Устная и письменная речь 5 класс конспект урока рыбченкова
Обновлено: 05.07.2024
Автор: Соловьева Гульшат Рифатовна
Населенный пункт: Республика Татарстан, г. Кукмор
Планируемые образовательные результаты:
- Предметные: знать роль языка в жизни человека, общества, функции русского языка, отличия письменного общения от устного; уметь читать, устно воспроизводить лингвистический текст, излагать свои мысли в устной и письменной форме, различать устную речь и слушание, письменную речь и чтение.
- Метапредметные: способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.
- Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому совершенству.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Деятельностная цель: формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний.
Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученного.
Методы и формы обучения: наблюдение над языком, индивидуальная, групповая, фронтальная.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор
Наглядно-демонстрационный материал: презентация по теме урока, карточки с пословицами, текстами
Осуществляемая деятельность учащихся
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
Цель: создание условий для включения учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне
Прозвенел звонок и смолк –
Начинается урок.
Вы за парты тихо сели,
На меня все посмотрели.
Пожелайте успехов глазами.
И вперед, за новыми знаниями!
Давайте определим своё настроение, настроимся на работу.
Откройте тетради, сделайте необходимые записи: число, классная работа.
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка к усвоению изучаемого материала. Слушают учителя. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку.
Работают в тетрадях.
Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности.
Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу
2.Актуализация знаний и пробное учебное действие
Цель: фиксирование индивидуальных затруднений в пробном действии, постановка проблемы исследования
– Подберите к ним ключевое слово. (Язык.)
- Добавьте свои слова.
Выполняют задания. Слушают учителя.
Работают в тетради, зачитывают записанные слова
Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.
Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу
Регулятивные: планируют в сотрудничестве с учителем, одноклассниками необходимые действия
3.Выявление места и причины затруднения
Можем ли мы ответить на вопрос: Что такое язык?
-А что нам поможет правильно ответить на этот вопрос? (толковый словарь)
-О чем же сегодня на уроке пойдет речь? (о языке, общении). Давайте сформулируем тему урока.
– Язык и человек. Общение устное и письменное.
Работа с учебником (стр.4)
- Что вы узнали нового из того, что сейчас прочитали?
- Ответьте на вопрос, заданный к упражнению 1: что нового о значении языка в жизни людей вы узнали? Зачем человеку нужен язык?
- Как вы думаете, почему некоторые слова выделены полужирным шрифтом?
-Язык – универсальное средство общения во всех сферах жизни человека; чем совершеннее владеет человек родным языком, тем легче ему устанавливать добрые отношения с другими людьми. Однако не всегда легко выразить свою мысль ясно, точно и образно. Этому нужно упорно и терпеливо учиться.
Читают теоретический материал стр.4 учебника.
Анализируют материал: - Язык – это средство передачи мыслей, знаний и чувств. С помощью языка люди общаются друг с другом, они обмениваются какой-то информацией, своими мыслями, впечатлениями, передают опыт следующим поколениям.
Выполнение упражнения 1. Оно читается вслух тремя учениками.
(Язык соединяет людей, двигает прогресс; вся жизнь человека неразрывно связана с языком.)
(Выделенные слова – это всё, посредством чего люди общаются друг с другом. Сказки, прибаутки, книги, песни передают мысли, чувства и настроения тех, кто их сочинял. Математические формулы, наука, техника, искусство и ремесло – это тоже своего рода язык.)
Выполняют физические упражнения
Личностные: осознают необходимость заботы о здоровье
4.Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения
Цель; постановка цели учебной деятельности на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что неизвестно: выбор(проектирование) способов и средств её реализации
Ребята, тема урока нам известна. Сформулируйте цель учебной деятельности, которую вы перед собой поставите.
На какие вопросы мы найдем ответы на уроке?
-Для чего нужен язык?
-Какие бывают виды общения?
-Чему можно научиться на уроках русского языка?
Нужны ли нам помощники? Главным нашим помощником в получении знаний является …? (учебник). Давайте познакомимся с ним поближе.
Формулируют цель, используя материал учебника стр.4-7.
Составляют план работы.
Слушают учителя, рассматривают учебник – обложку, титульный лист, другие составляющие. Знакомятся с условными знаками.
Познавательные: извлекают необходимую информацию из объяснения, высказываний одноклассников, систематизируют свои знания.
Регулятивные: планируют необходимые действия
Коммуникативные: строят монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность
5.Первичное закрепление с комментированием во внешней речи
Цель: первичное проектирование индивидуального маршрута приращения нового
- К каким выводам о роли языка в жизни людей привели вас выполненные упражнения?
(1-человек способен думать. Думать, мыслить можно только с помощью языка.
2- язык позволяет людям общаться, высказывать мысли.)
- Русский народ сложил немало пословиц и поговорок о языке.
Попробуйте сложить пословицы из слов на карточках и объяснить их. (на парту выдаются разрезанные пословицы)
(1.Без языка и колокол нем. 2.Живое слово дороже мертвой буквы. 3. Хорошую речь хорошо и слушать. 4.В чужой беседе всяк ума купит. 5. Слово не воробей: вылетит – не поймаешь. 6.На грубое слово не сердись, на ласковое не сдавайся!)
Учащиеся отвечают на вопрос.
Работа в группах. Записывают пословицы в тетрадь. Поясняют смысл, вспоминают другие пословицы о языке.
Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию
Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки, осознают правило контроля и успешно его используют в решении учебной задачи.
Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в рабочих группах.
6.Включение в систему знаний и повторение
Цель: построение, фиксация и применение нового –включение нового в систему усвоенного; закрепление нового при выполнении практических заданий; первичное проектирование индивидуального маршрута восполнения проблемных зон в изученной теме, в формировании метапредметных и личностных результатов
1.Исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических средств, являющихся орудием общений, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе. Великий русский язык. Славянские языки.
2.Совокупность средств выражения в словесном творчестве (стиль).Язык Пушкина. Язык писателей.
3.Речь, способность говорить. Лишиться языка. Больной лежит без языка и без движений.
4.Система знаков (звуков, сигналов), передающих информацию. Язык пчел. Язык животных. Язык дорожных знаков.
5.Переносное. То, что выражает, объясняет собой что-нибудь (о предметах и явлениях). Язык фактов. Язык танца.
6.Переносное. Пленный, захваченный для получения нужных сведений. (разговорное). Взять, привести языка.
Чтение и обсуждение высказываний о языке известных писателей.
- О красоте и величии русского языка говорили многие писатели.
Прочитаем их высказывания.
Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье еще драгоценней самой вещи. Гоголь Н. В.
. Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово. Гоголь Н. В.
Русский язык в умелых руках и в опытных устах — красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен. Куприн А. И.
Нет таких звуков, красок, образов и мыслей — сложных и простых,— для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения. Паустовский К.
Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. Паустовский К. Г.
Язык — это история народа. Язык — это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью. Куприн А. И.
– А зачем изучать родной язык и нужно ли вообще?
– Что вы можете сказать о ситуации, описанной писателем А. Дороховым?
Серёжа вернулся из кино.
– Что, хорошая была картина? – спросил я.
– Ух, и здорово! – ответил он. – Сначала, значит, он вдруг узнаёт, потом, понимаете… Ну, словом, просто клёво… Понимаете?
Но я не понимал.
Контрольное списывание : Тихо шелестят листья. Отсюда виден ближайший лес. Первый луч солнца пробежал по небу. На воде закачались отблески света.
а) Самостоятельное чтение текста.
б) Последующее обсуждение.
– Почему это текст? Докажите.
в) Определение типа текста.
– Что вы представили после прочтения текста?
Важно обратить внимание ребят на то, что все читали один текст, а в результате каждый представил, увидел, нарисовал словами чтото своё.
– К какому типу речи можно отнести этот текст?
– Смог бы так описать раннее утро Серёжа из рассказа А. Дорохова?
Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями. Выполняют упражнения, отвечают на вопросы.
Данная разработка познакомит учащихся с разновидностями устной и письменной речи. Учитель дает понятия "диалог", "монолог", помогает учащимся уяснить разницу между ними.
Конспект урока в 5 классе
№ 38. ТЕМА: Р. Р. № 10. Устная и письменная речь. 25/10/2017
ЦЕЛИ: - познакомить учащихся с разновидностями устной и письменной речи; дать определение понятиям ″диалог″ и ″монолог″, помочь учащимся
уяснить разницу между ними; объяснить способы оформления диалогической и монологической речи на письме, совершенствовать умения и навыки учащихся в постановке знаков препинания при оформлении на письме диалогической и монологической речи;
Планируемые результаты:
личностные: мотивация к учению и изучению русского языка, обеспечивать значимость решения учебных задач, связывая их с реальными жизненными ценностями и ситуациями, развитие познавательных интересов, учебных мотивов, формирование адекватного понимания причин успеха ,формирование самоуважения и самопонимания
метапредметные:
регулятивные: соотносить правильность выполнения действия с требованиями конкретной задачи, формировать действия целеполагания, контроля, коррекции, оценки
познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебного материала, устанавливать причинно-следственные связи, развивать умение классифицировать слова по группам
коммуникативные: планировать учебное сотрудничество,
осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, слушать одноклассников, приходить к общему решению в совместной деятельности, выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений
предметные: научить учащихся пользоваться в речи диалогом и монологом, таким образом формируя в них коммуникативные навыки.
Х О Д У Р О К А
Проверка Домашнего задания упр.____
Актуализация знаний и умений учащихся.
Девоч..ка, лес..ница, верё..ка, на ст..не, (не) взлетает, в неб. ре..кий.
Веревка (сделать фонетический разбор).
Морфемный разбор слова
Над каждым словом в предложении надпишите часть речи.
На бирюзовом осеннем небе сияло яркое солнце.
Из данного предложения выпишите слово, в котором все звуки мягкие/ твердые.
Синтаксический разбор предложения.
На бирюзовом осеннем небе сияло яркое солнце.
Постановка целей и задач урока.
Работа над темой урока.
Материал для наблюдения
Задание: внимательно прослушать отрывки из сказки А.Гайдара ″Горячий камень″ и ответить на вопрос, в чем заключается различие между ними.
Ты, конечно, думал, что я стар, хром, уродлив и несчастен, а на самом деле я самый счастливый человек на свете. Ударом бревна мне переломило ногу, но это тогда, когда мы еще неумело валили заборы и строили баррикады, поднимали восстание. Мне вышибли зубы в тюрьме. Шашкою в бою мне рассекли лицо. На соломе в низком холодном бараке метался я в бреду, больной тифом. И грознее смерти звучали надо мной слова о том, что моя родина в кольце и вражья сила нас одолевает. Но, очнувшись вместе с первым лучом вновь сверкнувшего солнца, узнавал я, что враг повержен и мы опять наступаем …
И вот перед закатом к измученному и продрогшему Ивашке, который сушил грязную, промокшую одежду возле горячего камня, пришел на гору старик.
- Что же ты, дедушка, не принес ни молотка, ни топора, ни лома? – вскрикнул удивленный Ивашка. – Или ты надеешься рубить камень рукою?
- Нет, Ивашка, - ответил старик,- я не надеюсь рубить его рукою. Я совсем не буду разбивать камень, потому что я не хочу начинать жить сначала.
РЕЗУЛЬТАТ НАБЛЮДЕНИЙ: вывод, сделанный учащимися о том, что бывают
случаи, когда в разговоре участвуют 2-е и более лиц, и когда
речь произносится одним человеком.
2. Словарная работа:
Монолог. монос - ″один″ ″логос″ - ″речь″ (греч.)
Диалог. ди – ″два″ ″логос″ – ″речь″ (греч.)
диалогос – ″беседа″ (греч.)
3.Работа с наглядностью и раздаточным материалом.
Задание: рассмотреть фотографии, указать ситуации, где происходит
монологическая, а где диалогическая речь.
- Трудно ли вести диалог?
- От чего зависит, состоится диалог или нет?
- Какие правила общения во время ведения диалога нужно соблюдать?
Задание(работа с раздаточным материалом): прочитать пословицы,
записать их в тетрадь и объяснить их значение.
В умной беседе ума наберешься, в глупой – свой растеряешь.
Петь хорошо вместе, а говорить – порознь.
На всякого Егорку своя поговорка.
Когда я ем, я глух и нем.
На добрый привет – добрый ответ.
Недоброе слово больней огня жжет.
Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь.
То же слово, да не так бы молвить.
4.Слово учителя: учитель должен объяснить учащимся структуру диалога и способы его оформления на примере отрывка из сказки К.И.Чуковского: (заранее оформить на доске)
У меня зазвонил телефон:
Результат: учащиеся должны уяснить, что диалог состоит из реплик –слов, обращенных к слушателю. Реплики разных лиц пишутся с новой строки. Перед каждой репликой ставится тире. Слова автора оформляются так же, как и при прямой речи.
Физминутка (Организует обучающихся на выполнение упражнений для снятия общего и локального утомления и вносит игровой момент в изучение темы).
Язык мимики (радость, удивление, задумчивость).
Язык жестов (холодно, радость, успех).
5.Тренировочное упражнение(работа у доски).
Задание: записать шуточные диалоги из русского фольклора, соблюдая
уяснить разницу между ними; объяснить способы оформления диалогической и монологической речи на письме, совершенствовать умения и навыки учащихся в постановке знаков препинания при оформлении на письме диалогической и монологической речи;
Планируемые результаты:
личностные: мотивация к учению и изучению русского языка, обеспечивать значимость решения учебных задач, связывая их с реальными жизненными ценностями и ситуациями, развитие познавательных интересов, учебных мотивов, формирование адекватного понимания причин успеха ,формирование самоуважения и самопонимания
метапредметные:
регулятивные: соотносить правильность выполнения действия с требованиями конкретной задачи, формировать действия целеполагания, контроля, коррекции, оценки
познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебного материала, устанавливать причинно-следственные связи, развивать умение классифицировать слова по группам
коммуникативные: планировать учебное сотрудничество,
осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, слушать одноклассников, приходить к общему решению в совместной деятельности, выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений
предметные: научить учащихся пользоваться в речи диалогом и монологом, таким образом формируя в них коммуникативные навыки.
Х О Д У Р О К А
Проверка Домашнего задания упр.____
Актуализация знаний и умений учащихся.
Девоч..ка, лес..ница, верё..ка, на ст..не, (не) взлетает, в неб. ре..кий.
Веревка (сделать фонетический разбор).
Морфемный разбор слова
Над каждым словом в предложении надпишите часть речи.
На бирюзовом осеннем небе сияло яркое солнце.
Из данного предложения выпишите слово, в котором все звуки мягкие/ твердые.
Синтаксический разбор предложения.
На бирюзовом осеннем небе сияло яркое солнце.
Постановка целей и задач урока.
Работа над темой урока.
Материал для наблюдения
Задание: внимательно прослушать отрывки из сказки А.Гайдара ″Горячий камень″ и ответить на вопрос, в чем заключается различие между ними.
Ты, конечно, думал, что я стар, хром, уродлив и несчастен, а на самом деле я самый счастливый человек на свете. Ударом бревна мне переломило ногу, но это тогда, когда мы еще неумело валили заборы и строили баррикады, поднимали восстание. Мне вышибли зубы в тюрьме. Шашкою в бою мне рассекли лицо. На соломе в низком холодном бараке метался я в бреду, больной тифом. И грознее смерти звучали надо мной слова о том, что моя родина в кольце и вражья сила нас одолевает. Но, очнувшись вместе с первым лучом вновь сверкнувшего солнца, узнавал я, что враг повержен и мы опять наступаем …
И вот перед закатом к измученному и продрогшему Ивашке, который сушил грязную, промокшую одежду возле горячего камня, пришел на гору старик.
- Что же ты, дедушка, не принес ни молотка, ни топора, ни лома? – вскрикнул удивленный Ивашка. – Или ты надеешься рубить камень рукою?
- Нет, Ивашка, - ответил старик,- я не надеюсь рубить его рукою. Я совсем не буду разбивать камень, потому что я не хочу начинать жить сначала.
РЕЗУЛЬТАТ НАБЛЮДЕНИЙ: вывод, сделанный учащимися о том, что бывают
случаи, когда в разговоре участвуют 2-е и более лиц, и когда
речь произносится одним человеком.
2. Словарная работа:
Монолог. монос - ″один″ ″логос″ - ″речь″ (греч.)
Диалог. ди – ″два″ ″логос″ – ″речь″ (греч.)
диалогос – ″беседа″ (греч.)
3.Работа с наглядностью и раздаточным материалом.
Задание: рассмотреть фотографии, указать ситуации, где происходит
монологическая, а где диалогическая речь.
- Трудно ли вести диалог?
- От чего зависит, состоится диалог или нет?
- Какие правила общения во время ведения диалога нужно соблюдать?
Задание(работа с раздаточным материалом): прочитать пословицы,
записать их в тетрадь и объяснить их значение.
В умной беседе ума наберешься, в глупой – свой растеряешь.
Петь хорошо вместе, а говорить – порознь.
На всякого Егорку своя поговорка.
Когда я ем, я глух и нем.
На добрый привет – добрый ответ.
Недоброе слово больней огня жжет.
Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь.
То же слово, да не так бы молвить.
4.Слово учителя: учитель должен объяснить учащимся структуру диалога и способы его оформления на примере отрывка из сказки К.И.Чуковского: (заранее оформить на доске)
У меня зазвонил телефон:
Результат: учащиеся должны уяснить, что диалог состоит из реплик –слов, обращенных к слушателю. Реплики разных лиц пишутся с новой строки. Перед каждой репликой ставится тире. Слова автора оформляются так же, как и при прямой речи.
Физминутка (Организует обучающихся на выполнение упражнений для снятия общего и локального утомления и вносит игровой момент в изучение темы).
Язык мимики (радость, удивление, задумчивость).
Язык жестов (холодно, радость, успех).
5.Тренировочное упражнение(работа у доски).
Задание: записать шуточные диалоги из русского фольклора, соблюдая
Вводный урок, раскрывающий важность изучения русского языка.
Содержимое разработки
"Язык и речь. Язык и человек"
Познакомить со значениями слов “речь”, “язык”, “слово”,
Развивать умение отличать значения данных слов в контексте.
Формировать навык работы со словарями.
Воспитывать любовь к родному языку.
Вступительное слово учителя.
Задумывались ли вы над тем, что такое язык? Один человек говорит, другой слушает и понимает его. Вы читаете книгу, газету, журнал и тоже понимаете, что написано. С помощью слов (устно или письменно) человек выражает свои мысли и передает их другим. И это происходит, благодаря языку.
(Запишите в тетради тему нашего урока “Язык и человек. Язык и речь”).
Словарная работа.
– Слово “язык” многозначное:
Исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических средств, являющихся орудием общений, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе. Великий русский язык. Славянские языки.
Совокупность средств выражения в словесном творчестве (стиль). Язык Пушкина. Язык писателей.
Речь, способность говорить. Лишиться языка. Больной лежит без языка и без движений.
Система знаков (звуков, сигналов), передающих информацию. Язык пчел. Язык животных. Язык дорожных знаков.
Переносное. То, что выражает, объясняет собой что-нибудь (о предметах и явлениях). Язык фактов. Язык танца.
Переносное. Пленный, захваченный для получения нужных сведений. (разговорное). Взять, привести языка.
Ребята, мы выяснили с вами, что такое язык. А как вы думаете, что же такое речь? Чем она отличается от языка? Или это одно и то же? (речь – язык, используемый для общения людей). – запись в тетради.
Способность говорить, говорение. Владеть речью. Дар речи.
Разновидности или стили языка. Устная и письменная речь.
Звучащий язык. Русская речь музыкальна.
Разговор. Беседа. Умные речи приятно слушать.
Публичное выступление. Выступать с речью.
Ребята, как вы думаете, какая основная единица языка? Из каких маленьких составляющих состоит наш язык? (звук-слово-предложение)
Вывод: Русский язык (русскую речь) мы изучаем для того, чтобы точно, ярко, образно выражать свои мысли устно и письменно. Нам надо научиться рассказывать и писать так, чтобы слушающим и читающим было не только понятно, но и интересно.
Работа с текстом “Язык”.
- А что думали о языке в давние времена? Перенесемся на минутку в Древнюю Грецию и послушаем разговор двух людей: рабовладельца Ксанфа и его раба
– первого баснописца Эзопа.
Сценка. ( 2 ученика).
Ксанф. - Вчера у меня были знатные гости, я хотел их удивить, преподнеся самые лучшие блюда. Но ты купил только языки и приготовил из них три блюда.
Почему?
Эзоп. - Ты велел купить самое лучшее. А что может быть на свете лучше языка!
При помощи языка строятся города, развивается культура народов, при помощи языка мы изучаем науки и получаем знания, при помощи языка люди могут объясняться друг с другом, решать различные вопросы, просить, приветствовать, мириться, выполнять просьбы, вдохновлять на подвиги, выражать радость, ласку, объясняться в любви. Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка.
Ксанф. – Но сегодня я приказал тебе приобрести к обеду самое худшее, и ты опять
купил языки.
Эзоп. – А что на свете хуже языка? Посредством языка огорчают и разочаровывают друг друга, посредством языка можно лицемерить, лгать, обманывать, хитрить, ссориться. Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, он приказывает разрушать города и даже целые государства, он может вносить в нашу жизнь горе и зло, предавать, оскорблять. Может ли быть что-нибудь хуже языка?
Вопросы и задания:
– Почему баснописец Эзоп в одном случае говорит, что лучше языка ничего на свете нет, в другом – утверждает, что язык – это самое худшее, что есть на свете? Как понять это противоречие? Учитель. Трудно не согласиться с Эзопом. Подаренная нам природой возможность говорить обязывает ко многому.
Появление гостьи.
- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Лингвистика, наука о языке, а живу я в удивительной стране, в Лингвинии.
Не далеко и не близко,
Не высоко и не низко,
За бумажными горами,
За дремучими лесами
Есть прекрасная страна.
Мы отправимся туда.
Приглашаю Вас в путешествие по стране Лингвиния. Мы облетим её восемь княжеств, а поможет нам в этом воздушный корабль. Садитесь поудобнее, мы взлетаем. Мы летим над самым первым старинным княжеством. Оно образовалось
тогда, когда люди научились произносить первые звуки: под нами княжество Фонетики. Внизу вы видите Глухой лес и Звонкую поляну, на которой стоит воздушный дворец княжны. А теперь посмотрите на портрет самой Фонетики. Вот она в своём лёгком платье, на котором — все звуки русского языка.
Рядом с Фонетикой, за Чернильной рекой,— владения принцессы Графики. Графика не умеет говорить, а только пишет. Поэтому и замок её похож на большую авторучку. Сейчас мы пролетаем над страной мастеров, правит которой самый искусный мастер по имени Словообразование. В центре — терем мудрого Корнея Корнеича: это один из самых уважаемых жителей Лингвинии. А вокруг мастерские.
Здесь день и ночь кипит работа: изготавливаются приставки и суффиксы.
А вот княжество Фразеологии. Она вся состоит из постоянных фраз.
Их нельзя изменять — удлинять или укорачивать. В них отточенная народная мудрость. Теперь пролетаем над княжеством Лексики. Поистине Лексика — настоящая Василиса Премудрая. Она повелевает смыслом каждого слова.
А этот дворец с резными башенками, над которым мы летим, видимо,
принадлежит самой Этимологии?
Здесь живет самая искусная сказительница. Нет ни одной истории, самой древней легенды, которые бы не помнила наша Этимология. В её библиотеке хранятся все старинные книги и рукописи об истории и происхождении каждого слова русского языка. Далее удивительное строение – прозрачный дворец. Это замок великого режиссёра Синтаксиса и его супруги Пунктуации. В этом дворце живут их птицы. У нас они — знаки препинания. А сейчас мы подлетаем к столице нашей страны — городу Словинску. Вот его правительница — фея Морфология. В городе живут самостоятельные и служебные части речи. Только одно междометие летает на воздушном шарике. Оно так переполнено чувствами, что просто не может удержаться на земле. Сейчас оно летает над городом, а потом может
и в пригороде оказаться. Все самостоятельные слова работают в театре. Они играют роли в спектаклях-предложениях, а служебные им помогают.
А правят восемью княжествами две мудрые царицы — Грамматика и Орфография. В их дворце (он как раз сейчас под нами) находится Великая Книга Законов страны Лингвинии. Самый главный наш закон — мирный, честный и радостный Труд. Все мы ненавидим жирную Лень — чёрную фею, живущую в железном замке в самой чаще Глухого леса. Жители Лингвинии изгнали из своей страны все грубые и злые слова. И теперь Война, Пожар, Ложь верно служат злобной колдунье. Вглядитесь внимательней и запомните эти лица. Это сама Лень, а рядом её верная служанка Ашипка. - Но что это? Наш корабль теряет высоту, сейчас мы окажемся во власти черной феи и ее слуг. Надо что-то предпринять. Надо немедленно доказать Черной фее, что мы любим трудиться, любим и знаем свой язык.
VII. Задание 1. Найдите ошибки в словах.
Огарод, агурец, марковь, карзина, видро, арамат, удевляться, чуствовать,
классный, чюдо, учиник.
Задание 2. Закончи пословицу.
1)Не спеши языком - торопись делом.
2) С кем поведешься, от того и наберешься.
3) Труд человека кормит, а лень портит.
4) Ученье – свет, а неученье – тьма.
5) По одежке встречают, а по уму провожают.
6) Грамоте учиться – всегда пригодится.
7) Хочешь много знать - надо мало спать.
Пользуясь этими буквами, вы должны за 1 мин. составить как можно больше новых слов. Затем слова читаются, вычеркиваются одинаковые слова. Выигрывает тот, у кого осталось больше невычеркнутых слов.
Задание 4. Ответьте на вопросы, только помните, что мы находимся в стране Лингвиния.
-Чем кончается день и ночь? ( ь)
- Чем кончается лето и начинается осень? (о)
- Что в человек одно, а в вороне вдвое, в лисе вовсе не встретится оно,
VIII. Подведение итогов. Слово Лингвинии.
- Молодцы, ребята! Вы правильно и быстро справились со всеми заданиями,
доказали, что вы умеете трудиться, знаете свой язык. Черной фее по имени Лень
никогда не захватить Вас в плен. Наш корабль вновь набрал высоту, мы благополучно
возвращаемся в вашу любимую школу.
IX. Заключительное слово учителя.
Язык – это важнейшее средство общения. Это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками. Но чтобы воспользоваться всеми его сокровищами, нужно хорошо знать его, нужно уметь владеть им.
Поэтому изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием
от нечего делать, но насущной необходимостью. Ежегодно 21 февраля отмечается
Международный день родного языка. Я надеюсь, что вы будете
бережно относиться к своему родному языку, обогащаться свои знания о языке.
Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре –
Выучи русский язык!
Он твой наставник великий, могучий,
Он переводчик, он проводник.
Если штурмуешь познания кручи-
Выучи русский язык!
Закончить наш разговор о языке мне хочется диалогом из рассказа М.Горького:
– Ты таким языком со мной не смей говорить!
–А у меня один язык (Высовывает язык, показывает), и я со всеми им говорю.
Ребята, я думаю всем понятно, в каких значениях употреблено слово “Язык”. Ведь мы сегодня говорили об этом целый урок.
VII. Домашнее задание.
упр.8 письменно стр.8
-75%
Читайте также: