Научные исследования и наша жизнь конспект занятия

Обновлено: 07.07.2024

Слайд 1. Урок “Основы проектно-исследовательской деятельности” - это урок для тех, кто любит мечтать и хочет научиться осуществлять свои замыслы, это урок для любознательных школьников, которые хотят научиться понимать окружающий мир.

Объявление темы урока.

Учитель. Тема сегодняшнего занятия: “Что такое исследование”.

Актуализация знаний.

Учитель. Как вы думаете, что такое исследование?

Дети. Это изучение чего-то.

Справка для учителя. Исследование (буквально “следование изнутри”) в предельно широком смысле — поиск новых знаний или систематическое расследование с целью установления фактов. В более узком смысле исследование — научный метод (процесс) изучения чего-либо.

Изучение новой темы.

Рабочий лист. Задание №1, слайд 3

Учитель. Изучите картинки (пещера первобытного человека, деревянный дом) и догадайтесь, что надо дорисовать.

После фронтального обсуждения дети рисуют в пустом квадрате современный дом.

Задание №2, слайд 4

Учитель. Как называется дом крота? Посмотрите, какой была его нора тысячи лет назад. Нарисуйте жилище, которое строили кроты 200 лет назад, в наше время. Сравните, это с тем, как со временем менялось жилище человека. Какую особенность вы заметили?

Дети. Жилище человека со временем изменяется, а жилище крота - нет.

  1. Разбейтесь на команды.
  2. Выберите одного “строителей”: соловей, муравей, человек, дельфин, волк.
  3. Победит команда, назвавшая как можно больше типов жилища, которые этот “строитель” сам себе может соорудить.

В конце игры дети убеждаются , что самый творческий “строитель” - человек.

Сайд 6 дополнит ответы детей о разнообразии типов жилища человека: шалаш, вигвам, чум, яранга, юрта, типи, иглу, изба, землянка, шатёр, хижина, хата, пальясо, рондавель, дворец, пентхаус, келья, вилла, коттедж, гостиница, небоскрёб, крепость, дача, таунхаус, барак, лофт и т.п.

Учитель подводит детей к выводу, что только человеку дарованы возможности творческого поиска и изобретательства, и эти возможности надо учиться активно использовать, развивать.

Задание №3. Итоги игры “Дом, который построил сам”. Какую особенность вы заметили?

Человек, в отличие от животных, наделён уникальной способностью творить, создавать новое, преобразовывать окружающий мир.

На рабочем листе можно записать кратко: у каждого человека есть творческие способности.

Учитель. Оглянитесь вокруг. Что из окружающего мира создано природой, а что сделано руками человека? Заметьте, что каждый объект рукотворного мира появился не сам собой, а был когда-то кем-то впервые изобретён.

Задание № 4 (дети выполняют самостоятельно в парах).

Кроме разнообразных типов жилища человек изобрёл для себя и многое другое, например, …. (книги, посуда, телефон, …)

Слайд 7 знакомит детей с самыми великими изобретениями человечества.

Справка для учителя. Приложения “Великие изобретения человечества” , “Хронология изобретений” и аудиофайл “Книга – великое изобретение человечества”. Учитель может более подробно рассказать об истории одного из великих изобретений (огонь, колесо, письменность, бумага, порох, телеграф, автомобиль, электрическая лампочка, пенициллин, парус, корабль)

После фронтального обсуждения заполняют вторую строчку о научных открытиях.

Изучая, исследуя окружающий мир, человечество сделало много научных открытий: … Земля - шар, Земля вращается вокруг Солнца, …

Справка для учителя. Приложение “Хронология научных открытий”.

Учитель. Открытия и изобретения начинаются с исследования. Мы выяснили в начале урока, что исследование – это поиск новых знаний. А с чего начинается этот поиск?

Слайд 9. После просмотра м/ф “Слонёнок” по сказке Р. Киплинга дети подводятся к выводу, что любое исследование начинается с вопроса. (Слайд 10)

Задание №5. В пустые клетки вписываются пропущенные слова: исследование начинается с ВОПРОСА, исследование – это ПОИСК ответа на вопрос, поиск новых ЗНАНИЙ.

Задание №6. Слайд 12.

Учитель. Кто может заниматься исследованием?

Дети. Человек и животные.

Слайд 13. Что интересует животных?

Дети. Опасно ли? Съедобно ли? Годится ли для жилья?

Учитель. Зачем исследует человек?

Взрослые ищут истину и новые знания, которые ещё неизвестны человечеству.

Их цель – сделать открытие, а на его основе – изобретение, которое “улучшит” (?) нашу жизнь (и не только нашу).

Проблемный вопрос. Все ли изобретения улучшают нашу жизнь?

Ответ. Не все. Люди изобрели опасное оружие, наркотики, алкогольные напитки, … Даже некоторые полезные изобретения могут вредить человеку, если ими неправильно пользоваться (компьютерная зависимость, …)

Чью ещё жизнь пытаются улучшить люди с помощью своих изобретений? (Жизнь диких и домашних животных, растений, …).

Учитель. Зачем исследованием занимаются дети?

Дети ищут ответы на вопросы о том, как устроен этот мир, по каким законам он живёт.

Цель их исследования - узнать, понять и освоить этот мир, чтобы успешно в нём жить.

Слайд 16. Бытовые исследования.

Учитель. В повседневной жизни нам часто приходится многое исследовать.

  • Не заболел ли ребёнок?
  • Не слишком ли горячая или холодная вода для купания?
  • Свежие ли продукты?

Проблемный вопрос. Каким был бы окружающий мир, если бы люди не умели его исследовать?

Задание №7. “Я – исследователь!”. Занимательная физика.

По закону равновесия, сидя на стуле в таком положении, как сидит человек, изображенный на рисунке, то есть, держа туловище отвесно, не наклоняя его и не пододвигая ног под сиденье невозможно подняться со стула.

Учитель. Если вам захотелось проверить этот эксперимент на себе, то почему? Какой вопрос у вас возник? (Почему это невозможно? Смогу ли я подняться со стула из такого положения?)

Проведите эксперимент на себе.

Дети убеждаются, что выполнив все требования эксперимента, действительно, невозможно подняться со стула.

Домашнее задание. Одно на выбор!

Слайд 20. На следующем уроке будем учиться видеть проблемы и учиться задавать вопросы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект занятия кружка "Юные исследователи", цель которого уточнение и корректировка представления младших школьников об исследовании и исследователях. Обучающиеся знакомятся с основными изобретениями XIX века, систематизируют знания о процессе исследования, знаменитых русских и зарубежных исследователях. В ходе занятия происходит коллективное обсуждение вопросов о том, какие науки и какие области исследований детям известны, о наиболее заинтересовавших их исследованиях и открытиях. На данном занятии формируются такие универсальные учебные действия: постановка и сохранение учебной задачи, выделение и структурирование необходимой информации.

Какие области исследования вам известны? (Космос. )
- Какими качествами обладает настоящий исследователь?

(Наблюдательность, умение рассуждать, задавать вопрос, выделять главное. )

- О каких научных открытиях вам известно? (Телефон, компьютер, кино, транспорт, медицина.)

Проблема - это сложный вопрос, задача, требующая разрешения путем исследования.

Задание 1. Посмотри на мир чужими глазами.

Учитель читает детям неоконченный рассказ.

Утром небо покрылось черными тучами, и пошел снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары, газоны, дороги.

Надо продолжить этот рассказ при условии, что каждая группа придумает свой вариант окончания:

представив себя водителем грузовика, едущего по дороге;

представив себя главой . городского округа;

представив себя вороной, сидящей на дереве;

готовых вариантов.
Задание 2. Посмотри на мир чужими глазами.

- Ребята, представьте себе, что в нашей школе скоро новогодний утренник, какие проблемы поставят перед собой:

1) учащиеся школы;

2) родители учащихся;

3) шефы-спонсоры школы;

4) классные руководители.


Вывод. Одну и ту же возникшую проблему каждый видит и решает по-своему.
Задание 3. Выявление причин и следствий.

Проверим, насколько вы наблюдательны, внимательны в реальной жизни. Слова в предлагаемом списке особым образом связаны между собой. Найдите и назовите, что является причиной, а что следствием.
Слова и словосочетания, написанные на доске:

Мокрые деревья, мокрая трава, дождь, лужи.

Желтые листья, осень, серое небо, холодные дожди.

Утро, солнце, пение птиц, радость.

Пятерка, отличный ответ, хорошее настроение.

Рекорд, медаль, тренировки, победа.

Вьюга, мороз, снег, зима.

Важным средством развития мышления являются загадки. Таковыми они становятся тогда, когда мы смотрим на них не просто как на забаву, а как на веселое, но все же серьезное задание.

Зачем работать над проектом.

-учить выявлять проблему, проектировать ее решение и исследовать;

-развивать логическое мышление учащихся;


  1. Организационный момент.

  1. Актуализация опорных знаний.

- Среди большого разнообразия предметов, которые ты изучаешь в школе, наверняка есть тот, который тебе кажется наиболее интересным. Может с этой наукой или областью человеческой деятельности ты планируешь связать свою будущую профессию?

Работая над проектом, ты можешь задумать и осуществить любой эксперимент, поставить необычный опыт, провести опрос или взять интервью у специалиста в интересующей тебя области.

Проект – это большая самостоятельная работа, которую ты будешь делать на протяжении нескольких месяцев. В этой работе ты будешь сотрудничать со своим научным руководителем из числа учителей школы.

Работая над своим проектом, ты научишься ставить перед собой серьёзную цель и разбивать её на более мелкие задачи, планировать свои действия, осуществлять свои планы и вносить в них необходимые изменения, искать нужную тебе информацию и проверять её достоверность. Возможно, тебе придётся привлечь к своей работе других людей – сверстников и взрослых, - и ты узнаешь, как заинтересовать их в сотрудничестве с тобой.

Очень важно, чтобы интересен был, прежде всего, для самого тебя. Он должен быть направлен на достижение конкретной цели, а результатом должен стать авторский продукт.

Выбрав область исследовательской работы, вы ставите перед собой проблему.

-Что такое проблема? (Проблема - это сложный вопрос, задача, требующая разрешения, исследования.)

Почему в обществе выявляют проблемы и намечают пути
их решения?

Что нужно учитывать при выборе проблемы своей деятельности? (Желания и возможности. Выбирая проблему, нужно учесть, есть ли необходимые для ее решения средства и материалы.)

Читая и корректируя ваши работы, приходится наблюдать, что с увлечением начатая работа, порой так и остаётся незаконченной. Выполнить исследование на одном дыхании практически очень сложно.

Поэтому, выбирая тему, надо обязательно учитывать возможный уровень решения - проблема должна соответствовать возрасту исследователя.
Практические задания по выявлению проблемы.

- Чтобы решить проблему, нужны действия, направленные на исследование всего, что связано с данной проблемной
ситуацией.

Задание 1. Посмотри на мир чужими глазами. Учитель читает детям неоконченный рассказ.

Оцените эту ситуацию с разных позиций:

одноклассника этих ребят;

одного из космических пришельцев.

Задание 2. Составь рассказ.

- Теперь усложним задание. Составьте рассказ от имени
другого персонажа. Представьте, что вы на какое-то время
стали столом в классной комнате; камешком на дороге;
животным; человеком определенной профессии. Опишите один
день этой вашей воображаемой жизни. Работу выполните на от
дельных листах бумаги и сдайте на проверку.

Вывод. Одно из самых важных свойств в выявлении проблемы -- способность изменять свою собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон.
Практическое задание по выявлению аналогии.

- Эффективным средством развития логического мышления
является ассоциация, или умозаключение по аналогии.

Аналогия - сходство в каком-нибудь отношении между явлениями, предметами, понятиями.

Ассоциация - связь между отдельными представлениями, при которой одно из представлений вызывает другое.

Умозаключения по аналогии базируются на сопоставлениях. Они требуют не только ума, но и богатого воображения.

Задание 3. Скажи, на что похоже.

очертания деревьев за окном;


  1. Итог занятия.

  1. Домашнее задание: продолжать собирать материал по теме.

Знания, умения, навыки необходимые в исследовательском поиске.
Задачи:

-развивать умения выявлять проблему, строить гипотезу;

-формировать внимание учащихся;


  1. Организационный момент.

  2. Актуализация опорных знаний.

Каким качеством он должен обладать? (Высказывания
детей.)


  • видеть проблему;

  • задавать вопросы;

  • выдвигать гипотезы;

  • наблюдать за объектами изучения;

  • проводить эксперименты, опыты;

  • делать выводы и умозаключения;

  • доказывать и защищать свои идеи.

Задание 1. Посмотри на мир чужими глазами.


  • директора школы;

  • учащегося этой школы;

  • прохожего.

Вывод. Вы услышали разные точки зрения. Почему они совершенно разные? От чего это зависит?

• Перед вами знакомые слова родного языка. Вам надо за 5 секунд прочитать и запомнить эти слова, а затем их воспроизвести (письменно). Побеждает тот, кто запомнил и правильно написал как можно больше слов.

Слова для упражнения: стол, чашка, машина, конфета, карандаш, телевизор, магнитофон, мотоциклист, командировка.

Задание 3. Упражнения на применение различных условий в каких-либо обстоятельствах.


  1. Домашнее задание: необходимо определить тему исследовательской работы и начинать сбор материала по этой теме.

Как задавать вопросы?

-учить детей правильно задавать вопросы;

(Кто? Где? Когда? Почему?)

- Давайте проверим, умеете ли вы задавать вопросы?

Задание 1.

- Какие вопросы помогут узнать новое о предмете, лежащем на столе?

(На столе лежит игрушка, кукла, книга… Нужно задать к одному предмету как можно больше разных вопросов)

15

Задание 2.

Найди загаданное слово

Учитель загадывает слово, которое он держит в тайне.

Цель: показать детям логическую связь, объединяющую все вопросы.

Напрмер: это животное? Оно живёт в доме? Оно любит молоко? Оно мурлычет? С помощью этих вопросов дети угадывают задуманное учителем слово – это кошка. (Слова могут быть взяты из разных областей)

Задание 3.

Угадай, о чём спросили.

Учащийся выходит к доске, ему даётся карточка. Не произнося вслух вопроса, учащийся даёт ответ. Все остальные дети должны догадаться, каким был вопрос.

Задание 4.

Вопросы домашних животных.

Подумай, о чём хотели бы спросить домашние животные, если бы умели говорить. Какие вопросы они бы вам задали? Что интересует собаку, корову,

6
5
10


Изображение животного

Тема: Научные исследования и наша жизнь. Папка исследователя.

Цель: формировать представление об исследовании как способе познания окружающего мира; о качествах исследователя; развитие дивергентного мышления, развитие информационных умений

Форма занятия: познавательная беседа, продуктивная игра

Занятие 2. Тема: Методы исследования.

Цель: формировать представление о методах исследования, развитие креативности, исследовательских умений.

Форма занятия: познавательная беседа, продуктивная игра

Занятие 3. Тема: Практические задания – тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов.

Цель: развитие у учащихся уровня поисковой активности, логического мышления, оригинальности, гибкости и продуктивности мышления; способности ассоциировать предметы; развитие качеств психосоциальной сферы.

Форма занятия: исследовательская лаборатория, презентация продуктов деятельности

Занятие 4. Тема: Учимся работать с книгой.

Цель: развитие информационной грамотности

Форма занятия: тематическая экскурсия

Занятие 5. Тема: Учимся работать с научным текстом.

Цель: формирование навыков работы с текстом, отбор содержания.

Форма занятия: продуктивная игра

Занятие 6. Тема: Учимся работать с научно-познавательной литературой.

Цель: формирование навыков работы с текстом, отбор содержания.

Содержание: Знакомство с научно-познавательной литературой. Виды научно-познавательной литературы. Классификация научно-познавательной литературы по областям человеческого знания. Работа в группах: составление библиотеки юного натуралиста; составление каталога знатока математики, составление перечня литературы для юного техника.

Форма занятия: творческий проект

Занятие 7. Тема: Практическое занятие по использованию метода анкетирования и опроса.

Цель: формировать представление о методах анкетирования и опроса.

Форма занятия: тренинг

Цель: развитие познавательного интереса в области естественно - научных дисциплин.

Содержание занятия: Таинственное царство растений. Многообразие растений в природе: растения - людоеды, растения – светильники, растения – индикаторы и др. Строение растений. Опыты по изменению окраски растений.

Форма занятия: познавательные беседы с участием специалистов, предметная экскурсия.

Цель: развитие познавательного интереса в области естественно - научных дисциплин.

Содержание занятия: Откуда появились домашние животные. Животные, которые живут у нас дома. Все ли животные поддаются дрессировке? Опыт по изучению повадок у домашних животных.

Форма занятия: познавательные беседы с участием специалистов, познавательный опыт.

Цель: развитие познавательного интереса в области точных наук.

Форма занятия: познавательные беседы с участием специалистов, познавательный опыт.

Цель: развитие познавательного интереса в области филологических наук.

Содержание занятия: Тема природы в стихотворениях Саши Чёрного, Романа Сефа и других современных поэтов. Легко ли быть поэтом? Понятие рифмы и ритма. Проба пера. Буриме. Синквейн.

Форма занятия: познавательные беседы с участием специалистов, познавательный опыт, литературные пробы.

Цель: развитие познавательного интереса в области исторических наук.

Форма занятия: познавательные беседы с участием специалистов, предметная экскурсия.

Занятие 6. Тема: Учимся работать с Папкой исследователя. Презентация промежуточных результатов исследования.

Цель: развитие исследовательских умений (умение структурировать информацию).

Содержание занятия: Презентация индивидуальных Папок исследователя. Оформление титульного листа Папки по индивидуальным исследованиям. Презентация промежуточных результатов исследования.

Форма занятия: презентация продуктов деятельности.

Занятие 7. Тема: Учимся работать с Папкой исследователя. Презентация промежуточных результатов исследования.

Цель: развитие исследовательских умений (умение структурировать информацию).

Содержание занятия: Презентация индивидуальных Папок исследователя. Презентация промежуточных результатов исследования.

Форма занятия: презентация продуктов деятельности, выставка- демонстрация папок исследователя.

Занятие 8. Тема: Как подготовить защиту исследовательской работы.

Цель: развитие исследовательских умений (умений публичного выступления)

Содержание занятия: Учимся пользоваться мимикой и жестами. Дыхание наш помощник. Культура выступления. Культура внешнего вида. Что такое ораторское мастерство. Как эффектно начать своё выступление.

Форма занятия: тренинг.

Цель: развитие исследовательских умений (умений публичного выступления)

Содержание занятия: Презентация результатов индивидуальных и коллективных исследований в разных предметных областях. Подведение итогов. Рекомендации для выступлений на конференции.

Форма занятия: презентация продуктов деятельности.

Цель: развитие исследовательских умений (умений публичного выступления)

Содержание занятия: Презентация результатов индивидуальных и коллективных исследований в разных предметных областях. Подведение итогов. Награждение участников конференции.

Форма занятия: презентация продуктов деятельности.

Форма подведения итогов реализации модуля: публичная презентация результатов проведенного исследования

Цель: учить наблюдать за объектами и явлениями, развивать умение планировать наблюдение.

Содержание: Беседа о разведчиках и способах передачи кодированной информации. Изучение памятки по проведению опыта. Составление плана проведения опыта. Подготовка оборудования для проведения опыта. Повторение правил техники безопасности при проведении опыта. Проведение практического опыта. Подведение итогов. Анализ результатов опыта. Изучение эмоционального отношения к деятельности, связанной с проведением опыта.

Форма занятия: познавательный опыт, познавательная беседа.

Цель: учить наблюдать за объектами и явлениями, развивать умение планировать наблюдение.

Форма занятия: познавательный опыт, познавательная беседа. Коллективная творческая деятельность

Цель: учить наблюдать за объектами и явлениями, развивать умение планировать наблюдение, учить строить логическую цепь рассуждений

Форма занятия: познавательный опыт, познавательная беседа.

Цель: учить наблюдать за объектами и явлениями

Форма занятия: познавательный опыт, познавательная беседа.

Цель: учить наблюдать за объектами и явлениями, развивать умение планировать наблюдение, учить строить логическую цепь рассуждений

Содержание: Беседа о свойствах воды и бумаги. Знакомство с растением – лотос. Составление плана проведения опыта. Подготовка оборудования для проведения опыта. Повторение правил техники безопасности при проведении опыта. Проведение практического опыта. Анализ результатов опыта.

Форма занятия: познавательный опыт, познавательная беседа.

Цель: учить наблюдать за объектами и явлениями, развивать умение планировать наблюдение, учить доказывать

Изучение эмоционального отношения к деятельности, связанной с проведением опыта.

Форма занятия: познавательный опыт, познавательная беседа. Коллективная творческая деятельность

Цель: учить наблюдать за объектами и явлениями, развивать умение планировать наблюдение, учить строить логическую цепь рассуждений

Читайте также: