Установление коммунистических режимов в восточной европе план конспект
Обновлено: 07.07.2024
План урока: Страны Восточной Европы с середины 1940-х до 1990-х гг.11 класс (ликвидация коммунистических режимов в странах Восточной Европы с применением ИКТ)
Тема: Страны Восточной Европы с середины 1940-х до 1990-х гг.
1. раскрыть причины краха социалистической модели в Восточной Европе
2. показать особенности демократических революций
3. раскрыть особенности посттоталитарного общества
Тип урока: комбинированный урок
Оборудование: Политическая карта мира, У.М.К, компьютер.
Блиц. Вопросы 1-2 мин. (23 вопроса)
Раздать карточки с познавательными заданиями 4-5 учащимся
Уч-ся готовят презентации (по опережающему заданию, подготовка презентации)
1.Как проходил процесс эволюции в Чехословакии?
2.Что вы можете сказать о тех же процессах в Польше?
5.Назовите характерные черты установившихся коммунистических режимов? (вопрос к классу)
Какая страна пыталась войти в состав СССР?
В какой стране проводили коллективизацию с учётом национальных традиций?
Лидером какой страны был В.Ярузельский?
|||. Изучение нового материала.
1.Причины краха социалистической модели в Восточной Европе?
2.Особенности демократической революции
3.Общие черты демократических преобразований
Материал излагается учителем
2.Учитель называет факторы подготовившие революцию.
Перед уч-ся заранее ставится задание выслушать задание, определить характер революции и их основные задачи
Экономические факторы – резкое снижение темпов экономического развития, инфляция; резкое отставание от стран Запада.
Социальные проблемы:
1.падение жизненного уровня
2.протест против тоталитарных режимов
Внешний фактор – политические преобразования в СССР.
На основе изложенного учителем, уч-ся должны составить таблицу
Характер революций
Задачи революции
Создание демократического общества
Формирование рыночной модели экономики
Повышение жизненного уровня
Достижение национальной государственной независимости
Далее перед уч-ся ставится задание определить характерные особенности революционных преобразований.
Уч-ся поработав с текстом должны ответить:
1.быстрые темпы преобразований, их радикальность, масштабность (140млн. человек)
2.измененение расстановки сил в Европе и мире
Далее учитель рассказывает о формах революции.
Задание классу – заполнить таблицу.
Эволюционная форма преобразования
Взрывная форма
Учитель даст задание:
Словарная работа:
Реституция; дать определение
Закрепление проводим после обсуждения каждого вопроса.
1.Какой характер носили революции в странах Восточной Европы?
2.Что такое бархатная революция, реституция?
3.Назовите общие черты демократических преобразований
Д/З п., , работа с документом, ответить на вопрос. Выделить основные идеи документа.
1.Укажите государства Восточной Европы, не входившие в сферу советского влияния сражу же после окончания Второй мировой войны. Выберите два правильных ответа.
2.Отметьте политические и социальные изменения, которые произошли в странах Восточной Европы в 1945-1948 гг. Выберите два правильных ответа.
1.Конфискация крупного землевладения;
3.Чистка государственного аппарата от представителей прежней власти;
4.Вступление в НАТО.
3.В каких из перечисленных стран произошла бескровная смена власти в конце 80-х гг. XX века?
Выберите два правильных ответа.
4.Что характерно для политики Югославии в 1945г.- начале 1980-х гг.? Выберите три правильных ответа.
1.Участие в Движении неприсоединения;
2.Членство в НАТО;
5. Острые межнациональные противоречия;
6. Большой внешний долг.
5. Что характерно для политики Чехословакии в 1945г.- начале 1980-х гг.? Выберите три правильных ответа.
1. Высокий уровень развития промышленности;
3. Отсутствие демократических свобод;
4. Нейтральный статус государства;
5. Наличие многопартийной системы;
6. Приватизация промышленных предприятий.
6. Что характерно для политики Болгарии в 1945г.- начале 1980-х гг.? Выберите три правильных ответа.
1. Независимая от СССР политика;
2. Подлинная свобода совести;
3. Отсутствие культа личности;
4. Процветание коррупции;
5. Самые высокие темпы экономического роста среди социалистических стран;
6. Кланово-государственный социализм.
7. Отметьте то, что относится к причинам антитоталитарных революций 1989- 1991 гг. Выберите три правильных ответа.
1. Укрепление авторитета СССР;
2. Экономический кризис;
3. Нарушение прав человека;
4. Советская военная интервенция;
8. Соотнесите события и даты.
1. Разрыв отношений между СССР и Югославией;
2. Революционные события в Венгрии;
3. Решение правительства Польши о повышении цен;
4. Введение в Польше военного положения;
5. Провозглашение независимости Косово;
6. Возведение Берлинской стены.
А. 1956; Б. 1948; В. 1970; Г. 1981; Д. 1961; Е. 2008.
9. Дайте определение понятиям.
4. Народная демократия.
10. Как вы считаете, можно ли было избежать распада мировой социалистической системы? Обоснуйте ответ.
1.Укажите государства Восточной Европы, в которых после Второй мировой войны были ликвидированы монархии. Выберите два правильных ответа.
3. В каких из перечисленных стран смена власти произошла в результате гражданской войны в конце 80-х –нач. 90-х гг. XX века?
4. Что характерно для политики Румынии в 1945г.- начале 1980-х гг.? Выберите три правильных ответа.
1. Укрепление связей с КНР;
2. Отказ от участия в интервенции в Чехословакию;
3. Развитая демократия;
4. Полный разрыв отношений со странами Запада;
5. Отсутствие межнациональных противоречий;
6. Погашение всех иностранных долгов.
5. Что характерно для политики Польши в 1945г.- начале 1980-х гг.? Выберите три правильных ответа.
1. Приоритетное развитие легкой промышленности;
2. Экономическая и политическая ориентация на СССР;
3. Большое влияние католической церкви;
4. Низкий уровень жизни;
5. Развитая демократия;
6. Отсутствие сильных профсоюзов.
6. Что характерно для политики ГДР в 1945г.- начале 1980-х гг.? Выберите три правильных ответа.
1. Создание сельскохозяйственных производственных кооперативов;
2. Высокие темпы роста объема производства;
3. Отсутствие протестного движения;
4. Тесные контакты с ФРГ;
5. Экономическая ориентация на США;
6. Членство в ОВД.
7. Отметьте то, что относится к результатам антитоталитарных революций 1989- 1991 гг. Выберите три правильных ответа.
1. Формирование многоукладной экономики;
2. Распад Чехословакии и Югославии;
3. Формирование многопартийной системы;
4. Укрепление коммунистического режима;
5. Сохранение союзных отношений с Россией;
6. Нейтральный статус.
8. Соотнесите события и даты.
1. Рабочие волнения в Познани;
4. Образование ГДР;
5. Включение ГДР в состав ФРГ;
6. Распад Чехословакии на два государства- Чехию и Словакию.
А. 1968; Б. 1956; В. 1980; Г. 1949; Д. 1993; Е. 1990.
9. Дайте определение понятиям.
10. Как вы считаете, можно ли считать, что после распада единого социалистического лагеря социалистическая идея и идеология марксизма-ленинизма полностью исчерпали себя.
Читайте также: