Упражнение в написании слов с парными по глухости звонкости согласными в корне конспект 3 класс

Обновлено: 07.07.2024

Воспитательная: воспитывать аккуратность, ку льтуру общения.

- Ребята, возьмите круги с парными согласными, я бу ду называть слова, а вы б удете

показывать ту бу кв у, котору ю нужно написать в конце слова:

- Какие бу квы впервом столбик е? Во втором? (см отрим на доску)

- Что проверяли? (парные согласные, глухие и звонкие на конце слов)

Какие проверочные слова подбирали для проверки? (однокоренные)

- Правильно. Сегодня мы будем у пражняться в написании слов с глу хими и з вонкими

согласными в корне и закрепим ум ение их проверять.

- Открывайте тетради, записывайте число…(подчеркиваем орфогр. )

- Послушайте скороговорку и определите, какую букву будем прописывать на

Запишем скороговорку в тетрадь, но сначала проанализи ру ем сложные слова, чтобы н е

было ошибок , вспомним правило. Что надо сделать чтобы написать п равильно п а рный

слог? ( изменить слово так, чтобы после согласного стояла гласная)

- сейчас м ы прдолжим вставлять пропещенные парные с огласные и проведём

соревнование, чей рядбыстрее и правильно выполнит работу.

( На доске три столбика слов с проп у щенной б у квой. О т каждого ряда вых одят

по одному ученику и вставляют проп ущенную б у кв у. Выигрывает тот ряд,

- А сейчас посмотрите внимательно н а доск у , каждый ряд запомните свои слова.

Я закрою доску, а вы запишите их в тетрадь и подберите проверочные слова.

- Составьте устно предложение с одни м из слов. ( прослушиваются предложения,

- Я тоже составила и записала предложение. Прочитайте его.

Дети надели тёплые шупки и побежали на морос играть в снешки .

Дети надели теплые шу бки (шубы ) и побежали на моро з (моро зы ) играть в снежки

- Как вы усвоили правописание и проверку парных согласных, покажет

- Каким правилом вы пользовались при выполнении з адания?

- Приготовьте сигнальные карточки. Я буду читать высказывания, если вы с

высказыванием согласны, поднимите зелёный кружок , если вы с высказыванием

1. Верите ли вы, что парну ю согласн ую в корне слова нужно проверять? (да)

2. Верите ли вы, что парну ю согласн ую в корне ну жно проверять ударением?(нет)

3. Верите ли вы, что парная согласная проверяется глас ным звуком? (да)

- Что же нужно сделать, чтобы правильно написать слово с парной соглас ной в

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан для 3 класса с использованием интерактивных приёмов обучения.

Русский язык

Тема. Правописание слов с парными по глухости – звонкости согласных перед согласными в корне.

Образовательные: формировать умения различать парные звонкие и глухие согласные, правильно писать слова с парными по звонкости-глухости согласными, систематизировать изученный материал, применять полученные знания.

Способствовать развитию грамотной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.

Формировать УУД:

-Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

-Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

І Мотивация учебной деятельности.

– Каким бы вы хотели видеть сегодняшний урок?
– Что для этого нужно?
– Я думаю, что благодаря нашим совместным усилиям именно такой урок у нас и получится.

Терпенье и труд всё перетрут.

– Какие слова нам могут подсказать тему урока?
– Сформулируйте тему урока.
– Поставьте цель урока.

(Продолжить работу над умением проверять слова с парными согласными в корне.)

III. Актуализация знаний

– Почему нужно проверять слова с парными согласными?

– Как проверить парный согласный в корне слова?

– Подберите проверочное слово.
– Какой способ вы использовали? (2 способа )

IV. Чистописание

-подбери синоним (работа)

-подбери антоним (лень)

-подбери однокоренные слова.

V.Словарно - орфографическая работа.

-Запиши отгадки, проверь по словарю

1) Красный нос в землю врос

А зелёный хвост – снаружи,

Нам зелёный хвост не нужен

Нужен только красный нос. (морковь)

2) Палочка волшебная есть у меня, друзья!

Палочкою этой могу построить я:

Башню, дом и самолёт, и большущий пароход! (карандаш)

3).Я взял муки и взял творог

4) Что за чудо – синий дом

Ребятишек много в нём.

Носит обувь из резины

И питается бензином (автобус)

5) В землю тёплую уйду

К солнцу колосом взойду

В нём таких, как я,

Будет целая семья. (овёс)

6) то я в клетку, то в линейку

Написать по мне сумей-ка

Можешь и нарисовать –

Называюсь я - …(тетрадь)

- Какое правило объединяет эти слова?

- Подбери проверочные слова.

Физкультминутка.

Поработали мы дружно,

Отдохнуть сейчас нам нужно.

Мелкие шажки – раз, два, три.
Лёгкие прыжки – раз, два, три.
Повороты резко – раз, два, три.
И наклоны низко – раз, два, три.
Три хлопка в ладошки – раз, два, три.
Покрутись немножко – раз, два, три.
Вот и вся зарядка – раз, два, три.
Мягкая посадка – раз, два, три.

VI.Работа над темой урока.

Грибки, шубка, берёзка, шапка, книжка.

- что объединяет эти слова?

- перед какими буквами находятся эти согласные?

- Что надо сделать, чтобы не ошибиться в написании парных согласных?

Это – орфограмма!

VII. Применение учебного материала в знакомой и новой учебной ситуации.

а).Восстановить деформированное предложение. Устно объяснить орфограммы.

з…ма, сн……ком, зав…лила, лё…ким, горо…

-Запишите это предложение(Проверка в парах)

-Подчеркните грамматическую основу.

-Дайте характеристику этому предложению

Парные согласные -
Самые опасные.
Парный в слове проверяй,
Рядом гласный подставляй.


Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Методы ведения урока: деятельностный.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная.

Средства обучения:

компьютер, мультимедиапроектор, презентация к уроку, карточки для индивидуальной работы, сигнальные карточки.

Предметные задачи урока:

-развивать умение проверять слова с парными по глухости-звонкости согласными звуками в корне;

-сравнивать искомую букву в проверочном и проверяемом словах.

-отрабатывать последовательность действий при обозначении согласных звуков буквами.

Метапредметные задачи урока:

Регулятивные:

-уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

-проговаривать последовательность действий;

-оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки;

-планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

-вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Коммуникативные:

-уметь оформлять свои мысли в устной форме;

-слушать и понимать речь других.

Познавательные:

-уметь ориентироваться в своей системе знаний: строить логическую цепь рассуждения, доказывать, сравнивать, делать выводы;

-находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Личностные задачи урока:

- уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Планируемые результаты:

Дети учатся:

- понимать и принимать учебную задачу;

- проверять парные звонкие и глухие согласные в корне слова разными способами;

- сопоставлять произношение и написание слов;

- подбирать проверочное слово;

- находить примеры слов на изученную орфограмму;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Умения, характеризующие эти результаты:

- принимать учебную задачу, выполнять ее;

-определять проверяемое и проверочное слово;

- владеть разными способами проверки парных звонких и глухих согласных в корне слова.

Организационный момент. (1 минута)

Мотивация учебной деятельности.

-Ребята, посмотрите на экран и догадайтесь по картинкам, что за пословица в них спрятана. (слайд 1)

(Без труда не выловишь и рыбки из пруда)

- А какую пословицу вы еще знаете с таким смыслом? ( Терпенье и труд всё перетрут)

-Правильно. А как вы понимаете эти пословицы? ( Только стараясь можно достигнуть своих целей. Всякое дело требует усилий)

-А почему я выбрала именно эти пословицы к этому уроку? ( Надо стараться, чтобы всё получилось на уроке.)

3. Формирование темы урока и постановка цели, проблемы урока.

-Молодцы. Посмотрите на экран. (2 слайд)

Без труда не выловишь и ры…ки из пруда.

Терпенье и тру… всё перетрут.

-Здесь записаны наши пословицы, но в двух словах пропущены буквы. Какие буквы пропущены, объясните. ( Рыбки- рыба, труд-труды)

-А что объединяет эти буквы? (Это парные согласные)

-Подумайте и сформулируйте тему нашего урока. (Правописание парных согласных в корне слова)

-Какие задачи можем перед собой поставить на этом уроке?

(Находить слова с парной согласной, уметь подбирать к ним проверочные слова, правильно писать слова с этой орфограммой)

-А сколько всего пар парных согласных в русском языке? (6 пар)

-Давайте их вместе вспомним. Я читаю стихотворение, а вы мне поможете, назвав все пары правильно.

В нашем русском языке

Ходят парами б-п, в-ф, г-к, д-т, ж=ш, з-с (хором)

Эти пары у людей вызывают интерес.

Подменить хотят друг дружку.

Как узнать писать какую-

Эту букву иль другую?

С толку сбить хотят ребят!

Предстоит сегодня вам

Всё расставить по местам.

-Какое правило мы будем отрабатывать сегодня на уроке? (Правописание парных согласных в корне слова)

-А зачем нам надо хорошо знать это правило? ( Чтобы правильно писать слова, не допускать ошибок)

4. Первичное закрепление.

Работа в паре.

-Ребята, нам что-то пришло! Кто знает, что обозначают эти буквы? (СМС – 3 слайд)

-Давайте прочитаем, что в нём написано. У вас на столах такие же смс. ( 4 слайд)

Был морос . Опустил я в прорупь хвост. Ловись рыпка.

-Ребята, а от какого сказочного героя пришло нам это смс? (волк)

-А кто помнит, как называется сказка, из которой этот герой? ( Лиса и волк, Лисичка-сестричка и серый волк) 5 слайд

-А кто написал эту сказку? ( Это русская народная сказка)

-А как мы можем подбирать проверочные слова?

подобрать однокоренное слово

подобрать уменьшительно-ласкательное слово

подобрать название действия

изменить форму слова или поставить слово во множественное число

-Правильно. Работать будете в парах. Исправляем ошибки, подбираем проверочные слова. Советуемся друг с другом. Кто готов - поднимает руку.

- Проверяем. Сколько ошибок обнаружили? (три) Давайте их назовем, объясним написание буквы, подберём проверочное слово.

6 слайд – без ошибок ( мороз-морозец, прорубь-проруби, рыбка-рыба)

-Обведите карандашом те ошибки, которые вы не заметили. Если вы всё правильно сделали, поставьте себе на смс плюсик, если нет, то не ставим.

-Кто выполнил всё правильно и заработал плюс? Молодцы, а те кто не все ошибки заметил, тем надо быть более внимательным.

5. Физ. минутка

6. Работа с учебником

-А теперь открываем тетради и учебники на стр. 67 , смотрим упражнение 122. Давайте прочитаем задание к упражнению.

-Мы будем записывать эти слова в строчку, через запятую, называя парную согласную и подбирая проверочное слово. Его мы будем записывать в скобках. Подчёркивать вставленную букву.

Рыбка-рыба, тропка-тропинка, утюг-утюги, паук-пауки, мороз-морозец, ребус-ребусы, ягодка-ягоды, ветка-веточка.

7. Применение знаний и умений в новой ситуации. Игра.

Индивидуальная работа

-А теперь немного поиграем. Посмотрите на экран. (ДИСК) на экране Лоси-воздухоплаватели. Им никак не спуститься на землю, так как они никак не могут подобрать слова со своей буквой. Плохо знают правило! Давайте им поможем. Но нам нельзя ошибиться! А то шары могут лопнуть и лоси попадут на землю совсем неприятным путём. Поэтому мы сначала потренируемся. У вас на столах фотографии наших лосей. Давайте сначала прочитаем все слова.

-Как вы думаете, какая задача стоит перед вами? ( Нам нужно правильно подобрать слова)

-Работаем самостоятельно. Проводим стрелочки от слов к подходящим шарам. Кто сделает-поднимает руку.

-А теперь вы будете называть слова , подбирать к ним проверочное слово, подходить к компьютеру и подвешивать их к нужной корзине. А остальные проверять свою работу.

Кто справился без ошибок - поставьте себе плюс. Остальные должны быть более внимательными.

Самостоятельная работа по раздаточному дидактическому материалу.

(Осуществляется дифференцированный подход)

-Мы с вами весь урок отрабатывали нашу орфограмму, искали ошибки в смс, помогали лосям спуститься, повторяли правило, что настало время проверить как вы усвоили это правило.

1 уровень. Напиши пропущенную букву в слове, а рядом проверочное слово.

Сторо_, моро_, горо_, отря_, сугро_, лё_, ду_, чертё_, велосипе_, шка_, хле_.

2 уровень. Разбежались слова. Помогите их собрать.

Где растет морковь?
На________________.
Буквы пишут где?
В __________________.
Утром чистим что мы?
_______________.
Надеваем в холод?____________.
Любим все __________,________.
И читаем на ночь ______________. Слова для справок: зу_ки, тетра_ках, сала_ки, сне_ки, гря_ках, ска_ки, шу_ки.

- Прочитайте все задания и выберите то, которое вам по силам.
- Когда выполните задание, переверните листок и проверьте свою работу. (На обратной стороне ответы)

Перед вами лежат карточки с текстом. В тексте слова с пропущенными буквами. Вам нужно списать этот текст, вставить пропущенные буквы, в скобках написать проверочные слова.

Краси… ( ) лес осенью. Деревья надевают яркий наря… ( ). Ё…. ( ) нашёл под берё…кой ( ) гри… ( ). Птицы улетели на ю…( ).

-Проверяем. Называем проверочные слова. У кого все выполнено правильно, поставьте плюс.

8. Домашнее задание.

-Дома вы будете отрабатывать правило, которое мы сегодня закрепляли. Учебник с. 68, упр.124

9. Рефлексия. Подведение итогов урока.

-Какая тема урока у нас сегодня была? (Правописание парных согласных в корне слова)

-Давайте ещё раз вспомним правило.

-Чему мы учились на уроке? (Находить слова с парной согласной, уметь подбирать к ним проверочные слова, правильно писать слова с этой орфограммой)

-Давайте подведём итог вашей работы. Сколько плюсов вы набрали сегодня на уроке. Кто набрал три? два? один?

-Дайте характеристику урока.

-Вы сегодня замечательно потрудились. Молодцы. Урок окончен.


-75%

Нажмите, чтобы узнать подробности

- Здравствуйте, ребята! Сегодня урок русского языка в вашем классе проведу я. Меня зовут Анна Алексеевна. На урок пришли гости, повернитесь и поздоровайтесь с ними. Садитесь.

б) Вступительная беседа

- Сегодня на уроке будет царствовать его величество СЛОВО.

- Как вы думаете, почему я так уважительно назвала СЛОВО - его величество? (ответы детей)

- Словом владеет только человек, без слов мы бы не понимали друг друга, не смогли бы общаться и думать. Вот как о слове сказал российский поэт Вадим Шефнер.

- А какие слова вы любите? (ответы детей).

Сегодня некоторые слова откроют нам свои секреты.

Словарная работа

- Начнём урок со знакомства с новым словарным словом.

Прочитайте его на карточках. Приложение № 1

- Давайте уточним значение этого слова в толковых словарях.

У меня есть три толковых словаря:

Толковый словарь русского языка для учеников начальных классов.

Прочитает из этого словаря…………….

Толковый словарь Владимира Даля (с картинками)

Прочитает из словаря……………..

Русский толковый словарь

Прочитает из этого словаря………………

- Как же запомнить это словарное слово.

Актуализация знаний и коррекция опорных знаний

- К нам в класс залетели снежинки. Снежинки принесли замечательные слова. ( На доску вывесить слова на снежинках (Приложение № 3)

ХЛЕ… - Много снега, много хлеба. Снег укроет зёрна, как одеяло и сохранит до весны.

МОРО. - Мороз не велик, а стоять не велит. Русский человек привык к морозам.

БЕРЁ…КА - Берёзка белая, как снежок в порошу.

СУГРО…ЧИК - Почему это слово весёлое.

- Пороша с ветром унесла из этих слов буквы.

- Эти буквы обозначают гласные или согласные звуки?

- Что ещё вы можете сказать об этих звуках. (Они парные согласные звуки)

- Какие парные звонкие и глухие согласные вы знаете?

(Вывесить на доску парные согласные. Приложение № 4)

- Как вы думаете, какова тема урока? (ответы детей)

- Правильно, сегодня на уроке мы продолжим учиться правильно писать и проверять слова с парными звонкими и глухими согласными в корне слова.

Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

- Можете ли сразу, без сомнения вставить в эти слова пропущенные буква? ( нет, не возможно, не чётко слышно)

- Давайте понаблюдаем, почему мы сомневаемся в написании этих слов. Для этого внимательно посмотрим на слова, которые нам принесли снежинки и попробуем дописать слова в вашей карточке.

(Приложение № 5)

- Первую фразу прочитает…………. Кто с ним согласен, у кого также

- Можно ли сделать вывод, что мы сомневаемся, если парный согласный стоит на конце слова? Посмотрим, что напишет компьютер.

- Вторую фразу прочитает………… Кто с ним согласен, у кого также

- Можно ли сделать вывод, что мы сомневаемся, если парный согласный стоит перед согласным звуком? Посмотрим, что напишет компьютер.

- Вы умеете подбирать к словам однокоренные слова? Вам нравиться это делать? Какие слова называются однокоренными?

- Подберём по два однокоренных слова к этим словам и запишем их в тетрадь:

- Являются ли эти слова проверочными для слова ХЛЕБ? (Да, являются)

-Почему? (Согласный звук в этих словах хорошо слышен)

-Теперь есть у вас сомнения, какую букву надо написать в слове ХЛЕ…?

Перенести карточку со словом ХЛЕ…, дописать в тетради:

ХЛЕБНЫЙ, ХЛЕБУШЕК- ХЛЕБ.

- Являются ли эти слова проверочными для слова МОРОЗ? (Да, являются)

-Почему? (Согласный звук в этих словах хорошо слышен)

-Теперь есть у вас сомнения, какую букву надо написать в слове МОРО…?

Перенести карточку со словом МОРО…, дописать в тетради:

МОРОЗИК, МОРОЗНЫЙ- МОРОЗ.

- Являются ли эти слова проверочными для слова БЕРЁЗКА? (Да, являются)

-Почему? (Согласный звук в этих словах хорошо слышен)

-Теперь есть у вас сомнения, какую букву надо написать в слове БЕРЁ…КА?

Перенести карточку со словом БЕРЁ…КА, дописать в тетради:

БЕРЁЗА, БЕРЁЗОВЫЙ- БЕРЁЗКА.

- Значит, чтобы подобрать проверочное слово к словам с парными согласными, можно не только подобрать однокоренное слово, но и изменить форму слова, например, ХЛЕБ- ХЛЕБА; МОРОЗ-МОРОЗЫ.

- Давайте понаблюдаем за проверочными словами, и заполним вторую половину нашей карточки. (Приложение № 5)

СЛАЙДУ № 6 (белый)

- Первую фразу прочитает……… Кто с ним согласен, у кого также?

- Посмотрим, что написал компьютер.

- Вторую фразу прочитает……… Кто с ним согласен, у кого также?

- Посмотрим, что написал компьютер.

- Какой можно сделать вывод, Что нужно сделать, чтобы проверить слова с парными звонкими и глухими согласными в корне слова? (Нужно подобрать однокоренное слово или изменить слово так, чтобы после согласного стоял гласный звук или звуки , , , , .

Физ. минутка.

Отрывок из песни с движениями

Вместе весело шагать
По просторам, по просторам, по просторам,
И, конечно, припевать лучше хором
Лучше хором, лучше хором.
В небесах зари полоска заполощется:
Раз березка, два березка - будет рощица.
Раз дощечка, два дощечка - будет лесенка.
Раз словечко, два словечко - будет песенка.

- Есть ли в песенке слова с парными звонкими- глухими согласными в корне слова? (полоска, берёзка)

Первичное закрепление новых знаний

- Теперь, когда мы раскрыли секреты этих слов, давайте потренируемся правильно писать и проверять слова с парными согласными в корне, продолжим уважительно относиться к его величеству слову!

а) Типовое задание (в знакомой ситуации).

Работа по учебнику

страница 113, упражнение 214 выполнить с комментированием по цепочке.

б) Конструктивные задания (в изменённой ситуации).

Письмо по памяти

На доске слова: Пятка, селёдка, рожки, головка.

-Кто любит селёдку?

-А кто любит, когда ему щекотят пятки?

- Новый год- год козы, а козы есть рожки.

- Бывает умная головка и бывает головка чеснока.

- Внимательно прочитайте и постарайтесь запомнить написанные на доске слова.

Вызвать одного ребёнка за доску. Закрыть слова.

- Напишите оставшееся слово ( головка)

- Сравните свои записи с записями…………. который был у доски.

- Подбери устно к этим словам проверочные слова. Какую оценку себе поставишь за работу у доски?

Творческое применение знаний в новой ситуации.

Работа в парах. Выполнения задания на карточках Приложение № 6

- Прочитайте первую пословицу. Как вы её понимаете?

- Прочитайте вторую пословицу. Как её понимаете?

-Прочитайте третью пословицу. Как понимаете её?

- Какие слова выписали из этих пословиц? (сладкого, пирожка, улыбка, враг)

- Какие проверочные слова подобрали к этим словам?

- Покажите пальчиками, какую оценку за работу в парах вы поставите своему соседу.

8) Тест. Приложение № 7 ( если останется время сделать на уроке, если не останется, задать выполнения теста на дом)

9)Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении

10) Рефлексия

- Чем занимались на уроке?

-Важно ли для вас знать, как правильно писать слова с парными звонкими и глухими согласными в корне?

- Что, по- вашему, ещё нужно сделать, чтобы закрепить умения правильно писать такие слова?

- Понравился ли вам урок?

-Какой момент урока понравился больше?

- При выполнении какого задания испытывали трудности?

-Покажите пальчиками, какую оценку поставите сами себе.

11) Выставление оценок

12) Заключительное слово

- Закончить урок хочу стихами Эдуарда Асадова:

Слово может согреть, окрылить и спасти,
Осчастливить и льды протаранить.
Слово может нам тысячи бед принести,
Оскорбить и безжалостно ранить.
А поэтому скажем себе сурово:
"Чтобы не было в жизни ненужных бед
Надо думать, ребята, над каждым словом,
Ибо слов невесомых на свете нет!"

Читайте также: