное содержание, наверное, чувствовал: музыка говорит нам о чём-то большем, что неизмеримо шире и богаче нашего опыта, нашего знания о жизни.

Прослушайте музыку Р. Джадзотто. С этой музыкой вы уже знакомы: она звучала и обсуждалась на последнем занятии в 6 классе.

Расскажите о её настроении, характере.

! Адажио — одно из самых исполняемых музыкальных произведений второй половины 20-го в., оно использовалось в десятках кинофильмов.

Многие музыковеды отмечали, что эта пьеса стилистически отличается от несомненных произведений барокко и Альбинони. Действительно, это произведение сочинил уже в 20-ом веке Ремо Джадзотто — автор биографии и ряда трудов о творчестве Альбинони. В музыке ощущается влияние скорее романтического стиля, чем музыки эпохи барокко.

Постарайтесь отметить, что музыкально-выразительные средства в Адажио направлены на создание глубоко печального образа:

· Музыка написана в минорном ладу, в медленном темпе.

· Мелодическая линия направлена вниз, каждая фраза заканчивается нисходящими секундами-вздохами.

· Мелодию сопровождают скупые строгие басы и выразительные фразы-ответы в сопровождении.

Выразительные же средства картины соответствуют музыкальным: мы видим опущенные глаза и горестное выражение лица Иисуса, напряжённость его позы и затруднённость движений, преобладание тёмной, мрачной цветовой гаммы вокруг Иисуса и выделяющийся холодный голубовато-белый цвет его одеяния.

6. Итог урока

Музыка обладает свойством обобщать все похожие явления мира, что, выражая в звуках какое-либо состояние, она всегда даёт неизмеримо больше, чем может вместить опыт души одного человека.

Музыка может выразить даже то, что скрыто в непостижимых глубинах жизни: она – главный выразитель невидимого, чудесного, сокровенного.

7. Вопросы и задания

1) Почему художественное произведение можно уподобить загадке?

2) Сразу ли открывается нам содержание музыкального произведения? Какие его стороны воздействуют на человека прежде всего?

3) Назовите известные вам музыкальные произведения, в которых бы воплощались основные человеческие чувства – радость, печаль, злость, восторг и т.д.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Планируемые результаты учебной деятельности:

Метапредметные:

— понимание метафоричности художественных произведений разных видов искусства;

— осознание мгновенного отклика человека на великие произведения искусства;

Личностные:

— осознание и умение объяснить силу, бесспорность и очевидность воздействия музыкального произведения на человека.

Предметные:

I ЧЕТВЕРТЬ

Урок 3. В чём состоит сущность музыкального содержания

Планируемые результаты учебной деятельности

Метапредметные:

— понимание метафоричности художественных произведений разных видов искусства;

— осознание мгновенного отклика человека на великие произведения искусства;

— осознание и умение объяснить силу, бесспорность и очевидность воздействия музыкального произведения на человека.

Цели и урока:

Учить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека.

Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях.

Развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве.

Формирование слушательской культуры на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства.

Осмысленное восприятие музыкальных произведений (знание музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание взаимосвязи между содержанием и формой в музыке).

Форма проведения занятия: Урок-беседа о содержании произведения искусства на примере музыки Р. Джадзотто и картины С. дель Пьомбо.

Учебно-дидактическое обеспечение:

Музыка: Р. Джадзотто. Адажио Альбинони.

Особенности содержания произведений искусств

Каждое искусство имеет свои особенности содержания. Читая рассказ или повесть, мы узнаём характер героев, следим за событиями их жизни, воспринимаем повествование как конкретную историю о конкретных людях. Рассматривая произведение живописи, мы проникаем в сущность через облик – облик человека или природы. И наше эмоциональное переживание будет в этих случаях тем глубже, чем больше нам удастся полюбить или, наоборот, возненавидеть тех персонажей, те пейзажи, портреты, о которых мы прочли или которые увидели на картине. Подобная любовь и ненависть возникают в нас не случайно: для этого мало просто написать о том, что человек плох или хорош. Чтобы мы действительно поверили, требуется незаурядное мастерство: зачастую какой-нибудь незначительный штрих характеризует человека красноречивее любых его самых длинных высказываний.

? Вспомните, например, знакомых вам литературных героев и попробуйте ответить на вопрос: Что вас больше всего в них трогает и волнует?

Может быть, вы скажете, что Маленького принца любите не только за его не по-детски мудрые высказывания, но и за мягкую шелковистость волос, о которых автор не забыл упомянуть. А принцесса Русалочка трогает нас не только своей готовностью совершить самый настоящий подвиг, но и тем, что она предстаёт перед нами как тихая, задумчивая девочка, которая, как и все другие девочки, способна и плакать, и страдать.

Даже из этих двух небольших примеров мы видим, что самое важное, о чём повествуют нам произведения искусства, заключено в конкретных деталях, подробностях, пусть даже на первый взгляд и не столь значительных. Выражение глаз или улыбка, изгиб руки или оттенок голоса – эти черты нередко заключают в себе главную идею произведения или образа, вызывают тот живой отклик, который и является подлинной сутью нашего общения с искусством.

Метафора в искусстве

Однако какие бы глубины содержания ни открывало нам приобщение к произведениям литературы или живописи, какие бы срезы душевной жизни ни обнаруживались нам в этих художественных иносказаниях, они возникают не из непосредственного впечатления, а проступают сквозь сплетения слов, описаний, изображений.

Ведь художественно произведение – всегда метафора, оно никогда прямо не заявляет о своих намерениях; поэтому его понимание нередко равнозначно разгадке, которая потрясает нас внезапно открывшимся смыслом.


Себастьяно дель Пьомбо. Несение креста. 1537 г.

Изображение запечатлело Иисуса уставшего, измученного, предчувствующего неминуемую гибель. На его лице написано страдание, а массивный крест словно придавливает его к земле своей тяжестью. Но в картине чувствуется и настоящая любовь художника к своему герою: изящные линии драпировки светлой одежды Христа, красивое золотистое дерево креста. Особенно впечатляет изящная кисть руки, держащая крест. Она, как и лицо, выделена золотистым светом. Если вспомнить, что по Библии Христос был плотником, становится понятно, что мастер явно упивался красотой человеческого тела и изяществом движения.

Цветовая гамма картины сдержанная, с преобладанием золотистых, серых и коричневых цветов. Фона как такового здесь нет – всё внимание зрителя фокусируется на фигуре Христа, а всё остальное словно тонет во мраке: среди мрачных тонов лишь одеяние Спасителя кристально белое, говорящее о чистоте его намерений, о свете души его. Он сам несёт свой крест – какая глубокая метафора! Сам несёт то, на чём через пару часов он будет распят, и он знает об этом.

Его взор опущен, как бы устремлён внутрь себя, и он как будто бы не чувствует ни боли в голове, ни напряжения в руках, – его волнует более большое горе: боль за всех людей на земле.

Себастьяно дель Пьомбо отказывается от изображения толпы, сопровождающей Христа в его скорбном шествии на Голгофу, убирает побочные эпизоды главного действия.

И поэтому основной темой картины оказывается не показ человеческой жестокости и равнодушия, а изображение самих страданий.

Используя метафору, художник выразил свои мысли, своё отношение к событию и к герою художественного произведения.

Что такое музыкальное содержание

Музыка воздействует несколько иначе.

И хотя она тоже организована очень сложно, тоже полна загадок и иносказаний, всё же её воздействие более непосредственно. Ведь музыка живёт только пока звучит, и за те минуты, которые отданы ей в распоряжение, она должна успеть очень многое: захватить, увлечь, потрясти.

И музыке это удаётся – удаётся намного быстрее, чем произведениям других видов искусства.

Потому что музыка воздействует на человеческие чувства, обладающие свойством мгновенного отклика на действительно близкое и понятное, музыка – это собственный язык человеческих чувств, их выражение в этом мире.

Что же является сущностью музыкального содержания?

Мы уже понимаем: это не предметы во всей их реальности – предметы, имеющие вид, размер, очертания, окраску и т.д.

Музыка не даёт нам конкретных описаний, она вообще избегает всяких подробностей. Слушая её, мы не можем сказать: здесь один человек подходит к другому, а здесь они разговаривают…

И даже в той её части, которая связана с программным описанием музыкальных событий, мы всё же воспринимаем не сами конкретные события, а прежде всего переживания их настроения, все оттенки чувств, которые эти события выражают.

В поисках понимания музыкального содержания бессильны логические законы и методы анализа. Мы верим музыке как раз вопреки всякой логике, верим лишь потому, что она воздействует на нас бесспорно и очевидно. А можно ли не верить тому, что существует в нас самих?

Каждый, кому приходилось задумываться над той тайной, какую заключает в себе музыкальное содержание, наверное, чувствовал: музыка говорит нам о чём-то большем, что неизмеримо шире и богаче нашего опыта, нашего знания о жизни.

Прослушайте музыку Р. Джадзотто. С этой музыкой вы уже знакомы: она звучала и обсуждалась на последнем занятии в 6 классе.

Расскажите о её настроении, характере.

! Адажио — одно из самых исполняемых музыкальных произведений второй половины 20-го в., оно использовалось в десятках кинофильмов.

Многие музыковеды отмечали, что эта пьеса стилистически отличается от несомненных произведений барокко и Альбинони. Действительно, это произведение сочинил уже в 20-ом веке Ремо Джадзотто — автор биографии и ряда трудов о творчестве Альбинони. В музыке ощущается влияние скорее романтического стиля, чем музыки эпохи барокко.

Постарайтесь отметить, что музыкально-выразительные средства в Адажио направлены на создание глубоко печального образа:

Музыка написана в минорном ладу, в медленном темпе.

Мелодическая линия направлена вниз, каждая фраза заканчивается нисходящими секундами-вздохами.

Мелодию сопровождают скупые строгие басы и выразительные фразы-ответы в сопровождении.

Выразительные же средства картины соответствуют музыкальным: мы видим опущенные глаза и горестное выражение лица Иисуса, напряжённость его позы и затруднённость движений, преобладание тёмной, мрачной цветовой гаммы вокруг Иисуса и выделяющийся холодный голубовато-белый цвет его одеяния.

Музыка обладает свойством обобщать все похожие явления мира, что, выражая в звуках какое-либо состояние, она всегда даёт неизмеримо больше, чем может вместить опыт души одного человека.

Музыка может выразить даже то, что скрыто в непостижимых глубинах жизни: она – главный выразитель невидимого, чудесного, сокровенного.

Вопросы и задания

Почему художественное произведение можно уподобить загадке?

Сразу ли открывается нам содержание музыкального произведения? Какие его стороны воздействуют на человека прежде всего?

Назовите известные вам музыкальные произведения, в которых бы воплощались основные человеческие чувства – радость, печаль, злость, восторг и т.д.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

I ЧЕТВЕРТЬ

Урок 3. В чём состоит сущность музыкального содержания

Планируемые результаты учебной деятельности

Метапредметные:

— понимание метафоричности художественных произведений разных видов искусства;

— осознание мгновенного отклика человека на великие произведения искусства;

— осознание и умение объяснить силу, бесспорность и очевидность воздействия музыкального произведения на человека.

Цели и урока:

Учить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека.

Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях.

Развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве.

Формирование слушательской культуры на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства.

Осмысленное восприятие музыкальных произведений (знание музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание взаимосвязи между содержанием и формой в музыке).

Форма проведения занятия: Урок-беседа о содержании произведения искусства на примере музыки Р. Джадзотто и картины С. дель Пьомбо.

Учебно-дидактическое обеспечение:

Музыка: Р. Джадзотто. Адажио Альбинони.

Особенности содержания произведений искусств

Каждое искусство имеет свои особенности содержания. Читая рассказ или повесть, мы узнаём характер героев, следим за событиями их жизни, воспринимаем повествование как конкретную историю о конкретных людях. Рассматривая произведение живописи, мы проникаем в сущность через облик – облик человека или природы. И наше эмоциональное переживание будет в этих случаях тем глубже, чем больше нам удастся полюбить или, наоборот, возненавидеть тех персонажей, те пейзажи, портреты, о которых мы прочли или которые увидели на картине. Подобная любовь и ненависть возникают в нас не случайно: для этого мало просто написать о том, что человек плох или хорош. Чтобы мы действительно поверили, требуется незаурядное мастерство: зачастую какой-нибудь незначительный штрих характеризует человека красноречивее любых его самых длинных высказываний.

? Вспомните, например, знакомых вам литературных героев и попробуйте ответить на вопрос: Что вас больше всего в них трогает и волнует?

Может быть, вы скажете, что Маленького принца любите не только за его не по-детски мудрые высказывания, но и за мягкую шелковистость волос, о которых автор не забыл упомянуть. А принцесса Русалочка трогает нас не только своей готовностью совершить самый настоящий подвиг, но и тем, что она предстаёт перед нами как тихая, задумчивая девочка, которая, как и все другие девочки, способна и плакать, и страдать.

Даже из этих двух небольших примеров мы видим, что самое важное, о чём повествуют нам произведения искусства, заключено в конкретных деталях, подробностях, пусть даже на первый взгляд и не столь значительных. Выражение глаз или улыбка, изгиб руки или оттенок голоса – эти черты нередко заключают в себе главную идею произведения или образа, вызывают тот живой отклик, который и является подлинной сутью нашего общения с искусством.

Метафора в искусстве

Однако какие бы глубины содержания ни открывало нам приобщение к произведениям литературы или живописи, какие бы срезы душевной жизни ни обнаруживались нам в этих художественных иносказаниях, они возникают не из непосредственного впечатления, а проступают сквозь сплетения слов, описаний, изображений.

Ведь художественно произведение – всегда метафора, оно никогда прямо не заявляет о своих намерениях; поэтому его понимание нередко равнозначно разгадке, которая потрясает нас внезапно открывшимся смыслом.

hello_html_m2dfee94b.jpg

Себастьяно дель Пьомбо. Несение креста. 1537 г.

Изображение запечатлело Иисуса уставшего, измученного, предчувствующего неминуемую гибель. На его лице написано страдание, а массивный крест словно придавливает его к земле своей тяжестью. Но в картине чувствуется и настоящая любовь художника к своему герою: изящные линии драпировки светлой одежды Христа, красивое золотистое дерево креста. Особенно впечатляет изящная кисть руки, держащая крест. Она, как и лицо, выделена золотистым светом. Если вспомнить, что по Библии Христос был плотником, становится понятно, что мастер явно упивался красотой человеческого тела и изяществом движения.

Цветовая гамма картины сдержанная, с преобладанием золотистых, серых и коричневых цветов. Фона как такового здесь нет – всё внимание зрителя фокусируется на фигуре Христа, а всё остальное словно тонет во мраке: среди мрачных тонов лишь одеяние Спасителя кристально белое, говорящее о чистоте его намерений, о свете души его. Он сам несёт свой крест – какая глубокая метафора ! Сам несёт то, на чём через пару часов он будет распят, и он знает об этом.

Его взор опущен, как бы устремлён внутрь себя, и он как будто бы не чувствует ни боли в голове, ни напряжения в руках, – его волнует более большое горе: боль за всех людей на земле.

Себастьяно дель Пьомбо отказывается от изображения толпы, сопровождающей Христа в его скорбном шествии на Голгофу, убирает побочные эпизоды главного действия.

И поэтому основной темой картины оказывается не показ человеческой жестокости и равнодушия, а изображение самих страданий.

Используя метафору, художник выразил свои мысли, своё отношение к событию и к герою художественного произведения.

Что такое музыкальное содержание

Музыка воздействует несколько иначе.

И хотя она тоже организована очень сложно, тоже полна загадок и иносказаний, всё же её воздействие более непосредственно. Ведь музыка живёт только пока звучит, и за те минуты, которые отданы ей в распоряжение, она должна успеть очень многое: захватить, увлечь, потрясти.

И музыке это удаётся – удаётся намного быстрее, чем произведениям других видов искусства.

Потому что музыка воздействует на человеческие чувства, обладающие свойством мгновенного отклика на действительно близкое и понятное, музыка – это собственный язык человеческих чувств, их выражение в этом мире.

Что же является сущностью музыкального содержания?

Мы уже понимаем: это не предметы во всей их реальности – предметы, имеющие вид, размер, очертания, окраску и т.д.

Музыка не даёт нам конкретных описаний, она вообще избегает всяких подробностей. Слушая её, мы не можем сказать: здесь один человек подходит к другому, а здесь они разговаривают…

И даже в той её части, которая связана с программным описанием музыкальных событий, мы всё же воспринимаем не сами конкретные события, а прежде всего переживания их настроения, все оттенки чувств, которые эти события выражают.

В поисках понимания музыкального содержания бессильны логические законы и методы анализа. Мы верим музыке как раз вопреки всякой логике, верим лишь потому, что она воздействует на нас бесспорно и очевидно. А можно ли не верить тому, что существует в нас самих?

Каждый, кому приходилось задумываться над той тайной, какую заключает в себе музыкальное содержание, наверное, чувствовал: музыка говорит нам о чём-то большем, что неизмеримо шире и богаче нашего опыта, нашего знания о жизни.

Прослушайте музыку Р. Джадзотто. С этой музыкой вы уже знакомы: она звучала и обсуждалась на последнем занятии в 6 классе.

Расскажите о её настроении, характере.

! Адажио — одно из самых исполняемых музыкальных произведений второй половины 20-го в., оно использовалось в десятках кинофильмов.

Многие музыковеды отмечали, что эта пьеса стилистически отличается от несомненных произведений барокко и Альбинони. Действительно, это произведение сочинил уже в 20-ом веке Ремо Джадзотто — автор биографии и ряда трудов о творчестве Альбинони. В музыке ощущается влияние скорее романтического стиля, чем музыки эпохи барокко.

Постарайтесь отметить, что музыкально-выразительные средства в Адажио направлены на создание глубоко печального образа:

Музыка написана в минорном ладу , в медленном темпе.

Мелодическая линия направлена вниз, каждая фраза заканчивается нисходящими секундами-вздохами.

Мелодию сопровождают скупые строгие басы и выразительные фразы-ответы в сопровождении.

Выразительные же средства картины соответствуют музыкальным: мы видим опущенные глаза и горестное выражение лица Иисуса, напряжённость его позы и затруднённость движений, преобладание тёмной, мрачной цветовой гаммы вокруг Иисуса и выделяющийся холодный голубовато-белый цвет его одеяния.

Музыка обладает свойством обобщать все похожие явления мира, что, выражая в звуках какое-либо состояние, она всегда даёт неизмеримо больше, чем может вместить опыт души одного человека.

Музыка может выразить даже то, что скрыто в непостижимых глубинах жизни: она – главный выразитель невидимого, чудесного, сокровенного.

Вопросы и задания

Почему художественное произведение можно уподобить загадке?

Сразу ли открывается нам содержание музыкального произведения? Какие его стороны воздействуют на человека прежде всего?

Назовите известные вам музыкальные произведения, в которых бы воплощались основные человеческие чувства – радость, печаль, злость, восторг и т.д.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке урока сравниваю литературное содержание с музыкальным. Дети сопоставляют роман "Войну и мир" и музыкальным произведением "Александр Невский".

Разработка урока музыки в 7 классе

Установить интонационно-образные связи музыки с литературой.

Проанализировать своеобразие музыкального языка как языка чувств.

Закрепить понятие арии.

Воспитывать нравственно-патриотические чувства на основе приобщения к произведениям искусства.

Развивать певческие навыки.

Методы: беседа, наглядно-слуховой анализ, сопоставление.

Оборудование: аудиозапись, магнитофон.

Дополнительный материал:

Вводная часть.

- Фрагмент какого известного вам произведения прозвучал? Кто композитор?

-Что вы знаете об этом композиторе?

- Как вы думаете, какого содержания будем слушать сегодня музыку Прокофьева на уроке?(проблемный вопрос)

Работа по теме урока.

- Прокофьев не раз в своем творчестве обращался к истории государства российского.Речь пойдет об Отечественной войне 1812 года.

- К истории этих военных событий Прокофьев обратился в 1942 году, когда шла Великая Отечественная война.

- Как вы думаете, почему ?

- Кто еще в искусстве обращался к теме войны 1812 года?

- Какие произведениявы можете назвать?

- Мы познакомимся сегодня с некоторыми фрагментами романа и оперы,разберемся в их содержании и выясним, чем будет отличаться музыкальное содержание от литературного.

- А теперь страницы романа.

Читают выразительно учащиеся у доски.

«…Москва должна быть оставлена. Войско должно отступить, и надо отдать это приказание. Отдать это страшное приказание казалось ему одно и то же,что отказаться от командования армией…

В просторной избе мужика Андрея Савостьянова в два часа собрался совет. Мужики, бабы и дети большой мужицкой семьи теснились в черной избе через сени. Одна только внучка Андрея, Малаша, шестилетняя девочка, которой светлейший, приласкав ее, дал за чаем кусок сахара, оставалась на печи в большой избе.Малашаробко и радостно смотрела с печи на лица, мундиры и кресты генералов, одного за другим входящих в избу и рассаживавшихся в красном углу, на широких лавках под образами. Сам дедушка, как внутренне называла Малаша Кутузова, сидел от них особо, в темном углу за печкой…

Последовало долгое и общее молчание. Все лица нахмурились, и в тишине слышалось сердитое кряхтение и покашливание Кутузова. Все глаза смотрели на него. Малаша тоже смотрела на дедушку. Она ближе всех была к нему и видела, как лицо его сморщилось: он точно собрался плакать, но это продолжалось недолго.

- Господа, я слышал ваши мнения. Некоторые будут не согласны со мной. Но я (он остановился) властью, врученной мне моим государем и Отечеством, я–приказываю отступление…

- Каково содержание этой части романа?

- Что описано здесь ? Какие подробности?(место, изба, где собрались Кутузов с генералами, девочка Малаша)

- Что увидела девочка?

- Какой приказ отдал главнокомандующий своим подчиненным?

- Что было потом? Опишите, о чем думал Кутузов? Что из этого следует, как вы думаете, какие чувства он испытывал?

А сейчас мы послушаем арию Кутузова из оперы Прокофьева

- Каким предстает перед вами Кутузов?

- Каково здесь музыкальное содержание?

- Сколько частей, как менялся характер, почему?

- В какой части появилась тревога, взволнованность?

- Дала ли нам здесь музыка конкретные описания, как литература?

- Что же мы здесь восприняли, почувствовали? (характер, переживания, оттенки чувств, которые эти события выражают).

- Дайте определение арии. (Ария - описание портрета героя, в котором передается его характер, душевное состояние)

- Дала ли нам ария полное представление о Кутузове? (Конечно, нет.)

В романе, как и в опере, сцены войны чередуются со сценами мира.

-Еще мы познакомимся с одним эпизодом бала, куда впервые попала одна из героинь романа- Наташа Ростова.Юная, счастливая, нежная и чистая в своей любви к жизни, к своим мечтам о счастье.

Итак, слушаем отрывки из романа.

Читает другая группа учеников у доски

«..Князь Андрей в своем полковничьем, белом мундире, в чулках и башмаках, оживленный и веселый, стоял в первых рядах круга, недалеко от Ростовых. Отчаянное, замирающее лицо Наташи бросилось в глаза князю. Он узнал ее, угадал ее чувство, понял, что она была начинающая, и с веселым выражением лица подошел к графине Ростовой.

- Какой описывает автор Наташу Ростову?

-Совпадет ли впечатление от музыкального образа с литературным?

- Что услышали? Какие чувства Наташи выразил композитор?(робость, волнение, радостная надежда, нерешительность)

-Что быстрее воздействует на человеческие чувства - литературное содержание или музыкальное?

Давайте подведем итог, чем отличается музыкальное содержание, в чем его особенность в отличие от литературного содержания?

- Музыка живет только, пока звучит, и за те минуты, которые отданы ей в распоряжение, она должна успеть многое:захватить, увлечь, потрясти. Как ей это удается? Ей удается это быстрее, чем другим искусствам, потому что она воздействует на человеческие чувства, музыка-собственный язык человеческих чувств, их выражение в этом мире.

А сейчас мы обратимся еще к одному лирическому вальсу.

-Каково содержание этого вальса? (школьная тема, легкая грусть по уходящему лету, радость от предстоящего школьного бала)

Добиваться легкого, напевного исполнения в темпе вальса, не затягивая.

4. Обобщение.

- Сегодня на уроке мы много говорили о содержании, как литературном, так и музыкальном. Подведем итоги.

-Уточните, чем музыкальное содержание отличается от литературного, назовите особенности музыкального содержания.

Читайте также: