Творчество свиридова конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

К нам на длинной мокрой ножке
Дождик скачет по дорожке.
В лужице – смотри, смотри! –
Он пускает пузыри.
Если лужицы нальются,
Так и хочется разуться,
Побежать и потрясти
В теплом дождике кусты…
Дождь плясал по огороду,
Расплескал на грядки воду,
Тучу-лейку перенес,
Напоил в полях овес.
Сохнут вымытые чисто
Лопухов большие листья.
Это очень хорошо,
Что сегодня дождь прошел.

(Показать портреты – на выбор).

Галдят грачи на дереве,
Гремят грузовики.
Весна, весна на улице,
Весенние деньки!

Тут прохожим не пройти:
Тут веревка на пути.
Хором девочки считают
Десять раз по десяти.

Это с нашего двора
Чемпионы, мастера
Носят прыгалки в кармане,
Скачут с самого утра.

Вышла Лидочка вперед,
Лида прыгалку берет.

– Лида, Лида! Вот так Лида! –
Раздаются голоса. –
Посмотрите, это Лида
Скачет целых полчаса!

– Я и прямо,
Я и боком,
С поворотом,
И с прискоком,
И с разбега,
И на месте,
И двумя ногами вместе…

Доскакала до угла.
– Я б не так ещё могла!

(А.Барто)

Как это было?
Три волшебника злых –
Не Могу, Не Хочу и Не Буду
Нашу девочку Киру
Преследуют всюду.

Мама фартук подвяжет,
Мама девочке скажет:
– Я на кухню пойду,
Поиграй-ка одна.
– Не могу, – отвечает она.

Так всегда и повсюду:
– Не хочу и не буду!
И на каждом шагу:
– Не могу!
А других и не знает слов она,
Сразу видно – заколдована!
(А.Крестинский, Н.Полякова)

Каждый из вас, наверняка, читал сказки. В сказках есть свои герои. А герои бывают злые и добрые. Давайте назовем сначала – злых, а потом добрых сказочных героев. (Называют сами дети).

Лес ветвями качает,
Весь в пушистом снегу.
Почему он печален,
Я понять не могу.

– Ты скажи мне, береза,
Отчего ты грустна?
– Оттого, что не скоро
К нам вернется весна.

(Л.Дымова)

Баю-баю, за рекой
Скрылось солнце на покой.
У Алешиных ворот
Зайки водят хоровод.
Заиньки, заиньки,
Не пора ли баиньки?
Вам – под осинку,
Алеше – на перинку.
Баю-баю, Лешенька,
Засыпай скорёшенько!

Каждый из вас знаком с такой ситуацией: мама, уставшая, приходит с работы и просит вас не шуметь, чтобы она смогла немного отдохнуть. И вы замечаете, что она заснула.

Мама спит, она устала…
Ну, и я играть не стала!
Я волчка не завожу,
Я уселась и сижу.

Не шумят мои игрушки,
Тихо в комнате пустой.
А по маминой подушке
Луч крадется золотой.

И сказала я лучу:
– Я тоже двигаться хочу!
Я бы многого хотела:
В слух читать и мяч катать,
Я бы песенку пропела,
Я б могла похохотать,
Да мало ль я чего хочу!
Но, мама, спи, и я молчу.
Луч метнулся по стене,
А потом мелькнул ко мне:
– Ничего, шепнул он будто, –
Посидим и в тишине.

(Е.Благинина)

Балалаечка бренчит,
Гармошка заливается.
На весеннем на лугу
Веселье начинается!

Цель: сформировать представление у учащихся о выдающемся музыканте родом из Курского края.
Задачи:
• рассказать учащимся о жизни и творческом пути композитора Г. Свиридова;
• доказать, что Г.В. Свиридов был выдающимся композитором;
• расширить кругозор учащихся;
• уточнить и сформировать понятия: композитор, оркестр, консерватория;
• корригировать память, внимание, мышление, устную речь, развивать умения анализировать, сравнивать, систематизировать изученный материал, выделять главное; развивать умение развернуто и связно отвечать на вопросы;
• воспитывать гражданственность, трудолюбие, чувство гордости за свой край.
Оборудование: проектор, ПК.
Дидактический материал: презентация по теме.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Громкую музыку обозначают знаком f – форте – громко. В случае очень громкого звучания используют ff – фортиссимо – очень громко. Если же нужно не очень громкое звучание (чуть тише громкого), то нужен знак mf - меццо форте – не очень громко.

Тихую музыку обозначают знаком p – пиано – тихо. В случае очень тихого звучания используют pp – пианиссимо – очень тихо. Если же нужно не очень тихое звучание (чуть громче тихого), то нужен знак mp - меццо пиано – не очень тихо.

Ключевые слова

Родина, пейзаж, Русь, кантата, сюита, русские народные песни, Россия, природа.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

На уроке мы узнаем о любви Г.В. Свиридова к России, высказанной в музыке;

научимся понимать интонации, выражающие любовь к родному краю;

сможем сравнить сюжеты и темы музыки Г.В. Свиридова

и русской народной музыки.

Основное содержание урока

Разбор типового тренировочного задания

Послушайте музыку.

Какие интонации присутствуют в этом произведении?

Из предложенных вариантов выберите тот, который по характеру интонации соответствует жанру прозвучавшей музыки.

А) Интонации весёлой и радостной песни

Б) интонации яркого и динамичного танца

В) Интонации военного марша

Название файла с изображением к вопросу:

Название файла с аудио / видео к вопросу:

Исполнитель: Симфонический оркестр.

Звук в формате MP3.

Продолжительность 00:45 сек.

Правильный вариант: Вариант В.

Неправильные варианты: все другие варианты.

Подсказка: Какие действия вам хотелось бы выполнить под эту музыку? Петь, танцевать, или маршировать?

Разбор типового контрольного задания

Образуйте пары: названия динамических оттенков – обозначения динамических оттенков.

Форте, пиано, фортиссимо, пианиссимо, меццо-форте, меццо-пиано, контраст.

mf, f, ff, pp, p, mp.

Название файла с изображением к вопросу:

Название файла с аудио / видео к вопросу:

форте - f, пиано - p, фортиссимо - ff, пианиссимо - pp, меццо-форте - mf, меццо-пиано - mp.

Контраст (остаётся лишним, без пары).

Неправильные варианты: все другие варианты.

Подсказка: Контраст – главное средство развития музыки, а не динамический оттенок. Контраст – это противоположное звучание. Он может проявляться между длинными и короткими звуками, между быстрым и медленным темпом, между громким и тихим звучанием, между плавной и скачкообразной мелодией и во многих других случаях.

К нам на длинной мокрой ножке
Дождик скачет по дорожке.
В лужице – смотри, смотри! –
Он пускает пузыри.
Если лужицы нальются,
Так и хочется разуться,
Побежать и потрясти
В теплом дождике кусты…
Дождь плясал по огороду,
Расплескал на грядки воду,
Тучу-лейку перенес,
Напоил в полях овес.
Сохнут вымытые чисто
Лопухов большие листья.
Это очень хорошо,
Что сегодня дождь прошел.

( Показать портреты – на выбор ).

Галдят грачи на дереве,
Гремят грузовики.
Весна, весна на улице,
Весенние деньки!

Тут прохожим не пройти:
Тут веревка на пути.
Хором девочки считают
Десять раз по десяти.

Это с нашего двора
Чемпионы, мастера
Носят прыгалки в кармане,
Скачут с самого утра.

Вышла Лидочка вперед,
Лида прыгалку берет.

– Лида, Лида! Вот так Лида! –
Раздаются голоса. –
Посмотрите, это Лида
Скачет целых полчаса!

– Я и прямо,
Я и боком,
С поворотом,
И с прискоком,
И с разбега,
И на месте,
И двумя ногами вместе…

Доскакала до угла.
– Я б не так ещё могла!

Как это было?
Три волшебника злых –
Не Могу, Не Хочу и Не Буду
Нашу девочку Киру
Преследуют всюду.

Мама фартук подвяжет,
Мама девочке скажет:
– Я на кухню пойду,
Поиграй-ка одна.
– Не могу, – отвечает она.

Так всегда и повсюду:
– Не хочу и не буду!
И на каждом шагу:
– Не могу!
А других и не знает слов она,
Сразу видно – заколдована!
(А.Крестинский, Н.Полякова)

Каждый из вас, наверняка, читал сказки. В сказках есть свои герои. А герои бывают злые и добрые. Давайте назовем сначала – злых, а потом добрых сказочных героев. ( Называют сами дети ).

Одного из героев вы сейчас сможете себе представать. Это –

Русский народ, создавший на протяжении своей многовековой истории высокохудожественные былины, мудрые сказки, чудесные переплетения кружев, великолепную резьбу по дереву, создал также изумительные по красоте и рисунку, и весьма разнообразные по содержанию песни и танцы. Наряду с музыкальными сценками, портретами и пейзажами, Г.В.Свиридов поместил в свой альбом русские песни и танцы.

Лес ветвями качает,
Весь в пушистом снегу.
Почему он печален,
Я понять не могу.

– Ты скажи мне, береза,
Отчего ты грустна?
– Оттого, что не скоро
К нам вернется весна.

Так как музыкальный альбом Георгий Васильевич написал специально для детей, он никак не мог пройти мимо тех событий, с которыми связана жизнь детей. Каждый день в жизни ребенка – это что-то новое: новое событие, приключение, маленькие обиды и, конечно же, разнообразные игрушки.
Сейчас вы услышите несколько музыкальных сценок из жизни детей.
Представьте себе: что уже наступил вечер, все уроки сделаны, спать ложиться рано, есть еще время заняться чем-нибудь перед сном. Что вы в это время делаете? ( Ответы детей ).

Баю-баю, за рекой
Скрылось солнце на покой.
У Алешиных ворот
Зайки водят хоровод.
Заиньки, заиньки,
Не пора ли баиньки?
Вам – под осинку,
Алеше – на перинку.
Баю-баю, Лешенька,
Засыпай скорёшенько!

Каждый из вас знаком с такой ситуацией: мама, уставшая, приходит с работы и просит вас не шуметь, чтобы она смогла немного отдохнуть. И вы замечаете, что она заснула.

Мама спит, она устала…
Ну, и я играть не стала!
Я волчка не завожу,
Я уселась и сижу.

Не шумят мои игрушки,
Тихо в комнате пустой.
А по маминой подушке
Луч крадется золотой.

И сказала я лучу:
– Я тоже двигаться хочу!
Я бы многого хотела:
В слух читать и мяч катать,
Я бы песенку пропела,
Я б могла похохотать,
Да мало ль я чего хочу!
Но, мама, спи, и я молчу.
Луч метнулся по стене,
А потом мелькнул ко мне:
– Ничего, шепнул он будто, –
Посидим и в тишине.

Балалаечка бренчит,
Гармошка заливается.
На весеннем на лугу
Веселье начинается!

Читайте также: