В белов еще про мальку конспект урока 3 класс презентация

Обновлено: 07.07.2024

Слайд 4

Слайд 5

Подготовка к чтению
КРИ-ВО-НО-ГА-Я
КРИВОНОГАЯ
БЛУД-НЯ
БЛУДНЯ
БА-ТЯВ-КА
БАТЯВКА
О-КА-ЗЫ-ВА-ЕТ-СЯ
ОКАЗЫВАЕТСЯ
С НЕ-ДО-У-МЕ-НИ-ЕМ
С НЕДОУМЕНИЕМ
БЕС-ПО-МОЩ-НО
БЕСПОМОЩНО
ША-РО-МЫЖ-НИ-КОВ
ШАРОМЫЖНИКОВ
ОД-НА-О-ДИ-НЁ-ШЕНЬ-КА
ОДНА-ОДИНЁШЕНЬКА
ШАРОМЫЖНИК – человек, который любит поживиться за чужой счёт, жулик.
БЛУДНЫЙ – об ушедшем из родительского дома и вернувшемся после долгих скитаний.

  • Продолжить изучение творчества В.И.Белова;
  • Расширять читательский опыт учащихся;
  • Развивать речь, мышление;
  • Отрабатывать навыки беглого, сознательного и выразительного чтения;
  • Тренировать наблюдательность;
  • Воспитывать доброе, внимательное, неравнодушное отношение к матери, окружающему миру.
  • Технология проблемного обучения.
  • Информационно-коммуникативные технологии.
  • Учебник “Родная речь” (книга 2, часть 2) (автор М.В.Голованова, В.Г.Горецкий, Л.Ф.Климанова);
  • Выставка книг В.И.Белова;
  • Мультимедийное сопровождение к уроку.

Ход урока

1. Организационный момент.

Прозвенел и смолк звонок,
Начинается урок.

2. Речевая разминка (слайд №1)

Чтение стихотворения сначала медленно, затем всё быстрее и быстрее.

Чтение стихотворения наизусть.

  • С творчеством, какого писателя мы с вами познакомились на прошлом уроке?
  • Как назывался рассказ?
  • Где происходят действия этого рассказа? (слайд № 2)
  • Что было задано на дом?
  • Зачитать несколько вариантов цитатного плана. Проиллюстрировать ответы картинками (слайд № 3).

Работа в группах (решение проблем):

1 группа: В чём провинилась Малька? За что её ругала Лидия?

2 группа: Как вы считаете - правильно ли поступила Лидия, раздав щенят?

3 группа: Как вы понимаете слова “материнская верность собаки”? Покажите это на примере Мальки.

Вывод: по тому, как хорошо вы выполнили домашнее задание видно, что рассказ про Мальку вам понравился. На сегодняшнем уроке мы продолжим читать рассказы В.И.Белова.

4. Физкультминутка (слайд № 4)

Работа над новым материалом (слайд № 5)

Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с произведениями Василия Ивановича Белова – знатока деревенской жизни, доброго человека и талантливого писателя, “Ещё про Мальку”. Прочитав этот рассказ, вы испытаете светлое и радостное чувство от соприкосновения с простой невыдуманной жизнью, которая многих из нас окружает ежедневно.

  • Подготовка к чтению рассказа (слайд № 7).
  • Прочитайте слова по слогам орфографически, а затем с ударением.
  • Чтение рассказа цепочкой.
  • Объясните значение слов, опираясь на содержание рассказа (слайд № 8).

Первичное восприятие произведения.

*Как вы думаете, почему В.И.Белов не ограничился одним рассказом о Мальке, а написал продолжение истории?

*Почему автор сделал героиней рассказа не породистую собаку, а дворняжку, да ещё и маленькую?

*Как повела себя Малька в минуту опасности?

  • Назовите действующих лиц рассказа (слайд № 9).
  • Характеристика Мальки и людей, которые её окружают (слайд № 10).

Василий Иванович Белов в своих рассказах наделяет животных качествами человека, например у Мальки обострённое чувство материнства.

Подумай. (задания даны на слайде)

Хотите ещё почитать рассказы о Мальке, тогда рекомендую вам вот такие рассказы (слайд № 12).

5. Итог урока.

Слайд № 13. Не только Малька может быть заботливой мамашей, но и другие животные трепетно относятся к своим детёнышам.

*Вы прочитали два рассказа о Мальке. Чему они вас научили?

Всех матерей всегда отличали щедрость души, преданность, самопожертвование, любовь и великое терпение. Они бережно хранят семейный очаг, учат детей добру, взаимопониманию, нравственности.

Поэты всех времён преклонили колени перед святостью материнского долга, перед терпением матери, её преданностью, её нежностью, заботливостью, теплотой сердечной (слайд № 14).

6. Выставление оценок.

7. Домашнее задание: с.70–72 выразительное чтение, вопросы после рассказа.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация повышает интерес к произведению и предмету. Способствует развитию познавательной активности.

Я рада видеть каждого из вас! И пусть еще зима прохладой в окна дышит. Нам будет здесь уютно, ведь наш класс, Друг друга любит, чувствует и слышит.

Я рада видеть каждого из вас!

И пусть еще зима

прохладой в окна дышит.

Нам будет здесь уютно,

ведь наш класс,

Друг друга любит, чувствует

… и убежал тихонько из родного гнезда маленький зайчонок искать журавлиные теплые страны. М. Пришвин … для рыбы нужна чистая вода- С. Есенин будем охранять наши водоемы. И. Соколов- Микитов

… и убежал тихонько из родного гнезда маленький зайчонок искать журавлиные теплые страны.

… для рыбы нужна чистая вода-

будем охранять наши водоемы.

И. Соколов- Микитов

YNБQWERSЛUYVOZB Белов

YNБQWERSЛUYVOZB

Василий Иванович Белов












Василий Иванович Белов

МпроАвиЛниЬлаКсьА

. Проведём анализ

.Сформулируем

. Научимся читать произведение

Как живется легко и просто.

Оттого что своим теплом

Наши мамы оберегают,

Согревают наш милый дом.






Действующие лица

- Золото и серебро не стареют, отец и мать цены не имеют.

- Я научился…. - Я понял…. - Меня удивило… - Урок меня научил…

- Меня удивило…

- Урок меня научил…

1) Смоделировать обложку книги к прочитанному рассказу

2) найти в библиотеке и прочитать другие рассказы от Мальке

3) предположи , как изменится жизнь собаки через год. Подготовьте рассказ об этом.

Рассказ – небольшое прозаическое произведение в основном повествовательного характера, композиционно сгруппированное вокруг отдельного эпизода, характера.

Идея произведения – главная мысль произведения, в которой выражается оценочно-эмоциональное отношение писателя к тем явлениям, которые им изображены.

Композиция произведения – построение произведения (завязка, кульминация, развязка).

Противопоставление – художественный приём, основанный на контрасте слов, образов, персонажей, композиций.

Пословица – краткое мудрое изречение, имеющее поучительный смысл.

Ключевые слова

Рассказ, главная мысль произведения, противопоставление.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

1. Литературное чтение. 3 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. /( Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.) – 6-е изд. – М.: Просвещение,2016., - 223с.:ил. С.51-58

2. Бойкина М. В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. 3 класс. Рабочая тетрадь.3 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. С. 29-32

3. Литературное чтение: аудиоприложение к учебнику Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой и др. [Электронный ресурс]. — М. : Просвещение, 2013. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) — Загл. с экрана.

На уроке мы узнаем об особенностях произведений В.И.Белова;

Научимся определять жанр, тему и главную мысль произведения; извлекать необходимую информацию из прочитанных текстов; анализировать внутреннюю жизнь главных героев;

Сможем научиться анализировать объекты с целью выявления существенных признаков, устанавливать причинно-следственные связи.

Основное содержание урока

  1. Мотивационный этап. Постановка целей урока.

Формулируются цели урока.

Кто является героями произведения? Правильно, Малька, Лидия и сам автор.

Рассказчик говорит, что Малька была кривоногой собачкой. Видимо, она была непородистая, неказистая, не очень красивая собака. Но она была настоящей матерью. С первой минуты знакомства с автором, она показала себя очень смелой, встав на защиту своих малышей, хотя он просто хотел взглянуть на щенков.

Лидия ругала Мальку, но на самом деле хозяйка любила свою собачку, об этом говорит решение оставить кутят у себя.

Лидия раздала щенят: одного кутёнка забрал тракторист, а второго Лидия отнесла за реку в соседнюю деревню.

Малька очень тосковала по своим детям. Автор встретил ее однажды на тропе и был крайне изумлён: несмотря на препятствия, собачка каждый день в одно и то же время бегала в заречную деревню кормить своё дитятко. Первым препятствием была хозяйка, которая запирала в доме, не пускала к щенку и ругала её. Вторым препятствием - дальняя дорога. В любую погоду, несмотря ни на какие опасности, ни на что не оглядываясь, Малька пробегала два километра в деревню и столько же обратно.

Определите жанр произведения. (тестовый вопрос)

Мы прочитали рассказ, вспомните признаки рассказа.

В этом произведении присутствуют признаки рассказа: повествовательность, небольшой объём, небольшое количество героев, описание одного сюжета.

Рассказ учит нас помнить о том, что животным больно терять своих малышей. Поэтому мы должны проявлять к таким мамам внимание, заботиться и о них, и об их детенышах. У маленькой кривоногой собачки мы учимся преданности, верности, смелости, упорству.

Что можно сказать о человеке, рассказавшем нам эту историю? Конечно, он добрый, наблюдательный, любит животных, говорит о собаке, как о человеке, уважает справедливость, неравнодушный ко всему живому.

В.И.Белов – мастер слова. Он заставляет своего читателя влиться в атмосферу рассказа.

В начале рассказа автор рисует картину наступающей весны. Радость от изменений в природе сменилась тревогой за Мальку: видев разлив реки, понимая, лавы больше нет, он в первую очередь подумал о маленькой собачке: как же она теперь будет перебираться на другой берег?

Подойдя к реке, Малька не испугалась и, ступив в ледяную воду, поплыла. Материнское чувство любви к сыну заставило её броситься в бурлящую реку.

В.И.Белов пишет: река быстрая, с сильным течением, собачка маленькая, беспомощная плыла наперерез струям, боролась с волнами, но ее несло все быстрее и быстрее. Такой прием называется противопоставлением. Автор использует его, чтобы показать беспомощность Мальки и силу разбушевавшейся реки. Таким образом он создает напряженность описываемого момента. В душе читателя возникают волнение, страх за жизнь собачки.

Федя вытащил Мальку из ледяной воды, и читателю становится спокойно и радостно.

Главная мысль рассказа - это и есть великий инстинкт материнского чувства. Малька знает, что может утонуть, но она все равно идет кормить своего сынка. Мы смело можем сказать, что Малька совершила подвиг.

Тема произведения – рассказ о животных.

Проблемы, поднимаемые автором – любовь матери к своему ребенку, верность, доброта и неравнодушие человека.

Вы, конечно, заметили, что в своих рассказах В.И.Белов наделяет животных качествами человека. Он предлагает нам поучиться у Мальки преданности, верности, упорству, смелости.

Сегодня мы прикоснулись к творчеству Василия Ивановича Белова и по-новому увидели не только окружающий мир, но и самих себя. Ещё раз поняли, что всегда нужно поступать по совести: прийти на помощь в трудную минуту, уважительно относиться к окружающим. На примере этой маленькой бесстрашной собачки, писатель показывает любовь матери к своему ребёнку. Из-за своего ребёнка мама способна преодолеть любые трудности и препятствия. И мы всегда должны помнить об этом.

Разбор типового тренировочного задания

Текст вопроса: Дайте характеристику Мальке. Какими из этих качеств обладает собачка, впечатайте с клавиатуры в отведенное место

  1. храбрая
  2. умная
  3. злая
  4. добрая
  5. заботливая
  6. ласковая
  7. кусачая
  8. верная

Разбор типового контрольного задания

Работа с пословицами.

Читайте также: