Токмакова плим конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Литературное чтение. 2класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. /( Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова и др.) – 6-е изд. – М.: Просвещение,2018. – 225 с.
  2. Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 3 кл. в 2-х частях- М : Просвещение, 2013

Цели: познакомиться со стихами В.Берестова и И.Толмаковой.

Задачи: научиться понимать и анализировать содержание произведений.

Ожидаемые результаты: На уроке мы узнаем, что такое ритм и литературные приёмы. Научимся выразительно читать произведение. Сможем дать характеристику героям произведения.

Основное содержание урока

Сегодня вышел я из дома.
Пушистый снег лежит кругом.
Смотрю – навстречу мой знакомый
Бежит по снегу босиком.

И вот мы радости не прячем.
Мы – неразлучные друзья.
Визжим, и прыгаем, и скачем,
То он, то я, то он, то я.

Объятья, шутки, разговоры.
– Ну, как живёшь? Ну, как дела? –
Вдруг видим, кошка вдоль забора,
Как тень на цыпочках прошла.

– Побудь со мной ещё немного! –
Но я его не удержал.
– Гав! Гав! – сказал знакомый строго,
Махнул хвостом и убежал.

Вы поняли, что же за знакомый повстречался на пути главному герою? Как необычно писатель смог описать нам обыкновенного пса, даже ни разу не назвав его собакой: он как хороший друг радостно бежит навстречу своему приятелю, как будто бы болтает с ним и убегает дальше по своим делам. В данном произведении автору удалось передать доброе отношение к четвероногому другу. В. Берестов смог заставить задуматься нас, кого мы называем друзьями и как им живётся рядом с нами.

В прекрасных городах старинных,
В музеях всех материков
Встречаешь их, румяных, длинных,
Седых и лёгких стариков.

Здесь, впечатления вбирая,
Они, блаженные, живут
Почти уже в пределах рая,
Куда их скоро призовут.

Но пусть посредством путешествий
Они впрямь продлят свой век.
Ведь в путешествиях, как в детстве,
Мгновенья замедляют бег.

Другим автором, произведения которого мы сегодня разберём, является замечательная поэтесса Ирина Токмакова. Детский поэт, прозаик и переводчик детских стихов Ирина Петровна Токмакова родилась в Москве 3 марта 1929 года в семье инженера-электротехника и детского врача. Стихи Ирина писала с детства, но считала, что писательских способностей у неё нет. Школу окончила с золотой медалью, поступила на филологический факультет МГУ, работала переводчиком. Вышла замуж, родила сына.

Однажды в Россию приехал шведский энергетик Боргквист, который, познакомившись с Ириной, прислал ей в подарок книжку детских песенок на шведском языке. Ирина перевела эти стихи для своего сына. Но муж, художник-иллюстратор Лев Токмаков, отнёс переводы в издательство, и вскоре они вышли в виде книги.

Ложка — это ложка,

Ложкой суп едят.

Кошка — это кошка,

У кошки семь котят.

Тряпка — это тряпка,

Тряпкой вытру стол.

Шапка — это шапка,

А я придумал слово,

Смешное слово — плим.

И повторяю снова:

Вот прыгает и скачет

И ничего не значит

В одной стране,
В чуднoй стране,
Где не бывать
Тебе и мне,
Ботинок чёрным язычком
С утра лакает молочко,
И целый день в окошко
Глазком глядит картошка.
Бутылка горлышком поёт,
Концерты вечером даёт,
А стул на гнутых ножках
Танцует под гармошку.
В одной стране,
В чуднoй стране…
Ты почему не веришь мне?

Вот с такими забавными и милыми стихотворениями мы сегодня познакомились. А также узнали подробные биографии двух известных детских писателей, разобрали их литературные приёмы и их отношение к окружающим предметам и существам.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Министерство образования и науки Астраханской области

2) совершенствовать навык чтения целыми словами;

3) формировать навык выразительного чтения;

4) пополнять словарный запас детей.

Планируемые результаты:

- Предметные: формирование осознанного восприятия содержания текста стихотворений; оценивать содержание, анализировать стихотворения.

- Метапредметные:

-регулятивные – формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

-познавательные – развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать, находить наиболее эффективные способы решения учебных задач.

-коммуникативные: формирование умения слушать и уважать мнение одноклассников, участвовать в активном диалоге, принимать точку зрения учителя, сверстников; аргументировано отстаивать свою точку зрения; развитие правильного, выразительного чтения; развитие умения рассуждать.

- Личностные: формируют способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности, проявляют навыки сотрудничества, избегают конфликтов и находят выход из спорных ситуаций; проявлять интерес к чтению лирических произведений, эмоционально отзываться на прочитанное произведение.

Технологическая карта

-Здравствуйте, ребята. Меня зовут Алия Романовна, и сегодня урок литературного чтения проведу у вас я.

Пусть книги друзьями заходят в дома,

Читайте всю жизнь, набирайтесь ума.

Книга – верный друг детей,

С ней живется веселей!

Проверьте, ребята, все готовы к уроку? На партах у всех лежат учебники?

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.

Регулятивные УУД (организовать свое рабочее место под руководством учителя)

Личностные УУД (осознание процесса учебной деятельности)

2. Этап проверки домашнего задания

-Ребята, кто скажет, с каким разделом вы работаете на последних уроках?

-Что значит и в шутку и всерьез? Какие произведения в этом разделе?

-Хорошо, я приготовила для вас корзину с интересными заданиями. В этой корзине разнообразные задания по нашему разделу. Вы будете по одному выходить и выполнять определенное задание. Проверим, как вы запомнили рассказы и стихотворения. Приступим.

-И в шутку и всерьез

- То есть, встречаются произведения смешные, с юмором и серьезные, значит, вовсе не смешные

Вытягивают задания и отвечают

Регулятивные УУД ( уметь адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников)

Коммуникативные УУД (умение выражать свои мысли; умение слушать, говорить)

Обучающие: совершенствовать технику чтения, работать над выразительностью, учиться анализировать используемые автором в данном произведении средства языковой выразительности.

Развивающие: развивать творческое мышление, эмоциональную сферу, воображение, память, произвольное внимание, речь.

Воспитательные: доброту, умение чувствовать красоту слова, взаимоуважение.

Оборудование: компьютер, презентация, интерактивная доска, учебник, аудиозаписи, портрет, раздаточный материал.

Оборудование учащихся: учебник.

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся

- Здравствуйте ребята, садитесь.

- Приветствуют учителя, садятся

2. Актуализация знаний

- Ребята, давайте вспомним, творчество какого автора мы с вами на прошлом уроке?

- Какие произведения мы с вами читали?

- Вспомните, кто такой В. Берестов?

- Давайте я вам прочитаю последние строчки, а вы мне скажите название стихотворения.

1. Но мы – мужчины, и к тому ж

У нас запас сушёных груш,

И мы не пропадем!

- Можем ли мы назвать произведение юмористическим? Почему?

2. Красит в разные цвета.

Ух, какая красота!

3. – Побудь со мной еще немного! –

Но я его не удержал.

- Гав! Гав – сказал знакомый строго.

Махнул хвостом и убежал.

- О чём это стихотворение?

- Почему она убежала?

- Литературовед, поэт, сказочник, переводчик, прозаик, критик.

- Она увидела кошку и побежала за ней.

3. Объяснение нового материала

- Расшифруйте слова, уберите ненужные буквы.

(На доске карточки)

ПЛАСТИК – АСТК + М

- Сегодня у нас новая интересная встреча с творчеством И. П. Токмаковой.

Ирина Петровна всегда была отличницей: школу закончила с золотой медалью, имея особые успехи в литературе и английском языке.

Становиться писателем и поэтом И. Токмакова не собиралась. Она работала переводчиком. Первая её книжка для детей – перевод шотландских песенок для собственного сына. Муж И. Токмаковой – художник Лев Токмаков – увидел книжку и нарисовал к ним иллюстрации. Так появилась на свет первая книга.

И. Токмакова пишет не только стихи, но и рассказы, повести, сказки и даже пьесы.

- И так, ребята, что пишет Ирина Токмакова?

- Ирина Токмакова.

- Плим.

- В чудной стране.

- Стихи, рассказы, повести, сказки и даже пьесы.

5. Объяснение нового материала

- Откройте учебник на с. 152

- Давайте обратимся к первому стихотворению Токмаковой в нашей книге.

- Как оно называется?

- Что можете предположить о его содержании? Рассмотрите иллюстрацию она вам поможет.

- Герои стихотворений И. Токмаковой – очень внимательны к окружающему миру, добры и справедливы, фантазёры и выдумщики. Они очень любит играть со словами: повторять их, прятать слова внутри друг друга, придумывать новые. Вот о таком выдуманном слове её стихотворение “ Плим”.

- Послушаем стихотворение и проверим верны ли наши предположения.

- Итак, ребята, что такое плим?

- О чем это стихотворение?

– Чем оно необычно?

- А что же значит слово Плим?

- Работаем с первым четверостишьем.

-Ставим логическое ударение (главное слово).

-Ставим паузы (1 палочка, 2 палочки).

-Расставляем интонацию (стрелки).

Ложка|| — это ложка,|

Ложкой суп едят. ||

Кошка|| — это кошка,|

У кошки семь котят. ||

-Читаем выразительно с паузой, с интонацией первое четверостишье.

- Давайте прочитаем это стихотворение с выражением.

- Мы переходим к чтению следующего произведения.

- Прочитайте название произведения.

- Посмотрите на иллюстрацию. Как вы думаете, о чем будет произведение?

- Давайте послушаем аудиозапись

- Чем оно необычно произведение?

- Кого вам напомнил ботинок?

- А остальные вещи?

- К кому обращается И. Токмакова в конце стихотворения?

- Где может находиться такая страна?

- ЧуднОй – как вы понимаете?

- Какие картины вы могли бы нарисовать к этому стихотворению?

- Работаем с первыми восьмью строчками.

-Ставим логическое ударение (главное слово).

-Ставим паузы (1 палочка, 2 палочки).

-Расставляем интонацию (стрелки).

В чудной стране,|

Ботинок черный язычком

С утра лакает молочко,|

И целый день в окошко

Глазком глядит картошка. ||

-Читаем выразительно с паузой, с интонацией первые восемь строк.

- Давайте прочитаем это стихотворение с выражением.

- Плим

- Рассказывается об истории веселого мальчика

- Слово, которое придумал мальчик.

- О том, что мальчик придумал слово и повторял его.

- Тем, что автор дает необычные определения слов. Например ложка- это ложка

- Слово плим – ничего не значит.

- Читает один из учеников, по желанию.

- В чудной стране.

- О том, что в этой стране есть что-то необычное.

- Тем, что предметы живые и выполняют необычные действия.

- Ботинок напомнил кошку.

- Картошка – человека, бутылка – певицу, стул – танцора.

- в сказках, во сне, в фантазиях.

- ЧуднОй - значит, необычный, непонятный, интригующий.

- Высказывают свое мнение.

- Читает один из учеников, по желанию.

6. Рефлексия - Ребята, с какой писательницей мы сегодня познакомились?

- Какие произведения мы сегодня читала?

- О чем они заставляют нас задуматься? - Ириной Токмаковой.

7. Дополнительно - А сейчас я предлагаю вам, познакомится с рассказом “Плохо ”Овсеевой Валентины.

Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы.

Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котёнок. Он широко раскрывал рот и жалоб- но мяукал.

Неподалёку стояли два мальчика и ждали, что будет.

В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:

- Как вам не стыдно!

- А что стыдно? Мы ничего не делали! — удивились мальчики.

- Вот это и плохо! — гневно ответила женщина.

-Что заставило женщину отогнать собаку?

-Чему удивились мальчики?

-Верно ли сделала замечание женщина?

-А как бы вы поступили?

-Назовите слова, с помощью которых в этом маленьком рассказе выражается отношение к персонажам

Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котёнок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал. Неподалёку стояли два мальчика и ждали, что будет. В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:

— Как вам не стыдно!

— А что стыдно? Мы ничего не делали! — удивились мальчики.

— Вот это и плохо! — гневно ответила женщина.

- Слушают и следят.

- Собака лаяла на маленького котёнка.

- Они не поняли, почему их поругали, ведь они ничего не делали.

8. Домашнее задание Выучить понравившееся стихотворение Ирины Токмаковой с. 153-154.

Урок кубановедения в 1 классе Из истории кубанских фамилий. Цель: Познакомить учеников с историей кубанских фамилий и их значением. Задачи: П - развивать интерес к истории.

Цель урок а: формирование з наний о творчестве И. Токмаковой ; воспитан ие лю бви к литературе с помощью работы над произведениями И.

2) предметные: развитие умений воспринимать текст на слу х ; осознанно, правиль но, выразительно читать вслух ; отн осить произведения

3) метапредметные: развитие ум ений самостоятельно прогнозировать содержа ние текста по заглавию, иллю страции; овладение

навыками смыслового чтения текста в соответствии с целями и задачами; формирование умения осознанно строить речевое

высказывание; овладение логи ческими действиями анализа, обобщения; развитие умений слушать собеседника и вести диалог,

признавать возможность су ществования раз личных точек з рения и п рава каждого иметь свою, излагать с вое мнение и

Читайте также: