Конспект по географии 7 класс параграф 7 страны мира кратко

Обновлено: 07.07.2024

Цель урока: формирование представления о странах мира и их группировке по различным признакам.

Основные понятия: страна, политическая карта, граница, столица, суверенитет, колония, республика, монархия; аграрные, индустриальные и постиндустриальные страны.

Образовательные: Рассмотреть географическое положение различных стран Определить численность государств Сравнить государства по площади территории Закрепить полученные знания посредством прохождения электронного теста, работы с тетрадью-тренажером

Оборудование: политическая карта мира, физическая карта мира, карта плотности населения мира, рисунки и фотографии стран мира, электронное приложение к учебнику (DVD-ROM), компьютер, мультимедийный проектор, экран, электронная презентация Power Point.

Ход урока

II. Изучение нового материала

На прошлом занятии мы изучали типы поселений, а сегодня на уроке, ребята, мы познакомимся со странами мира и рассмотрим политическую карту (слайд 1).

А для начала давайте дадим определение, что же такое страна.

(Каждый учащийся дает свое определение(понимание) этого термина)

Итак, страна - это территория с определенными государственными границами и законами.

Перед вами политическая карта мира. Скажите, на какие 2 вида подразделяются карты по содержанию?

Учащиеся: Карты по содержанию делятся на общегеографические и тематические.

Учитель: А к какому виду мы с Вами отнесем политическую карту мира?

Учащиеся: политическая карта мира относится к тематическим картам

Эта карта пестрая, многоцветная. Предположите, почему используется так много цветов?

Учащиеся: Для наглядности, быстрого нахождения определенного государства и его границ.

Учащиеся: Для наглядности, быстрого нахождения определенного государства и его границ.

В настоящее время насчитывается порядка 230 стран. Из них около 200 являются независимыми. Слайд 2

Все страны отличаются между собой по разным признакам:

  • Размеру.
  • Географическому положению.
  • Численности населения.
  • Форме государственного правления.
  • Типу хозяйства.

    Размер территории (слайд 3)

По численности населения первое место в мире принадлежит Китаю, а второе Индии. Есть государства со средней численностью, а есть страны-карлики.

По форме государственного правления государства бывают республиками и монархиями. Монархии в свою очередь бывают абсолютными и конституционными.
Учащиеся зачитывают информацию из географического блокнота (учебник с. 51).

Учитель: какие 3 звена хозяйства вы знаете?

Учащиеся: сельское хозяйство, промышленность и сфера услуг

Учитель: В зависимости от преобладания того или иного звена хозяйства страны подразделяются на аграрные, индустриальные и постиндустриальные. Приведем примеры.

III. Закрепление знаний

IV. Подведение итогов урока.

Учитель: Сегодня на уроке мы рассмотрели страны мира, познакомились со странами, их группировкой по различным признакам, поработали с политической картой.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЁЖИ

с. Ферсманово, 2017 г.

Цели урока :

Образовательные :

сформировать представление о странах мира, дать некоторые критерии их классификации;

объяснить, что такое хозяйство;

ознакомить с этапами общественно-экономического развития;

выявить зависимость стран друг от друга.

Развивающие :

строить логические цепочки рассуждений, сравнивать и анализировать учебный материал, делать выводы;

развивать устную и письменную речь;

формировать навыки и умения работы с контурной картой и атласом.

Воспитательные :

формирование познавательной деятельности, развитие у обучающихся интереса к изучаемой теме;

расширение кругозора; воспитание чувства гордости за свою страну.

Тип урока : изучение нового материала.

Формы учебной деятельности : индивидуальная работа, работа в парах.

Методы обучения : наглядные, словесные, работа с книгой, интерактивные (элементы исследовательской деятельности, ИКТ).

Оборудование : учебник, атлас, физическая и политическая карты мира, контурная карта, мультимедийные средства, чертёжные инструменты.

Учитель . Здравствуйте ребята! Садитесь. Проверьте наличие учебных принадлежностей на парте. Сегодня мы с вами будем путешествовать по географической карте.

Мотивация учебной деятельности .

Учитель . Прослушав три четверостишья, попробуйте определить тему нашего сегодняшнего урока:

Россия! Русь! Земля святая,

Что от Москвы и до окраин,

Леса, моря, поля и реки,

Для нас всегда ты и навеки.

Китай - волшебная страна,

Загадок древних полон он.

Стоит Великая Стена,

Над ней летит большой дракон.

В стране волшебной, солнечной Бразилии,

Нас ждут красоты невообразимые!

Там в феврале, ка нам ни странно это,

Беспечное тропическое лето.

Изучение нового материала .

Работа с картами мира (политическая и физическая карты висят на доске).

Страна - это территория с исторически сложившимися границами и общностью людей (обучающиеся определение записывают в тетрадь).

Страна, которая имеет независимость во внутренних и внешних делах, называется - государство .

Вывод : каждое государство является страной, но не каждая страна является государством.

2. Учитель . Страны различаются размерами территории . Самые большие по площади страны мира: наша Родина – Россия (1-е место в мире - 17,1 млн. км 2) , а также - Канада, Китай, США, Бразилия, Австралия (учитель показывает страны на карте, обучающиеся находят их в атласе и записывают в тетрадь).

3. Учитель . Страны различаются числом жителей . Самой большой по численности населения страной мира является Китай (1409 млн. чел.). Далее идут: Индия (1339 млн. чел.), США (324 млн. чел.), Индонезия (264 млн. чел), Бразилия (209 млн. чел.). Россия занимает 9-е место в мире (144 млн. чел.) (учитель показывает страны на карте, обучающиеся находят их в атласе и записывают в тетрадь).

4. Учитель . Страны различаются по географическому положению (обучающиеся записывают в тетрадь). Одни страны имеют выход к морям и океанам, другие - нет. Одни страны располагаются в тёплых широтах, другие – в холодных. Многие страны расположены на островах, а Австралия занимает целый материк.

5. Учитель . Страны мира различаются государственным устройством (учитель рисует схему на доске, объясняет её и приводит примеры).

Краткая запись уроков и текстов - полезная и эффективная работа. К тому же, ее польза не одномоментная. Конспектирование - основа обучения и после школы, например, в ВУЗе, техникуме, колледже. А также - база для освоения трудовых и бизнес-навыков впоследствии. Многие педагоги предусматривают в своей практике конспекты по географии за 7 класс - на уроках и в качестве домашних заданий ученикам. Научившись конспектировать, ребята проще запомнят сложные географические названия, глубже усвоят материал, получат более высокие оценки по дисциплине. Записи пригодятся им и впоследствии, например, при подготовке к ВПР, зачетам, коллоквиумам, экзаменам.

Плюсы грамотного конспектирования уроков в школе

Преимущества, которыми обладают конспекты по географии 7 класс, очевидны:

  • наглядность информации, представление даже больших по объему текстов в кратком виде, где базовые тезисы, основные моменты сразу же видны и понятны;
  • сжатый формат, позволяющий усвоить даже сложный текст, систематизировать многообразие данных по предмету;
  • возможность быстро найти по готовым конспектам нужный ответ и воспользоваться им в условиях ограниченного времени. Это не только сократит сроки поиска данных, но и в разы повысит эффективность работы, улучшит ее результат.

Основные трудности при составлении конспектов уроков

При всех плюсах материалов-конспектов, у подростков имеется и множество вопросов по ним. В частности, главной проблемой является неумение правильно, грамотно составлять конспекты. Это вызвано:

  • проблемами в работе с большими текстами;
  • незнанием правил определения главной мысли параграфа, раздела или ее самостоятельного формулирования из прочитанного;
  • отсутствием навыков анализа и составления вывода по тем или иным данным, географическим сведениям.

Преодолев трудности, семиклассники уверенно достигнут своей цели. Они научатся грамотно читать справочные и научные информационные источники, анализировать их, выделять главную мысль, четко формулировать идеи, которые лягут в основу будущей краткой записи, пополнят словарный запас актуальными географическими терминами и понятиями. А с помощью составленных или готовых конспектов ребята, в том числе - выпускники, смогут уверенно подготовиться к проверкам и испытаниям, хорошо их пройти, получить полные знания и высокие баллы.

• выяснить: 1) какие существуют страны по уровню своего экономического развития; 2) какие страны лидируют в мире по объёму своей экономики; 3) как страны зависят друг от друга.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: формирование представлений и теоретических знаний о многообразии стран мира и их различиях, о типах государственного устройства стран мира, о хозяйстве (экономике) стран и этапах его развития, уровне экономического развития стран и их взаимосвязях.

Метапредметные : формирование умений работать с разными источниками информации — политической картой мира, картой, схемой и диаграммами; развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности на основе анализа политической карты мира и других источников географической информации: схемы, диаграмм и карты параграфа; строить логическое рассуждение и делать выводы.

Личностные: развитие познавательных потребностей и мотивации к обучению на основе анализа политической карты мира, других источников географической информации; формирование целостного мировоззрения, учитывающего многообразие современного мира.

Основное содержание: многообразие стран мира, республика, монархия, хозяйство (экономика), этапы развития экономики, экономически развитые страны мира, взаимозависимость стран.

Ценностный компонент урока: многообразие стран мира — величайшая ценность человечества.

Оборудование: политическая карта мира, ноутбуки.

Тип урока: изучение нового материала.

I. Проверка знаний (5 минут)

Проверка и обсуждение заполненных таблиц (2 варианта). Обучающиеся по очереди зачитывают заполненные таблицы. Остальные ученики принимают участие в обсуждении, делают замечания, уточнения.

II. Изучение нового материала

1) Отличия стран мира друг от друга

Вступительное слово учителя. В мире насчитывается более 200 стран (256) и все они очень разные (3 слайд).

А что такое страна? (слайд 4,5)

Классификация стран (слайд 6).

Страны мира по размеру территории (слайд 7,8).

Страны мира по численности населения (слайд 9).

Страны мира по географическому положению . Работа с физической картой мира на странице 252-253 учебника (слайд 10, 11).

Самостоятельная работа . Учащиеся переносят схему в тетрадь, приводят примеры стран при помощи Политической карты мира (3 минуты). Проверка

2) Республики и монархии (слайды 12-16)

На Земле до сих пор существуют страны, которыми управляют монархи - короли, султаны, герцоги, императоры. Таких стран осталось немного, чаще государствами управляют президент или парламент, избранные народом страны.

Разгадайте анаграммы и определите, какие бывают формы правления стран, назовите примеры государств.

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке использованы новые образовательные технологии, такие как интегрирование и развитие критического мышления через получение новой информации. Урок интегрирован с предметом история, насыщен дополнительным материалом по открытию и исследованию стран мира.

Подробный конспект урока.

Организационная информация

Автор урока (ФИО, должность)

Пузевич Ирина Викторовна

Методическая информация

(образовательные, развивающие, воспитательные)

Образовательные:

- осуществление контроля знаний, полученных на предыдущем уроке;

- знакомство с разнообразием стран современного мира

- расширение кругозора, пополнение интеллектуального багажа.

Развивающие:

- умение учащихся самостоятельно формулировать цели и задачи урока;

- навыки работы с источниками географических знаний;

- навыки работы учащихся самостоятельно и в группе;

- умение объективно оценивать свою работу и работу группы.

Воспитательные:

- ответственность за результаты своей деятельности;

- умение добывать знания, работая в группе.

- закрепить знания о политической карте мира, основных изменениях её облика во времени и пространстве;

- закрепить умение классифицировать страны мира по различным признакам.

Используемые педагогические технологии, методы и приемы

- метод эвристических вопросов,

Время реализации урока (мероприятия, занятия)

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют /приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока

Умение ориентироваться в многообразии стран современного мира с помощью их классификации по различным признакам; развитие навыков работы с источниками географических знаний.

Необходимое оборудование и материалы

мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска;

настенная политическая карта мира;

Дидактическое обеспечение урока

- атласы с набором географических карт;

Список учебной и дополнительной литературы

Учебник 7 класс, 1 часть. Авторы Домогацкий Е.М., Алексеевский Н.И.

Ход и содержание урока (мероприятия, занятия),

деятельность учителя и учеников.

Организационный момент. Готовность уч-ся к уроку.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжим учиться ориентироваться в географической информации. (слайд 2). Прежде чем перейти к изучению новой темы, мы вспомним основные понятия, изученные на прошлом уроке. Для этого необходимо заполнить таблицу. Проверка домашнего задания (слайд 1). Самооценка.

Подробное описание всех этапов урока

Где можно увидеть разнообразие стран современного мира?

На карте мира много разных стран. Они различаются по величине, площади и численности населения. Есть страны–гиганты; есть страны, по площади и численности населения скорее похожие на города; есть страны, которые занимают весь континент; есть страны, которые расположены только на островах; часть России расположена в Европе, а часть – в Азии. Каждая страна уникальна и неповторима!

Учитель: На земном шаре примерно 240 государств. Чтобы разобраться в многообразии стран современного мира, учёные их классифицируют, то есть делят на группы по какому-либо признаку (слайд 3).

Чем отличаются государства?

Вопрос учащимся: по каким признакам вы разделили бы страны на группы?

Учитель ставит задачу: Для выполнения заданий вам понадобятся дополнительные материалы – источники географических знаний. (Учащиеся получают инструкции).

2.Заполните таблицу, подобрав примеры стран по каждому из следующих признаков.

Полуостровные

Страны-архипелаги

Страны, не имеющие

выхода к морю

Страны, имеющие выход к

Какие источники знаний будут вам необходимы? (Ответы учащихся: 1 группа – политическая карта мира и справочные материалы о площади стран мира; 2 группа – справочные материалы о численности населения стран мира (учитель дополнительно предлагает использовать рис. 15 на с. 35 учебника); 3 группа- политическая и физическая карты мира).

На выполнение задания отводится 5-7 минут. Затем представитель от каждой озвучивает ответы, приводит примеры по каждой группе стран и показывает их на политической карте мира. Параллельно остальные учащиеся заполняют таблицу на с. 7 рабочей тетради.

Учитель: Есть и ещё множество признаков, по которым можно делить страны на группы, в том числе (учащиеся продолжают заполнение таблицы ):

По форме государственного правления (слайд 7). Форма правления показывает, как организована власть в стране. Согласно этому признаку страны делятся на монархии (слайд 8), где верховная власть принадлежит одному человеку – монарху (королю, императору, князю, султану и др.), который чаще всего получает её по наследству. Те страны, где власть монарха не ограничена, называются абсолютными монархиями. Больше всего таких государств в Азии, например Саудовская Аравия, Бруней (слайд 9). Но чаще власть монарха ограничена конституцией (основным законом государства), поэтому такая форма правления называется конституционной монархией.

Вопрос учащимся: известно ли вам, какие конституционные монархии расположены в Европе? В Азии? (Ответы учащихся, показ их учителем на политической карте мира (слайды 10, 11)).

Вопрос учащимся: Кто является главой Ватикана? (Ответ учащихся (слайд 12).

Но большинство стран мира являются республиками. При такой форме правления высшие органы власти избираются населением страны. В свою очередь республики делятся на президентские и парламентские. В первых главой государства является президент, а во вторых – премьер-министр (слайд 13).

Вопрос учащимся: Назовите государства, являющиеся, по вашему мнению, республиками президентскими? Парламентскими? (Ответы учащихся, (слайды 14, 15).

Вопрос учащимся: из каких источников географических знаний мы можем узнать, какова форма административно-территориального устройства страны? (Ответы учащихся, учитель демонстрирует соответствующие таблицы).

Закрепление. Теперь, ребята, вы знаете несколько признаков, по которым классифицируются страны. Давайте попробуем с помощью имеющихся у вас источников знаний ответить на вопросы.

Итоговый тест. Взаимопроверка. Выставление оценок.

Рефлексия деятельности на уроке

Какая учебная задача была поставлена к уроку? Достигли ли мы поставленной цели?

Какие новые знания мы получили в результате решения этой задачи?

Где можно применить полученные знания?

Оцените свои успехи на уроке – посоветуйтесь в парах и поставьте себе итоговую оценку за урок.

Читайте также: