Угол виды углов 1 класс конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

Вид урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Цель: формирование общего понятия об угле, прямой угол.

Образовательная:
– учить различать прямой;
– учить строить прямой угол;

Развивающая:
– развивать познавательный интерес, умение сопоставлять и сравнивать, обобщать;
– развивать творческое мышление, внимание, воображение учащихся, интерес к математике.

Воспитывающая – воспитание аккуратности, сплоченности, добросовестного отношения к труду.

Оборудование: таблички со словами: “геометрия, луч, вершина, сторона, прямой угол”; рисунки домиков, выставка книг Житомирский, Шеврин “Путешествие по стране Геометрии”, “Все обо всем”; для учеников: угольник, лист бумаги, компьютер; презентация Power Point.

I. Организационный момент.

Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте, Все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку “5”.

От кроем тетради и запишем число.

1) Минутка чистописания “Гусеница-растеряша”.

– Гусеница растеряла числа, посмотрите на оставшиеся, разгадайте по какому правилу можно продолжить ряд чисел. (Дети называют правило: это четные числа; каждое последующее число на 2 больше предыдущего). Допишите.

– Какие же числа растеряла гусеница? (2, 4, 6, 8, 10, 12, 14, 16 и т. д.)

II. Устный счет.

1) Индивидуальная работа по карточкам.

2) Игра “Математический баскетбол”.

– Любой из вас забьет гол, если правильно решит пример. (Дети по цепочке решают примеры.)

30 + 7
25 + 5
32 – 12
66 + 4
80 – 7
28 – 10
45 – 45
53 + 7
59 – 9
90 + 9

3) Решение задач.

– В саду росли 2 березы, 4 яблони, 5 вишен. Сколько всего фруктовых деревьев росло в саду?

– Сестре 9 лет, брату 3 года. На сколько сестра будет старше брата через 5 лет?


– Посмотрите на фигуры. Как назвать их одним словом? Почему? (Геометрические фигуры.)

– Вы сказали “геометрические”? А от какого слово оно произошло? (Геометрия.)

– А что такое геометрия?

– Табличка с этим словом вывешивается на доске.

– Слово геометрия пришло из греческого языка. “Ге” – земля “метрио” – мерить.

Геометрия – это раздел математики, в котором изучают фигуры, их формы, положение предметов в пространстве.

– На какие группы можно разделить все фигуры?

(В первую группу фигуры 1, 3, 5; во вторую – фигуры 2, 4.)

– Что общего между фигурами каждой группы? (I группа – есть углы; II группанет углов.)

III. Работа над новым материалом

Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?

Сегодня на уроке мы поговорим об углах, познакомимся с прямым углом, их свойствами, научимся их обозначать буквами. Все ли углы в фигурах первой группы одинаковы? (Нет.)

1) Практическая работа. Построение модели прямого угла.

Какие бывают углы? Углы бывают разные, но сначала мы познакомимся с самым главным углом. Сейчас мы сложим модель угла, а вы скажите какой это угол.

Возьмет лист бумаги, который лежит на парте.

Согните лист, как на рисунке 1. Согните еще раз, как на рисунке 2. Получилась модель прямого угла.



рис. 1



рис. 2



рис.3



рис.4

Обведите линии сгиба карандашом. На сколько частей прямые линии разделили плоскость? (На четыре.)

– Сколько углов получилось? (Четыре.)

– Это особенные углы.

– На пересечении линий сгиба поставьте точку. Обозначьте один прямой угол буквами. Заштрихуйте цветным карандашом его внутреннюю часть.

Может быть, кто-то знает название этих углов? (Эти углы прямые.)

Покажите стороны прямого угла и вершину.

Где в жизни мы встречаемся с прямыми углами?

Моделью прямого угла является также прямой угол чертежного треугольника. Найдите на нем с помощью своей модели прямой угол.

Прямой угол на чертежном треугольнике – это модель прямого угла.

2) Знакомство с угольником.

Рассмотрите чертежный треугольник. Вы уже убедились, что у него один угол прямой.

С помощью модели прямого угла узнайте, будут ли прямыми остальные углы этого треугольника.

Какие у вас получились углы? (Меньше прямого.)


Работа в тетради.

С помощью угольника удобно не только определять прямые углы, но главное – строить их. Построим прямой угол в тетради, каждый сам назовет его тремя буквами.

(Учитель на доске, а дети в тетрадях строят прямой угол. Выполняется взаимопроверка в парах.)

Что есть у угла? (Вершина, две стороны.)

– С помощью линейки-угольника проверьте работу друг друга в парах. Определить угол сначала “на глаз”, потом проверить с помощью угольника. Чтобы определить вид угла, надо совместить его вершину и сторону соответственно с вершиной и стороной прямого угла на угольнике.

– Как вы думаете, как образовались углы? Как отличить два угла друг от друга?

Давайте сформулируем правило. Что такое угол?

Угол – это геометрическая фигура, образованная двумя разными лучами с общим началом.

– Точка О – вершина угла. Угол можно назвать одной буквой, записанной около его вершины. Угол О. Но может быть несколько углов, имеющих одну вершину. Как быть тогда?

– В таких случаях если называть разные углы одной буквой, то будет непонятно, о каком угле идет речь. Что этого не произошло, на каждой стороне угла можно отметить по одной точке, поставить около нее букву и обозначить угол тремя буквами, при этом всегда в середине записывают букву, обозначающую вершину угла. Угол АОВ. Лучи АО и ОВ – стороны угла.

Обратите внимание угол выделяется дугой.

IV. Актуализация знаний. Повторение изученного.

1) Работа по учебнику. Стр.38 № 2. Запиши различное название углов. Назови их вершины и стороны.

– Рассмотрите рисунки. Какое правило работы важно помнить, при определении вида угла с помощью линейки-угольника? (Нужно совмещать вершину и одну сторону угла с вершиной и стороной прямого угла на линейке-угольнике.)

V. динамическая пауза.

Физкультминутка “Буратино”.

Буратино потянулся, раз нагнулся, два нагнулся
Руки в стороны развел, ключик, видно не нашел.
Чтобы ключик нам достать, нужно на носочки встать.

2) Работа в учебнике.

1) Игра “Самый внимательный”.

– Посмотрите внимательно на рисунок, части всех предметов похожи на какие-то геометрические фиуры.

– Самый внимательный из вас найдет на рисунке нужные предмет. Подсказку ищите в верхнем правом углу. (Дети указкой показывают треугольник в квадрате.)

А кто подскажет, если здесь прямые углы?


VI. Итог урока. Рефлексия.

– Кто доволен своей работой на уроке? Прикрепите на нашей полянке красный цветочек.

– Кто считает, что работал не во всю силу и хотел бы на следующий раз работать лучше – желтый цветочек.

– Кто не доволен своей работой – синий цветочек.

– Посмотрите, какая полянка у нас получилась. Я вижу, что в основном дети старались и работали хорошо.


Д/з. Стр. 40 № 11. Придумайте и нарисуйте различные предметы, используя круги, овалы, точки, лучи и углы.

– Что вы узнали нового, интересного? С чем познакомились? Выставить оценки.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: организовать деятельность учащихся на распознавание видов углов.

Планируемые результаты:

Предметные: распознаёт прямой, острый и тупой углы, умеет строить модели углов, чертит углы в тетради.

Метапредметные:

Регулятивные:
– сохраняет учебную задачу по распознаванию, построению разных видов углов; -воспринимает выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
– определяет цель деятельности с помощью учителя.

Познавательные:
– фиксирует информацию, полученную путем наблюдений;

- использует знаково-символические средства;

- соотносит изучаемый материал с собственным опытом.

Коммуникативные:
– строит монологическое высказывание с использованием математической терминологии;

- доказывает своё мнение и позицию;

- договаривается с одноклассниками.

Личностные:
– проявляет интерес новому учебному материалу.

Оборудование:

Проектор, экран, презентация, линейки, карандаши, листы бумаги А4.

I . Мотивация к учебной деятельности.

СЛАЙД 1. Найди лишнюю фигуру.

-Что общего у оставшихся в последнем ряду фигур? (Есть углы)

II. Актуализация опорных знаний.

СЛАЙД 2.
– Что такое угол? (Фигура из двух лучей, выходящих из одной точки.)
СЛАЙД 3.
– Как построить угол?
СЛАЙД 4.
– Сколько букв можно использовать для обозначения угла?
– Как называются лучи у угла? (Его стороны.)
– А точка, из которой выходят стороны? (Его вершина.)
СЛАЙД 5.

III. Целеполагание.

- А все ли углы одинаковые?

- На какой вопрос мы должны найти ответ? (Какие бывают углы?)

IV. Постановка учебной задачи.

Постройте любой угол в тетради.

Вызываю к доске 3 учеников, каждый строит свой угол.

V. Построение проекта выхода из затруднений.

- Одинаковые углы получились у ребят? (Разные)

- Какой это угол? (Прямой) А что можете сказать про остальные?

СЛАЙД 6.
– Посмотрите на экран и скажите, какой это угол? (Прямой.)
– Верно.
– Ребята, а где в жизни можно встретить прямой угол?

А) – Что можете сказать про этот угол? (Он меньше прямого.)
– Посмотрите, этот угол наложили на прямой угол. Одна сторона этого угла совпала со стороной прямого угла, а другая оказалась внутри прямого угла, значит, он меньше прямого. Как его называют? (Острый).

Б) – А что вы можете сказать про этот угол? (Он больше прямого.)
– Посмотрите, если этот угол наложить на прямой угол так, чтобы одна его сторона совпала со стороной прямого угла, то другая пройдёт вне прямого угла, значит, такой угол больше прямого. Как называют этот угол?
– На какой вопрос мы хотели ответить? (Какие бывают углы?) Мы на него ответили?

VI. Первичное закрепление.

Сейчас вы будете работать в группе. Распределитесь по 4 человека. Выберите капитана. Какова его роль?

1. Работа в группе. Выложите из счётных палочек, карандашей модель угла: прямой, острый, тупой.

Выполнение задания № 144 на с.59 в учебнике.

Рассмотрите углы на экране:

1 2 3 4 5 6
(3 сл.)
– Вам надо разделить их на 2 группы.
– Запишите в строчку номера острых углов. (1, 2, 5)
– Во вторую строчку, через запятую запишите номера тупых углов. (2, 4, 5)
– Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Проверьте друг друга.
– Поднимите руку, чей сосед правильно выполнил задание?
– Кто допустил одну ошибку? Две ошибки?

VII. Самостоятельная работа.

1).Постройте прямой угол.

1. Возьмите линейку и карандаш.
2. Поставьте в уголке клетки точку.
3. Проведите луч из вершины вправо.
4. А затем из этой точки ещё 1 луч вверх.

5. Обозначьте прямой угол знаком.

2) Начертите острый угол.

3) Начертите тупой угол.

4) Обозначим углы тремя буквами.

– Прочитайте название прямого угла, острого угла, тупого.

Гимнастика для глаз. СНЕЖИНКИ.

– Сделаем зарядку для глаз.
* – Следите только глазками, головой не крутите. Следите за появлением и движением снежинок на экране.
СЛАЙД 8.
– Ребята, при построении снежинки, какие получились углы? (Острые)
– А есть ли тупые, прямые углы?
– Посмотрите на экран.
– Молодцы, и здесь вы увидели разные углы.

VIII. Включение в систему знаний.

1. Закончи предложение. СЛАЙД 9.

Геометрическая фигура, образованная двумя лучами, исходящими из одной точки – это… (Угол)

Лучи, выходящие из одной точки – это… (Стороны угла)

Показанный угол читается как… (МОК или КОМ)

Угол, который меньше прямого угла – это… (Острый угол)

Угол, который больше прямого угла – это… (Тупой угол)

IX. Рефлексия.

– На какие вопросы мы хотели ответить? (Все ли углы одинаковые? Как называются эти углы?)
– Оцените свою работу на уроке с помощью цветных кругов.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ТЕМА: Угол. Виды углов

ЦЕЛЬ: - Создать условия на уроке для организации деятельности учащихся по знакомству с видами углов, развития умения строить и различать углы.

Содействовать развитию умения различать и строить углы, отработке общих математических навыков, воспитанию культуры общения на уроке, внимательного отношения к качеству своей речи и речевого поведения.

Способствовать формированию УУД

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, принимать роль в учебном сотрудничестве;

Коммуникативные: принимать участие в работе парами, группами, договариваться, приходить к общему решению;

Личностные: формировать интерес к предметной исследовательской деятельности, формирование положительного отношения на уроке математики.

Проектор, экран, презентация, счетные палочки, пластилин, салфетки сухие и влажные.

I . Орг. момент.

Ребята, чтобы на уроке математики у всех все получалось, необходимо уметь правильно и красиво записывать цифры

На какие две группы мы можем разделить записанные цифры: 1,4,7, 6,9,8. Какой общий элемент в первой группе (прямая наклонная линия), во второй группе (овал). Какие геометрические фигуры мы можем наблюдать при написании этих цифр – круг, угол.

Прописывание в тетрадях образцов. Подчеркните карандашом те цифры, которые соответствуют образцу.

- Над какой темой мы работали на прошлом уроке математики? (угол). Где в обычной жизни мы встречаемся с углами. Давайте сформулируем цели нашего урока. Что бы вы хотели узнать нового об этой фигуре?

II. Актуализация опорных знаний.

Давайте вспомним, что мы уже знаем об этой геометрической фигуре.

- Что такое угол? (Фигура, состоящая из двух лучей, выходящих из одной точки.)

- Как построить угол?

- Как обозначить угол на письме? (используя знак, и буквенное обозначение)

- Как называются лучи у угла? (Его стороны.)

- А точка, из которой выходят стороны? (Его вершина.)

- Какие бывают углы? (Прямые и непрямые.)

IV. Изучение нового материала

Сейчас я предлагаю вам поработать в парах. Используя счетные палочки и пластилин, смоделируйте прямой угол, угол который больше прямого, угол который меньше прямого. Как мы можем сравнить углы (наложить их друг на друга)(дети накладывают углы др на друга)

Если одна сторона этого угла совпала со стороной прямого угла, а другая оказалась внутри прямого угла, значит, такой угол назовём острым.

– А что вы можете сказать про этот угол? (Он больше прямого.)

- Этот угол мы тоже называли непрямым. Учёные ему придумали научное имя.

- Посмотрите, если этот угол наложить на прямой угол так, чтобы одна его сторона совпала со стороной прямого угла, то другая пройдёт вне прямого угла, значит, такой угол будем называть тупым.

Повторим, как называются углы?

Выполнение заданий в учебнике с.59 №144

Физ. минутка

Ребята, сейчас мы проверим, как вы разбираетесь в углах. Вы должны распределить углы по группам: прямые- I ряд, острые- II ряд, тупые- III ряд. Кто быстрее найдет нужную карточку и определит ее в свою группу.

Проверка и оценивание работ учащимися

Гимнастика для глаз.

Работа в тетради с. 19, №37.

- Найдите прямой угол и обведите его зеленым карандашом

Какие знаки сравнения похожи на острый угол? (больше, меньше)

Сейчас мы выполним с вами задание в учебнике на с.59 №146.

Самостоятельно по вариантам

I вариант - первую строчку, II вариант - вторую строчку. ( Более сильным детям можно предложить выполнить третью строчку.)

Проверка и оценивание работ.

VI. Итог. Итак, ребята, наш урок подходит к концу. Давайте вспомним, о какой геометрической фигуре сегодня говорили, закончив предложения:

1. Геометрическая фигура, образованная двумя лучами, исходящими из одной точки – называется … (Угол)

2. Лучи, выходящие из одной точки – это… (Стороны угла)

3. Данный угол читается как ?(учитель указывает на чертеж)_… (МОК или КОМ)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Планируемые результаты: учащиеся научатся определять с помощью модели угольника виды углов (острый, тупой, прямой); распознавать геометрические фигуры (многоугольники, углы, лучи, точки); объяснять и обосновывать действие, выбранное для решения задачи; работать в парах; выполнять задания творческого и поискового характера; контролировать и оценивать свою работу и её результат.

Оборудование: Линейка, угольник, карандаш, геометрические фигуры, лист бумаги, карточки с заданием, презентация.

?.Организационный момент. Создание условий для поддержания интереса к учёбе.

Итак, друзья, внимание,

Ведь прозвенел звонок!

Начнём скорей урок.

Урок математики. И начнём мы наш урок по традиции с устного счёта.

? ?. Актуализация знаний. Устный счет.

1) Задачи на внимание.

  • Сколько в лесу растёт хвойных деревьев, если там 19 елей, 7 осин и 3 сосны. (22 дерева)
  • - Осина за день поглощает 60 л воды, а берёза на 30 л меньше. Сколько литров воды поглощает берёза? ( 30 литров) А сколько вместе?-Долго растёт ель – 35 лет и только тогда начинают появляться на ней плоды, а кедр даёт плоды, когда ему исполняется 100 лет. На сколько позже появляются плоды у кедра, чем у ели? (на 65 лет)
  • 2) Арифметический диктант:
  • Я задумала число, прибавила к нему 39 и получила 42. Какое число я задумала?
  • Я задумала число, вычла его из 21 и получила 15. Какое число я задумала?
  • На сколько 67 меньше 76?
  • На сколько 50 больше 38?
  • Уменьшаемое 41, разность – 26. Чему равно вычитаемое?

Г 7 ? 3 Р 6 : 3 Л 3 ? 3 У 3 ? 9 Я 3 : 1

й24: 3 О 3 ? 5 М 15: 3 О 18: 3 П 0 ? 3

? ? ? . Подготовка к изучению нового. Фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии с последующей постановкой проблемы.

- Что вы знаете о прямом угле? Давайте вспомним, как правильно построить прямой угол. Какие инструменты нам сегодня потребуются? (Находить и строить прямые углы удобно с помощью угольника). Где можно встретить углы в окружающем нас мире?

Две стрелы подлинней.

«Что будет, когда я

И вот получился

Две стенки имеет

И в точке игривый,

- Что же такое угол? (Угол – это геометрическая фигура, образованная двумя лучами, выходящими из одной точки.)

- Как называется общая точка двух лучей, образовавших угол ? (Вершина угла)

- Как называются лучи, образующие угол? (Стороны угла)

- Итак, с какой темой мы продолжим заниматься на уроке? (Тема угол.)

- Запомните ваши предположения, проверим их в конце урока.

? V. Работа с новой темой. Развитие деятельностных способностей.

- У каждого из вас на парте лежат цветные листочки.

- Возьмем каждый лист и вырежем тот угол, который на нем изображен.

Зеленый лист – прямой угол.

Розовый лист – острый угол.

Желтый лист – тупой угол.

- Найдите среди этих трех углов прямой угол. (Дети показывают зеленый угол)

нам сегодня на уроке запомнить названия наших углов.

Мама взяла мой листок,

И загнула уголок,

Угол вот такой у взрослых

(Показ картинки прямого угла).

- А как же назовем остальные углы? (Дети высказывают свои мнения, возможно, они и угадают один из углов. Возникновение коллизии)

- Давайте сравним наши углы. С помощью наложения друг на друга.

- Первым положим прямой угол – зеленая модель.

Сверху положим розовую модель.

- Какой вывод можете сделать? (Розовый угол – меньше, чем прямой угол)

- Как можно назвать этот угол? (Острый угол)

Я ОСТРЫЙ – начертить хочу,

Сейчас возьму и начерчу.

Веду из точки две прямых,

Как будто два луча,

И видим ОСТРЫЙ УГОЛ мы,

Как острие меча.

(Показ картинки острого угла).

- А теперь положим на зеленый угол желтый угол.

- Какой вывод можете сделать? (Желтый угол – больше зеленого).

- Как же мы будем называть этот угол?

А для УГЛА ТУПОГО

Всё повторяем снова:

Из точки две прямых ведём,

Но их пошире разведём.

На чертёж мой посмотри,

Он, как ножницы внутри,

Если их за два кольца

Мы раздвинем до конца.

(Показ картинки тупого угла).

- Итак, с какими тремя углами мы познакомились?

- Откроем учебник на с. 58.

- Прочитаем правило в первой рамочке. (Читаем 1-2 раза)

Угол меньше прямого угла называется острым углом.

- Что мы узнали из этого правила? (Учитель спрашивает 2-3 х учеников)

- Прочитаем следующее правило.

Угол больше прямого угла называется тупым углом.

- Что мы узнали из этого правила? (Учитель спрашивает 2-3 х учеников)

- Рассмотрим чертеж на с. 58 (низ страницы).

- В каком порядке на этом чертеже расположены углы – в порядке увеличения или в порядке уменьшения? (В порядке увеличения, так как сначала расположен острый угол, а он меньше прямого, а после прямого расположен тупой угол).

Встанем, надо отдохнуть,

Наши пальчики встряхнуть.

Поднимайтесь, ручки, вверх,

Так шевелят ушками

Крадемся тихо на носочках,

Как лисы бродят по лесочку.

Волк озирается кругом,

И мы головки повернем.

Теперь садимся тише, тише –

Притихнем, словно в норках мыши.

V .? ? Продолжение работы по новой теме. Включение в систему новых знаний и повторение.

- Прочитаем задание. Что нужно выполнить в этом номере? (Найти на чертеже прямой угол)

- А где на чертеже острый угол? Где тупой?

- Начертим у себя в тетради два прямых угла.

- Вернёмся к карточкам, на которых изображены фигуры. Разделите их на фигуры, у которых есть углы острые, тупые, прямые.

Связь с жизнью

Какие профессии связаны с построением углов?

А, чтобы проверить ровные ли стены возводят строители, они используют – отвес.

А, как известно перед тем, как построить здание, нужно составить его проект.

Этим занимается – архитектор. Он должен высчитать всё до мельчайших деталей, чтобы здание простояло долго. Вот здания, которые построили строители по проекту архитектора. Кто из вас, когда вырастет, хочет стать строителем или архитектором, чтобы строить дома на радость людям.

Для выполнения заказа архитектор построил 97 углов. Тупых углов получилось – 19, острых – на 7 больше, чем тупых, а остальные углы – прямые. Сколько прямых углов построил архитектор?

-Кто может сам решить эту задачу?

-Кому нужна помощь?

-Что нужно знать, чтобы ответить на вопрос задачи?

-Что мы уже знаем?

-Можем сразу найти?

-Узнав сколько острых углов, построил архитектор, можем найти, сколько он построил тупых и острых углов вместе?

-А теперь можем ответить на главный вопрос задачи?

V . ? ? ? Подведение итогов урока. Рефлексия.

- Давайте вспомним : С какой фигурой познакомились на уроке?

Что такое угол? Что такое вершина угла? Какие бывают углы? С помощью какого инструмента можно построить прямой угол? Чем острый угол отличается от прямого? Чем тупой угол отличается от прямого?

- Понравился ли вам урок? Что было интересным? Что не понравилось?

Оцените свою работу на уроке! Возьмите кружок – это смайлик. Нарисуйте личико смайлику в соответствии с тем настроением, которое у вас осталось от урока.

Читайте также: