Том сойер конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

Совершенствовать практические навыки и умения раскрывать идейно-художественное содержание художественного произведения. Продолжить работу по формированию умения анализировать систему образов. Определить отношение автора к своему герою.

Способствовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся.

Книга Марка Твена “Приключение Тома Сойера”.

І. Организационный этап.

ІІ. Мотивация учебной деятельности учащихся.

1. Вступительное слово учителя.

- Ребята, сегодня мы обратимся к творчеству Марка Твена – крупнейшего американского писателя. Посмотрите на портрет писателя, (Слайд №1) запечатлевший его в пожилом возрасте, - с усами и седой шевелюрой. Старшая дочь Сюзи оставила детские воспоминания об отце: “У него очень красивые седые волосы, не слишком густые и не слишком длинные, а в самый раз; римский нос, от которого его лицо кажется еще красивее; добрые синие глаза и маленькие усики”. Вглядитесь в портрет писателя и попробуйте представить, каким был этот человек.

Какой у него был характер?

Был ли он послушным ребенком или озорником?

Добрым или жестоким?

Домоседом или искателем приключений?

Были ли у него друзья?

(Ребята представят себе вихрастого мальчишку, веселого и неугомонного. Иначе как смог бы он написать такие веселые книги, рассказать о проделках и приключениях своих героев – Тома Сойера и Гека Финна?)

- В своей автобиографии Твен говорил о том, что Тома Сойера во многом писал с самого себя, а в предисловии к повести утверждал, что большинство описанных в ней приключений взято из жизни – они произошли или с ним, или с его одноклассниками.

- В “Автобиографии” писатель говорил, что у каждого из героев был прототип в реальной жизни. Том Сойер – это он сам, тетя Поли – его мать, Сид – его брат Генри, Гек – Том Бленкеншип, сын местного пьяницы, негр –Джим – дядюшка Дэниель.

В предисловии к повести “Приключение Тома Сойера” писатель выразился осторожнее: “Большая часть приключений, о которых рассказано в этой книге, взяты из жизни: одно-два пережиты мною самим, остальные мальчишками, учившимися вместе со мной в школе. Гек Финн списан с натуры, Том Сойер тоже, но не с одного оригинала – он представляет собой комбинацию черт, взятых у трех мальчиков, которых я знал…”

(Нужно остановиться на этом моменте, потому что для учеников шестого класса граница между искусством и жизнью все ещё размыта. Скажем о том, что писатель, взяв материал из жизни, преображает его, и Том Сойер, конечно, не простой автопортрет.)

4. Проверка домашнего задания .

(Каждый учащийся получил задание: дома подготовить к пересказу эпизод, который больше всего запомнился. Какие места показались самыми смешными? Что именной вызвало смех? Предлагалось сделать рисунок к эпизоду.)

  1. Слово учителя .
  1. Р абота над осмыслением содержания повести .

V . Домашнее задание . Написать письмо Тому о своем детстве.

Афоризм - краткое изречение, с предельной лаконичностью и точностью выражающее какую-либо мысль.

Жанр – вид художественного произведения, например, басня, баллада, лирическое стихотворение, повесть, роман.

Ирония – скрытая насмешка.

Идея – основная мысль художественного произведения.

Псевдоним – вымышленное имя автора, которым он подписывает свои произведения.

Сатира – смех беспощадный, обличительный, критика действительности, явления, человека.

Сюжет – ряд событий, описанных в художественном произведении, положенных в его основу.

Юмор – смех весёлый и доброжелательный.

Тема – круг жизненных явлений, изображённых в произведении.

Список литературы

Обязательная литература:

  1. Коровина В. Я. Литература. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 / В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. – 9-е изд. – М. : Просвещение, 2019. — 303 с.

Дополнительная литература:

Открытые электронные ресурсы:

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Роман Твена о Томе Сойере прозвучал новым словом в американской литературе для юношества. Действие происходит в вымышленном городке под названием Санкт-Петербург. Этот городок очень похож на Ганнибал – город, в котором прошло детство писателя.

Лучший друг Тома – Гек Финн. С сыном нищего пьяницы детям запрещено играть, но Том нарушает запреты: дружба с Гекльберри даёт ему ощущение того, что жизнь может быть интересной и увлекательной. Однажды ночью друзья отправляются на кладбище с дохлой кошкой, чтоб свести бородавки и по случайности становятся свидетелями убийства. Когда они узнают, что невинный Мэф Поттер может быть казнён, Том на суде, несмотря на опасность, свидетельствует против индейца Джо – настоящего убийцы доктора Робинсона, чем вызывает общее уважение.

В романе о Томе Сойере Марк Твен воспевает детство, яркую, эмоциональную жизнь маленьких героев, противопоставляя её скучному, серому миру взрослых.

Теоретический материал для углубленного изучения

Ежегодно в американском городке Ганнибал, штат Миссури, проводятся Национальные дни Тома Сойера, привлекая множество туристов со всей страны. Основные мероприятия приходятся на 4 июля, совпадая с празднованием Дня независимости США. В программу обычно входит большой уличный парад, карнавал, шоу талантов, выставка поделок, соревнования, фейерверк.

Национальные дни Тома Сойера – это живое напоминание о том, как высоко ценят великого писателя на его родине, и не только как автора занимательных книг для детей. Мировое значение творчества Марка Твена состоит прежде всего в том, что он показал миру лицо своей страны.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Место действия романа

Выберите правильный ответ:

В каком городе жил Том Сойер?

При выполнении задания учащийся вспоминает материал объясняющего модуля, в частности, тот факт, что город Ганнибал – это город, где прошло детство М. Твена, а столицу штата Сент-Луис и город Сан-Франциско будущий писатель посетил во время своих 4-хлетних странствий. Следовательно, любимый герой Твена, Том Сойер, жил в вымышленном городке под названием Санкт-Петербург. Согласно одной из версий, выбор такого названия обусловлен следующим: известно, что святой Пётр охраняет врата, ведущие в рай, а по Марку Твену, рай – это детство. Поэтому его герои живут в городе с таким названием.

Правильный ответ – Санкт-Петербург.

2.Подчеркивания / зачеркивания элементов

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

5 кл лит 10.05.16

Цели : познакомить учащихся с приключенческой литературой; обучать детей разным видам пересказа художественного произведения, выразительному чтению по ролям, обучать учащихся давать устную характеристику герою, развивать понимание взаимосвязи событий и героев в произведении; обучать детей рассуждению о литературном герое, воспитывать внимательное и уважительное отношение к художественному слову.

Планируемые результаты изучения темы:

Предметные умения: знать содержание прочитанного произведения; уметь анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведения, дать характеристику герою.

Метапредметные УУД:

Личностные : осваивает новые виды д-ти, участвует в творческом, созидательном процессе, осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу, планирует необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебников.

Коммуникативные: вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдает правила речевого поведения.

I. Организационный этап урока. Постановка целей.

II. Основная часть урока. В художественном мире Марка Твена.

1. Вступительное слово учителя.

3. Проверка опережающего домашнего задания.

1) Устный лаконичный пересказ всей книги заранее подготовленным учащимся.

2) Остальные учащиеся, слушая, готовят устную словесную характеристику героев.

I вариант – характеристику Тома.

II вариант – характеристику Гека.

III вариант – характеристику тети Полли.

IV вариант – характеристику Сида.

V вариант – характеристику Бена Роджерса.

VI вариант – сопоставительную характеристику Тома и Сида.

4. Обучение характеристике героев.

1) Характеристика Тома Сойера.

а) По каким правилам живет Том?

б) Каким считают Тома жители города? (Озорником и лентяем.)

в) Отношение Тома к школе, урокам. ( е му на уроке скучно, потому что там нужно усердно зубрить. Воскресная школа тоже не нравится Тому, там тоже зубрежка, Библия непонятна, в церкви неинтересно. Учитель мистер Добкинс – жалкий, невежественный пьяница, который только и знал, что наказывал учеников линейкой или розгами. Отношения учеников и учителей строились на страхе. А Том, живой и умный, не хотел так учиться.)

г) Отношение Тома к чтению книг. (Том читает очень много книг, любил яркую веселую жизнь, мечтал стать смелым, справедливым, как те герои, о которых он читал.)

е) Когда Том и Гек проявили самое большое мужество? (Когда встретились с несправедливостью. Мальчики были свидетелями убийства индейцем Джо, но он разгуливал на свободе, а невиновный Поттер сидел в тюрьме и ждал виселицы. Тогда мальчики, преодолевая страх, спасли человека.)

2) Резервное задание (на тот случай, если останется время).

б) Как вы относитесь к выдумке Тома?

III. Итог урока.

Как важно, когда человек много читает, умеет мечтать, любит трудиться, тогда такой человек по-настоящему счастлив. Очень здорово, когда человек способен на дружбу.

Даже самый серьёзный, самый деловитый человек,
когда говорит об этом всемирно известном мальчике,
начинает улыбаться, и глаза его добреют.

И. Ильф и Е. Петров.

I. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ.

Тема нашего урока сегодня: “Мир детства в книге Марка Твена “Приключения Тома Сойера”.

К сегодняшнему уроку мы шли с вами почти год. В течение целого учебного года на уроках литературы мы с вами обращались к этой замечательной книге, следили за событиями, разворачивающимися на её страницах, переживали за судьбы юных героев романа. А сегодня мы с уверенностью можем сказать, что книга нами прочитана и понята. К уроку вы должны были сделать рисунки к главам книги, которые привлекли ваше внимание, понравились вам и запомнились. Обратите внимание на выставку рисунков, к ней мы ещё обратимся в ходе урока.

Наша цель сегодня - выяснить, каковы же герои Марка Твена, как автор относится к своим героям, а также закрепить умение работать с текстом произведения.

Перед тем, как говорить о произведении и его героях, необходимо познакомиться с писателем, к чьему творчеству мы прикоснулись.

Марк Твен – известный американский писатель. С двенадцати лет начал он свою трудовую деятельность. Он работал наборщиком в типографии, золотоискателем, репортером, лоцманом на реке Миссисипи.

Марк Твен – это литературный псевдоним писателя. Настоящее его имя – Сэмюэль Клеменс. Такой псевдоним был выбран не случайно. “Марк твен” у лоцманов Миссисипи в то время означало: “ все в порядке, мели нет, можно спокойно вести судно”. Марк Твен написал много книг. Самые известные из них: “Приключения Гекльберри Финна”, “Принц и нищий” и, конечно же, “Приключения Тома Сойера”.

Итак, М.Твен – это литературный псевдоним американского писателя Сэмюэля Клеменса, который перед тем как стать писателем, поменял несколько профессий, в том числе был лоцманом на реке Миссисипи.

III. РАБОТА С ТЕКСТОМ ПРОИЗВЕДЕНИЯ.

Ваши впечатления о книге. Что вам понравилось? Расскажите.

Часто ребята называют наиболее интересными следующие главы:

Глава IV. О том, как Том выдумывает болезни, чтобы не идти в школу.

Глава VIII. О том, как Том вместе с Джо Гарлером играют в Робин Гуда.

Главы XIII, XIV, XVI. О том, как Том, Гек и Джо живут на острове, словно пираты.

Главы XXXI, XXXII. О том, как Том и Бекки Тэтчер путешествовали, заблудившись в пещере.

Глава XXI. О том, как Том вместе с друзьями проучил злобного учителя Доббинса.

Выслушиваю каждого ребёнка. Его мнение важно для результата урока в целом.

IV. КОММЕНТАРИИ ДЕТЕЙ К РИСУНКАМ.

На доске представлены ваши, ребята, рисунки, сделанные к различным главам книги.

И сейчас я попрошу тех, кто желает, прокомментировать свои работы. Ответьте, почему именно этот эпизод из книги Вам захотелось изобразить на бумаге?

V. СЛОВО УЧИТЕЛЯ.

Итак, на основе ваших отзывов о книге, на основе ваших замечательных рисунков и их комментирования, я делаю вывод о том, что книга понравилась. Приключения Тома Сойера и его друзей не оставили в стороне никого из нас. И мы не одиноки. Книгу Марка Твена о приключениях никогда не унывающего сорванца Тома Сойера читали и читают во многих странах мира.

А чем так привлекает эта книга? Попробуем выяснить этот вопрос.

VI. ОСМЫСЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ РОМАНА.

1. Давайте вспомним, с чего начинается роман? Каким предстает перед нами Том с первых страниц? (Чтение)

Уже с первых строк книги Том предстает перед нами во всем блеске мальчишеской непоседливости и озорства, изворотливости.

2. А каким представляете себе Тома вы? (Свои ответы подтвердите ссылками на текст)

3. Как автор характеризует Тома? Как его характеризует тетя Полли? Есть ли у Тома мечта?

4. Почему же так бросаются в глаза выдумки Тома, его непоседливость, его озорство и шалости?

5. Кстати, а в каком городе происходит действие романа? Что это за город? Найдите его описание на страницах книги. (г. Сент-Питерсбург (Санкт-Петербург)).

Американцы любят давать маленьким провинциальным городкам названия крупных городов и даже столиц других стран. Есть у них не только Санкт-Петербург, но и Константинополь и даже Париж.

После ответа ребят о привычках жителей городка и образе их жизни (Маленький город привык к тихой размеренной жизни, спокойствию. Обычную жизнь его жителей ничто не нарушает. Все в городке знают друг друга по именам и в лицо), спрашиваю о реакции питерсбуржцев на появление нового человека в городе или целой семьи (как это было с семьей Бекки Тэтчер). В ответ дети говорят, что это для тихого городка – целое событие. Поэтому Том с его озорством, огромной жизненной энергией, словно стихийное бедствие для тети Полли и всех остальных горожан.

6. Почему же Том ненавидел школу и церковь? (Ответ подтвердите текстом.)

Том не любил школу, ему не нравится учить уроки, перелистывая страницы скучных учебников. Но он очень любит читать. Он прочел много книг о приключениях.

Самое время узнать у ребят, какие приключенческие книги прочитали они. Если ответы детей скупы, стоит назвать им несколько произведений и рекомендовать к прочтению некоторые из них.

7. Где и почему мальчишки чувствуют себя свободными и счастливыми? Почему? (Подтвердите свой ответ ссылками из текста.)

8. Но почему друзья всё же покидают чудесный остров?

9. Так каков же Том? Каким героем он является, положительным или отрицательным? Что вам понравилось в Томе, а что вы считаете недостатком в его характере?

Но перед тем, как ответить на этот вопрос, я предлагаю вам посмотреть сценку, подготовленную вашими одноклассниками

(СЦЕНКА) К сценке ребята готовятся заранее, подбирают костюмы, мастерят реквизит.

Итак, чем же привлек вас Том Сойер?

10. А кто из персонажей книги похож на Тома? Такой же озорник? Чем похожи они на Тома?

11. А как сам автор относится к своим героям?

VII. ВЫВОД.

Том, как сотни других детей, как и многие из вас, - живой веселый мальчик, увлекающийся чтением и знающий много игр, большой выдумщик.

У него доброе и отзывчивое сердце. В школе и церкви ему невыносимо скучно и неинтересно. За разные шалости и проделки его нередко наказывают, но он никогда не унывает и всякий раз находит новые забавы. Например, побелку забора Том превращает в увлекательную игру.

Он и его друзья (Гек, Джо) не могут мириться со скучной жизнью маленького провинциального городка и убегают на остров, где наслаждаются свободой и чувствуют себя счастливыми. Том бескорыстен, благороден, добродушен, а Бэкки называет его даже благородным.

12. А кого еще мы называем благородным? Что такое “благородство”?

Сам автор повествует о своих любимых героях с особым чувством – любовью, доброжелательностью, теплой улыбкой.

VIII. ТОМ СОЙЕР И ЕГО АВТОР В ПАМЯТИ БЛАГОДАРНЫХ ЧИТАТЕЛЕЙ.

Удивительные приключения Тома не могут оставить равнодушными не только нас, но американских ребят и взрослых. Да, даже взрослые знают и любят Тома Сойера и его друзей, а также человека, их придумавшего – Марка Твена.

У вас на партах ребята репродукция со снимка памятника Тому Сойеру и Гекку Финну в г. Ганнибале (США), в котором родился Сэмюэль Клеменс.

13. Как вы думаете, с какой целью американцы воздвигли этот памятник? (Обратите внимание на надпись, сделанную на памятнике).

Марка Твена любили и любят многие поколения юных читателей. И даже писатели и поэты, коллеги Твена по перу, преклонялись перед его талантом. А русская поэтесса Марина Ивановна Цветаева посвятила Марку Твену стихотворение “Книги в красном переплёте”:

Из рая детского житья
Вы мне привет прощальный шлёте,
Неизменившие друзья
В потёртом, красном переплёте.
Дрожат на люстрах огоньки…
Как хорошо за книгой дома!
Под Грига, Шумана, Кюи
Я узнавала судьбы Тома.

Темнеет… В воздухе свежо…
Том в счастье с Бэкки полон веры.
Вот с факелом индеец Джо
Блуждает в сумраке пещеры…

Кладбище… Вещий крик совы…
(Мне страшно!) Вот летит чрез кочки
Приёмыш чопорной вдовы
Как Диоген, живущий в бочке.

Светлее солнца тронный зал,
Над стройным мальчиком – корона…
Вдруг – нищий! Боже! Он сказал:
“Позвольте, я наследник трона!”

О, золотые времена,
Где взор смелей и сердце чище!
О, золотые имена:
Гек Финн, Том Сойер, Принц и Нищий!

IX. ВЫВОДЫ ПО ТЕМЕ УРОКА.

Важно, чтобы выводы по теме урока соответствовали и его ходу, и тем целям, которые были поставлены учителем.

X. НЕЛЬЗЯ ЗАБЫТЬ в конце урока отметить каждого ребёнка, принявшего в нём участие, прокомментировать каждую отметку, похвалить ребят, мотивируя их на положительное эмоциональное поле, на работу на следующем уроке.

Читайте также: