Участие граждан в политической жизни презентация 9 класс боголюбов конспект

Обновлено: 02.07.2024

2 Тема урока Участие граждан в политической жизни.

3 В зависимости от политики, которую проводит государство, люди живут хуже или лучше. Следовательно, каждый заинтересован в том, чтобы политика государства учитывала его интересы. Согласно ст. 32 Конституции РФ, граждане РФ имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. О возможности повлиять на действия власти, на принятие важных решений пойдёт речь на уроке. Актуальность темы

4 Изучение и первичное закрепление новых знаний. Тип урока:

5 Дидактическая цель: Обеспечение условий для раскрытии содержания и правовой основы взаимоотношений гражданина и государственной власти. ТДЦ: Образовательная: обеспечение условий для усвоения учащимися основных форм участия граждан в политической жизни. Развивающая: создание условий для развития у учащихся 9-х классов универсальных учебных действий : -умение перерабатывать и структурировать текст, -умение выделять главные идеи и выстраивать их последовательность, -умение самоконтроля и самооценивания. Воспитательная: содействие воспитанию толерантности, ответственности, законопослунопослушания и патриотического отношения к судьбе своей страны, формированию осознанного противостояния молодёжи попыткам манипулировать её сознанием. Целеполагание

6 Знать: основные формы участия граждан в политической жизни. Уметь: работать с текстом Контитуции, документами, учебником, оперировать новыми понятиями, развивать умение творчески решать ситуативные задачи. Формирование уверенности в том, что активное участие в общественной и политической деятельности принесёт положительный результат и гражданину, и обществу. Ожидаемые результаты

9 Прошу сформулировать цели урока, исходя из заданной темы. - Учащиеся высказывают свои предположения об участии граждан в политической жизни страны, исходя из их жизненного опыта. - Помогаю чётко сформулировать цель урока : познакомиться с основными формами участия граждан в политической жизни страны. Предлагаю ознакомиться с планом изучения нового материала. Мотивация

10 1. Выборы и референдумы. 2. Право на равный доступ к государственной службе. 3. Обращение в органы власти. План изучения нового материала

11 Различные формы взаимодействия участников политики, связанные с борьбой за власть, с выработкой и принятием государственных решений. Политическая жизнь

12 Абсентеизм (лат. absens – отсутствующий) форма аполитичности, проявляющаяся в уклонении избирателей от участия в референдумах и выборах в органы власти.

13 Статья 32 Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Конституция РФ

14 Избирательное право – конституционное право граждан избирать и быть избранными в органы государственной и местной власти.

15 Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. К о н с т и т у ц и я Р Ф, с т а т ь я 32, п. 2. Активное избирательное правоПассивное избирательное право Право гражданина лично участвовать в выборах в качестве избирателя Право гражданина быть избранным в органы государственной власти

16 Рефере́ндум - форма непосредственного волеизъявления граждан, выражающаяся в голосовании по наиболее значимым вопросам общегосударственного, регионального или местного масштаба. Выборы- процедура избрания кого-либо путём голосования.

17 4. Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе. 5. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия. Конституция РФ. Статья 32

18 Отбывающие наказание по приговору суда. Признанные судом недееспособными Не могут участвовать в выборах

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Обществознание. Л. Н.Боголюбов. 9 класс.

Разработка Н. П. Овдиенко, учителя обществознания

Тип урока: комбинированный

Цели урока: формирование гражданского сознания и самосознания учащихся по вопросу участия граждан в политической жизни государства. Формирование знаний учащихся о том, что такое референдум, выборы, какие органы власти задействованы в организации выборов, каковы их функции, кто может принимать участие в референдуме

Задачи урока:

1) закрепление навыков анализа документов ( Конституция РФ);

2) формирование представлений учащихся о политических демократических ценностях:

демократическом политическом процессе, демократической политической культуре;

3) развивать навыки самостоятельного поиска и анализа информации из дополнительных источников.

Оборудование:

раздаточные материалы: приложения к уроку 1 – 5.

1. Проверка дом. задания.

1.Верховенство государственной власти внутри страны и ее независимость от других государств отражает понятие

1) публичная власть

2) политическая власть

3) форма государства

4) государственный суверенитет

2.По форме государственно-территориального устройства государство может быть

1) монархическим или республиканским

2) унитарным или федеративным
3) демократическим или авторитарным

4) правовым или тоталитарным

3. Верны ли следующие суждения о демократии?

А. Демократические ценности могут сочетаться с культурными и историческими особенностями общества.

Б. Демократия может существовать только в республиканских государствах.

1) верно только А

2) верно только Б

3) оба суждения верны

4) оба суждения неверны

4. В РФ законодательную деятельность осуществляет

1) Правительство РФ

2) Федеральное Собрание

3) Администрация Президента

4) Конституционный Суд

5.Верны ли следующие суждения о правовом государстве?

А. Высшая цель правового государства заключается в обеспечение прав человека.

Б. Право в правовом государстве ограничивает действия государства и его органов.

1) верно только А

2) верно только Б

3) оба суждения верны

4) оба суждения неверны

6. Закон ограничивает право граждан на свободу ассоциаций, если последние

1) представляют угрозу безопасности граждан

2) являются неформальными

3) создаются по инициативе граждан

4) защищают интересы граждан

За каждый правильный ответ – 2 балла.

Максимум – 12 баллов.

10 – 12 баллов – 5

Учитель: Демократия в нашем государстве выражается в том, что россияне наделены правом активно влиять на жизнь своей страны. Наиболее важным проявлением участия граждан в жизни государства является выбор людей, которые будут разрабатывать законы и принимать важные решения для всей страны. Во многих демократических странах современной Европы участие в выборах - не только политическое право, но и конституционная обязанность граждан.

3.Работа с документом.

Раздаточный материал – статьи 31, 32, 33 Конституции РФ. (Приложение №1)

Читаем вместе и отвечаем на вопросы:

Может ли рядовой гражданин влиять на политику? (да)

В нашей стране политическое участие – право или обязанность граждан? (право)

Можете ли вы принимать участие в политической жизни? (нет, с 18 лет)

Каким образом граждане нашей страны могут участвовать в политической жизни?

- Как же гражданин участвует в политической жизни?

Далее по ходу урока заполняется схема (по абзацам параграфа) Учитель заполняет соответствующие элементы схемы на доске.

Учитель: Теперь давайте обратимся к страницам учебника и более подробно узнаем о двух ведущих формах участия в политической жизни – референдуме и выборах.

Запись в тетрадь:

Выборы – это процедура избрания кого-либо путем голосования. В РФ являются всеобщим, равным, прямыми, тайными.

Выбираются члены счетной комиссии для подсчета голосов. Раздаются бюллетени (Приложение №2) и предоставляется ящик.

Оглашаются итоги голосования.

Записать в тетрадь:

Абсентеизм – уклонение граждан от участия в выборах.

Учитель: следующий пункт: Референдум

В тетради составляется таблица (1 столбец заполняется в классе, второй – ответы находятся, заполняется самостоятельно)

Зачем проводят референдум ?

Референдум - голосование избирателей по определенному вопросу государственной или общественной жизни.

Кто может участвовать в референдуме?

Граждане Российской Федерации, обладающие в соответствии с законодательством правом на участие в референдуме.

Порядок назначения референдума

Референдум назначает Президент Российской Федерации, который направляет документы в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о соответствии референдума Конституции Российской Федерации.

Кто проводит референдум?

Общенациональный референдум - референдум, проводимый в пределах всей государственной территории.

Местный референдум - голосование граждан по вопросам местного значения.

Когда решение, принятое на референдуме вступает в силу?

Решение, принятое на референдуме, вступает в силу с момента опубликования результатов референдума.

Оглашаются итоги референдума.

Учитель: Следующий пункт (заполняю схему на доске). Право на равный доступ к государственной службе и отправлению правосудия.

Учитель: Еще один пункт схемы. Обращение в органы власти.

Учитель: Что под этим понимается?

(Заявления по различным поводам: пенсия, пропажа, нарушение прав, об улучшении деятельности государственной службы)

Учитель: Любая политическая деятельность может осуществляться лишь в рамках законов и демократических традиций.

Записать в тетрадь

Политический экстремизм (крайность) – подготовка и совершение действий, направленных на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации: захват или присвоение властных полномочий:

Создание незаконных банд формирований

Возбуждение расовой, национальной, религиозной розни

6.Выводы, подведение итогов, рефлексия.

Учитель: Подведем итог нашему разговору. Совсем немного времени осталось до 18 лет, когда вы сможете принимать участие в политической жизни. Почему политика – дело каждого?

Дом. Задание: Параграф 6 читаем, определения в тетради выучить наизусть.

Приложение №1. Выдержки из Конституции РФ.

Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

2. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

3. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

4. Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе.

5. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия.

Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Приложение № 2. Кандидаты в Президенты нашей группы

Кандидаты в Президенты группы

Поставьте любой знак в графе кандидата, за которого отдаете свой голос.

Приложение № 2. Кандидаты в Президенты нашей группы

Кандидаты в Президенты группы

Поставьте любой знак в графе кандидата, за которого отдаете свой голос.

Приложение № 2. Кандидаты в Президенты нашей группы

Кандидаты в Президенты группы

Поставьте любой знак в графе кандидата, за которого отдаете свой голос.

Приложение №3

Конституция РФ определяет и закрепляет важнейшие начала общественной и государственной жизни России: основные права и свободы человека и гражданина, форму правления и форму государственного устройства, структуру государственного механизма, избирательную систему, порядок формирования представительных и иных государственных органов, а также принципы их образования и деятельности.

16 марта 2014 г. в Крыму прошел референдум о дальнейшей судьбе региона. В бюллетень были внесены два вопроса: "Вы за воссоединение Крыма с Россией на правах субъекта Российской Федерации?" и "Вы за восстановление действия Конституции Республики Крым 1992 года и за статус Крыма как части Украины?". Большинство проголосовавших (96,77%) высказались за воссоединение с Россией. По данным главы крымской комиссии по проведению референдума Михаила Малышева, явка составила 83,1%.

17 марта Верховный совет Крыма на основании результатов референдума принял постановление о независимости от Украины. Парламент также обратился с предложением о принятии Крыма в состав Российской Федерации в качестве субъекта.

Верховный Совет Крыма постановил в официальных наименованиях органов власти Республики Крым и других органов вместо слов "Автономная Республика Крым" использовать слова "Республика Крым".

18 марта президент России Владимир Путин, руководство Крыма и мэр города Севастополя подписали договор о вхождении Республики Крым и Севастополя в состав России.

Договор впоследствии был одобрен Госдумой и Советом Федерации.

21 марта президент Владимир Путин подписал закон о ратификации договора о присоединении Крыма и Севастополя к России и федеральный конституционный закон о процедуре их вхождения в состав России.

Конспект и презентация по теме "Участие граждан в политической жизни".

ВложениеРазмер
Конспект. Тема "Участие граждан в политической жизни". 43 КБ
Презентация. Тема "Участие граждан в политической жизни". 2.41 МБ

Предварительный просмотр:

Урок в 9 классе по обществознанию.

Цель и задачи урока:

Изучить формы участия граждан в политической жизни;

Сформировать конкретное представление о возможностях воздействия гражданина на органы власти, принятие политических решений и ограничениях в данной сфере;

Способствовать развитию у учащихся следующих универсальных учебных действий: целеполагание, переработка, анализ и структурирование информации, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами;

Способствовать воспитанию гражданского долга, стремлению и готовности участвовать в перспективе в политической жизни государства.

Тип урока: комбинированный урок.

Литература и ресурсы:

1. Проверка выполнения домашнего задания, повторение.

2. Введение в тему урока. Целеполагание.

3. Изучение новой темы. Промежуточные выводы.

4. Динамическая пауза.

5. Продолжение изучения новой темы.

6. Задание. Общие выводы.

8. Домашнее задание.

1-й этап. Организационный. Проверки домашнего задания.

Организа-ционный момент. Проверка домашнего задания.

Приветствие, проверка готовности к уроку. Вопросы по домашнему заданию.

Приветствие учителя, демонстрация домашнего задания и ответы на вопросы.

2-й этап. Информационно-деятельностный.

1.Включение в учебную деятельность.

Учитель произносит вводные слова и зачитывает стихотворение (стихотворение также есть на слайде презентации). Далее задается вопрос ученику — о чем пойдем речь на сегодняшнем уроке.

- О чем здесь говорится?

- Какую мысль автор хочет донести до нас?

После формулирования темы при помощи учителя открывается слайд с темой.

Проявление интереса к материалу изучения.

Высказывание собственных предположений на основе имеющихся знаний.

2.Постановка цели и задач урока.

В соответствии с темой, как ты думаешь, какая самая главная цель нашего урока?Что нам сегодня предстоит выяснить?

Предположения учащегося, ответ на вопросы.

Выдвигает варианты формулировок цели урока.

3. Изучение новой темы посредством работы с текстом Конституции РФ.

Организация работы с материалом в гугл-документе. Постановка задачи.

Промежуточные выводы совместно с учащимся.

По итогу обсуждения на слайде виден перечень форм участия.

Работа с текстом Конституции. Выяснение форм участия граждан в политической жизни.

Промежуточные выводы совместно с учителем.

4. Динамическая пауза.

Участие в физ.минутке совместно с учеником.

Самостоятельный показ упражнений физ.минутки.

5. Изучение новой темы. Продолжение.

Вводные слова учителя об ограничениях свободы слова и печати.

Показ видеоролика, посвященного проблеме экстремизма.

Комментирование видеоролика, выводы.

6. Задание. Общие выводы.

Учитель дает задание по пройденной теме в обучающей среде Moodle. Подводятся общие итоги изучения нового материала (вопросы на слайде презентации).

Выполнение задания. Ответы на вопросы. Выводы.

3-й этап. Рефлексия.

Учитель предлагает подвести итоги урока, закончив предложения, фразы, которые есть на слайде презентации.

Анализ деятельности на уроке.

4-й этап. Домашнее задание.

д.з. по обществознанию -

При необходимости задаются вопросы по выполнению домашнего задания.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Урок по обществознанию. 9 класс. Составитель: Обухова Юлия Сергеевна, учитель истории и обществознания

Цель и задачи урока: Изучить формы участия граждан в политической жизни; В ыяснить - может ли рядовой гражданин влиять на политику; Узнать — есть ли границы для свободы слова и печати, выражения своего мнения.

Цель и задачи урока: Изучить формы участия граждан в политической жизни; В ыяснить - может ли рядовой гражданин влиять на политику; Узнать — есть ли границы для свободы слова и печати, выражения своего мнения.

1. Выборы 2. Референдум 3. Государственная служба 4. Обращения в органы власти 5. Мирные собрания, митинги и т. д. 6. Общественные объединения 7. Политические партии Основные формы участия граждан в политической жизни.

Экстремизм — приверженность в политике и идеях к край­ним взглядам и действиям. Экстремистская деятельность: насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации; публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность; возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни.

Выводы. Подводим итоги. Может ли рядовой гражданин влиять на политику? Есть ли границы для свободы слова и печати?

Рефлексия. Сегодня я узнал. Было трудно… Я понял, что… Меня удивило…

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Конспект урока "Участие граждан в политической жизни"

Конспект урока по обществознанию для 9 класса "Участие граждан в политической жизни общества". УМК Боголюбова.


Данный урок был проведен в рамках конкурса, проводимого на территории нашего города. .


Опорный конспект-тренажер "Участие граждан в политической жизни". Обществознание. 10 кл.

Материал к уроку по обществознанию "Участие граждан в политической жизни" ( учебник Боголюбова Л.Н.. базовый уровень. 10 класс) представлен в виде опорного конспекта-тренажера, содержащего различные в.


Урок обществознания 9 класс Участие граждан в политической жизни

Цель: формирование компетенций гражданственности: гражданского сознания и самосознания учащихся по вопросу участия граждан в политической жизни государства, их правовой и политической куль.


Конспект урока: "Участие граждан в политической жизни".
Презентация по обществознанию на тему "Участие граждан в политической жизни" выполнил Хомичук Дмитрий

Презентация по обществознанию на тему "Участие граждан в политической жизни" выполнил Хомичук Дмитрий.

Методическая разработка проведения урока в 9 классе по обществознанию. Тема урока: "Участие граждан в политической жизни"

Цели и задачи урока:формирование политической и правовой культуры учащихся;раскрыть содержание публичной жизни гражданина, его взаимоотношений с государственной властью;помочь учащимся получить конкре.

Формы участия граждан в
политической жизни страны:
Выборы
Референдумы
Государственная служба
Обращение в органы власти
Митинги, собрания, демонстрации
Участие в работе общественных организаций
Участие в работе политических партий, объединений

ВЫБОРЫ – это избрание лиц
(представителей)
в законодательные органы власти.
• Граждане непосредственно участвуют в
формировании органов власти
• Граждане поручают своим
представителям в законодательных
органах решать вопросы
государственного
управления

Конституция РФ
Граждане Российской Федерации
имеют право избирать
и быть избранными в органы
государственной власти
и органы местного самоуправления.
Активное
избирательное право
Право гражданина лично
участвовать в выборах
в качестве избирателя
Пассивное
избирательное право
Право гражданина быть
избранным в органы
государственной власти

Конституция РФ
ВСЕОБЩЕЕ
ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО
все граждане страны независимо от пола,
расы, национальности, языка, происхождения,
имущественного и должностного положения,
места жительства, отношения к религии,
убеждений, достигшие 18 лет имеют право
избирать органы государственной
власти и местного самоуправления.

Конституция РФ
ВСЕОБЩЕЕ
ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО
Не могут участвовать в выборах
• Признанные судом недееспособными
• Отбывающие наказание по приговору суда
Не могут быть
избранными
18, 21, 35
10

для избрания депутатом местных органов власти
–18 лет
для избрания депутатом Государственной Думы
– 21 год
для избрания Президентом РФ
- 35 лет
для избрания Президентом РФ
проживание в Российской
Федерации не менее 10 лет

ВЫБОРЫ
ПРЯМЫЕ:
президента, депутатов Государственной Думы и
законодательных органов субъектов РФ граждане
избирают непосредственно.
Президент РФ избирается сроком на 6 лет
Государственная Дума — сроком на 5 лет
Выборы в нашей стране проводятся путем
ТАЙНОГО ГОЛОСОВАНИЯ:
голосование происходит
в специальных кабинах,
и другим лицам неизвестно,
за кого этот избиратель
проголосовал.

Формы участия граждан в
политической жизни страны:
Выборы
Референдумы
Государственная служба
Обращение в органы власти
Митинги, собрания, демонстрации
Участие в работе общественных организаций
Участие в работе политических партий, объединений

РЕФЕРЕНДУМ – это всенародное
голосование по проектам
законов и другим вопросам
государственного значения.
• Непосредственное участие в принятии важнейших
государственных решений

Формы участия граждан в
политической жизни страны:
Выборы
Референдумы
Государственная служба
Обращение в органы власти
Митинги, собрания, демонстрации
Участие в работе общественных организаций
Участие в работе политических партий, объединений

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА —
профессиональная деятельность
граждан в органах исполнительной,
законодательной, судебной власти,
в армии и органах правопорядка.

Конституция РФ
Граждане РФ имеют право
на равный доступ к
государственной службе
Система конкурсов:
• требования к профессиональной
подготовке,
• определенный порядок назначения на
государственные должности.

Формы участия граждан в
политической жизни страны:
Выборы
Референдумы
Государственная служба
Обращение в органы власти
Митинги, собрания, демонстрации
Участие в работе общественных организаций
Участие в работе политических партий, объединений

- в форме жалобы, т.е обращение
гражданина с требованием о восстановлении
права, нарушенного действием (или
бездействием) отдельных лиц, организаций,
органов государства или самоуправления
- заявления
-предложения, в котором ставятся вопросы
об улучшении деятельности государственного
органа, о способах решения той или иной
проблемы.
Законы РФ устанавливают
жёсткие сроки для решения
вопросов, поднятых в обращениях.

Формы участия граждан в
политической жизни страны:
Выборы
Референдумы
Государственная служба
Обращение в органы власти
Митинги, собрания, демонстрации
Участие в работе общественных организаций
Участие в работе политических партий, объединений

1. Существует свобода на проведение лишь
мирных собраний, митингов и
демонстраций, т. е. только таких, которые не
создают угрозу государственной и
общественной безопасности, опасность
нарушения прав и свобод других лиц.
2. О проведении собраний, митингов и
демонстраций заранее предупреждают
органы власти.
3. Полиция имеет право применить силу
против участников митинга при нарушении
ими законов страны (могут быть
использованы специальные средства
(резиновые дубинки, водометы,
слезоточивые газы).

Формы участия граждан в
политической жизни страны:
Выборы
Референдумы
Государственная служба
Обращение в органы власти
Митинги, собрания, демонстрации
Участие в работе общественных организаций
Участие в работе политических партий, объединений
и др.

Непосредственное участие в обсуждении
актуальных вопросов государственной политики
Использование свободы слова, собраний, ассоциаций,
для того, чтобы выступая при обсуждении актуальных
общественных проблем в печати, на собраниях, в
общественно-политических организациях заявлять о
своей позиции, способствовать формированию
общественного мнения.

Влиять на позицию депутатов, избранных
гражданами, чтобы они при принятии законов
представляли интересы своих избирателей.
Через встречи с депутатами, письма в их адрес с
требованиями выполнения предвыборных программ,
учёта интересов избирателей в законотворческой
деятельности

29. ПЛАН:

Конституция РФ
Статья 29 Конституции РФ гласит :
1.Каждому гарантируется свобода
мысли и слова.
5. … свобода массовой информации.
Цензура запрещается
Каждый человек имеет право:
• придерживаться своего мнения,
• свободно выражать своё мнение,
• искать, получать, распространять информацию
устно, письменно или посредством
печати или художественных форм
выражения.

Существуют ли ограничения
СВОБОДЫ СЛОВА?
Свобода слова не абсолютна!
Ограничения:
•пропаганда насилия, национальной
розни, религиозной вражды,
•призывы к свержению существующего
строя.
Граждане, использующие свободу
слова для клеветы на других людей
могут быть привлечены к
судебной ответственности

32. ПЛАН:

ЭКСТРЕМИЗМ
(от латинского слова extremus- крайний)
– это приверженность крайним
взглядам, методам, действия создающие
угрозу для общества, государства,
граждан.
Статья13 Конституции РФ
5. Запрещается создание и деятельность общественных
объединений, цели или действия которых направлены на
насильственное изменение основ конституционного строя
и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв
безопасности государства, создание вооружённых
формирований, разжигание социальной, расовой,
национальной и религиозной розни.

Может ли простой гражданин
влиять на политику?
требование к человеку, желающему активно
участвовать в политической жизни, —
политические знания, умение самостоятельно
ориентироваться в политической
информации, собирать и систематизировать
материал по тому или иному вопросу, верно
оценить его.
Кто может участвовать
в управлении делами
государства?

1. УСТНО § 6
2. ПИСЬМЕННО: С каким вопросом ,
проблемой вы обратились бы в
органы государственной власти?

Читайте также: