Безопасность в городской среде конспект

Обновлено: 05.07.2024

На современном этапе развития перед человечеством остро встают проблемы больших городов. Город как искусственная среда обитания созданная человеком, позволяет человеку в меньшей степени, чем раньше, зависеть от экстремальных факторов природного характера. Город дает широкие возможности для повышения комфортности условий жизни, для развития духовной и творческой деятельности каждого человека.

Город привлекает людей разных национальностей, из различных географических районов. В городе каждый человек окружен людьми и в то же время является окружением (средой) для других людей. В доме, в транспорте, в магазинах, на улице, на производстве люди вступают в разнообразные сложные межличностные отношения. Общество стремится регулировать межличностные отношения, не только формируя традиции, нравственные устои, правила этикета, но и создания правила распорядка, поведения, законодательные акты, предусматривающие меру ответственности за нарушение тех или иных норм поведения человека в обществе.

Рост числа ЧС социального характера во многом зависит от следующих факторов:

- нестабильности общественно-политической обстановки;

- углубления деструктивных процессов в экономике и снижения уровня жизни;

- деформации в общественном сознании определенной части населения;

- падения уровня общей культуры и духовного обнищания;

- снижения роли государства (прежде всего образования и СМИ) в воспитании подрастающего поколения.

Жизнеспособность человека в городской среде включает в себя не только умение защитить себя и своих близких, но и умение предвидеть и предотвратить опасные ситуации.

- отсутствие, нарушение порядка;

- народные волнения как выражение протеста против властей.

Любое нарушение порядка есть беспорядок, а если в этом участвует большое количество людей, то это массовый беспорядок. Массовые беспорядки связаны только с активными действиями, выражающимися в нарушении множеством лиц (толпой) установленного порядка в публичных местах.

Учебный вопрос № 1. Жизнеспособность человека в городской среде.

На современном этапе развития перед человечеством остро встают проблемы больших городов. Город как искусственная среда обитания созданная человеком, позволяет человеку в меньшей степени, чем раньше, зависеть от экстремальных факторов природного характера. Город дает широкие возможности для повышения комфортности условий жизни, для развития духовной и творческой деятельности каждого человека.

Город привлекает людей разных национальностей, из различных географических районов. В городе каждый человек окружен людьми и в то же время является окружением (средой) для других людей. В доме, в транспорте, в магазинах, на улице, на производстве люди вступают в разнообразные сложные межличностные отношения. Общество стремится регулировать межличностные отношения, не только формируя традиции, нравственные устои, правила этикета, но и создания правила распорядка, поведения, законодательные акты, предусматривающие меру ответственности за нарушение тех или иных норм поведения человека в обществе.




Рост числа ЧС социального характера во многом зависит от следующих факторов:

- нестабильности общественно-политической обстановки;

- углубления деструктивных процессов в экономике и снижения уровня жизни;

- деформации в общественном сознании определенной части населения;

- падения уровня общей культуры и духовного обнищания;

- снижения роли государства (прежде всего образования и СМИ) в воспитании подрастающего поколения.

Жизнеспособность человека в городской среде включает в себя не только умение защитить себя и своих близких, но и умение предвидеть и предотвратить опасные ситуации.

- отсутствие, нарушение порядка;

- народные волнения как выражение протеста против властей.

Любое нарушение порядка есть беспорядок, а если в этом участвует большое количество людей, то это массовый беспорядок. Массовые беспорядки связаны только с активными действиями, выражающимися в нарушении множеством лиц (толпой) установленного порядка в публичных местах.

Ключевые слова: Экологическая безопасность городской среды. Городская среда обитания. Мониторинг. Контроль за состоянием городской среды.

Конспект урока:

Минпросвещения России
Российское образование
Рособрнадзор
Русское географическое общество
Российское военно-историческое общество
Президентская бибилиотека

Современный город наполнен источниками потенциальной опасности для человека.

При неблагоприятном стечении обстоятельств общественный транспорт может составить угрозу здоровью и жизни граждан. Вечерние посещения кинотеатров, концертов заставляют горожан возвращаться домой в опасное позднее время. Многолюдье притупляет внимание человека и облегчает злоумышленнику исполнение преступных намерений. В городе, при большом скоплении людей и довольно тесной застройке, природные ненастья и стихийные бедствия много опаснее, чем в сельской местности. При нарушении своевременности медицинской помощи, бесперебойного снабжения водой, электричеством и газом, надежной работы транспорта горожанин испытывает чувство дискомфорта и часто становится беспомощным.

ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ГОРОДЕ

Чтобы избежать экстремальных ситуаций в городе, придерживайтесь следующих правил:

* избегайте плохо освещенных, малолюдных мест;

* держите деньги или драгоценности во внутреннем кармане, не показывайте их посторонним;

* при необходимости ночных передвижений по городу пользуйтесь такси, не соглашайтесь на то, чтобы Вас подвозили незнакомые люди;

* при поиске необходимого адреса обращайтесь к разным людям, так как единственный ответ может быть неправильным;

* всегда имейте в распоряжении несколько мелких монет и билетов на городской транспорт;

* избегайте мест большого скопления людей - толпы, очереди и т.д., не приближайтесь из любопытства к месту, где что-то случилось, где происходит манифестация или любое другое собрание;

* будьте внимательны на дороге, вне зависимости от того, кто Вы - пешеход или водитель

КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПРИ НАХОЖДЕНИИ НА МИТИНГЕ (В ТОЛПЕ)

Помните, что если митинг запрещен, то он превращается в экстремальную ситуацию еще до начала. На митинге соблюдайте следующие правила безопасности:

* оставьте детей дома;

* не берите с собой колющие и режущие предметы, сумку, не надевайте галстук, шарф;

* без крайней необходимости не берите плакаты на шестах и палках;

* снимите различные знаки и символику со своей одежды; если Вы не корреспондент, не берите с собой фотоаппарат и камеру;

* возьмите с собой удостоверение личности. Держитесь подальше от милиции, т.к. с ее стороны возможны ответные действия на провокации толпы. Не приближайтесь к агрессивно настроенным группам. Не старайтесь попасть ближе к микрофону или трибуне. Если возникла стычка с милицией, не теряйте самообладания, не делайте резких движений, не кричите и не бегите. Если Вас задержали, не пытайтесь на месте спорить и доказывать, что Вы здесь находитесь случайно. Если при разгоне демонстрации применяется слезоточивый газ, защитите рот и нос платком, смоченным в любой жидкости, часто моргайте глазами. Не поддавайтесь панике!

Никогда не идите против толпы, избегайте ее центра, а также края, опасного соседством с витринами, решетками и т.д. Уклоняйтесь от неподвижных препятствий в пути, иначе Вас могут просто раздавить. Не цепляйтесь ни за что руками - их могут сломать. Застегнитесь и не пытайтесь поднять упавшие вещи. Главная задача в толпе - не упасть. Если вы упали, быстро подтяните к себе ноги, защитите голову, сгруппируйтесь и рывком попытайтесь встать.

Если толпа плотная, но неподвижная, выбирайтесь из нее, притворившись больным, пьяным, сумасшедшим, или сделав вид, что Вас тошнит.

Знайте, что дорожные происшествия чаще всего происходят в час пик, в дни праздников, в первые и последние дни отпусков. Особенно опасна дорога зимой. На зимние месяцы приходится 60% происшествий всего года. В основном аварии происходят из-за незнания или несоблюдения правил дорожного движения. Также возможны аварии при неблагоприятных погодных условиях: снег, метель, туман и т.д.

При скользкой дороге или в туман можно врезаться в препятствие, упасть с моста в воду. Кроме того, в Вашу машину может врезаться встречный автомобиль. Соблюдая правила дорожного движения, можно хоть в какой-то степени снизить риск возникновения дорожно-транспортного происшествия (ДТП).

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ НА ДОРОГАХ

Обучите детей следующим основным правилам поведения на дорогах:

* без родителей улицу лучше всего переходить в группе пешеходов;

* нельзя переходить улицу на красный свет вне зависимости от того, идут или нет машины;

* нельзя выбегать на проезжую часть;

* опасно выходить на мостовую из-за препятствия (тогда не видят друг друга ни водитель, ни пешеход);

* автобус или троллейбус нужно обходить сзади, а трамвай - спереди;

* ходить можно только по тротуарам, а если тротуара нет, нужно идти лицом к движению, тогда не только водитель видит Вас, но и Вы - водителя;

* переходя улицу, сначала нужно посмотреть налево, а на середине - направо;

* в ожидании перехода нельзя стоять у края тротуара, а в ожидании автобуса - у края автобусной остановки.

КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ЕСЛИ ВЫ - УЧАСТНИК ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ПРОИСШЕСТВИЯ

Если Вы попали в ДТП, сразу же остановитесь, осмотрите свой автомобиль и автомобиль пострадавшего водителя (если Вы виновник аварии). Если задели Вашу машину, потребуйте от виновника соответствующей компенсации. В случае отказа и до прибытия ГИБДД запишите номер машины, с которой Вы столкнулись, имя, фамилию и домашний адрес водителя. Сообщите ему свои данные. Если есть пострадавшие, ни при каких обстоятельствах не оставляйте их без помощи. Сообщите о происшествии по телефону "02" или передайте информацию на ближайший пост ГИБДД через водителей проезжающих мимо машин. Не покидайте места аварии до прибытия работников ГИБДД. Максимально сохраните все следы происшествия. Если нельзя организовать объезд, составьте схему расположения всех предметов и следов на дороге, подпишите схему у свидетелей, обязательно запишите их адреса и телефоны, и только после этого уберите машины с дороги. Если Ваша машина повреждена, оформите в ближайшем дорожном пункте ГИБДД справку об аварии для предъявления ее в страховую компанию. В течение суток сообщите об аварии в Вашу страховую компанию и не приступайте к ремонту, пока инженер страховой компании не осмотрит Вашу машину и не составит примерную смету расходов.

КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ЕСЛИ ВЫ - СВИДЕТЕЛЬ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ПРОИСШЕСТВИЯ

Став свидетелем наезда или аварии, при которой водитель скрылся, запомните и тут же запишите номер, марку, цвет и любые приметы машины и водителя; оказав помощь пострадавшим, передайте сведения в ГИБДД. Если Вы на автомобиле, остановите его, не доезжая до места аварии. Включите аварийный сигнал. Прибывшей службе ГИБДД детально опишите все, что Вы увидели на месте происшествия.

Цель: Уточнить и закрепить знания детей о правилах поведения на улице, о правилах дорожного движения. Закрепить знания о дорожных знаках, о светофоре. Воспитывать внимательность, формирование осознанно-правильного отношения к соблюдению правил дорожного движения в качестве пешехода.

Образовательные : 1. Закреплять правила дорожного движения, учить применять знания, полученные ранее в практической деятельности.

2. Развивать чувство ответственности при соблюдении правил дорожного движения.

Развивающие:1. Расширять знания детей о светофоре и его значении. Активизировать речь детей, через развитие умения организовывать свои действия и действия других.

Воспитательные:1. Формировать дружеские, добрые отношения между детьми

2. Формировать желание соблюдать правила дорожного движения.

Методы и приемы:

игровой момент, художественное слово, показ, беседа, задание, объяснение, рассматривание, закрепление, итог.

Материал: Мячики с вопросами ,жезл.

Оборудование: ноутбук, мультимедийная презентация.

с родителями – наблюдение за дорожным движением на улице; обсуждение различных ситуаций (наблюдение за тем как пассажиры выходят и заходят в автобус, где люди переходят дорогу и т. д.); рассматривание и зарисовка дорожных знаков.

Ход организованной образовательной деятельности

1.Организационный момент. Приветствие

Воспитатель и дети собираются в круг:

Эй! Ребята, подходите,

Друг на друга посмотрите,

Улыбнитесь все немножко.

Воспитатель: Какое у вас настроение стало?

Воспитатель: Вспомните, как называются правила, которые должны соблюдать люди, если они собираются выйти на улицу и куда-нибудь пойти или поехать? (ответы детей). Правильно, это - правила дорожного движения. Что мы с вами говорим о правилах дорожного движения?

«Чтобы никогда не попадать в сложные положения,

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:

Это что за очень странный

На земле и под водой

Ищет ключик золотой,

Всюду нос сует он длинный…

Кто же это? (Буратино)

Воспитатель: Сегодня Буратино пришел к нам в гости. Но он пришел не просто так, он мне рассказал, что хочет, чтобы вы ему помогли.

Он оказался в нашем городе, заблудился в нем и испугался. Он не знает, как вести себя на улицах нашего большого города. Поможем мы Буратино?

Воспитатель : А в каком городе мы живем?

Воспитатель: Давайте поможем нашему гостю избежать опасностей на улице. Но для этого мы с вами отправимся в маленькое путешествие. Садитесь в наш воображаемый автобус. И для начала отгадайте загадку.

В два ряда дома стоят,

Десять, двадцать, сто подряд.

Друг на друга глядят.

Дети: на лошадях, на повозках. Слайд № 1

Воспитатель: Вот оказывается, как люди жили в далеком прошлом. Но людям надоело зависеть только от лошадей и они придумали….

На чем они стали путешествовать?

Дети: на поезде, автомобиле, самолете и т.д. Слайд № 2

Воспитатель: Какие вы молодцы, ребята, наблюдательные. Но поедем с вами дальше.

Давайте мы назовем те правила дорожного движения, которые вы соблюдаете по дороге в детский сад.

Воспитатель: А для чего на улицах нужны дорожные знаки?

Дети : ответы детей.

Воспитатель : Давайте сейчас проверим, знаете вы дорожные знаки или нет.

4.Загадки по ПДД:

1. Всем знакомые полоски,

Знают дети, знает взрослый,

На ту сторону ведет. ("Пешеходный переход".) слайд№ 3

2. А здесь, ребята, не до смеха,

Ни на чем нельзя здесь ехать,

Можно только своим ходом,

Можно только пешеходам. ("Пешеходная дорожка".) слайд № 4

3. Этот знак заметишь сразу:

Три цветных огромных глаза.

Цвет у глаз определенный:

Красный, желтый и зеленый.

Загорелся красный – двигаться опасно.

Для кого зеленый свет – проезжай, запрета нет. (Светофор) слайд № 5

4. В белом треугольнике с окаемкой красной

Человечкам-школьникам очень безопасно.

Этот знак дорожный знают все на свете:

Будьте осторожны, на дороге … (дети) слайд № 6

5. Этот знак для тех, кто болен

Кто здоровьем не доволен.

Вас подлечит, подбодрит.

(Пункт медицинской помощи) с лайд № 7

6 Долго ехали, устали, и желудки заурчали,

Это нам они признались ,ч то давно проголодались.

Не прошло пяти минут знак висит – обедай тут.

(Пункт питания) слайд №8

7 . Тормози водитель. Стой! знак - запрет перед тобой.

Самый строгий этот знак, чтоб не въехал ты впросак.

(въезд запрещен) слайд № 9

8 . Все ждут чего-то постоянно.

Кто - то сидя, кто-то стоя…

Что за место здесь такое?

(место остановки автобуса ) слайд № 10

9 . Я знаток дорожных правил я машину здесь поставил

На стоянке у ограды отдыхать ей тоже надо!

(место стоянки) слайд № 11

Едем, едем на машине (движение рулем)

Нажимаем на педаль (ногу согнуть в колене, вытянуть)

Газ включаем, выключаем (рычаг повернуть к себе, от себя)

Смотрим пристально мы вдаль (ладонь ко лбу)

Мы шоферы хоть куда! (большой палец правой руки вверх)

Воспитатель раздает мячики на которых наклеены вопросы, дети выбирают любой, воспитатель читает вопросы.

Пешком по улице идет. Значит это (пешеход)

Если ты едешь в автобусе, автомобиле, то ты (пассажир)

Голос автомобиля (сигнал)

А машины летают?

У светофора 8 глаз? (нет – 3 сигнала: красный, желтый, зеленый)

А машины спят в кроватях? (нет, в гараже, на автостоянке)

Как называется то место, где люди ожидают автобус (остановка)

Как называется место, которое включает в себя дороги, парки, жилые дворы, игровые площадки (улица)

По какой части улицы должны ходить пешеходы? (тротуар, пешеходная дорожка, обочина)

С кем детям дошкольного возраста можно переходить дорогу? (со взрослыми)

Где можно играть детям? (во дворе, на игровой площадке).

Какие еще помощники есть у водителей и пешеходов? (дорожные знаки).

Где ожидают пассажиры автобус? (на остановке)

С какой стороны нужно обходить машины и автобус? (сзади).

Воспитатель: Буратино не знает, что означают сигналы светофора, и в каком месте можно переходить дорогу. Как вы думаете, а вы смогли бы рассказать Буратино о правилах безопасности на дороге и дорожных знаках? Вы хотели бы помочь им выучить эти важные правила? Как мы можем это сделать? (ответы детей)

Воспитатель: В одном прекрасном старом городе повстречались на перекрестке три огонька: Красный, Желтый и Зеленый. Завязался между ними спор о том, какой из огоньков самый важный.

Ребенок (красный огонек ): Я, красный, самый важный – цвет костра, пожара. Как меня увидят люди – знают, что впереди тревога, опасность.

Ребенок (желтый огонек): Нет, я, желтый цвет, важнее. Мой цвет – цвет солнца. А оно может быть и другом, и врагом. Поэтому я предупреждаю: Будь осторожен! Внимание! Не торопись!

Ребенок (зеленый огонек): Друзья огоньки, прекратите спорить! Это я – самый важный цвет – цвет травы, леса, листьев. Я напоминаю всем о безопасности и спокойствии.

Воспитатель : Друзья, не надо спорить! Каждый из вас – очень яркий цвет, и каждый очень важный. Давайте дружить! Если вы всегда будем вместе помогать всем людям на улицах города.

Воспитатель Заветные огоньки очень обрадовались. И с тех пор на перекрестках больших городов управляют машинами и пешеходами друзья-огоньки и друг светофор!

Самостоятельная деятельность детей.

Воспитатель: Какие замечательные светофоры получились, давайте мы их подарим нашему гостю.

Итог: Какие вы молодцы, ребята! Вы хорошо знаете правила дорожного движения и можете научить детей младшей группы этим правилам! Теперь я за вас спокойна. Я знаю точно, что с вами ничего не случится.

- Ребята, вам понравилось путешествие? Что вам запомнилось больше всего? Какие задания показались вам трудными? (краткий опрос по занятию)

Читайте также: