Упражнение в написании слов с парными по глухости звонкости согласными в корне конспект 3 класс
Обновлено: 07.07.2024
Воспитательная: воспитывать аккуратность, ку льтуру общения.
- Ребята, возьмите круги с парными согласными, я бу ду называть слова, а вы б удете
показывать ту бу кв у, котору ю нужно написать в конце слова:
- Какие бу квы впервом столбик е? Во втором? (см отрим на доску)
- Что проверяли? (парные согласные, глухие и звонкие на конце слов)
Какие проверочные слова подбирали для проверки? (однокоренные)
- Правильно. Сегодня мы будем у пражняться в написании слов с глу хими и з вонкими
согласными в корне и закрепим ум ение их проверять.
- Открывайте тетради, записывайте число…(подчеркиваем орфогр. )
- Послушайте скороговорку и определите, какую букву будем прописывать на
Запишем скороговорку в тетрадь, но сначала проанализи ру ем сложные слова, чтобы н е
было ошибок , вспомним правило. Что надо сделать чтобы написать п равильно п а рный
слог? ( изменить слово так, чтобы после согласного стояла гласная)
- сейчас м ы прдолжим вставлять пропещенные парные с огласные и проведём
соревнование, чей рядбыстрее и правильно выполнит работу.
( На доске три столбика слов с проп у щенной б у квой. О т каждого ряда вых одят
по одному ученику и вставляют проп ущенную б у кв у. Выигрывает тот ряд,
- А сейчас посмотрите внимательно н а доск у , каждый ряд запомните свои слова.
Я закрою доску, а вы запишите их в тетрадь и подберите проверочные слова.
- Составьте устно предложение с одни м из слов. ( прослушиваются предложения,
- Я тоже составила и записала предложение. Прочитайте его.
Дети надели тёплые шупки и побежали на морос играть в снешки .
Дети надели теплые шу бки (шубы ) и побежали на моро з (моро зы ) играть в снежки
- Как вы усвоили правописание и проверку парных согласных, покажет
- Каким правилом вы пользовались при выполнении з адания?
- Приготовьте сигнальные карточки. Я буду читать высказывания, если вы с
высказыванием согласны, поднимите зелёный кружок , если вы с высказыванием
1. Верите ли вы, что парну ю согласн ую в корне слова нужно проверять? (да)
2. Верите ли вы, что парну ю согласн ую в корне ну жно проверять ударением?(нет)
3. Верите ли вы, что парная согласная проверяется глас ным звуком? (да)
- Что же нужно сделать, чтобы правильно написать слово с парной соглас ной в
Урок разработан для 3 класса с использованием интерактивных приёмов обучения.
Русский язык
Тема. Правописание слов с парными по глухости – звонкости согласных перед согласными в корне.
Образовательные: формировать умения различать парные звонкие и глухие согласные, правильно писать слова с парными по звонкости-глухости согласными, систематизировать изученный материал, применять полученные знания.
Способствовать развитию грамотной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.
Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.
Формировать УУД:
-Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
-Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
І Мотивация учебной деятельности.
– Каким бы вы хотели видеть сегодняшний урок?
– Что для этого нужно?
– Я думаю, что благодаря нашим совместным усилиям именно такой урок у нас и получится.
Терпенье и труд всё перетрут.
– Какие слова нам могут подсказать тему урока?
– Сформулируйте тему урока.
– Поставьте цель урока.
(Продолжить работу над умением проверять слова с парными согласными в корне.)
III. Актуализация знаний
– Почему нужно проверять слова с парными согласными?
– Как проверить парный согласный в корне слова?
– Подберите проверочное слово.
– Какой способ вы использовали? (2 способа )
IV. Чистописание
-подбери синоним (работа)
-подбери антоним (лень)
-подбери однокоренные слова.
V.Словарно - орфографическая работа.
-Запиши отгадки, проверь по словарю
1) Красный нос в землю врос
А зелёный хвост – снаружи,
Нам зелёный хвост не нужен
Нужен только красный нос. (морковь)
2) Палочка волшебная есть у меня, друзья!
Палочкою этой могу построить я:
Башню, дом и самолёт, и большущий пароход! (карандаш)
3).Я взял муки и взял творог
4) Что за чудо – синий дом
Ребятишек много в нём.
Носит обувь из резины
И питается бензином (автобус)
5) В землю тёплую уйду
К солнцу колосом взойду
В нём таких, как я,
Будет целая семья. (овёс)
6) то я в клетку, то в линейку
Написать по мне сумей-ка
Можешь и нарисовать –
Называюсь я - …(тетрадь)
- Какое правило объединяет эти слова?
- Подбери проверочные слова.
Физкультминутка.
Поработали мы дружно,
Отдохнуть сейчас нам нужно.
Мелкие шажки – раз, два, три.
Лёгкие прыжки – раз, два, три.
Повороты резко – раз, два, три.
И наклоны низко – раз, два, три.
Три хлопка в ладошки – раз, два, три.
Покрутись немножко – раз, два, три.
Вот и вся зарядка – раз, два, три.
Мягкая посадка – раз, два, три.
VI.Работа над темой урока.
Грибки, шубка, берёзка, шапка, книжка.
- что объединяет эти слова?
- перед какими буквами находятся эти согласные?
- Что надо сделать, чтобы не ошибиться в написании парных согласных?
Это – орфограмма!
VII. Применение учебного материала в знакомой и новой учебной ситуации.
а).Восстановить деформированное предложение. Устно объяснить орфограммы.
з…ма, сн……ком, зав…лила, лё…ким, горо…
-Запишите это предложение(Проверка в парах)
-Подчеркните грамматическую основу.
-Дайте характеристику этому предложению
Парные согласные -
Самые опасные.
Парный в слове проверяй,
Рядом гласный подставляй.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Методы ведения урока: деятельностный.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная.
Средства обучения:
компьютер, мультимедиапроектор, презентация к уроку, карточки для индивидуальной работы, сигнальные карточки.
Предметные задачи урока:
-развивать умение проверять слова с парными по глухости-звонкости согласными звуками в корне;
-сравнивать искомую букву в проверочном и проверяемом словах.
-отрабатывать последовательность действий при обозначении согласных звуков буквами.
Метапредметные задачи урока:
Регулятивные:
-уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
-проговаривать последовательность действий;
-оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки;
-планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
-вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Коммуникативные:
-уметь оформлять свои мысли в устной форме;
-слушать и понимать речь других.
Познавательные:
-уметь ориентироваться в своей системе знаний: строить логическую цепь рассуждения, доказывать, сравнивать, делать выводы;
-находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Личностные задачи урока:
- уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Планируемые результаты:
Дети учатся:
- понимать и принимать учебную задачу;
- проверять парные звонкие и глухие согласные в корне слова разными способами;
- сопоставлять произношение и написание слов;
- подбирать проверочное слово;
- находить примеры слов на изученную орфограмму;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
Умения, характеризующие эти результаты:
- принимать учебную задачу, выполнять ее;
-определять проверяемое и проверочное слово;
- владеть разными способами проверки парных звонких и глухих согласных в корне слова.
Организационный момент. (1 минута)
Мотивация учебной деятельности.
-Ребята, посмотрите на экран и догадайтесь по картинкам, что за пословица в них спрятана. (слайд 1)
(Без труда не выловишь и рыбки из пруда)
- А какую пословицу вы еще знаете с таким смыслом? ( Терпенье и труд всё перетрут)
-Правильно. А как вы понимаете эти пословицы? ( Только стараясь можно достигнуть своих целей. Всякое дело требует усилий)
-А почему я выбрала именно эти пословицы к этому уроку? ( Надо стараться, чтобы всё получилось на уроке.)
3. Формирование темы урока и постановка цели, проблемы урока.
-Молодцы. Посмотрите на экран. (2 слайд)
Без труда не выловишь и ры…ки из пруда.
Терпенье и тру… всё перетрут.
-Здесь записаны наши пословицы, но в двух словах пропущены буквы. Какие буквы пропущены, объясните. ( Рыбки- рыба, труд-труды)
-А что объединяет эти буквы? (Это парные согласные)
-Подумайте и сформулируйте тему нашего урока. (Правописание парных согласных в корне слова)
-Какие задачи можем перед собой поставить на этом уроке?
(Находить слова с парной согласной, уметь подбирать к ним проверочные слова, правильно писать слова с этой орфограммой)
-А сколько всего пар парных согласных в русском языке? (6 пар)
-Давайте их вместе вспомним. Я читаю стихотворение, а вы мне поможете, назвав все пары правильно.
В нашем русском языке
Ходят парами б-п, в-ф, г-к, д-т, ж=ш, з-с (хором)
Эти пары у людей вызывают интерес.
Подменить хотят друг дружку.
Как узнать писать какую-
Эту букву иль другую?
С толку сбить хотят ребят!
Предстоит сегодня вам
Всё расставить по местам.
-Какое правило мы будем отрабатывать сегодня на уроке? (Правописание парных согласных в корне слова)
-А зачем нам надо хорошо знать это правило? ( Чтобы правильно писать слова, не допускать ошибок)
4. Первичное закрепление.
Работа в паре.
-Ребята, нам что-то пришло! Кто знает, что обозначают эти буквы? (СМС – 3 слайд)
-Давайте прочитаем, что в нём написано. У вас на столах такие же смс. ( 4 слайд)
Был морос . Опустил я в прорупь хвост. Ловись рыпка.
-Ребята, а от какого сказочного героя пришло нам это смс? (волк)
-А кто помнит, как называется сказка, из которой этот герой? ( Лиса и волк, Лисичка-сестричка и серый волк) 5 слайд
-А кто написал эту сказку? ( Это русская народная сказка)
-А как мы можем подбирать проверочные слова?
подобрать однокоренное слово
подобрать уменьшительно-ласкательное слово
подобрать название действия
изменить форму слова или поставить слово во множественное число
-Правильно. Работать будете в парах. Исправляем ошибки, подбираем проверочные слова. Советуемся друг с другом. Кто готов - поднимает руку.
- Проверяем. Сколько ошибок обнаружили? (три) Давайте их назовем, объясним написание буквы, подберём проверочное слово.
6 слайд – без ошибок ( мороз-морозец, прорубь-проруби, рыбка-рыба)
-Обведите карандашом те ошибки, которые вы не заметили. Если вы всё правильно сделали, поставьте себе на смс плюсик, если нет, то не ставим.
-Кто выполнил всё правильно и заработал плюс? Молодцы, а те кто не все ошибки заметил, тем надо быть более внимательным.
5. Физ. минутка
6. Работа с учебником
-А теперь открываем тетради и учебники на стр. 67 , смотрим упражнение 122. Давайте прочитаем задание к упражнению.
-Мы будем записывать эти слова в строчку, через запятую, называя парную согласную и подбирая проверочное слово. Его мы будем записывать в скобках. Подчёркивать вставленную букву.
Рыбка-рыба, тропка-тропинка, утюг-утюги, паук-пауки, мороз-морозец, ребус-ребусы, ягодка-ягоды, ветка-веточка.
7. Применение знаний и умений в новой ситуации. Игра.
Индивидуальная работа
-А теперь немного поиграем. Посмотрите на экран. (ДИСК) на экране Лоси-воздухоплаватели. Им никак не спуститься на землю, так как они никак не могут подобрать слова со своей буквой. Плохо знают правило! Давайте им поможем. Но нам нельзя ошибиться! А то шары могут лопнуть и лоси попадут на землю совсем неприятным путём. Поэтому мы сначала потренируемся. У вас на столах фотографии наших лосей. Давайте сначала прочитаем все слова.
-Как вы думаете, какая задача стоит перед вами? ( Нам нужно правильно подобрать слова)
-Работаем самостоятельно. Проводим стрелочки от слов к подходящим шарам. Кто сделает-поднимает руку.
-А теперь вы будете называть слова , подбирать к ним проверочное слово, подходить к компьютеру и подвешивать их к нужной корзине. А остальные проверять свою работу.
Кто справился без ошибок - поставьте себе плюс. Остальные должны быть более внимательными.
Самостоятельная работа по раздаточному дидактическому материалу.
(Осуществляется дифференцированный подход)
-Мы с вами весь урок отрабатывали нашу орфограмму, искали ошибки в смс, помогали лосям спуститься, повторяли правило, что настало время проверить как вы усвоили это правило.
1 уровень. Напиши пропущенную букву в слове, а рядом проверочное слово.
Сторо_, моро_, горо_, отря_, сугро_, лё_, ду_, чертё_, велосипе_, шка_, хле_.
2 уровень. Разбежались слова. Помогите их собрать.
Где растет морковь?
На________________.
Буквы пишут где?
В __________________.
Утром чистим что мы?
_______________.
Надеваем в холод?____________.
Любим все __________,________.
И читаем на ночь ______________. Слова для справок: зу_ки, тетра_ках, сала_ки, сне_ки, гря_ках, ска_ки, шу_ки.
- Прочитайте все задания и выберите то, которое вам по силам.
- Когда выполните задание, переверните листок и проверьте свою работу. (На обратной стороне ответы)
Перед вами лежат карточки с текстом. В тексте слова с пропущенными буквами. Вам нужно списать этот текст, вставить пропущенные буквы, в скобках написать проверочные слова.
Краси… ( ) лес осенью. Деревья надевают яркий наря… ( ). Ё…. ( ) нашёл под берё…кой ( ) гри… ( ). Птицы улетели на ю…( ).
-Проверяем. Называем проверочные слова. У кого все выполнено правильно, поставьте плюс.
8. Домашнее задание.
-Дома вы будете отрабатывать правило, которое мы сегодня закрепляли. Учебник с. 68, упр.124
9. Рефлексия. Подведение итогов урока.
-Какая тема урока у нас сегодня была? (Правописание парных согласных в корне слова)
-Давайте ещё раз вспомним правило.
-Чему мы учились на уроке? (Находить слова с парной согласной, уметь подбирать к ним проверочные слова, правильно писать слова с этой орфограммой)
-Давайте подведём итог вашей работы. Сколько плюсов вы набрали сегодня на уроке. Кто набрал три? два? один?
-Дайте характеристику урока.
-Вы сегодня замечательно потрудились. Молодцы. Урок окончен.
-75%
- Здравствуйте, ребята! Сегодня урок русского языка в вашем классе проведу я. Меня зовут Анна Алексеевна. На урок пришли гости, повернитесь и поздоровайтесь с ними. Садитесь.
б) Вступительная беседа
- Сегодня на уроке будет царствовать его величество СЛОВО.
- Как вы думаете, почему я так уважительно назвала СЛОВО - его величество? (ответы детей)
- Словом владеет только человек, без слов мы бы не понимали друг друга, не смогли бы общаться и думать. Вот как о слове сказал российский поэт Вадим Шефнер.
- А какие слова вы любите? (ответы детей).
Сегодня некоторые слова откроют нам свои секреты.
Словарная работа
- Начнём урок со знакомства с новым словарным словом.
Прочитайте его на карточках. Приложение № 1
- Давайте уточним значение этого слова в толковых словарях.
У меня есть три толковых словаря:
Толковый словарь русского языка для учеников начальных классов.
Прочитает из этого словаря…………….
Толковый словарь Владимира Даля (с картинками)
Прочитает из словаря……………..
Русский толковый словарь
Прочитает из этого словаря………………
- Как же запомнить это словарное слово.
Актуализация знаний и коррекция опорных знаний
- К нам в класс залетели снежинки. Снежинки принесли замечательные слова. ( На доску вывесить слова на снежинках (Приложение № 3)
ХЛЕ… - Много снега, много хлеба. Снег укроет зёрна, как одеяло и сохранит до весны.
МОРО. - Мороз не велик, а стоять не велит. Русский человек привык к морозам.
БЕРЁ…КА - Берёзка белая, как снежок в порошу.
СУГРО…ЧИК - Почему это слово весёлое.
- Пороша с ветром унесла из этих слов буквы.
- Эти буквы обозначают гласные или согласные звуки?
- Что ещё вы можете сказать об этих звуках. (Они парные согласные звуки)
- Какие парные звонкие и глухие согласные вы знаете?
(Вывесить на доску парные согласные. Приложение № 4)
- Как вы думаете, какова тема урока? (ответы детей)
- Правильно, сегодня на уроке мы продолжим учиться правильно писать и проверять слова с парными звонкими и глухими согласными в корне слова.
Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности.
- Можете ли сразу, без сомнения вставить в эти слова пропущенные буква? ( нет, не возможно, не чётко слышно)
- Давайте понаблюдаем, почему мы сомневаемся в написании этих слов. Для этого внимательно посмотрим на слова, которые нам принесли снежинки и попробуем дописать слова в вашей карточке.
(Приложение № 5)
- Первую фразу прочитает…………. Кто с ним согласен, у кого также
- Можно ли сделать вывод, что мы сомневаемся, если парный согласный стоит на конце слова? Посмотрим, что напишет компьютер.
- Вторую фразу прочитает………… Кто с ним согласен, у кого также
- Можно ли сделать вывод, что мы сомневаемся, если парный согласный стоит перед согласным звуком? Посмотрим, что напишет компьютер.
- Вы умеете подбирать к словам однокоренные слова? Вам нравиться это делать? Какие слова называются однокоренными?
- Подберём по два однокоренных слова к этим словам и запишем их в тетрадь:
- Являются ли эти слова проверочными для слова ХЛЕБ? (Да, являются)
-Почему? (Согласный звук в этих словах хорошо слышен)
-Теперь есть у вас сомнения, какую букву надо написать в слове ХЛЕ…?
Перенести карточку со словом ХЛЕ…, дописать в тетради:
ХЛЕБНЫЙ, ХЛЕБУШЕК- ХЛЕБ.
- Являются ли эти слова проверочными для слова МОРОЗ? (Да, являются)
-Почему? (Согласный звук в этих словах хорошо слышен)
-Теперь есть у вас сомнения, какую букву надо написать в слове МОРО…?
Перенести карточку со словом МОРО…, дописать в тетради:
МОРОЗИК, МОРОЗНЫЙ- МОРОЗ.
- Являются ли эти слова проверочными для слова БЕРЁЗКА? (Да, являются)
-Почему? (Согласный звук в этих словах хорошо слышен)
-Теперь есть у вас сомнения, какую букву надо написать в слове БЕРЁ…КА?
Перенести карточку со словом БЕРЁ…КА, дописать в тетради:
БЕРЁЗА, БЕРЁЗОВЫЙ- БЕРЁЗКА.
- Значит, чтобы подобрать проверочное слово к словам с парными согласными, можно не только подобрать однокоренное слово, но и изменить форму слова, например, ХЛЕБ- ХЛЕБА; МОРОЗ-МОРОЗЫ.
- Давайте понаблюдаем за проверочными словами, и заполним вторую половину нашей карточки. (Приложение № 5)
СЛАЙДУ № 6 (белый)
- Первую фразу прочитает……… Кто с ним согласен, у кого также?
- Посмотрим, что написал компьютер.
- Вторую фразу прочитает……… Кто с ним согласен, у кого также?
- Посмотрим, что написал компьютер.
- Какой можно сделать вывод, Что нужно сделать, чтобы проверить слова с парными звонкими и глухими согласными в корне слова? (Нужно подобрать однокоренное слово или изменить слово так, чтобы после согласного стоял гласный звук или звуки , , , , .
Физ. минутка.
Отрывок из песни с движениями
Вместе весело шагать
По просторам, по просторам, по просторам,
И, конечно, припевать лучше хором
Лучше хором, лучше хором.
В небесах зари полоска заполощется:
Раз березка, два березка - будет рощица.
Раз дощечка, два дощечка - будет лесенка.
Раз словечко, два словечко - будет песенка.
- Есть ли в песенке слова с парными звонкими- глухими согласными в корне слова? (полоска, берёзка)
Первичное закрепление новых знаний
- Теперь, когда мы раскрыли секреты этих слов, давайте потренируемся правильно писать и проверять слова с парными согласными в корне, продолжим уважительно относиться к его величеству слову!
а) Типовое задание (в знакомой ситуации).
Работа по учебнику
страница 113, упражнение 214 выполнить с комментированием по цепочке.
б) Конструктивные задания (в изменённой ситуации).
Письмо по памяти
На доске слова: Пятка, селёдка, рожки, головка.
-Кто любит селёдку?
-А кто любит, когда ему щекотят пятки?
- Новый год- год козы, а козы есть рожки.
- Бывает умная головка и бывает головка чеснока.
- Внимательно прочитайте и постарайтесь запомнить написанные на доске слова.
Вызвать одного ребёнка за доску. Закрыть слова.
- Напишите оставшееся слово ( головка)
- Сравните свои записи с записями…………. который был у доски.
- Подбери устно к этим словам проверочные слова. Какую оценку себе поставишь за работу у доски?
Творческое применение знаний в новой ситуации.
Работа в парах. Выполнения задания на карточках Приложение № 6
- Прочитайте первую пословицу. Как вы её понимаете?
- Прочитайте вторую пословицу. Как её понимаете?
-Прочитайте третью пословицу. Как понимаете её?
- Какие слова выписали из этих пословиц? (сладкого, пирожка, улыбка, враг)
- Какие проверочные слова подобрали к этим словам?
- Покажите пальчиками, какую оценку за работу в парах вы поставите своему соседу.
8) Тест. Приложение № 7 ( если останется время сделать на уроке, если не останется, задать выполнения теста на дом)
9)Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении
10) Рефлексия
- Чем занимались на уроке?
-Важно ли для вас знать, как правильно писать слова с парными звонкими и глухими согласными в корне?
- Что, по- вашему, ещё нужно сделать, чтобы закрепить умения правильно писать такие слова?
- Понравился ли вам урок?
-Какой момент урока понравился больше?
- При выполнении какого задания испытывали трудности?
-Покажите пальчиками, какую оценку поставите сами себе.
11) Выставление оценок
12) Заключительное слово
- Закончить урок хочу стихами Эдуарда Асадова:
Слово может согреть, окрылить и спасти,
Осчастливить и льды протаранить.
Слово может нам тысячи бед принести,
Оскорбить и безжалостно ранить.
А поэтому скажем себе сурово:
"Чтобы не было в жизни ненужных бед
Надо думать, ребята, над каждым словом,
Ибо слов невесомых на свете нет!"
Читайте также: