Устная и письменная речь 5 класс конспект урока рыбченкова

Обновлено: 05.07.2024

Автор: Соловьева Гульшат Рифатовна

Населенный пункт: Республика Татарстан, г. Кукмор

Планируемые образовательные результаты:

  • Предметные: знать роль языка в жизни человека, общества, функции русского языка, отличия письменного общения от устного; уметь читать, устно воспроизводить лингвистический текст, излагать свои мысли в устной и письменной форме, различать устную речь и слушание, письменную речь и чтение.
  • Метапредметные: способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.
  • Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому совершенству.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Деятельностная цель: формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний.

Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученного.

Методы и формы обучения: наблюдение над языком, индивидуальная, групповая, фронтальная.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор

Наглядно-демонстрационный материал: презентация по теме урока, карточки с пословицами, текстами

Осуществляемая деятельность учащихся

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Цель: создание условий для включения учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Прозвенел звонок и смолк –
Начинается урок.
Вы за парты тихо сели,
На меня все посмотрели.
Пожелайте успехов глазами.
И вперед, за новыми знаниями!

Давайте определим своё настроение, настроимся на работу.

Откройте тетради, сделайте необходимые записи: число, классная работа.

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка к усвоению изучаемого материала. Слушают учителя. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку.

Работают в тетрадях.

Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности.

Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу

2.Актуализация знаний и пробное учебное действие

Цель: фиксирование индивидуальных затруднений в пробном действии, постановка проблемы исследования

– Подберите к ним ключевое слово. (Язык.)

- Добавьте свои слова.

Выполняют задания. Слушают учителя.

Работают в тетради, зачитывают записанные слова

Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу

Регулятивные: планируют в сотрудничестве с учителем, одноклассниками необходимые действия

3.Выявление места и причины затруднения

Можем ли мы ответить на вопрос: Что такое язык?

-А что нам поможет правильно ответить на этот вопрос? (толковый словарь)

-О чем же сегодня на уроке пойдет речь? (о языке, общении). Давайте сформулируем тему урока.

– Язык и человек. Общение устное и письменное.

Работа с учебником (стр.4)

- Что вы узнали нового из того, что сейчас прочитали?

- Ответьте на вопрос, заданный к упражнению 1: что нового о значении языка в жизни людей вы узнали? Зачем человеку нужен язык?

- Как вы думаете, почему некоторые слова выделены полужирным шрифтом?

-Язык – универсальное средство общения во всех сферах жизни человека; чем совершеннее владеет человек родным языком, тем легче ему устанавливать добрые отношения с другими людьми. Однако не всегда легко выразить свою мысль ясно, точно и образно. Этому нужно упорно и терпеливо учиться.

Читают теоретический материал стр.4 учебника.
Анализируют материал: - Язык – это средство передачи мыслей, знаний и чувств. С помощью языка люди общаются друг с другом, они обмениваются какой-то информацией, своими мыслями, впечатлениями, передают опыт следующим поколениям.

Выполнение упражнения 1. Оно читается вслух тремя учениками.
(Язык соединяет людей, двигает прогресс; вся жизнь человека неразрывно связана с языком.)
(Выделенные слова – это всё, посредством чего люди общаются друг с другом. Сказки, прибаутки, книги, песни передают мысли, чувства и настроения тех, кто их сочинял. Математические формулы, наука, техника, искусство и ремесло – это тоже своего рода язык.)

Выполняют физические упражнения

Личностные: осознают необходимость заботы о здоровье

4.Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

Цель; постановка цели учебной деятельности на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что неизвестно: выбор(проектирование) способов и средств её реализации

Ребята, тема урока нам известна. Сформулируйте цель учебной деятельности, которую вы перед собой поставите.

На какие вопросы мы найдем ответы на уроке?

-Для чего нужен язык?

-Какие бывают виды общения?

-Чему можно научиться на уроках русского языка?

Нужны ли нам помощники? Главным нашим помощником в получении знаний является …? (учебник). Давайте познакомимся с ним поближе.

Формулируют цель, используя материал учебника стр.4-7.

Составляют план работы.

Слушают учителя, рассматривают учебник – обложку, титульный лист, другие составляющие. Знакомятся с условными знаками.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из объяснения, высказываний одноклассников, систематизируют свои знания.

Регулятивные: планируют необходимые действия

Коммуникативные: строят монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность

5.Первичное закрепление с комментированием во внешней речи

Цель: первичное проектирование индивидуального маршрута приращения нового

- К каким выводам о роли языка в жизни людей привели вас выполненные упражнения?

(1-человек способен думать. Думать, мыслить можно только с помощью языка.

2- язык позволяет людям общаться, высказывать мысли.)

- Русский народ сложил немало пословиц и поговорок о языке.

Попробуйте сложить пословицы из слов на карточках и объяснить их. (на парту выдаются разрезанные пословицы)

(1.Без языка и колокол нем. 2.Живое слово дороже мертвой буквы. 3. Хорошую речь хорошо и слушать. 4.В чужой беседе всяк ума купит. 5. Слово не воробей: вылетит – не поймаешь. 6.На грубое слово не сердись, на ласковое не сдавайся!)

Учащиеся отвечают на вопрос.

Работа в группах. Записывают пословицы в тетрадь. Поясняют смысл, вспоминают другие пословицы о языке.

Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки, осознают правило контроля и успешно его используют в решении учебной задачи.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в рабочих группах.

6.Включение в систему знаний и повторение

Цель: построение, фиксация и применение нового –включение нового в систему усвоенного; закрепление нового при выполнении практических заданий; первичное проектирование индивидуального маршрута восполнения проблемных зон в изученной теме, в формировании метапредметных и личностных результатов

1.Исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических средств, являющихся орудием общений, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе. Великий русский язык. Славянские языки.

2.Совокупность средств выражения в словесном творчестве (стиль).Язык Пушкина. Язык писателей.

3.Речь, способность говорить. Лишиться языка. Больной лежит без языка и без движений.

4.Система знаков (звуков, сигналов), передающих информацию. Язык пчел. Язык животных. Язык дорожных знаков.

5.Переносное. То, что выражает, объясняет собой что-нибудь (о предметах и явлениях). Язык фактов. Язык танца.

6.Переносное. Пленный, захваченный для получения нужных сведений. (разговорное). Взять, привести языка.

Чтение и обсуждение высказываний о языке известных писателей.

- О красоте и величии русского языка говорили многие писатели.
Прочитаем их высказывания.

Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье еще драгоценней самой вещи. Гоголь Н. В.

. Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово. Гоголь Н. В.

Русский язык в умелых руках и в опытных устах — красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен. Куприн А. И.

Нет таких звуков, красок, образов и мыслей — сложных и простых,— для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения. Паустовский К.

Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. Паустовский К. Г.

Язык — это история народа. Язык — это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью. Куприн А. И.

– А зачем изучать родной язык и нужно ли вообще?

– Что вы можете сказать о ситуации, описанной писателем А. Дороховым?

Серёжа вернулся из кино.

– Что, хорошая была картина? – спросил я.

– Ух, и здорово! – ответил он. – Сначала, значит, он вдруг узнаёт, потом, понимаете… Ну, словом, просто клёво… Понимаете?

Но я не понимал.

Контрольное списывание : Тихо шелестят листья. Отсюда виден ближайший лес. Первый луч солнца пробежал по небу. На воде закачались отблески света.

а) Самостоятельное чтение текста.

б) Последующее обсуждение.

– Почему это текст? Докажите.

в) Определение типа текста.

– Что вы представили после прочтения текста?

Важно обратить внимание ребят на то, что все читали один текст, а в результате каждый представил, увидел, нарисовал словами что­то своё.

– К какому типу речи можно отнести этот текст?

– Смог бы так описать раннее утро Серёжа из рассказа А. Дорохова?

Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями. Выполняют упражнения, отвечают на вопросы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка познакомит учащихся с разновидностями устной и письменной речи. Учитель дает понятия "диалог", "монолог", помогает учащимся уяснить разницу между ними.

Конспект урока в 5 классе

№ 38. ТЕМА: Р. Р. № 10. Устная и письменная речь. 25/10/2017

ЦЕЛИ: - познакомить учащихся с разновидностями устной и письменной речи; дать определение понятиям ″диалог″ и ″монолог″, помочь учащимся

уяснить разницу между ними; объяснить способы оформления диалогической и монологической речи на письме, совершенствовать умения и навыки учащихся в постановке знаков препинания при оформлении на письме диалогической и монологической речи;

Планируемые результаты:

личностные: мотивация к учению и изучению русского языка, обеспечивать значимость решения учебных задач, связывая их с реальными жизненными ценностями и ситуациями, развитие познавательных интересов, учебных мотивов, формирование адекватного понимания причин успеха ,формирование самоуважения и самопонимания

метапредметные:

регулятивные: соотносить правильность выполнения действия с требованиями конкретной задачи, формировать действия целеполагания, контроля, коррекции, оценки

познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебного материала, устанавливать причинно-следственные связи, развивать умение классифицировать слова по группам

коммуникативные: планировать учебное сотрудничество,

осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, слушать одноклассников, приходить к общему решению в совместной деятельности, выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений

предметные: научить учащихся пользоваться в речи диалогом и монологом, таким образом формируя в них коммуникативные навыки.

Х О Д У Р О К А

Проверка Домашнего задания упр.____

Актуализация знаний и умений учащихся.

Девоч..ка, лес..ница, верё..ка, на ст..не, (не) взлетает, в неб. ре..кий.

Веревка (сделать фонетический разбор).

Морфемный разбор слова

Над каждым словом в предложении надпишите часть речи.

На бирюзовом осеннем небе сияло яркое солнце.

Из данного предложения выпишите слово, в котором все звуки мягкие/ твердые.

Синтаксический разбор предложения.

На бирюзовом осеннем небе сияло яркое солнце.

Постановка целей и задач урока.

Работа над темой урока.

Материал для наблюдения

Задание: внимательно прослушать отрывки из сказки А.Гайдара ″Горячий камень″ и ответить на вопрос, в чем заключается различие между ними.

Ты, конечно, думал, что я стар, хром, уродлив и несчастен, а на самом деле я самый счастливый человек на свете. Ударом бревна мне переломило ногу, но это тогда, когда мы еще неумело валили заборы и строили баррикады, поднимали восстание. Мне вышибли зубы в тюрьме. Шашкою в бою мне рассекли лицо. На соломе в низком холодном бараке метался я в бреду, больной тифом. И грознее смерти звучали надо мной слова о том, что моя родина в кольце и вражья сила нас одолевает. Но, очнувшись вместе с первым лучом вновь сверкнувшего солнца, узнавал я, что враг повержен и мы опять наступаем …

И вот перед закатом к измученному и продрогшему Ивашке, который сушил грязную, промокшую одежду возле горячего камня, пришел на гору старик.

- Что же ты, дедушка, не принес ни молотка, ни топора, ни лома? – вскрикнул удивленный Ивашка. – Или ты надеешься рубить камень рукою?

- Нет, Ивашка, - ответил старик,- я не надеюсь рубить его рукою. Я совсем не буду разбивать камень, потому что я не хочу начинать жить сначала.

РЕЗУЛЬТАТ НАБЛЮДЕНИЙ: вывод, сделанный учащимися о том, что бывают

случаи, когда в разговоре участвуют 2-е и более лиц, и когда

речь произносится одним человеком.

2. Словарная работа:

Монолог. монос - ″один″ ″логос″ - ″речь″ (греч.)

Диалог. ди – ″два″ ″логос″ – ″речь″ (греч.)

диалогос – ″беседа″ (греч.)

3.Работа с наглядностью и раздаточным материалом.

Задание: рассмотреть фотографии, указать ситуации, где происходит

монологическая, а где диалогическая речь.

- Трудно ли вести диалог?

- От чего зависит, состоится диалог или нет?

- Какие правила общения во время ведения диалога нужно соблюдать?

Задание(работа с раздаточным материалом): прочитать пословицы,

записать их в тетрадь и объяснить их значение.

В умной беседе ума наберешься, в глупой – свой растеряешь.

Петь хорошо вместе, а говорить – порознь.

На всякого Егорку своя поговорка.

Когда я ем, я глух и нем.

На добрый привет – добрый ответ.

Недоброе слово больней огня жжет.

Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь.

То же слово, да не так бы молвить.

4.Слово учителя: учитель должен объяснить учащимся структуру диалога и способы его оформления на примере отрывка из сказки К.И.Чуковского: (заранее оформить на доске)

У меня зазвонил телефон:

Результат: учащиеся должны уяснить, что диалог состоит из реплик –слов, обращенных к слушателю. Реплики разных лиц пишутся с новой строки. Перед каждой репликой ставится тире. Слова автора оформляются так же, как и при прямой речи.

Физминутка (Организует обучающихся на выполнение упражнений для снятия общего и локального утомления и вносит игровой момент в изучение темы).

Язык мимики (радость, удивление, задумчивость).

Язык жестов (холодно, радость, успех).

5.Тренировочное упражнение(работа у доски).

Задание: записать шуточные диалоги из русского фольклора, соблюдая

Нажмите, чтобы узнать подробности

уяснить разницу между ними; объяснить способы оформления диалогической и монологической речи на письме, совершенствовать умения и навыки учащихся в постановке знаков препинания при оформлении на письме диалогической и монологической речи;

Планируемые результаты:

личностные: мотивация к учению и изучению русского языка, обеспечивать значимость решения учебных задач, связывая их с реальными жизненными ценностями и ситуациями, развитие познавательных интересов, учебных мотивов, формирование адекватного понимания причин успеха ,формирование самоуважения и самопонимания

метапредметные:

регулятивные: соотносить правильность выполнения действия с требованиями конкретной задачи, формировать действия целеполагания, контроля, коррекции, оценки

познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебного материала, устанавливать причинно-следственные связи, развивать умение классифицировать слова по группам

коммуникативные: планировать учебное сотрудничество,

осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, слушать одноклассников, приходить к общему решению в совместной деятельности, выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений

предметные: научить учащихся пользоваться в речи диалогом и монологом, таким образом формируя в них коммуникативные навыки.

Х О Д У Р О К А

Проверка Домашнего задания упр.____

Актуализация знаний и умений учащихся.

Девоч..ка, лес..ница, верё..ка, на ст..не, (не) взлетает, в неб. ре..кий.

Веревка (сделать фонетический разбор).

Морфемный разбор слова

Над каждым словом в предложении надпишите часть речи.

На бирюзовом осеннем небе сияло яркое солнце.

Из данного предложения выпишите слово, в котором все звуки мягкие/ твердые.

Синтаксический разбор предложения.

На бирюзовом осеннем небе сияло яркое солнце.

Постановка целей и задач урока.

Работа над темой урока.

Материал для наблюдения

Задание: внимательно прослушать отрывки из сказки А.Гайдара ″Горячий камень″ и ответить на вопрос, в чем заключается различие между ними.

Ты, конечно, думал, что я стар, хром, уродлив и несчастен, а на самом деле я самый счастливый человек на свете. Ударом бревна мне переломило ногу, но это тогда, когда мы еще неумело валили заборы и строили баррикады, поднимали восстание. Мне вышибли зубы в тюрьме. Шашкою в бою мне рассекли лицо. На соломе в низком холодном бараке метался я в бреду, больной тифом. И грознее смерти звучали надо мной слова о том, что моя родина в кольце и вражья сила нас одолевает. Но, очнувшись вместе с первым лучом вновь сверкнувшего солнца, узнавал я, что враг повержен и мы опять наступаем …

И вот перед закатом к измученному и продрогшему Ивашке, который сушил грязную, промокшую одежду возле горячего камня, пришел на гору старик.

- Что же ты, дедушка, не принес ни молотка, ни топора, ни лома? – вскрикнул удивленный Ивашка. – Или ты надеешься рубить камень рукою?

- Нет, Ивашка, - ответил старик,- я не надеюсь рубить его рукою. Я совсем не буду разбивать камень, потому что я не хочу начинать жить сначала.

РЕЗУЛЬТАТ НАБЛЮДЕНИЙ: вывод, сделанный учащимися о том, что бывают

случаи, когда в разговоре участвуют 2-е и более лиц, и когда

речь произносится одним человеком.

2. Словарная работа:

Монолог. монос - ″один″ ″логос″ - ″речь″ (греч.)

Диалог. ди – ″два″ ″логос″ – ″речь″ (греч.)

диалогос – ″беседа″ (греч.)

3.Работа с наглядностью и раздаточным материалом.

Задание: рассмотреть фотографии, указать ситуации, где происходит

монологическая, а где диалогическая речь.

- Трудно ли вести диалог?

- От чего зависит, состоится диалог или нет?

- Какие правила общения во время ведения диалога нужно соблюдать?

Задание(работа с раздаточным материалом): прочитать пословицы,

записать их в тетрадь и объяснить их значение.

В умной беседе ума наберешься, в глупой – свой растеряешь.

Петь хорошо вместе, а говорить – порознь.

На всякого Егорку своя поговорка.

Когда я ем, я глух и нем.

На добрый привет – добрый ответ.

Недоброе слово больней огня жжет.

Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь.

То же слово, да не так бы молвить.

4.Слово учителя: учитель должен объяснить учащимся структуру диалога и способы его оформления на примере отрывка из сказки К.И.Чуковского: (заранее оформить на доске)

У меня зазвонил телефон:

Результат: учащиеся должны уяснить, что диалог состоит из реплик –слов, обращенных к слушателю. Реплики разных лиц пишутся с новой строки. Перед каждой репликой ставится тире. Слова автора оформляются так же, как и при прямой речи.

Физминутка (Организует обучающихся на выполнение упражнений для снятия общего и локального утомления и вносит игровой момент в изучение темы).

Язык мимики (радость, удивление, задумчивость).

Язык жестов (холодно, радость, успех).

5.Тренировочное упражнение(работа у доски).

Задание: записать шуточные диалоги из русского фольклора, соблюдая


Вводный урок, раскрывающий важность изучения русского языка.

Содержимое разработки

"Язык и речь. Язык и человек"

Познакомить со значениями слов “речь”, “язык”, “слово”,

Развивать умение отличать значения данных слов в контексте.

Формировать навык работы со словарями.

Воспитывать любовь к родному языку.

Вступительное слово учителя.

Задумывались ли вы над тем, что такое язык? Один человек говорит, другой слушает и понимает его. Вы читаете книгу, газету, журнал и тоже понимаете, что написано. С помощью слов (устно или письменно) человек выражает свои мысли и передает их другим. И это происходит, благодаря языку.

(Запишите в тетради тему нашего урока “Язык и человек. Язык и речь”).

Словарная работа.

– Слово “язык” многозначное:

Исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических средств, являющихся орудием общений, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе. Великий русский язык. Славянские языки.

Совокупность средств выражения в словесном творчестве (стиль). Язык Пушкина. Язык писателей.

Речь, способность говорить. Лишиться языка. Больной лежит без языка и без движений.

Система знаков (звуков, сигналов), передающих информацию. Язык пчел. Язык животных. Язык дорожных знаков.

Переносное. То, что выражает, объясняет собой что-нибудь (о предметах и явлениях). Язык фактов. Язык танца.

Переносное. Пленный, захваченный для получения нужных сведений. (разговорное). Взять, привести языка.

Ребята, мы выяснили с вами, что такое язык. А как вы думаете, что же такое речь? Чем она отличается от языка? Или это одно и то же? (речь – язык, используемый для общения людей). – запись в тетради.

Способность говорить, говорение. Владеть речью. Дар речи.

Разновидности или стили языка. Устная и письменная речь.

Звучащий язык. Русская речь музыкальна.

Разговор. Беседа. Умные речи приятно слушать.

Публичное выступление. Выступать с речью.

Ребята, как вы думаете, какая основная единица языка? Из каких маленьких составляющих состоит наш язык? (звук-слово-предложение)

Вывод: Русский язык (русскую речь) мы изучаем для того, чтобы точно, ярко, образно выражать свои мысли устно и письменно. Нам надо научиться рассказывать и писать так, чтобы слушающим и читающим было не только понятно, но и интересно.

Работа с текстом “Язык”.

- А что думали о языке в давние времена? Перенесемся на минутку в Древнюю Грецию и послушаем разговор двух людей: рабовладельца Ксанфа и его раба
– первого баснописца Эзопа.

Сценка. ( 2 ученика).

Ксанф. - Вчера у меня были знатные гости, я хотел их удивить, преподнеся самые лучшие блюда. Но ты купил только языки и приготовил из них три блюда.
Почему?
Эзоп. - Ты велел купить самое лучшее. А что может быть на свете лучше языка!
При помощи языка строятся города, развивается культура народов, при помощи языка мы изучаем науки и получаем знания, при помощи языка люди могут объясняться друг с другом, решать различные вопросы, просить, приветствовать, мириться, выполнять просьбы, вдохновлять на подвиги, выражать радость, ласку, объясняться в любви. Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка.

Ксанф. – Но сегодня я приказал тебе приобрести к обеду самое худшее, и ты опять
купил языки.

Эзоп. – А что на свете хуже языка? Посредством языка огорчают и разочаровывают друг друга, посредством языка можно лицемерить, лгать, обманывать, хитрить, ссориться. Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, он приказывает разрушать города и даже целые государства, он может вносить в нашу жизнь горе и зло, предавать, оскорблять. Может ли быть что-нибудь хуже языка?

Вопросы и задания:

– Почему баснописец Эзоп в одном случае говорит, что лучше языка ничего на свете нет, в другом – утверждает, что язык – это самое худшее, что есть на свете? Как понять это противоречие? Учитель. Трудно не согласиться с Эзопом. Подаренная нам природой возможность говорить обязывает ко многому.

Появление гостьи.

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Лингвистика, наука о языке, а живу я в удивительной стране, в Лингвинии.

Не далеко и не близко,
Не высоко и не низко,
За бумажными горами,
За дремучими лесами
Есть прекрасная страна.
Мы отправимся туда.

Приглашаю Вас в путешествие по стране Лингвиния. Мы облетим её восемь княжеств, а поможет нам в этом воздушный корабль. Садитесь поудобнее, мы взлетаем. Мы летим над самым первым старинным княжеством. Оно образовалось
тогда, когда люди научились произносить первые звуки: под нами княжество Фонетики. Внизу вы видите Глухой лес и Звонкую поляну, на которой стоит воздушный дворец княжны. А теперь посмотрите на портрет самой Фонетики. Вот она в своём лёгком платье, на котором — все звуки русского языка.

Рядом с Фонетикой, за Чернильной рекой,— владения принцессы Графики. Графика не умеет говорить, а только пишет. Поэтому и замок её похож на большую авторучку. Сейчас мы пролетаем над страной мастеров, правит которой самый искусный мастер по имени Словообразование. В центре — терем мудрого Корнея Корнеича: это один из самых уважаемых жителей Лингвинии. А вокруг мастерские.
Здесь день и ночь кипит работа: изготавливаются приставки и суффиксы.
А вот княжество Фразеологии. Она вся состоит из постоянных фраз.
Их нельзя изменять — удлинять или укорачивать. В них отточенная народная мудрость. Теперь пролетаем над княжеством Лексики. Поистине Лексика — настоящая Василиса Премудрая. Она повелевает смыслом каждого слова.

А этот дворец с резными башенками, над которым мы летим, видимо,
принадлежит самой Этимологии?

Здесь живет самая искусная сказительница. Нет ни одной истории, самой древней легенды, которые бы не помнила наша Этимология. В её библиотеке хранятся все старинные книги и рукописи об истории и происхождении каждого слова русского языка. Далее удивительное строение – прозрачный дворец. Это замок великого режиссёра Синтаксиса и его супруги Пунктуации. В этом дворце живут их птицы. У нас они — знаки препинания. А сейчас мы подлетаем к столице нашей страны — городу Словинску. Вот его правительница — фея Морфология. В городе живут самостоятельные и служебные части речи. Только одно междометие летает на воздушном шарике. Оно так переполнено чувствами, что просто не может удержаться на земле. Сейчас оно летает над городом, а потом может
и в пригороде оказаться. Все самостоятельные слова работают в театре. Они играют роли в спектаклях-предложениях, а служебные им помогают.

А правят восемью княжествами две мудрые царицы — Грамматика и Орфография. В их дворце (он как раз сейчас под нами) находится Великая Книга Законов страны Лингвинии. Самый главный наш закон — мирный, честный и радостный Труд. Все мы ненавидим жирную Лень — чёрную фею, живущую в железном замке в самой чаще Глухого леса. Жители Лингвинии изгнали из своей страны все грубые и злые слова. И теперь Война, Пожар, Ложь верно служат злобной колдунье. Вглядитесь внимательней и запомните эти лица. Это сама Лень, а рядом её верная служанка Ашипка. - Но что это? Наш корабль теряет высоту, сейчас мы окажемся во власти черной феи и ее слуг. Надо что-то предпринять. Надо немедленно доказать Черной фее, что мы любим трудиться, любим и знаем свой язык.

VII. Задание 1. Найдите ошибки в словах.

Огарод, агурец, марковь, карзина, видро, арамат, удевляться, чуствовать,
классный, чюдо, учиник.

Задание 2. Закончи пословицу.

1)Не спеши языком - торопись делом.

2) С кем поведешься, от того и наберешься.

3) Труд человека кормит, а лень портит.

4) Ученье – свет, а неученье – тьма.

5) По одежке встречают, а по уму провожают.

6) Грамоте учиться – всегда пригодится.

7) Хочешь много знать - надо мало спать.

Пользуясь этими буквами, вы должны за 1 мин. составить как можно больше новых слов. Затем слова читаются, вычеркиваются одинаковые слова. Выигрывает тот, у кого осталось больше невычеркнутых слов.

Задание 4. Ответьте на вопросы, только помните, что мы находимся в стране Лингвиния.

-Чем кончается день и ночь? ( ь)

- Чем кончается лето и начинается осень? (о)

- Что в человек одно, а в вороне вдвое, в лисе вовсе не встретится оно,

VIII. Подведение итогов. Слово Лингвинии.

- Молодцы, ребята! Вы правильно и быстро справились со всеми заданиями,
доказали, что вы умеете трудиться, знаете свой язык. Черной фее по имени Лень
никогда не захватить Вас в плен. Наш корабль вновь набрал высоту, мы благополучно
возвращаемся в вашу любимую школу.

IX. Заключительное слово учителя.

Язык – это важнейшее средство общения. Это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками. Но чтобы воспользоваться всеми его сокровищами, нужно хорошо знать его, нужно уметь владеть им.

Поэтому изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием
от нечего делать, но насущной необходимостью. Ежегодно 21 февраля отмечается
Международный день родного языка. Я надеюсь, что вы будете
бережно относиться к своему родному языку, обогащаться свои знания о языке.

Если ты хочешь судьбу переспорить,

Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре –
Выучи русский язык!
Он твой наставник великий, могучий,
Он переводчик, он проводник.
Если штурмуешь познания кручи-
Выучи русский язык!

Закончить наш разговор о языке мне хочется диалогом из рассказа М.Горького:

– Ты таким языком со мной не смей говорить!

–А у меня один язык (Высовывает язык, показывает), и я со всеми им говорю.

Ребята, я думаю всем понятно, в каких значениях употреблено слово “Язык”. Ведь мы сегодня говорили об этом целый урок.

VII. Домашнее задание.

упр.8 письменно стр.8


-75%

Читайте также: