Таблица умножения и деления с числом 9 3 класс конспект урока и презентация

Обновлено: 07.07.2024

- способствовать развитию умений составлять таблицу умножения и деления с числом 9;
- объяснять значения выражений в контексте задачи, переводить одни единицы длины в другие;
- вычислять площадь и периметр квадрата;
- развивать мышление, наблюдательность, умение рассуждать.

Тип урока:

Изучение новых знаний и способов действий

Планируемые образовательные результаты:

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся составлять таблицу умножения и деления с числом 9,объяснить значения выражений в контексте задачи, работать с единицами длины – переводить одни единицы длины в другие, вычислять площадь и периметр квадрата.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют умениями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; научатся слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке, пользоваться учебником.

Личностные:проявляют интерес к изучению учебного предмета

Методы: словесный, наглядный, практический.

Формы: фронтальная, индивидуальная, коллективная

Образовательные ресурсы:

Оборудование: Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор, "карта успеха" (каждому ученику).

Ход урока.

I. Организационный момент. (слайд 1)

- Ребята, какое у вас настроение? Солнышко поделиться с нами радостью, добротой и теплом. И ваше настроение будет хорошим весь день!

- Что вы чувствуете, глядя на эти цветы? (слайд 2)

- Чем они напоминают людей?

- Цветы напоминают мне вас. Вы такие же неповторимые. У каждого из вас своя красота действий, поступков, слов. Я хочу, чтобы на уроке вы раскрылись и показали свои знания.

- Мне хотелось бы, чтобы эти слова стали девизом нашего урока: (слайд 3)

Я желаю вам сегодня добра.

Вы желаете мне сегодня добра.

Если вам будет трудно, я помогу.

Если мне будет трудно, вы поможете мне.

- Я думаю, вы согласитесь, что у нас всё получиться. (слайд 4)

- Чтобы спорилась работа начнем с гимнастики ума - устного счёта.

II. Актуализация знаний.

1) Работа с таблицей.

- Ребята, предлагаю вам заполнить таблицу: (слайд 5)

2) Решите задачи: (слайд 6, 7)

Сыну 9 лет, а отец в 5раз старше. Сколько лет отцу? ( Проверка)

Коля проплыл 32 метра, а Вова 8 метров. Во сколько раз больше проплыл Коля? На сколько метров больше проплыл Коля? (Проверка)

- Какие правила вспомнили?

3) Внимание! Логическая минутка: (слайд 8)

- Порассуждаем: У меня 4 башни. Первая башня пустая. Василиса не в самой высокой, и не в самой широкой башне. Где она?

- Отметьте на карте "успеха" свои достижения: за задания , с которыми справились , поставьте "+" за каждое, а за каждое задание, с которым не справились - "-".

III. Самоопределение к деятельности. Определение темы и целей урока.

- Предположите, что мы будем сегодня исследовать и изучать. (слайды 9, 10)

- Установите закономерность и продолжите числовой ряд, соблюдая эту закономерность. (слайд 11)

- Назовите тему урока.

- Что мы должны узнать на уроке?

- Чему будем учиться?

IV. Работа над новым материалом. (слайд 11)

1. Работа с таблицей.

- Перед вами табличные случаи умножения и деления, которые мы уже изучили. Исследуйте их. По какой закономерности составлен 1 столбик таблицы?

- Какое новое выражение, на ваш взгляд, будет следующим? Как найти его значение?

- По какой закономерности составлен 2 столбик таблицы?

– Какое свойство умножения поможет нам найти значения этих произведений? (От перестановки множителей, произведение не меняется)

– Какой новый случай появится? (9 х 9)

- Надо ли его запоминать?

– При изучении умножения, мы всегда рассматриваем соответствующие случаи деления. Исследуйте 3 и 4 столбики.Составьте выражение на деление. Каким правилом воспользуемся? (Если произведение двух чисел разделить на одно из них, то получится другое число – 81 : 9 = 9)
– Сколько случаев получится? Почему? (Одинаковые множители)

- Какое число завершит числовой ряд?

2. Игра-исследование "Счётная машинка" (слайд 12)

3. Работа по учебнику.

№ 1 с. 65 (1, 2 столбик) ((под комментирование) (слайд 13)

V. Физкультминутка (слайд 14)

VI. Закрепление материала.

Заполнение таблицы (с. 65 внизу) (устно)

- Оцените себя по "карте успеха".

2. Решение задачи с. 65 № 3 (под руководством учителя анализируем, записывают решение самостоятельно).

– А сейчас мы будем письменно решать задачу № 3 и постараемся найти разные способы её решения. Прочитайте задачу внимательно.
– О чем в ней говорится?

– Что нужно узнать в задаче?

- Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? Почему?

Самопроверка. Самооценка. (слайд 17)

- Оцените себя по "карте успеха".

VII. Самостоятельная работа. (слайд 18)

№4, №6 ( по вариантам)

– А сейчас вспомните, как найти площадь и периметр прямоугольника.

– Что знаете о сторонах квадрата?
– Выполните задание самостоятельно по вариантам (1 вариант – квадрат со стороной 7 см, 2 вариант – со стороной 9 см). Также самостоятельно выполните № 4.
Проверьте свое решение (слайд 19)

Самопроверка. Самооценка. (слайд 19)

- Оцените себя по "карте успеха".

Составление и решение задачи по краткой записи (слайд 20)

- Измените вопрос задачи так, чтобы она решалась двумя действиями.

- Оцените себя по "карте успеха".

VIII. Работа в парах.

- Ребята, а теперь поработаем в парах. Найдите задания на полях с. 65.

Исследуйте выражения и найдите "лишнее" из них. Постарайтесь найти несколько решений (выполняют устно, проверяем).

IX. Итог урока.

Урок сегодня был удачный, (слайды 21, 22)
Не прошёл для вас он зря.
Вы все очень постарались.
Вам понравилось, друзья?

- Какое открытие сделали на уроке?

- Что понравилось? Что было трудно?

- Можно ли применить эти знания в жизни?

Посмотрите на свои карты "успеха" и оцените свою работу на уроке. А поможет вам в этом"гора успеха" (слайд 23)

X. Домашнее задание: (слайд 24)

№1 (3, 4 столбик), № 5 с. 65

Дыдыкина Ольга Михайловна, МБОУ "Кемлянская СОШ", с. Кемля Республика Мордовия, учитель начальных классов

Составить таблицу умножения и деления с числом 9 и работать над её запоминанием.

ВложениеРазмер
urok_v_3_klasse_talitsa_umnozheniya_i_deleniya_s_chislom_9.docx 34.99 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока

Доржиева Валентина Владимировна

Конспект урока по математике

Подробный конспект урока

Урок первичного предъявления новых знаний

Урок с применением ИКТ

Частично-поисковый, исследовательский, иллюстрированный, творческий

Составить таблицу умножения и деления с числом 9 и работать над её запоминанием.

познакомить с приёмом умножения на 9;

познакомить с приёмом деления на 9;

закреплять таблицу умножения.

развивать вычислительные навыки;

развивать логические операции: анализ, классификация, сравнение, обобщение;

развивать самооценку, умение работать самостоятельно и самостоятельность при выполнении заданий.

воспитывать умение вести учебный диалог;

совершенствовать коммуникативные навыки.

  • формировать положительное отношение к учению,
  • уважительное отношение к собеседнику,
  • развивать интерес к различным видам решения поставленной учебной задачи и к расширению математических знаний.
  • уметь определять и формулировать цель на уроке;
  • учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
  • планировать свои действия в связи с поставленной задачей.
  • понимать, принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять самооценку учебных действий;
  • уметь ориентироваться в своей системе знаний;
  • ориентироваться в предложенном материале, находить нужную информацию
  • отличать новое от уже известного; добывать новые знания.
  • уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
  • слушать и понимать речь других;
  • уметь работать в паре, группе;
  • формулировать собственное мнение и позицию.

Планируемые предметные результаты.

  • закрепят знания изученных таблиц, устных приёмов вычисления примеров разного вида;
  • усовершенствуют умения решать задачи;
  • повторят понятия уравнения, подбор корня уравнения;
  • усовершенствуют умения ориентироваться в геометрическом материале, в нахождении периметра.
  • смогут проанализировать, найти закономерности при составлении таблицы;
  • смогут составить, усвоить и частично запомнить таблицу умножения на 9;
  • сумеют применить полученные знания на практике;
  • смогут сотрудничать при групповой работе и работе в парах, задавать вопросы, учитывать мнение одноклассников, отстаивать свою точку зрения.
  • будут адекватно себя оценивать на уроке;

Ребята, у нас сегодня гости. Давайте поздороваемся с ними. Садитесь, а теперь закройте глазки, улыбнитесь, откройте глазки, погладьте левую сторону груди, чтобы нормализовалась работа сердца, погладьте голову, чтобы она хорошо работала, погладьте правую руку (Карина и Толя левую) чтобы она красиво писала, а теперь повернитесь, улыбнитесь соседу, пожелайте ему успехов!.

Начнём урок с хорошего настроения как у нашего солнышка. ( 2 Слайд)

Девиз нашего урока : (хором)

Вести себя спокойно, не выкрикивать, уважать друг друга. (3 слайд)

Перед тем как вы начнёте писать, я хочу задать вам несколько вопросов.

  • Какое сегодня число?
  • Дайте полную характеристику этого числа
  • Скажите ребята, а число 30 встречается в изученном нами табличном умножении? (5Х6;6Х5;3Х10)
  • Что вы можете сказать о словах – ноябрь, работа, классная?
  • Какими частями речи они выражены?

Откройте свои тетради, положите их правильно под наклоном, проверьте ПОСАДКУ.

Запишите число 30 ноября. Классная работа. Пока записывают Дом.задание если выполнено аккуратно чисто и красиво, я дотронусь до вашего плеча.

Ребята, сегодняшний урок мы начнём с весёлого устного счёта.

Записываете в тетрадь только ответ

- Число ног у паука умножить на количество пальцев на руке у человека.(6Х10=60)

- Любимую оценку ученика умножить на самое маленькое двузначное число.(50)

- Количество месяцев в году разделить на число голов Змея Горыныча.(4)

- Количество букв в слове БУРАТИНО разделите на число крыльев у орла. (4)

- Число дней в неделе увеличьте в 10 раз. ( 70)

А сейчас нас ждут не менее интересные задачки. Будьте внимательны. Теперь вам надо в тетради записать решение задачи и ответ. На экран

4 слайд (задачу читает один ученик)

К двум зайчатам в час обеда Прискакал один сосед. В огороде зайцы сели И по три морковки съели. Кто считать, ребята, ловок? Сколько съедено морковок? (3 х 3 = 9 (м.))

Внимание, следующая задача. 5 слайд

Пять зайчат сидят в углу, Чистят репу на полу. Насчитали 45

Как делить забыли вдруг. Мамы с папой нет нигде… Помогите им в беде! (45 : 5 = 9 (шт.))

-Проверим по эталону, на экран 6 слайд

Скажите, а какой ответ мы получили в каждой из предложенных задач? (9)

На минутке чистописания мы с вами пропишем цифру 9. (характеристика числа 9)

Аккуратно, не торопясь, пропишите цифру 9. Вспомните ещё раз, как правильно она пишется.

Определение темы урока

Постановка цели и задач урока

Работа с геометрическим материалом

Инструктаж по его выполнению

- У меня на доске два столбика с числовыми выражениями.

- Посмотрите на числовые выражения первого и второго столбиков.

- Скажите, чем они отличаются? (множители поменялись местами)

- Давайте найдём значение числовых выражений первого столбика. Цепочкой записывают произведение.

Фронтальная работа. (Записала ответы в первый столбик)

- Изменится ли результат числовых выражений во втором столбике? (нет)

- Почему? Какое правило мы знаем? (от перестановки множителей произведение не изменяется)

- Поэтому мы смело можем вписать результаты числовых выражений во второй столбик.

- Давайте проведём исследование первого столбика. Что мы видим? (первый множитель не изменяется, второй множитель увеличивается на 1).

- А как изменяется произведение? (произведение увеличивается на 9)

- Ещё все произведения двузначные и сумма цифр в произведении равна 9)

- Во втором столбике первый множитель увеличивается на 1, второй множитель одинаковый, а произведение также увеличивается на 9.

- Ребята, скажите, а каких числовых выражений не хватает?

- Как вы думаете, почему я их не написала? (Таблицу умножения с числом 9 мы ещё не изучали)

-Так какова же тема нашего урока? Кто догадался?

(Таблица умножения и деления с числом 9)

-Какую цель мы поставим перед собой на сегодняшнем уроке? ( Составить, записать таблицу умножения и деления с числом 9 и научиться её использовать).

-Как найти значение произведения 9 Х 9? (9+9+9+9+9+9+9+9+9=81 или

-Какой пример на деление мы запишем? 81:9=9

- В парах составьте и запишите таблицу деления числа 9. (Проверка по эталону слайд)

-А теперь наша задача состоит в том, чтобы научиться практически использовать таблицу и запомнить её.

Давайте запишем таблицу в тетради, но я вам предлагаю записать только 1 пример. Почему? Откройте учебники на стр. 65

-Почему пример написан в красной рамке? (нужно его запомнить)

- Давайте сделаем ВЫВОД , что мы сейчас с вами составили и записали? (таблицу умножения и деления с числом 9))

Давным- давно люди открыли ещё одно волшебство

- Поверните обе руки ладонями к себе. Пусть каждый палец по порядку означает соответствующее число: первый слева-1, второй-2, третий-3 ит.д.до 10

- Сейчас ваши пальчики превратятся в счетные машинки

Решите примеры в парах на ваших счётных машинках, т.е пальчиках

9Х4 9Х5 9Х7 (на доске примеры)

- Помогите своему соседу, если он не понял.

-Когда эти знания смогут вам пригодиться? (когда вы неуверенны в ответе)

-Что такое умножение? (Стихотворение Илья -? Или хором прочитать

Что такое умножение?

Это умное сложение.

Ведь умней умножить раз,

Чем слагать все целый час.

Всем нам в жизни пригодится

И не даром названа

Итак. Где найдёт применение знание таблицы умножения?

Неизвестно, кто первым составил таблицу умножения, но впервые она появилась в Китае 2200 лет назад. Ещё я хочу добавить, что без таблицы умножения и деления невозможны были бы многие открытия в математике, а значит и нашей жизни не было бы машин, самолётов, компьютеров и многого другого к чему мы привыкли в жизни.

Надеюсь новые знания вы будете активно применять.

- А теперь отдохнём (Включить физминутку)

-Хорошо работаем дальше.

Работа по учебнику № 1 (с. 65)

Самостоятельное выполнение. По вариантам.

Взаимопроверка. Ответы записаны на доске: в столбик

ӀӀ- 49,64,81,36; Взаимооценка

Задача № 4 (стр.65) Сделать схематический разбор в тетради и на доске.

- Прочитайте условие задачи.

- О чём говорится в задаче? (О проводе длиной 50 м).

- Какие действия с ним выполняли? (Отрезали 8м, потом 7 м).

- Что нужно узнать в задаче? (Сколько метров провода осталось).

-А сейчас представьте, что вы мастера участков и вам надо отрезать 8м провода и 7м.

- Как вы это будете делать? (Сначала отрезали 8м, потом ещё 7м).

- Как ещё можно найти остаток провода? (Сначала отрезали вместе 8м и 7м).

Решите задачу разными способами

- На своей парте найдите КОНВЕРТ

- Он один на двоих, так как работать будете в парах.

- В конвертах геометрические фигуры. Если в вашем конверте квадрат, найдите его периметр.

Если прямоугольник, найдите его площадь.

-Чему равен периметр квадрата? ( см.

-Чему равен площадь прямоугольника? ( см.2

- Как найти периметр квадрата? ( Все стороны прибавить или две стороны прибавить и умножить на 2)

-Как найти площадь прямоугольника? (Длину умножить на ширину или ширину умножить на длину)

Проверка: 1 пара, периметр и площадь,

Тем, кто быстро справился с работой Рабочие тетради № 104 стр. 41

- Скажите, какая тема урока у нас была сегодня? (таблица умножения и деления с числом 9)

- Чему мы должны были научиться? (составить таблицу умножения и деления на 9, и научиться использовать её)

Р ебята, послушайте одну притчу.

Шёл мудрец и встретил 3 работников.

- Кто из вас на уроке был первым работником, вторым работником, третьим работником. Возьмите личика и нарисуйте улыбку, в зависимости от того, каким работником вы были на уроке . (14 слайд)

-Ребята, покажите мне каким работником вы были на уроке .

Очень хорошо, что работа на этом уроке принесла вам радость, вы открыли новые знания.

Если вы испытываете трудности, на последующих уроках у нас будет время потренироваться, и мы справимся со всеми сомнениями и трудностями.

Технологическая карта урока математики в 3 классе по теме "Табличное умножение и деление с числом 9" и презентация к уроку.

ВложениеРазмер
Технологическая карта урока 33.63 КБ
Презентация к уроку 1.51 МБ

Предварительный просмотр:

Учитель: Печейкина Екатерина Алексеевна

Тема: Таблица умножения и деления с числом 9.

Тип: Урок открытия новых знаний

образовательные: расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов; формировать понятие о таблице умножения и деления с числом 9; формировать способность решать задачи с использованием таблицы умножения; закреплять переместительное свойство умножения, взаимосвязь умножения и деления, порядок действий в выражениях со скобками и без скобок, совершенствовать вычислительные навыки, умение вычислять площадь прямоугольника;

развивающие: развитие логического мышления, воображения; развитие коммуникативных качеств, речи обучающихся;

воспитывающие: формирование умения общаться, устойчивого интереса к занятиям математикой.

Личностные действия : (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация)

Регулятивные действия : (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция)

Познавательные действия : (общеучебные, логические, постановка и решение проблемы)

Коммуникативные действия : (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации)

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая, работа в парах.

Универсальные учебные действия

1.Мотивирование к учебной деятельности.

Включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне

С добрым утром начат день, и работать нам не лень! Начинаем урок!

Тему урока узнаете после математической разминки.

  • Сколько будет трижды три?
  • Сколько хвостов у 9 котят?
  • Сколько недель в 63 днях?
  • Как можно из 6 сделать 9?
  • Какое число будет главным на уроке?

Сегодня мы побываем в волшебном мире математики. Составим и выучим таблицу умножения с числом 9. Каждый из вас попробует себя в роли волшебника.

Приветствуют учителя, отвечают на вопросы.

Помогают сформулировать тему урока.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Готовность мышления и осознание потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности.

1. Продолжите ряд чисел (3 числа): (слайд 2)

- Как называются эти числа?

Как называются эти числа?

- Подчеркните нечетные числа зеленым карандашом, четные – красным.

- Что можете сказать об этих числах?

- Назовите число десятков и единиц в нечетных числах.

2. Кто знает всю таблицу умножения с числом 9? Расскажите (2 человека).

- Вы, наверное, заметили, что дети начинают таблицу умножения с различных случаев.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Таблица умножения и деления на 9.pptx

Описание презентации по отдельным слайдам:

Урок математики
в 3 классе
МОУ «Катериновская ОСШ им. А. С. Пушкина
Учитель: Грецкая В. И.


-Вы услышали звонок?
Начинается урок.
Тихо сядьте, успокойтесь,
Ведь у нас немало дел.
На рабочий лад настройтесь,
Чтобы каждый всё успел.

- Отгадайте-ка, ребятки,
что за цифра -акробатка?
Если на голову встанет,
ровно на 3 меньше станет?

Ответьте на вопросы:
- Сколько полных лет вам исполнилось?

- Сколько учеников в нашем классе?

- Сколько месяцев в году мы учимся
в школе?

- Сколько планет в Солнечной системе?

Тема урока:
Таблица умножения и деления на 9
Цели урока:
1. Усвоить приёмы умножения числа 9 и соответствующие случаи деления.
2. Раскрыть секреты и интересные факты таблицы на 9.
3. Применить на практике новые виды вычислений.

Устный счёт
Сколько голов у 5
Сколько рогов 6
Сколько ушей у 8
Сколько лап у 3
Сколько шин у 7
Сколько ножек у двух

Выполните вычисления по цепочке
9

Найди закономерность и продолжи ряд чисел.


32, 24, 56, 12, 36, 18, 41, 63.

Найдите лишнее число. Представьте остальные числа в виде произведения двух множителей.

Напекла бабушка
32 оладушка и 8 ватрушек.
Во сколько раз больше бабушка напекла оладушек,
чем ватрушек?
А на сколько больше?
Реши задачу
32 : 8 = 4(раза)
32 - 8 = 24(ол.)

Реши задачу
30 чашек - ? наборов
30 : 6 = 5(наборов)

Найдите уравнение, которое решается сложением
х + 10 = 23
36 – b = 20
а – 8 = 30

Учимся тому, чего не умеем
9 · 2 =
9 · 3 =
9 · 4 =
9 · 5 =
9 · 6 =
9 · 7 =
9 · 8 =
9 · 9 =

Секреты таблицы на 9
9 · 2 = 18
9 · 3 = 27
9 · 4 = 36
9 · 5 = 45
9 · 6 = 54
9 · 7 = 63
9 · 8 = 72
9 · 9 = 81

Сумма цифр в произведении
равна 9.
2. Цифра в разряде десятков на 1 меньше второго множителя.
3. Чтобы узнать, сколько в произведении
единиц, нужно от 10
отнять второй множитель.

Закрепление и применение
новых знаний
№ 1, стр. 65

Задача № 2
Девочка – 27м.
Мальчик – 18м.
? кл. по 9м.
27:9
18:9
(27+18) :9
27+18

-
Догадайтесь, о какой фигуре идет речь?

Он давно знакомый мой.
Каждый угол в нем прямой.
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Вам его представить рад,
Как зовут его. (квадрат).

Стр.65.
№ 4, перевести величины длины.
Задание на поле: вычислить, подчеркнуть лишнее выражение.
Выучить таблицу на 9.

Рефлексия
Я работал хорошо, трудностей не было. Я продвинулся вперед
Я работал, но не все получилось. Нужно ещё заниматься.
Мне было трудно, нуждаюсь в помощи.

Самооценка
Я узнал …
Я повторил …
Мне удалось…
Надо ещё поработать над …
Я был в восторге от…
Похвалю себя за …
Поделюсь своими впечатлениями с …
Моё настроение…

Спасибо за урок!

Выбранный для просмотра документ Таблица умножения и деления на 9.docx

Урок математики в 3 классе на тему:

«Таблица умножения и деления

( В рамках школьного МО учителей начальных классов)

Учитель I категории

Тип урока: урок открытия новых знаний.

-создать условия для усвоения таблицы умножения числа 9 и соответствующие случаи деления;

-формировать умения и навыки решать задачи разными способами, находить периметр и площадь прямоугольника.

Метапредметные

Познавательные

- развивать умения: наблюдать, анализировать, сравнивать, рассуждать;

- развивать математическую память и логическое мышление.

Регулятивные

- научить принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на её решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;

- адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и искать способы их преодоления;
- развивать умение контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания;

- анализировать и оценивать свою работу на уроке.

Личностные:

понимать и выполнять учебные требования, предъявляемые со стороны учителя.

Коммуникативные

- выражать в речи свои мысли и действия;
- строить понятные высказывания;

- давать ответы в виде развёрнутых предложений.

- научиться сотрудничать с одноклассниками.

Оборудование:

  • компьютер;
  • мультимедийный проектор, экран;
  • рабочие листы с заданиями;
  • презентация к уроку.

I .ЭТАП МОТИВАЦИИ.

-Вы услышали звонок?

Начинается урок.

Тихо сядьте, успокойтесь,

Ведь у нас немало дел.

На рабочий лад настройтесь,

Чтобы каждый всё успел.

Это вам, дети, мои пожелания. Слайд 2

– Я хочу начать урок со словами великого русского князя и мудрого правителя Владимира Мономаха, который жил и правил русским княжеством почти тысячу лет назад. Он написал детям такое поучение:

«Что умеете хорошего, того не забывайте,

- Как понимаете 1 часть поучения для урока математики? А вторую?

-Пусть эти слова будут напутствием на уроке. Слайд 3

II . ЭТАП ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ.

1. Определение темы урока, цели

- Отгадайте-ка, ребятки,

что за цифра -акробатка?

Если на голову встанет,

ровно на 3 меньше станет? (Цифра 9) Слайд 4

- Пропишите старательно цифру 9. Напишите три цифры 9 рядом в каждой клетке и сделайте так три раза. Сколько раз написали цифру 9? Слайд 5

-Сколько лет каждому из вас в этом году исполнилось? (Почти всем 9 лет)

- А какое отношение это число имеет к нашему классу? (В нашем классе 9 учеников)

- Скажите, а сколько планет в солнечной системе? (9) Слайд 6

- Возможно, встреча с цифрой и числом 9 не случайна сегодня?

- Как вы думаете, девятка может иметь какое-то отношение к нашему уроку? (мы почти всю таблицу умножения выучили, дошли до 9)

- Так назовите тему нашего урока. ( Мы на уроке познакомимся с таблицей умножения на 9).

- Какие цели мы себе поставим? (Ответы детей обобщаются и озвучиваются.)

1. Усвоить приёмы умножения числа 9 и соответствующие случаи деления.

2. Раскрыть секреты и интересные факты таблицы на 9.

3. Применить на практике новые виды вычислений . Слайд 7

-Для того, чтобы работа по достижению этих целей была успешной, нужно выполнить зарядку для ума.

2. Актуализация знаний. Устный счёт.

· Подумайте и ответьте:

- Сколько голов у 5 коров?

- Сколько рогов у 6 быков?

- Сколько ушей у 8 мышей?

- Сколько лап у 3 собак?

- Сколько ножек у двух сороконожек?

- Сколько шин у 7 машин? Слайд 8

- Выполните вычисления по цепочке: Слайд 9

9, 7, 5, 3, 8 увеличь в 7 раз.

42, 24, 30, 18, 54 уменьши в 6 раз. Слайд 10

-Найдите лишнее число. Остальные числа представьте числа в виде произведения двух множителей.

32, 24, 56, 12, 36, 18, 63, 41, 54.(Лишнее число 41, не является результатом умножения).

-Найди закономерность и продолжи ряд чисел.

4, 9, 16, 25, 36, 49 , … , … . ( 64, 81 – произведения одинаковых множителей) Слайд 11

-Устно решите задачи.

- Даше 14 лет, а Оле 8 лет. Сколько лет было Оле, когда Даше было 9 лет?

- Напекла бабушка 32 оладушка и 8 ватрушек. Во сколько раз больше

бабушка напекла оладушек, чем ватрушек? А на сколько больше? Слайд 13

- В наборе 6 чашек. Сколько таких наборов получится из 30 чашек? Слайд 14

-Найдите уравнение, которое решается сложением.

36 – b = 20

а – 8 = 30 Слайд 15

- Молодцы! Видно, что то, что вы умеете, не забыли. Давайте отдохнём!

Физкультминутка

Мы старались, мы считали
И немножечко устали.
Вверх поднимем наши ручки
И дотянемся до тучки.

Уходи от нас скорей,
Не пугай ты нас, детей.

Вот к нам солнышко пришло,
Стало весело, светло.
Слайды 16-18

III . ЭТАП ОТКРЫТИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ.

1. Открытие новых знаний.

- А теперь приступаем ко второй части нашего напутствия: научимся тому, чего ещё не умеем.

– Перед вами таблица умножения девяти.

Трудно запомнить её как стишок назубок. Бесполезно зубрить то, чего не понимаешь. С амое главное, ПОНЯТЬ таблицу и тогда ты будешь смело по ней ходить. Давайте постараемся её понять.

Запишите результаты умножения на листочках.

9 х 2 =
9 х 3 =
9 х 4 =
9 х 5 =
9 х 6 =
9 х 7 =
9 х 8 =
9 х 9 =

– Какое свойство умножения поможет нам найти значения этих произведений? (От перестановки множителей произведение не изменяется)
– Пользуясь этим свойством, назовем значения произведений.
– Какой новый случай появился?
– Чтобы найти это значение, рассмотрим, что происходит с результатами во всей таблице. (Каждое следующее число увеличивается на 9)
– Как же получить последний результат? ( +9)
– Таким образом, из всей таблицы надо запомнить всего 1 случай, а все предыдущие мы уже знаем.

Секреты таблицы на 9

–Таблица умножения числа 9 таит внутри тоже загадочность…

–Давайте внимательнее рассмотрим результаты умножения. Что вы заметили?

б) количество десятков уменьшается на 1,а кол-во единиц увеличивается на1

-Число, которое умножаешь на 9, превращаешь в десятки и его же вычитаешь. Например, 9 х 6 то же самое, что и 60-6=54

– При изучении умножения, мы всегда рассматриваем соответствующие случаи деления. Составьте выражения на деление.

-Какое правило нужно вспомнить? (Если произведение двух чисел разделить на одно из них, то получится другое число) Слайд 20

2. Применение новых знаний. Работа по учебнику (стр. 65).

- Почему в рамку взяли только 2 примера? Наверное, ошиблись? (Предыдущие мы уже знаем).

Примеры № 1.

– Прежде чем начнем решать примеры, повторим правила о порядке выполнения арифметических действий

1и 2 столбик устно цепочкой, 3 и 4 ст. - с комментированием.

-Какие случаи из второго столбика будут обратными для случаев из первого столбика?

Задача № 2. (устно)

– Прочитайте условие. О ком говорится в условии? (О мальчике и девочке)
– Что они делали? (Принесли морковку для кроликов)
– Что они сделали с морковкой? (Разложили кроликам в клетки)
– Как разложили морковь? (Поровну в каждую клетку, по 9 штук)
– Что обозначает число 27? 18?
– Что же обозначает первое выражение? (Во сколько клеток может положить морковь девочка) Посчитайте: 3 клетки.
– Что обозначает второе выражение? (Во сколько клеток может положить морковь мальчик? В 2 клетки)
– Что обозначает третье выражение? (Сколько всего моркови принесли мальчик и девочка вместе) (45 морковок)
– На какой вопрос ответим, если найдем значение последнего выражения? (Во сколько клеток мальчик и девочка положат морковь? В 5 клеток.)
Слайд 22

Раз, два — стоит ракета.
Три, четыре — самолёт.
Раз, два — хлопики в ладоши,

А потом на каждый счёт.
Раз, два, три, четыре —
Руки выше, плечи шире.
Раз, два, три, четыре —
И на месте походили.

Задача № 4.

– Представьте, что вы на стройке мастера участков и вам нужно отрезать провод. Как вы это будете делать? (Сначала отрезать 8 м, потом 7 м), т. е. это будет первый способ решения задачи.
–А как найти другой способ решения? (8 м и 7 м сложить, т. е. узнать, сколько всего метров провода отрезали) Это будет второй способ решения задачи.
– Запишите решение задачи двумя способами самостоятельно. (Один ученик на доске)

1 способ: 50 – 8 – 7 = 35 (м)
2 способ: 50 – (8 + 7) = 35 (м)

Проверьте свои записи. Прочитайте ответ. Слайд 23


Геометрическое задание №6

- Догадайтесь о какой фигуре идет речь?

Он давно знакомый мой.

Каждый угол в нем прямой.

Все четыре стороны

Одинаковой длины.

Вам его представить рад,

Как зовут его. (квадрат).

- Вспомним, как найти периметр квадрата, площадь квадрата.

- В каких единицах измеряется периметр. Площадь?

- Чем отличается площадь от периметра?

– Выполните задание самостоятельно по рядам (1 ряд – квадрат со стороной 7 см, 2 ряд – со стороной 4 см, 3 ряд – со стороной 9 см)

IV . ИТОГ УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ.

– Какие новые знания вы сегодня получили? Сколько случаев надо запомнить? Как получали ответы в остальных случаях?

• Домашнее задание: Стр .65.

• № 4, перевести величины длины .

• Задание на поле : вычислить , подчеркнуть лишнее выражение .

• Выучить таблицу на 9. Слайд 25

-М не хочется узнать, насколько вы были успешны сегодня, кто испытывал трудности. Оцените свою работу на уроке с помощью смайликов.

Зелёный - Работал отлично, всё понимаю.

Жёлтый - Работал хорошо, но есть проблемы. Буду работать над ними.

Красный - Мне трудно. Прошу помощи.

(Оценивание работы учащихся на уроке учителем. Выставление оценок с комментированием.) Слайд 26


Работа позволит завершить изучение таблицы умножения на 9, научит различными способами вычислять соответствующие случаи частного, решать текстовые задачи.

Описание разработки

Пояснительная записка.

Завершение изучения таблицы умножения 9 и на 9 и соответствующих случаев деления на 9. Это необходимое для учащихся знание таблицы умножения и применение ее в математике. Дети самостоятельно составляют таблицу умножения и деления 9.

Цели:

Составить таблицу умножения 9 и деления с числом 9 и работать над ее заполнением;

Закреплять умение решать задачи изученных видов и вычислительные навыки.

Задачи:

Познавательная: способствовать запоминанию таблицы умножения девяти, на 9, соответствующих случаев деления.

Развивающая: способствовать развитию психических процессов ( внимания, памяти, ), математической речи, познавательных умений (умения рассуждать, делать выводы, анализировать, сравнивать), универсальных учебных действий (целеполагания, самоконтроля, взаимоконтроля, поиска информации)

Воспитательная: способствовать воспитанию любви к своему краю, чувства гордости за земляков, прославивших родной край, патриотизма, пробуждению интереса к предмету

Планируемые результаты:

Предметные: составлять таблицу умножения 9 и на 9; различными способами вычислять соответствующие случаи частного; решать текстовые задачи; совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки.

Метапредметные: понимать и строить модели математических понятий и использовать их при решении текстовых задач; находить и читать информацию, представленную разными способами.

Личностные: демонстрировать личностный смысл учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий; развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Межпредметные связи: Технология, организация и планирование собственной трудовой деятельности, контроль за ее ходом и результатом. Окружающий мир, моделирование различных ситуаций в виде схем.

Ход урока.

1. Организационный момент. (Слайд 1)

2. Актуализация знаний (слайд 2)

Решите задачи в стихах: (слайд 3)

- Двое шустрых поросят

- Так замерзли, аж дрожат.

- Посчитайте и скажите:

- Сколько валенок купить им? (4*2=8)

- У речки гуляли четыре утенка

- И 24 веселых гусенка,

- Во сколько раз больше было гусят?

- Во сколько раз меньше было утят? (24:4=6)

Индивидуальная работа с учащимися. (работа по карточкам: Устьянцева К, Крестьянинов Д., Иванюк Е.)

Работа с остальными детьми:

- Какую последнюю таблицу умножения вы учили?

-Учитель показывает значение произведения, дети называют множители. (8, 16, 64, 56, 20).

- Какое число может быть лишним? (20- такого ответа нет в табл. умножения с числом 8)

3. Самоопределение к деятельности.

Презентация по математике для начальных классов Умножение 9 и на 9, соответствующие случаи деления

8*9 (Чтобы решить эти выражения с какими числами вы учили таблицу умножения?)

- Какое выражение будет следующим?

- Что нужно знать, чтобы быстро выполнить вычисления? (Таблицу умножения с числом 9)

- Сформулируйте тему и задачи сегодняшнего урока.

- Ребята, а какой значимый для России день связан с числом 9? ( 9 мая)

4. Работа по теме урока.

- Как найти значение произведения 9*9 ? (9+9+9+9….или 9*8+9=81)

Работа в тетради: запишите дату и классная работа с комментированием. (Слайд 5)

- Дети составляют таблицу умножения и деления с числом 9. (Слайд 6)

5. Физминутка. (Слайд 7)

Работа по учебнику (с.65 №1, самостоятельное выполнение, взаимопроверка в парах)

Ответы записаны на доске 8,8,9,7,49,64,81,36.

6. Закрепление изученного материала.

Работа по учебнику (с. 65 № 3) (Слайд 9)

- О чем в ней говорится? (о проводе длиной 50 м);

- Какие действия с ним выполняли? (отрезали 8 м, потом 7 м);

- Что нужно узнать в задаче? (сколько метров провода осталось);

- Решение может быть несколькими способами.

- Дети, а где в нашей жизни можно встретить провод? (ответы учеников);

- А сейчас приступайте к решению задачи, сделав схематический чертеж);

(Дети решают задачу в паре. У каждой пары имеется полоска для практического решения задачи).

- Какая пара может выйти и объяснить решение задачи? (дети выходят к доске).

Ответ: осталось 35 м провода.

Зарядка для глаз.

7. Рефлексия.

С.65 № 6. (Самостоятельное выполнение) (Слайд 11)

- Прочитайте задачу (один ученик читает вслух);

- Вспомните, что такое квадрат, периметр и площадь. (дети выполняют задание).

- Кто справился с решение задачи? (ученик выходит к доске, работает с комментированием).

8. Подведение итогов урока. (Слайд 12)

- Над чем мы сегодня работали?

- Что нового узнали?

- Достигли этой цели или нет?

- Над чем нам надо поработать?

- Что вам понравилось?

9. Оценка детей своей работы на уроке. (Смайлик) (Слайд 13)

Читайте также: