Толстая соня конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

Словарь понятий: литература с модернистской доминантой, “другая”, “жестокая проза”, “субъективное сознание”, прагматизм.

  1. усвоение понятий “литература с модернистской доминантой”;
  2. проследить признаки “другой”, “жестокой прозы” в рассказе Т. Толстой “Соня”;
  3. определение особенностей стиля автора рассказа с учетом принадлежности к литературе модернизма;
  4. развитие умений и навыков в анализе прозаического произведения, определения темы и идеи, особенности изображения героев, изобразительно-выразительные средства, стиль, язык

Оформление: в центре доски – тема урока, также фотопортрет Т.Толстой.

Предварительная подготовка: учащиеся читают рассказ Т.Толстой “Соня”.

Тип урока: изучение нового материала

Оргформа: урок - исследование

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

Мы говорили с вами о той ситуации, которая сложилась в современной литературе, особое внимание уделили литературе с реалистической доминантой.

2. Биографическая справка, подготовленная одним из учащихся.

В современной критике и литературоведении для обозначения данного направления в современной литературе употребляются различные понятия: “неклассическая проза”, “традиционализм”, “неопочвенничество” мы остановимся на понятии “другая проза”, “жестокая проза”;

Для этой прозы характерно:

Предельно сгущенная погруженность в быт, в обыденность, принимающая обобщенно-символический характер;

Акцент на “недолжном” при размытости или видимом отсутствии в жизни “должного идеала”;

Отказ от учительства, назидательности;

Тема одиночества, взаимоотношения, душевной изоляции человека.

В рамках этой прозы написаны следующие произведения: Л. Петрушевская “Свой круг”, “Новые Робинзоны”, С. Каледин “Стройбат”, “Смиренное кладбище”, В. Макарин “Андерграунд, или герой нашего времени”, а также творчество Т. Толстого “Серафим”, “Поэт и муза”, “На золотом крыльце сидели…”

Т. Толстая родилась в 1951 году. Окончила Филологический факультет Ленинградского университета.

Мы познакомимся с содержанием ее рассказа “Соня”.

3. Работа в группах:

1) Охарактеризуйте главную героиню повести? Посмотрите, как соотносятся между собой внешний облик и внутренний мир героини?

2) а) Дайте характеристику героине рассказа Аде Адольфовне?

б) Смысл имени героини, значение в годы войны?

в) Ее роль в жизни главной героини рассказа Сони?

г) Особенности изображения в начале и в конце рассказа.

3) В чем особенности хронотропа художественного времени и пространства рассказа?

4) Каким предстает в рассказе образ повествователя?

5) Объясните символическое значение образа “эмалевого голубка”.

Итак: тема рассказа – одиночество, взаимонепонимание, душевная изоляция человека.

Главная мысль – бессмертие душевной красоты, перед которой бессильна война, время, даже огонь.

Автор создает образ своей героини при помощи портретной характеристики. Он отмечает ее “лошадиные черты”, “голова как у лошади Пржевальского”. Нелепую одежду: “Что-то синее, полосатое … над челюстью огромный висячий бант блузки торчит из твердых створок костюма…”

Нелепое телосложение: грудь впалая, ноги такие толстые – будто от другого человеческого комплекса, и косолапые ступни.

Прямая характеристика: “Ясно одно – Соня была дура”. Окружающие отмечают Сонин “идиотизм – если человек мертв, то это надолго, если он глуп – это навсегда!”

При всем при этом оказывается, что Соня нужна всем, потом что все поняли ее “незаменимость на кухне”, “швейные достоинства”, “готовность погулять с чужими детьми”. Окружающие пользуются ее безотказностью. Они “не могут пользоваться Соней в одиночку: другим она тоже могла быть нужна”.

Но понемногу кроме безобразной внешности автор отмечает “чуткий инструмент” - Сонину душу. Да и брошка ее – эмалевый сигнал о том, что не заметно снаружи. Характеризует ее так же переписка с “Николаем”.

Из ее писем стало ясно, что она “романтична и по-своему возвышенна, романтическое существо, в них она горела неугасимым пламенем”, обещала “вечную верность”. И, наконец, отослала ему самое дорогое “белого эмалевого голубка”.

Вывод: За безобразной внешностью Сони таится прекрасная, любящая, чистая, возвышенная Сонина душа. Нет соответствия между внешностью и внешним миром героини.

В начале рассказа.

Портретная характеристика схематична: “интересная женщина”, “в лучшей форме”, “фигурка прелестная, лицо смуглое с темно-розовым румянцем”, “в теннис она первая, на байдарке – первая, все ей смотрели в рот”. И не удивительно, что “у нее столько поклонников”.

Но эпитет “по-змеиному элегантная” - настораживает и это змеиное свойство укусить исподтишка – подтверждается впоследствии, ведь Ада – “змея” - разработала “адский планчик”, придумала начать переписку с Соней от лица Сониного обожателя.

В конце рассказа это прикованная к инвалидному креслу: “выезжает из спальни в столовую, поворачивая руками большие колеса, трясущаяся, парализованная старуха”.

Злая она или добрая? Вопрос повисает в воздухе – обычная.

Ради собственного удовольствия начинает переписку с Соней и не может ее закончить, потому что Соня послала “Николаю” “Эмалевого голубка”. И даже она, эта “змея” содрогнулась, потому что поняла, что, сказав Соне правду, она убьет ее, отнимет самую главную иллюзию – любовь к “Николаю”.

Она искупает свою вину и у читателя нет негодования на нее. Слишком дорогую цену заплатила она за свой злой умысел.

Во время войны “копала рвы”, “было не до любви”, “она съела все, что было можно, сварила кожаные туфли, пила горячий бульон из обоев, отвезла в братскую могилу своего папу, потом Льва Адольфовича”. Символично имя – Ада Адольфовна. В годы войны оно, наверное, немало беды принесло ей (Адольф Гитлер, война с немцами).

Вывод: За красивой внешностью скрывается “змеиная душа”. Образы Сони и Ады Адольфовны противоположны в рассказе, чтобы через восприятие Ады оттенить Сонину душевную красоту. Подтвердить, что красота – явление превосходящее.

В маленьком рассказе вместилась целая жизнь: довоенное время, война, послевоенное.

Сквозной образ - Ада Адольфовна. Ее судьба соединяет время в единое целое.

Пространство – Ленинград, квартира Ады Адольфовны – бесконечность, в которую уходит жизнь, черная дыра, в которой все становится бессмертным, нетленным.

Время и пространство бесконечны “А смеющаяся компания порхнула прочь и, поправ тугие законы пространства и времени, щебечет себе вновь в каком-то недоступном закоулке мира, вовеки нетленная, нарядно бессмертная, и, может быть, покажется вновь на одном из поворотов пути – в самый неподходящий момент и, конечно же, без предупреждения”.

Повествователь не поучает, не морализирует, он дает объективную картину происходящего, не приукрашивая, и ничего не скрывая.

Ни Сонины “лошадиные черты”, ни змеиную натуру Ады. Повествователь философ. Он размышляет о смысле жизни. “Жил человек – нет его. Только имя”. Вера в то, что ничто не уходит бесследно, а сохраняется где-то в трущобах времени и пространства.

Повествователь старается не показывать личного отношения к происходящему. Ирония сквозит в повествовании независимо от того о ком или о чем идет речь. И лишь в отдельных фразах прорывается истинное отношение: “чуткий инструмент – Сонина душа”, Ада “по-змеиному” элегантна, а главное вера в то, что голубков огонь не берет”, делает образ повествователя трагичным и проникновенным, и становится понятно, что не так уж равнодушен он к своим героям, а пронзительная жалость к ним, маленьким и беспомощным перед лицом судьбы становится понятной каждому. Он не в силах помочь ни Соне, ни Аде Адольфовне, никому, да и сам он, как и все, находится на этом же пути в бессмертие во времени и пространстве.

“Белый эмалевый голубок” на всех Сониных нарядах приобретает символическое значение (библейские ассоциации – голубка с оливковой ветвью – весть об окончании всемирного потопа, голубь – символ мира, “голубиная душа” - чистота, невинность, наивность). Эмалевый голубок на Сонином лацкане – сигнал о том, чего не видно снаружи – символическое воплощение Сониной души. Даря его “Николаю”, она отдает ему самое дорогое – часть своей души. И даже “змея” Ада понимает это, “получив голубка, слегка содрогнулась и отложила убийство (“Николая”) до лучших времен”.

Это символ веры автора в то, что красота физическая кратковременна и проходит, а перед красотой души – время и пространство бессильны.

6. Беседа с классом.

1). Объясните смысл эпизода:

“Соня с баночкой сока идет к умирающему Николаю. Что это? Кого она увидела? Кому отдала бесценную баночку сока?”

Соня приняла Аду за Николая;

Соня все поняла, но это было уже неважно, потому что, “она напоила его соком с ложечки, благословила свою счастливую судьбу и ушла с ведром за водой, чтобы больше никогда не вернуться”.

Квартира отца Ады – адрес, по которому жил вымышленный Николай. “Под горой пальто, в шапке ушанке, с черным странным лицом” - Соня не узнала Аду и приняла ее за Николая. Напоила его (Аду) драгоценным соком.

2). Роль вымышленного Николая в рассказе?

Для Сони – переписка с ним – смысл всей ее жизни, светлый луч, единственная любовь, сделавшая ее счастливой;

Для Ады – вначале месть, а потом “эпистолярное бремя”. Невозможность оставить Соню без этих писем, Ада понимает, что письма – смысл жизни Сони. По иронии судьбы именно эта глупая шутка спасает Аде жизнь.

Рассказ Т.Толстой “Соня” - образец той самой необычной прозы, которую мы называем “литература с реалистической доминантой” или “другой прозой”, “жестокой прозой”, т.к. его характеризует погруженность в бытовые подробности: “накрахмаленный стол”, “бульонное озерцо”, “кожаные туфли”, “бульон из обоев” и т.д. Быт приобретает символистическое значение.

Отсутствие в жизни должного идеала;

В рассказе нет положительных или отрицательных героев. Их подлость или прекрасная душа мельчают перед лицом обстоятельств (перед войной, вечностью).

Автор не морализирует, он лишь ироничный свидетель;

Ирония помогает скрывать личное отношение и душевную боль;

Одиночество, взаимонепонимание, душевная изоляция человека – предмет изображения автора.

Безысходность … но ведь “голубков огонь не берет”…

8. Напишите творческую работу – эссе, размышления, отзыв – произведение в любом жанре на тему: “Голубков огонь не берет”.

9. Прослушивание творческих работ.

  • смерть и бессмертие;
  • смысл человеческой жизни.

Идея: бессмертие красоты душевной.

Красота физическая кратковременна и проходит, а перед красотой души – время бессильно, бессильна война, даже огонь.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Осиковская основная общеобразовательная школа

__________Кантемировского муниципального района Воронежской области _______

396745, Воронежская область, Кантемировский район, с. Осиковка, ул. Центральная, 18

ОГРН 1023600847357 ИНН 3612005762 ОКПО 51700395

Урок внеклассного чтения в 9 классе:

Подготовила: Локтева В.Д.,

учитель русского языка и литературы

Слайд 1. Цели урока :

2.Воспитательная : работать над осознанием необходимости соблюдать законы Духовности.

3.Развивающая : работать над умением самостоятельно добывать знания из разных источников. Работать над умением организовать работу в группе, распределять полученную информацию на блоки, готовить компьютерные презентации по определенному содержательному аспекту.

Оформление: в центре доски - тема урока.

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: урок - исследование.

Оборудование: презентация к уроку, портрет Т.Толстой, план урока-исследования. аудиозапись фрагментов Седьмой симфонии Шостаковича

Слайд 2. I .Объявление темы и цели урока

Слайд 3.Вступительное слово учителя .

Чтение стихотворения Сарычевой Светланы

Что остаётся после человека?

Что остаётся после человека?

Нелепый памятник? Надгробная ль плита?

Ведь жизнь закончится мелькнувшею кометой…

А что останется на долгие года?

Возможно, вспомнит кто-то мимолётом

О том, что был Такой-то человек.

Возможно, взяв бумажный самолётик,

Расскажут внуку. Кем был его дед.

Что остаётся после человека?

Его поступки, мыслей череда?

И отзовётся ли какое эхо

На жизнь, что не вернётся никогда.

Что остаётся после человека?

Его творения? деяния? мечты?

Зачем он жил? Зачем ломал запреты?

Чтоб кануть в мнимое безмолвье пустоты?

И не всегда способны отыскать.

Что остаётся после человека

Способны лишь душою осознать.

Учитель : Ребята, на сегодняшнем уроке нам предстоит найти ответ на вопрос: Что остаётся после человека? Человек живёт, умирает, остаётся ли после него какой-то след на Земле? И что это за след?

Слайд 4. II .Реализация домашнего задания: Работа в группах.Защита творческих мини-проектов.

Комментарий

Задание к данному уроку учащиеся получили как перспективное за несколько уроков до него. Над ним работают учащиеся по группам .

Слайд 5 .В настоящее время изданы и переиздаются сборники рассказов “День”, “Ночь”, “Круг”, “Изюм”. В 2007 году появился сборник “Река”. Проза Толстой открывала новую страницу русской прозы, которую окрестили “другой литературой” (Л.Петрушевская, С. Каледин,Е. Попов, Ерофеев, В. Нарбикова и др.)..

Учитель: А теперь перейдем к обсуждению рассказа, который вы все прочитали, который исследовала каждая группа со своей стороны. Первым мы предоставим слово лингвистам, которые занимались историей происхождения имен.

Т еперь об имени Ада Полное имя- Аделаида

Следовательно, можно сделать вывод, что писательница не случайно выбрала имена своим героям. Они тесно связаны с их характерами.

Учитель: Мы только из имен узнали так много о главных героинях рассказа. Но давайте подробнее с ними познакомимся. Узнаем, что же может остаться после них во времени. Имя Соня уже осталось, а что же ещё…. Поговорим о душевных качествах человека. Может ли быть некрасивый внешне человек красивым духовно и наоборот? И что ценится и остаётся во времени, что есть истинная красота? Об этом нам расскажут исследователи человеческой души –религиоведы.

Слайд 5.Религиоведы:

Известно, что центральным догматом христианства является учение о Святой Троице, согласно которому единый Бог существует в трёх неслиянных и нераздельных лицах. Это Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух. При этом как бы в функцию Святого Духа входит руководство нравственно-духовной жизнью людей. По своему образу и подобию Бог сотворил человека. Он вложил в каждого частичку Святого Духа. изначально, при определённых условиях человек обретает возможность получения духовности, поэтому духовность есть сопричастность к святости. А Святость –это то, что недостаёт человеку в реальной жизни и без чего ему трудно в ней существовать .

Таким образом, духовность: сопричастность к святости; выполнение общечеловеческих нравственных норм; постоянное совершенствование себя

Слайд 7. Внешний облик

Слайд 8. Духовные качества

«… была романтична и по-своему возвышенна…

«…благословила свою счастливую судьбу

- мечтала наказать Соню;

--счастьем Соня обязана змее Аде Адольфовне;

-со злобой строчила письма;

«…будьте все прокляты…

бескорыстие

искренность

вечная верность

самопожертвование

Соня одарена духовными дарами, особенно главным духовным даром – любовью. Соня сопричастна святости. Недаром у неё брошь -голубок.

Как всякая птица или иное крылатое животное выступает символом души и связи с миром божественного. Голубь, постепенно стал рассматриваться как символ доброй божественной вести и мира. Приписываемые птице (вопреки её природным качествам и поведению) миролюбие, безвластие и нежный характер прочно утвердились в массовом сознании.

В Ветхом Завете означает простоту, безобидность, невинность, кротость, бесхитростность .

В Новом Завете в более широком смысле голубь представляет чистую душу.

В зависимости от деталей значение голубя как символа души может приобретать дополнительное значение: белая голубка — спасенная душа, прошедшая очищение.

Соне жить помогает её духовность (любовь, терпение, доброта).Поэтому она , несмотря на все трудности , счастлива. Ада лишена этих качеств, и мы видим, что это приводит её к нежеланию жить. У неё нет силы Духа, какой есть у Сони.

Духовные качества Ады –это служение не Духу, а плоти, потворствование низменным человеческим страстям, прихотям плоти.

Слайд 10.Историки:

Блокада Ленинграда ( звучит аудиозапись фрагментов Седьмой симфонии Шостаковича )

Почему сначала именно Ленинград, а уж потом Москва? Кроме военных расчетов были также экономические и политические. Ленинград был вторым после Москвы промышленным центром с мощнейшим оборонным потенциалом (более 1000 гигантских предприятий индустрии), крупнейшим морским и речным портом и железнодорожным узлом. И, что было для Гитлера в политическом плане не менее важным, — колыбелью Октябрьской революции, оплотом и символом большевизма. Уничтожение такого города с полным истреблением почти четырехмиллионного населения было бы для СССР сокрушительным ударом.

Наступление немцев непосредственно на Ленинград началось 10 июля 1941 года с рубежа реки Великая.

8 сентября 1941 года немецко-фашистские войска овладели Шлиссельбургом (Петрокрепость) и полностью отрезали Ленинград от всей страны с суши.Шел 79-й день войны… Началась блокада города, которая продолжалась 872 дня — до 27 января 1944 года.

Иссякли запасы топлива. Остановился трамвай. В жилые дома прекратилась подача электроэнергии. 25 января 1942 года в Ленинграде перестала работать последняя водонапорная станция. Вышла из строя канализация.

За время блокады только от голода в Ленинграде умерли свыше 641 803 человек7 и еще более 17 тыс. человек погибли от бомб и снарядов. В 1943 году в городе оставались 887 тыс. жителей (до войны проживали 3421 тыс.)8.

«Женя умерла 28 дек. в 12.00 час. утра 1941 г.

Бабушка умерла 25 янв. в 3 ч. дня 1942 г.

Лека умер 17 марта в 5 час. утра 1942 г.

Дядя Вася умер в 13 апр. в 2 ч. ночи 1942 г.

Дядя Леша 10 мая в 4 ч. дня 1942 г.

Мама 13 мая в 7.30 час. утра 1942 г.

Через несколько дней Таню взяли в детский дом. Потом эвакуировали. 1 июля 1944 года Таня тоже умерла…

Почему мы говорим о блокаде Ленинграда как единственном, уникальном примере духовной стойкости во всей истории человечества? Ведь известно, что сухопутная блокада многократно использовалась в войнах. Блокада Трои в XIII веке до н. э., например, длилась более десяти лет. Однако она закончилась тем, что греки взяли город и разрушили его.

Ленинград выстоял и победил. Поэтому Ленинградская блокада — это не только трагедия, но и триумф. Да, Ленинград защищали профессиональные войска. Но и сам Ленинград стал городом-фронтом. Страдая от голода и холода, иногда еле живые, все жители — взрослые и дети — не сидели сложа руки, не ждали, когда их освободят, а как могли, боролись.

Свыше 500 тыс. ленинградцев строили оборонительные рубежи. 130 тыс. человек, примерно 10 дивизий, были в народном ополчении. Тот, кто мог, стоял у станка до последнего. Многие умирали на своих рабочих местах. В самые страшные дни блокады на работу не выходили от 30 до 50% обессилевших до конца рабочих и служащих.

И все-таки город жил! 12 августа 1941 года состоялась премьера сатирического обозрения, написанного М. Зощенко и Е. Шварцем. 10 декабря Эрмитаж отмечал 500-летний юбилей А. Навои. 19 января началась зимняя сессия в Ленинградском университете.

Потому и рассказ о Соне, что осталась ею спасенная жизнь. Что случилось с Соней, не ясно: то ли попала под бомбёжку, то ли умерла от голода.

Слайд 13. Голубь (белая голубка) — спасенная душа, прошедшая очищение

Огонь…– “испытания, несчастье”

Вывод : Любовь вечна, истинные чувства нельзя уничтожить. Пройдя испытания, душа только становится чище. Именно такая душа у Сони. По законам Высшей Справедливости каждому воздаётся по его Вере, по его заслугам.

Слайд 14 . Мы услышали о жителях Ленинграда, которые ценой своей жизни отстояли город. Почему их подвиг остался навечно в народной памяти?( Потому что любовь к своему городу, Родине, самопожертвование, терпение, верность были их оружием в борьбе с фашистами)

А теперь понаблюдаем, за языком произведения.

Какие стилистические фигуры, языковые тропы использует писательница. Вспоминаем.

Слайд 15 .Изобразительно-выразительныесредства языка

Тропы - использование слов и выражений в переносном значении в целях создания художественного образа .

Нажмите, чтобы узнать подробности

Деятельностная цель: формирование у обучающихся способностей к самостоятельному построению новых способов действия на основе метода рефлексивной самоорганизации.

Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее метода модерации

Предметно-дидактическая цель: создать условия для осознания студентов морально-нравственных ценностей, для осмысления духовно-эстетического идеала писателя и обобщения знаний по творчеству Т.Толстой средствами активной образовательной технологии.

2. Задачи по содержанию:

образовательная – способствовать формированию ценностно-смысловых компетенций обучающихся, умения строить монологический аргументированный ответ, умения работать в группе; умения анализировать текст, формулировать проблемы, обобщать материал, выдвигать гипотезы;

- развивающая - создать условия для развития умений сопоставительного анализа; нахождения информации в разных источниках, ее обработки для развития и раскрытия творческого потенциала студента; благоприятных реализации его природных способностей проявлять инициативу и самостоятельность, свободно реализовывать свои способности и умение адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов;

- воспитательная – пробудить интерес к самостоятельному решению задач, способствовать воспитанию у студентов нравственно-эстетических идеалов, воспитанию доброты, милосердия.

Организационные формы: главной формой организации учебной деятельности обучающихся является работа в малых группах, преобладают активные и интерактивные методы и приемы обучения.

Ожидаемые результаты:

Личностные:

- формирование основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора,

- формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку.

Метапредметные:

-умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных высказываниях, формулировать выводы;

- умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

Предметные:

- формирование навыков различных видов анализа литературных произведений;

- владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений

- владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной

и скрытой, основной и второстепенной информации;

-понимание литературы как особого способа познания жизни;

-воспитание квалифицированного читателя, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных высказываниях в жанре рассуждения аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в диалоге по поводу прочитанного;

- формирование потребности в диалоге с текстом, способности к сотворчеству с писателем в процессе читательского восприятия

Тип урока: комбинированный

1.Инициация

2. Вхождение или погружение в тему.

3.Формирование ожиданий учеников:

5. Проработка содержания темы (групповая работа студентов)

Состав группы от 3 до 7 человек. Для интересной работы у каждого будет своя роль:

Роли-функции членов группы:

-ведущий (организует обсуждение проблемы с обязательным вовлечением в процесс дискуссии всех членов группы;

-аналитик (подвергает сомнению высказывания, уточняя и проясняя смысл);

-протоколист (фиксирует и систематизирует высказывания группы, выступает с презентацией решения)

-наблюдатель (оценивает участие членов группы)(Слайд№13)

У вас на столах конверты с заданиями для групп. Результатом работы будут ваши заполненные таблицы, выводы, которые вы представите в виде готовых текстов и самопрезентация группы. Каждая группа выбирает специалиста для выразительного чтения отрывка текста. Время работы группы 15 минут

Задание для 1 группы

Выступление групп. Самопрезентация.

6.Подведение итогов (рефлексия, оценка урока)

-Итак, ребята, мы подводим итог нашей работы. Давайте посмотрим, оправдались ли ожидания и сбылись ли опасения.

- Оцените свою работу по предложенным критериям.

  • Какой позиции вы придерживались до урока?
  • Что было новым для вас?
  • О чём думали иначе?
  • Какие у вас остались вопросы?
  • Могут ли полученные знания пригодиться в жизни?

Эмоциональная разрядка

- Рассказ Т.Толстой учит нас видеть в человеке его красивую душу. Красота – это дар природы, который проявляется в способности жалеть, любить, прощать. Истинная красота в чистоте сердца. Теперь вы можете съесть те конфеты, которые вы выбрали в начале нашего занятия. У них у всех вкусная начинка. И я желаю, чтобы вы и те люди, которые встречаются на вашем пути, внутренне всегда соответствовали своей, несомненно, яркой обертке.

Деятельностная цель: формирование у обучающихся способностей к самостоятельному построению новых способов действия на основе метода рефлексивной самоорганизации.

Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее метода модерации

Предметно-дидактическая цель: создать условия для осознания студентов морально-нравственных ценностей, для осмысления духовно-эстетического идеала писателя и обобщения знаний по творчеству Т.Толстой средствами активной образовательной технологии.

2. Задачи по содержанию:

образовательная – способствовать формированию ценностно-смысловых компетенций обучающихся, умения строить монологический аргументированный ответ, умения работать в группе; умения анализировать текст, формулировать проблемы, обобщать материал, выдвигать гипотезы;

- развивающая - создать условия для развития умений сопоставительного анализа; нахождения информации в разных источниках, ее обработки для развития и раскрытия творческого потенциала студента; благоприятных реализации его природных способностей проявлять инициативу и самостоятельность, свободно реализовывать свои способности и умение адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов;

- воспитательная – пробудить интерес к самостоятельному решению задач, способствовать воспитанию у студентов нравственно-эстетических идеалов, воспитанию доброты, милосердия.

Организационные формы: главной формой организации учебной деятельности обучающихся является работа в малых группах, преобладают активные и интерактивные методы и приемы обучения.

Ожидаемые результаты:

Личностные:

- формирование основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора,

- формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку.

Метапредметные:

-умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных высказываниях, формулировать выводы;

- умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

Предметные:

- формирование навыков различных видов анализа литературных произведений;

- владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений

- владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной

и скрытой, основной и второстепенной информации;

-понимание литературы как особого способа познания жизни;

-воспитание квалифицированного читателя, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных высказываниях в жанре рассуждения аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в диалоге по поводу прочитанного;

- формирование потребности в диалоге с текстом, способности к сотворчеству с писателем в процессе читательского восприятия

Тип урока: комбинированный

Преподаватель:

-Здравствуйте, дорогие друзья! Я рада приветствовать вас и уверена, что сегодняшний урок литературы будет интересным и полезным для всех нас. Но прежде чем мы начнем работать, давайте разделимся на группы. (Метод учебного диалога)

- Выберите себе по одной конфете.

( преподаватель предлагает конфеты 4-х разных цветов, по одной для каждого участника, после чего те рассаживаются по группам в соответствии с цветом обертки).

-Хотелось бы задать вопрос, по какому принципу вы выбирали конфету? Наверное, по величине или яркому цвету обертки? Но знаете ли вы, какая начинка внутри

2. Вхождение или погружение в тему.

- Посмотрите, пожалуйста, на слайды. (Слайд №3-4) Перед вами портреты двух молодых девушек (на экране портреты Наташи Ростовой и Элен Курагиной). Расскажите, какие эмоции вызывают у вас эти люди? (Студенты высказывают свои предположения)

Наташа не поражает красотой внешней, но она истинно прекрасна внутри. Душа Наташи жива. Толстой ценит в ней живые, естественные черты. Его любимая героиня обаятельна всегда, а в минуты счастья она просто полна энергии, которая завораживает и притягивает к себе. ( Слайд №4)

Главное различие между героинями в том, что Наташа готова жить для других, готова пренебречь собой ради тех, кто в этом нуждается, а Элен может только брать, подчиняя интересы и судьбы других людей собственным эгоистическим расчетам.

Следовательно, красота (человеческая) – понятие сложное. Сложное, потому что субъективное. Ясно одно: красивое – значит нравственное, достойное звания Человека. Это способность радовать других не только своим внешним видом, но и внутренним содержанием.

Преподаватель:

- А теперь, ребята, вам предстоит определить тему нашего урока. Для этого обратимся к раздаточному материалу, который лежит на ваших партах.

Выберите афоризмы, которые, по вашему мнению, соответствовали бы предполагаемой теме.(Слайд № 5)( Приложение 1)

Студенты должны прочитать разложенные на партах напечатанные афоризмы и попытаться определить тему урока.

3.Формирование ожиданий учеников:

Преподаватель:

- Ребята, что вы ожидаете от этого урока? Чего опасаетесь? Какие трудности могут возникнуть?

- Зная тему урока, попытайтесь сформулировать его цель. Для этого используйте опорные слова:

- проследить (жизненные пути Сони и Ады)

- выяснить (какие качества проявляются в сложных жизненных ситуациях)

- понять (что важнее: душевная или физическая красота?)(Слайд №8)

Определение целей урока обучающимися: ( Прием целеполагания)

- Проследить жизненный путь Сони и Ады;

- Выяснить, какие изменения произошли с ними на этом пути; понять, что важнее: душевная или физическая красота, что остается после человека, для чего он живет?

4.Интерактивная лекция

Т.Н. Толстая занимает значимое место в современном литературном процессе. Это один из самых ярких авторов нового поколения. Толстая – представитель такого литературного направления, как постмодернизм. ( Слайд № 9)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образовательная: показать нравственное звучание рассказа; создать условия для самоопределения учащихся по нравственным проблемам рассказа; продолжить работу по изучению теории литературы (постмодернизм, реминисценция); совершенствовать речевые навыки: умение вести беседу.

Развивающая: формировать интерес к предмету; формировать мотивацию к дальнейшему изучению литературы; продолжить формирование читательской культуры; продолжить учить анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, находить реминисценции, обобщать и систематизировать; развивать память, внимание, учить выражать собственное мнение, совершенствовать умение работы с текстом.

Воспитательная: воспитывать любовь к людям, помочь обучающимся увидеть в человеке личность, а не внешность.

Планируемые результаты:

Предметные:

на базовом уровне

на повышенном уровне

- умение сопоставлять прочитанное произведение со своим читательским опытом;

- умение интерпретировать и критически оценивать прочитанное с учётом авторской позиции;

- понимание авторского замысла, главной мысли произведения.

- умение систематизировать представления об основных понятиях современной теории и истории литературы, об особенностях языка

художественной литературы, об основных литературных направлениях и стилях.

Метапредметные:

на базовом уровне

на повышенном уровне

- приобретение читательского опыта и повышение читательской квалификации;

- приобретение коммуникативных навыков, готовности выслушать и понять другую точку зрения, корректности в общении.

- умение анализировать конкретные жизненные и гипотетические ситуации, видеть различные стратегии решения задач.

Личностные: умение соотносить изученное произведение со временем его написания, с различными литературными направлениями.

Формирование УУД:

Личностные УУД: участвуют в творческом, созидательном процессе; осознают себя как индивидуальности и одновременно как члены общества.

Регулятивные УУД: понимают, принимают и сохраняют учебную задачу; планирование (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками ) необходимых действий, операций, действие по плану, осуществление самоконтроля.

Познавательные УУД: фиксируют проблему, осознают поставленную задачу, пытаются решить её известными способами, ищут и умеют извлекать нужную информацию; используют знаково символическое моделирование, умеют классифицировать, сравнивать.

Коммуникативные УУД: слушают и понимают речь других; задают вопросы, отвечают на вопросы, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Наглядность:

Компьютерная презентация, книги писательницы.

Осуществление межпредметных связей: используют ИКТ-компетенции

Ход урока:

2. Обозначение целей урока для ученика

- Давайте попробуем сформулировать цели нашего урока, учитывая тему урока.

Обучающиеся совместно с учителем формулируют цели урока.

Цели урока:

1) выявление связи названия произведения с его содержанием;

2) определение темы и идеи произведения;

3) работа с изобразительно-выразительными средствами, связанными с темой и идеей рассказа;

4)работа с новыми литературоведческими терминами (постмодернизм, реминисценция и т.п.)

- Ребята, а как вы думаете, какие задачи нам необходимо выполнить для достижения поставленных целей?

Обучающиеся совместно с учителем формулируют задачи.

Задачи:

1) провести наблюдения за поведением главной героини произведения, выявить черты характера Сони;

2) выяснить, каковы взаимоотношения между Соней и героями, которые её окружают, какие качества главной героини проявляются в сложной жизненной ситуации. Сравнить образы Сони и Ады;

3) рассмотреть средства выразительности произведения.

4)отметить черты постмодернизма в произведении

3. Работа по плану

- Итак, ребята, погружаемся в произведение. Наша работа будет связана с главной мыслью рассказа. Какова она, на ваш взгляд? (Автор хочет показать в рассказе любовь, способную на подвиг.)

Предлагаю поработать в группах. Всего у нас будет 4 группы. Каждая получит индивидуальное задание. Время, отведенное на выполнение работы, - 10 минут.

1 группа. Ваша задача: выявить черты характера Сони, проявляющиеся в начале и в конце произведения.

2 группа. Ваша задача - работать над образами Ады и Льва (упор сделайте на образ Ады).

3 группа будет работать с изобразительно-выразительными средствами.

4 группа будет отыскивать в тексте черты постмодернизма

4. Проверка полученных знаний на практике

Проверяем работу в группах - 15минут

Карточка-помощник для группы №1

Задача: выявить черты характера Сони, проявляющиеся в начале произведения.

--Ребята, у вас есть дополнения?


  1. Какой предстает Соня в роли влюбленной женщины? (1 группа дорабатывает кластер)

Оцените свою работу


Карточка-помощник для группы №2

Задача: выяснить, какие герои окружают Соню.

1.Дайте характеристики героям.

2. Обратите внимание на имена героев.

3. Какова позиция автора по отношению к ним.

4.Найдите литературный прием "овеществление", при помощи которого видно, как к Соне относятся в этой компании. "

5.Какую историю придумала Ада для развлечения? Как этот поступок характеризует Аду?

6. Создайте свой кластер

7. Сравните кластеры. Чей образ более интересный, многогранный?

Оцените свою работу

1. Сами себя эти люди считают интеллектуалами, здесь есть и писатели, и авторы научных монографий: "И сколько было действительно интересных, по-настоящему содержательных людей, оставивших концертные записки, книги, монографии по искусству". Но характеристика Льва Адольфовича двойственная: "негодяй в сущности, но умнейший человек и в чем-то миляга".

2. Ада - ад, Лев - хищник, Адольф - имя Гитлера! - своего рода намек?Как оценивают Соню "милейшие" люди, "интеллектуалы"? Некрасива ("голова как у лошади Пржевальского"), умеет одеваться. Но у Сони обнаруживаются необыкновенно полезные для общества качества: хорошо готовит, на нее можно оставить детей и квартиру.

4.Найдите литературный прием "овеществление", при помощи которого видно, как к Соне относятся в этой компании. "Перебрасывать", "пользоваться", "разумная очередь" - эти лексические средства позволяют понять, что к Соне не относятся как к личности.

Но у Сони обнаруживаются необыкновенно полезные для общества качества: хорошо готовит, на нее можно оставить детей и квартиру.

"Перебрасывать", "пользоваться", "разумная очередь" - эти лексические средства выразительности


Вывод:

7. Образ Сони более интересный и многоплановый

Карточка-помощник для 3 группы:

Задача: связать изобразительно-выразительные средства с идеей рассказа (показать любовь, способную на подвиг)

1.Найдите в тексте сравнения, метафоры, эпитеты.

2.Назовите принцип построения образов.

3.Деталь в рассказе.

3. Деталь-украшение Сони. Эмалевый голубок. Голубь- символ любви, мира. Брошь-часть её души.

Деталь-украшение Ады. Большая камея, где кто-то кого-то убивает. Детали противопоставлены. Образы тоже противопоставлены.

Оцените свою работу. Назовите область применения своей литературоведческой компетентности.

Проверим работу 4 группы:

Задача: найти в тексте черты постмодернизма.

Карточка-помощник для 4 группы:

2. Найдите черты постмодернизма в рассказе (отсылки к традициям прошлого, сочетание фантастического и реального (гротеск), оксюморон, ирония, реминисценции, парадокс).

3. Покажите презентацию, прокомментируйте её на примерах из рассказа. Проверьте усвоение новых терминов одноклассниками.

Т. Толстая опирается в рассказе на традиции прошлого: в нем отчетливо слышны реминисценции из романтических произведений, присутствует романтический символ любви. Найдите их. "Пышная роза", "путеводная звезда", вложенные в письма сухие цветы незабудки, символ - эмалевый голубок.

Какой подвиг во имя любимого совершила Соня? В блокадный зимний день она, несмотря на слабость и холод, побрела по адресу Николая (адресу отца Ады Адольфовны), принесла "ему" баночку довоенного томатного сока: "сока там было ровно на одну жизнь". Она спасла любимого человека, отдав ему последнее, что у нее было.

Мотив любви причудливо трансформируется в произведении: из фантастической, нереальной, любовь превращается в реальную, персонифицируется и выдуманный Николай (Соня принимает за Николая исхудавшую, почерневшую лицом Аду) - все, во что верит Соня, оказывается правдой. Для Сони происходит долгожданная встреча.

Парадоксально, но именно Соня по прошествии времени признается самым счастливым человеком: "Уж что-что, а счастье у нее было".

Какой вывод мы можем сделать в заключение анализа рассказа? Соня оказалась самой счастливой потому, что верила в любовь. Жизнь скрыла от нее пошлую правду, и она умерла счастливой: любовь наполнила всю жизнь Сони. Т. Толстая говорит нам, что это есть истинная, вечная ценность человеческого существования: "Ведь голубков огонь не берет".

Оцените свою работу. Назовите область применения своих новых знаний. Какие компетенции вы оттачивали во время работы над текстом.

1. Просмотр презентации с комментарием – 10 минут

2. Объяснение домашнего задания - 5минут.

Д.з.: Выбрать из текста одну из проблем. Написать сочинение-рассуждение

Список использованной литературы:

1. Головина, Л. И. "Голубков огонь не берет": опыт прочтения рассказа Татьяны Толстой "Соня" / Л. И. Головина // Литература в школе. - 2008. - N 11. - С. 42-44

7. Холодяков И.В. "Другая проза" : поиски, обретения, потери // Лит. в шк. – 2002. – № 8. – С. 33-38 ; 2003. – № 1. – С. 36-40 ; № 8. – С. 29-33

8. Гордович К.Д. Русская литература конца XX века. – СПб.: Изд. “Петербургский институт печати”, 2003

9. Современная русская литература. Учебное пособие для старшеклассников и поступающих в вузы под ред. проф. Б.А.Ланина. Москва: “Вентана-Граф”, 2006

Читайте также: