Урок доброты 4 класс конспект

Обновлено: 07.07.2024

Цель: формирование у детей представлений о добре, доброте, о хороших и добрых поступках.

Задачи:

  • способствовать формированию у детей доброты и милосердия, расширить знания о их роли в жизни каждого человека;
  • развивать навык сотрудничества, коммуникативные навыки; чувство взаимовыручки и взаимопомощи;
  • воспитывать чувство доброты, чуткости, сострадания, доброжелательности; навыки культуры общения;
  • формирование навыков толерантности; эстетического вкуса, творческих способностей.

Оборудование: карандаши, карточки с пословицами, ромашки из бумаги, солнышко с лучиками, презентация, компьютер, песни, рисунок планеты с лепестками, видеоролик ученицы о котёнке, дерево, цветок вежливых слов.

Предварительная работа: разучивание песен, стихов, чтение произведений о добре, доброте, подготовка пословиц и высказываний.

Ход мероприятия:

Учитель: (на фоне тихой музыки):

— Добрый день, дети! Когда мы произносим эти слова, то искренне желаем тем, с кем встречаемся, добра, мира и радости. И наше сердце открывается для искренних и добрых людей.

-Ребята! Сегодня нам предстоит выяснить, что такое доброта, в чём её секрет и на сколько она важна в нашей жизни.

А нашим девизом будут слова:

Будем ребята беречь доброту,

Будем ребята беречь красоту,

Будем дерзать, будем творить,

Будем дружбой своей дорожить.

Ведущий:

Ведущий:

Что же такое ДОБРОТА? Наши ребята подготовили высказывания великих людей.

  • Доброта – отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям; всё положительное, хорошее, полезное. (Л. Толстой)
  • Доброта лучше красоты. ( Г. Гейне)
  • Доброта для души то же, что здоровье для тела: она незаметна, когда владеешь ею, и она даёт успех во вся­ком деле. (Л. Н. Толстой)
  • Доброта – вещь удивительная. Она сближает, как ничто другое. Доброта избавляет нас от одиночества, душевных ран и непрошеных обид. (В. Розов)
  • Доброта — это то, что может услышать глухой и увидеть слепой.(Марк Твен)
  • Во внутреннем мире человека доброта – это солнце. (В.Гюго)

— А как об этом говорит В.И.Даль?

Учитель: В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце – доброта. Добрый человек любит природу и охраняет её. Добрый человек – это тот, кто любит людей и помогает им. Доброта слабых делает сильными, сильных великодушными, а весь мир чище и ярче.

-Какие же лучики у солнышка?

Дети выбирают лучики со словами для солнышка. (на доске солнышко )


Ведущий:

Доброта, в первую очередь, должна жить в ваших сердцах.

Добрые сердца — это сады.

Добрые слова — корни.

Добрые мысли — цветы.

Добрые дела — плоды.

(на доске появляется дерево, в конце занятия дети украсят его цветами)


Так заботьтесь о своём саде, не позволяйте ему зарастать сорняками, а предаст силы росту и цветению вашему саду замечательная песня

Ведущий:

Человек – самое совершенное, самое разумное существо на Земле. Как он красив, когда благодарен, честен, творит добро, своими поступками украшает нашу Землю. О дружбе и доброте сложено много песен, стихов, пословиц. Я предлагаю разделиться на группы, составить из кусочков предложенных фраз пословицы и обсудить в группе, в чем заключается смысл этих пословиц.

(дети читают подобранные пословицы)

  • Кто помогает людям, у того и свои желания сбываются.
  • Красота до вечера, а доброта навек.
  • Доброе слово человеку, что дождь в засуху.
  • Доброе слово и железные ворота открывает.
  • Ласковое слово, что солнышко в ненастье.
  • Добро век не забудется.
  • Доброе слово дом построит, злое слово дом разрушит.
  • Доброе слово и кошке приятно.
  • Худо тому, кто добра не делает никому.
  • Не ищи красоты – ищи доброты.
  • Доброе дело дороже богатства.


Ведущий:

Доброта живет в доме, где ты родился, где тебя любят. Мне особо хотелось бы сказать об отношении к родителям, пожилым, больным людям.

Будьте ласковыми, добрыми, внимательными сыновьями и дочерьми, внуками, достойными, добрыми людьми. Проявляйте любовь и благодарность, оберегайте их покой, будьте добрыми помощниками.

К Счастливому миру ведут все дорожки.
Живут в этом мире счастливые крошки,
Там Вера с Добром поселились на веки
Там ветер – из смеха, из радости — реки,
Там рыжее солнце играет лучами,
Там звонкие звёзды хохочут ночами
И маленьким жителям этой страны
Спускают на лучиках добрые сны.
Там служат волшебники светлому детству,
И музыка там живет по соседству.

Ведущий:

Давайте поклоняться доброте!
Давайте с думой жить о доброте:
Вся в голубой и звёздной красоте,
Земля добра. Она одарит нас хлебом,
Живой водой и деревом в цвету.
Под этим вечно неспокойным небом
Давайте воевать за доброту!
Ценней всего на свете Доброта,
Она сияет добрыми глазами,
Невидима, но яркими лучами
Согреет и откликнется душа.

Человеческая доброта и милосердие, умение радоваться и переживать за других людей создает основу человеческого счастья. Человек, делающий другим добро, умеющий им сопереживать, чувствует себя счастливым.

Учитель: Да, настоящую дружбу, ни за какие деньги не купишь! Как хорошо, когда рядом с тобой есть человек, который может тебя поддержать в трудную минуту хотя бы словом.

Я хочу рассказать вам историю, которая произошла совсем недавно в нашем городе. Это было осенью. Шел дождь. На улице было сыро, прохладно и неуютно. Собака моей соседки бегала по лужам, не разбирая дороги. Лапы у нее так промокли, что соседка побоялась завести ее в магазин, куда пришла за хлебом. Пришлось оставить Джесси на улице под дождем. Вернулась соседка скоро, но то, что она увидела, очень её удивило.

У. Как вы думаете, что она увидела?

У. А увидела она незнакомую девочку, которая держала свой маленький зонтик над собакой, терпеливо ожидая, когда вернется хозяйка.

И знаете, о чем я подумала?

У. Конечно о том, что у девочки доброе сердце, а значит, она никогда не обидит того, кто с ней рядом, и вырастет прекрасным человеком.

Она уже прекрасный человек! И от этого на душе стало так хорошо! Так радостно и светло!

Ведущий:

Нельзя причинять даже самого маленького страдания ни одному живому существу. Достойны осуждения те бессердечные люди, которые выбрасывают на улицу кошек и собак, обрекают их на мучения. Проявляйте участие к бездомным животным, помогайте им выжить.

Рассказ ученицы о котёнке, который попал в беду. Девочка с мамой вылечили и оставили себе малыша. Так у Марсика появился друг.


Ведущий:

-Вам нужно угадать сказочных героев, которые делали добрые дела.

1) -Чтобы спасти любимого отца, я отправилась на остров к Чудовищу, хозяину аленького цветочка. (Настенька)-

2) — Я в трудную минуту всегда рядом со своим хозяином. Ради его счастья мне пришлось встретиться с Людоедом… (Кот в сапогах)

3) — Я очень люблю свою бабушку, которая живет за лесом. Я забочусь о ней, и часто ношу ей пирожки. (Красная Шапочка)

4) -Я, несмотря на свой рост в дюйм, спасла ласточку. (Дюймовочка)

Ведущий:

Если оглядеться и посмотреть внимательно вокруг, трудно не заметить, что среди нас живут люди, которым необходимо и дорого самое обыкновенное человеческое внимание и доброта, взаимоподдержка и помощь друга.

— Первый шаг к доброте — это доброе слово.


Дети вспоминают вежливые слова и выкладывают лепестки цветка на доске.

Ах, как нам добрые слова нужны.
Не раз мы в этом убеждались сами.
А может не слова — дела важны?
Дела — делами, а слова — словами.
Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час
Когда они другим необходимы.

Ведущий:

Не пытайтесь любить весь мир, любите тех, кто рядом с вами, и вы сами почувствуете, насколько вы стали счастливее.

-Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее.

— Как вы думаете, трудно ли быть добрым? (Ответы детей).

Что для этого нужно иметь? (Добрую душу, доброе сердце.)

Добрым быть совсем, совсем не просто.
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта — не пряник, не конфета.
Только надо, надо добрым быть
И в беде друг друга не забыть.
И завертится земля быстрей.
Если будем мы с тобой добрей.
Добрым быть совсем не просто.
Не зависит доброта от роста,
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет.
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые и дети.

Учитель: Составим Ромашку Доброты. Ребята, какие добрые поступки вы совершили в классе, дома, на улице, в транспорте, в природе? Дома вам было задание записать их на лепесточках ромашки, давайте соберём наши цветы . Пусть больше вырастает таких вот чудесных ромашек доброты и добрых дел.

(украшение дерева цветами)

-Давайте друзья встанем в круг Доброты. Теперь положите правую руку на плечо человека справа — это значит, что у вас есть друг, на которого можно опереться. Левой рукой обнимите человека слева – это значит, что вы готовы поддержать друга.




Учитель:


Цель: В этой игре дети могут научиться решать небольшие проблемы путем переговоров. Самое важное в ней то, что дети могут в спокойной обстановке концентрироваться на принятии совместного решения и учиться отказываться от быстрого решения проблемы в свою пользу. В тоже время эта игра — хороший повод поговорить о дружбе.

Материалы: Каждому ребенку надо иметь по одному печенью; каждой паре детей — по одной салфетке.

Инструкция: Сядьте в один общий круг. Я принесла вам несколько печений. Но чтобы получить печенье, вам нужно сначала выбрать себе партнера и решить с ним одну проблему. Сядьте друг напротив друга и посмотрите друг на друга. Между обоими партнерами я тут же положу салфетку с печеньем. Пожалуйста, пока его не трогайте…

А теперь перейдем к нашей проблеме. Вы можете получить печенье только в том случае, если ваш партнер по доброй воле отдаст его вам. Пожалуйста, помните об этом правиле. Сейчас вы можете начать говорить, но помните, что вы не имеете права просто так взять печенье без согласия своего партнера…

Подождите, пока все дети примут какое-нибудь решение. При этом они могут действовать разными способами. Одни могут сразу съесть печенье, получив его от партнера. Другие берут печенье, разламывают его пополам и одну половинку отдают своему партнеру. Некоторым потребуется сравнительно много времени, чтобы завершить свои переговоры.

А теперь я дам каждой паре еще по одному печенью. Обсудите, как вы поступите с печеньем на сей раз.

А теперь давайте обсудим, что у нас получилось. Это хороший вариант сотрудничества. Расскажите, что вы сделали с первым печеньем, что стало со вторым…

Анализ упражнения:

— Отдал ли ты печенье своему партнеру? Как ты себя при этом чувствовал?

— Хотел ли ты, чтобы печенье осталось у тебя? Что ты делал для этого?

— Чего ты ожидаешь, когда вежливо обращаешься с кем-нибудь?

— В этой игре с тобой справедливо обошлись?

— Сколько времени понадобилось тебе и твоему партнеру, чтобы придти к совместному решению?

— Как ты себя при этом чувствовал?

— Как иначе ты мог бы придти к единому мнению со своим партнером?

— Какие доводы ты приводил, чтобы получить печенье?

Учитель: Наша встреча подходит к концу, и закончить её я хочу такой притчей.

Так завистник и сделал: поймал бабочку, посадил ее между ладоней, отправился к мудрецу и спросил его: “Какая у меня бабочка – живая или мертвая?”

Как вы думаете, как ответил мудрец?

Но мудрец ответил: “Все в твоих руках…”

Как вы думаете, почему так ответил мудрец?

— Действительно все в наших руках. Добро, сотворенное нашими руками, принесет чудо. Сегодня, на нашей встрече, мы уже сотворили одно маленькое чудо, у нас зазеленело наше дерево Добра. Творите добро своими руками…

Рефлексия

Кого же мы называем добрым человеком?

А теперь ответьте, пожалуйста, на вопрос: а где же находится царство вежливости и доброты? В чём секрет доброты?

— В сердце человека.

И мне, конечно, хотелось, чтобы в вашем сердце тоже была только доброта, любовь, милосердие, забота о своих ближних и других людях.

Путь к доброте – нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередование добра и зла. Научиться быть по-настоящему добрым – трудно. Человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках.

А я сегодня всех благодарю за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Маленькая быль о доброте.

Продолжить знакомить учащихся с общечеловеческими ценностями.

  • воспитывать доброжелательность, доброту;
  • умение видеть красоту в простом и обыденном;
  • умение дарить тепло и доброту;
  • способствовать развитию кругозора детей, умению мыслить и рассуждать;
  • развивать у учащихся эстетические и духовно - нравственные способности.

Плакат с названием темы, солнце, карточки с пословицами, плакат с рожицами, две пословицы развешаны по классу, на столах лучи солнца и фломастеры, картинки с изображением сказочных героев, бумажные детали для аппликации, компьютер.

Если хмуримся с утра,

Нам поможет доброта.

Ну-ка, дети, соберитесь,

И друг другу улыбнитесь!

-Улыбнулись? Как приятно смотреть на человека, который улыбается приветливой улыбкой! Мы все улыбнулись, и жизнь, пусть на малую капельку, стала радостнее и добрее.

–Думаю, что и занятие наше сегодня пройдет в доброжелательной обстановке с пользой для всех.

-Мы сегодня отдохнем, а главное – научимся дарить людям радость, быть приветливыми и внимательными.

Прочитайте тему нашего мероприятия. (Жизнь дана на добрые дела)

Почему-то в наше время доброта не очень ценится. Люди стесняются быть добрыми. Неужели современному человеку не нужны сочувствие, сопереживание, внимание, доброжелательность?

Что же это такое? Доброта, добро. (Ученик читает стихотворение)

Добрым быть совсем не просто,

Доброта не зависит от роста,

Не зависит доброта от цвета,

Доброта – не пряник, не конфета.

Только надо, надо добрым быть

И в беде друг друга не забыть.

И завертится земля быстрей,

Если будем мы с тобой добрей.

Добрым быть совсем, совсем не просто,

Не зависит доброта от роста,

Доброта приносит людям радость

И взамен не требует награды.

Доброта с годами не стареет,

Доброта от холода согреет.

Если доброта, как солнце светит,

Радуются взрослые и дети.

В ы в о д. В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце – доброта. Добрый человек – это тот, кто любит людей и помогает им. Добрый человек любит природу и сохраняет ее. А любовь и помощь согревают, как солнце.

Доброта, что солнышко.

На лучи солнышка дети вписывают нравственные качества,

черты характера, ассоциирующиеся у них с добром.

- Ребята, как вы думаете, легко ли быть по-настоящему добрым?

Расскажите, какие добрые поступки и дела вы совершали. (Дети отвечают).

- А теперь послушайте стихотворение А. Барто "Друг".

(ученик читает стихотворение)

Друг напомнил мне вчера, сколько сделал мне добра.
Карандаш мне дал однажды, я в тот день забыл пенал.
В стенгазете, чуть не в каждой обо мне упоминал.
Я упал, и весь промок, он мне высохнуть помог.
Он для милого дружка не жалел и пирожка.
Откусить мне дал когда-то, а теперь представил счёт.
Не влечёт меня ребята, больше к другу не влечёт.

- Скажите, это добрые поступки мальчика. Почему? Какая пословица подходит к этому стихотворению?

"Нет друга - ищи, а нашёл - береги".

-А какие ещё пословицы и поговорки вы знаете?

- Без добрых дел нет доброго имени.

- Жизнь дана на добрые дела.

- Доброе слово дом построит, злое слово дом разрушит.

- Доброе слово - половина счастья.

- Худо тому, кто добра не делает никому.

- Красоту уносят годы, доброту не унесут.

- Доброе слово лечит, злое калечит.

- Доброта без разума пуста.

- Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.

- Делай другим добро - будешь сам без беды.

- Доброе дело питает и душу и тело.

- Добрый человек в добре живёт век.

- Чего не сделаешь силком, того добьёшься добром.

- За доброго человека сто рук.

- Добрые умирают, да дела их живут.

- Умению общаться с людьми, надо учиться с детства. Нельзя быть равнодушным к чужому горю, поэтому спешите делать добро. Перед вами слова поэтессы Татьяничевой:

- Правильно. Помните, что доброта, милосердие вырабатывались в течение столетий для того, чтобы всем было легче жить, общаться друг с другом, чтобы это общение приносило радость .

3. Добро и зло - это главные, основные понятия морали (нравственности). Все что помогает человеку и природе, идет им на пользу - добро. Что вредит этому - зло. Высшее проявление добра: мир и любовь к Родине, к матери, другим людям, близким и далеким, к живым и мертвым, к делу, природе и др. Высшее проявление зла - война, убийство.

Посмотрите на доску и выберите слова для определения понятий добро и зло:

(слова записываются учителем на доске в столбик под определениями)

Безразличие Милосердие Агрессивность Любовь Ненависть Сострадание Зависть Сочувствие Предательство Сопереживание

Равнодушие Забота Хамство Готовность прийти на помощь

- Все вы любите сказки. В них встречаются добрые и злые герои. Сейчас мы с вами поиграем в игру. Я показываю сказочного героя, а вы отвечаете,

добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопаете в ладоши, если злой – закрываете лицо ладошками.

(Иван – царевич, Кощей Бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Карабас – Барабас, Красная Шапочка, гуси – лебеди, водяной, Баба – Яга, Золушка, Морозко, Мальвина.)

- А на какого героя вы хотели бы быть похожим?

Почему? (Ответы детей.)

– Вспомните Доктора Айболита! Каким он был? (Добрым.) А каким был Бармалей? (Злым.)

Чем же закончилась их встреча? Доктор Айболит перевоспитал Бармалея. Пират стал добрым, воспитанным.

Злость нельзя в себе копить!

Это чувство страшное!

Знай, злодеем в жизни быть –

4.- Вот видите, ребята, добро всегда в сказках побеждает зло. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеёк, ручейки – в реку, реки – в море добра. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след. Один мудрец заметил: человек прожил жизнь не зря, если построил дом, вырастил сад и воспитал ребенка. Давайте и мы с вами сейчас тоже сделаем одно доброе дело.

(На чистый лист ватмана каждый ребёнок наклеивает заранее заготовленные из цветной бумаги детали аппликации: дом, деревья, фигурки детей, облака, солнце, фигурки птиц и зверей. Получается красивая аппликация.)

Какое чувство вы испытали, делая доброе дело? ( Делать добро очень приятно и радостно.)

- Много славных дел ждет вас, но прежде всего вы должны вырасти настоящими людьми – добрыми, отзывчивыми, вежливыми. Этому нужно учиться с детства. Вежливость, честность, доброта радуют людей и делают их стойкими и веселыми.

5. Потрогайте ладошки друг у друга. Какие они?

Я не ошиблась. Такие ладошки бывают только у добрых людей. Так пусть они у вас всегда будут такими, потому что человек с добрыми руками не может причинить зло.

6. Подведение итогов.

- Наше занятие подошло к концу. Вам понравилось? У вас хорошее настроение? Давайте с помощью мимики покажем свое настроение (улыбка),с помощью жестов поблагодарим друг друга за работу(аплодисменты) и скажем все вместе (спасибо).

(Слова и музыка Татьяны Мухаметшиной)

В этом мире огромном, в котором живем я и ты,

Не хватает тепла, не хватает людской доброты.

Будем вместе учиться друг друга беречь и любить,

Будем вместе учиться друг другу, как звезды, светить.

Весной зашумит вода,

Зимой запоют ветра.

Давайте, друзья, всегда

Друг другу желать добра!

Пусть не ставят нам в школе отметок за щедрость души,

Ты однажды возьми и добро просто так соверши,

И тогда на морозе щемяще запахнет весной,

И тогда на земле станет больше улыбкой одной!

Ждут нас сотни дорог, но у каждого будет своя,

И до цели добраться, конечно, помогут друзья.

Чтоб скорее исполнились давние наши мечты,

Пусть всегда будет главным уроком урок доброты!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок №5 Тема урока: Добро и зло (урок первый).

Конспект урока по ОРКСЭ модуль "Светская этика" 4 класс.



Вашему вниманию предлагается конспект урока с презентацией по ОРКСЭ в 4-м классе по теме "Добро и зло".Цели урока:1. Обучающая: формирование у детей представления о добре и зле, о хороших, добрых пост.

План-конспект урока ОРКСЭ. 4 КЛАСС. Тема урока:"Добро и зло"


Что такое добро? Что такое зло? Над этими вопросами задумывались и наши предки: прабабушки, прадедушки, бабушки, дедушки, папы и мамы и мы с вами. И хотя мы живём в третьем тысячелетии, о добре .

Методическая разработка урока литературного чтения во 2 классе в виде технологической карты.


В. Доброта. Какое это старое слово! Не века уже, а тысячелетия люди спорят о том, нужна она или нет, полезна она или вредна, достойна почтения или смешна. Споры идут, а люди страдают от того, что доброты в их жизни не хватает. Оглянитесь вокруг, присмотритесь, какими недружелюбными и равнодушными бывают порой люди по отношению друг к другу. Даже вежливость, и та иногда не сближает, а разъединяет их.

Прикоснись ко мне добротой,

И болезни смоет волной,

И печаль обойдет стороной,

Озарится душа красотой…

- Ребята, а как вы думаете, что такое доброта? (ответ детей)

- Ребята, как вы думаете, где живет доброта? (ответ детей)

В доме добрыми делами занята,

Тихо ходит по квартире доброта.

Утро доброе у нас,

Добрый день и добрый час.

Добрый вечер, добра ночь,

Было доброе вчера.

И откуда, спросишь ты,

В доме столько доброты?

Доброта в первую очередь должна жить в ваших сердцах.

Добрые сердца- это сады.

Добрые слова- это корни.

Добрые мысли- цветы.

Добрые дела- плоды.

Я буду показывать вам начало пословицы, а вы будете называть окончания.

На добрый привет…………..(добрый ответ)

Про доброе дело…………..(говори смело).

Жизнь дана на………………(добрые дела).

Учись доброму…………(дурное на ум не пойдет).

Жизнь, достойная человека- это жизнь, построенная на доброте. Каждый день жизнь предоставляет нам шанс быть достойным, добрым человеком: идете ли вы по улице, садитесь ли вы в автобус, делаете ли какие-либо домашние дела. Издавна фантазией людей были созданы представители зла, такие как Баба яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч, Соловей-разбойник и представители добрых сил. Назовите их. (Василиса Премудрая, Варвара-краса-дивная коса, Елена Прекрасная, Марья-искусница и др.)

А что, если повелителем добрых сил окажется злой человек? Представьте себе, что вы стали обладателем волшебных предметов.

Весь материал - в документе.

Содержимое разработки

Если добрый ты- это хорошо!

Цели и задачи:

Расширить знание школьников о доброте и её роли в жизни каждого человека;

Пробудить интерес к чтению книг о дружбе и доброте;

Оформление, оборудование и реквизиты:

Карточки с пословицами;

Карточки с рисунками семян, иглы, книги, костра;

Плакаты с буквами славянской азбуки (кириллицы);

Ход мероприятия.

В. Доброта. Какое это старое слово! Не века уже, а тысячелетия люди спорят о том, нужна она или нет, полезна она или вредна, достойна почтения или смешна. Споры идут, а люди страдают от того, что доброты в их жизни не хватает. Оглянитесь вокруг, присмотритесь, какими недружелюбными и равнодушными бывают порой люди по отношению друг к другу. Даже вежливость, и та иногда не сближает, а разъединяет их.

Прикоснись ко мне добротой,

И болезни смоет волной,

И печаль обойдет стороной,

Озарится душа красотой…

- Ребята, а как вы думаете, что такое доброта? (ответ детей)

-Ребята, как вы думаете, где живет доброта? (ответ детей)

В доме добрыми делами занята,

Тихо ходит по квартире доброта.

Утро доброе у нас,

Добрый день и добрый час.

Добрый вечер, добра ночь,

Было доброе вчера.

И откуда, спросишь ты,

В доме столько доброты?

Доброта в первую очередь должна жить в ваших сердцах.

Добрые сердца- это сады.

Добрые слова- это корни.

Добрые мысли- цветы.

Добрые дела- плоды.

Я буду показывать вам начало пословицы, а вы будете называть окончания.

На добрый привет…………..(добрый ответ)

Про доброе дело…………..(говори смело).

Жизнь дана на………………(добрые дела).

Учись доброму…………(дурное на ум не пойдет).

Жизнь, достойная человека- это жизнь, построенная на доброте. Каждый день жизнь предоставляет нам шанс быть достойным, добрым человеком: идете ли вы по улице, садитесь ли вы в автобус, делаете ли какие-либо домашние дела. Издавна фантазией людей были созданы представители зла, такие как Баба яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч, Соловей-разбойник и представители добрых сил. Назовите их. (Василиса Премудрая, Варвара-краса-дивная коса, Елена Прекрасная, Марья-искусница и др.)

А что, если повелителем добрых сил окажется злой человек? Представьте себе, что вы стали обладателем волшебных предметов.

Задание- придумать добрые дела, которые можно совершить с помощью данных предметов.

Семена, игла, книги, костёр.

Я как-то в дом принёс щенка,

Чтоб подкормить его слегка,

— Ну что ж, — сказала мама, — пусть

Он поживёт немножко,

В глазах его такая грусть!

Найдётся супа ложка…

Я во дворе нашёл потом

Котёнка чуть живого,

Его принёс я тоже в дом,

Сказала мама снова:

— Ну, что ж, — она сказала, — пусть

Он поживёт немножко,

В глазах его такая грусть!

Найдётся каши ложка…

Я под гнездом нашёл птенца,

Над ним вороны вились,

Я спрятал в шапку сорванца,

Мы с ним домой явились.

— Ну, что ж, — сказала мама, — пусть

Он поживёт немножко,

В глазах его такая грусть!

Найдётся хлеба крошка…

Однажды я принёс ежа,

И заяц в нашу дверь вбежал,

Наверное, со страху.

Сказала мама: — Пусть живут

В квартире так чудесно,

Если потесниться, тут

И нам найдётся место!

Нельзя причинять даже самого маленького страдания ни одному живому существу. Достойны осуждения те бессердечные люди, которые выбрасывают на улицу кошек и собак, обрекают их на мучения.

Проявляйте участие к бездомным животным, помогайте им выжить.

И если кому-то поможет

Твоя доброта, улыбка твоя,

То день не напрасно был прожит,

Значит, живёшь ты не зря.

Ребята должны рассказать всем, какие добрые поступки совершили за вчерашний день.

Бей друзей без передышки

Каждый день по пол часа,

И твоя мускулатура

Станет крепче кирпича.

Ты, когда придут враги,

Сможешь в трудную минуту

Защитить своих друзей.

Если друг твой самый лучший

Поскользнулся и упал,

Покажи на друга пальцем

И хватайся за живот.

Пусть он видит, лёжа в луже-

Ты ничуть не огорчён.

Настоящий друг не любит

Огорчать своих друзей.

Девчонок надо никогда
Нигде не замечать.
И не давать прохода им
Нигде и никогда.
Им надо ножку подставлять.
Пугать из-за угла,
Чтоб сразу поняли они:
Тебе на них плевать.
Девчонку встретил -
Сразу ей показывай язык.
Пускай не думает она,
Что ты в нее влюблен.

Если что-нибудь случилось,

И никто не виноват,

Не ходи туда, иначе

Виноватым будешь ты.

Спрячься где-нибудь в сторонке.

А потом иди домой.

И про то, что видел это,

Никому не говори.

Выбирается несколько пар игроков. Одному представителю пары на плечи накидывается косынка. Звучит музыка. Пары, взявшись за руки, танцуют. Музыка обрывается. Игрок, у которого на плечах косынка, должен быстро снять ее с себя и накинуть на плечи своего напарника. Затем танец продолжается. После каждой паузы из игры выбывает пара, последней переодевшая платочек. В конце игры определяется пара- победительница.

Добрым быть совсем, совсем не просто.
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта — не пряник, не конфета.

Только надо, надо добрым быть
И в беде друг друга не забыть.
И завертится земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей.

Добрым быть совсем не просто.
Не зависит доброта от роста,
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.

Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет.
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые и дети.

В. Ребята, а какие слова могут обидеть? (ответы детей)

Правильно. Плохие слова. А ласковое, доброе слово душу согреет.

В. Сейчас мы сделаем так, что плохих слов вообще не будет.

Ведущий показывает детям карточки с изображением солнца, на лучах которого записаны плохие слова: грубый, злой, жадный, грустный, вражда, обман, жестокость.

Если солнце большое- оно на небе. А есть маленькое солнце- оно светит в каждом из нас. Это наша доброта. Добрый человек- тот, кто любит людей и помогает им. Добрый человек любит природу и бережёт её. А любовь и желание помочь согревает нас самих, как солнце. Доброта- это стремление человека сделать счастливее других людей. Понять и исполнить желание другого- одно удовольствие, честное слово. Может быть поэтому, еще в старой азбуке буквы назывались словами.

Ведущий показывает плакат с буквами славянской азбуки (кириллицы):

Аз, буки, веди, глаголь, добро, живете, земля, люди, мыслете, покой.

Конспект урока по внеурочной деятельности

Цели: воспитание положительных качеств личности , позитивного отношения к окружающему миру.

раскрыть положительные стороны доброты;

побудить к проявлению чуткости к взрослым и сверстникам;

сформировать в сознании детей понятие “доброта”;

расширить знания школьников о доброте, о её роли в жизни каждого человека, воспитывать у детей доброе, внимательное, уважительное отношение к маме, к семье, стремление помогать, радовать.

- показать значимость положительных качеств личности, важных для построения позитивных отношений между людьми;

- формировать доброжелательную атмосферу, направленную на повышение внутригруппового доверия и сплочённости классного коллектива;

Планируемые результаты:

1. Личностные УУД:

– положительное отношение к сверстникам;

- представление о ценностях жизни.

2 . Регулятивные УУД:

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

3 . Коммуникативные УУД:

- учиться высказывать предположение;

- уметь работать в группах.

4 . Познавательные УУД

– осуществлять поиск необходимой информации;

- строить речевое высказывание.

Ход занятия:

Учитель: презентация с музыкой

Когда мы произносим эти слова, то искренне желаем тем, с кем встречаемся, добра и радости. И наше сердце открывается для искренних и добрых людей. Сегодня к нам на мероприятие пришло много гостей, давайте улыбнёмся им и тоже пожелаем доброго дня и отличного настроения!

Сегодня мы с вами погово­рим о качестве, без которого человек не мо­жет называться человеком.

Слово это серьезное,

То, что значит оно,

Очень нужно для каждого.

В нем забота и ласка,

В нем стремленье

На помощь прийти вновь и вновь.

В сердце у многих живет

И о боли других

Позабыть не дает.

Чем лица красота.

Догадались, что это?

О каком качестве пойдет речь?

Да, се­годня мы будем говорить о доброте.

Что такое добро? Что такое зло? Над этими вопросами задумывались и наши предки: прабабушки, прадедушки, бабушки, дедушки, папы, мамы и мы с вами. И хотя мы живём в третьем тысячелетии, о добре и зле будут размышлять ваши дети, внуки и правнуки.

- А вот как о том, что такое добро говорится в стихотворении

Добро – это целая наша Земля!

Добро – это праздник в семье,

Добро – это песня ручья по весне,

Добро – это радости море и смеха,

Добро – это также прекрасно, как лето!

Ну, в общем, добро – это что - то такое,

Что объяснить не в силах порою!

Работа со словарем. Работа по группам.

- Давайте сейчас обратимся к толковому словарю С.И. Ожегова и прочитаем, значение слова доброта.

- Доброта - это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

-А что такое добро? (ответы детей)

Добро - это всё положительное, хорошее, полезное.

А какой человек называется добрым?

Добрый человек - это тот, кто любит людей и помогает им, любит природу и сохраняет её, любит животных и защищает их, проявляет к ним милосердие.

-А с чем можно сравнить доброту?

- Когда у нас в классе, в семье, в мире все по-доброму, какое у всех настроение? (всем становится теплее)

- Так на что же похожа доброта? (на солнышко)

- Прочитайте пословицу: "Доброта, что солнце". Как вы ее понимаете? Что она означает?

-Сегодня мы вырастим свою картину доброты.

- Чтобы наша картина начала все-таки излучать добро, нам нужно, чтобы солнышко засияло и лучики дотянулись до каждого из нас.

- У вас на столах лежат лучики на которых написаны слова, характеризующие отрицательные качества человека. Давайте, превратим эти слова в слова, противоположные по значению и из предложенных вам слов выберите только 1. ПРИМЕР

Я знаю, - у вас получится это волшебство.

Вот такое красивое, яркое солнце будет купать нашу поляну лучами тёплых и добрых слов.

- Мы сегодня с вами идём дорогою добра, а какое настроение обязательно нужно взять в дорогу? Что символизирует весёлое настроение? (улыбку)

-Давайте улыбнёмся друг другу и такую же улыбку нарисуем солнышку и продолжим.

- Встречая гостей, мы говорим(добро пожаловать); Провожая гостей (Доброго пути); Утром (Доброе утро); Вечером (Доброго сна) и т.д.

- Доброе слово надо уметь сказать вовремя. Зачем нужны добрые, вежливые слова? Разве нельзя быть добрым без этих слов?

Ученик 1. Катковская П.

Извини, пожалуйста, прости и разреши.
Это не слова, а ключик от души.
Кроме нашей спутницы –
Таблицы умножения
Есть ещё таблица,
Таблица уважения! (плакат)

Всюду, где нескромному
Укажут отворот,
Вежливый попросит
И пройдёт.
Перед словом вежливым
Двери отворяются!
Ученик 4.

- Сказанное слово, словно семя, падает в сердце человека. А от доброго семени и добрый плод. Хорошо, если в согласии с добрыми словами не только наши уста, но и наши помыслы и мысли.

-Как легко обидеть человека,

Взял и бросил фразу, злее перца.

А потом порой не хватит века,

Чтоб вернуть обиженное сердце!

- А как вы думаете, добрые слова и добрые мысли, во что могут превратиться? (добрые поступки)

Сейчас поработаете в парах.

- Внимательно выслушайте друг друга, придите к согласию. Подчеркните единое решение. Выбери пять добрых дел. ВсЕ НА ДОСКУ

· Думать о родителях

· Радоваться неудаче ближнего

· Стремиться быть богатым человеком

· Сделать кормушку для птиц

-Каждый ваш хороший поступок, это частица добра, вложенная в огромный мир доброты. От неё становится теплее, светлее и радостнее. Давайте и мы сегодня начнём свой путь к доброте.

ФИЗМИНУТКА Что такое доброта.

У вас на столах лежат кирпичики, подумайте и напишите, что доброго вы можете сделать уже сегодня. Своими кирпичиками выложим дорогу добра. ПИШУТ ДОБРЫЕ ПОСТУПКИ И ИХ ОЗВУЧИВАЯ ПРИКРЕПЛЯЮТ НА ДОСКУ(на доске)

-Ребята, а вы знаете, что в мире есть памятники доброте.

- Ребята, а какая же поляна без цветов, и мы сейчас попробуем вырастить цветочки доброты.

- А сейчас сложите свои ручки вместе, посмотрите и представьте, сколько в них может поместиться любви, добра, тепла и нежности. Приложите ладошки к сердцу и передайте это своему сердечку, а теперь прикоснитесь друг к другу ладошками и поделитесь со своими одноклассниками.

Настоящая доброта идёт от самого сердца, поэтому наши цветочки будут необычными, а в форме сердца. Возьмём цветочки доброты и на каждый наклеим качества доброго человека.

- (Дети работают в группах. На карточках записаны слова: скромность, сопереживание, доброжелательность, настойчивость, общительность, отзывчивость, зависть, эгоизм, равнодушие, хвастовство, злоба, ответственность, терпение, трудолюбие, забота о других, любознательность, целеустремлённость, правдивость, душевность, преданность, верность слову, надёжность, трусость, чёрствость.

- Какие качества вы выбрали? Почему?

- Почему оставили карточки со словами: злоба, хвастовство, равнодушие, эгоизм, трусость, чёрствость?

Вот такая поляна доброты у нас получилась у нас сегодня. Она радует нас. И такие же полянки должны цвести в душе каждого человека. А эту полянку мы оставим в своём классе, не позволим ей зарастать сорняками, будем наполнять её солнечным светом, любовью, добром, добрыми словами и делами.

- Почему распадаются добрые отношения? Ответ на этот вопрос мы сейчас с вами попробуем ра

Видео притча.

- Что нужно делать, чтобы добрые отношения не распались?

Правила добрых отношений:

· Не бояться просить прощения, если обидел друга.

· Не грубить. Не злиться.

· Помогать своему друг другу.

· Соблюдая эти правила добрых отношений, вы никогда не потеряете добрых друзей.

Работа с пословицами

О том, что добро необходимо человеку знали наши далекие предки. Их мудрость отражена в народных пословицах и поговорках.

Давайте соберём пословицы.

Доброе слово…..и кошке приятно.

Не одежда красит человека, а ….. добрые дела.

Торопись на доброе дело, а ….. худое само приспеет.

Не хвались серебром, а ….. хвались добром.

В ком добра нет, …..в том и правды мало.

Не ищи красоты- …..ищи доброты.

Я желаю вам добра,

Доброй ночи до утра,

Всем желаю добрых снов,

Добрых дел и добрых слов

Я желаю, чтобы с вами

Людям было веселей,

Чтобы добрыми глазами

Вы смотрели на людей!

Уведёт ли вас дорога

От любимого порога,

Пусть вам скажет кто – нибудь:

Давайте встанем в круг, возьмемся за руки и скажем друг другу добрые слова.

- Ребята, вы молодцы, вы сегодня доказали, что внимательное, доброе отношение друг к другу делают чудеса!

У каждого человека - свой путь к доброте. Путь к доброте – нелёгкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлёты и падения, спуски и подъёмы, добро и зло. Научиться быть по – настоящему добрым трудно. Человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершённых поступках. Помните:

Добрые слова – корни.

Добрые мысли – цветы.

Добрые дела – плоды.

Добрые сердца – сады.

Добрым быть совсем не просто,
Не зависит доброта от роста.
Не зависит доброта от цвета,
Доброта не пряник, не конфета.
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые и дети.

Что такое добро? Это счастья кусочек,
Это свежего воздуха, ветра глоточек.
Ты его подари, и оно возвернется,
У кого-то сильней просто сердце забьется.
Не купить это слово и не продать,

Подарить его можно иль просто отдать.
Безвозмездно, не требуя денег обратно,
Это все очень просто и очень понятно.

Ученик4.
Я сегодня хочу подарить всем добро,
Как вам, люди, на сердце - Стало тепло?
Пусть же каждый его ощутит, улыбнется,
И улыбкой оно к вам тот час же вернётся!

Доброта – она не увядает
И не ждёт взаимности в ответ…
Никогда не жжёт, а согревает,
Оставляя в душах яркий свет…

Доброта не судит, не калечит…
От неё не стоит ждать вреда…
Лишь она от злобы мир излечит,
Не завысив цену никогда…

Доброта действительно бесценна.
И старик, что кормит голубей,
Даже сам не зная, постепенно,
Эту землю делает добрей…

И ребёнок, пожалев дворнягу,
И отдав с портфеля бутерброд,
Доброте поступком дал присягу,
Что в беде друзей не подведёт…

Доброта всегда протянет руку,
Несмотря на сделанное зло…
Не узнать о ней – вот это мука.
С ней не всем столкнуться повезло…

Доброта, как раненая птица,
Что, сломав крыло, стремится ввысь…
И блеснёт слезою на ресницах
Доброта, что верит в нашу жизнь…

А в завершении нашего мероприятия я хотела бы от вас получить ответную реакцию. Если вы сегодня на занятии услышали полезную и актуальную информацию, то к нашему дереву вы прикрепите зелёный листочек, жёлтый - если вы не узнали для себя что то полезного, красный - если вам было не интересно.

Читайте также: