Урок 105 границы применимости зси конспект

Обновлено: 07.07.2024

Логика урока: мотивация актуализация опорных знаний восприятие, осмысление и первичное запоминание проверка усвоения закрепление анализ.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Структура урока: I, III, IV, V-VI, IX, XI (Приложение 1).

Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации по теме “Импульс. Закон сохранения импульса” средствами технологии проблемного обучения.

Цели по содержанию

Обучения – способствовать формированию понятий: импульса тела, импульса силы, замкнутая система, внутренние силы, внешние силы; сформулировать закон сохранения импульса.

Воспитания – формирование исторического взгляда на развитие физики как науки; способствовать формированию межличностного общения в процессе парной работы.

Развития – продолжить развитие умений работать с учебным текстом, структурирование материалов в виде схем, опорных конспектов; развитие познавательного интереса к физике.

Система обучающих воздействий

ФОПД: фронтальная, парная, индивидуальная.
МО: проблемного изложения, репродуктивный, частично-поисковый.
СО: опорные конспекты, доска, учебники, мультимедийное оборудование.
Контроль: самоконтроль, контроль преподавателя, взаимоконтроль.
Место урока в теме: урок 1 из 9 уроков, отведенных на изучение раздела “Законы сохранения в механике”.

Конспект урока

Задачи урока: ввести понятие импульса тела, импульса силы; определить понятия: замкнутая система, внутренние силы, внешние силы; сформулировать закон сохранения импульса.

Для работы используем презентацию (Приложение 2).

Ход занятия

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
Оргмомент Принимает отчет дежурного. Определяет готовность класса к учебным занятиям. Приветствует класс. Дежурный сдает отчет об отсутствующих на уроке.

“Я принимаю, что во Вселенной … есть известное количество движения, которое никогда не увеличивается, не уменьшается, таким образом, если одно тело приводит в движение другое, то теряет столько своего движения, сколько его сообщает”.

Мысль о какой-то неизменности, которая должна быть в мире, где все меняется, ничего не вечно, родилась в глубокой древности, но существовала в виде философских и религиозных идей до XVII века, когда впервые были указаны величины, сохраняющиеся в тех или иных явлениях.

Отвечают на вопрос

механическое движение – изменение положения тела в пространстве относительно других тел с течением времени;

Можно ли таким образом поднять себя?

Чтобы правильно ответить на вопрос задачи не хватает знаний, которыми мы обладаем, поэтому рассмотрим новый материал.


Тема урока: “Импульс. Закон сохранения импульса”

Отвечают на вопросы:

  • Взаимодействие тел: барон Мюнхгаузен, конь – рука.
  • Изменяются скорости тел: барона Мюнхгаузена, коня – руки.

Записывают тему урока в тетради.

Знать: понятия: импульс тела, импульс силы, внешние силы, внутренние силы, замкнутая система; закон сохранения импульса.

У нас появилась уникальная возможность видеть репродукции картин достаточно известных художников нашей школы, чтобы их называть, объединенных единой темой “Мир механических явлений (механическое движение и взаимодействие тел)”.

  • Каковы причины изменения скорости тел?
  • Какие тела взаимодействуют?

Неоднократно, надувая шарик, в тот момент, когда нас отвлекают, он (шарик) вырывается из рук и …

  1. Что произойдет, если шарик выпустить из руки?
  2. Выделите взаимодействующие тела (воздух – оболочка).
  3. Почему шарик не двигался, когда я держал рукой шарик (действовала рука – внешняя сила)

Силы, с которыми тела взаимодействуют между собой, являются внутренними силами. Система таких тел – замкнутая.

Введем понятие импульса.

Самостоятельная работа с учебником (§ 41 стр. 99)

Используем план – смотри опорный конспект (Приложение 3).

Записываемый материал прогововаривается одним из учащихся, которого спрашивает учитель.

  1. Что называют импульсом тела?
  2. Какая это величина: векторная или скалярная?
  3. Какое направление имеет импульс? (Сделайте пояснительный рисунок)
  4. Что называют импульсом силы?
  5. Единица импульса тела: _____
    единица импульса силы: _____

Рассмотрим упругое взаимодействие двух тел массами m1 и m2, движущихся со скоростями v1 и v2 навстречу друг другу.

  • Какие силы действуют на тела? (внешние силы: сила тяжести и сила нормальной реакции).
  • Каков результат действия сил? (результирующая сила равна нулю).
  • Какова данная система тел? (замкнутая система).
  • Запишите импульс тел до взаимодействия.
  • Что можно сказать о силах F1 и F2? На основании какого закона?
  • Запишите импульс тел после взаимодействия.
  • Запишем формулировку закона сохранения импульса

Векторная сумма импульсов тел не изменяется с течением времени при любых движениях и взаимодействиях этих тел.

  • Математическая запись: m1v1x + m2v2x = m1u1x + m2u2x
  • Границы применимости закона сохранения импульса: замкнутая система.

Герой книги Э. Распе барон Мюнхгаузен рассказывал: “Схватив себя за косичку, я из всех сил дернул вверх и без особого труда вытащил из болота и себя и своего коня, которого крепко сжал обеими ногами, как щипцами”.

1. Стрельба из пушки – отдача (пушка – снаряд).

2. Движение ракеты (оболочка ракеты – топливо).

3. Движение шланга, при включении воды (шланг – вода).

4. Движение парусной лодки (парус, лодка – воздушный поток).

5–6. Столкновение автомобилей: движение навстречу друг другу, один покоился, другой автомобиль двигался, автомобиль – столб (два автомобиля).

Наблюдают. Отвечают на вопросы.

Записывают определение в тетради


Работают самостоятельно с учебником. Индивидуальная работа.

Отвечают на вопросы учителя

Записывают в конспект формулировку закона сохранения импульса, его математическую запись и границы применимости.

Отвечают: изменить импульс системы тел могут только внешние силы, следовательно, поднять себя таким образом нельзя, потому что в данной системе действуют только внутренние силы

Рассмотрите самостоятельно упругое взаимодействие тел, при условии, что одно тело до взаимодействия покоилось; неупругое взаимодействие тел.

Два шарика подвешены на нитях. Один из них отводят на некоторый угол и отпускают.

  • Какую физическую систему мы выбирает для изучения?
  • Как направлен импульс первого шарика в момент удара о второй шарик?
  • Каков импульс второго шарика после соударения?
  • На какой угол отклонится второй шарик после взаимодействия?
  • Выполняется ли закон сохранения импульса?

Пенопласт на нити, обернутый упругой лентой и скрепленный нитью

Как и почему будет двигаться механическая система, если пережечь нить?

Решение качественной задачи:

Наблюдают. Отвечают на вопросы

– находится в покое – действуют внешние силы: сила тяжести и сила упругости нити – сумма внешних сил равна нулю – замкнутая система;

– если нить пережечь, то в результате взаимодействия в замкнутой системе тел: пенопласт – упругая пластина, они получают импульсы, векторная сумма которых равна нулю.

Отвечают на вопрос

Применять: закон сохранения импульса при решении задач

  • Что называют импульсом тела?
  • Что называют импульсом силы?
  • Сформулируйте закон сохранения импульса
  • Каковы границы применимости законы сохранения импульса?

Большое значение закон сохранения импульса имеет для исследования реактивного движения. Что такое реактивное движение, историей его развития, использование реактивного движения живыми существами познакомимся на следующем уроке. Для этого по согласованию нам подготовят к следующему уроку доклады: “История космонавтики”, “Реактивное движение. Ракеты”, “Использование реактивного движения живыми существами”

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ импульс. закон сохранения импульса.docx

МБОУ СОШ р.п.Лазарев Николаевский район Хабаровский край

Разработала учитель физики Т.А.Князева

Импульс. Импульс силы. Закон сохранения импульса. 10 класс

Создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации по теме "Импульс. Закон сохранения импульса".

Образовательная: способствовать формированию понятий: импульса тела, импульса силы, замкнутая система, внутренние силы, внешние силы; сформулировать закон сохранения импульса.

Развивающая: продолжить развитие умений работать с учебным текстом, структурирование материалов в виде схем, опорных конспектов; развитие познавательного интереса к физике.

Воспитательная: формирование исторического взгляда на развитие физики как науки; способствовать формированию межличностного общения в процессе парной работы.

Место урока в теме

урок 1 из 7 уроков, отведенных на изучение раздела "Законы сохранения в механике".

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

Познавательные УУД

Знать понятие импульса тела, импульса силы; определить понятия: замкнутая система, внутренние силы, внешние силы; сформулировать закон сохранения импульса.

Уметь применять закон сохранения импульса при решении задач

Личностные: совершенствовать умение оценивать усваиваемое содержание, исходя из социальных и личностных ценностей с точки зрения нравственно-этических норм.

Метапредметные: совершенствовать смысловое чтение, перевод словесной информации в знаково-символьную форму, умение общаться, умение строить высказывание в устной форме, осуществлять рефлексию способов и условий действий.

Импульс тела, импульса силы, замкнутая система, внутренние силы, внешние силы; сформулировать закон сохранения импульса

Учебник, шары для демонстрации Закона сохранения импульса.

Ф - фронтальная, И – индивидуальная

Методическая характеристика этапа: задачи, методы создания развивающей среды.

Деятельность
обучающихся, направленная на реализацию каждого компонента образовательной компетенции

Цель: Подготовка учащихся к работе на занятии. Формирование Познавательных,
Коммуникативных,
Регулятивных УУД.

Учитель приветствует класс.

Определяет готовность класса к учебным занятиям.

Проверяют готовность рабочего места к учебному занятию.

Формирование личностных УУД: действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных ценностей.

Рассказ учителя:

Сегодня на уроке мы приступаем к изучению нового раздела механики: законы сохранения, которые находят широкое отражение в природе и технике. Мы рассматривали системы тел, в которых координаты и скорости тел непрерывно изменяются с течением времени. Вспомним, какие механические явления мы рассматривали на занятиях? Что происходит при взаимодействии тел?

В системах тел, на которые не действуют внешние силы (такие системы называются замкнутыми) имеются величины, которые при движении тел не изменяются со временем. С такими величинами мы сегодня и познакомимся.

Записывает формулу на доске.

Запишем векторную форму второго закона Ньютона, учитывая, что ускорение равно быстроте изменения скорости:

F * t = m * v 2 - m * v 1 , мы видим, что временная характеристика действия силы связана с изменением величины, равной произведению массы на скорость.

Рассматривают изучаемый материал с практической точки зрения.

Вспоминают ранее изученный материал: при взаимодействии тел они приобретают или изменяют свою скорость. Записывают на доске известные формулы, необходимые для изучения нового материала: второй закон Ньютона F = m х a .

Отвечают на вопросы.

Изучение нового материала

Цель: Создать условия для а ктивной и продуктивной деятельности учащихся по усвоению новых знаний.

Формирование Регулятивных УУД: целеполагание, планирование, Познавательных УУД: общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем.

Активные действия учащихся с объемом изучения; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий.

Самостоятельная работа с учебником (§ 41 стр. 109) , подготовка опорного конспекта.

Систематизация изучаемого материала с помощью опорного конспекта.

Практическое применение полученных знаний при решении физических задач.

Учитель объявляет тему урока “Импульс. Закон сохранения импульса”

- Какую цель мы поставим сегодня на урок?

Организует самостоятельную работу с учебником.

Внимательно прочитайте материал учебника по новой теме и ответьте на вопросы карточки.

Закон сохранения импульса является следствием второго и третьего законов Ньютона.

Рассмотрим это на примерах. (Видеоролики: пушка, ледокол)

Мы убедились в том, что импульс системы тел могут изменить только внешние силы.

Учитель предлагает применить полученные знания на практике, решив задачу.

Предлагает устно ответить на вопросы к задаче.

- Какие выводы мы можем сделать, исходя из решения данной задачи?

Векторная сумма импульсов тел не изменяется с течением времени при любых движениях и взаимодействиях этих тел.

Внутренние силы не изменяют импульс системы .

Границы применимости закона сохранения импульса: замкнутая система .

Записывают в тетради тему урока. Совместно с учителем формируют цель урока.

Работают самостоятельно с учебником по карточкам

Зачитывают ответы на вопросы.

Решают задачу. Предлагают варианты решения.

Анализируя решение задачи, формулируют закон сохранения импульса. Записывают в конспект формулировку закона сохранения импульса, его математическую запись и границы применимости.

Закрепление нового материала

Цель: Создать условия для усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.

Формирование Коммуникативных УУД: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, управление поведением партнера, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Проведение физического опыта. Учащиеся самостоятельно выполняют задания с применением нового материала.

Просмотр и обсуждение видеороликов, презентации. .

Организует экспериментальную работу учащихся:

- Рассмотрите самостоятельно упругое взаимодействие тел, при условии, что одно тело до взаимодействия покоилось проведите эксперимент и ответе на вопросы.

На столах стальные шары.

Организует отчет о проведенном физическом опыте.

Закон сохранения импульса находит широкое отражение в природе и технике.

Рассмотрим систему из нескольких тел.

(Видеоролики бильярд, шары)

Проводят физический опыт.

Рассматривают взаимодействие тел с точки зрения Закона сохранения импульса

Объясняют эксперимент с точки зрения закона сохранения импульса.

Просмотр видеороликов, презентации. Делают выводы.

Контроль
Время: 2 мин

Цель: Выявление качества и уровня овладения знаниями, обеспечение их коррекции.

Формирование Регулятивных УУД: контроль, оценка .

Задает вопросы по материалу урока.

Что называют импульсом тела?

- Что называют импульсом силы?

- Сформулируйте закон сохранения импульса

Каковы границы применимости законы сохранения импульса?

Отвечают на вопросы по материалу урока.

Рефлексия
Время: 2 мин

Цель: Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения. Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества.

Формирование Регулятивных УУД: коррекция, оценка,

Личностных УУД: действия смыслообразования.

Что вы узнали из сегодняшнего урока?

Какие, из полученных знаний, считаете наиболее важными?

Учитель подводит итоги работы каждого ученика, выставляет оценки,

Сообщает домашнее задание:

Общее : § 39, 40, упр. 8 №1

Обобщают полученные знания;

выделяют успешные этапы урока и этапы, которые вызвали затруднения .

Дают оценку своей деятельности на уроке.

Записывают домашнее задание в дневник.

Знакомятся с объемом домашнего задания.

Слушают комментарии учителя. Задают вопросы по выполнению домашнего задания.

Самостоятельная работа с учебником: §39-40, стр. 104-108

Вопросы для организации самостоятельной работы:

Что называют импульсом тела?

Какая это величина: векторная или скалярная?

Какое направление имеет импульс? (сделайте пояснительный рисунок)

Что называют импульсом силы?

Единица импульса тела [ p ] = ______;

единица импульса силы [ F * t ] = ______.

Задача: Рассмотрим упругое взаимодействие двух тел массами m 1 и m 2 , движущихся со скоростями v 1 и v 2 навстречу друг другу.

5) проявление закона сохранения импульса в технике и природе.

Глоссарий по теме

Импульс тела (материальной точки) - векторная величина, равная произведению массы тела на скорость тела.

Импульс силы - произведение силы на время её действия.

Импульс тела равен сумме импульсов отдельных его элементов.

Импульс системы тел равен векторной сумме импульсов каждого из тел системы.

Внутренние силы - это силы, с которыми взаимодействуют тела системы между собой.

Внешние силы - это силы, создаваемые телами, которые не принадлежат к данной системе.

Замкнутая система - это система, в которой внешние силы не действуют или сумма внешних сил равна нулю.

Абсолютно неупругий удар - это столкновение двух тел, которые объединяются и движутся дальше как одно целое.

Абсолютно упругий удар - столкновение тел, при котором тела не соединяются и их внутренние энергии остаются неизменными.

Закон сохранения импульса: векторная сумма импульсов тел, образующих замкнутую систему, не меняется при любых взаимодействиях между телами системы.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

Г.Я. Мякишев., Б.Б.Буховцев., Н.Н.Сотский. Физика.10 класс. Учебник для общеобразовательных организаций М.: Просвещение, 2017. – С. 123 – 130.

Рымкевич А.П. Сборник задач по физике. 10-11 класс.-М.:Дрофа,2009.

Открытые электронные ресурсы:

Основное содержание урока


Импульс тела (материальной точки) представляет собой векторную величину, равную произведению массы тела на скорость тела:


Направление импульса всегда совпадает с направлением скорости, так как m > 0, то


Любое движущееся тела имеет импульс.

Единица измерения импульса:

Произведение силы на время её действия называется импульсом силы.

Второй закон Ньютона в импульсной форме.

Изменение импульса тела (материальной точки) равно импульсу действующей на него силы:


Импульс тела равен сумме импульсов отдельных его элементов:


Импульс системы тела равен векторной сумме импульсов каждого из тел системы:


Импульс обладает интересным свойством сохраняться, которое есть только у нескольких физических величинах.

Силы, с которыми взаимодействуют тела системы друг с другом, называются внутренними, а силы, создаваемые телами, которые не принадлежат этой системе, являются внешними силами.

Система, в которой внешние силы не действуют или сумма внешних сил равна нулю, называется замкнутой.

Полный импульс тел сохраняется, в замкнутой системе тела могут только обмениваться импульсами.

Столкновение тел представляет собой взаимодействие тел при их относительном перемещении. Абсолютно неупругий удар - это столкновение двух тел, которые объединяются и движутся дальше как одно целое.

Закон сохранения импульса при неупругом ударе:


Абсолютно упругий удар - столкновение тел, при котором тела не соединяются в одно целое и их внутренние энергии остаются неизменными.

Закон сохранения импульса при упругом ударе:

Закон сохранения импульса.

Если внешние силы на систему не действуют или их сумма равна нулю, то импульс системы остается неизменным:

Закон сохранения импульса является одним из основных законов физики.

Границы применимости закона сохранения импульса: замкнутая система.

Закон сохранения импульса с честью выдержал испытание временем и до сих пор он продолжает свое триумфальное шествие.

Он дал неоценимый инструмент для исследования ученым, как один из фундаментальных законов физики, ставя запрет одним процессам и открывая дорогу другим.

Действие этого закона проявляется в науке, в технике, в природе и в повседневной жизни. Всюду этот закон работает отлично - реактивное движение, атомные и ядерные превращения, взрыв и т.д.

Во многих повседневных ситуациях помогает разобраться понятие импульса.

Декарт понимал большое значение понятия количества движения — или импульса тела — как произведения массы тела на скорость. Но он совершил ошибку, не рассматривая количество движения как векторную величину. Ошибка эта была исправлена в начале XVIII века.

Разбор тренировочных заданий

1. Тело свободно падает без начальной скорости. Изменение модуля импульса этого тела за промежуток времени 2 с равно 10 кг∙м/с. Чему равна масса тела?

Дано: ∆t =𝟤 c; g ≈ 𝟣0 м∕с 2 ; ∆р =𝟣0 кг∙м ∕с.


т.к. тело свободно падает.

Запишем второй закон Ньютона в импульсной форме:

F = mg – т.к. при свободном падении действует только сила тяжести,

тогда ∆р = mg∆t, откуда:


2. Тело массой 400 г изменяет свои координаты по закону:


Тело будет иметь импульс 8 Н·с после начала движения за промежуток времени равный __________?



В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Импульс тела. Закон сохранения импульса"

Уже в течение длительного времени мы с вами рассматриваем три закона Ньютона, которые позволяют решать большой спектр задач по движению и взаимодействию тел. Причём многие из задач связаны с нахождением ускорения движущегося тела по известным действующим силам.

Однако при взаимодействии тел могут непрерывно изменяться не только их координаты и скорости, но и силы, действующие между телами. В этом случае бывает очень сложно их определить. Для описания подобных ситуаций в механике были введены специальные величины, одной из которых является импульс.

Импульсом тела называется произведение массы тела на скорость его движения.


Импульс тела (его также называют количеством движения) — это векторная величина. Так как масса тела величина скалярная и всегда больше нуля, то направление вектора импульса совпадает с направлением вектора скорости тела, но он в т раз его больше. Единица импульса в СИ — это килограмм на метр в секунду:


Понятие импульса было введено в науку французским учёным Рене Декартом. Так как понятие массы ещё не было, то Декарт определял импульс как произведение величины тела на скорость его движения.


Позже, в математических началах натуральной философии Ньютон уточнил понятие импульса: количество движения есть мера токового, устанавливаемая пропорционально скорости и массе.

Из первого закона Ньютона следует, что скорость свободного тела, а значит, и его импульс постоянны. Значит, импульс тела можно изменить только приложив к нему силу.

Рассмотрим простой пример. Тележку известной массы и имеющей некоторую начальную скорость разгоняют под действием постоянной силы в течение небольшого промежутка времени. Определим, на сколько измениться импульс тележки.

Так как в данном случае силами сопротивления движению можно пренебречь, а сила тяжести тележки и сила упругости опоры компенсируют друг друга, то


В общем случае изменение импульса тела равно произведению результирующей всех сил, приложенных к телу, на время её действия. В этом заключается закон изменения импульса тела.


Отметим, что произведение силы на время её действия, называют импульсом силы. А единицей импульса силы в СИ является ньютон на секунду:


Из закона изменения импульса тела следует, что изменение количества движения пропорционально приложенной движущей силе и происходит по прямой, по которой эта сила действует. Это соотношение выражает второй закон Ньютона в той формулировке, которая была дана самим Ньютоном.


Закон изменения импульса объясняет целый ряд явлений повседневной жизни. Проделаем простой опыт. Возьмём две нити: обычную и резиновую одинаковой прочности и длины. Привяжем их к одинаковым грузам и дадим им возможность падать с одинаковой высоты. Простая нить порвётся, а резиновая нить — нет.


Почему это происходит? Дело в том, что время торможения для груза на обычной нити было во много раз меньше, чем для груза на резиновой, легко деформируемой нити. А из второго закона Ньютона следует, что сила тем больше, чем меньше время её действия (при равных изменениях импульса).

Мы рассмотрели изменение импульса одного тела. А как изменяется суммарный импульс нескольких тел?

Итак, пусть у нас есть два одинаковых шарика, подвешенных на нитяных петлях. Отклоним один из шариков на некоторый угол и отпустим его. Вернувшись в своё первоначальное положение, он ударит по второму шарику и остановиться. При этом второй шарик придёт в движение и отклониться от своего первоначального положения на тот же угол, на который мы отклонили первый шарик.


В дальнейшем такое движение будет продолжаться. Очевидно, что в данном случае в результате взаимодействия шаров импульс каждого из них постоянно меняется. Причём, на сколько уменьшается импульс одного шара, на столько же увеличивается импульс другого.

В механике группу из нескольких тел называют механической системой. Если тела, входящие в механическую систему, взаимодействуют только между собой, то такая система называется замкнутой.

Каждое из тел механической системы имеет свой импульс. Векторная сумма импульсов всех тел, входящих в систему, называется импульсом механической системы.

Как мы убедились на опыте, импульс каждого из тел, входящих в замкнутую систему, может меняться в результате взаимодействия тел друг с другом, но векторная сумма импульсов тел, составляющих замкнутую систему, не меняется с течением времени при любых взаимодействиях тел системы. В этом и заключается один из фундаментальных законов природы — закон сохранения импульса.

Конечно же реальные системы никогда не бывают полностью замкнутыми. Внешние тела всегда в той или иной мере влияют на рассматриваемую систему. Мы знаем, что на все окружающие тела действует Земля, на систему Земля — Луна действует Солнце и другие планеты, а на Солнечную систему — звезды Галактики. Однако закон сохранения импульса с успехом применяют и для незамкнутых систем.

— В каких случаях это можно делать?

Во-первых, если внешние силы действуют, но их результирующая равна нулю. Для примера рассмотрим движение двух упругих шаров по гладкой горизонтальной поверхности. Так как шары движутся на встречу друг другу, то через некоторое время произойдёт их столкновение, длящееся очень малый промежуток времени. В результате скорости шаров изменятся. Так как в вертикальном направлении на каждый из шаров действуют сила тяжести со стороны Земли и сила реакции опоры, то в этом направлении систему нельзя считать замкнутой. В горизонтальном же направлении силой трения можно пренебречь, поэтому систему из двух взаимодействующих шаров можно считать замкнутой в этом направлении.


Полученные нами уравнения выражают математическую запись закона сохранения импульса.

Закон сохранения импульса применим и тогда, когда внутренние силы намного больше внешних. Это относится к соударениям тел, выстрелам, взрывам и тому подобное.

Кроме того, для незамкнутых систем можно применять закон сохранения проекции импульса. Покажем это. Для чего рассмотрим соударение шарика с гладкой горизонтальной поверхностью.


Значит, проекция импульса системы на ось, перпендикулярную внешней силе, не изменяется.

А теперь давайте проверим выполнимость закона сохранения импульса экспериментально. Для этого проведём опыт с системой, состоящей из тележки с закреплённым на ней ящиком с песком, и шара. Пустим по наклонному жёлобу шар так, чтобы он попал в ящик с песком. Тележка начала двигаться в ту сторону, куда двигался шар.


В следующем опыте на покоящуюся тележку по двум одинаковым наклонным желобам с одинаковых высот спустим два одинаковых шара. Шары одновременно падают в песок. Но тележка остаётся в состоянии покоя. Попробуйте самостоятельно объяснить результаты этих опытов.

Читайте также: