Учение дарвина об эволюции видов 9 класс конспект урока сухорукова

Обновлено: 06.07.2024

Введение технологии кейс-стади связано с реализацией компетентностного подхода в образовании и требует смены парадигмы мышления в сторону системно-деятельностного подхода. Урок интересен тем, что перерабатывается огромный массив информации, и в уроке появляются два кейса(кейс документов и кейс решения проблемной ситуации)

  • практическое наполнение кейса по теме "Эволюционная теория"
  • продолжить формирование УУД:
  • познавательных логических (умение выделять существенные признаки, характерные для процессов функционирования живого, умение составлять целое из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты; формирование умений совершать выбор оснований и критериев для сравнения, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательств; выдвижение гипотез и их обоснование;
  • познавательных общеучебных (умение выделять существенную информацию из различных источников информации);
  • регулятивных (умение выделять и сохранять цель, заданную в виде образца-продукта действия, формировать умения контролировать, корректировать, оценивать);
  • коммуникативных (умения определять цели и функции участников учебного действия; формулировать наиболее значимые для решения проблемы вопросы; выявлять проблему и оценивать предполагаемые способы ее разрешения, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми);
  • развитие критического мышления и как следствие развитие способности делать выбор
  • развитие способности принимать оптимальное решение на основе анализа конкретной ситуации.
  • оформлять документацию кейса и проводить его презентациию

Ход урока

1. Организационный этап

Сегодня мы поработаем с Вами в совершенно новой парадигме мышления - не овладение готовыми знаниями, а их самостоятельное добывание а процессе учебного взаимодействия.

2. Актуализация темы. Технология кейс-стади была предложена как вариант "мозгового штурма" при решении долгосрочных и краткосрочных бизнес-ситуаций. Кейс в дальнейшем (портфель) наполняется информацией, которая дает возможность создать целостный образ предмета, процесса или явления.

Задание классу: Подберите ключевые слова, фразы, схемы, которые могут быть опорными в образовательном кейсе документов. Заполняем первую часть документов кейса. Тема "Эволюционная теория" (см.презентацию)

Характеристика хорошо выполненного кейса - наличие персоналий:

Жан Батист Пьер Антуан де Моне Ламарк (Jean-Baptiste Pierre Antoine de Monet, Chevalier de Lamarck; 1 августа 1744 - 18 декабря 1829) - французский учёный-естествоиспытатель. Ламарк стал первым биологом, который попытался создать стройную и целостную теорию эволюции живого мира (Теория Ламарка).

Не оценённая современниками, полвека спустя его теория стала предметом горячих дискуссий, которые не прекратились и в наше время. Важным трудом Ламарка стала книга "Философия зоологии" (1809 год).

Чарльз Ромберт Дамрвин (англ. Charles Robert Darwin; 12 февраля 1809 - 19 апреля 1882) - английский натуралист и путешественник, одним из первых осознал и наглядно продемонстрировал, что все виды живых организмов эволюционируют во времени от общих предков. В своей теории, первое развёрнутое изложение которой было опубликовано в 1859 году в книге "Происхождение видов" (полное название: "Происхождение видов путём естественного отбора, или сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь"), основной движущей силой эволюции Дарвин назвал естественный отбор и неопределённую изменчивость. Существование эволюции было признано большинством учёных ещё при жизни Дарвина, в то время как его теория естественного отбора как основное объяснение эволюции стала общепризнанной только в 30-х годах XX-го столетия. Идеи и открытия Дарвина в переработанном виде формируют фундамент современной синтетической теории эволюции и составляют основу биологии, как обеспечивающие логическое объяснение биоразнообразия. Ортодоксальные последователи учения Дарвина развивают направление эволюционной мысли, носящее его имя (дарвинизм).

Альфред Рассел Уоллес (англ. Alfred Russel Wallace; 8 января 1823, Аск, Монмутшир, Уэльс - 7 ноября 1913, Бродстон, Дорсет, Англия) - британский натуралист, путешественник, географ, биолог и антрополог.

Подхватив в Малакке малярию, Уоллес на больничной койке стал размышлять о возможности применения к миру живой природы старой мальтузианской идеи о выживании наиболее способных. На этой почве он разработал учение о естественном отборе, наспех изложив его в статье, которую тотчас направил в Англию знаменитому естествоиспытателю Чарльзу Дарвину.

Сразу по получении Уоллесовой статьи Дарвин, в то время работавший над своим революционным трудом "Происхождение видов", отписал Чарльзу Лайелю, что никогда не встречал более поразительного совпадения идей двух людей и пообещал, что использованные Уоллесом термины станут главами его книги. 1 июля 1858 г. выдержки из трудов Дарвина и Уоллеса относительно естественного отбора были впервые представлены широкой публике - на чтениях в Линнеевском обществе.

Уоллес не считал нужным развивать своё понимание естественного отбора столь обстоятельно и последовательно, как это делал Дарвин, но зато именно он выступил с едкой критикой ламаркизма и ввёл в научный оборот термин "дарвинизм".

Вывод :Энциклопедичность Ч.Дарвина, исключительный авторитет, приобретенный им как естествоиспытателем ,корректность и дипломатичность в дискуссиях, внимание к точкам зрения оппонентов и критиков в немалой степени способствовало принятию учения во всем мире.

3. Основной этап - заполнение кейса документов. Хорошо выполненный кейс - это работа с обобщающими схемами

Схема взаимодействия факторов эволюции (см. приложение 1)

Суть теории можно представить в виде схемы, отражающее причинно-следственные связи и механизм эволюции.

Рефлексивное взаимодействие на этапе работы с осмыслением проблемной ситуации.

4. Заполнение кейса. Решение проблемной ситуации. "Дарвин и сельское хозяйство". Приложение 2

Однажды к Ч.Дарвину пришла делегация окрестных фермеров за разъяснением, почему у них падают урожаи клевера. Прежде чем дать ответ, великий учёный сам провел массу опытов и только после длительных наблюдений дал совет фермерам.

Его друг и ученик Томас Гексли после этого случая придумал интересную задачу, суть которой сводилась к следующему: "Кому Британия благодарна за то, что стала великой морской державой?".

Вопросы и задания

Предположите, какой совет дал Ч.Дарвин фермерам.

Предложите свой вариант решения задачи Т.Гексли.

Учащимся предлагается тезаурус и справочный материал для решения жизненной ситуации.

Обсуждается варианты решения проблемы. Выстраивается логическая цепочка состоящая из предположений и фактов:

Шмели опыляют клевер, но их гнезда часто уничтожаются мышами.

Врагами мышей могут быть кошки, которых в большом количестве содержат одинокие женщины и "старые девы".

Если эта связь осуществиться, то благодарить за возможность увеличения урожая следует "старых дев"

Другой вариант разворачивания событий можно связать с использованием метода "искусственного прикармливания пчел медом,настоянным нацветах клевера

6. Рефлексия

1. Какое решение данной жизненной ситуации появилось у Вас?

2. Как Вы думает епочему решение данной ситуации может быть неоднозначным?

3. Приведите качества хорошего кейса для решения этой ситуации?

4. Какой информации явно недоставало для данной работы?

7. Домашнее задание

Предложите проблемную ситуацию из курса биологии? Помните об интриге, наличие узнаваемых персоналий и возможности использовать учебную информацию для решения проблемы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока. Учение Дарвина об эволюции видов.

Цель урока: рассмотреть в общей форме теорию эволюции Ч. Дарвина как целостное учение; сформировать представление об основных положениях эволюционного учения Ч. Дарвина; продолжить развитие коммуникативных умений, устной монологической речи учащихся; способствовать развитию логического мышления через формирование умений сравнивать, обобщать, делать выводы; воспитывать толерантность учащихся; наблюдательность, внимательность при индивидуальной работе.

Тема урока. Учение Дарвина об эволюции видов.

Цель урока: рассмотреть в общей форме теорию эволюции Ч. Дарвина как целостное учение; сформировать представление об основных положениях эволюционного учения Ч. Дарвина; продолжить развитие коммуникативных умений, устной монологической речи учащихся; способствовать развитию логического мышления через формирование умений сравнивать, обобщать, делать выводы; воспитывать толерантность учащихся; наблюдательность, внимательность при индивидуальной работе.

Оборудование: электронное приложение, портрет Дарвина.

Базовые понятия и термины: эволюция, борьба за существование, естественный отбор, видообразование, наследственность.

Тип урока: комбинированный.

I.Организационный этап

2.Проверка присутствия учащихся на уроке

II. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности

1.Проверка домашнего задания

Объясните слова Н. Заболоцкого:

Природа хочет жить, и потому она

миллионы зёрен скармливает птицам.

Но из миллиона птиц к светилам и зарницам

едва ли вырвется одна.

Проблема: Почему так происходит?

Ч. Дарвин утверждал, что в природе происходит накопление признаков, полезных для выживания вида. Поэтому этот процесс он назвал естественным отбором.

Изучение нового материала

Объяснения учителя с элементами беседы

Эволюционное учение - учение о направлениях и закономерностях исторического развития жизни на Земле

Направления эволюции:


биологический прогресс процветание


биологический регресс вымирание, исчезновение

Демонстрация портрета Ч. Дарвина - (1809-1882)

Чарльз Роберт Дарвин родился 12 февраля 1809 года в семье врача. В университете он обучался сначала на медицинском, потом на богословском факультете и собирался стать священником. В то же время он проявлял большую склонность к естественным наукам, увлекался геологией, ботаникой и зоологией.

1837 - 1859 гг. Работа над теорией происхождения видов.

1859г - книга "Происхождение видов путем естественного отбора".

Скончался 19 апреля 1882 г.

Вернувшись в Англию, Чарльз Дарвин обратился к практике сельского хозяйства. Изучил работы по разведению пород голубей, собак и крупного рогатого скота, селекции растений. Он пришел к выводу, что действует определённая форма отбора.

Уже до учения Дарвина учёные делали попытки создания эволюционной теории. Именно этот накопленный материал послужил предпосылкой возникновения учения Ч. Дарвина.

Самостоятельная работа с учебником стр. 60

Прочтите и запишите фамилии учёных и их вклад в биологию.

(запись в тетрадь) Главные движущие силы эволюции – наследственность, борьба за существование и естественный отбор. Материал для отбора дает наследственная изменчивость. Стабильность вида обеспечивается наследственностью.

Утверждение Чарльза Дарвина: природа изменяема, виды существуют, они относительно постоянны.

Работа с учебником стр. 61 и приложением.

Что является результатом эволюции?

(запись в тетрадь) Результаты эволюции – это приспособление организмов и видообразование.

IV. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся

Выводы урока

Основная движущая сила эволюции - естественный отбор на фоне борьбы за существование.

Материал для естественного отбора - наследственная изменчивость.

Результат эволюции органического мира – многообразие видов растений и животных,

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Разработка урока по биологии "Учение об эволюции органического мира. Ч. Дарвин — основоположник учения об эволюции"; 9 класс

Цель урока: развитиеe интеллектуальных и творческих способностей, обучающихся в процессе изучения вклада Ч. Дарвина в формирование эволюционной теории.

Формы реализации методов обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная, решение проблемных задач.

Задачи урока:

предметные – познакомиться с вкладом Ч. Дарвина в формирование эволюционной теории.

личностно-ориентированные - формирование познавательных интересов и мотивов; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.);

развивающие - развивать умение работать в группах, анализировать информацию, делать выводы.

Фотография Ч. Дарвина.

Текст Чарльз Дарвин.

Осмысление - Реализация смысла (15 минут)

Размышление - Рефлексия (15 минут)

Учитель: Добрый день! Сегодня мы не только получим новые знания, но и проверим свою интуицию и умение работать с разными источниками информации.

Учитель: раздает портрет Ч. Дарвина на каждую парту, выводит портрет на слайд (вывешивает на доске). Перед вами портрет человека, что можно предположить о нем? В какую эпоху он жил? В какой стране? Чем занимался (род деятельности, чем мог быть знаменит)? и т.д.

Обсуждаем фронтально на всю аудиторию, все предположения выносим на доску.

Учитель: В чем-то мы оказались правы, в чем-то не совсем. Давайте назовем этого человека – Чарльз Дарвин. Теперь, когда имена названы, давайте дополним информацию на нашей доске. Каждый сам в течение двух минут подумает и напишет на своем листочке все, что всплывает в памяти, когда звучит имя Чарльз Дарвин (индивидуальная работа).

Учитель: Теперь обсудите результаты в группе и объедините ваши списки (работа в группах).

Учитель: Давайте объединим все сведения о Чарльзе Дарвине, запишим все предположения на доске(фронтальная работа).

Осмысление (Реализация смысла)

Учитель: Сейчас вы получите текст о Ч. Дарвине. Прежде, чем начать читать его, выслушайте задание: по ходу чтения необходимо карандашом проставлять значки на полях.

- - противоречит моим представлениям;

? - информация непонятна или недостаточна.

Для удобства дальнейшего обсуждения все предложения пронумерованы.

Учитель: Итак, текст прочитан, обсудите, пожалуйста, в группе свои впечатления, а потом мы поговорим о нем все вместе.

Учитель: Скажите, пожалуйста, много ли у вас на полях значков - это я знал? А новая информация для меня? А есть ли информация, которая противоречит вашим представлениям? Или осталась непонятной для вас?

Учитель: Давайте отредактируем информацию которая записана у нас на доске и добавим новые факты.

Размышление (Рефлексия).

Учитель: Текст прочитан, мы многое узнали о Чарльзе Дарвине. Можем характеризовать его как интересного человека, талантливого ученого и основоположника эволюционных идей. Скажите, можем ли мы объемную информацию о Ч. Дарвине разделить на блоки и представить в виде схемы – кластера?

Презентация кластеров, обсуждение.

Учитель: Заключительный этап нашего занятия – индивидуальное составление синквейна.

Приложение №2

Чарльз Роберт Дарвин (1809 -1882)

(3) Чарльз Роберт Дарвин родился 12 февраля 1809 года в Англии, отец, Роберт Дарвин, был финансистом и успешным врачом, так что семья жила весьма зажиточно. (4) Мать Чарльза, Сьюзанн Дарвин, умeрла, когда мальчику было 8 лет, он практически не запомнил ее.

(5) В школе Чарльз учился весьма неохотно, его не интересовали предметы школьной программы. (6) Вместе с тем, уже в дeтстве Чарльз демонстрировал интерес к исследованию природы. (7) Он активно коллекционировал минералы и насекомых, раковины, очень любил охоту и рыбалку.

(8) В 1825 году отец Чарльза понял, что никакого толку от обучения сына в школе не будет, и отправил его Эдинбургский университет. (9) Учиться на врача Чарльзу также не хотелось, в университете Дарвин учился два года, после этого отец, который очень хотел дать сыну достойное образование, предложил ему духовное поприще. (10) В 1828 году Чарльз поступил в Кембриджский университет на богословский факультет, он готовился стать священником, но занятиям по прежнему не удeлял должного внимания.

(11) Дарвину повезло – ему помогли наконец-то найти любимое дело в жизни, вскоре после окончания университета к нему обратился профессор ботаники Джон Хенслоу, который ранее приметил склонность Чарльза к изучению природы. (12) Чарльзу предлагают стать участником экспедиции, которая отправляется в Южную Америку.

(17) В октябре 1836 года путешествие было окончено, у Дарвина теперь был огромный собранный материал, и он решил сосредоточиться на его обработке. (18) Работа эта длилась 20 лет, был выпущен дневник путешествия, который стал очень популярной книгой в широких кругах общества.

(19) В 1842 году Дарвин принял решение уехать подальше от городской суеты и перебирается в поместье Доун, здесь он проводит 40 лет размеренной и спокойной жизни.

(24) 19 апреля 1882 года Чарльз Роберт Дарвин умер.

Основные достижения Дарвина

(25) Стал первым ученым, который сумел объяснить теорию, согласно которой все живые организмы имеют общих предков, от которых эволюционируют.

(26) Открытия, сделанные Дарвином, стали основой синтетической теории эволюции в современном ее виде.

(27) Движущие факторы эволюции по теории Ч. Дарвина: борьба за существование, естественные отбор.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок включает интерактивные методы обучения, поисковую работу.

Донецкой Народной Республики

По биологии в 9 классе

Леоненко Марина Анатольевна

Конспект урока по биологии в 9 классе

Тема урока: Эволюционная теория Чарльза Дарвина

Цели урока: - сформировать понятие об основных положениях эволюционной теории Ч. Дарвина; показать вклад выдающихся учёных в развитие биологической науки;

- научить объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения, роль эволюционной теории в формировании современной естественно—научной картины мира.

-развивать умение работать с разными источниками информации, формулировать выводы, учить находить подтверждение теории примерами из окружающей действительности.

- воспитывать целеустремлённость в овладении знаниями, усидчивость и трудолюбие.

Задачи урока:

Образовательная. Сформировать понятие об естественных и социально-экономических предпосылках возникновения учения Ч. Дарвина, о вкладе Дарвина в биологию; продемонстрировать идею о том, что все состояние естественнонаучных знаний и особые социально-экономические процессы подводили ученых к краху идеи о неизменяемости живых организмов, пробуждали мысли об историческом развитии живой природы.

Воспитательная. Продолжать формировать научное мировоззрение, любовь

к природе, культуру труда на основе ведения записей в тетради.

Тип урока: Изучение нового материала

Методы обучения: частично-поисковый, проблемный.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Технологии: здоровьесберегающие, обучение в сотрудничестве.

Межпредметные связи: история, география.

I.Организация класса.

Психологический настрой

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня я шла в школу с отличным настроением. Как вы думаете, почему?

Учитель: Да, все, что вы сказали, верно: и на улице стало совсем тепло, и солнышко светит, и нашей с вами встрече я рада. А еще у меня такое приподнятое настроение от ожидания интересных открытий на нашем уроке ….

- Какое сейчас время года? Покажите, что вы замерзли и съежились, отогрелись и расслабились. Вам случайно попали снежком в лицо, изобразите огорчение. Изобразите, как вы лепите снеговика: ставите снежные комы друг на друга. Молодцы! Какие красивые снеговики у вас получились. Вы пришли веселые домой. С таким же отличным настроением мы поработаем сегодня на уроке.

II Актуализация опорных знаний

Я предлагаю вам просмотреть небольшой ролик и сказать О чём мы будем говорить на уроке?

2)(просмотр видеоролика)

О чём мы будем говорить, просмотрев этот фильм? Вопрос о развитии жизни, об эволюции –один из самых спорных и сложных вопросов в биологии, т.к. есть люди, которые не верят в эволюционный процесс, а трудный потому, что сложно представить себе развитие жизни на протяжении 3,5 млд. лет. Фильм показывает нам, как организмы изменяются с течением времени и эти изменения происходят в сторону усложнения организмов. Почему это происходит объясняет нам теория эволюции. Так что же такое эволюция? (ответ учащихся)

ЭВОЛЮЦИЯ - естественный процесс развития живой природы, сопровождающийся изменением генетического состава популяций, формированием адаптаций, видообразованием и вымиранием видов, преобразованием экосистем и биосферы в целом

Проблемный вопрос

Наша задача узнать почему созданная в середине 19 века эволюционная теория Ч. Дарвина вызвала революционный переворот в науке? И как она повлияла на будущее?

IV Изучение нового материала

Жизнь и биография Ч. Дарвина (. Пушкарь Маргарита)

Рассказ учителя с элементами беседы.

Создателем основ современного эволюционного учения по праву считают великого английского биолога Ч. Дарвина. В своих работах Дарвин объяснил изменение органического мира действием законов природы без вмешательства сверхъестественных сил. Эти объяснения ученый сформулировал в виде довольно простых положений:

Организмы обладают изменчивостью.

Об этом нам более подробно расскажет Козлов Виталий.

Да действительно невозможно найти две особи, относящиеся к одному виду, у которых все признаки были бы одинаковыми.

Различия между организмами, хотя бы частично, передаются по наследству.

Теоретически при благоприятных условиях любые организмы могут размножиться в геометрической прогрессии, однако такого не случается, так как жизненные ресурсы ограничены, и многие особи погибают в борьбе за существование, не успев произвести потомство.

О вымерших видах животных и растений нам расскажет Голик Александра.

Те организмы, которые располагают свойствами, полезными в данных условиях существования, имеют большую вероятность выжить. Выживая, они имеют преимущества в передаче этих полезных свойств потомству. Дарвин назвал этот процесс естественным отбором, или выживанием наиболее приспособленных.

Идеи Ч. Дарвина были научно обоснованы фактическим материалом, поэтому большинство ученых принимает их и сегодня. В ХХ столетии эволюционное учение Дарвина было подкреплено хромосомной теорией наследственности, развитием молекулярно-генетических исследований, систематики, экологии, эмбриологии, палеонтологии и других областей биологии.

3)путешествие Ч.Дарвина.

Об этом нам расскажет Лыга Светлана.

Ч.Дарвин об искусственном отборе.

Ч. Дарвин был хорошо знаком с изменчивостью домашних животных.

Об этом нам расскажет Зледенная Валерия.

V. Закрепление изученного материала.

Что такое эволюция?

В чем состоят основные положения эволюционного учения Ч. Дарвина?

Как назывался корабль на котором путешествовал Дарвин?

Что такое изменчивость?

Проблемный вопрос

Наша задача была узнать почему созданная в середине 19 века эволюционная теория Ч. Дарвина вызвала революционный переворот в науке? И как она повлияла на будущее?

Созданная в середине 19 века эволюционная теория Ч. Дарвина вызвала революционный переворот в науке, позволила по новому взглянуть на естественные процессы, происходящие в природе. Теория Дарвина показала, что при изучении явлений живой природы надо изучать их причинно-следственные связи. Знание её в наше время позволяет разумно выбирать пути хозяйственной деятельности человека, использовать все отрасли биологической науки, которые подтверждают верность этой теории.

VI. Итог урока. Рефлексия.

Я сейчас буду задавать вам вопросы, если ответ вас устраивает вы поднимаете руку.


VII. Домашнее задание

Прочитать параграф 28.

Пронаблюдать за особями животных или растений, которые относятся к одному виду. Составить списки различий.

Читайте также: