Тематическое рисование закат солнца 4 класс конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

Цели:

  • Образовательная: Закрепить знания о жанре пейзажа.Обучить учащихся нетрадиционным способам рисования.
  • Развивающая: Продолжить формировать умения и навыки работы с гуашью, акварелью, научить подбирать цвета и различать цветовой тон.
  • Воспитательная: Развивать умения эмоционально воспринимать образ природы, воспитывать наблюдательность, бережное отношение к природе. Прививать учащимся любовь к природе, искусству, к Родине.Соблюдать аккуратность при работе на уроке.

Межпредметные связь: с музыкой, литературой.

Тип урока: комбинированный.

Вид занятий:тематическое рисование.

Методы и приемы:словесные (беседа, чтение стихотворения), наглядные (демонстрации, иллюстрации), практические.

Оборудование: презентация с использованием компьютерных технологий в Microsoft PowerPoint, мультимедийный проектор, экран.

Ход урока

I. Организационный момент.

– Здравствуйте ребята! садитесь.Меня зовут Ольга Олеговна, сегодня я буду вести у вас урок! (Звучит музыка, клип).

Люблю вечерний я закат
И горизонт с вечерним солнцем,
Где сумерки вечерние таят
Заката краски, теплый свет в оконце,
Иду вечернею порой,
Мгновенью жизни я послушен,
Любуюсь этой красотой,
Мне в этот миг никто не нужен.

ЦЕЛЬ УРОКА Сегодня мы вспомним с вами такой жанр живописи как пейзаж, и я вас научу нетрадиционным способам рисования.

II. Повторение материала.

(СЛАЙД) – сейчас мысовершить небольшую экскурсию в картинную галерею…. в каждом зале нам необходимо будет выполнить задание…, надеюсь, вы справитесь.

(слайд) – В первом зале вам представлены картины известных художников. Но среди них есть лишняя, не из этого зала.

– Ребята попробуйте определить. (называют номер картины)

– А отставшие картины к какому жанру живописи относятся? (натюрморт)

Если видишь на картине, чудо-вазу на столе
В ней стоит букет красивых белоснежных хризантем
Стоит множество посуды, и стеклянной и простой
Может, чашка или блюдце с золочёною каймой.
А еще и так бывает нарисована там дичь.
В завершении положим спелых персиков и слив.
А ещё в картине может нарисованным быть торт
А поэтому картина назовётся натюрморт

Прошу вас пройти в следующий зал

(слайд) Посмотрите на картины, назовите лишнюю картину?n(называют номер)

– А какой жанр представлен в этом зале? (портрет)

Если видим на картине, чей-то профиль иль анфас.
Или, может быть задорный и весёлый, чей-то глаз.
Может грустный или смелый, может добрый или злой.
В нарисованной картине это главное лицо.
Может, папа или мама, может дедушка и я
Нарисована в картине, может вся моя семья.
Догадаться тут несложно, неуверенности нет.
Что красивая картина называется портрет.

(СЛАЙД) – В этом зале вы видите картины знаменитых мастеров изобразительного искусства.

Определите картину которая попала сюда из другого зала? (называют номер, картина исчезает)

Какой жанр живописи представлен в этом зале? (анимализм – изображение животных)

Я пишу сейчас с натуры,
Под кустами мокнут куры
И лохматый пес Барбос, спрятал в будку мокрый нос.
Я друзья не портретист, а художник анималист.

– Продолжаем нашу экскурсию и направляемся в следующий зал.

(СЛАЙД) Здесь представлены картины известных художников.

Определите лишнюю картину? (указывают номер, картина исчезает.)

А к какому жанру относятся остальные картины? (пейзаж)

Если видишь, на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш, –
Обязательно картина
Называется пейзаж

Природа всегда радовала глаз человека, и только бережное отношение к ней сохранит ее.

И так мы завершили экскурсию по картинной галереи. Молодцы вы справились со всеми заданиями.

– Но на сегодняшнем урока мы рассмотрим только один жанр живописи – пейзаж

III. Изучение нового материала.

Нарисовать природу можно по-разному, посмотрите на картины.

(СЛАЙД) Чем они отличаются? (на одних изображена деревня на других город)

Да ребята, вы совершенно правы, действительно бывает городской и сельский пейзаж.

(СЛАЙД) А чем отличаются эти картины друг от друга? (разное время года)

Да действительно на картинах можно изобразить разное время года

(СЛАЙД)) А чем отличаются эти картины друг от друга? (разное время суток)

Многие великие художники восхищались красотой заходящего солнца.

Посмотрите на слайды

Если внимательно посмотреть на эти пейзажи, можно увидеть, как окрашивается небо при лучах заходящего солнца от темно-голубого цвета к багровому.

Можно услышать шум моря, дуновение ветра, пение птиц.

И сейчас мы с вами попробуем изобразить это прекрасное явление природы. Но сделаем не совсем обычным способом. Ведь рисовать можно на чем угодно и чем угодно.

Даже так необычно можно изобразить пейзаж

– ИДЕТ РОЛИК

Мы будем рисовать с вами 3 разными способами.

Но перед этим давайте отдохнём.

физминутка


Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем отдыхать! (потянулись)
Спинку бодро разогнули,
Ручки кверху потянули!
Раз и два, присесть и встать,
Чтобы отдохнуть опять.
Раз и два вперед нагнуться,
Раз и два назад прогнуться.
Вот и стали мы сильней, (показать силу)
Здоровей и веселей! (улыбнулись друг другу)

IV. Практическая работа.

Рисуем по мокрому листу – альбомный лист хорошо смачиваем водой широкой кисточкой или губкой, затем начинаем сразу рисовать пейзаж акварелью. Можно поворачивать лист, наклонять. Давать возможность краскам перемешаться между собой.

Кусочек стекла хорошо прокрасьте гуашью при помощи кисточки. Старайтесь не оставлять пустых мест и не прокрашенных краев.

Возьмите чистый лист бумаги и прижмите к стеклу, стараясь его не двигать, затем скользящими движениями снять лист.

  • Третий ряд будет рисовать свой закат пальцами. (показываю слайд)

– опускаем в гуашь пальчик и наносим точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

– Ребята, когда вы рисуете свои картины, включите свое воображение и фантазию. Если вы что-то хотите дорисовать сделайте это кистью. Придумайте название своим произведениям, напишите их.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Помощь учителю при проведении урока по рисованию с акварельными красками для обучающихся начальных классов.

Министерство образования и науки Республики Татарстан

Технологическая карта урока изобразительного искусства

Дата проведения: 02.02.2017

Конспект разработала студентка 221 группы

руководитель практики: Мельникова Т.Н. /_____________

Тип урока: комбинированный.

Формы организации учебной деятельности: коллективная и индивидуальная

Цель: формирование у обучающихся знаний и навыков практической деятельности в рисовании заката солнца в технике акварельной живописи.

- закрепить знания о жанре пейзажа, умение выделять главное в пейзаже, определять изменение цвета в природе;

- познакомить детей с разнообразием живописных техник изображения заката солнца;

- учить рисовать закат солнца, передавая особенности этого природного явления;

- совершенствовать умение рисовать акварельными красками.

Развивающие:

- развивать умение анализировать художественные произведения;

- развивать умение эмоционально – воспринимать образ природы

-развивать воображение, образное мышление, творческую фантазию, пространственное представление;

- развивать способности к художественному творчеству;

- развивать цветовое восприятие.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к пейзажной живописи.

- воспитывать умение эмоционально воспринимать образ природы, наблюдательность и бережное отношение к природе;

- воспитывать умение планировать свою работу и доводить ее до логического завершения.

- воспитывать аккуратность, самостоятельность.

Словесные: рассказ, объяснение, анализ.

Наглядные: демонстрация педагогического образца и презентации.

Практические: выполнение творческой работы по плану.

Средства для обучающихся: альбом, акварельные краски, кисти, баночка для воды, салфетка.

Средства для учителя: Презентация, конспект урока, педагогический образец.

Оборудование: ПК, проектор, экран, программа Microsoft Office PowerPoint.

Этапы урока

Действия педагога

Действия обучающегося

Формируемые УУД

1. Орг. момент

Учитель приветствует детей. Проверяет готовность к уроку.

- Добрый день, мои друзья!
Очень рада видеть всех.
Улыбнитесь всем - всем нам.
Соберитесь, подтянитесь
И тихонечко садитесь.

- Давайте проверим все необходимое к уроку, у вас на партах лежат:

альбом, акварельные краски, кисти, баночка для воды, салфетка (слайд)

- Очень хорошо, что вы подготовили всё необходимое – значит, наш урок сегодня пройдёт успешно.

Настраиваются на предстоящую работу.

Проверяют необходимые материалы и инструменты к уроку.

Личностные: сконцентрировать внимание, настроиться на работу на уроке.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2. Первичное усвоение новых знаний.

Беседа по теме урока

(слайд - природные явления: небо и море в разных временных отрезках: ночью, на закате, днем и восходе солнца)

- Что вы видите на экране?

- Почему происходят такие изменения в природе?

- Ну, конечно, от того есть ли солнце или луна и в какое время они светят.

- А, какие явления природы вы знаете? (явлением природы гроза, ветер, мороз, землетрясения)

- Восход и закат солнца будет явлением природы?

- В какой части света восходит солнце, а в какой заходит

- Что вы, еще знаете о солнце?

- Солнце для земли – главный источник энергии для абсолютного большинства совершающихся на земле процессов (слайд с изображением солнца)

- Еще древние цивилизации понимали, что без солнца не вырастить урожай. Без солнца исчезнет с земли жизнь. Это понимание делало солнце самым почитаемым объектом во все времена. В Египте был бог солнца Ра, у наших предков славян Ярило, солнечные часы тоже появились благодаря солнцу (слайды).

- Посмотрите на слайд, что общего в этих картинах?

- Кто определит тему нашего урока, глядя на эти картины?

(слайд с темой урока).

- Эти работы уникальны, непосредственны, они написаны то ярко-малиновым то холодно-голубым оттенком.

- А теперь послушайте стихотворение И. А. Бунина и скажите, какое настроение оно у вас вызвало?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Педагог : Колпащикова Елена Сергеевна

Тема урока : Рисование на тему закат солнца

Цель урока : научить создавать спокойный цветовой образ объектов и явлений природы.

Образовательные : Дать представление ученикам о цветовом строе в пейзаже по теме урока. Практически выполнить рисунок в теплых тонах.

Развивающие : Продолжать формировать у детей устойчивый интерес к изобразительной деятельности, развивать творческое воображение, чувство композиции.

Воспитательные: Увидеть красоты природы во время восхода и захода солнца. Воспитывать эстетическое отношение к природе и ее изображению. Прививать детям любовь к природе, к своему отечеству.

Средства, обеспечивающие учебный процесс на уроке : альбом, карандаши, ластик, гуашь, кисти

Форма проведения урока : беседа, творческие задания, самостоятельная работа.

Форма работы учащихся : индивидуальная.

Домашнее задание : дорисовать закат солнца в цвете

Оборудование: Альбом, краски гуашевые, кисти беличьи, простой карандаш, баночка для воды, палитра, тряпочка, или цветные карандаши для рисования.

Планируемые результаты : сформировать мотивацию к изучению искусства, умение проводить самооценку, освоение художественной культуры древних цивилизаций. Воспитание художественного вкуса как способности эстетически чувствовать.

Предметные: Научить использовать основы изобразительной грамоты, специфику образного языка. Понимать значение искусства в жизни человека и общества, уметь использовать различные материалы для передачи замысла в собственной художественной деятельности

Личностные . Воспитание художественного вкуса как способности эстетически чувствовать, воспринимать и оценивать роль декоративного искусства в жизни человека

Познавательные: Научиться осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, узнавать, называть и определять объекты. Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Регулятивные: Планирование и выполнение практической работы, адекватно использовать речь, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Вносить необходимые коррективы на основе оценки сделанных ошибок, стабилизировать эмоциональное состояние. Определение проблемы и правильная постановка учебной задачи.

Коммуникативные: Принимать участие в работе коллектива, формирование навыков сотрудничества со взрослыми, сверстниками, умение вести диалог. Задавать вопросы, слушать собеседника, формулировать свои затруднения.

Структура урока:

Организационный момент (1 минута)

Повторение изученного материала (1 минута)

Теоретическая часть (13 минут)

Закрепление (2 минуты)

Физкультминутка (1 минута)

Практическая работа (Инструктаж, самостоятельная работа) (19 минут)

Анализ работ (2 минуты)

Итог урока (1 минута)

Домашнее задание (1 минута)

Цель: Подготовка учащихся к работе на уроке.

Задачи: создать благоприятную обстановку для работы на уроке; обеспечить благоприятный психологический настрой учащихся; проверить отсутствующих на уроке; включить учащихся в деловой ритм

Методы: методы стимулирования и мотивации учащихся: эмоциональные (акцентирование эмоций) ; методы словесной передачи информации: беседа, опрос.

Планируемый результат: доброжелательный настрой учителя и учащихся, готовность класса и оборудования к работе на уроке. Быстрое включение класса в деловой ритм, организация внимания всех учащихся, кратковременность организационного момента.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

- занимают рабочие места;

-слушают учителя, настраиваются на продуктивную работу во время урока

-проверяю готовность обучающихся к уроку;

- возможны обоснованные замечания к внешнему виду, принадлежностям и материалам.

Опрос учащихся по заданному на дом материалу, включающий:

Цель: актуализация знаний, учащихся через активизацию индивидуальной мыслительной деятельности.

Задачи: включить всех учащихся в обсуждение темы; подвести учащихся к постановке цели урока.

Методы: методы стимулирования и мотивации учащихся: познавательные (создание проблемной ситуации); эмоциональные (поощрения, похвала, создание ситуации успеха); методы словесной передачи информации: эвристическая беседа, объяснение.

Планируемый результат: готовность учащихся к активной учебно- познавательной деятельности на основе опорных знаний. Определение цели и направления учебной деятельности.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

- актуализируют субъективный опыт;

- отвечают на вопросы учителя с места;

- высказывают своё мнение;

- формулируют тему и цель урока;

- высказывают свои предположения по ходу урока.

-спрашиваю вопросы по теме «Красота родной природы

-1: ребята скажите, как называются художники которые рисуют природу? (пейзажисты)

-2: Каких русских пейзажистов вы знаете и их картины? (Шишкин, Левитан, Репин, Айвазовский) (утро в сосновом бору, рожь, осень, радуга)

-3: - Что может быть изображено на сельском пейзаже? (Художник изображает поля, колесящие нивы, леса, деревенские дома.)

- Итак, сделаем вывод: пейзажи отличаются разным колористическим состоянием. Оно зависит от времени года, времени суток, цвета (теплые и холодные, хроматические, ахроматические)

Показывает иллюстрации с закатом, и ребята формулируют тему и цель урока

- используется мультимедийная презентация, которая носит учебно- фоновый характер и визуализирует процесс усвоение учебного материала;

Изучение нового учебного материала. Данный этап предполагает:

Задачи: сформировать у учащихся конкретные представления по теме и содержанию урока; вовлечь каждого участника в активный познавательный процесс, умение делать выводы.

Методы: наглядной передачи и зрительного восприятия информации (иллюстрации, ИКТ) ; методы словесной передачи информации: эвристическая беседа, объяснение.

Планируемый результат: активные действия учащихся с объектом изучения; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

- рассматривают репродукции картин

- А теперь послушайте стихотворение И. А. Бунина и скажите, какое настроение оно у вас вызвало?

Солнце уходит в далекие страны,

В сумрак ночной, за леса и моря.

В темных лесах засинели туманы,

В море горит золотая заря.

День угасает. Дневные заботы

С тихой зарей забывает земля,

Пахарь усталый вернулся с работы,

В теплой росе засыпают поля.

- Итак, какое же настроение оно у вас вызвало?

- Грустное, так как закончился день, нужно ложится отдыхать, день угасает, поля засыпают.

- Правильно, действительно очень грустно, когда заканчивается день, но как красиво когда солнце заходит. А как называется время, когда заходит солнце?

- Сейчас у нас утро и возможности увидеть закат у нас нет, но я вас приглашаю в фото галерею посмотреть, как красивы вечерние пейзажи и как изменяется цвет неба. ( слайд-шоу на экране)

- Подберите слова, с помощью которых можно охарактеризовать закат. (Удивительный, загадочный, сказочный… )

- Красота заката почти не зависит от времени года. В теплое время года закат можно наблюдать чаще, чем зимой. Самый красивый закат над водой. Как вы думаете, почему?

- Вода – зеркало, где отражаются…

- Ребята, мы с вами посетили фото галерею, а сейчас я вас приглашаю в картинную галерею .

Исаак Ильич Левитан. Сумерки. Стога

Аркадий Александрович Рылов. Закат

Станислав Юлианович Жуковский. Пейзаж. Лес

- Какой колорит в картине?

- Почему такие цвета он выбрал? Что хотел изобразить?

- А если бы художник использовал серые цвета? Чтобы он передал?

- Как окрашивается небо при лучах заходящего солнца?

(переход цвета от тёмно – голубого к багровому диску солнца)

Выполнение линейного рисунка.

Намечаем перспективное расположение объектов.

Пейзаж лучше начинать рисовать с нанесения крупного объекта переднего плана, высоту которого можно выбрать произвольно. Этот предмет будет исходным для сравнения с ним остальных.

Очень важно найти верные пропорции

кустарников и деревьев.

Выполнение рисунка в цвете.

Глубина пространства создаётся не только линейной, но и воздушной перспективой: Ослабление резкости и чёткости очертаний и цвета предметов по мере их удаления. Чем ближе предмет, тем он изображён чётче и ярче.

- на данном этапе происходит расширение области знаний учащихся;

- происходит интеграция с уроками истории, литературы;

- расширение понятийного ряда.

Закрепление учебного материала, предполагающее:

Задачи: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме урока; установить уровень осознанности усвоения нового учебного материала, повысить уровень осмысления изученного материала и глубины его понимания.

Методы: наглядной передачи и зрительного восприятия информации (иллюстрации, ИКТ) методы словесной передачи, информации: эвристическая беседа, объяснение.

Планируемый результат: активная и продуктивная деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний. По выявлению внутри предметных связей.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

- отрабатывают и закрепляют учебный материал полученный на уроке;

- отвечают на вопросы учителя, выделяют существенные признаки ведущих понятий, конкретизируют их.

-провожу беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний;

- с помощью учебных вопросов проверяю умения, учащихся соотносить между собой факты, понятия, правила и идеи

-Какой колорит используем при рисование заката?

-Для рисования заката нам нужно рисовать линию горизонта?

Понятийный ряд прорабатывается для лучшего усвоения учебного материала.

Физкультминутка

Цель: профилактика утомления, развитие межполушарного взаимодействия, произвольности и самоконтроля.

Задачи: отдых учащихся, настрой на дальнейшую работу; расслабление глаз и рук.

Планируемый результат: синхронизация деятельности обоих полушарий, увеличение эффективности работы всего мозга.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

- ученики слушают учителя и повторяют за ним движения

Предлагаю учащимся упражнения на месте:

Ребёнок сидит за столом, руки на столе, пальцы сцеплены в голова опущена. Поднимает сцепленные руки ладонями вверх, поднимает голову, потягивается, возвращается в исходное положение.

Ребёнок сидит на стуле, руки за голову. Поворачивает туловище влево и вправо, можно сочетать с разведением рук в стороны.

Ребёнок сидит за столом, локти опираются на стол, предплечья вертикально. Разжимает и сжимает кулаки, разводя пальцы в стороны.

- данный приём широко используется в арт-терапии (метод в психологии).

Практическая часть

Цель: организация деятельности по применению новых знаний.

Задачи: Организовать деятельность по применению новых знаний; рисуем закат солнца

Планируемый результат: самостоятельное выполнение заданий

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

-поработать над созданием композиции по теме

- Вы как художники знаете с чего начинается работа?

- С наброска.

Тонкими линиями намечаем линию горизонта, дальний план, деревья, кусты.

Смачиваем кистью и водой лист.

Затем приступаем к заливке: ближе к горизонту светлее и теплые цвета, к краю – холодные и темные.

- А что по тону будет светлее: земля или небо? ( Небо светлее и прозрачное)

. -учащиеся создают работу, это создаёт условия для творческой самореализации.

- во время работы звучит музыка для эмоционального настроя учащихся.

Анализ работ

Задачи: установить уровень осознанности усвоения нового учебного материала; повысить уровень осмысления изученного материала и глубины его понимания.

Методы: метод словесной передачи информации и слухового восприятия: воспроизводящая беседа, фронтальный и уплотнённый опрос

Планируемый результат: активная и продуктивная деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний, по выявлению внутри предметных связей.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

-отрабатывают и закрепляют полученные на уроке знания и умения;

- отвечают на вопросы учителя, выделяют существенные признаки ведущих понятий конкретизируют их.

- Художник всегда организует выставку своих работ. А мы сейчас в классе устроим Вернисаж. Пожалуйста, прикрепите свои работы на доске

Рассматриваем рисунки детей, что им нравится в рабо тах и спросить почему. Похвалить за то, что они справились с заданием. Нау чились рисовать природу теплыми красками. Сумели передать заход, восход солнца, его отражение в море и т. д.

- понятийный ряд прорабатывается для лучшего усвоения учебного материала.

Цель: анализ успешности усвоения материала и деятельности учащихся.

Задачи: подвести итоги урока.

Методы: наглядной передачи и зрительного восприятия информации (иллюстрации, таблицы, ИКТ); методы словесной передачи информации: эвристическая беседа, объяснение.

Планируемый результат: адекватность самооценки учащегося оценке учителя. Получение учащимися информации о реальных результатах обучения.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

- формулируют конечный результат своей работы на уроке;

- озвучивают, что нового узнали сегодня, чему научились;

- Выражают удовлетворённость занятием творчеством.

- организую беседу, связывая результаты урока с его целями:

Что нового мы сегодня сделали?

- провожу анализ и оценку успешности достижения цели урока и намечаю перспективу последующей работы;

- оцениваю активность учащихся на разных этапах урока, выставляю отметки;

- выражаю удовлетворённость работой класса, фиксирую внимание на эмоциях творчества:

- цель урока считается достигнутой. Если все учащиеся справились с работой; если ребята могут ориентироваться в своих знаниях и могут защитить свою точку зрения.

9 . Домашнее задание

Задачи: обеспечить понимание цели, содержания и способов выполнения домашнего задания; проверить соответствующие записи.

Методы: наглядной передачи и зрительного восприятия информации (иллюстрации, таблицы, ИКТ) ; методы стимулирования и мотивации учащихся: познавательные( создание проблемной ситуации); эмоциональные (поощрения, похвала, создание ситуации успеха); методы словесной передачи информации: эвристическая беседа, объяснение.

Планируемый результат: реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития.

Вид деятельности : тематическое рисование.

Цели: учить выделять главное в пейзаже, определять изменение цвета и различать цветовой тон; продолжить ознакомление с произведениями изобразительного искусства; изучить основы воздушной перспективы; развивать умение эмоционально воспринимать образ природы, воспитывать наблюдательность и бережное отношение к природе; совершенствовать навыки рисования в цвете.

Оборудование: для учителя – белый лист бумаги, краски, кисти; для учащихся – художественные принадлежности для рисования красками.

I. Организация класса.

II. Беседа о пейзажной живописи.

В русской пейзажной живописи есть произведения, значение которых в истории нашей культуры необычайно велико. Среди художников разных эпох были певцы родной природы.

Певцами природы были И. Шишкин, И. Левитан, И. Айвазовский. Обратите внимание на репродукции их картин.

С какой удивительной точностью художники передают красоту природы. Тонкое сочетание цвета, света и тени. Природа на этих полотнах живая.

– Какое настроение вам навевают эти картины?

Если внимательно вглядеться в эти пейзажи, можно услышать шум сосен, вечернее дуновение ветра и шум волн утихающей стихии на море.

– Как, по вашему, что хотели донести художники до зрителя?

Природа всегда радовала глаз человека, и только бережное отношение к ней сохранит эту красоту.

Живая природа никогда прежде так не нуждалась в защите человека, как сегодня. Особая роль в этом всенародном деле принадлежит искусству. Общеизвестна огромная сила его эмоционального воздействия на сердца людей. Образ природы нужно уметь эмоционально воспринимать, выделять главное в пейзаже, определять изменение цвета в зависимости от расстояния изображаемых объектов, различать цветовой тон зелени деревьев и заходящего солнца. Если внимательно вглядеться, как окрашивается небо при лучах заходящего солнца, то можно четко увидеть переход цвета от темно-голубого к багровому диску солнца. Этот переход от одного цвета к другому мы и будем учиться выполнять.

Очень важно найти верные пропорции кустарников и деревьев.

На пейзажных рисунках глубина пространства создается не только линейной перспективой, но и воздушной.

III. Самостоятельная работа.

На отдельном листе выполняются упражнения вливания одного цвета в другой и перехода от одного цвета к другому. Такие упражнения дадут возможность более точно передать цвета заходящего солнца.

Сначала выполняется линейный рисунок, намечается перспективное расположение объектов.

Пейзаж с большим простором лучше начинать рисовать с нанесения крупного объекта переднего плана, высоту которого можно выбрать произвольно. Этот предмет будет исходным для сравнения с ним остальных. По нему определяется расположение дальних планов. После линейного построения пейзажа рисунок анализируется, исправляются допущенные ошибки в построении пространственной композиции.

IV. Завершение работы.

Основная задача при выполнении рисунка – передача изменения цветовой гаммы заходящего солнца.

Учащиеся делятся своими впечатлениями, приобретенными во время наблюдений, после этого приступают к оформлению рисунка в цвете, выполняя упражнение перехода от одного цвета к другому.

Читайте также: