Установление коммунистических режимов в восточной европе план конспект

Обновлено: 07.07.2024

Нажмите, чтобы узнать подробности

План урока: Страны Восточной Европы с середины 1940-х до 1990-х гг.11 класс (ликвидация коммунистических режимов в странах Восточной Европы с применением ИКТ)

Тема: Страны Восточной Европы с середины 1940-х до 1990-х гг.

1. раскрыть причины краха социалистической модели в Восточной Европе

2. показать особенности демократических революций

3. раскрыть особенности посттоталитарного общества

Тип урока: комбинированный урок

Оборудование: Политическая карта мира, У.М.К, компьютер.

Блиц. Вопросы 1-2 мин. (23 вопроса)

Раздать карточки с познавательными заданиями 4-5 учащимся

Уч-ся готовят презентации (по опережающему заданию, подготовка презентации)

1.Как проходил процесс эволюции в Чехословакии?

2.Что вы можете сказать о тех же процессах в Польше?

5.Назовите характерные черты установившихся коммунистических режимов? (вопрос к классу)

Какая страна пыталась войти в состав СССР?

В какой стране проводили коллективизацию с учётом национальных традиций?

Лидером какой страны был В.Ярузельский?

|||. Изучение нового материала.

1.Причины краха социалистической модели в Восточной Европе?

2.Особенности демократической революции

3.Общие черты демократических преобразований

Материал излагается учителем

2.Учитель называет факторы подготовившие революцию.

Перед уч-ся заранее ставится задание выслушать задание, определить характер революции и их основные задачи

Экономические факторы – резкое снижение темпов экономического развития, инфляция; резкое отставание от стран Запада.

Социальные проблемы:

1.падение жизненного уровня

2.протест против тоталитарных режимов

Внешний фактор – политические преобразования в СССР.

На основе изложенного учителем, уч-ся должны составить таблицу

Характер революций

Задачи революции

Создание демократического общества

Формирование рыночной модели экономики

Повышение жизненного уровня

Достижение национальной государственной независимости

Далее перед уч-ся ставится задание определить характерные особенности революционных преобразований.

Уч-ся поработав с текстом должны ответить:

1.быстрые темпы преобразований, их радикальность, масштабность (140млн. человек)

2.измененение расстановки сил в Европе и мире

Далее учитель рассказывает о формах революции.

Задание классу – заполнить таблицу.

Эволюционная форма преобразования

Взрывная форма

Учитель даст задание:


Словарная работа:

Реституция; дать определение

Закрепление проводим после обсуждения каждого вопроса.

1.Какой характер носили революции в странах Восточной Европы?

2.Что такое бархатная революция, реституция?

3.Назовите общие черты демократических преобразований

Д/З п., , работа с документом, ответить на вопрос. Выделить основные идеи документа.

1.Укажите государства Восточной Европы, не входившие в сферу советского влияния сражу же после окончания Второй мировой войны. Выберите два правильных ответа.

2.Отметьте политические и социальные изменения, которые произошли в странах Восточной Европы в 1945-1948 гг. Выберите два правильных ответа.

1.Конфискация крупного землевладения;

3.Чистка государственного аппарата от представителей прежней власти;

4.Вступление в НАТО.

3.В каких из перечисленных стран произошла бескровная смена власти в конце 80-х гг. XX века?

Выберите два правильных ответа.

4.Что характерно для политики Югославии в 1945г.- начале 1980-х гг.? Выберите три правильных ответа.

1.Участие в Движении неприсоединения;

2.Членство в НАТО;

5. Острые межнациональные противоречия;

6. Большой внешний долг.

5. Что характерно для политики Чехословакии в 1945г.- начале 1980-х гг.? Выберите три правильных ответа.

1. Высокий уровень развития промышленности;

3. Отсутствие демократических свобод;

4. Нейтральный статус государства;

5. Наличие многопартийной системы;

6. Приватизация промышленных предприятий.

6. Что характерно для политики Болгарии в 1945г.- начале 1980-х гг.? Выберите три правильных ответа.

1. Независимая от СССР политика;

2. Подлинная свобода совести;

3. Отсутствие культа личности;

4. Процветание коррупции;

5. Самые высокие темпы экономического роста среди социалистических стран;

6. Кланово-государственный социализм.

7. Отметьте то, что относится к причинам антитоталитарных революций 1989- 1991 гг. Выберите три правильных ответа.

1. Укрепление авторитета СССР;

2. Экономический кризис;

3. Нарушение прав человека;

4. Советская военная интервенция;

8. Соотнесите события и даты.

1. Разрыв отношений между СССР и Югославией;

2. Революционные события в Венгрии;

3. Решение правительства Польши о повышении цен;

4. Введение в Польше военного положения;

5. Провозглашение независимости Косово;

6. Возведение Берлинской стены.

А. 1956; Б. 1948; В. 1970; Г. 1981; Д. 1961; Е. 2008.

9. Дайте определение понятиям.

4. Народная демократия.

10. Как вы считаете, можно ли было избежать распада мировой социалистической системы? Обоснуйте ответ.

1.Укажите государства Восточной Европы, в которых после Второй мировой войны были ликвидированы монархии. Выберите два правильных ответа.

3. В каких из перечисленных стран смена власти произошла в результате гражданской войны в конце 80-х –нач. 90-х гг. XX века?

4. Что характерно для политики Румынии в 1945г.- начале 1980-х гг.? Выберите три правильных ответа.

1. Укрепление связей с КНР;

2. Отказ от участия в интервенции в Чехословакию;

3. Развитая демократия;

4. Полный разрыв отношений со странами Запада;

5. Отсутствие межнациональных противоречий;

6. Погашение всех иностранных долгов.

5. Что характерно для политики Польши в 1945г.- начале 1980-х гг.? Выберите три правильных ответа.

1. Приоритетное развитие легкой промышленности;

2. Экономическая и политическая ориентация на СССР;

3. Большое влияние католической церкви;

4. Низкий уровень жизни;

5. Развитая демократия;

6. Отсутствие сильных профсоюзов.

6. Что характерно для политики ГДР в 1945г.- начале 1980-х гг.? Выберите три правильных ответа.

1. Создание сельскохозяйственных производственных кооперативов;

2. Высокие темпы роста объема производства;

3. Отсутствие протестного движения;

4. Тесные контакты с ФРГ;

5. Экономическая ориентация на США;

6. Членство в ОВД.

7. Отметьте то, что относится к результатам антитоталитарных революций 1989- 1991 гг. Выберите три правильных ответа.

1. Формирование многоукладной экономики;

2. Распад Чехословакии и Югославии;

3. Формирование многопартийной системы;

4. Укрепление коммунистического режима;

5. Сохранение союзных отношений с Россией;

6. Нейтральный статус.

8. Соотнесите события и даты.

1. Рабочие волнения в Познани;

4. Образование ГДР;

5. Включение ГДР в состав ФРГ;

6. Распад Чехословакии на два государства- Чехию и Словакию.

А. 1968; Б. 1956; В. 1980; Г. 1949; Д. 1993; Е. 1990.

9. Дайте определение понятиям.

10. Как вы считаете, можно ли считать, что после распада единого социалистического лагеря социалистическая идея и идеология марксизма-ленинизма полностью исчерпали себя.

Читайте также: