Конспект занятия ошибки и затруднения при выборе профессии

Обновлено: 07.07.2024

Презентация на тему: " Ошибки и затруднения при выборе профессии 9 класс Автор учитель технологии Прозорова Лариса Анатольевна 2011." — Транскрипт:

1 Ошибки и затруднения при выборе профессии 9 класс Автор учитель технологии Прозорова Лариса Анатольевна

2 Самое главное – выбрать профессию так, чтобы работа ваша в будущем была успешной и приносила вам удовлетворение. Всё, что способствует такому выбору – хорошо, всё, что мешает – плохо.

3 Причины неправильного выбора

5 Причины неправильного выбора

8 Причины неправильного выбора

13 Правила выбора профессии 1.Узнать, какие профессии нужны там, где вы проживаете. 2. Хорошенько подумать, чем бы вы хотели заниматься, что вас особенно привлекает. 3. Подробно изучить эту профессию, оценить возможность её приобретения. 4. Сравнить полученные знания о профессии со своими данными, посоветоваться с родителями, учителями, врачами, если есть возможность получить квалифицированную профконсультацию. 5. Выбрав для себя будущую профессию, быть настойчивым в стремлении овладеть ею в совершенстве.

14 Практическая работа Оказывают влияние на выбор профессии Степень влияния на выбор профессии (по пятибалльной шкале) Ваш идеал (по пятибалльной шкале) Родители Родственники Учителя Друзья Члены производственного коллектива Литературные герои, герои кинофильмов, теле- и радиопередач. Кто-то ещё Кто и какое влияние оказывает на ваш выбор профессии? Кто для вас является идеалом работника профессионала?

Занятие по психологии для старшеклассников. Тема: Ошибки в выборе профессии

Что случилось однажды, может никогда больше не случиться, но то, что случилось два раза, непременно случится и в третий.

Типичные ошибки и затруднения, возникающие при выборе профессии:

школа —> учреждение начального профессионального образования или профессиональные курсы —> среднее специальное учебное заведение (колледж, техникум) —> вуз.

• Перенос отношения к представителю какой-нибудь профессии на саму профессию.

• Низкая информированность о мире профессий, о востребованности и перспективах той или иной профессии. Иногда очень сложно выбрать, когда не знаешь, из чего выбирать. В настоящее время появляется много новых специальностей, а иногда за модным названием прячется что-то давно известное. К тому же не известно, смогут ли юноша или девушка, получившие специальность, в дальнейшем найти работу. Так, сейчас одним из популярнейших факультетов в разных вузах является юридический. Однако рабочих мест по этой специальности гораздо меньше, чем желающих быть юристами. Поэтому, выбирая специальность, подумайте, насколько легко будет потом трудоустроиться.

• Отождествление школьного учебного предмета с соответствующей профессией. Бывает, что какой-то предмет нравится настолько, что юноша или девушка обязательно хотят связать с ним будущую профессиональную деятельность. Однако следует внимательно проанализировать свой интерес. Возможно, нравится не сам предмет, а то, как его преподносит учитель. Или, например, девушка очень любит литературу и собирается в педагогический вуз по этой специальности, упуская из виду тот факт, что не умеет и не любит общаться с детьми. В таких случаях можно рассмотреть другие специальности, связанные с интересующим предметом.

• Устаревшие представления о характере труда в некоторых сферах производства (например, материального).

• Неумение разобраться в своих личных особенностях (склонностях, способностях, уровне подготовки). Речь идет о случаях, когда старшеклассник находится в растерянности - не зная, с какой стороны подступиться к выбору, на что обратить внимание. В этих случаях можно обратиться к специалисту-психологу, который проведет квалифицированную консультацию, тестирование и поможет определить, к какой профессиональной деятельности больше склонны юноша или девушка.

• Незнание или недооценка своих физических особенностей, недостатков, существенных при выборе профессии.

• Незнание основных мероприятии и порядка решения задач при выборе профессии.

- Ребята, поздоровайтесь друг с другом по цепочке, произнося приветствия или приятное пожелание.

-Привет, Слава, ты как всегда энергичен и весел;

-Рада тебя видеть, Маша! Желаю тебе сегодня с занятия уйти в хорошем настроении!;

-Я рад видеть тебя, и хочу тебе сказать, что ты выглядишь великолепно (обучающиеся по цепочке здороваются ).

-К чему приводят ошибки пешеходов при переходе через проезжую часть? (Ответ: ошибка пешехода при переходе через проезжую часть)

-К чему могут привести ошибки в работе хирурга? (Ответы детей)

-Как вы думаете, какая тема нашего занятия?

-И так тема нашего занятия определилась: Ошибки в выборе профессии.

-Мы с вами должны выяснить, что такое ошибка в выборе профессии, чем она вызвана и какова ее цена? Ошибка может быть связана с отсутствием, недостатком или искажением информации.

-Давайте попробуем разобраться и определить основные ошибки молодых людей в выборе профессии.

1.Выбор из соображений моды или престижа.

-В данный момент среди молодых людей престижными считаются профессии экономиста, юриста, менеджера, брокера, дилера и др. Интерес к ним есть у большинства выпускников школ, но не у всех есть способности к этим профессиям (высокая эрудиция, энергия, коммуникабельность, работоспособность).

-Что вы думаете по данному пункту ошибки?

1.Престижность профессии должна учитываться — но после учёта интересов и способностей.

- Самый надежный способ - слышать себя. У каждого человека – свой путь. Множество примеров того, как люди лишают себя покоя, индивидуальности, силы, энергии, желания жить, просто потому, что выбрали, за компанию с друзьями или просто засмотревшись на чужой успех, забывая, что за внешними проявлениями скрывается жизнь (ежедневная работа), другие способности, другие возможности, другие мечты и другие ограничения.

-Какие выводы можно сделать по этой ошибке? (Ответы воспитанников:

  1. В этом случае, как правило, одного из них постигает разочарование, и после долгих поисков он вынужден менять первоначальный выбор.
  2. Повторить чужой успех не возможно.)

3.Выбор под влияние интереса к учебному предмету или человеку.

- Как бы вы охарактеризовали выбор, сделанный в данных ситуациях, ваши выводы?

  1. Если восхищает душевность учителя — это не значит, что тебе нравится математика сама по себе или литература.

2. Не стоит выбирать профессию только потому, что тебе нравится или не нравится человек, который занимается данным видом деятельности).

4.Уступка давлению влиятельных людей.

- Люди, подверженные чужому влиянию, чаще, чем нужно, следуют чужим советам или выбирают профессию по настоятельному совету родителей. На них влияет всё: телесериалы, советы случайных людей или под давлением родителей.

- Кто повлиял на выбор профессии в данной ситуации, и какие выводы по данному пункту ошибки?

1 Родителям не нужно забывать о потребностях, интересах, способностях своих детей

2 Можно помогать, но не заставлять.).

Чтобы не допускать ошибок, надо иметь преставления о профессиях.

Предлагаю вам такое задание:

Я называю несколько ассоциаций, связанных с профессией, а вы называете саму профессию.

  • Латынь, тонометр, ампула, халат – врач.
  • Конституция, суд, кодекс, консультация – юрист
  • Накладная, чек, цена, витрина – продавец
  • Кипа бумаг, цифры, зарплата, калькулятор – бухгалтер
  • Каскад, лак, ножницы, расческа – парикмахер-модельер
  • Камера, студия, негатив, пленка – фотограф
  • Винчестер, клавиатура, диск, мышка – программист…

-Всегда помните: окончательный выбор только за вами, ибо выбирая профессию, ты выбираешь судьбу. Знание типичных ошибок при выборе профессии оградит вас от лишних или неверных шагов, сэкономит время, поможет обрести наиболее подходящую для вас профессию.

Домашнее задание (выполняется по желанию).

Ответьте письменно на следующий вопрос:

1.Встречались ли вам взрослые, которые ошиблись в выборе профессии? 2.Переговорите с родителями об их профессии.

1.О чем мы с вами сегодня говорили?

  1. Что важного я сегодня узнал (а)?
  2. Что пригодится мне в будущем?

4.Перечислите причины возможных ошибок в выборе профессии:

1.Выбор из соображений моды или престижа.

3.Выбор под влияние интереса к учебному предмету или человеку

4.Уступка давлению влиятельных людей.

Заключительная этап: (рефлексия занятия)

Цель: осознание своих чувств, ощущений от тех или иных заданий.

Оправдались ли ваши ожидания, какие чувства вы испытали от нашей встречи?

Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку

Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы


Урок по теме "Ошибки в выборе профессии" 9 класс

Ошибки в выборе профессии .

Педагог-психолог МБОУ лицей №3 им. академика В.М. Глушкова Е.Ю. Семененко

Мое занятие предназначено для учащихся 9-х классов.

Бездарный ученый, тупица,

прослужил 24 года, не сделав ничего хорошего,

дав миру десятки таких же бездарных

узких ученых, как он сам.

Тайно по ночам он переплетал книги –

это его истинное призвание: здесь он артист и

испытывает наслаждение. К нему ходит

переплетчик, любитель учености. Тайно по

ночам он занимается наукой …

о чем говорит А.П.Чехов?

актуальна ли описанная ситуация для нашего времени? Почему?

2. Выбор профессии одно из самых ответственных решений в жизни человека. И на этот выбор многое влияет: огромное количество альтернативных вариантов, необходимость учитывать различные факторы. Если отрезать неровно колбасу для бутерброда – это не смертельно. Если закройщик ошибся в раскрое материала – ценой ошибки будет испорченный материал. А какова цена ошибки хирурга или авиадиспетчера, обходчика железнодорожных путей или сапера?

Что такое ошибка в выборе профессии?

Чем она может быть вызвана?

Каковы последствия ошибок?

На эти проблемные вопросы мы должны сегодня ответить.

(Проблемные вопросы вывешиваются на доске) слайд.

Типичные ошибки при выборе профессии

Незнание мира профессий

Незнание правил выбора профессии

1. Устаревшие представления о характере и условиях труда в конкретной профессии.

2. Предубеждения в отношении престижности профессии.

1.Необъективная оценка своих способностей (завышение или занижение), неосведомленность о состоянии своего здоровья.

2. Неумение, а иногда и нежелание соотнести свои способности с требованиями профессии.

1. Отождествление учебного предмета с профессией.

2. Перенос своего отношения к человеку на профессию.

4. Неумение определить пути получения профессии.

5 . Под давлением родителей, знакомых

6. Под влиянием просмотра фильма, прочитанной книги

А сейчас у нас с вами разбор практических ситуаций. Работа по карточкам в микрогруппах. Вам дана ситуация, вы читаете, обсуждаете и отвечаете на вопрос:

Чем были вызваны допущенные ошибки?

- Олег всегда увлеченно занимался географией, но когда поступил на факультет топографии, то понял, что то ему не по душе.

времени занимается рисованием. Считает, что никто ее не понимает.

- Мечта стать корреспондентом осуществилась, но стать им настоящим он не смог, так как долго и тактично не умеет разговаривать с людьми.

- Люба в школе увлекалась математикой, активно занималась общественной работой. По совету родителей выбрала профессию бухгалтера. Получив профессиональное образование. Несколько лет проработала в данной должности. Работа быстро разонравилась, и она пришла за помощью в службу занятости.

- Светлана с сестрой закончили факультет иностранных языков: Светлана закончила с отличием, а сестра еле-еле. Светлана работает переводчиком, часто бывает за границей, а сестра решила поступить на курсы секретаря-референта.

4. Спасибо всем за ответы. Я думаю данное упражнение помогает на практике осознать ошибки в выборе профессии.

Чтобы не допускать ошибок, мы уже говорили, надо иметь преставления о профессиях.

а вы называете саму профессию.

Латынь, тонометр, ампула, халат – врач.

Конституция, суд, кодекс, консультация – юрист

Накладная, чек, цена, витрина – продавец

Кипа бумаг, цифры, зарплата, калькулятор – бухгалтер

Каскад, лак, ножницы, расческа – парикмахер-модельер

Камера, студия, негатив, пленка – фотограф

Винчестер, клавиатура, диск, мышка – программист…

Молодцы! Ответили быстро и правильно.

5. Порой бывает сложно осознать, что ты имеешь право делать то, что тебе нравится и доставляет удовольствие, а не то, чего ждут от тебя другие. А осознать это необходимо, поскольку лишь в этом случае ты сможешь управлять своей судьбой.

Рефлексия: Какие ошибки при выборе профессии мы сегодня определили?

Что такое ошибка в выборе профессии?

Чем она может быть вызвана?

Каковы последствия ошибок?

Как избежать ошибок при выборе профессии?

Домашнее задание . Подумать над вопросами:

- Чем могут обернуться ошибки в выборе профессии?

- Были ли в истории вашей семьи такие ошибки?

На доске перед вам солнышко, а у вас на столе лучики, прошу каждого из вас написать выбранную вами профессию на лучике и прикрепить вокруг солнышка.

Замечательное солнышко у нас получмлось.

6.В заключение хочу вам прочитать стихотворение Юрия Левитанского:

Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку –
Каждый выбирает для себя.
Каждый выбирает по себе
Слово для любви и для молитвы.
Шпагу для дуэли, меч для битвы –
Каждый выбирает по себе.

Читайте также: