Тушение пожаров в зданиях памятников архитектуры культовых сооружениях особо ценных зданиях конспект

Обновлено: 05.07.2024

Для того чтобы меры по тушению пожара до прибытия подразделений пожарной охраны не привели к жертвам среди добровольцев, работников объекта, должностное лицо, организующее действия по первичному пожаротушению, должно владеть хотя бы минимальными знаниями о динамике развития пожара. В общей схеме развития пожара следует различать три основные фазы: начальная стадия (не более 10 минут), стадия объемного развития пожара, затухающая стадия пожара.

Пожар: I фаза (10 мин) – начальная стадия, включающая переход возгорания в пожар (1-3 мин) и рост зоны горения (5-6 мин).

В течение первой фазы происходит преимущественно линейное распространение огня вдоль горючего вещества или материала. Горение сопровождается обильным дымовыделением, что затрудняет определение места очага пожара. Среднеобъемная температура повышается в помещении до 200 °С (темп увеличения среднеобъемной температуры в помещении 15 °С в 1 мин). Приток воздуха в помещение сначала увеличивается, а затем медленно снижается. Очень важно в это время обеспечить изоляцию данного помещения от наружного воздуха и вызвать пожарные подразделения при первых признаках пожара (дым, пламя). Не рекомендуется открывать или вскрывать окна и двери в горящее помещение. В некоторых случаях, при достаточном обеспечении герметичности помещения, наступает самозатухание пожара. Если очаг пожара виден, обнаружен на этой стадии развития пожара, тогда существует возможность принять эффективные меры по тушению огня первичными средствами пожаротушения (огнетушители, ящики с песком, асбестовые полотна, грубошерстные ткани, бочки или емкости с водой) до прибытия пожарных подразделений.

Пожар: II фаза (30–40 мин) – стадия объемного развития пожара.

В течение второй фазы происходит бурный процесс, температура внутри помещения поднимается до 250-300 °С. Начинается объемное развитие пожара, когда пламя заполняет весь объем помещения, и процесс распространения пламени происходит уже не поверхностно, а дистанционно, через воздушные разрывы. Разрушение остекления – через 15-20 мин от начала пожара. Из-за разрушения остекления приток свежего воздуха резко увеличивает развитие пожара. Темп увеличения среднеобъемной температуры – до 50 °С в 1 мин. Температура внутри помещения повышается с 500-600 до 800-900 °С. Максимальная скорость выгорания – 10-12 мин. Стабилизация пожара происходит на 20-25 минуте от начала пожара и продолжается 20-30 мин.

На этой стадии развития пожара попытки тушить огонь первичными средствами пожаротушения не только бесполезны, но и приводят к гибели добровольцев. Если очаг горения выявлен на стадии объемного развития пожара, то роль первичных средств пожаротушения (огнетушители, ящики с песком, покрывала для изоляции очага возгорания, бочки или емкости с водой) сводится только к тому, чтобы не допустить распространение огня по путям эвакуации и, тем самым, обеспечить беспрепятственное спасение людей. Для непосредственного тушения пожара, его локализации и недопущения распространения огня на новые площади до прибытия подразделений пожарной охраны возможно применение (при условии предварительного обесточивания и наличия у добровольцев опыта тренировочной подготовки) воды из поэтажных пожарных кранов внутреннего противопожарного водопровода.

самостоятельно (без дежурного электрика),

своевременно (до применения воды из пожарных кранов),

безошибочно провести снятие напряжения с объектов в зоне пожара.

Кроме того, на лицевой стороне силовых электрощитов и сборок сети освещения должны быть надписи с указанием их наименования и номера, а с внутренней стороны (например, на дверцах) должны быть описи автоматических выключателей, обеспечивающих селективность отключения получающих от них питание потребителей тока.

Пожар: III фаза – затухающая стадия пожара.

В течение третьей фазы происходит догорание в виде медленного тления, после чего через некоторое время (иногда весьма продолжительное) пожар догорает и прекращается. Однако, несмотря на затухающую стадию, пожар все равно требует принятия мер по его ликвидации, иначе, под воздействием внезапного порыва ветра или обрушения конструкции, пожар может разгореться с новой силой и отрезать от путей эвакуации работников, потерявших ощущение опасности. Обычно, ликвидация пожара, прошедшего полную стадию объемного развития, требует тщательного пролива водой всех пораженных огнем площадей. При этом, для обнаружения горящих углей и очагов тления необходимо проводить частичную разборку конструкций, сдвигать с мест крупные обгоревшие предметы, а также проверять стены, полы и потолки на ощупь: они должны быть холодными.

После полной ликвидации пожара свободный доступ на место пожара должен быть запрещен. Дело не только в том, что необходимо сохранить место пожара в нетронутом виде для работы экспертов-дознавателей по определению причин пожара, но и в том, что после пожара всегда существует угроза обвала. Металлические опоры, не покрытые защитным слоем, расширяются под действием высокой температуры и сужаются под действием охлаждающей их воды. Кроме того, при 450 °С наступает предел текучести незащищенной стали, что значительно увеличивает опасность обрушения конструкции.

В целях привлечения широких масс рабочих, служащих и ИТР предприятия к участию в проведении противопожарных профилактических мероприятий и активной борьбе с пожарами на объектах предприятия могут создаваться пожарно-технические комиссии (ПТК).

Рис. 1. Телефон вызова пожарной охраны.

Действия рабочих и служащих при обнаружении пожара

Каждый работник предприятия (организации) при обнаружении пожара или признаков горения (открытый огонь, задымление, запах гари, повышение температуры и т.п.) обязан:

немедленно сообщить об этом по телефону в пожарную охрану (при этом необходимо назвать адрес объекта, место возникновения пожара, а также сообщить свою фамилию);

поставить в известность об обнаружении пожара вышестоящее руководство, диспетчера, ответственного дежурного по объекту;

принять по возможности меры по эвакуации людей, тушению пожара и сохранности материальных ценностей.

Действия лиц, ответственных за пожарную безопасность при обнаружении пожара

Лица, ответственные за пожарную безопасность на объекте при обнаружении пожара обязаны:

в случае угрозы жизни людей немедленно организовать их спасание, используя для этого имеющиеся силы и средства;

проверить включение в работу автоматических систем противопожарной защиты (оповещения людей о пожаре, пожаротушения, противодымной защиты);

при необходимости отключить электроэнергию (за исключением систем противопожарной защиты), остановить работу транспортирующих устройств, агрегатов, аппаратов, перекрыть сырьевые, газовые, паровые и водяные коммуникации, остановить работу систем вентиляции в аварийном и смежном с ним помещениях, выполнить другие мероприятия, способствующие предотвращению развития пожара и задымления помещений здания;

прекратить все работы в здании (если это допустимо по технологическому процессу производства) кроме работ, связанных с мероприятиями по ликвидации пожара;

удалить за пределы опасной зоны всех работников, не участвующих в тушении пожара;

осуществить общее руководство по тушению пожара (с учетом специфических особенностей объекта) до прибытия подразделения пожарной охраны;

обеспечить соблюдение требований безопасности работниками, принимающими участие в тушении пожара;

одновременно с тушением пожара организовать эвакуацию и защиту материальных ценностей;

организовать встречу подразделений пожарной охраны и оказать помощь в выборе кратчайшего пути для подъезда к очагу пожара.

Вопрос №3. Организация тушения пожара до прибытия пожарных подразделений, эвакуация людей и материальных ценностей.

Правильная организация действий по спасению людей до прибытия пожарной охраны напрямую зависит от качества проведения практических занятий и учебных тренировок, направленных на предупреждение возникновения паники и других негативных последствий беспорядочного поведения сотрудников при любых чрезвычайных ситуациях.

Любой инцидент (пожар, теракт, авария и т.д.) на многих объектах, в том числе с массовым пребыванием людей, зачастую сопровождается отключением напряжения. К сожалению, у многих в темноте срабатывает не здравый смысл, а инстинкт самосохранения, возникает паника, что приводит к давке.

При пожаре бывает гораздо темнее, чем принято думать. Только в самом начале загорания пламя может ярко осветить помещение, но практически сразу появляется густой черный дым и наступает темнота. Дым опасен не только содержащимися в нем токсичными веществами, но и снижением видимости. Это затрудняет, а порой делает практически невозможной эвакуацию людей из опасного помещения. При потере видимости организованное движение нарушается, становится хаотичным. Людьми овладевает страх, подавляющий сознание, волю. В таком состоянии человек теряет способность ориентироваться, правильно оценивать обстановку. При этом резко возрастает внушаемость, команды воспринимаются без соответствующего анализа и оценки, действия люде становятся автоматическими, сильнее проявляется склонность к подражанию.

Исследования показали, что реакции, противоположные заторможенности, наблюдаются у 85-90% людей, оказавшихся в опасной для жизни ситуации, при этом для их поведения характерно хаотическое метание, дрожание рук, тела, голоса. Речь ускорена, высказывания могут быть непоследовательными. Ориентирование в окружающей обстановке поверхностное.

Паническое состояние людей, при отсутствии руководства ими в период эвакуации, может привести к образованию людских пробок на путях эвакуации, взаимному травмированию и даже игнорированию свободных и запасных выходов.

В то же время исследования структуры толпы, охваченной паникой, показали, что в общей массе под влиянием состояния аффекта находится не более 3 % человек с выраженными расстройствами психики, не способных правильно воспринимать речь и команды. У 10-20% лиц отмечается частичное сужение сознания, для руководства ими необходимы более сильные (резкие, краткие, громкие) команды, сигналы.

Анализ пожаров, а также практические испытания по изучению скорости и характера задымления зданий повышенной этажности без включения систем противодымной защиты показывают: скорость движения дыма в лестничной клетке составляет 7-8 м/мин. При возникновении пожара на одном из нижних этажей уже через 5-6 мин задымление распространяется по всей высоте лестничной клетки. Уровень задымления таков, что находиться в лестничной клетке без средств индивидуальной защиты органов дыхания невозможно. Одновременно происходит задымление помещений верхних этажей, особенно расположенных с подветренной стороны. Ухудшение видимости, паника, токсичное воздействие продуктов горения могут привести к гибели людей. Нагретые продукты горения, поступая в объем лестничной клетки, повышают температуру воздуха. Установлено, что уже на 5-й минуте от начала пожара температура воздуха в лестничной клетке, примыкающей к месту пожара, достигает 120-140 °С, что значительно превышает предельно допустимое значение для человека.

По высоте лестничной клетки в пределах двух-трех этажей от того уровня, где возник пожар, создается как бы тепловая подушка с температурой 100-150 °С. Преодолеть ее без средств индивидуальной защиты невозможно. При отсутствии горизонтальных преград на фасаде здания пламя из оконного проема через 15-20 мин от начала пожара может распространиться вверх по балконам, лоджиям, оконным переплетам, воспламеняя горючие элементы строительных конструкций и предметы обстановки в помещениях вышерасположенного этажа.

Важно понимать, что прибывшие по вызову подразделения пожарной охраны не могут мгновенно приступить к действиям по тушению пожара без проведения соответствующей разведки, которая необходима для оценки обстановки и принятия правильных решений. При проведении разведки руководителю тушения пожара необходимо установить:

1) наличие и характер угрозы людям, их местонахождение, пути, способы и средства спасания (защиты), а также необходимость защиты (эвакуации) имущества;

2) наличие и возможность вторичных проявлений опасных факторов пожара, в том числе обусловленных особенностями технологии и организации производства на объекте пожара;

3) точное место и площадь горения, что именно горит, а также пути распространения огня и дыма;

4) наличие, состояние и возможность использования средств противопожарной защиты объекта;

5) местонахождение, состояние, возможные способы использования ближайших водоисточников;

6) наличие электроустановок под напряжением и целесообразность их отключения;

7) возможные пути ввода сил и средств для спасания людей и тушения пожара, а также иные данные, необходимые для выбора решающего направления.

Немедленная встреча прибывших к месту пожара подразделений пожарной охраны должностными, ответственными лицами объекта для оказания необходимой консультации по вышеназванным вопросам позволяет значительно сократить время на проведение разведки и повысить эффективность действий пожарных по спасанию людей и ликвидации пожара. Действия рабочих и служащих после прибытия пожарных подразделений (оказание помощи в прокладке рукавных линий, участие в эвакуации материальных ценностей и выполнение других работ) осуществляются только по распоряжению руководителя пожаротушения.

Тушение пожаров в зданиях памятников архитектуры

Памятники архитектуры считаются уникальными и особо ценными зданиями и сооружениями, являющимися достоянием народа и его культурным наследием. При их возведении использовалось большое количество горючих строительных материалов, пустот в перегородках и перекрытиях, подвальных и чердачных помещениях.

При тушении пожаров в зданиях памятников архитектуры возможны следующие ситуации:



Проблемы в выполнении требований нормативных документов

В настоящее время основными документами, регламентирующими требования пожарной безопасности для таких объектов, являются:

Однако в реальной практике эти требования не всегда могут быть применены в зданиях культурного наследия. Это обусловлено уникальностью архитектуры таких объектов, их внутренней отделкой и необходимостью сохранения их в том виде, в котором они дошли до наших дней. Можно выделить ряд конструктивных решений, которые являются предметом охраны, но вступают в противоречие с требованиями по пожарной безопасности:

  • наличие открытой парадной лестницы, связывающей три и более надземных этажа;
  • устройство эвакуационных выходов из подвального этажа во входной вестибюль здания;
  • наличие лестниц с использованием ценных пород древесины в конструкциях;
  • наличие путей эвакуации через помещение, в котором расположены лестницы 2-го типа, не являющиеся эвакуационными;
  • наличие исторической отделки зальных помещений, выполненных из горючих материалов (древесины, тканей, гобеленов).
  • несоблюдение допустимых значений уклона лестниц, ширины проступи маршей лестниц, высоты ступеней;
  • криволинейные и винтовые лестницы на путях эвакуации;
  • использование древесины в исторических лестницах, конструкциях мансард, что может приводить к понижению класса конструктивной пожарной опасности зданий и уменьшению допустимых расстояний в залах, в коридорах на путях эвакуации;
  • наличие локальных уменьшений высоты проходов, например, дверных проемов, на путях эвакуации.

Таким образом возникают противоречия в выполнении требований нормативных документов - с одной стороны необходимо провести капитальный ремонт или приспособить здание для современного использования, сохраняя исторические интерьеры и планировки, а с другой выполнить условия пожарной безопасности по расширению путей эвакуации в здании, подъездных путей для пожарных подразделений, размещению автоматических систем противопожарной защиты, делению на пожарные отсеки противопожарными преградами, замене сгораемых перегородок негорючими и др. Также в зданиях исторической постройки проблема безопасной эвакуации людей усугубляется сложностью внутренней планировки и сосредоточением большого количества людей.

Альтернативные решения пожарной безопасности

Для преодоления этих противоречий применяются различные решения пожарной безопасности с учетом специфики зданий исторического и культурного наследия, но единой нормативно-правовой концепции в этом вопросе до сих по не существует.
Очень остро стоит вопрос создания систем пожаротушения в зданиях культурного наследия, поскольку на первый план выдвигаются требования их минимального разрушающего действия на материалы экспонатов . В настоящее время на выбор предлагается большое количество систем и огнетушащих составов, нормативными документами по пожарной безопасности допускается чтобы тип установки пожаротушения, способ тушения и вид огнетушащего вещества определялся организацией-проектировщиком с учетом свойств применяемых составов, а также особенностью защищаемого оборудования.


В качестве альтернативы газовому пожаротушению (для определенных типов помещений) применяются автоматические системы с использованием тонкодисперсной воды. В основе такой системы - распылители особой конструкции, позволяющие локализовать и подавлять очаг возгорания влагой в виде тумана. Такая технология обладает рядом преимуществ относительно спринклерного водяного тушения, однако не снимает проблемы изменения параметров микроклимата в помещении. Эти системы позволяют также заметно снизить количество поступающей в помещение воды по сравнению с традиционными спринклерами.

Еще одним способом защиты художественных коллекций и интерьеров зданий от возможных возгораний могут служить системы с уменьшением концентрации кислорода в помещениях (до 13-15%) путем добавления азота. В этом случае одновременно обеспечивается доступность для людей и высокая степень пожарной безопасности. Однако такие системы не снимают необходимости размещения автоматических средств пожаротушения, поскольку сами не являются установками пожаротушения, а лишь дополнительным способом снижения риска возгорания.

Чтобы сделать правильный выбор огнетушащего состава в системе пожаротушения, необходимо учитывать воздействие таких составов на предметы хранения и интерьеры помещений. Эту задачу возможно решить лишь совместными исследованиями, в результате которых для каждого конкретного объекта будут рекомендованы свои средства противопожарной защиты и способы тушения.

Актуализация документальной базы

Если говорить о разработке российского нормативного-правового документа, регламентирующего требования пожарной безопасности к объектам исторического и культурного наследия, то она также должна проводиться совместно с органами охраны объектов. При разработке такого документа необходимо учитывать опыт аналогичных международных нормативных документов и руководств. Среди них можно отметить CFPA, NFPA, BSI, CTIF, в которых подчеркивается уникальность объектов защиты и необходимость индивидуального подхода при разработке концепции пожарной безопасности.

    Managing Fire Protection in Historic Buildings - Пожарная безопасность исторических зданий. Code for Fire Protection of Historic Structures - Свод правил пожарной безопасности в исторических зданиях. : Code for the Protection of Cultural Resource Properties -Museums, Libraries, and Places of Worship - Свод правил защиты объектов культурного наследия - Музеи, библиотеки, культовые здания.

Особенно актуальным является дополнение документальной базы в области огнестойкости строительных конструкций. Для многих объектов культурного наследия конструкции здания не подлежат замене, в этом случае возможна их обработка для повышения пределов огнестойкости. Вопрос огнестойкости материалов особенно актуален для исторических зданий, в том числе из-за необходимости защиты деревянных строительных конструкций. В Европейской практике по результатам огневых испытаний была разработана серия стандартов по оценке огнестойкости несущих, ненесущих и подвергаемых огнезащитной обработке строительных конструкций

Таким образом, созрела необходимость в актуальной нормативно-технической документации в области пожарной безопасности объектов исторического и культурного наследия, для внесения изменений в методику определения расчетных величин пожарного риска, возможности использования чек-листов при расчете риска по аналогии с международными документами. Для анализа типовых вариантов конструктивных решений объектов культурного наследия необходимо ввести классификацию таких объектов, являющихся предметами охраны, и на ее основе разработать типовые системы противопожарной защиты.

НАШИ ОБЪЕКТЫ




Для этих объектов нами были разработаны специальные технические условия (СТУ) с учетом специфики обеспечения пожарной безопасности зданий культурного наследия и исторической постройки, выполнены расчеты индивидуального пожарного риска и проведено сопровождение в КГИОП (Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры).

Тушение пожаров в культурно-зрелищных учреждениях сопровождается сложностями в связи с количеством людей и дорогостоящих объектов, находящихся внутри. Последствия могут быть катастрофическими. Как остановить возгорание в кинотеатре, музее, театре, цирке?


Культурно-зрелищные учреждения

КЗУ – это здания, оснащенные зрительным комплексом. К ним относятся дома культуры, кинотеатры, цирки и т. д.

Существует два отдела театральных помещений, отделяемые противопожарной стеной:

Системы пожаротушения в КЗУ

В зависимости от места расположения противопожарные стационарные системы, установленные в КЗУ, могут различаться:

  1. Внутренний водопровод (зрительный зал, трюм, сцена, рабочие площадки).
  2. Спринклерные и дренчерные установки (над сценой, зрительным залом).
  3. Лафетные стволы (на рабочих площадках, в районе колосников).

Особенности развития пожара

Специалисты МЧС уделяют большое внимание не только категории возгорания и процессу распространения огня, но и месту локализации. В зависимости от того, в каком типе КЗУ началось воспламенение, выбирается тактика тушения.

Театр

Пожары в театрах сопровождаются следующими опасными факторами:

  • гибель большого количества людей и трудности при эвакуации из-за паники;
  • токсичные продукты горения, которые выделяются от электроприборов, декораций и строительных материалов;
  • высокая температура и задымленность помещения;
  • обвалы сценических конструкций.

Кинотеатр

Краткий обзор пожаров в театрально-зрелищных и культурно-просветительных учреждениях дает понять, что самым частым местом возникновения возгораний в кинотеатрах являются киноаппаратные. Огонь охватывает кинопленки, горючие материалы и быстро продвигается по вентиляции. Опасные факторы:

Цирк – это объемное помещение с множеством горючих материалов, конструкций и устройств, а также с развитой вентиляцией. В качестве поражающих факторов выступают:

  • стремительное задымление и распространение огня;
  • обрушение стен и конструкций;
  • воспламенение подсобных загонов для животных.

Музей и библиотека

Какая тактика тушения пожаров в архивных помещениях? Особенностью музеев и библиотек является то, что там хранятся объекты культуры, которые необходимо беречь (а при пожаре многие из них могут быть испорчены или уничтожены огнем).

Опасность при возгорании также заключается в следующем:

  • паника;
  • нагрузка легковоспламеняющимися объектами;
  • задымление здания;
  • обрушение стеллажей.

Первые действия при пожаре

Тактика тушения пожаров в культурно-зрелищных учреждениях предусматривает полное соблюдение всех требований безопасности в процессе пожаротушения.

ПомещениеКинотеатрЦиркЗрительный залСцена
Используемые стволы для тушенияРС-70, РС-50РС-70РС-70РС-70

Тушение пожара в театре

При появлении первых признаков возгорания в театре (запах гари, звук и пр.) дежурные должны вызвать пожарных, а далее действовать следующим образом:

  1. Включить автоматическую систему пожаротушения вручную, если она не работает.
  2. Оповестить руководство.
  3. Закрыть декоративный занавес.
  4. Открыть все выходы.
  5. Начать первичное пожаротушение.

Представители администрации должны вежливо попросить зрителей покинуть здание и организовать оперативную эвакуацию. Свет включают, музыку не приглушают. Обслуживающий персонал должен помогать зрителям продвигаться.

Внимание! После окончания эвакуации необходимо, чтобы все помещение было обесточено. Представитель КЗУ обязан встретить пожарную службу для выяснения обстоятельств.

Разведка

Разведка возгорания осуществляется для получения всей необходимой информации о категории пожара, его развитии и других деталях:

  1. Устанавливается количество оставшихся в помещении человек, уровень угрозы.
  2. Определяется очаг возгорания, характер пожара, скорость распространения, угроза обрушения.
  3. Проверяется работа автоматических средств пожаротушения.

Внимание! Если люди находятся в зрительном зале, разведка проводится со стороны сцены, чтобы не создавать среди них паники.

Эвакуация зрителей

Эвакуационные мероприятия являются главной составляющей процесса пожаротушения. План эвакуации:

  1. Руководитель пожаротушения (РТП) осуществляет оперативную эвакуацию, управляет движением людей по эвакуационным ходам организации.
  2. Если паники нет, то зрителей полностью удаляют из горящего помещения и отводят на безопасное расстояние. Составлением списков и размещением людей занимается персонал КЗУ, а пожарная служба задействована в тушении.
  3. Если всех эвакуировать не удалось и многие пути задымлены, основные силы пожарной службы бросают на спасательную эвакуацию.
  4. Первостепенно спасают зрителей из бельэтажа и галерей, где большой риск выделения токсичных продуктов горения.
  5. Если среди людей есть паника, представители пожарной бригады должны направлять их по эвакуационным выходам с помощью громкоговорителей, а также встречать пострадавших и оказывать им моральную поддержку. В это же время другая группа спасателей проводит разведку и приступает к тушению.
  6. Для того чтобы избежать первоначальной паники, сразу же после прибытия пожарной службы всю технику оставляют на небольшом расстоянии от объекта возгорания.

Сценическая часть

Если огонь охватил сцену и ее части, соблюдают следующие правила при тушении:

  1. Рукава вводятся в трюм и на планшеты, чтобы препятствовать расширению площади возгорания.
  2. Тушение проводится с учетом сохранения механизмов подъема декораций.
  3. Все подвесные элементы поднимают, бутафорию убирают.
  4. При устранении огня в трюме используют пену или воду.
  5. Планшет сцены тушат с помощью стволов со стороны зрительного зала с учетом интенсивности подачи вещества (0,3 л/(с*м2).
  6. При необходимости допускается открывать дымовые люки, но только после устранения очага возгорания.

Зрительный зал

Ликвидация возгорания зрительного зала проходит следующим образом:

  1. Тушение пожара в зрительном зале начинается с введения огнеупорных стволов в место возгорания. Если установлен противопожарный занавес, то его опускают и охлаждают водой или пеной.
  2. Необходимое количество стволов определяется из расчета, что интенсивность подачи огнеупорного вещества должна составлять 0,15 л/(с*м2).
  3. Для того чтобы защитить горючие подвесные конструкции, используются резервные стволы.
  4. Все воздуховоды и вентиляцию перекрывают.
  5. В случае возгорания под полом зрительного зала все кресла убирают, покрытие вскрывают и вводят вниз стволы с пеной для ликвидации огня.
  6. Все спасатели должны иметь защиту от токсичных выделений горения и открытого пламени.
  7. При угрозе обрушения несущих конструкций или декоративных элементов личный состав пожарной бригады эвакуируется в принудительном порядке.
  8. При пожаротушении помещение необходимо обесточить.

Внимание! Важно помнить о нагревании чердака, потому температуру там снижают путем подачи воды на стены помещения. Это позволяет избежать обрушений.

Тушение пожара в кинотеатре и цирке

Тушение пожаров в кинотеатрах или цирках имеет следующую тактику:

  • эвакуация зрителей и животных;
  • обесточивание помещения;
  • рукава прокладывают через служебные выходы, чтобы не препятствовать эвакуации;
  • элементы из дерева и вентиляцию вскрывают;
  • стволы подают через балконы;
  • если горят места пребывания животных, то после ввода стволов их эвакуируют;
  • все представители спасательной службы должны быть в защитной одежде (противогазы, маски, перчатки).

Тактика пожаротушения в библиотеке и музее

Тушение пожаров в музеях, библиотеках, архивах и на выставках связано с риском повреждения и разрушения объектов культурной и исторической ценности. Проведение ликвидации возгорания происходит по плану:

  1. Эвакуация людей.
  2. Определение исторических и культурных ценностей, составление их перечня.
  3. Использование распыленной воды, пены, порошка или газа для ликвидации возгорания.
  4. Эвакуация и защита объектов культуры.

Важно. По возможности все ценные объекты накрывают противопожарным полотном. При пожаротушении архивохранилищ и книгохранилищ не используются водные устройства.

Тактика тушения пожаров в культурно-зрелищных учреждениях подразумевает полный контроль над действиями и отсутствие паники. Только профессиональная работа спасателей и сознательность граждан может обеспечить успешную ликвидацию возгорания.

Читайте также: