Туман и облака осадки 3 класс пнш конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

Оборудование: презентация Power Point; карточки.

Ход урока.

Доброе утро, ребята! Говорят, как начнёшь день таким он будет до вечера. Так пусть же сегднешний день будет плодотоворным, полным незабываемых встреч и событий.

II. Прогноз погоды.

(На фоне музыки, из прогноза погоды, дежурный ученик сообщает о погоде на данный день)

III. роверка домашнего задания.

-О чём мы с вами говорили на прошлом уроке?

На прошлых уроках мы с вами отметили, что вода главное вещество в природе. И неслучайно эпиграфом нашего урока взяты слова французского лётчика, писателя, который вынужден был по воле случая некоторое время провести в пустыне и по достоинству оценить цену и вкус глотка воды,

1. Почему вода главное вещество?

Но прежде, чем мы ответим на вопрос, 3 человека поработают по индивидуальным карточкам.

Перечислите свойства воды.

2. Давайте вспомним свойства воды.

а) Вода в твердом состоянии легче , чем в жидком.

б) Способна находиться в трёх состояниях в природе и переходить из одного состояния в другое. (Слайд 2)

Дома вам было задано выполнить практическую работу. Провести опыт с кастрюлей. Кто может рассказать.

(Вывод: мы наблюдали круговорот в кастрюле с закрытой крышкой, стоящей на горячей плите)

3. А как же в природе происходит круговорот воды?

Давайте подведём с вами итог домашнего задания: итак в природе постоянно в два этапа происходит круговорот воды. Непрерывно и днём, и ночью происходит испарение воды в атмосферу и возвращение её из атмосферы в виде разных осадков.

4. Назовите мне свойства воды, без которых невозможен круговорот.

- бывает в трёх состояниях;
- легко переходит из одного состояния в другое;

Вот с этими свойствами связаны многие природные явления, о которых мы сегодня поговорим.

IV. Работа над новым материалом.

И сегодня мы должны выяснить, как в природе образуются и туманы, и облака, и осадки.

2. Объяснение нового материала.

Послушайте загадку и вы поймёте, о чём мы сейчас будем говорить. (Слайд 5)

- А что такое туман?

Откройте свои толковые словари и прочитайте объяснение.

- А кто из вас знает, как образуются туманы?

Откройте учебники на с. 81 и прочитайте о том, как образуются туманы.

Туманы — обыкновенное явление природы. Неожиданным для вас может оказаться то, что они - могут быть очень полезны людям.

Туманы используют в сельском хозяйстве, чтобы спасти посевы, защитить их от холода. Как только передадут по радио, что ожидаются заморозки, на полях и в садах люди начинают разжигать костры. Вокруг дымовых частиц собираются капельки воды и образуется туман. Он, как тёплое покрывало, защищает посевы от холода.

- Может быть чьи - нибудь родители, таким образом, спасали свой сад или огород?

- Переверните страничку, что вы видите на рисунке?

- А что такое облака?

Рассказ учителя. (слайд 7-11)

- Можем ли мы описать формы облаков?

Все ли облака находятся на одной и то же высоте над поверхностью Земли?

И так облака имеют самую разнообразную форму и находятся на самой различной высоте

В подарок дарят буклеты. (Приложение [2])

- Посмотрите в окно, есть ли на небе облака похожие на те, что мы видим в учебнике и на доске?

Ребята, есть ещё явления природы связанные с водой. Отгадайте загадку.

- Давайте прочитаем, при каких условиях образуется роса.

Чтение вслух с. 83.

А о каком природном явлении сейчас пойдёт речь? (Слайд 14) (Иней)

Прочитайте, при каких условиях образуется иней.

Сегодня на уроке мы с вами познакомились с природными явлениями, связанными с особыми свойствами воды.

позволит развитию познавательного интереса к предмету путем вовлечения школьников в исследовательскую работу.

ВложениеРазмер
tuman_i_oblaka._osadki.doc 46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающий мир

Учитель: Аверьянова C.В.

1) обогатить учащихся новыми сведениями о превращениях воды в природе (туман, облака);

2) познакомить с разными видами облаков;

3) сформировать представления учащихся об осадках, выпадающих из облаков (дождь, снег, град) и об осадках, выделяющихся непосредственно из воздуха (туман, роса, иней, изморозь);

4) развивать познавательный интерес к предмету путем вовлечения школьников в исследовательскую работу.

Урок сопровождается показом компьютерной презентации.

I. Организационный момент

- Что мы называем явлением природы ?

( Природное явление – это любое изменение, происходящее в природе)

- Какие явления природы связаны с превращениями воды?

(Образование облаков, дождь, туман, снегопад, выпадение града.)

-При изучении каких тем мы говорили об этих явлениях?

(Когда изучали свойства воды в газообразном состоянии и круговорот воды в природе)

II. Актуализация знаний.

-С каким чудесным превращением воды мы познакомились на предыдущем уроке?

-С какими свойствами воды связан её круговорот? (Испарение- переход воды в газообразное состояние ,а из газообразного состояния в жидкое и твёрдое)

-Перечислите свойства воды в жидком состоянии. (Прозрачна, текуча, бесцветна, без вкуса и запаха, состоит из мельчайших частиц, где молекулы в жидком состоянии слабее связаны между собой, чем в твёрдом состоянии и поэтому вода принимает форму сосуда).

-Какие свойства приемлемы для газообразного состояния воды? (Водяной пар прозрачен, бесцветен, без запаха, невидим. Молекулы воды в газообразном состоянии находятся очень далеко друг от друга и заполняют всё пространство. Представлен в виде испарения. При соприкосновении с холодной поверхностью водяной пар превращается в мельчайшие капельки воды ).

- Кто расскажет как происходит круговорот воды в природе по слайду в движении.?

III. Объявление темы урока

IV.Знакомство с тайной тумана.

  1. - Что такое туман? ( Это скопление мельчайших капелек воды, которые образовались из невидимого водяного пара в холодном воздухе .)
  2. Чтение 1 абзаца стр. 81.

–Как поняли, что такое туман?

- Запотевают ли оконные стекла при одинаковой температуре воздуха в помещении и на улице? (Нет. Образование капель воды из водяного пара возможно только при условии его охлаждения, разницы в температуре в комнате и за окном.)

- Прав ли автор, говоря, что туман исчезает? (Туман не исчезает, а превращается в водяной пар.)

- Работа в группах по 4 человека .

- Каждая группа получит вопрос, который должна будет обсудить и выступить со своей точкой зрения.

- Вы сами можете поучаствовать в образовании тумана. Холодным осенним утром на улице при дыхании человека образуется маленькое облачко тумана. Можно также в сильный мороз открыть в комнате форточку. Из открытой форточки начинают спускаться клубы тумана. Это происходит потому, что в комнате воздух сохраняет много водяных паров. Когда такой воздух попадает в холодное место, водяные пары в нем начинают превращаться в мельчайшие капельки воды, которые мы видим как туман.

V. Знакомство с тайнами облаков

- Что же такое облака? (версии)

-Прочитаем 2 абзац стр. 81 и ещё раз ответим на вопрос «что такое облака?

1. Облака - это тот же туман, только находятся они высоко над земной поверхностью.

2. Чем темнее цвет облаков, тем больше в них капелек воды.

3. Если воздух очень холодный, водяной пар превращается в кристаллики льда или снежинки и в виде дождя, града или снега падает из туч на землю.

- Чем похожи туман и облака? (И туман, и облака состоят из капель воды.)

- А чем они отличаются? (А их отличие в том, что туман низко стелется над поверхностью суши или водоемов, а облака образуются и плывут высоко над земной поверхностью. Кроме того, облака могут состоять не только из капель воды, но и кристалликов льда, снежинок)

- Все ли облака находятся на одной и той же высоте над поверхностью Земли?(вопрос стр.81)

- Вы можете описать формы облаков?

-Кто из вас когда-либо наблюдал за облаками?

-Вам приходилось видеть облака, похожие на перья птиц, на замки, на горы, сказочных животных? -Кто видел облака, которые плывут низко над землей?

-Работа по иллюстрации стр. 83.

-Посмотрите на стр. 83 . Какие виды облаков вы видите и как они называются? (зачитаем)

- Как вы думаете с чем связано разнообразие в названиях облаков? ( С их расположением и формой)

-Ваши предположения, почему облака получили то или иное название?

-Прочитаем текст учебника на стр. 82. И ещё раз ответим на мой вопрос о видах облаков.

В ясный солнечный день высоко в небе плывут облака, похожие на перья птиц или белые волокна. Они не закрывают солнце. Образуются на высоте 10-12км и состоят из кристалликов льда.

С наступлением весны, летом, осенью можно наблюдать кучевые облака. Они похожи на разбросанные по небу ярко - белые клочки ваты. Они быстро движутся по небу и постоянно меняют свою форму. Образуются они на высоте 1-7 км и состоят из мельчайших капелек воды.

Дождевые облака обрушивают на землю ливневые дожди, грозы, град.Они находятся на высоте не более 4 км.

Хрестоматия стр.50. Дождевое облако. Нижняя часть состоит из водяных паров и водяных капелек. Средняя часть – значительно холоднее: здесь появляются льдинки, в верхней части очень холодно – здесь одни льдинки. Ветер пронизывает эти облака и поэтому капеольки волы и льдинки находятся в постоянном движении. Капельки постоянно из водяных превращаются в льдинки и обратно. Сталкиваясь, капельки тяжелеют, увеличиваются и от тяжести падают вниз.Дождь Капельки маленькие- дождь моросит, капли крупные – ливень.

В пасмурные дни все небо покрыто серыми низкими облаками. Это слоистые облака. Они образуются при встрече теплого воздуха с холодным.

Летом и осенью эти облака являются вестниками затяжных дождей, а зимой - обильных снегопадов. Они находятся на высоте 1,5-2км.

-От чего у каждого облака своя форма?

(Они все образуются на разной высоте и при разной температуре. Когда ветер дует, то он движет облака и они попадают то в более тёплую, то в более холодную зону. Где тепло , вода испаряется, а где холодно- водяные пары превращаются в капельки воды.

Наблюдения за облаками позволяют предсказать погоду.

1.Когда по небу ходят лёгкие облачка – барашки, это предвещает хорошее утро, но к вечеру ждите либо дождь, либо ветер. Летом те же барашки могут предсказать град, а зимой – снег.

2.Когда по небу тянутся как бы волокнистые полосы, можно быть уверенным, что дождь не омрачит хорошего летнего дня.

3.Если до полудня появились лохматые чёрные кучевые облака – жди вечером дождя.

4.Беловатые облака над водой, скоро скрывающиеся при восходе солнца, - к ясному дню.

5.Красные тучи – к ветрам.

-Мы сказали, что снег, дождь, град - это явления природы. Как еще мы их можем назвать? (Осадки.)

1. Это осадки, выпадающие на землю с неба.

2.Только ли из облаков появляются осадки на земле?

- Туман появляется непосредственно из воздуха. ( В холодном воздухе водяные пары сгущаются, превращаются в мельчайшие капельки воды, которые мы видим как туман.)

- Если водяной пар не успевает подняться высоко, а остывает около земли, то летом на траве и листьях деревьев появляются маленькие капельки воды. Это роса. ( Хрестоматия стр.56.)

- Поздней осенью и зимой, когда температура воздуха опускается ниже 0, водяной пар превращается в мельчайшие кристаллики. Так образуется иней . (Стр.57 хр.)

- Что такое изморозь ? (Стр. 58 хр.)

VII. Итог урока. Оценки.

-Вопросы стр. 84 учебника.

- Какие явления природы связаны с превращениями воды?

VIII. Домашнее задание

Стр. 84 - ответы на вопросы. № 42 в тетради для самостоятельной работы. Хрестоматия стр.56-60

Нажмите, чтобы узнать подробности

Литература: Окружающий мир. Авторы: Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царева Л. А.

Используемое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор (интерактивная доска), учебник, рабочая тетрадь.

Эскиз доски:

Структура урока:

I. Организационный момент

Долгожданный дан звонок – Начинается урок. Каждый день - всегда, везде, На занятиях, в игре, Смело, четко говорим И тихонечко сидим.

Здравствуйте ребята! Сегодня урок окружающего мира проведу у вас я, меня зовут Анастасия Евгеньевна.

2.Актуализация опорных знаний.

Ребята, что мы называем явлениями природы? Какие явления природы связаны с превращениями воды? (образование облаков, дождь, туман и т.д.).

Что имел в виду французский летчик, писатель Антуан де Сент-Экзюпери, когда писал эти строки? (он отметил что вода - главное вещество в природе)

А целью нашего урока является знакомство с новыми превращениями воды в природе, а именно с туманом и облаками, а так же мы узнаем, что облака бывают разных видов.

Но сначала мы проверим ваше домашнее задание. Вам было задано прочитать текст на стр. 76-81. Проверяем пересказ у доски. Молодцы ребята, хорошо подготовились!

Переходим к нашему уроку.

4. Изучение новой темы.

Ребята, давайте разгадаем загадки. Слушаем.

-В белом бархате деревня

И заборы, и деревья.

А как ветер нападет,

Этот бархат отпадет. (Туман).

-Молоко над речкой плыло —

Ничего не видно было.

Стало видно далеко. (Туман)

- Летит орлица по синему небу

Крылья распластала, солнышко застлала. (Облако)

- Уж не солнце ль виновато, что висит на небу вата? (Облака)

- Без рук, без ног, а окно выбивает? (Град)

- Раскалённая стрела дуб свалила у села. ( Молния)

- Что, дотронувшись едва, превращает дым в дрова? (Огонь)

- Крашеное коромысло над рекой повисло (Радуга)

- По небесам оравою,

Бегут мешки дырявые.

И бывает иногда

Из мешков течёт вода.

- Много этого добра Возле нашего двора, А рукою не возьмешь, И домой не принесешь. Таня по саду гуляла, Собирала, собирала, Поглядела в кузовок, — Он пустой и лишь промок! (туман)

Молодцы ребята, правильно отгадали мои загадки.

Ребята, а что же такое туман, как вы думаете? ( Туман- это скопление мельчайших капелек воды, которые образовались из невидимого водяного пара в холодном воздухе.)

Давайте прочитаем в учебнике и узнаем что же такое туман. Открываем учебник на стр.81.

Ребята, а запотевают ли оконные стёкла при одинаковой температуре воздуха в помещении и на улице? (нет, образование капель воды из водяного пара возможно только пи условии его охлаждения, то есть разницы в температуре в комнате и за окном).

Ребята, а туман исчезает? (нет, он превращается в водяной пар и оседает на землю)

Плюсы: туман стелется низко над землёй, спасает растения в садах и на полях от заморозков; во время тумана воздух насыщен водой, он увлажняет кожу человека, что очень полезно для здоровья.

Минус: туман губительно действует на некоторые растения; в тумане плохо видно дорогу, поэтому люди могут заблудиться в пути, а пешеходам особенно нужно переходить дорогу.

-Ребята, а что такое облака, можете предположить? ( Облака- это тот же туман, только находится он высоко над землёй) Прочитаем точное определение в учебнике на стр. 81.

Смотрим вопрос, можете ли вы описать формы облаков и их цвет? Все ли облака находятся на одной и той же высоте над поверхностью Земли? (чем темнее цвет облаков, тем больше в них капелек воды.)

Если воздух очень холодный, водяной пар превращается в кристаллики льда или снежинки и в виде дождя, града или снега падает из туч на землю.

Ребята, а вы мне можете сформулировать чем похожи туман и облака? И чем они отличаются?

-Туман и облака состоят из мельчайших капель воды.

-Туман- низко стелется над поверхностью суши или водоёмов, а Облака- образуются и плывут высоко над земной поверхностью. Также облака могут состоять не только из воды, но и кристалликов льда, снежинок.

А сейчас я вас ознакомлю с видами и формами облаков, посмотрим на презентацию.

Перистые облака- они плывут высоко- высоко в небе в ясный солнечный день, похожи на перья птиц или белые волокна, они не закрывают Солнце, и образуются они на высоте 10-12 км. И состоят из кристалликов льда.

Кучевые облака- они похожи на разбросанные по небу ярко-белые клочки ваты и быстро движутся по небу, постоянно меняя свою форму. Образуются они на высоте 1-7 км. И состоят из мельчайших капелле воды.

Дождевые облака - они обрушивают на землю ливневые дожди, грозы, град.

Слоистые облака - они образуются при встрече тёплого воздуха с холодным. Летом осенью эти облака являются вестниками затяжных дождей, а зимой- обильных снегопадов.

Рассмотрите так же рисунок на стр. 83. И выполните задание, которое прописано на стр. 82.

На травинке капля, как слеза, Утром ранним светлая висит. Не было дождя, не моросит Дождик. Это выпала…( роса)

Если водяной пар не успевает подняться высоко, а остывает около земли, то летом на траве и листьях деревьев появляются маленькие капельки воды- это РОСА.

5. Физминутка.

Волны плещут в океане. ( дети машут руками изображая волны)

Что там чудится в тумане? (вытягивают руки вперёд)

Это мачты кораблей. ( Вытягивают руки вверх)

Пусть плывут сюда скорей (приветственно машут руками)

Мы по берегу гуляем

Мореходов поджидаем.(ходьба на месте)

Ищем ракушки в песке (наклоны)

И сжимаем в кулаке (сжимаем кулачки)

Чтоб побольше их собрать

Надо чаще приседать.(приседаем)

Сядем дружно на песок

Вот и начался урок.(дети садятся за парты).

6. Закрепление изученного материала.

Итак, мы с вами сказали, что снег, дождь, град- это явления природы. Как мы их ещё можем назвать? (Осадки).

Поздней осенью и зимой, когда температура воздуха опускается ниже 0С, водяной пар превращается в мельчайшие кристаллики. Так образуется Иней.

Изморозь - вид атмосферных осадков, представляет собой кристаллические или зернистые отложения льда на тонких и длинных предметах при влажной, морозной погоде.

Когда по небу тянутся как бы волокнистые полосы, можно быть уверенным, что дождь не омрачит хорошего летнего дня.

Когда днем жарко, душно и быстро увеличиваются кучевые облака, это предвещает грозу.

Ребята а вы знаете какие-нибудь народные приметы связанные с такими природными явлениями?

7. Итог урока.

Вот и подходит к концу наш урок, и сейчас мы проверим как хорошо вы запомнили полученные сегодня знания.

Я задаю вам вопрос, а вы на него отвечаете. Итак, слушаем, первый вопрос.

1. Какие облака обрушивают на землю ливневые дожди, грозы, град? (дождевые)

2. Какие облака напоминают нам перья птиц? (перистые)

3. Скопление мельчайших капелек воды, которые образовались из невидимого водяного пара в холодном воздухе – это? (Туман)

4. Это что-то очень похожее на туман, но находится высоко над землёй? (облака)

5.Какие облака являются вестниками затяжных дождей? (слоистые)

6. Какие облака напоминают нам клочки ваты? (кучевые)

7. Ну и какое вещество является главным в природе? (вода)

Молодцы! Вы справились с моими вопросами, значит хорошо поняли тему сегодняшнего урока.

Теперь предлагаю вам поработать в тетрадях для самостоятельных работ на стр.29 и выполнить задания 41 и 42. Если появляются вопросы - спрашиваем.

8.Рефлексия.

У меня на доске находится плакат в форме облачка, а у вас у каждого на парте есть капелька, так вот я вам предлагаю, чтоб наше облачно не пустовало без капелек воды, наполнить его вашими капельками, но, ещё одно задание. Если вам урок понравился, нарисуйте на капельке улыбку, а если нет - грустную мордочку. Начинаем по очереди, с 1 ряда.

Чем вам понравился сегодняшний урок?

Что вам больше всего запомнилось из сегодняшнего урока?

О каких превращениях воды мы сегодня узнали?

Какие виды облаков мы узнали?

Какие приметы сегодня вспомнили?

Молодцы, всё верно!

10.Постановка домашнего задания.

Открываем дневники, записываем домашнее задание.

У. стр. 81-84 читать и ответить на вопросы. Спасибо за урок!

Загадки: 1.На деревья, на кусты С неба падают цветы. Белые, пушистые, Только не душистые. (Снег)

2. Шар воздушный золотой Над рекой остановился, Покачался над водой, А потом за лесом скрылся. (Солнце)

3.Растет она вниз головою, Не летом растет, а зимою. Но солнце ее припечет - Заплачет она и умрет. (Сосулька)

4.Прозрачен, как стекло, А не вставишь в окно. (Лед)

5.Утром бусы засверкали, Всю траву собой заткали. А пошли искать их днем, Ищем, ищем - не найдем. (Роса)

6.Пушистая вата Плывет куда-то. Чем вата ниже, Тем дождик ближе. (Облака)

7.Говорю я брату: - Ох, с неба сыплется горох! - Вот чудак, - смеется брат, - Твой горох ведь это. (Град)

8.Седой дедушка у ворот Всем глаза заволок. (Туман)

9.Хлеба краюшка висит над избушкой Собаки лают, достать не могут. (Месяц)

10.Что, дотронувшись едва, Превращает в дым дрова? (Огонь)

11.Ты кричал - оно молчало, Ты молчал - оно кричало. (Эхо)

12.От кого, мои друзья, Убежать никак нельзя? Неотвязно в ясный день Рядом с нами бродит. (Тень)

13.Крашеное коромысло Над рекой повисло. (Радуга)

14. Кто зимой в трубе гудит? (Ветер)

15. Как по небу, с севера, Плыла лебедь серая, Плыла лебедь сытая, Вниз кидала-сыпала На поля- озерушки Белый снег да перышки. (Снежная туча)

16.Ты весь мир обогреваешь Ты усталости не знаешь, Улыбаешься в оконце, И зовут тебя все. (Солнце)

17.Это что за потолок? То он низок, то высок, То он сер, то беловат, То чуть-чуть голубоват. А порой такой красивый - Кружевной и синий-синий! (Небо)

18. Что за звездочки резные На пальто и на платке? Все сквозные, вырезные, А возьмешь - вода в руке. (Снежинки)

19.Чтобы осень не промокла, Не раскисла от воды, Превратил он лужи в стекла, Сделал снежными сады. (Мороз)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок окружающий мир

Учитель: Шевцова К.В.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Результаты деятельности :

Личностные : проявляют учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. Обнаруживают настойчивость, терпение и умение преодолевать трудности.

Метапредметные:

П – умеют ориентироваться в учебнике; определяют умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела, определяют круг своего незнания; отвечают на вопросы учителя, находят нужную информацию в учебнике, формирование логических действий сравнение обобщение аналогия.

Р – организовывают своё рабочее место под руководством учителя; овладевают способностью понимать учебную задачу урока и стремятся её выполнять.

К – умеют слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения.

Предметные: учащиеся научатся объяснять явление превращения воды в туман, облака; рассказывать о разных видах облаков и осадках, выпадающих из облаков;

Учащиеся получа т возможность проводить исследовательскую работу; определять виды облаков.

Цель урока : формирование и развитие ценностного отношения учащихся к учебной деятельности по различным явлениям природы.

Развивающие: расширить и закрепить знания обучающихся о трех состояниях воды

Воспитательные : учить детей бережно относиться к воде и экономить ее.

Методы работы : объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые (эвристические), проблемные, словесные, наглядные, практические, стимулирование интереса к учению (познавательная игра).

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная.

Оборудование: компьютер; проектор; мультимедийная презентация; карточки с заданиями; картинки: летающей тарелки, инопланетянина, Большого Уха; плакаты: правила работы в группе и в парах.

Используемые технологии обучения:

Технология проблемного обучения;

Личностно – ориентированного обучения;

Объяснительно – иллюстративного обучения;

Словесной продуктивной и творческой деятельности.

1.Мотивация к учебной деятельности

Доброе утро, ребята! СЛАЙД 1

- Ребята, давайте поприветствуем наших гостей!

- Ребята, какие выражения лиц вы видите? СЛАЙД 2

- А какое выражение сегодня у вас?

Говорят, как начнёшь день, таким он будет до вечера. Так пусть же сегодняшний день будет плодотворным, полным незабываемых встреч и событий.

Сегодня мы отправимся в путешествие с нашим гостем. Кто это?

А на чём мы полетим?

Проверяют свою готовность к уроку.

2. Актуализация опорных знаний

Плакат: работа в парах

- Прежде чем мы отправимся в путешествие давайте вспомним, что мы называем явлением природы ?

- Какие явления природы связаны с превращениями воды?

-При изучении каких тем мы говорили об этих явлениях?

- Чтобы летающая тарелка взлетела нам необходимо выполнить задание.

-О каких трёх состояниях воды вы узнали? Заполните в парах схему!

-Не забудьте правила работы в парах. (ПАМЯТКА)

Твёрдая снег град лёд

Вода жидкая реки, дождь

Газообразная пар, туман, облака

-Проверьте ваш ответ на слайде. СЛАЙД 3

-Кто не допустил ошибок?

- Молодцы. Итак, мы начинаем наше путешествие, и пока тарелка набирает высоту давайте вспомним с каким чудесным превращением воды мы познакомились на предыдущем уроке?

-Дома вам было задано выполнить практическую работу. Провести опыт с кастрюлей. Кто может рассказать.

-С какими свойствами воды связан её круговорот?

-Перечислите свойства воды в жидком состоянии.

-Перечислите свойства воды в твёрдом состоянии.

- В каком состоянии вода легче: твердом или жидком? Приведите пример.

-Какие свойства приемлемы для газообразного состояния воды?

( Природное явление – это любое изменение, происходящее в природе)

(Образование облаков, дождь, туман, снегопад, выпадение града.)

(Когда изучали свойства воды в газообразном состоянии и круговорот воды в природе)

Работа в парах на карточках

Круговорот воды СЛАЙД 4

(Вывод: мы наблюдали круговорот в кастрюле с закрытой крышкой, стоящей на горячей плите)

(Испарение- переход воды в газообразное состояние, а из газообразного состояния в жидкое и твёрдое)

(Прозрачна, текуча, бесцветна, без вкуса и запаха, принимает форму сосуда).

(Прозрачна,бесцветна, без вкуса, скользкая, хрупкая, при нагревании тает.

(Водяной пар прозрачен, бесцветен, без запаха, невидим. Молекулы воды в газообразном состоянии находятся очень далеко друг от друга и заполняют всё пространство. Представлен в виде испарения. При соприкосновении с холодной поверхностью водяной пар превращается в мельчайшие капельки воды ).

3. Выявление места и проблемы затруднения.

3.1 Постановка проблемного вопроса

3.2. Стадия вызова:

Давайте ещё раз вспомним, какие явления природы связаны с особыми превращениями воды?

Как вы думаете, какова тема нашего урока?

Найдите в содержании учебника тему нашего урока. (стр.81) СЛАЙД 5

- Как вы думаете, что мы должны выяснить сегодня в путешествии?

Какие цели поставим перед собой?

Мне хотелось бы уточнить и дополнить - познакомиться с различными видами облаков.

- Как вы думаете, достаточно ли у вас знаний и представлений

по этой теме? Тогда отметьте уровень своих знаний на листе Самооценки на начало урока.

Эти превращения связаны с образованием облаков, тумана, выпадением дождя, града, снега.

Учащиеся заполняют лист самооценки на начало уро ка.

4. Построение проекта выхода из затруднения

Чтобы достичь поставленной цели мы должны составить что?

Я предлагаю вам обсудить на уроке вот такие вопросы. Но в некоторых пунктах не хватает слов. Давайте определим, какого слова не хватает, опираясь на тему нашего урока.

1.Что такое туман?

3. Изучить формы …..

4. карточки с осадками……….

- Выполнение каждого пункта будем фиксировать на доске.

5. Реализация построенного проекта

Работа со словарём

Плакат: работа в группах

Листы с текстом

Итак, сегодня мы будем путешественниками и исследователями, попытаемся открыть тайны этих явлений. Сейчас наша тарелка пролетает над лесом и вам предстоит исследовать явление, а какое – вы узнаете, когда отгадаете загадку.

-Молоко над речкой плыло —

Ничего не видно было.

Стало видно далеко. СЛАЙД 6

- А что такое туман?

-Откройте свои толковые словари и прочитайте объяснение

-А кто из вас знает, как образуются туманы?

-Откройте учебник на с. 81 и выясните с помощью текста, что такое туман.

-Что такое туман?

-Ребята, а как вы думаете, запотевают ли оконные стёкла при одинаковой температуре воздуха в помещении и на улице?

ЗАПИСКА -Ребята, инопланетянин не может общаться на нашем языке, поэтому передал нам записку. Настя, зачитай, пожалуйста.

А туман исчезает? Ответьте ему

-Ознакомьтесь с текстом:

Туман – необыкновенное явление природы, может быть полезен людям. Туманы используются в сельском хозяйстве, чтобы спасти посевы, защитить их от холода. Как только передают по радио, что ожидаются заморозки, на полях и в садах люди начинают разжигать костры. Вокруг домовых частиц собираются капельки воды, и образуется туман. Он, как тёплое покрывало, защищает посевы от холода. Туман –спасает растения в садах от заморозков; увлажняет кожу человека, что полезно для здоровья.

Однако в тумане плохо видно, поэтому люди могут заблудиться в пути; пешеходам нужно осторожно переходить дорогу; водителям – быть внимательнее на дороге.

На обсуждение даю вам три минуты. Начинаем!

- Мы выполнили первый пункт нашего плана. Летим дальше.

-А навстречу нам ….что, вы узнаете, когда отгадаете загадку.

Тем дождик ближе. СЛАЙД 7

-Молодцы! Узнайте, что такое облака из текста в учебнике на стр.81

-Что вам удалось узнать с помощью текста?

Какой пункт плана реализовали?

Нет, окна не запотевают, образование капель воды из водяного пара возможно только пи условии его охлаждения, то есть разницы в температуре в комнате и за окном.

Нет, он превращается в водяной пар и оседает на землю.

Ребята работают в группах, совещаются, каждый предлагает своё мнение.

Друг : туман стелется низко над землёй, спасает растения в садах и на полях от заморозков; во время тумана воздух насыщен водой, он увлажняет кожу человека, что очень полезно для здоровья.

Враг : туман губительно действует на некоторые растения; в тумане плохо видно дорогу, поэтому люди могут заблудиться в пути, пешеходам нужно осторожно переходить дорогу; водителям – быть внимательнее на дороге

Фиксация на доске Y

Работа с учебником

Облака – это тот же туман, только находится он высоко над земной поверхностью. Чем темнее цвет облаков, тем больше в них капелек воды, если воздух очень холодный, водяной пар превращается в кристаллики льда или снежинки и виде дождя, града или снега падает из туч на землю.

6. 1.Первичное закрепление во внешней речи.

- Чем похожи туман и облака?

- А чем они отличаются?

-У нашего гостя опять вопрос: Можете ли вы описать формы облаков и их цвет?

- А какие бывают облака?

- Все ли облака находятся на одной и той же высоте над поверхностью Земли?

И так облака имеют самую разнообразную форму и находятся на самой различной высоте.

- Как вы думаете , с чем связано разнообразие в названиях облаков?

-Ваши предположения, почему облака получили то или иное название?

(И туман, и облака состоят из капель воды.)

(А их отличие в том, что туман низко стелется над поверхностью суши или водоемов, а облака образуются и плывут высоко над земной поверхностью. Кроме того, облака могут состоять не только из капель воды, но и кристалликов льда, снежинок)

Перистые облака - они плывут высоко- высоко в небе в ясный солнечный день, похожи на перья птиц или белые волокна, они не закрывают Солнце, и образуются они на высоте 10-12 км. И состоят из кристалликов льда.

Кучевые облака - они похожи на разбросанные по небу ярко-белые клочки ваты и быстро движутся по небу, постоянно меняя свою форму. Образуются они на высоте 1-7 км. И состоят из мельчайших капель воды.

Дождевые облака - они обрушивают на землю ливневые дожди, грозы, град.

Слоистые облака - они образуются при встрече тёплого воздуха с холодным. Летом осенью эти облака являются вестниками затяжных дождей, а зимой- обильных снегопадов.

( С их расположением и формой)

- Прочитайте текст учебника на стр. 82. Рассмотрите иллюстрацию с.83.

-Давайте расположим правильно названия облаков под характеристикой .

- Закройте учебники, давайте проверим, насколько внимательно вы читали.

-Ребята к нам на борт попросился друг нашего инопланетянина Большой Ух. Он многое слышит и видит, узнав тему нашего урока, хочет рассказать о своих наблюдениях за облаками. Это помогает предсказать погоду! СЛАЙД 10 -11 (дети зачитывают приметы)

- Спасибо Большой Ух за полезную информацию.

- Какой пункт плана мы изучили?

-Что предстоит дальше узнать?

На травинке капля, как слеза,

Утром ранним светлая висит.

Вроде не было дождя,

Это выпала…( роса) СЛАЙД 12

- А что такое роса?

- Давайте прочитаем, при каких условиях образуется роса.

А о каком природном явлении сейчас пойдёт речь? СЛАЙД 13

Прочитайте, при каких условиях образуется иней.

-Теперь вы знаете, что вода в виде осадков выпадает на землю из облаков. Назовите, какие осадки вы знаете.

-Или выделяется непосредственно из воздуха в виде чего?

1.Когда по небу ходят лёгкие облачка – барашки, это предвещает хорошее утро, но к вечеру ждите либо дождь, либо ветер. Летом те же барашки могут предсказать град, а зимой – снег.

2 .Если до полудня появились лохматые чёрные кучевые облака – жди вечером дождя.

3 .Беловатые облака над водой, скоро скрывающиеся при восходе солнца, - к ясному дню.

4 .Красные тучи – к ветрам.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: формирование и развитие ценностного отношения учащихся к учебной деятельности по различным явлениям природы.

Тема урока: Туман и облака. Осадки.

Предмет: Окружающий мир

Класс: 3

Тип урока: урок открытия новых знаний

Результаты деятельности:

Личностные: проявляют учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. Обнаруживают настойчивость, терпение и умение преодолевать трудности.

Метапредметные:

П – умеют ориентироваться в учебнике; определяют умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела, определяют круг своего незнания; отвечают на вопросы учителя, находят нужную информацию в учебнике, формирование логических действий сравнение обобщение аналогия.

Р – организовывают своё рабочее место под руководством учителя; овладевают способностью понимать учебную задачу урока и стремятся её выполнять.

К – умеют слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения.

Предметные: учащиеся научатся объяснять явление превращения воды в туман, облака; рассказывать о разных видах облаков и осадках, выпадающих из облаков;

Учащиеся получат возможность проводить исследовательскую работу; определять виды облаков.

Цель урока: формирование и развитие ценностного отношения учащихся к учебной деятельности по различным явлениям природы.

Задачи урока:

1) обогатить учащихся новыми сведениями о превращениях воды в природе (туман, облака);

2) познакомить с разными видами облаков;

3) сформировать представления учащихся об осадках, выпадающих из облаков (дождь, снег, град) и об осадках, выделяющихся непосредственно из воздуха (туман, роса, иней, изморозь);

4) развивать познавательный интерес к предмету путем вовлечения школьников в исследовательскую работу.

Этапы урока

Действия учителя

Действия учащихся

Универсальные учебные действия

Результат

1. Орг.момент

Мы сегодня будем исследовать и наблюдать,

Выводы делать и рассуждать,

А чтобы урок пошел каждому впрок,

Активно в работу включайся, дружок!

Желаю всем успешной работы на уроке!

Дети приветствуют друг друга улыбкой.

Р: организация рабочего места

Самооценка готовности к уроку.

Учебно-познавательный интерес к данному уроку.

2. Актуализация знаний, мотивация

На прошлых уроках мы с вами отметили, что вода главное вещество в природе. И неслучайно эпиграфом нашего урока взяты слова французского лётчика, писателя, который вынужден был по воле случая некоторое время провести в пустыне и по достоинству оценить цену и вкус глотка воды.

В каком состоянии может находиться вода в атмосфере?

Откуда взялась вода в атмосфере?

Расскажите, что иллюстрирует этот рисунок.

Расскажите о круговороте воды в природе.

Вода в атмосфере может находиться в жидком, твердом и газообразном состоянии.

Вода образуется в результате испарения с поверхности земли и конденсируется в воздухе в виде водяного пара.

Круговорот воды в природе.

Круговорот воды в природе начинается с испарения. Под воздействием солнечных лучей вода испаряется с поверхности земли, водоемов, растений. Пар поднимается вверх и, достигнув более холодных слоев атмосферы, конденсируется в облака. Ветер несет их по небу над землей. Постепенно капли становятся все крупнее и тяжелее. Облака превращаются в тучи. Накопившаяся в них вода выпадает обратно на землю.

Л: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Читайте также: