Учимся совместно всей группой делать полезные дела 6 класс конспект урока
Обновлено: 08.07.2024
Цель: Развитие представлений учащихся о добре и зле; воспитание стремления совершать добрые дела, воспитывать культуру общения.
Задачи урока: подвести к пониманию значения добра в жизни каждого человека, важности золотого правила морали в жизни человека; продолжить формировать умения анализировать дополнительную литературу, делать выводы, работать по тексту учебника, воспитывать стремление к проявлению заботы о своих близких, умения общаться.
1. Организационный момент
-Добрый день, ребята! Я надеюсь, что вы пришли ко мне с хорошим настроением и у нас с вами получится все задуманное!
Вы готовы поработать?
Вы готовы отвечать?
Вы готовы, если нужно
Что-то вспомнить и узнать?
Ну, а главное, готовы
Вы сегодня рассуждать?
- Спасибо за ответы и за готовность сотрудничать со мной.
2.Определение темы и целей урока.
Ну, а чтобы узнать, о чем мы будем говорить сегодня на уроке, надо восстановить пословицы, из которых потерялись слова:
Жизнь дана на …дела.
Мир не без …людей.
Истинное … всегда просто.
… слово человеку – что дождь в засуху.
- О чем же мы сегодня будем говорить? (О добре)
3. Актуализация знаний
- Что такое добро? (Все хорошее, полезное, что помогает жить)
- Какого человека называют добрым?
В жизни по-разному можно жить-
Можно в беде, а можно и в радости,
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
На рассвете встать-
И, помышляя о чуде,
Рукой обожженною солнце достать
И подарить его людям.
3. Вставь пропущенное слово: __________, сколь ни было оно мало, Гораздо лучше, чем большое зло. Своими словами объясни, как ты понимаешь смысл этих строк.
И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал.
Как ты думаешь, почему в памяти людей долго сохраняются добрые дела? Какими примерами ты можешь подкрепить слова поэта?
6. Заполни пропуски в предложениях. Выбери слова или словосочетания из предложенного списка. Каждое слово или словосочетание может использоваться только один раз. Когда человек попадает в ситуацию выбора, очень полезно заранее определить для себя, что в данном случае является ______ , а что злом. Такая предварительная установка очень помогает сделать _____, которого человек потом никогда не будет стыдиться. ________ часто маскируется под добро. Распознать его бывает непросто. В этом помогает ______. А) успех; Б) золотое правило морали; В) покорность; Г) добро; Д) зло; Е) выбор.
8. Какие человеческие качества можно назвать добрыми? Отметь качества, которыми обладаешь ты.
12. Напиши название фильмов, книг, в которых добро побеждает зло.
Друг напомнил мне вчера.
Друг напомнил мне вчера,
Сколько сделал мне добра:
Карандаш мне дал однажды
(Я в тот день забыл пенал),
В стенгазете, чуть не в каждой,
Обо мне упоминал.
Я упал и весь промок —
Он мне высохнуть помог.
Он для милого дружка
Не жалел и пирожка,
Откусить мне дал когда-то,
А теперь поставил в счёт.
И меня к нему, ребята,
Что-то больше не влечёт.
Объясни, нужно ли требовать благодарности за совершённый добрый поступок. Аргументируй (обоснуй, докажи) свою точку зрения.
Организует диалог с учащимися по вопросам:
О чем эта сказка? Каких добрых людей ты встречал? Кого называют добрым?
15. Добрые поступки или люди?
Работа с притчей об императоре, который любил птиц (Приложение №2):
Вопросы: В чем, по-вашему, смысл этой притчи? Император добрый? А его поступок?
Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел ее съесть. Белка стала просить:
- Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там наверху все играете и прыгаете.
-Пусти меня прежде на дерево, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя.
Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала:
- Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы веселы оттого, что мы добры и зла никому не делаем.
Приложение №2 Притча об императоре, который любил птиц
Когда-то жил император, который любил птиц.
Он узнал, что мальчишки стреляют в голубей из рогаток, и объявил:
-Кто принесет о дворец живую птицу, получит горсть риса.
Услыхав об этом, мальчишки перестали стрелять голубей. Они наставили в лесу множество силков, и вскоре дворцовые комнаты наполнились голубями.
Случилось, что императора навестил мудрец. Он увидел во дворце голубей и спросил:
-Зачем столько птиц?
-У меня доброе сердце, и я спасаю голубей от мальчишек. Больше они не бьют голубей, а приносят их мне живыми
-Кто же кормит птенцов? –поинтересовался мудрец.
- Каких птенцов?- спросил император.
- У птиц, которые живут теперь в комнатах дворца , остались в лесу беспомощные птенцы. Кто их кормит?
- Об этом я не думал,- признался император .
Тогда мудрец сказал:
- У вас доброе сердце, вы любите птиц, но никто не принес им столько зла, сколько вы. Все гнезда в ваших лесах наполнены сейчас мертвыми птенцами. Вы спасли 500 голубей, но погубили в пять раз больше.
- Ах, как трудно быть добрым!- воскликнул огорченный император.
На это мудрец заметил:
И добро надо делать с умом. Ум без добра - плохо. Но добро без ума - не лучше
4.Каждый ваш хороший поступок, это частица добра, вложенная в огромный мир доброты. От неё становится теплее, светлее и радостнее.
Как бы жизнь ни летела –
Дней своих не жалей,
Делай доброе дело
Ради счастья людей.
Чтобы сердце горело,
А не тлело во мгле,
Делай доброе дело –
Тем живём на земле.
5.Д/з-Найти примеры добрых дел, поступков в газетах журналах, художественной литературе.
Данный классный час можно провести как в пятом, так и в 6 классе. Так как основная часть (тексты) использована с методической разработки "Классные часы. 5-9 класс. - М.: ВАКО, 2006", многим педагогам она будет знакома. Но в данной разработке представлены интересные творческие задания и конкурсы. Дети с интересом будут выполнять все эти задания: рисовать островки, делать лучи "Солнца Человечности", издавать свои "Законы Доброты". Стихотворения можно дать заранее подготовленным ученикам.
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_dobro.doc | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитесь делать добрые дела!
- Воспитать доброту и милосердие по отношению к людям, показать на примерах великолепную силу доброты;
- формировать знания о бережном отношении к окружающим людям
Ход классного часа
Организационный момент. Знакомство с темой, целями и планом кл. часа
Вступительное слово учителя:
«В дела ты добрые вложи,
Говорят, что если есть в человеке доброта, зна чит, он как человек состоялся. В.А. Сухомлинский писал: «Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что это подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин, одновременно с переживанием и чувствованием тончайших оттенков родного слова. В детстве человек должен пройти эмо циональную школу — школу воспитания добрых чувств.
Человеческая доброта, милосердие, умение радоваться и пе реживать за других людей создает основу человеческого счас тья. Идея тесного единства человеколюбия, доброты и челове ческого счастья пронизывает воззрения многих выдающихся мыслителей. Еще в V веке до н.э. китайский философ Конфу ций сказал:
А.М. Горький оставил после себя такие проникновенные слова: «Лучшее наслаждение, самая высокая радость жизни — почувствовать себя нужным близким людям.
(Одна ученица читает стихотворение Р. Гамзатова.)
Знай, мой друг, вражде и дружбе цену,
Ты судом поспешным не греши.
Гнев на друга может быть мгновенным,
Изливать покуда не спеши.
Может, друг твой сам поторопился
И тебя обидел невзначай,
Провинился друг и повинился,
Ты ему греха не поминай.
Люди, мы стареем и ветшаем,
И с теченьем наших лет и дней
Легче мы своих друзей теряем,
Обретаем их куда трудней.
Если верный конь, поранив ногу,
Вдруг споткнулся, а потом опять,
Не вини его, вини дорогу,
Ты коня не торопись менять.
Я иных придерживался правил,
В слабости усматривая зло.
Сколько в жизни я друзей оставил,
Сколько от меня друзей ушло.
И теперь я всех вас видеть жажду,
Некогда любившие меня,
Мною не прощенные однажды
Или не простившие меня.
Знай, мой друг, вражде и дружбе цену,
Ты судом поспешным не греши.
Гнев на друга может быть мгновенным,
Изливать покуда не спеши.
Люди, я прошу вас ради бога,
Не стесняйтесь доброты своей.
На земле друзей не так уж много,
Опасайтесь потерять друзей.
Учитель. Человеколюбие общества, семьи, отдельного че ловека определяется прежде всего отношением к детям, ста рикам, к самым беззащитным и нуждающимся в помощи, стремлением помогать людям в несчастье. Конечно, мы не все гда имеем возможность помочь, но к этому надо стремиться.
Многие организации, отдельные граждане нашей страны осуществляют акции милосердия по отношению к воспитан никам детских домов, школ-интернатов, жителям домов пре старелых, к инвалидам, воинам-афганцам. Некоторые роди тели, имея своих детей, берут на воспитание детей-сирот из детского дома. Наши выдающиеся артисты и музыканты проходят концерты, средства от которых передаются на благотворительные цели.
А когда случилась авария в Чернобыле, землетрясение в Армении, катастрофа в Башкирии, вся страна помогала пострадавшим.
- И в серые, и в голубые,
В квартиры, светом залитые,
Прислушиваясь к звону клавишь,
И на вопрос даря ответ,
Скажи: какой ты след оставишь? С
лед, чтобы вытерли паркет
И посмотрели косо вслед?
Или незримый прочный след?
В чужой душе на много лет?
Когда Мария умыла умирающего и надела на него чистую рубаху, старик сказал: «Я никогда не любил священников и мо нахов. Но мне нужно перед смертью очистить свою совесть.
Учитель. Это был гениальный австрийский композитор Вольфанг Амадей Моцарт. Описанный эпизод из жизни композитора показывает его благородство, доброту, милосердие, проявленное к старому, умирающему человеку.
Учитель: Давайте и мы, ребята, вспомним много ли мы делали добрых дел? Много ли нам помогали и делали добрые дела, помогали? Кто помогал?
Ребята, я вам раздам сейчас листы. Каждый из вас должен нарисовать свой луч солнца человечности и доброты, далее подписать на луче имя человека, который помог вам помог в трудную минуту.
Потом мы прикрепим эти лучи к нашему солнцу очень доброму и человечному. (Каждый ученик объясняет, почему его луч имеют такую форму)
Представьте, что каждый сделанный вами добрый, милосердный поступок превращается в островок доброты. Расскажите, что должно быть в этом островке доброты.
Ребята, пускай каждый из вас теперь придумает и запишет законы доброты, которых должен соблюдать каждый человек на планете.
Итог классного часа
Доброта – это единственное одеяние, которое никогда не ветшает. Маленькие добрые дела, маленькие слова любви помогают осчастливить землю и подобны небесам на земле. Творите добро, учитесь делать добрые дела, ребята!
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Цель: научить понятиям, соответствующим теме урока
Задачи: научить применять знания и умения, полученные на уроке, в жизни.
Оборудование: учебник.
1. Орг. момент. Психологический настрой.
Мы пришли сюда учиться
Не лениться, а трудиться,
Учитель: Сегодня на уроке мы совершим увлекательное путешествие в мир природы! И вам понадобятся внимание, наблюдательность и сообразительность..
2. Проверка готовности к уроку (Презентация)
3. Самоопределение темы урока. Целеполагание.
-Рассмотрите предметы, изображённые на доске. Можно ли их отнести к тому, что нас окружает на Земле?
-На какие группы можно распределить все эти объекты?
-По каким признакам вы распределили окружающие нас объекты на группы?
- Как вы думаете, какая тема урока? Задачи урока?
У пилота Боря друг
Красит краской все вокруг.
На окне рисует дождик,
Витамины — биологически активные вещества, необходимые для жизнедеятельности организма.
Учитель. Человеколюбие общества, семьи, отдельного че ловека определяется прежде всего отношением к детям, ста рикам, к самым беззащитным и нуждающимся в помощи, стремлением помогать людям в несчастье. Конечно, мы не все гда имеем возможность помочь, но к этому надо стремиться.
Многие организации, отдельные граждане нашей страны осуществляют акции милосердия по отношению к воспитан никам детских домов, школ-интернатов, жителям домов пре старелых, к инвалидам, воинам-афганцам. Некоторые роди тели, имея своих детей, берут на воспитание детей-сирот из детского дома. Наши выдающиеся артисты и музыканты проходят концерты, средства от которых передаются на благотворительные цели.
А когда случилась авария в Чернобыле, землетрясение в Армении, катастрофа в Башкирии, вся страна помогала пострадавшим.
5. Восприятие и усвоение учащимися нового учебного материала.
Работа по учебнику.
Рассмотреть рисунок в учебнике, ответить на вопросы.
Физминутка:
Мы на цыпочки привстали,
Ручки кверху мы подняли,
Мы вздохнули, потянулись
И друг другу улыбнулись.
Выдохнули, руки вниз,
Все этапы работы и результат показаны на слайдах презентации.
7. Самостоятельная творческая работа. (тренировочные упражнения)
Существует множество форм проведения повторительно-обобщающих уроков по обществознанию. Огромен интерес у меня и у учеников к урокам обобщения, которые проводятся в форме игры. Ученики становятся активными участниками процесса обучения, поэтому и планы уроков в 5-6 классах по обществознанию под редакцией Л.Н.Боголюбова мною предложены как сценарии.
Цель: формирование у детей ресурсов противостояния “опасностям”, исходящим из личного пространства, пространства внешней среды и социального пространства.
Задачи:
- установление взаимосвязи между человеческими чувствами и физическим здоровьем;
- формирование умения владеть своими чувствами;
- развитие речи, эмоций, мышления, воли, интереса к своему здоровью.
Форма проведения - фронтальная, групповая
Методы: словесный, проблемно-поисковый, творческий, практический.
I. Слово учителя
У человека есть два вида жизни. Первая - реальная, повседневная жизнь. Это его учеба, работа, выполнение обязанностей, взаимопонимания с другими людьми.
Вторая - скрытая, духовная жизнь. Это мысли, чувства, идеалы, внутренний мир. У французского писателя Виктора Гюго есть красивые слова: “Во внутреннем мире человека доброта - это солнце”.
А что такое доброта? Какой человек может называться добрым? Об этом и будет наш сегодняшний разговор.
Тема урока "СПЕШИТЕ ДЕЛАТЬ ДОБРО". Эпиграфом к нашему разговору станут слова А.Чепурова:
Давайте поклоняться доброте!
Давайте с думой жить о доброте:
Вся в голубой и звездной красоте,
Земля добра. Она дарит нас хлебом.
Живой водой и деревом в цвету.
Под этим вечно неспокойным небом
Давайте воевать за доброту!
- А что такое доброта?
В.О. (милосердие, помощь, взаимовыручка и т.д.)
- По словарю Ожегова: Доброта - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
Добро - все положительное, полезное, хорошее.
Доброволец - добровольно взял на себя какую-либо работу.
Доброжелатель - доброжелательно относящийся к кому-нибудь.
Добродетель - высокая нравственность.
Добронравие - хороший нрав.
Добросердечность - ласковое, доброе сердце.
Добряк - добрый человек.
Вот как много однокоренных слов.
- А для чего нужна доброта?
Доброта, милосердие вырабатывались человечеством в течений столетий для того, чтобы всем было легче жить, общаться друг с другом, чтобы это общение приносило радость.
II. Работа с пословицами
Существует множество пословиц и поговорок о добре.
Собери пословицу и объясни значение.
Что посеешь, то и
Добра не делает никому
А какие пословицы знаете вы и как вы их понимаете?
В.О. Доброе слово лечит, а злое калечит.
Злой не верит, что есть добрый.
Добрая слава лежит, а худая бежит.
Доброго чтут, а злого не жалуют.
Добряк творит добро, быть может, и не зная, что от того болит душа у негодяя.
- Молодцы! Хорошо знаете пословицы!
III. Физкультпауза. Родители по очереди называют добрые и ласковые слова, которыми они называют своих детей, а дети показывают движения.
IY. Говорят, если есть в человеке доброта, чуткость, значит, он как человек состоялся. Но вот в чем вопрос: так это или нет? Без большого жизненного опыта в этом разобраться, конечно, непросто. Так что давайте для начала послушаем то, что по данному вопросу говорили и писали выдающиеся мыслители древности, поэты и писатели. А помогут нам в этом наши родители. (Родители зачитывают высказывания).
Y. Это интересно (для родителей)
Доброта, милосердие, радость и переживание за других создают основу человеческого счастья. Уже в IV веке до н.э. древнегреческий философ Платон утверждал: “Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное счастье”. Человек, который делает добро другим, чувствует себя счастливым. Напротив себялюбец - несчастлив.
Иван Сергеевич Тургенев писал: “Себялюбивый человек засыхает, словно одинокое дерево”.
В.О. “Истинная доброта заключается в благожелательном отношении к людям” (Жан Жак Руссо).
- “Доброта. Вот качество, которое я желаю приобрести больше всех других” (Лев Толстой).
- “Знания должны увеличиваться с добротой” (Фазиль Искандер).
- “Чтобы оценить доброту в человеке, надо иметь некоторую долю этого качества в самом себе” (Вильям Шекспир).
- “Чем человек умнее и добрей, тем больше он замечает добро в людях” (Блез Паскаль).
- “В жизни есть только одно несомненное счастье - жить для других” (Лев Толстой).
- Почему выдающиеся люди так много внимания уделяли именно этому качеству человека?
- Доброта очень ценилась на Руси. Людям давали клички за это, а позднее она превратилась в фамилию.
YI. Игра “Кто больше?”
Народ слагал не только пословицы о доброте. Есть имена и фамилии с корнем - ДОБР. Давайте проведем конкурс по группам. Назвать фамилии с корнем ДОБР. Побеждает та группа, которая назовет больше. Родители тоже участвуют.
В.О. Добрых, Добролюбов, Добронравов, Добров, Доброхотов, Добросмехов, Добрынин, Добрыня, Добреньких.
- Вот мы еще раз убедились в правоте пословицы: "Добрые умирают, а дела их живут". Фамилии давались предкам по их поступкам, делам.
YII. Ролевая игра
- Как вы думаете, есть какие-либо правила доброты?
Давайте посмотрим сценку из известного вам произведения.
Действующие лица: Незнайка, Пилюлькин, Пончик, Сиропчик, Кнопка, автор.
Незнайка: Ты, Пилюлькин, все трудишься, все другим помогаешь, а тебе никто помочь не хочет. Давай я потолку тебе лекарство.
Пилюлькин: Пожалуйста. Это очень хорошо, что ты хочешь мне помочь. Мы все должны помогать друг другу.
(Подходят Сиропчик и Пончик).
Пончик: Смотри, Незнайка тоже решил стать доктором. Вот будет потеха, когда он начнет лечить всех.
Сиропчик: Нет, он, наверное, решил подлизаться к Пилюлькину, чтобы тот не давал ему касторки.
Незнайка (замахивается и начинает драться): Молчи, а то вот как дам ступкой.
Пилюлькин: Стой! Стой!
Незнайка: Ах, ты, Сироп, противный! Я тебя еще покажу. Какое доброе дело пропало даром!
Автор: Незнайка и Кнопка стали думать, почему все так вышло
Кнопка: А может быть ты не бескорыстно совершал эти поступки, а ради выгоды?
Незнайка: Как это - не бескорыстно? Растеряйке шапку помог найти. Моя шапка, что ли? Пилюлькину ландыши собирал. Какая мне выгода от этих ландышей?
Кнопка: А для чего ты их собирал?
Незнайка: Будто не понимаешь. Сама ведь сказала: если совершу три добрых дела, то получу волшебную палочку.
Кнопка: Вот видишь - а говоришь бескорыстно.
Незнайка: А для чего ж я, по-твоему, должен совершать добрые поступки?
Кнопка: Ты должен совершать их просто так, из хороших побуждений.
YIII. Беседа по теме - Какое правило доброты вы услышали сейчас?
Давайте попробуем выработать другие правила и вместе составим свод правил “Спешите делать добро” (5 минут). Раздать детям листочки по группам и задание родителям:
Какие советы, наказы чаще всего даете вы своим детям об отношении к окружающим людям?
- Совершать хорошие дела просто так, из хороших побуждений
- Любить людей знакомых и незнакомых.
- Призывать окружающих к хорощим взаимоотношениям
- Делать добро для близких, друзей.
- Не завидовать.
- Не вредничать.
- Не грубить
Давайте зачитаем ваши правила. (А на доске учитель и родитель наклеивают напечатанные заранее правила).
- Каким делает человека доброта?
В.О. - Обаятельным, красивым. Человек, в душе которого доброта, приятно выглядит, у него выражение радости и покоя на лице, милая улыбка на губах.
- А что вы сделали хорошего? Чем вы помогли людям?
- Высказывания детей и родителей (3 минуты).
- Принятие общего решения
- Ребята, мне запомнился один случай в детском доме. Чудесный осенний день. Деток вывели на прогулку. Мы, приехавшие к детям в гости, с радостью старались каждому дать конфету, игрушку. А один худенький сероглазый мальчишка протянул ручонки, бросил игрушку и сказал: “Не надо, лучше возьми меня на ручки”.
-Что же оказалось для него главным? (Доброта, ласка).
- Оказывается, каждый ребенок имеет на это право.
У взрослых есть закон. Кто его знает? (Конституция).
- А у детей есть такой документ? Да, это Конвенция о правах ребенка - документ большой нравственной силы.
IX. Итог урока
- Легко или трудно быть добрым?
Добрым быть совсем-совсем не просто.
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта не пряник, не конфета.
Только надо, надо добрым быть
И в беде друг друга не забыть.
- Будем стараться воспитывать в себе это чувство и соблюдать эти правила.
А сейчас послушаем стихи.
Когда по склонам вечной суеты
Бежать от неудач устанешь люто,
Направь шаги тропою Доброты,
И радость помоги найти кому-то.
Как бы жизнь не летела
Дней своих не жалей,
Делай доброе дело
Ради счастья людей.
Чтобы сердце горело
А не тлело во мгле
Все вместе: Делай доброе дело -
Тем живем на земле.
Как праздник, как счастье, как чудо
Идет доброта по земле,
Все вместе: И я про нее не забуду,
Как я забываю о зле.
Существует множество форм проведения повторительно-обобщающих уроков по обществознанию. Огромен интерес у меня и у учеников к урокам обобщения, которые проводятся в форме игры. Ученики становятся активными участниками процесса обучения, поэтому и планы уроков в 5-6 классах по обществознанию под редакцией Л.Н.Боголюбова мною предложены как сценарии.
Цель: формирование у детей ресурсов противостояния “опасностям”, исходящим из личного пространства, пространства внешней среды и социального пространства.
установление взаимосвязи между человеческими чувствами и физическим здоровьем;
формирование умения владеть своими чувствами;
развитие речи, эмоций, мышления, воли, интереса к своему здоровью.
Форма проведения - фронтальная, групповая
Методы: словесный, проблемно-поисковый, творческий, практический.
I. Слово учителя
У человека есть два вида жизни. Первая - реальная, повседневная жизнь. Это его учеба, работа, выполнение обязанностей, взаимопонимания с другими людьми.
Вторая - скрытая, духовная жизнь. Это мысли, чувства, идеалы, внутренний мир. У французского писателя Виктора Гюго есть красивые слова: “Во внутреннем мире человека доброта - это солнце”.
А что такое доброта? Какой человек может называться добрым? Об этом и будет наш сегодняшний разговор.
Тема урока "СПЕШИТЕ ДЕЛАТЬ ДОБРО". Эпиграфом к нашему разговору станут слова А.Чепурова:
Давайте поклоняться доброте!
Давайте с думой жить о доброте:
Вся в голубой и звездной красоте,
Земля добра. Она дарит нас хлебом.
Живой водой и деревом в цвету.
Под этим вечно неспокойным небом
Давайте воевать за доброту!
- А что такое доброта?
В.О. (милосердие, помощь, взаимовыручка и т.д.)
- По словарю Ожегова: Доброта - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
Добро - все положительное, полезное, хорошее.
Доброволец - добровольно взял на себя какую-либо работу.
Доброжелатель - доброжелательно относящийся к кому-нибудь.
Добродетель - высокая нравственность.
Добронравие - хороший нрав.
Добросердечность - ласковое, доброе сердце.
Добряк - добрый человек.
Вот как много однокоренных слов.
- А для чего нужна доброта?
Доброта, милосердие вырабатывались человечеством в течений столетий для того, чтобы всем было легче жить, общаться друг с другом, чтобы это общение приносило радость.
II. Работа с пословицами
Существует множество пословиц и поговорок о добре.
Собери пословицу и объясни значение.
Что посеешь, то и
Добра не делает никому
А какие пословицы знаете вы и как вы их понимаете?
В.О. Доброе слово лечит, а злое калечит.
Злой не верит, что есть добрый.
Добрая слава лежит, а худая бежит.
Доброго чтут, а злого не жалуют.
Добряк творит добро, быть может, и не зная, что от того болит душа у негодяя.
- Молодцы! Хорошо знаете пословицы!
III. Физкультпауза. Родители по очереди называют добрые и ласковые слова, которыми они называют своих детей, а дети показывают движения.
IY. Говорят, если есть в человеке доброта, чуткость, значит, он как человек состоялся. Но вот в чем вопрос: так это или нет? Без большого жизненного опыта в этом разобраться, конечно, непросто. Так что давайте для начала послушаем то, что по данному вопросу говорили и писали выдающиеся мыслители древности, поэты и писатели. А помогут нам в этом наши родители. (Родители зачитывают высказывания).
Y. Это интересно (для родителей)
Доброта, милосердие, радость и переживание за других создают основу человеческого счастья. Уже в IV веке до н.э. древнегреческий философ Платон утверждал: “Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное счастье”. Человек, который делает добро другим, чувствует себя счастливым. Напротив себялюбец - несчастлив.
Иван Сергеевич Тургенев писал: “Себялюбивый человек засыхает, словно одинокое дерево”.
В.О. “Истинная доброта заключается в благожелательном отношении к людям” (Жан Жак Руссо).
- “Доброта. Вот качество, которое я желаю приобрести больше всех других” (Лев Толстой).
- “Знания должны увеличиваться с добротой” (Фазиль Искандер).
- “Чтобы оценить доброту в человеке, надо иметь некоторую долю этого качества в самом себе” (Вильям Шекспир).
- “Чем человек умнее и добрей, тем больше он замечает добро в людях” (Блез Паскаль).
- “В жизни есть только одно несомненное счастье - жить для других” (Лев Толстой).
- Почему выдающиеся люди так много внимания уделяли именно этому качеству человека?
- Доброта очень ценилась на Руси. Людям давали клички за это, а позднее она превратилась в фамилию.
YI. Игра “Кто больше?”
Народ слагал не только пословицы о доброте. Есть имена и фамилии с корнем - ДОБР. Давайте проведем конкурс по группам. Назвать фамилии с корнем ДОБР. Побеждает та группа, которая назовет больше. Родители тоже участвуют.
В.О. Добрых, Добролюбов, Добронравов, Добров, Доброхотов, Добросмехов, Добрынин, Добрыня, Добреньких.
- Вот мы еще раз убедились в правоте пословицы: "Добрые умирают, а дела их живут". Фамилии давались предкам по их поступкам, делам.
YII. Ролевая игра
- Как вы думаете, есть какие-либо правила доброты?
Давайте посмотрим сценку из известного вам произведения.
Действующие лица: Незнайка, Пилюлькин, Пончик, Сиропчик, Кнопка, автор.
Незнайка: Ты, Пилюлькин, все трудишься, все другим помогаешь, а тебе никто помочь не хочет. Давай я потолку тебе лекарство.
Пилюлькин: Пожалуйста. Это очень хорошо, что ты хочешь мне помочь. Мы все должны помогать друг другу.
(Подходят Сиропчик и Пончик).
Пончик: Смотри, Незнайка тоже решил стать доктором. Вот будет потеха, когда он начнет лечить всех.
Сиропчик: Нет, он, наверное, решил подлизаться к Пилюлькину, чтобы тот не давал ему касторки.
Незнайка (замахивается и начинает драться): Молчи, а то вот как дам ступкой.
Пилюлькин: Стой! Стой!
Незнайка: Ах, ты, Сироп, противный! Я тебя еще покажу. Какое доброе дело пропало даром!
Автор: Незнайка и Кнопка стали думать, почему все так вышло
Кнопка: А может быть ты не бескорыстно совершал эти поступки, а ради выгоды?
Незнайка: Как это - не бескорыстно? Растеряйке шапку помог найти. Моя шапка, что ли? Пилюлькину ландыши собирал. Какая мне выгода от этих ландышей?
Кнопка: А для чего ты их собирал?
Незнайка: Будто не понимаешь. Сама ведь сказала: если совершу три добрых дела, то получу волшебную палочку.
Кнопка: Вот видишь - а говоришь бескорыстно.
Незнайка: А для чего ж я, по-твоему, должен совершать добрые поступки?
Кнопка: Ты должен совершать их просто так, из хороших побуждений.
YIII. Беседа по теме - Какое правило доброты вы услышали сейчас?
Давайте попробуем выработать другие правила и вместе составим свод правил “Спешите делать добро” (5 минут). Раздать детям листочки по группам и задание родителям:
Какие советы, наказы чаще всего даете вы своим детям об отношении к окружающим людям?
Совершать хорошие дела просто так, из хороших побуждений
Любить людей знакомых и незнакомых.
Призывать окружающих к хорощим взаимоотношениям
Делать добро для близких, друзей.
Давайте зачитаем ваши правила. (А на доске учитель и родитель наклеивают напечатанные заранее правила).
- Каким делает человека доброта?
В.О. - Обаятельным, красивым. Человек, в душе которого доброта, приятно выглядит, у него выражение радости и покоя на лице, милая улыбка на губах.
- А что вы сделали хорошего? Чем вы помогли людям?
Высказывания детей и родителей (3 минуты).
Принятие общего решения
- Ребята, мне запомнился один случай в детском доме. Чудесный осенний день. Деток вывели на прогулку. Мы, приехавшие к детям в гости, с радостью старались каждому дать конфету, игрушку. А один худенький сероглазый мальчишка протянул ручонки, бросил игрушку и сказал: “Не надо, лучше возьми меня на ручки”.
-Что же оказалось для него главным? (Доброта, ласка).
- Оказывается, каждый ребенок имеет на это право.
У взрослых есть закон. Кто его знает? (Конституция).
- А у детей есть такой документ? Да, это Конвенция о правах ребенка - документ большой нравственной силы.
IX. Итог урока
- Легко или трудно быть добрым?
Добрым быть совсем-совсем не просто.
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта не пряник, не конфета.
Только надо, надо добрым быть
И в беде друг друга не забыть.
- Будем стараться воспитывать в себе это чувство и соблюдать эти правила.
А сейчас послушаем стихи.
Когда по склонам вечной суеты
Бежать от неудач устанешь люто,
Направь шаги тропою Доброты,
И радость помоги найти кому-то.
Как бы жизнь не летела
Дней своих не жалей,
Делай доброе дело
Ради счастья людей.
Чтобы сердце горело
А не тлело во мгле
Все вместе: Делай доброе дело -
Тем живем на земле.
Как праздник, как счастье, как чудо
Идет доброта по земле,
Все вместе: И я про нее не забуду,
Как я забываю о зле.
Читайте также: