Путешествие в страну осень конспект занятия

Обновлено: 16.05.2024

Выявить знания детей об осенних изменениях в природе.

2. Определить уровень развития речи, памяти, внимания.

Диагностика творческих умений и навыков.

Предварительная работа: заучивание стихов об осени, изготовление поделок из природного материала.

Оборудование: магнитофон, выставка детских работ, природный материал, картины осени.

Ход занятия.

Играет музыка. Дети сидят на стульчиках. Группа украшена листьями, на столе в корзинах - дары осени.

Воспитатель включает телевизор, участники занятия смотрят репродукции осенних пейзажей под музыку.

Воспитатель. Какое время года изображено на слайдах? Какие краски присутствуют?

(Г.Н. предлагает девочке прочитать стихотворение об осени)

Осень! Славная пора!

Очень любит детвора!

Сливы, груши, виноград –

Всё поспело для ребят.

И арбуз, увидев важный,

И радушно скажет каждый:

- Здравствуй, осени пора!

Воспитатель. Сегодня мы будем говорить об этой прекрасной поре года. Пришла к нам осень с подарками: золотыми листьями, богатым урожаем фруктов и овощей.

Воспитатель. Вот сегодня мы с вами и совершим путешествие в Осень и посмотрим, что вы знаете об этой поре года.

Осень В.Г.( входит с корзинами своих даров) – Вы обо мне? А вот и я!

Привет осенний вам, друзья

Вы рады встретиться со мной?

Вам нравится наряд лесной –

Осенние сады и парки?

Осень В.Г. Нравится вам,ребята, эта пора года? Я слышала, что вы меня любите. Вы знаете, что у осени есть три месяца? Вы их знаете. (Дети называют осенние месяцы). Это мои братья. Предлагаю вам почитать стихи об осенних месяцах. (Осень раздаёт детям листочки со стихами) Кто желает прочесть и сказать всем о каком месяце написаны строки. У кого стихотворение о сентябре? Октябре и ноябре.

Опустел колхозный сад,Паутинки вдаль летят,

И на южный край земли

Распахнулись двери школ…

Что за месяц к нам пришёл?

Всё мрачней лицо природы,

Смолкли птичьи голоса.

Медведь в спячку завалился…

Что за месяц к нам явился?

Поле чёрно-белым стало.

Падает то дождь, то снег,

А ещё похолодало,

Льдом сковало воды рек.

Мёрзнет в поле озимь ржи…

Что за месяц, подскажи?

(Дети распределились и прочли стихи о месяцах).

Осень В.Г. Мне очень понравилось как вы прочли эти стихи. Спасибо ребята.

Воспитатель. Какой месяц осени закончился? Каким он запомнился вам? Какие вы знаете приметы осени, пословицы, поговорки?

Дети называют приметы.

- Сентябрь – пора отлёта птиц.

- В сентябре одна ягодка, да и то – горькая рябина.

- Сентябрь – холоден, но сытен.

Осень. Приметы вы знаете. Молодцы, ребята.

Воспитатель. А вот назовите природные явления, происходящие осенью? (Дети называют листопад, бабье лето, дождь, первый снег, иней). А какими праздниками богата осень? (Дети называют День Знаний, день Учителя, День пожилого человека, День согласия и примирения, День матери и т.д.) Г.Н. дополняет ответы детей

Воспитатель. А у осени много вкусных даров: фрукты, овощи. Мы с ребятами хотим доказать тебе, что и мы готовы к зиме, встречаем достойно осень.

КАР-, ШКА-, ТО. КИ-, ЛО-, ЯБ. ТА-, КА-, ПУС. МИ-, ПО-, ДОР.

ЖАН-, КЛА-, БА. МОР-КОВЬ,

(Ребята выкладывают слова, первый, кто составил читает название, которое получилось). У вас остались лишние слоги. Попробуйте из них составить слова.

Осень. Молодцы! Справились с заданием. Действительно, что МОЛОДЦЫ!

А у меня все ваши слова разместились на подносе, Вера, посмотри и скажи как это всё можно назвать одним словом. (Вера говорит, что это овощи) А сейчас покажите мне овощ у которого два слога, три слога, один слог. Молодцы!

Игра. бросает мяч любому участнику, называя фрукт или овощ. Игроки называют блюда, которые можно приготовить.

Например: яблоко- компот, варенье, желе, уксус, мармелад.

Воспитатель. вместе с детьми делает вывод, как играли дети, хвалит их знания блюд.

Осень. Порадовали меня своими знаниями. Кулинарные способности у вас хорошие. Кто из вас самый наблюдательный?

Игра-викторина.

- Кто собирает яблоки спиной?

- Какой лесной житель сушит грибы на деревьях?

- У какого зверя осенью в листопад появляются детёныши?

- Листья каких деревьев осенью краснеют? А как вы думаете, почему осенние листья окрашены в разные цвета?

Осень. Молодцы ребята, порадовали своими ответами.

Воспитатель. Ребята, посмотрите, сколько осенних листьев в нашей группе.

Дети. И желтые, и оранжевые, и зелёные.

Кто прочтёт стихотворение об осеннем дне.

Лера прочти строки об осеннем дне.

День осенний так хорош!

Сколько листьев соберёшь!

Золотой большой букет –

Нам от осени – привет! Читает стихотворение с букетом осенних листьев.

Осень говорит: «Листья лёгкие медленно летят по воздуху. (Дети бегают и машут руками). Листапад! Листопад! Листья желтые летят! Листья красные летят! (кружатся дети с красными и желтыми листочками) Покружились и уселись на землю (Все садятся ). Уселись и замерли. Прилетел лёгкий ветерок и подул (Осень дует и за ни дети). Поднялись листья, разлетелись в разные стороны. (дети разбегаются по группе).

Подводя итоги игры Осень спрашивает: у какого дерева листочки осенью желтеют? У какого краснеют? У какого дерева в это время года можно увидеть листья разных цветов – и жёлтые, и оранжевые и красные.

Осень. Какие творческие дети! Поделки и из арбуза, и из фасоли. Я восхищаюсь творчеством ребят.

Осень. Это прекрасное время года прославляли и многие поэты. Какие поэты? Назовите?

Дети. Пушкин, Бунин, Майков, Бальмонд, Плещеев.

Минутка поэзии. Дети читают стихи поэтов.

Осень хвалит детей.

Осень. Какое название вам понравилось? Мне все понравились, так как было много смеха и веселья.

Осень. Я ведь богата и загадками. Вот в корзинке загадки приготовила из которых вы составите кроссворд. Подходите, выбирайте себе любую. ( Дети загадывают друг другу загадки и отгадывают, ответы вписывают.)

Жёлтая курица под плетнём дуется. (Репа)

* За кудрявый хохолок

Меня из норки поволок,

На ощупь – гладкая,

На вкус, как сахар, сладкая. (Морковь)

Под землёй птица

Яйца нанесло. (Картофель)

И все без застёжек.

Как надела сто рубах,

Захрустела на зубах. (Капуста).

*Без окон, без дверей,

Полна горница людей. (Огурец)

* Кругла, а не месяц, желта, а не масло, с хвостом, а не мышь. (Тыква)

Прочитаем ключевое слово (которое расположено в центре). Сегодня мы говорили всё занятие об этой прекрасной поре года.

Осень. Мне понравилось как вы сегодня играли, читали стихи, отгадывали загадки за это время мы подружились с вами.

Воспитатель. Ребята, вам понравилось наше путешествие. А что вам больше понравилось, что запомнилось (Ответы детей).

Наша встреча подошла к концу. А осень продолжает украшать нашу землю. А мы с вами будем радоваться каждому её дню.

Осень. Весна красна цветами, а осень пирогами. Угощайтесь ее дарами.

Оборудование и материал:

дорожки (узкая и широкая, картина осени, картина лужайки, листья – красные, желтые по 5 каждого цвета

Словарная работа

Ход занятия:

Воспитатель спрашивает у детей:

- Дети, вы любите путешествовать? Давайте отправимся в чудесную страну, в страну загадочную, полную тайн. Мы пойдем искать осень.

Но в эту страну не идут поезда,

И самолет не летает туда,

Как же страну эту назвать?

Страну, до которой рукою подать.

-А здесь простой секрет. Смотри, все замечай и ничего не пропускай! Ну, отправляемся в путь. Идем в страну мы по дорожке, где шагали чьи - то ножки. (Дети и воспитатель идут по дорожке). Но будьте внимательны. Дорожки нужно менять. Слушайте слова и действуйте вслед за стихами:

Маленькие ножки идут по дорожке,

А большие ноги идут по дороге.

Маленькие ножки бегут по дорожке,

А большие ноги бегут по дороге.

Маленькие ножки скок – прыг по дорожке,

А большие ноги идут по дороге.

-Послушные у нас ножки. А куда же мы идем?

Дети: Искать осень

Воспитатель: Да ребята, у каждого времени года есть свои приметы. Сейчас проверим, знаете ли вы приметы осени.

Осенью цветут цветы?

Осенью растут грибы?

Тучки солнце закрывают?

Колючий ветер прилетает?

Туманы осенью плывут?

Но а птицы гнезда вьют?

А букашки прилетают?

Звери норки закрывают?

Урожай все собирают?

Птичьи стаи улетают?

Часто – часто льют дожди?

Достаем ли сапоги?

Солнце светит очень жарко?

Можно детям загорать?

Ну а что же надо делать?

Куртки, шапки надевать?

-Вы знаете приметы осени, значит можно дальше идти.

Попадают они на лужайку

Воспитатель: Попали мы с вами на лужайку, где много осенних листьев.

Ребята, послушайте, что это? (ветер)

Как может дуть ветер? (сильно, слабо)

У каждого ребенка бумажный осенний листочек в руках. Ребята, давайте подуем на наши листочки, как ветерок. Дети дуют на листочек с разной силой и совместно с воспитателем делают вывод о том, что ветер помогает деревьям сбросить листву на землю. В конце игры дети, дуя на листок, отпускают его.

Воспитатель спрашивает:

- Что происходит с листьями осенью (Они меняют цвет и опадают)

Это явление в природе называется листопад. Давайте все вместе скажем – листопад. Скажи Маша (Рома, Ксюша)

Мы листики осенние

На веточках сидели.

Дунул ветер – полетели.

Мы летели, мы летели

И на землю сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял,

Повертел их, покрутил

И на землю опустил.

(Дети выполняют движения соответствующие тексту стихотворения)

- Посмотрите, как красиво стало на нашей полянке. Разноцветные листья, как яркие кляксы. Вам нравится? (да)

Какого цвета листочки? (Дети называют цвета.)

Воспитатель: Сколько листочков красного цвета? Посчитай, Марина (Саша). Сколько же листочков красного цвета, Игорь? А сколько листьев желтого цвета? Посчитай, Алина (Даша). Так сколько же листьев желтого цвета, Сережа? Ребята, а каких листьев больше? Как узнать? Надо приложить к каждому красному листочку желтый листочек. Давайте приложим и узнаем, каких листьев больше. Миша, положи красные листочки наверх (ребенок выполняет задание, а Таня положит желтые листочки вниз, под красные, так, чтобы у каждого красного листочка был желтый листочек (ребенок выполняет задание)

(Выясняют, что у каждого красного листочка есть желтый листочек, они находятся парами, желтых столько, сколько и красных, значит их поровну)

Воспитатель: Каких листочков больше, Витя? …Правильно, их поровну. Давайте все вместе скажем, желтых столько, сколько и красных, их поровну. (Дети повторяют все вместе.)

Незаметно воспитатель надевает себе на голову венок из осенних листьев, говорит, что она и есть осень, и предлагает вечером украсить свою группу осенними листочками.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект интегрированного занятия

для детей средней группы

воспитатель Чурбакова С.Ю.

Цель: Продолжать формировать представления об осени, как времени года.

Образовательные:

Формировать умение отыскивать в природе осенние признаки;

Обобщить и систематизировать представления детей о временах года;

Формировать обобщенное представление об овощах и фруктах, их многообразии и пользе для здоровья человека;

Совершенствовать умение работать нетрадиционным способом в аппликации – крупой.

Развивающие:

Развивать творческие, композиционные способности, воображение воспитанников;

Активизировать мыслительную деятельность, формировать умение решать противоречия;

Развивать навыки речевого общения, умение воспринимать на слух читаемый текст;

Воспитательные:

Воспитание восприимчивости к красоте окружающего мира;

Воспитывать любовь к родной природе;

Воспитывать аккуратность в работе с клеем;

Продолжать воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Предварительная работа:

Экскурсия на огород;

Чтение стихотворений, загадок об осени, овощах и фруктах;

Содержание НОД:

В.: Сегодня мы отправляемся в чудесную страну, страну загадочную, полную тайн. Чтобы узнать, как называется эта страна, вы должны отгадать загадку:

Пришла без красок, без кисти

И перекрасила все листья (осень).

Воспитатель читает стихотворение про осень:

Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далекий птицы улетели,

Если небо хмурое, если дождик льется,

Это время года осенью зовется.

В.:У осени есть свои приметы. Сейчас я буду задавать вопросы, если вы правильно ответите, то делайте шаг вперед – значит это у нас примета осени:

Солнышко сильно греет.

Тучки солнце закрывают.

Колючий ветер прилетает.

А букашки прилетают?

Звери норки закрывают.

Урожай все собирают.

Птичьи стаи улетают.

Часто-часто льют дожди.

Можно детям загорать.

Листья на деревьях желтые.

В.: Молодцы, дети, вы все правильно ответили и добрались до стульчиков. Садитесь.

В.: Скажите мне, осень это хорошо или плохо?

Д.: Осенью хорошо: листья падают на землю, можно бегать по листьям и они шуршат под ногами. Мы делаем красивые букеты из листьев. Всё красиво: всё такое нарядное, желтое, яркое. И еще мы осенью собираем урожай овощей и фруктов.

В.: А какие вы знаете овощи и фрукты? (Дети берут по одному муляжу овощей или фруктов и называют его).

В.: Чем отличаются овощи и фрукты? Д.:Овощи растут на грядке в земле. А фрукты растут на деревьях.

В.: И ещё во фруктах и овощах много витаминов, которые нужны нашему организму. Они помогают нам расти, быть всегда здоровыми. Поэтому ешьте всегда побольше овощей и фруктов.

В.: А что же плохо осенью? Д.: Осенью плохо: часто идут дожди, на улице грязно. Птицы улетают в теплые края. На улице нельзя долго гулять, нужно надевать теплую одежду. И солнышко сильно не греет.

В.: Дети, а кроме осени, какие времена года бывают? (зима, весна, лето)

Здравствуй, осень! Здравствуй, осень!

Хорошо, что ты пришла.

У тебя мы, осень, спросим, что в подарок принесла?

Принесла я вам муки – значит будут пирожки,

Принесла вам гречки – каша будет в печке,

Принесла вам овощей – и для каши, и для щей.

Рады ли вы грушам – мы их впрок насушим.

А уж яблоки, что мёд – на варенье, на компот.

Принесла я мёду – полную колоду.

Ты и яблок, ты и меду, ты и хлеба принесла,

А хорошую погоду нам в подарок принесла?

Дождику вы рады? – Не хотим, не надо.

Дождик: кто под дождик попадет, тот сейчас водить пойдет (дождик догоняет детей).

В.: А теперь послушайте еще одну загадку:

Висят на ветке золотые монетки (листья).

Воспитатель читает стихотворение:

Листья разноцветные по ветру кружатся,

И на землю падают, и ковром ложатся.

В.: Осень листья разного цвета: желтые, красные, оранжевые. Вот сегодня мы с вами будем делать такие листочки: мы их будем превращать в красивые листики. На эти листики намазываем клей, потом засыпаем красной, желтой, оранжевой крупой. Засыпаем весь лист, а не только серединку. И у нас будут вот такие красивые листья (показывает образец).

Главная Занятия по теме "Осень"

Возрастная группа: старшая группа

Задачи: закреплять знания об осенних явлениях природы, деятельности человека осенью; развивать память, воображение, ориентировку в пространстве, песенные умения, двигательные навыки, пантомимическую и речевую выразительность, чувство ритма; формировать интерес к природным явлениям, совместным играм.

Материалы: корзина с муляжами овощей и фруктов, сплетенная паутина, игрушка-паучок, обручи, ложки.

Непосредственно — образовательная деятельность:

Осень: дети, отгадайте загадку:

Плащ золотистый она надевает,
Теплое лето она провожает,
Птиц отправляет в дальние страны,
Нам оставляет дожди и туманы. (Осень).

- Сету паучок плетет, (дети пальцами изображают решетку)
Словно ткач проворный (руками имитируют работу на ткацком станке)
Нитку липкую по кругу (в воздухе пальцем очерчивают круг)
Намотал задорно, (делают диагональные движения рукой)

Мухи все остались.

Вывел нитку, натянул (указательным пальцем проводят горизонтальную линию)

И засел в засаде. (приседают, руку козырьком приставляют ко лбу)

Только мухи не летят – (отрицательно качают головой)

Паучку досадно! (машут с досадой рукой).

Осень: Еще ранней осенью в садах и на огородах собирают последний урожай (показывает детям корзину с овощами):

Сколько вкусных овощей
Заготовили для щей,
Для закваски и солений,
Для солянки и борщей.

Для приправы овощной,
Пасты вкусной и густой,
Кетчупа, аджики острой,
Овощных салатов пестрых!

Будем овощи варить,
Жарить, парить и тушить,
Резать, теркой натирать
И в духовке запекать.

На зиму мариновать,
Маринадом заливать,
Будем квасить и солить,
И морозить и сушить.

Не страшна теперь зима,
В гости к нам придет она.

Мы корзиночки несем,
Хором песенку поем
Урожай собирай
И на зиму запасай.

О-да собирай
И на зиму запасай.
Мы ребята молодцы,
Собираем огурцы

И фасоль, и горох
Урожай у нас не плох.
О-да и горох
Урожай у нас не плох.

Ты пузатый кабачок
Отлежал себе бочок.
Не ленись, не зевай,
А в корзинку полезай.

О-да не зевай
Да в корзинку полезай.
Едем, едем мы домой
На машине грузовой

Ворота отворяй,
Едет с поля урожай.
О-да отворяй
Едет с поля урожай.

1) Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила
Пожелтел орешник и зарделись клены,
В пурпуре осеннем только дуб зеленый.

Утешает осень:
Не жалейте лето!

Посмотрите – роща золотом одета! (З. Федоровская)

2)Осень! Осыпается весь наш бедный сад
Листья пожелтелые по ветру летят
Лишь вдали красуются там, на дне долин,
Кисти ярко- красные вянущих рябин. (А. Толстой)

3) Осень выставку открыла
Как художница она
Яркой краской все покрыла
Все раскрашены сады

Этой смелой, желтой кистью,
Как румянятся плоды,
Как желты на солнце листья.

Осень: Что происходит с листьями деревьев и кустарников осенью? (Опадают). Как называется это явление? (Листопад). Представьте, что вы превратились в листочки:

- Листья осенние тихо кружатся, (Кружатся на цыпочках, руки в стороны)

Листья нам под ноги тихо ложатся (Приседают)

И под ногами шуршат, шелестят, (Водят руками вправо-влево)

Будто опять закружиться хотят (Поднимаются, кружатся).

-Воспитатель: Какое явление неживой природы осенью часто бывает? (Дождь) Давайте все вместе покажем, какой бывает дождь:

- Рассердилась туча злая, (дети стучат кулаком о кулак)

И закапал мелкий дождь (ритмично постукивают указательным пальцем одной руки о ладонь другой)

Капля падает за каплей (ритмично щелкают пальцами)

Сколько набежало слез! (собирают воображаемые слезы)

Дождь сильнее стал, и ветер (двигают ребром ладони вниз по диагонали)

Сделал вдруг его косым.

Вправо капли, влево капли, (движение ребрами ладоней диагонально в разные стороны)

Словно всех косой косил. (имитируют движение косой)

Ливень тучи посылает, (резко выставляют руку вперед)

И стеной вода течет. (двигают ладонями с сомкнутыми пальцами сверху вниз)

Где бы спрятаться от ливня? (пожимают плечами, смотрят по сторонам)

Зонтик нас раскрытый ждет. (поднимают руки вверх, изображают зонт)

Осень: Ребята, наше путешествие подошло к концу и я хочу с вами попрощаться и сказать вам до новых встреч!

Читайте также: