Токмакова плим конспект урока
Обновлено: 07.07.2024
Основная и дополнительная литература по теме урока:
- Литературное чтение. 2класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. /( Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова и др.) – 6-е изд. – М.: Просвещение,2018. – 225 с.
- Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 3 кл. в 2-х частях- М : Просвещение, 2013
Цели: познакомиться со стихами В.Берестова и И.Толмаковой.
Задачи: научиться понимать и анализировать содержание произведений.
Ожидаемые результаты: На уроке мы узнаем, что такое ритм и литературные приёмы. Научимся выразительно читать произведение. Сможем дать характеристику героям произведения.
Основное содержание урока
Сегодня вышел я из дома.
Пушистый снег лежит кругом.
Смотрю – навстречу мой знакомый
Бежит по снегу босиком.
И вот мы радости не прячем.
Мы – неразлучные друзья.
Визжим, и прыгаем, и скачем,
То он, то я, то он, то я.
Объятья, шутки, разговоры.
– Ну, как живёшь? Ну, как дела? –
Вдруг видим, кошка вдоль забора,
Как тень на цыпочках прошла.
– Побудь со мной ещё немного! –
Но я его не удержал.
– Гав! Гав! – сказал знакомый строго,
Махнул хвостом и убежал.
Вы поняли, что же за знакомый повстречался на пути главному герою? Как необычно писатель смог описать нам обыкновенного пса, даже ни разу не назвав его собакой: он как хороший друг радостно бежит навстречу своему приятелю, как будто бы болтает с ним и убегает дальше по своим делам. В данном произведении автору удалось передать доброе отношение к четвероногому другу. В. Берестов смог заставить задуматься нас, кого мы называем друзьями и как им живётся рядом с нами.
В прекрасных городах старинных,
В музеях всех материков
Встречаешь их, румяных, длинных,
Седых и лёгких стариков.
Здесь, впечатления вбирая,
Они, блаженные, живут
Почти уже в пределах рая,
Куда их скоро призовут.
Но пусть посредством путешествий
Они впрямь продлят свой век.
Ведь в путешествиях, как в детстве,
Мгновенья замедляют бег.
Другим автором, произведения которого мы сегодня разберём, является замечательная поэтесса Ирина Токмакова. Детский поэт, прозаик и переводчик детских стихов Ирина Петровна Токмакова родилась в Москве 3 марта 1929 года в семье инженера-электротехника и детского врача. Стихи Ирина писала с детства, но считала, что писательских способностей у неё нет. Школу окончила с золотой медалью, поступила на филологический факультет МГУ, работала переводчиком. Вышла замуж, родила сына.
Однажды в Россию приехал шведский энергетик Боргквист, который, познакомившись с Ириной, прислал ей в подарок книжку детских песенок на шведском языке. Ирина перевела эти стихи для своего сына. Но муж, художник-иллюстратор Лев Токмаков, отнёс переводы в издательство, и вскоре они вышли в виде книги.
Ложка — это ложка,
Ложкой суп едят.
Кошка — это кошка,
У кошки семь котят.
Тряпка — это тряпка,
Тряпкой вытру стол.
Шапка — это шапка,
А я придумал слово,
Смешное слово — плим.
И повторяю снова:
Вот прыгает и скачет
И ничего не значит
В одной стране,
В чуднoй стране,
Где не бывать
Тебе и мне,
Ботинок чёрным язычком
С утра лакает молочко,
И целый день в окошко
Глазком глядит картошка.
Бутылка горлышком поёт,
Концерты вечером даёт,
А стул на гнутых ножках
Танцует под гармошку.
В одной стране,
В чуднoй стране…
Ты почему не веришь мне?
Вот с такими забавными и милыми стихотворениями мы сегодня познакомились. А также узнали подробные биографии двух известных детских писателей, разобрали их литературные приёмы и их отношение к окружающим предметам и существам.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Министерство образования и науки Астраханской области
2) совершенствовать навык чтения целыми словами;
3) формировать навык выразительного чтения;
4) пополнять словарный запас детей.
Планируемые результаты:
- Предметные: формирование осознанного восприятия содержания текста стихотворений; оценивать содержание, анализировать стихотворения.
- Метапредметные:
-регулятивные – формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
-познавательные – развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать, находить наиболее эффективные способы решения учебных задач.
-коммуникативные: формирование умения слушать и уважать мнение одноклассников, участвовать в активном диалоге, принимать точку зрения учителя, сверстников; аргументировано отстаивать свою точку зрения; развитие правильного, выразительного чтения; развитие умения рассуждать.
- Личностные: формируют способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности, проявляют навыки сотрудничества, избегают конфликтов и находят выход из спорных ситуаций; проявлять интерес к чтению лирических произведений, эмоционально отзываться на прочитанное произведение.
Технологическая карта
-Здравствуйте, ребята. Меня зовут Алия Романовна, и сегодня урок литературного чтения проведу у вас я.
Пусть книги друзьями заходят в дома,
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума.
Книга – верный друг детей,
С ней живется веселей!
Проверьте, ребята, все готовы к уроку? На партах у всех лежат учебники?
Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.
Регулятивные УУД (организовать свое рабочее место под руководством учителя)
Личностные УУД (осознание процесса учебной деятельности)
2. Этап проверки домашнего задания
-Ребята, кто скажет, с каким разделом вы работаете на последних уроках?
-Что значит и в шутку и всерьез? Какие произведения в этом разделе?
-Хорошо, я приготовила для вас корзину с интересными заданиями. В этой корзине разнообразные задания по нашему разделу. Вы будете по одному выходить и выполнять определенное задание. Проверим, как вы запомнили рассказы и стихотворения. Приступим.
-И в шутку и всерьез
- То есть, встречаются произведения смешные, с юмором и серьезные, значит, вовсе не смешные
Вытягивают задания и отвечают
Регулятивные УУД ( уметь адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников)
Коммуникативные УУД (умение выражать свои мысли; умение слушать, говорить)
Обучающие: совершенствовать технику чтения, работать над выразительностью, учиться анализировать используемые автором в данном произведении средства языковой выразительности.
Развивающие: развивать творческое мышление, эмоциональную сферу, воображение, память, произвольное внимание, речь.
Воспитательные: доброту, умение чувствовать красоту слова, взаимоуважение.
Оборудование: компьютер, презентация, интерактивная доска, учебник, аудиозаписи, портрет, раздаточный материал.
Оборудование учащихся: учебник.
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
- Здравствуйте ребята, садитесь.
- Приветствуют учителя, садятся
2. Актуализация знаний
- Ребята, давайте вспомним, творчество какого автора мы с вами на прошлом уроке?
- Какие произведения мы с вами читали?
- Вспомните, кто такой В. Берестов?
- Давайте я вам прочитаю последние строчки, а вы мне скажите название стихотворения.
1. Но мы – мужчины, и к тому ж
У нас запас сушёных груш,
И мы не пропадем!
- Можем ли мы назвать произведение юмористическим? Почему?
2. Красит в разные цвета.
Ух, какая красота!
3. – Побудь со мной еще немного! –
Но я его не удержал.
- Гав! Гав – сказал знакомый строго.
Махнул хвостом и убежал.
- О чём это стихотворение?
- Почему она убежала?
- Литературовед, поэт, сказочник, переводчик, прозаик, критик.
- Она увидела кошку и побежала за ней.
3. Объяснение нового материала
- Расшифруйте слова, уберите ненужные буквы.
(На доске карточки)
ПЛАСТИК – АСТК + М
- Сегодня у нас новая интересная встреча с творчеством И. П. Токмаковой.
Ирина Петровна всегда была отличницей: школу закончила с золотой медалью, имея особые успехи в литературе и английском языке.
Становиться писателем и поэтом И. Токмакова не собиралась. Она работала переводчиком. Первая её книжка для детей – перевод шотландских песенок для собственного сына. Муж И. Токмаковой – художник Лев Токмаков – увидел книжку и нарисовал к ним иллюстрации. Так появилась на свет первая книга.
И. Токмакова пишет не только стихи, но и рассказы, повести, сказки и даже пьесы.
- И так, ребята, что пишет Ирина Токмакова?
- Ирина Токмакова.
- Плим.
- В чудной стране.
- Стихи, рассказы, повести, сказки и даже пьесы.
5. Объяснение нового материала
- Откройте учебник на с. 152
- Давайте обратимся к первому стихотворению Токмаковой в нашей книге.
- Как оно называется?
- Что можете предположить о его содержании? Рассмотрите иллюстрацию она вам поможет.
- Герои стихотворений И. Токмаковой – очень внимательны к окружающему миру, добры и справедливы, фантазёры и выдумщики. Они очень любит играть со словами: повторять их, прятать слова внутри друг друга, придумывать новые. Вот о таком выдуманном слове её стихотворение “ Плим”.
- Послушаем стихотворение и проверим верны ли наши предположения.
- Итак, ребята, что такое плим?
- О чем это стихотворение?
– Чем оно необычно?
- А что же значит слово Плим?
- Работаем с первым четверостишьем.
-Ставим логическое ударение (главное слово).
-Ставим паузы (1 палочка, 2 палочки).
-Расставляем интонацию (стрелки).
Ложка|| — это ложка,|
Ложкой суп едят. ||
Кошка|| — это кошка,|
У кошки семь котят. ||
-Читаем выразительно с паузой, с интонацией первое четверостишье.
- Давайте прочитаем это стихотворение с выражением.
- Мы переходим к чтению следующего произведения.
- Прочитайте название произведения.
- Посмотрите на иллюстрацию. Как вы думаете, о чем будет произведение?
- Давайте послушаем аудиозапись
- Чем оно необычно произведение?
- Кого вам напомнил ботинок?
- А остальные вещи?
- К кому обращается И. Токмакова в конце стихотворения?
- Где может находиться такая страна?
- ЧуднОй – как вы понимаете?
- Какие картины вы могли бы нарисовать к этому стихотворению?
- Работаем с первыми восьмью строчками.
-Ставим логическое ударение (главное слово).
-Ставим паузы (1 палочка, 2 палочки).
-Расставляем интонацию (стрелки).
В чудной стране,|
Ботинок черный язычком
С утра лакает молочко,|
И целый день в окошко
Глазком глядит картошка. ||
-Читаем выразительно с паузой, с интонацией первые восемь строк.
- Давайте прочитаем это стихотворение с выражением.
- Плим
- Рассказывается об истории веселого мальчика
- Слово, которое придумал мальчик.
- О том, что мальчик придумал слово и повторял его.
- Тем, что автор дает необычные определения слов. Например ложка- это ложка
- Слово плим – ничего не значит.
- Читает один из учеников, по желанию.
- В чудной стране.
- О том, что в этой стране есть что-то необычное.
- Тем, что предметы живые и выполняют необычные действия.
- Ботинок напомнил кошку.
- Картошка – человека, бутылка – певицу, стул – танцора.
- в сказках, во сне, в фантазиях.
- ЧуднОй - значит, необычный, непонятный, интригующий.
- Высказывают свое мнение.
- Читает один из учеников, по желанию.
6. Рефлексия - Ребята, с какой писательницей мы сегодня познакомились?
- Какие произведения мы сегодня читала?
- О чем они заставляют нас задуматься? - Ириной Токмаковой.
7. Дополнительно - А сейчас я предлагаю вам, познакомится с рассказом “Плохо ”Овсеевой Валентины.
Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы.
Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котёнок. Он широко раскрывал рот и жалоб- но мяукал.
Неподалёку стояли два мальчика и ждали, что будет.
В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:
- Как вам не стыдно!
- А что стыдно? Мы ничего не делали! — удивились мальчики.
- Вот это и плохо! — гневно ответила женщина.
-Что заставило женщину отогнать собаку?
-Чему удивились мальчики?
-Верно ли сделала замечание женщина?
-А как бы вы поступили?
-Назовите слова, с помощью которых в этом маленьком рассказе выражается отношение к персонажам
Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котёнок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал. Неподалёку стояли два мальчика и ждали, что будет. В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:
— Как вам не стыдно!
— А что стыдно? Мы ничего не делали! — удивились мальчики.
— Вот это и плохо! — гневно ответила женщина.
- Слушают и следят.
- Собака лаяла на маленького котёнка.
- Они не поняли, почему их поругали, ведь они ничего не делали.
8. Домашнее задание Выучить понравившееся стихотворение Ирины Токмаковой с. 153-154.
Урок кубановедения в 1 классе Из истории кубанских фамилий. Цель: Познакомить учеников с историей кубанских фамилий и их значением. Задачи: П - развивать интерес к истории.
Цель урок а: формирование з наний о творчестве И. Токмаковой ; воспитан ие лю бви к литературе с помощью работы над произведениями И.
2) предметные: развитие умений воспринимать текст на слу х ; осознанно, правиль но, выразительно читать вслух ; отн осить произведения
3) метапредметные: развитие ум ений самостоятельно прогнозировать содержа ние текста по заглавию, иллю страции; овладение
навыками смыслового чтения текста в соответствии с целями и задачами; формирование умения осознанно строить речевое
высказывание; овладение логи ческими действиями анализа, обобщения; развитие умений слушать собеседника и вести диалог,
признавать возможность су ществования раз личных точек з рения и п рава каждого иметь свою, излагать с вое мнение и
Читайте также: