Конспект урока по теме обобщение по теме глагол

Обновлено: 05.07.2024

Тема: "Обобщение знаний по теме "Глагол".

Тип урока : урок общеметодологической направленности.

Форма проведения урока : групповая.

Цели урока :

Деятельностная цель: формирование у обучающихся способностей к структурированию и систематизации материала по теме "Глагол" и способностей к учебной деятельности.

Содержательная цель: выявление теоретических основ развития содержательно- методических линий изученного материала и построение обобщенных норм учебной деятельности.

Задачи урока :

- обобщить и систематизировать знания учащихся о глаголе;

- развивать умения употреблять глаголы в речи.

- развивать умение мыслить, рассуждать, делать выводы;

- развивать умение работать с различными источниками информации;

- развивать личностные качества (мышление, внимание, общение, эмоционально-чувственное восприятие).

- повышать мотивацию к учебно-познавательной деятельности, побуждать к установлению конструктивных межличностных отношений;

- воспитывать любовь к родному языку;

- воспитывать любознательность, интерес к поисковой работе, стремление самостоятельно находить истину, интерес к учёбе.

Планируемые результаты :

- развитие доброжелательности, доверия и внимания к людям,

- сформированность учебных мотивов,

- интерес к способу решения и общему способу действия.

- структурирование знаний,

- понимание общих признаков глагола,

- синтез целого из частей,

- выдвижение гипотез и их обоснование.

-выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению,

-планирование работы в группе,

-контроль затраченного времени на задание,

-оценивание своей работы на уроке

-эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества,

-умение слушать собеседника,

-учет разных мнений и умение обосновать собственное

-уметь работать с источниками информации;

-уметь мыслить, рассуждать, делать выводы

План урока.

1. Организационный этап.

2. Актуализация опорных знаний обучающихся.

3. Самоопределение к деятельности.

5. Мотивация учебной деятельности.

6. Закрепление материала с проговариванием во внешней речи.

7. Стадия осмысления.

8. Закрепление пройденного материала.

9. Включение изученного в систему знаний.

10. Самопроверка и самоанализ.

11. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности.

12. Домашнее задание.

Ход урока.

1. Организационный этап.

Организованный вход в класс.

Формирование групп (фишки с цифрами).

- Сегодня на уроке у нас гости, поприветствуйте их.

- Прозвенел звонок и смолк,

Начинается урок.

Он полон открытий и полон тревог.

Ты учителя внимательно слушай,

Чтоб задания выполнить смог.

- Чтоб красиво нам писать

Нужно пальчики размять!

А в конце урока вы оцените свою работу на уроке по листам самооценки.

2. Актуализация знаний.

Работа в тетради.

Число, классная работа.

Чистописание. (Запись на доске.)

ем ешь ете ет ут ют

им ишь ите ит ат ят

- Что это за соединения? (Окончания глаголов.)

- Как называются эти окончания? (Личные.)

- Почему? (Глаголы изменяются по лицам.)

- В каких случаях пишутся окончания 1 строки? (Если глагол 1 спр.)

- А второй? (Если глагол 2 спр.)

3. Самоопределение к деятельности.

- Прочитайте слова (карточки) :

Говорю, ломаю, аукаю, грущу, обижаю, люблю.

- К какой части речи они относятся?

- Запишите эти глаголы в неопределённой форме и разберите по составу.

(Один ученик у доски записывает слова в клеточки).

г о в о р и т ь

г р у с т и т ь

- По первым буквам прочтите слово, которое будет ключевым на сегодняшнем уроке.

- О какой части речи идет речь? (Глагол.)

-И сейчас вы сами сможете сформулировать тему нашего урока.

- На этом уроке мы будем обобщать знания о глаголе, как о части речи.

- Учитывая тему, какие цели поставите себе на урок? (По опорным словам.)

Работа по карточкам:

обобщить,

- Большая нам предстоит работа? Трудная?

- Но мы - то с вами знаем, что одному не под силу, то легко коллективу.

- Вспомним правила работы в команде. (Выбор капитана, распределение обязанностей, участие всех, каждого выслушать, проверка, оценивание.)

И пусть наш урок пройдёт под девизом :

(Чтение учителем стихотворения о глаголе.)

Глагол – особая часть речи,

Она заставит действовать нас всех:

Читать, писать, спрягать

Тогда в конце урока для тебя успех!

5. Мотивация учебной деятельности.

-Какое время года сейчас идёт? (Весна.)

Когда приходит весна, она всегда приносит что-то новое, красивое, необычное.

И урок у нас сегодня будет необычный.

Посмотрите на картинку. Что изображено на рисунке? (Весенний лес.)

Что не соответствует действительности? (Лес опустел, нет птиц и зверей, цветов и грибов.)

Сможет ли лес жить без них?

Давайте вернем жителей леса домой.

Они прислали конверты с заданиями.

Наша задача - выполнить все задания за урок и вернуть жителей леса.

6. Закрепление материала с проговариванием во внешней речи.

I. Стадия вызова.

Солнце -, грач - …., заяц -, колокольчик -, тропинка -, бабочка -, гнездо -, -. , ветер -, молния -. , трава -. , дождь - …

Сделайте вывод. (Глагол – одна из наиболее употребляемых частей речи. Глагол обычно обозначает действие, процесс).

-Что мы узнали о глаголе на предыдущих уроках?

1. Задается вопрос о том, что известно ученикам по той или иной проблеме.

2. Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетрадь все, что знает (строго индивидуальная работа продолжительностью 1-2 минуты).

3. Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Время на обсуждение не более 3 минут. Эти обсуждения должны быть организованными, ученики должны выяснить все, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.

Работа в группах повышает заинтересованность, углубляет мотивацию учащихся к учебной деятельности. Здесь создаются условия для раскрытия познавательных, мыслительных, интеллектуальных способностей каждого ученика.

4. Далее, каждая группа по кругу называет какое – то одно сведение или факт, не повторяя ранее сказанного.

6. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой темы.

II. Стадия осмысления.

Составление кластера (работа в группах).

- Чтобы связать в логическую цепь все ваши мнения, мы попробуем составить кластер. Напомните, пожалуйста, что это такое.

(Кластер-это пучок, созвездие, гроздья.)

- Чтобы вспомнить все изученные орфограммы и правилами, связанные с написанием глаголов, поработайте в группах.

Орфографическая разминка. Задание №2.

Вставьте в словах пропущенные буквы. (Слова записаны на доске.)

Ра…ий, сла. кий, клю., св. тить, л. сная, прил. тели, тр…пинка, б. рёза, гн. здят. ся.

- Какие орфограммы встретились?

- На какие три группы можно распределить эти слова? (Обозначить части речи над словами.)

- Выпишите из словарного диктанта глаголы. Разберите их по составу. (Один ученик работает на откидной доске).

- Действие какого предмета может обозначать глагол светить? (Картинка с изображением солнца.)

- А солнце светит и зовёт

Весной в природу нас, в поход.

-А в какую одну большую группу можно объединить эти слова? (Природа.)

- Как необходимо вести себя в природе весной?

- С помощью слов в кроссворде составьте правила поведения в природе. (Работа в парах.)

г о в о р и т ь

г р у с т и т ь

-Желаете совместить полезное с приятным и, не выходя из класса, побывать в весеннем лесу?

-Но что же мы видим? (Лес опустел, исчезли звери и птицы, грибы и цветы.)

-Я вам открою маленький секрет – наши знания и умения по теме помогут спасти лес.

-Давайте вспомним, что вы знаете о глаголе и поможем лесу. (Конверты с заданиями.)

Творческая работа. Работа в группах.

Роль глагола в предложении.

Ярко светит солнце и греет землю. На траве сияет, переливается роса. Просыпаются весёлые шмели, разноцветные бабочки. От цветов льётся душистый запах, он привлекает насекомых. Птицы и звери радуются тёплым лучам.

- А сейчас вам необходимо выбрать предложение, соответствующее схеме, и записать его.

– Это четвёртое предложение, т. к. в нем две грамматические основы:

первая – “льётся запах”, вторая – “он привлекает”. Такое предложение называется сложным.

(Уч-ся выполняют задание в тетради, а один – у доски.)

Учитель: Как вы думаете, с какой целью мы выполнили это задание?

Уч-ся: Чтобы доказать, что сказуемое чаще всего в предложении выражено глаголом.

- Начальная форма глагола. Что ты о ней знаешь?

(- Что делать? Что сделать?

- окончания –ть –ти –чь

-нельзя определить никакие грамм. признаки)

Подчеркни глаголы в начальной форме :

Давай пройдёмся медленно по лугу,

Я должен над цветами наклониться

Не для того, чтоб рвать их иль срезать,

А чтоб увидеть добрые их лица

И доброе лицо им показать.

Уж тает снег, бегут ручьи.

В окно повеяло весною.

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою.

-Выпишите глаголы настоящего и будущего времени, определите лицо и число.

Засвищут – 3л., мн. ч.

Оденется – 3л., ед. ч.

Лексическая и орфографическая работа.

– Ребята, а что произойдёт, если из нашей речи исчезнут глаголы?

– Действительно, они всю работу взяли на себя.

Логическая пятиминутка. (Работа с фразеологизмами.)

Работа в группах.

- Многие глаголы входят в состав фразеологических сочетаний.

-Зачем нужно знать фразеологические сочетания? (Чтобы речь была яркой, образной)

- Что такое фразеологизмы? (крылатые слова и выражения)

-Объясните, что означают эти фразеологизмы?

(Работа в группах).

Каждой группе было дано задание, найти толкование фразеологизмов:

1 группа - Вставлять палки в колеса - намеренно мешать кому-либо в каком-либо деле, в осуществлении чего-либо).

2 группа - Зарубить на носу – запомнить раз и навсегда – раньше также употреблялось в прямом значении.

Так говорили о неграмотных людях, которые, чтобы не забыть, делали на помять зарубки на дощечках, палочках. Их носили всегда с собой, и назывались они носом.

3 группа - Ловить ворон - упускать благоприятный случай, момент.

4 группа - Обвести вокруг пальца - хитро обмануть.

- Ребята, у нас в библиотеке есть словарь-фразеологизмов. Вы всегда можно обратиться к нему за помощью, если у вас возникнут трудности.

-Зачем нужно знать фразеологические сочетания?

(Чтобы речь была яркой, образной.)

III. Закрепление пройденного материала.

Задание № 7. Самостоятельная работа.

Работа по карточкам разноуровневого характера.

-Что нужно сделать, чтобы правильно написать безударное окончание глагола?

-Спишите текст, вставляя пропущенные буквы. Определите спряжение.

Апрельское солнце свет. т ярко. Первые стрелочки зеленой травки прореза. т весеннюю землю. Мягкий ветерок гон. т, тороп. т облака. На гибких ветвях берез появилась нежная листва.

Все в природе дыш. т, начина. т расти.

(Разноуровневые задания.)

1 – простой – вставить пропущенные буквы, подчеркнуть их.

2 – средний – вставить пропущенные буквы, определить время глаголов.

3 – сложный – вставить пропущенные буквы, определить время и спряжение глаголов.

- Выбирайте себе карточку, задания которой сможете выполнить.

7. Включение изученного в систему знаний.

1. Все три глагола имеют неопределенную форму: гореть, учить, лечит.

2. В слове листа. шь безударная гласная И.

3. Все данные слова – глаголы-исключения : гнать, держать, писать, дышать.

4. Спряжение – это изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени.

5. Глагол встречаете – 1-го лица.

6. Окончания глаголов 2-го лица единственного числа -ешь, -ишь.

7. Во множественном лице глаголы 2-го лица имеют окончание -ут, -ют.

8. Все данные глаголы I спряжения : мечтает, учит, стирает.

9. Безударные личные окончания глаголов мы можем проверить по неопределенной форме или глаголами 3-го лица множественного числа.

10. Лицо и число глаголов можно определить по местоимениям.

Учащиеся выполняют графический диктант.

№ п/п Ответы № п/п Ответы

8. Самопроверка и самооценка.

- Проверим правильность выполнения теста (тест на доске).

Поставьте напротив каждого правильного ответа - 1 балл.

Подсчитайте количество полученных баллов.

-У кого количество баллов совпало с отметкой, которую вы себе поставили за урок, поднимите руку.

9. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности.

- Мне хочется вернуться к девизу урока и спросить у вас - удалось ли глаголу заставить нас работать, читать, писать, спрягать?

- Я понял, что могу … .

- У меня получилось … .

-Оцените наш урок.

-Посмотрите на спасённый нами лес. Поделитесь впечатлениями.

- Не зря потрудились?

- Я желаю вам не только знаниями, но и реальными поступками относиться

к родной природе бережно.

Берегите Землю! Берегите

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на стеблях повилики,

(Берегите Землю! Берегите)

На тропинке солнечные блики,

На камнях играющего краба,

Над пустыней тень от баобаба,

Ястреба, парящего над полем,

Ясный месяц над речным покоем,

Ласточку, мелькающую в жите.

11. Домашнее задание.

Домашнее задание будет носить разноуровневый характер.

Выберите задание по силам!

- Откройте дневники и запишите домашнее задание.

Учебник с. 117 упр. 249

Рекомендации к выполнению домашнего задания

Составить словосочетания с каждым глаголом, поставив имена существительные в нужную форму. Запишите эти словосочетания.

1) Составить словосочетания с каждым глаголом, поставив имена существительные в нужную форму. Запишите эти словосочетания.

2) С одним из словосочетаний составить предложение.

3) Выполнить его синтаксический разбор и дать характеристику предложению.

1) Составить словосочетания с каждым глаголом, поставив имена существительные в нужную форму.

2) Запишите эти словосочетания. С одним из словосочетаний составить предложение.

3) Выполнить его синтаксический разбор и дать характеристику предложению.

4) Определить падеж имён существительных

Закончен урок, и выполнен план,

Спасибо, ребята, огромное вам

За то, что упорно и дружно трудились,

Что на уроке вы не ленились!

Лист результатов работы учени…

1. Работа с кроссвордом

2. Словарный диктант с заданием

3. Роль глагола в предложении

4. Неопределенная форма глагола

5. Глаголы настоящего и будущего времени

7. Самостоятельная работа

8. Графический диктант

Роль глагола в предложении.

Ярко светит солнце и греет землю. На траве сияет, переливается роса. Просыпаются весёлые шмели, разноцветные бабочки. От цветов льётся душистый запах, он привлекает насекомых. Птицы и звери радуются тёплым лучам.

- А сейчас вам необходимо выбрать предложение, соответствующее схеме, и записать его.

Роль глагола в предложении.

Ярко светит солнце и греет землю. На траве сияет, переливается роса. Просыпаются весёлые шмели, разноцветные бабочки. От цветов льётся душистый запах, он привлекает насекомых. Птицы и звери радуются тёплым лучам.

- А сейчас вам необходимо выбрать предложение, соответствующее схеме, и записать его.

Что ты знаешь о начальной форме глагола.?

Подчеркни глаголы в начальной форме :

Давай пройдёмся медленно по лугу,

Я должен над цветами наклониться

Не для того, чтоб рвать их иль срезать,

А чтоб увидеть добрые их лица

И доброе лицо им показать.

Что ты знаешь о начальной форме глагола.?

Подчеркни глаголы в начальной форме :

Давай пройдёмся медленно по лугу,

Я должен над цветами наклониться

Не для того, чтоб рвать их иль срезать,

А чтоб увидеть добрые их лица

И доброе лицо им показать.

Что ты знаешь о начальной форме глагола.?

Подчеркни глаголы в начальной форме :

Давай пройдёмся медленно по лугу,

Я должен над цветами наклониться

Не для того, чтоб рвать их иль срезать,

А чтоб увидеть добрые их лица

И доброе лицо им показать.

Уж тает снег, бегут ручьи.

В окно повеяло весною.

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою.

-Выпишите глаголы настоящего и будущего времени, определите лицо и число.

Уж тает снег, бегут ручьи.

В окно повеяло весною.

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою.

-Выпишите глаголы настоящего и будущего времени, определите лицо и число.

Уж тает снег, бегут ручьи.

В окно повеяло весною.

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою.

-Выпишите глаголы настоящего и будущего времени, определите лицо и число.

Задание № 7. Самостоятельная работа.

-Что нужно сделать, чтобы правильно написать безударное окончание глагола?

-Спишите текст, вставляя пропущенные буквы. Определите спряжение.

Апрельское солнце свет. т ярко. Первые стрелочки зеленой травки прореза. т весеннюю землю. Мягкий ветерок гон. т, тороп. т облака. На гибких ветвях берез появилась нежная листва.

Все в природе дыш. т, начина. т расти.

(Разноуровневые задания.)

1 – простой – вставить пропущенные буквы, подчеркнуть их.

2 – средний – вставить пропущенные буквы, определить время глаголов.

3 – сложный – вставить пропущенные буквы, определить время и спряжение глаголов.

- Выбирайте себе карточку, задания которой сможете выполнить.

Задание № 7. Самостоятельная работа.

-Что нужно сделать, чтобы правильно написать безударное окончание глагола?

-Спишите текст, вставляя пропущенные буквы. Определите спряжение.

Апрельское солнце свет. т ярко. Первые стрелочки зеленой травки прореза. т весеннюю землю. Мягкий ветерок гон. т, тороп. т облака. На гибких ветвях берез появилась нежная листва.

Все в природе дыш. т, начина. т расти.

(Разноуровневые задания.)

1 – простой – вставить пропущенные буквы, подчеркнуть их.

2 – средний – вставить пропущенные буквы, определить время глаголов.

3 – сложный – вставить пропущенные буквы, определить время и спряжение глаголов.

- Выбирайте себе карточку, задания которой сможете выполнить.

Образовательные: повторить, что такое неопределённая форма глагола, времена глагола, спряжения, правописания безударных личных окончаний глагола и частицы не с глаголами.

Развивающие: развивать у учащихся учебную самостоятельность, параллельное развитие устной и письменной речи; навыков контроля и самоконтроля, т.е. развитие навыков сотрудничества и контрольно-оценочных действий; орфографическую зоркость.

Воспитательные: воспитывать любовь к родному языку; самостоятельность, активность; стремления к успеху в учебе, толерантность в процессе фронтальной работы.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА:

Уметь определять время глагола, спряжение, правописание безударных личных окончаний глагола и частицы не с глаголами.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Регулятивные: ставить учебную задачу, выполнять контроль и коррекцию результата своей работы на основе сравнения с эталоном.

Познавательные: сравнивать выражения, находить сходства и отличия, выполнять действия по аналогии.

Коммуникативные: формулирование вопросов и своих затруднений; построение монологических высказываний.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Средства обучения: Учебник Русский язык. 4 класс 2 часть. Канакина В.П., Горецкий В.Г., компьютер, презентация, карточки.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Мотивация к учебной деятельности.

-Скажите, как вы понимаете пословицу?

Где труд, там и радость.

Комментируют:

- Работа приносит нам радость, особенно если результаты работы хорошие.

2. Актуализация знаний.

- Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Индивидуальная работа по карточкам.

— Подберите однокоренные слова к слову радость.

На доске: радостный, радостно, радовать.

— Что вы скажете про последнее слово?

- Почему называется неопределенная форма?

— А что может рассказать о себе глагол? Вспомните его характеристику.

обозначает действие предмета

отвечаю на вопросы: что дел а е т?

ч т о с д е л а е т? и др.

изменяюсь по временам, числам, лицам, родам (в пр. вр.)

имею начальную форму — в предложении чаще бываю сказуемым

- Уберите лишнее из нашей схемы. Что не относится к характеристике глагола?

— Молодцы! Мы вспомнили характеристику глагола.

- Какую задачу поставим на уроке?

Отвечают на вопросы:

-Это глагол неопределенной формы, отвечает на вопрос что делать? имеет суффикс -ть.

-У глагола в неопределенной форме нельзя определить время, число, лицо

Формулируют учебную задачу.

- вопросы, подлежащее

закрепить и обобщить знания о глаголе как части речи.

3. Закрепление ранее изученного материала.

« Жил – был Глагол. Однажды он решил, что каждый обязательно должен приносить какую – нибудь пользу людям. Он пошёл по белу свету счастья искать. Идёт, видит – сидит на камушке Существительное и плачет. А плачет оттого, что пользы никакой не приносит. Пригласил Глагол с собой Существительное счастья искать. Ему люди добрые сказали, что счастье и богатство лишь в труде.

- Ребята, о чем же эта сказка?

– А сейчас прочитайте слова, вставьте устно пропущенные буквы.

– Какое ещё задание можно выполнить с этими глаголами?

- По какому основанию (признаку) мы можем разделить эти слова?

Каждая группа отвечает устно, а затем в тетрадь запишите самостоятельно.

Итак, 1-я группа запишет – по спряжению;

2-я группа – по временам;

3-я группа – по лицам;

- Итог. Какое задание мы выполняли? На что оно было направлено?

Оценивает работу учащихся.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Слушают сказку о глаголе и его друзьях

- О том, что каждая часть речи приносит пользу

Вставляют пропущенные буквы:

Выгоним, рисует, почистим, сажаем, теряет, готовит, засверкаем, пожелаем, синеет.

Записывают в тетрадь, выделяя окончания.

-Слышит, видит, отдыхает, рисует, готовит

4. Самостоятельная работа с самопроверкой.

Организует выполнение самостоятельной работы.

Цель: формировать умение правильно обосновывать написание безударных окончаний глаголов.

- Выполните самостоятельно задание в карточках (по вариантам), вставляя нужную букву в глаголах и определяя спряжение.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам


Тип урока: закрепление и обобщение изученного материала.

Вид урока: обобщающий урок

Цель урока: мотивировать учащихся к изучению русского языка при помощи игровых форм.

Учебные задачи , направленные на достижение:

личностных результатов обучения:

-формировать умение ясно и грамотно проговаривать выполняемые действия;

-сравнивать результат действия с образцом и исправлять найденную ошибку;

-обсуждать под руководством учителя успешность/не успешность своих действий;

метапредметных результатов обучения:

-коммуникативные: развивать умение грамотно выразить свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии, формировать способности работать в группе;

-регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать алгоритм действий;

-познавательные: уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, формировать умение обобщать и систематизировать материал;

предметных результатов обучения:

- различать глагол среди других самостоятельных частей речи;

- различать действия глаголов;

- правильно употреблять глаголы в речи в соответствии с нормами русского литературного языка;

- обобщать материал о глаголе;

- обогащать свой словарный запас.

Задачи:
обучающие : закрепить и обобщить знания о значении, грамматических признаках, правописании, образовании и произношении глаголов;

развивающие: совершенствовать умение анализировать языковой материал при разрешении учебных проблемных ситуаций;

воспитательные : развивать коммуникативную культуру учащихся, воспитывать интерес к предмету.

Формы работы учащихся: в парах, индивидуальная, фронтальная
Педагогические технологии: игровые (цель использования – повышают эффективности урока, создают ситуации успеха, развивают интерес к предмету), информационно-коммуникативные (цель использования – наглядность позволяет сформулировать тему урока, облегчает повторение объёмного теоретического материала, дает возможность проверить усвоенные учащимися знания, повышает мотивацию учащихся), технология дифференцированного обучения (цель – повышает мотивацию к обучению, дает возможность реализоваться всем учащимся), здоровьесберегающие технологии.

Оборудование: компьютер, экран, презентация, раздаточный материал

I. Оргмомент. Эмоциональный настрой.

- Здравствуйте, садитесь. Рада встрече с вами! Пусть наша совместная работа на уроке будет успешной и порадует всех нас.

II. Объявление темы и задач урока.

Что без меня предметы?
Лишь названья.
А я приду -
Все в действие придет.
Летит ракета.
Люди строят зданья.
Цветут сады.
И хлеб в полях растет.
Я свою задачу вижу в том,
Чтоб сказать о действии любом.
И счастливый мой удел таков –
В речи быть одним из главных слов.
(П.Чесноков)
- О какой части речи идёт речь?
- Сегодня мы с вами повторим и обобщим сведения о части речи, изучением которой мы занимались на протяжении 2-х уроков – о глаголе. Повторим грамматические признаки глагола, правописание. Итак, отправимся в путешествие.

III. Актуализация опорных знаний

IV. Повторение изученного (остановка Долина Теории)

V. Выполнение тренировочных упражнений на повторение.

VI. Рефлексия. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

VII. Домашнее задание

Нажмите, чтобы узнать подробности

Закрепить знания учащихся о глаголе как части речи, учить систематизировать изученный материал, применять полученные знания в конкретной языковой ситуации.

1. Способствовать совершенствованию грамматико-орфографических умений и навыков.

2. Развивать и коррегировать аналитико-синтетические функции мышления, память, внимание.

3. Активизировать словарь учащихся, формировать навыки связной устной и письменной речи.

4. Мотивировать устойчивый интерес к родному языку, приобщать детей к народной мудрости.

1. Объясните выражения:

бить баклуши – (бездельничать)

витать в облаках – (фантазировать)

задать головомойку – (отругать)

2. Найдите 4-е лишнее слово и объясните, почему оно лишнее.

Петь, говорить, человек, молчать.

3. Догадайтесь, какое слово спряталось? (слайд)

- Как вы думаете, о чём будет идти речь сегодня на уроке?

- Скажите, для чего нам нужны глаголы?

(Без них невозможно передать события; глаголы рассказываюто деятельности человека, о его чувствах; рассказывает о различных явлениях природы; без глагола невозможно представить будущее, узнать прошлое.Они украшают и обогащают нашу речь.)

1. Повторение пройденного материала.

- Ребята, попробуйте задать друг другу вопросы об изученном материале и ответить на них.

(Дети задают вопросы по теме урока и сами отвечают на них.)

Далее вопросы задаёт учитель.

- Что такое глагол?

- Каким членом предложения бывает глагол?

- Как изменяются глаголы?

- Чем отличается неопределённая форма от других форм глагола?

- На какие вопросы отвечают глаголы неопределённой формы?

- Что такое спряжение глагола?

- Сколько спряжений у глагола?

- Глаголы какого спряжения пишутся с окончаниями:

-ишь, -ит, -им, -ите, -ат (ят)

-ешь, -ет, -ем, -ете,- ут (ют)

Подберите глаголы и проспрягайте.

-Вспомните, чем вы занимались вчера. Ответьте глаголами.

- В каком времени вы употребили эти глаголы?

- В каких случаях употребляются глаголы повелительной формы? Приведите примеры. Придумайте с глаголами повелительной формы предложения.

- В каких случаях на конце глаголов пишется мягкий знак?

(У глаголов стоящих в неопределённой форме, у глаголов 2 лица ед.числа, в глаголах повелительного наклонения)

- И подводя итог выше сказанному, прочитаем четверостишие о глаголе (на слайде)

Глагол – серьёзная часть речи.

Она заставит действовать нас всех:

Читать, писать, спрягать – и обеспечит

Сегодня на уроке непременно нам успех.

-Найдите в четверостишии глаголы и объясните, в какой они

IV . Основная часть.

Работа с пословицами и поговорками.

- К какому литературному жанру принадлежат пословицы?

- В пословицах отразились взгляды людей на все стороны жизни. Есть пословицы о Родине, о труде, о грамоте и т. д. Пословицы нас учат, воспитывают, раскрывают богатства родного языка. Учитесь выражать свои мысли пословицами.Они обогащают и украшают нашу речь, придают ей выразительность.

Дело мастера боится.

Любишь кататься – люби и саночки возить.

Хочешь есть калачи – не сиди на печи.

Ремесло есть не просит, а само кормит.

Баловством хлеба не добудешь.

Счастье без труда не даётся.

Под лежачий камень вода не течёт.

- Объясните смысл 1-й пословицы. В каком случае её можно употребить? Какой темой объединены эти пословицы? (Пословицы о труде)

Самостоятельная работа в группах (парах).

Учащиеся выполняют задания на маршрутных листах.

Составьте и запишите пословицы.

руки,рабочие, знают, скуки, не

работа, счастливым, человека, делает, и, красивым

К данным существительным подберите и напишите походящие по смыслу глаголы.

Труд…, а лень…

Мир…, а война…

Лето…, а зима…

Слова для справок: строить, кормить, портить, разрушать, поедать, собирать.

Что посеешь, …

Скучен день до вечера, …

Хочешь есть калачи, …

Кто рано встаёт, …

Найдите и подчеркните глаголы, определите время и спряжение.

Храбрец побеждает, а трус отступает.

Кто вперёд смотрит, тот далеко видит.

Вставьте в пословицы пропущенные орфограммы. Найдите и подчеркните глаголы 2-го лица.

Крепкую дружбу топором не разруби…. Перо пиш…т, а ум вод…т. Правды не скрое…. На миру и работа спори…ся.Потерянного времени не вороти…. Ремесло есть не прос…т, а само корм…т. Тише ед…шь, дальше буде….

Найдите и подчеркните глаголы повелительной формы.

Век живи – век учись. Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей. Нет друга – ищи, а нашёл – береги. Сделал дело – гуляй смело. Не спеши языком, торопись делом. Не в свои сани не садись.

Вставьте вместо точекТ или ТЬ.

Счастье без труда не даё…ся.

Кто труда не бои…ся, того и лень сторонни…ся.

Если не труди…ся, то и хлеба не доби…ся.

Знания даром не даю…ся, они трудом достаю…ся.

Собери и запиши пословицы.

Кто (не) работает, торопись делом.

(Не) спеши языком, тот не ест.

Правда в огне (не) горит, чего (не) знаем.

Легко забыть то, и в воде не тонет.

По одежде не суди, кто ничего не делает.

О пустяках спорить, горя не знать.

Отца с матерью почитать – войне не бывать.

Не ошибается тот, по делам гляди.

Дружно за мир стоять- дело упустить.

10)Объясните переносный смысл пословиц (соедините линиями).

Я про сапоги, а он про пироги - … как сделаешь работу, таков и

Шила в мешке не утаишь - … жить очень плохо, враждовать.

Что посеешь, то и пожнёшь - … отсутствие взаимопонимания.

Живут как кошка с собакой - … тайное всегда становится явным.

Самопроверка и самооценка работ учащимися.

Дети меняются листами с выполненной работой и самостоятельно её проверяют, сверяя с образцом (на слайде), и оценивают по предложенным критериям (на слайде).

Выставление отметок за урок.

V. Домашнее задание (на карточках).

Спишите пословицы. Вставьте безударные гласные в личных окончаниях глаголов.

Конь вырвется – догон…шь, а слова сказанного не ворот…шь. За чужим погон…шься – своё потеря…ешь. Глухому песен не пой – не услыш…т. Не ошиба…тся тот, кто ничего не дела…т. Не накорм…шь коня - далеко не уедешь. Дерево держ…тся корнем, а человек друзьями. Не место крас…т человека, а человек – место.

Рефлексия. Оценка учащимися своей деятельности на уроке.

- Ребята, как вы оцениваете свою деятельность на уроке?

- Было ли вам интересно? Какие задания были сложными?

- Какое задание было самым интересным?

- Ребята, как вы считаете, где полученные знания вам могут пригодиться?

- Вы справились со всеми заданиями и показали, что умеете учиться, добывать знания, применять их.

Читайте также: