Употребление причастий и деепричастий в речи 7 класс конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Употребление причастий и деепричастий в речи

Учитель: Воронина Светлана Николаевна

Конспект открытого урока

на РМО учителей русского языка и литературы

Выявить роль причастий и деепричастий в речи;

Научить правильно употреблять эти глагольные формы в речи

Развивать речевые и коммуникативные умения, креативное мышление, внимание; навыки самооценки

Воспитывать эстетический вкус, интерес к предмету.

Оборудование:

- презентация к уроку;

- приложение с дидактическим материалом к уроку;

И.К. Айвазовский (1817 – 1900гг) – художник – маринист

МАРИНИСТ ( франц. mariniste , от лат. marinus – морской) – художник, изображающий море.

Организационный момент.

II. Приветственное слово учителя.

Друзья мои! Я очень рада

Войти в приветливый Ваш класс.

И для меня уже награда

Вниманье ваших добрых глаз.

Я знаю: каждый в классе гений.

Но без труда талант не впрок.

Скрестим же шпаги наших мнений –

Давайте же начнём урок!

Давайте разыграем сценку, которая поможет нам определить одну из задач нашего урока.

Автор . Виктор Александрович задал классу неожиданный вопрос.

Виктор Александрович . Любите ли вы причастия и деепричастия?

Маша (недовольно). А кто их любит? И за что их любить?

Таня (объясняет). Они трудны по образованию, надо знать суффиксы. Запомнить их не так просто.

Игорь (поддерживает). А как трудно выучить их правописание! Сколько правил!

Автор . Многие ребята молчали. Видимо, у них не было твердого мнения о причастиях и деепричастиях. Но все равно Виктору Александровичу грустно было слушать жалобы на причастия и деепричастия, так как сам он их любил, несмотря на их неблагозвучие, и считал, что без причастий и деепричастий нет художественной речи.

Учитель. Давайте, ребята, вместе с вами попытаемся понять, кто прав: ученики или Виктор Александрович.

III . Мотивация. Определение темы урока , целеполагание .

- О чем мы с вами будем говорить сегодня на уроке?

Записываем тему урока

- Какую цель вы перед собой поставите? (Узнать, какова роль причастий и деепричастий в речи и как избежать ошибки употребления глагольных форм.)

^ 2. Проверка теоретических знаний.

Учитель.
II . Актуализация знаний.

Верите ли вы, что причастие – изменяемая часть речи?

Верите ли вы, что причастие похоже на прилагательное?

Верите ли вы, что причастия не связаны с глаголом?

Верите ли вы, что у причастий не может быть краткой формы?

Верите ли вы, что у причастий нет зависимых слов?

Верите ли вы, что причастие в предложении выполняет роль определения?

Верите ли вы, что деепричастие – неизменяемая часть речи?

Верите ли вы, что деепричастие обозначает признак предмета по действию?

Верите ли вы, что деепричастный оборот не всегда выделяется запятыми?

Верите ли вы, что деепричастия похожи на прилагательные?

Верите ли вы, что деепричастия похожи на наречия?

Самопроверка по ключу (слайд 2). Самооценка, проставление баллов в оценочном листе.

Озвучивание результатов: Кто набрал 11 баллов? 8 - 10? 6 – 7? Меньше 6 баллов? Итак, морфологические признаки причастий и деепричастий мы знаем, о правописании этих частей речи мы говорили.

IV .Организация деятельности учащихся по усвоению темы урока.

Выявление роли причастий в тексте . Упражнение 1. (Распечатаны)

Серебряная сказка зимы!

Поля. Лес. В звёздные ночи лунный свет.

Учитель.

- Можем ли мы сказать, что эти предложения рассказывают о серебряной сказке зимы?

- А теперь давайте воспользуемся словами для справок.

- Вставьте их на места пропусков в тексте.

Слова для справок : белеющие, переплетённые лентами следов, занесённый снегом, колдующий над полями.

Серебряная сказка зимы!

Белеющие поля, переплетённые лентами следов. Занесённый снегом лес. В звёздные ночи лунный свет, колдующий над полями.

Распечатаны

Учитель.

- Что изменилось в содержании текста?

( Картина стала яркой, красочной, образной)

- Благодаря каким словам наша картина стала ярче?

- Выделите в них суффиксы

- Объясните написание НН.

-Объясните постановку знаков препинания

2. Лингвистический эксперимент.

Упражнение 2.( Распечатаны)

- А теперь давайте проведём лингвистический эксперимент. Перед вами предложения, с сочетаниями КОТОРЫЙ+ГЛАГОЛ.

- Попробуйте заменить эти сочетания на причастные обороты или причастия.

- Что изменилось в предложениях?

- Какой алгоритм действий вы применили, выбирая правильное окончание причастий?

1 – найти определяемое слово

2 – определить его грамматическую форму

3 –задать вопрос от определяемого слова к причастию

Если бы вы не правильно выполнили это задание, какие нормы были бы нарушены?

- Какова же роль причастий в речи? (Причастия, обозначая признак предмета по действию, способствуют созданию цельного образа – пейзажа, обстановки, портрета; делают текст выразительным, образным, зримым, одухотворенным.)

Выявление роли деепричастий в тексте .

Работа со словарём

Лексическая работа: Что такое водопад? (Стремительно падающий с высоты поток воды.)

Прослушивание стихотворения (Слайд 6)

Резвясь и спеша,

Делясь и встречаясь,

Ласкаясь, бунтуя, летя,

Играя, дробясь, шелестя,

Блистая, взлетая, шатаясь.

Сплетаясь, звеня, клокоча,

Взвиваясь, вертясь, грохоча,

Морщинясь, волнуясь, катаясь,

Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,

Взметаясь и пенясь, смеясь и болтая,

Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая,

Так падают бурные воды в сверкающем, быстром Лодоре!

- Сколько предложений в тексте?

- В чем необычность этого стихотворения? (Состоит почти из одних деепричастий.)

А знаете, сколько их? 48 одиночных деепричастий!

- С какой целью используется в этом тексте такое количество деепричастий? Какой художественный эффект достигается? ( Картина становится зримой, образной, озвученной. Водопад изменчив: покорный и бунтующий, спокойный и резвый. Деепричастия дают разнообразные характеристики действию по цвету, звуку, движению.)

Работа в группах : найти в тексте деепричастия, которые обозначают добавочное действие

1 группа – по звуковым впечатлениям ( журча, шипя, кипя, шурша, шелестя, звеня, клокоча , шумя, воркуя, гремя);

2 группа – по движению ( струясь, крутясь, сливаясь, вздымаясь, вздуваясь, скользя, делясь, встречаясь, летя, дробясь, сплетаясь).

3 группа – по аналогии с человеческими качествами ( ворча, резвясь, обнимаясь, ласкаясь, бунтуя, играясь, шатаясь, морщинясь, волнуясь, дрожа, ликуя);

Подчеркнуть

- Почему такую необычную форму стихотворения выбирает поэт?

(Стихотворение записано в форме пирамиды, чтобы подчеркнуть сходство с водопадом).

-Какую роль играют деепричастия в речи? (Они дорисовывает действие, помогая создать живописную картину действий.)

Именно при помощи деепричастий поэту удалось описать неукротимую природную стихию, показать могущество и великолепие водопада.

Обозначая добавочное действие, деепричастие украшает нашу речь, заставляет обратить внимание на незаметные, на первый взгляд, детали.

VII . Организация деятельности учащихся по применению полученных знаний.

Творческое задание . Работа с деформированным текстом.

Цель: научить использовать деепричастия в речи.

Водопад изображал на своих картинах и художник – маринист И.К. Айвазовский (1817 – 1900г.г.)

Работа со словарём

Словарная работа:

МАРИНИСТ ( франц. mariniste , от лат. marinus – морской) – художник, изображающий море.

Задание: допишите текст (распечатан на карточках), вставив вместо пропусков деепричастия.

Проверка получившегося текста (1 -2 ученика), сравнение с образцом. (Слайд 9)( Работа оценивается учителем)

VI .

Физминутка.

И вот теперь пришла пора нам с вами отдохнуть.

Встаньте, пожалуйста, возле своих парт.

- Представьте себя на зимней полянке.

- Какой морозный воздух, вдохнём глубоко… ещё…

- Ветви елей покрыты пушистым белым снегом, который так и хочется стряхнуть. Правой рукой с одной ветки… левой - с другой.

- Снежинки закружились в воздухе, попытаемся их поймать.

- Сдуем снежинки с ладошки.

- И вернёмся к работе.
VIII . Организация деятельности учащихся по предупреждению грамматических ошибок в употреблении причастий и деепричастий.

Учитель . А теперь давайте поговорим о том, какие же ошибки можно допустить при употреблении причастий и деепричастий.


И я предлагаю … (Стук в дверь. Сценка: входят два домовенка)

Кузя: Света! Света! (зовет)

Света: Да, да, я здесь.

Кузя: Света, знакомься. Это Егорка – наш сосед с первого этажа. Он домовой.

Точнее, магазинный, живет в магазине. Егорка, расскажи Свете, в чем твоя проблема. Света учится в 7-м классе, отличница, мигом разберется.

Егорка: У нас в магазине стало очень холодно. Дует. Потому что покупатели дверь не закрывают. И я решил табличку написать. Только не знаю, как лучше сказать.

Кузя: Вот что у нас получилось ( вешает табличку : «Зайдя в магазин дверь

Света: Нет, это плохо! Получается, что у вас дверь в магазин заходит. С деепричастным оборотом надо быть очень осторожным. И чтобы такой бессмыслицы не получилось, помнить, что действие, выраженное деепричастием, и действие, выраженное глаголом-сказуемым, относится к одному лицу.

Кстати, Кузя, а запятую ты поставил?

Кузя: Это ещё зачем? И так все понятно.

Света: Надо, чтобы все правильно было. А то вы всех покупателей распугаете.

Запомните: деепричастный оборот всегда выделяется запятыми.

Кузя: Видишь, Егорка, я же говорил, что Света нам поможет.

Егорка: Вижу. Только у меня ещё несколько объявлений. Может, проверите,

ребята? А мы зайдем завтра . (уходят)

Света: Конечно, проверим.


- А вот теперь, когда вы знаете важное правило использования деепричастий в предложении (какое?)

Помнить, что действие, выраженное деепричастием, и действие, выраженное глаголом-сказуемым, относится к одному лицу.

2 способ ?
Предлагаю поучиться на чужих ошибках.
Задание: исправьте грамматические ошибки в употреблении причастий и деепричастий, объясните. (Предложения распечатаны)

Туча уже сыпала дождиком, нависшая над высокими вершинами тополей.

Подъезжая к станции, у меня слетела шляпа.

Сидя у окна, в комнату влетел воробей.

Возвращаясь домой, пошел дождь.

Иней, сверкающийся на ветках, завораживал.

Увидев заснеженную лесную опушку, меня охватило чувство радости.

Метель, начавшийся утром, не переставала до вечера.

Проверка, сравнение с образцом; объяснение знаков препинания. (Слайды 10 – 13) Самооценка, заполнение оценочного листа.

- Как избежать грамматической ошибки в употреблении причастий? (Причастие или причастный оборот стоит рядом с главным словом).

- О чем нужно помнить, употребляя деепричастие или деепричастный оборот? (Деепричастие и глагол относятся к одному лицу,)

IX . Итоги урока.

Получили мы ответы на вопросы, поставленные в начале урока? Озвучьте их.

Причастие и деепричастие являются выразительным средством: придают речи яркость, образность; дорисовывают признак, движение; помогают красочно, выразительно описать природу, чувства, переживания; делают текст динамичным, выразительным, живописным.

Употребляя причастия и деепричастия необходимо помнить, что

- причастие всегда стоит рядом с главным словом;

- деепричастие и глагол относятся к одному лицу.

X . Итоговая самооценка в оценочном листе . ( Оценочные листы на проверку)

Рефлексия.

- Самым интересным на уроке для меня было…

- Для меня оказалось трудным и сложным…

XI . Домашнее задание.

Подобрать тексты из художественной литературы с причастиями и деепричастиями, указать их роль

получили в процессе работы с н азванными час тями речи, что - то у знаете только сегодня.

Постарайтесь быть предельно внимательными, если возникн у т вопросы – не стесняйтесь их задавать.

В конце урока вам п редстоит испытать себя в роли коррект оров, то есть людей, призванных

исправлять чужие ошибки. Испытание буде т прох одить в виде тестовой работы.

III. Изучение нового материала (эвристическая беседа)

Каково же назн ачение п ричастий и деепр ичастий в реч и? Чтобы ответить на данный вопрос,

1. Кто из нас не любовался облаками, которые плыву т по неб у ?

2. Кто из нас не любовался облаками, плывущими по небу?

Какое из них, на ваш взгляд, лаконичнее (короче) и выразительнее? А за счет чего?

Для чего использ уется причас тие во вт ором из приведенных п редложений? (Его

1. Он опустил р ужье и долго любовался гордыми п тицами, п отом тихонько попятился и

2. Он, опустив ружье, долго любовался гордыми птицами,

Какую ф ункцию выполняют в данном случае деепричастия? ( Они д елают речь изящней и

Подведем итог. С какой целью использу ются в нашей речи причастия и деепричастия?

IV. Закрепление материала. Р абота с упражнениями 120 (у стно) , 263 (письменно) , 208 (1

Теперь попробуем на п рактике сделать свою речь лаконичнее, легче и выразительн ей, для

этого обратимся к упражнению № 120, №263 (задания упражнений касаются конструирования

предложений с использованием П.О. и Д. О. в це лях избежать по втора и сделать пре дложения

В то время, пок а весь класс выполняет упражнение №263, на доске сильный уче ник работает с

Далее осуществляется взаимопроверка выполнения и проверка сделанного у доски.

Как вы д умаете, ребята, достаточно ли образованном у и к ульту рном у человеку простого

наличия в его речи причас тий и деепричастий? Сделает ли обилие этих слов его речь к рас ивой и

правильной? Посмотрите на текст, помещенный на этом слайде (№3) и в начале вашего рабочего

листа (см. приложение) . Сколько п ричастий и деепричастий прису тствует в эт их 5 предложениях?

(5) Почему же в таком слу чае мы не можем счи тать этот текст образцом для подражания ?

VI. Изучение нового материала ( эвристическая бе седа + выполнение тренировочных

Как вы у же поняли, чтобы ваша речь была правильной и выразительной, необ ходи мо

соблюдать ряд норм в употреблении п ричастий и деепричастий. Знакомству с ними мы посвятим

за полнить. Помогут нам оп орные конспекты (ОК) , помещенные на слайдах. А еще мы постараемся

1. Причастие – это час ть речи, соединяющая в себе признаки …и…

2. В предложении причастие относится к …или…, согла с у ясь с ними в …

Кто догадался, какова же первая норма в употреблении причастий?

Да, действительно, необх одимо согласовывать причастие с определяемым словом

(демонстрация ОК№1, слайд № 6 ) . Найдите, пожалуйста, данный вид ошибки в тексте, давайте ее

связанные с нарушением соглас ования (задание выполняется письменно, в рабочем листе)

Еще одна норма у потребления причастных оборотов в речи связана с соблюдением п орядка

слов внутри П.О. и по отн ошению к определяемому слов у ( демон страция ОК№2, слайд № 7 ) .

Найдите, пожалуйста, данный вид ошибки в тексте, дава йте ее исправим (работа с текстом) .

И оп ять обращаемс я к нашему текст у , и вновь н аходим п ричастия и П.О. Если бы на них

посмотрел одиннадцатиклассник, то обнару жил бы еще одн у ошибку, связанну ю с употреблением

причастий. В предложениях 3 и 5 нар у шена видо - временная соотнесенность между причастием и

глаголом - сказуемым, а также общим смыслом предложения.

Исправление ошибок в тексте и выполнение заданий в рабочем листе.

Я очень люблю читать ваши сочинения, иногда нах ожу в них презабавные вещи. Вот ,

А теперь обратимся к кл ассику русской литературы - А.П. Ч ехову (слайд № 9). Почему я

Исправление ошибок в тексте и выполнение заданий в рабочем листе.

1. Употребление причастий и деепричас тий делает наш у речь…………….

2. Наличие причастий и деепричас тий в тексте – это признак……… стиля.

3. Причастие должно обязательно…….. с определяе мым словом в ……….

4. При у потреблении причас тных оборот ов важно не наруша ть………… .

6. Действия, названные деепричастием и глаголом - сказ уемым, должны совершаться

7. Нельзя употреблять Д.О. в безличном предложении, где нет………….

VIII. Выставление оценок и объяс нение домашнего задания (тест). Самооценка своего

Павел р асстегнул коб уру, взял револьвер и побежал домой. Ворвавши сь в дом, мать возилась

на к у хне. Он сх ватил лежащ ую тряп ку за сундуком и бро сился на улиц у . Павел выбежал на дорогу,

Там, в одн ой из полу разр у шающейся печей, Павел спрятал заверн у тый револьве р в тряпку и

I. Подче ркнуть неверно упо требленное причастие, внизу (на строке) записать

a) Отец оглядывается и видит лицо сына, внимательно присл у шивающееся к

b) Недорослями называют молодых людей, недостаточно воспитанными

родителями.___________________________________________

c) По узкой тропинке, из вивающу юся между скал, Олег поднялся на

площадку._________________________________________________________

II. Найти ошибку в порядке следования слов, написать правильный вариант:

a) Узк ая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под

ногами.___________________________________________________

b) По тропинке мы спустились на площадку, извивающуюся между

скал._____________________________________________________

_____________________________________________________________

a) Тиши ну нарушали временами сорвавшиеся с высоты сосен комья

снега._________________________________ ___________________

b) Все отметили изменения, п роизошедшие в этом прежде отстающем

c) В соревнованиях по шахматам молодой спор тсмен, встречающийся с гроссмейстером,

Нажмите, чтобы узнать подробности

- Скажу вам по секрету: я тоже собираю курьёзные, вызывающие улыбку фразы (чаще всего из ученических работ).

Вот некоторые из них:

Заигравшись до позднего вечера, мама рассердилась на нас.

Сидя у окна, в комнату влетел воробей.

Поселившись в деревне, его мечта осталась прежней.

- Почему эту жалобу Чехов поместил в юмористическую книгу?

- Сформулируйте тему урока (слайд № 1: употребление деепричастий в речи).

- Что значит правильно употреблять деепричастия (произносить, использовать)?

- Сформулируйте цели урока (слайд № 2: цели урока).

II. Актуализация опорных знаний.

- Но прежде всего, чтобы правильно употреблять, надо узнавать деепричастия! Проверим себя (слайд № 3: выделите в каждом столбике деепричастие).

- По каким признакам вы это сделали?

III. Формирование новых понятий.

1. Знакомимся с особенностями произношения деепричастий (орфоэпическими нормами).

создать

- создав

занять

- заняв

поднять

- подняв

- От данных глаголов

- Какую закономерность вы заметили?

Продолжайте теперь самостоятельно (письменно).

начать (начав)

понять (поняв)

принять (приняв)

прибыть (прибыв)

закупорить (закупорив)

заплесневеть (заплесневев)

облегчить (облегчив)

углубиться (углубившись)

черпать (черпая)

баловаться (балуясь)

- Проверьте себя (слайд № 4: произносите правильно).

- А теперь еще раз проверьте себя, но в паре. Произнесите друг другу (правильно) запомнившиеся деепричастия. Поставьте себе оценку в лист самоконтроля (в зависимости от того, сколько примеров из 10 вы запомнили).

3. Задумаемся о роли деепричастий в речи.

(слайд № 8: звучит стихотворение)

Резвясь и спеша,

Делясь и встречаясь,

Ласкаясь, бунтуя, летя,

Играя, дробясь, шелестя,

Блистая, взлетая, шатаясь,

Сплетаясь, звеня, клокоча,

Взвиваясь, вертясь, грохоча,

Морщинясь, волнуясь, катаясь,

Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,

Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,

Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая,

Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая,

Так падают бурные воды в сверкающем, быстром Лодоре.

- Что в этом стихотворении показалось необычным? (52 деепричастия!)

- Кто из вас видел настоящий водопад? Слышал его шум?

- Какие слова в стихотворении помогли это сделать? Попробуем обойтись без них.

- Какую же роль играют они?

- Готовясь к уроку по группам, вы подбирали примеры использования деепричастий в речи, в текстах художественных произведений. Послушаем, к каким выводам вы пришли.

(слайд № 9: наши исследовательские работы)

  • Деепричастия в прозаических произведениях А.Пушкина и Н.Гоголя.
  • Деепричастия в поэтических текстах.
  • Деепричастия в пословицах, поговорках, фразеологизмах.

- Итак, какую же роль играют деепричастия?

(слайд № 10: роль деепричастий в речи)

  • Деепричастия дорисовывают основное действие, делают речь более точной, яркой.
  • Предложения с деепричастиями более выразительны, живописны.

IV. Формирование умений, навыков.

- А если так, если деепричастия в речи нужны, будем учиться их использовать. Предлагаю выполнить творческое задание.

- Чьи работы вам понравились?

Дома можно попробовать написать стихотворение с деепричастиями или текст на другую тему.

V. Итоги.

- Наше занятие подходит к концу.

- С какими нормами употребления деепричастий вы познакомились?

- Как вам кажется, где могут пригодиться эти знания?

(слайд № 12: итоговый тест по типу заданий в ЕГЭ, слайд № 13: проверь себя)

Результаты внесите в лист контроля.

Итоговый тест

1. Какое из слов не является деепричастием?

2. На месте каких цифр должны стоять запятые?

Он шел по тропинке (1) и (2) низко опустив голову (3) что-то искал.

Он бросил работать (1) и (2) отойдя к окну (3) открыл его.

3. Найдите слова с ударением на третьем слоге:

4. Выберите правильное продолжение фразы.

а) внезапно налетел ветер;

а) ветер стал как будто сильнее;

б) мы завороженно глядели на огонь;

б) уже чувствуется осенняя свежесть;

в) мне вспоминалась ночь на Днепре.

в) я всегда испытываю необычайное волнение.

5. Подберите синоним к фразеологизму.

а) не разгибая спины;

б) засучив рукава.

б) положа руку на сердце.

Таким образом, домашнее задание по выбору:

2) составить тест по изученной теме;

3) выполнить упражнение № 265 (из учебника «Русский язык. Практика 7 класс под редакцией С.Пименовой).

V. Рефлексия.

Употребление деепричастий в речи

Урок русского языка в 7 классе

- знать особенности употребления деепричастий;

- уметь использовать их в предложении и тексте;

- задуматься о роли деепричастий в речи.

Оборудование:

- медиапроектор и мультимедийный экран для компьютерной презентации;

- плакат с нарисованной мишенью;

I. Вступительная беседа. Формулировка темы. Целеполагание.

- Скажу вам по секрету: я тоже собираю курьёзные, вызывающие улыбку фразы (чаще всего из ученических работ).

Вот некоторые из них:

Заигравшись до позднего вечера, мама рассердилась на нас.

Сидя у окна, в комнату влетел воробей.

Поселившись в деревне, его мечта осталась прежней.

- Почему эту жалобу Чехов поместил в юмористическую книгу?

- Сформулируйте тему урока (слайд № 1: употребление деепричастий в речи).

- Что значит правильно употреблять деепричастия (произносить, использовать)?

- Сформулируйте цели урока (слайд № 2: цели урока).

II. Актуализация опорных знаний.

- Но прежде всего, чтобы правильно употреблять, надо узнавать деепричастия! Проверим себя (слайд № 3: выделите в каждом столбике деепричастие).

- По каким признакам вы это сделали?

III. Формирование новых понятий.

1. Знакомимся с особенностями произношения деепричастий (орфоэпическими нормами).

- От данных глаголов образуйте деепричастия (устно)

- Какую закономерность вы заметили?

Продолжайте теперь самостоятельно (письменно).

начать (начав)

понять (поняв)

принять (приняв)

прибыть (прибыв)

закупорить (закупорив)

заплесневеть (заплесневев)

облегчить (облегчив)

углубиться (углубившись)

черпать (черпая)

баловаться (балуясь)

- Проверьте себя (слайд № 4: произносите правильно).

- А теперь еще раз проверьте себя, но в паре. Произнесите друг другу (правильно) запомнившиеся деепричастия. Поставьте себе оценку в лист самоконтроля (в зависимости от того, сколько примеров из 10 вы запомнили).

2. Знакомимся с особенностями использования, включения деепричастий в предложения (грамматическими нормами).

И я предлагаю … (Стук в дверь. Сценка: входят два домовенка)

Кузя: Света! Света! (зовет)

Света: Да, да, я здесь.

Кузя: Света, знакомься. Это Егорка – наш сосед с первого этажа. Он домовой.

Точнее, магазинный, живет в магазине. Егорка, расскажи Свете, в чем твоя проблема. Света учится в 7-м классе, отличница, мигом разберется.

Егорка: У нас в магазине стало очень холодно. Дует. Потому что покупатели дверь не закрывают. И я решил табличку написать. Только не знаю, как лучше сказать.

Кузя: Вот что у нас получилось (вешает табличку: «Зайдя в магазин дверь

Света: Нет, это плохо! Получается, что у вас дверь в магазин заходит. С деепричастным оборотом надо быть очень осторожным. И чтобы такой бессмыслицы не получилось, помнить, что действие, выраженное деепричастием, и действие, выраженное глаголом-сказуемым, относится к одному лицу.

Кстати, Кузя, а запятую ты поставил?

Кузя: Это ещё зачем? И так все понятно.

Света: Надо, чтобы все правильно было. А то вы всех покупателей распугаете.

Запомните: деепричастный оборот всегда выделяется запятыми.

Кузя: Видишь, Егорка, я же говорил, что Света нам поможет.

Егорка: Вижу. Только у меня ещё несколько объявлений. Может, проверите,

ребята? А мы зайдем завтра. (уходят)

Света: Конечно, проверим.

(слайд № 5: проверьте Егоркины объявления. Какие из них можно повесить в магазине?)

Проходя мимо витрины, стекло может разбиться!

Проверяйте деньги, не отходя от кассы.

Заходя в магазин, собаки должны остаться на улице!

- А вот теперь, когда вы знаете важное правило использования деепричастий в предложении (какое?), самое время вспомнить про мою веселую коллекцию ученических фраз. Предлагаю поучиться на чужих ошибках.

(слайд № 6: отредактируйте предложения, слайд № 7: проверьте себя).

Поставьте себе оценку в лист контроля.

1. Подойдя к дому, собака встретила меня радостным лаем.

1. Покатавшись на катке, сильно болят ноги.

2. Сидя у окна, в комнату влетел воробей.

2. Возвращаясь домой, пошел дождь.

3. Заигравшись до позднего вечера, мама рассердилась на нас.

3. Поселившись в деревне, его мечта осталась прежней.

3. Задумаемся о роли деепричастий в речи.

(слайд № 8: звучит стихотворение)

Резвясь и спеша,

Делясь и встречаясь,

Ласкаясь, бунтуя, летя,

Играя, дробясь, шелестя,

Блистая, взлетая, шатаясь,

Сплетаясь, звеня, клокоча,

Взвиваясь, вертясь, грохоча,

Морщинясь, волнуясь, катаясь,

Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,

Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,

Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая,

Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая,

Так падают бурные воды в сверкающем, быстром Лодоре.

- Что в этом стихотворении показалось необычным? (52 деепричастия!)

- Кто из вас видел настоящий водопад? Слышал его шум?

- Какие слова в стихотворении помогли это сделать? Попробуем обойтись без них.

- Какую же роль играют они?

- Готовясь к уроку по группам, вы подбирали примеры использования деепричастий в речи, в текстах художественных произведений. Послушаем, к каким выводам вы пришли.

(выступления учащихся)

(слайд № 9: наши исследовательские работы)

Деепричастия в прозаических произведениях А.Пушкина и Н.Гоголя.

Деепричастия в поэтических текстах.

Деепричастия в пословицах, поговорках, фразеологизмах.

- Итак, какую же роль играют деепричастия?

(слайд № 10: роль деепричастий в речи)

Деепричастия дорисовывают основное действие, делают речь более точной, яркой.

Предложения с деепричастиями более выразительны, живописны.

IV. Формирование умений, навыков.

- А если так, если деепричастия в речи нужны, будем учиться их использовать. Предлагаю выполнить творческое задание.

- Чьи работы вам понравились?

Дома можно попробовать написать стихотворение с деепричастиями или текст на другую тему.

V. Итоги.

- Наше занятие подходит к концу.

- С какими нормами употребления деепричастий вы познакомились?

- Как вам кажется, где могут пригодиться эти знания?

(слайд № 12: итоговый тест по типу заданий в ЕГЭ, слайд № 13: проверь себя)

Этот урок я проводила, участвуя в конкурсе "Учитель года". Класс, которому я давала урок, был мне незнаком ( таково было условие испытания). Но благодаря сценке в начале урока ребята активизировались, начали работать. Яркая презентация также способствовала их активности. Не лишней оказалась и песня в середине урока. Ученики, немного уставшие, расслабились, а потом вновь настроились на работу.

ВложениеРазмер
dokument_microsoft_word.doc 2.65 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Урок по русскому языку "Употребление причастий и деепричастий в речи"

Обобщающий урок по темам "Причастие" и "Деепричастие" в 6 классе.


Употребление причастий и деепричастий в речи

Конспект урока "Употребление причастий и деепричастий в речи" и презентация к нему.

Конспект урока по теме:"Употребление причастий и деепричастий в речи"

Материал данного урока позволит учащимся научиться правильно употреблять в речи причастия и деепричастия.


Урок русского языка по теме "Употребление причастий и деепричастий в речи"

Презентация урока по теме "Роль причастий и деепричастий в художественном произведении".


Грамматические нормы употребления причастий и деепричастий в речи

В статье рассматриваются грамматические ошибки при употреблении причастий и деепричастий в речи, а также виды заданий, формирующих навык грамотного их использования при создании собственного высказыва.

Читайте также: