Как писать план конспект урока по русскому языку

Обновлено: 07.07.2024

русскому языку в новых условиях.
На эти и другие вопросы можно найти ответ в Примерной программе по русскому языку для основной школы, которая составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения. В ней также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования, преемственность с примерными программами для начального общего образования.

Примерные программы основного общего образования. Русский язык. – 3-е изд., дораб. – М: Просвещение, 2011. -112 с. - (Стандарты второго поколения).

Примерные программы основного общего образования. Литература. – 2-е изд. – М: Просвещение, 2011. – 176 с. - (Стандарты второго поколения).

  • Инновационность содержания стандартов:
  • определение ключевых целей образования через систему ценностных ориентиров образования;
  • развитие вариативности образования;
  • системно-деятельностный подход;
  • научное содержание образования;
  • воспитание как важнейшая составной часть и личностный результат стандартов;
  • новая система организации образовательного процесса через новую структуру базисного образовательного плана, здоровьесберегающие технологии, открытую образовательную среду и т.д.

Тр + Тс + Ту – новая формула стандартов

Тр - требования к результатам освоения основных образовательных программ
Тс - требования к структуре основных образовательных программ
Ту - требования к условиям реализации основных образовательных программ

Основная педагогическая задача - организация условий, инициирующих детское действие

Чему учить?
Обновление содержания

Ради чего учить?
Ценности образования

Как учить?
Обновление средств обучения

Фундаментальное ядро содержания общего образования — базовый документ, необходимый для создания базисных учебных планов, программ, учебно-методических материалов и пособий.
Основное назначение этого документа в системе нормативного сопровождения стандартов — конкретизировать обобщенные требования к структуре образовательных программ и к результатам образования применительно к содержанию учебных программ и организации учебной деятельности.


Состав фундаментального ядра общего образования

Универсальные учебные действия

понятие универсальных учебных действий относится к общему содержанию образования и является метапонятием.

УУД = компетентностный подход.

  • понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;
  • осознание эстетической ценности русского языка, уважительное отношение к родному языку, потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры, стремление к речевому самосовершенствованию;
  • достаточный объём словарного запаса, усвоение грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Коммуникативные универсальные учебные действия как метапредметные результаты:

  • строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
  • владеть всеми видами речевой деятельности;
  • адекватно воспринимать устную и письменную речь; владение разными видами чтения;
  • точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме;
  • соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета и др.

Познавательные универсальные учебные действия как метапредметные результаты:

  • формулировать проблему;
  • выдвигать аргументы;
  • строить логическую цепь рассуждения;
  • находить доказательства , подтверждающие или опровергающие тезис;
  • осуществлять библиографический поиск;
  • извлекать необходимую информацию из различных источников;
  • определять основную и второстепенную информацию и т.д.
  • Регулятивные универсальные учебные действия как метапредметные результаты:
  • ставить и адекватно формулировать цель деятельности;
  • планировать последовательность действий и при необходимости изменять её;
  • осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.

Предметные результаты освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку:

  • представление об основных функциях языка;
  • понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
  • усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
  • освоение базовых понятий лингвистики: язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, стили речи, язык художественной литературы, жанры речи, типы речи; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
  • овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка(орфоэпическим, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
  • опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
  • проведение различных видов анализа слова, синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
  • понимание коммуникативно – эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
  • осознание эстетических функций родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

Результаты, не подлежащие формализованному итоговому контролю и аттестации :

- ценностные ориентации выпускника, которые отражают его индивидуально-личностные позиции (религиозные, эстетические взгляды, политические предпочтения и др.);
- характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.);
- индивидуальные психологические характеристики личности

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Приложение 2

Методические рекомендации к составлению плана урока

При составлении плана урока в соответствии с методологическими принципами построения эффективного учебного занятия учителю целесообразно руководствоваться приведенными ниже в виде таблицы методическими рекомендациями.

Цель урока (Ц): формулируется и записывается учителем после осмысления предполагаемого результата урока

Материал к уроку: пишется после составления всего плана и исправления ошибок с учетом всех этапов урока

Элементы структуры занятия

Содержание этапов занятия

Планирование действий педагогической оценки

Проверка домашнего задания (ДЗ) с целью контроля качества усвоения материала.

Создание ситуации затруднения , приводящей к теме урока (Т)

Объявляется и обязательно пишется на доске

Цель урока (Ц)

Задачи урока (З)

Задач всегда три, так как они показывают ученикам каким путем мы пойдем к цели по трем этапам урока

I этап

Суть работы на I этапе

Логически выстроенная работа с определением: от примеров, фактов, опыта детей к определению нового понятия (индуктивно) или, наоборот, (если не хватает времени) к примерам, фактам, раскрывающим определение понятия (т.е. дедуктивно), в результате чего дети подводятся учителем к итогу этапа (И 1 )

Иногда может делать ученик или несколько учеников, после чего итог этапа четко и достаточно эмоционально обязательно подводит сам учитель , акцентируя внимание детей на самом главном

Фраза-переход, которая обязательно заканчивается формулировкой учителем цели II этапа урока (Ц 2 )

II этап

Цель 2 (Ц 2 )

Суть работы на II этапе

Подобрать не более трех упражнений или заданий от простого к сложному, в работе над которыми требуется использование всех существенных признаков определения нового понятия и подвести, таким образом, учащихся к открытию алгоритма – общего порядка действий по правилу (определению, закону, формуле и т.п.) при решении типовой задачи

Итог 2 (И 2 )

Подводится также, как и на 1 этапе урока

Фраза-переход, которая обязательно заканчивается формулировкой учителем цели III этапа урока (Ц 3 )

III этап

Цель 3 (Ц 3 )

Суть работы на III этапе

Подобрать общую самостоятельную работу по стандарту образования, задания по вариантам или задания дифференцированные по уровню трудности – развивающие задания (РЗ) (в зависимости от сложности материала, уровня развития учащихся и типа урока) на использование определения и алгоритма его применения

Итог 3 (И 3 )

Подводится также, как на I и II этапах урока

Формулируется общий вывод по уроку (В) и дается мотивация перспективы (МП)

Вывод по уроку (В)

Формулируется учащимися, а затем самим учителем эмоционально, четко с акцентом на главное по формуле: В = И 1 + И 2 + И 3

Формулируется учителем в форме интригующей фразы или вопроса, для ответа на который на следующем уроке необходимо качественное выполнение ДЗ

1. Домашнее задание (ДЗ) может быть выдано на любом этапе урока (там, где это уместно), но оно должно быть продолжением самостоятельной работы ученика на уроке, которая в таком случае служит образцом учебных действий (УД). Это позволяет исключить затраты времени на инструктаж учеников по выполнению ДЗ. Объем письменных ДЗ не должен превышать 1/3 классной работы ученика. Объем устных ДЗ по одному предмету не должен превышать 30 минут , необходимых для его выполнения.

2. Самостоятельные работы наиболее уместно проводить на ПЭУ и III этапе занятия, где можно организовать проверку знаний, умений и навыков по федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС). Развивающие задания, рассчитанные на работу ученика в зоне его ближайшего развития, могут быть выданы на любом этапе урока.

4. Время, отводимое учителем на проведение этапов, ориентировочно прикидывается по ходу составления плана и окончательно определяется после его корректировки и исправления неточностей и ошибок и заносится в соответствующую графу плана (см. колонку слева).

5. Соблюдение элементов структуры занятия – нормативное требование при составлении плана занятия и проведения урока.

Выбор типа урока (урок формирования знаний, урок совершенствования умений и навыков или применения знаний на практике, сдвоенный урок формирования общих и теоретических знаний и совершенствования умений и навыков, урок повторения и систематизации знаний, урок контроля уровня учебных действий, комбинированный урок), продолжительности его этапов, организационных форм занятия (урок, урок-игра, лекция, семинар, практическое занятие, экскурсия, конференция, беседа, зачет и пр.), выбор конкретного содержания, а также форм и методов работы (методы формирования чувств, стимулирования учебно-познавательной деятельности учащихся, формирования сознания (мышления), формирования поведения (воли) и деятельности, методы педагогической индивидуализации и интеграции знаний) – являются зоной творчества учителя .

6. Следует стремиться к тому, чтобы план урока не превышал 1 листа формата А4.

Хороший, полезный урок без подготовки не провести. Вот почему так важно заранее продумать его ход. Федеральный Государственный стандарт основного общего образования подчеркивает, что учебный процесс должен быть организован так, чтобы учащиеся могли достигнуть общекультурных, личностных и познавательных результатов. Поэтому существует несколько общих требований к тому, как составить план урока.

Что такое конспект урока?

Каждый грамотный учитель перед тем, как провести урок, составляет его план-конспект. Что же означает этот термин? Со студенческих времен все привыкли к тому, что конспект – это изложенная в письменном виде только что прослушанная информация. В педагогическом мире все иначе. Конспект (или другими словами план урока) составляется заранее и служит некой опорой, подсказкой для учителя. Это воедино собранная информация о том, чему посвящен урок, каким образом он построен, какой смысл в себе несет, какова его цель, как эта цель достигается.

план урока

Для чего нужно составлять план урока?

В первую очередь план урока нужен учителю. Особенно это актуально для молодых преподавателей, которые из-за нехватки опыта могут растеряться, что-то забыть или не учесть. Разумеется, если будет тщательно продумано заранее, каким образом подать информацию ученикам, какими упражнениями ее закрепить, отработать, то и процесс усвоения пройдет гораздо быстрее и качественнее.

Зачастую конспекты урока требуют предъявлять завучи, потому что это является прямым отражением того, как работает учитель, насколько методика преподавания соответствует школьным требованиям и учебной программе. По конспектам хорошо заметны сильные стороны педагога, а также его методические ошибки и недочеты.

Основные требования

Сложно составить общие требования, которым должны были бы отвечать все планы уроков. Ведь многое зависит от детей, их возраста, уровня развития, вида урока и, конечно же, самого предмета. План урока русского языка будет в корне отличаться от плана урока, к примеру, по окружающему миру. Поэтому единой унификации в педагогике нет. Но существует несколько общих требований к тому, как все-таки должен выглядеть план-конспект урока:

  1. Должны быть четко сформулированы цель урока, методы и задачи. И все они должны соответствовать возрасту учеников.
  2. Урок обязан включать в себя некий мотивационный материал; занятие нужно построить так, чтобы у ученика возникло стремление к получению новой информации.
  3. Необходимо четко прописать тему и ход урока.

план конспект урока

На что еще стоит обратить внимание?

Как правило, учителю, составляя план урока, нужно продумать каждую мелочь. Вплоть до того, сколько времени будет потрачено на реализацию каждого из пунктов плана. Необходимо прописать все реплики, сказанные учителем, и дать на них предполагаемые ответы учеников. Все вопросы, которые учитель собирается задать, тоже должны быть четко прописаны. Не лишним будет отдельно указать, с каким оборудованием предполагается работать на занятии. Если на уроке применяется какой-то раздаточный материал или учитель показывает для наглядности презентацию, картинки и т.д., все это тоже следует приложить к конспекту урока в распечатанном и в электронном виде. Заканчиваться конспект должен подведением итогов и домашним заданием.

Как правильно оформить конспект?

Для себя учитель может составлять план в любом виде. Это могут быть просто заметки, отдельные реплики, предложения или подробный сценарий. Некоторые схематично изображают нужную информацию. Если же требуется сдать конспект на проверку начальству, то наиболее распространенная форма – в виде таблицы. Это очень удобно и наглядно.

план урока русского

Пример составления краткого плана-конспекта

Краткий план урока. 5 класс

Предмет: русский язык.

Тема: имя прилагательное.

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: познакомить учеников с новой частью речи.

  • развивать речевые навыки и умения;
  • отработать умение согласовывать слова.

Оборудование: доска, мел, раздаточный материал, таблицы.

  • организационный момент;
  • проверка домашнего задания;
  • объяснение нового материала (чтение правила, работа с ним, выполнение упражнений для закрепления материала);
  • повторение изученного материала;
  • подведение итогов урока, оценка знаний учеников;
  • домашнее задание.

Обратите внимание, что все пункты хода урока должны быть подробно расписаны учителем, вплоть до каждой реплики. Кроме того, напротив каждого пункта нужно написать максимальное время, которое будет отведено на каждый из них. Так не возникнет ситуации, что урок подходит к концу, а сделана лишь половина из запланированного учителем.

план урока 5 класс

Не все конспекты будут одинаковы. Очень большое значение имеет возраст учеников, когда мы говорим про планы уроков. 6 класс, к примеру, может воспринять новую информацию в стандартной форме. Это когда учитель объясняет правило, записывает на доске важные материалы, а затем предлагает ряд занятий на отработку и закрепление изученного. Для 2 класса такой вариант будет неэффективным. Для малышей принято вводить новое в игровой форме или при помощи наглядных материалов.

Приведем пример еще одного конспекта.

План урока английского языка, 7 класс

Тема: повторение пройденного грамматического материала.

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: закрепить полученные навыки по теме перевода предложений из прямой речи в косвенную.

  • развивать коммуникативные умения;
  • развивать способность работать в команде;
  • формировать умение выделять главное в изученном материале.

Оборудование: доска, мел, презентация, магнитофон.

планы уроков 6 класс

  • организационный момент;
  • фонетическая разминка;
  • лексическая разминка;
  • повторение пройденного материала (выполнение упражнений, самостоятельная работа, работа в команде);
  • проверка домашнего задания;
  • подведение итогов урока;
  • домашнее задание.

Как видно из данного примера, пункты плана хода урока не имеют четкой расположенности. Стандартную проверку выполнения домашнего задания можно провести в начале урока, в середине, а можно и вовсе закончить так занятие. Для учителя главное - не бояться экспериментировать, придумывать и привносить что-то новое в каждое занятие, чтобы для детей урок был интересным и особенным. Чтобы они его ждали с нетерпением. В зависимости от того, какой выбран тип, будет зависеть и план урока. 7 класс (в отличии, например, от младших школьников) позволяет построить занятие нестандартно. Повторение изученного можно провести в виде игры или соревнования. Можно дать ученикам возможность показать свои умения посредством самостоятельной работы. Главное понимать, какой вид деятельности подойдет конкретному классу, конкретной группе учеников (учитывать нужно и возраст, и общую успеваемость в классе).

Подводя итоги

Итак, обобщим все вышеизложенное. Пошаговая инструкция для составления плана-конспекта урока будет выглядеть следующим образом:

план урока 7 класс

  1. Предмет/класс.
  2. Типа урока.
  3. Тема занятия.
  4. Цель.
  5. Основные задачи.
  6. Оборудование.
  7. Ход урока:
  • оргмомент, разминка и т.д. (подробно начинаем прописывать речь учителя и учеников);
  • проверка домашнего задания;
  • введение нового материала, его отработка;
  • закрепление пройденного, повторение.

8. Подведение итогов.

Этапы урока могут быть расположены в любом порядке, могут быть дополнены или быть представлены в ходе урока выборочно.

план урока 8 класс

После шипящих пишется О в словах: анчоусы, артишок, банджо, боржоми, джокер, джонка, джоуль, жокей, жонглёр, жом, жор, жох, изжога, каприччо , капюшон, корнишоны, крыжовник, крюшон, лечо, мачо, мажор, мажордом, обжора, пончо, прожорливый, ранчо, трещотка, трущобы, харчо, чащоба, чокаться, чокнутый, чопорный, чохом, шов, шовинизм, шок, шоколад, шомпол, шорох, шорты, шоры, шорник, шоссе, шотландец, шофёр.

На главную страницу

— Конспекты уроков — Конспекты уроков

В этом разделе вы можете бесплатно скачивать конспекты к урокам русского языка. Используйте размещённые здесь материалы на своих уроках, но помните, что у каждой работы есть автор. Не стоит делиться этими конспектами с коллегами на других сайтах.
Оценивайте, пожалуйста, конспекты и сценарии коллег, так вы поможете нам выбрать лучшие работы, авторы которых будут награждены.
Добавьте свой конспект и скачайте свидетельство о публикации материала в СМИ сразу же после публикации.
добавить конспект

Теги: 7класс, подготовка к олимпиадам, русская литература, эпоха Возрождения, Брейгель, Бродский, Пастернак, стихи, живопись, игра

Теги: 7 класс, 8 класс, 9 класс, 10 класс, 11 класс, окончания глаголов, гласные в суффиксах, суффиксы, глагол, причастие

книги.jpg

Если материал понравится другим пользователям сайта, мы перенесём его в платный раздел Лучшие материалы, а вам подарим статус Преподаватель на два месяца . Кроме того, вы сможете бесплатно скачать Свидетельство о публикации материала в сети Интернет.

Читайте также: