Оборудование для мойки автомобилей конспект
Обновлено: 06.07.2024
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ УБОРОЧНЫХ И МОЕЧНЫХ РАБОТ
Уборочно-моечное оборудование делится на:
оборудование для уборочных работ и санитарной обработки кузова автомобиля;
оборудование для мойки автомобилей;
оборудование для обдува и сушки автомобилей после мойки,
кроме того, применяется вспомогательное оборудование, предназначенное для регенирирования использованной воды в условиях производства.
Оборудование для механизации уборочных работ и санитарной обработки кузова автомобиля.
Для удаления пыли и мусора из ку-зова автобуса и легкового автомобиля, из кабины и с платформы грузового автомобиля применяются электропылесосы и пылеотсасывающие установки стационарного, передвижного или переносного (ручного) типа.
Для уборки салонов легковых автомобилей, автобусов, кузовов грузовых автомобилей и специальных фургонов применяют пылесосы с электродвигателями мощностью соответственно 0,3 . 7 кВт.
Оборудование для мойки автомобилей.
Оборудование для мойки автомобилей подразделяется на общее и специальное.
К общему относят площадки и различного типа канавы (боковые и межколейные узкого типа, широкие с колейным мостиком), эстакады и подъемники. Посты разделяются водонепроницаемой перегородкой. Дверной проем может иметь гибкую завесу для автоматического ограждения моечной камеры после въезда и выезда автомобиля.
Специальное оборудование разделяется в зависимости от способа мойки и типа автомобиля.
Мойка может быть
ручной (шланговой)
механизированной
автоматизированной
комбинированной
Ручное оборудование для шланговой мойки автомобилей. Оборудование для шланговой мойки состоит из системы труб, по которым подается вода под давлением 0,2. 0,4 МПа, с присоединенными к ним шлангами с брандспойтами. Установки для ручной мойки могут быть передвижными и стационарными.
Передвижная моечная установка выполнена в виде тележки с рукояткой, на которой смонтированы 4-цилиндровый плунжер, насос, шланг с одним моечным пистолетом для регулирования подачи воды и формы струи и канистра для моющей жидкости и полировочного состава.
Стационарное моечное оборудование — установка для шланговой мойки, состоящая из кожуха, внутри которого размещаются бак для воды и водяной насос высокого давления, раздаточных шлангов, снабженных моечными пистолетами с регулируемыми распылителями.
Существуют установки для автоматической шланговой мойки автомобилей, в которых дополнительно устанавливают датчик присутствия автомобиля и фотоэлемент измерения расстояния до кузова.
Механизированное оборудование подразделяется на струйное, щеточное и струйно-щеточное оборудование.
Струйное оборудование (без механического контакта с очищаемыми поверхностями автомобиля) применяют главным образом для мойки автомобилей со сложной конфигурацией: грузовых автомобилей и самосвалов, седельных тягачей, некоторых специализированных автомобилей. Реже они используются для мойки автофургонов и легковых автомобилей.
Струйные установки для мойки легковых автомобилей выполняются с качающейся аркой или в виде передвигающегося по рельсам портала. По внутреннему периметру арки (портала) расположены сопла, через которые подается вода или мыльный раствор. Процесс мойки осуществляется при неподвижно стоящем автомобиле и циклически качающейся арке или передвигающемся портале. Управление перемещением производится оператором. Полный цикл мойки одного автомобиля составляет 6. 10 мин.
Недостатками этих установок являются большой расход воды (до 3000 л на автомобиль) и недостаточно высокое качество моечных работ.
Щеточное оборудование (механически контактные установки) применяют в основном для мойки легковых автомобилей, автобусов, автофургонов, а также (значительно реже) грузовых автомобилей, имеющих обтекаемые формы (например, КамАЗ-5320,. -5322). Преимуществами щеточных моечных установок являются улучшение качества мойки, существенное сокращение времени мойки (в 2—3 раза по сравнению со струйными моечными установками), уменьшение расхода воды и моющих веществ. К недостаткам следует отнести сложность конструкции, возможность повреждения лакокрасочного покрытия автомобилей при мойке, неуниверсальность.
В таких установках применяют два или четыре вертикальных вращающихся щеточных барабана для мойки бортов, укрепленных на поворотных рычагах, и один горизонтальный для мойки крыши. Диаметр цилиндрической щетки (в рабочем состоянии) составляет 0,7. 1,0 м, а частота ее вращения — 150. 200 мин-1.
Различают ротационные и плоские щетки. Ротационные щетки подразделяются на пневматические, щетки с пластмассовым щетиноносителем, щетки с использованием в качестве вала металлического гибкого проволочного троса либо гибкого троса из полимерных материалов, щетки с различной длиной нитей. Материалом для щеток служат капроновые нити или другой синтетический материал.
Производительность моечных установок на сквозных постах или поточных линиях составляет до 60 автобусов в час при расходе воды 100. 150 л, а моющей жидкости — 0,05. 6,1 л на автобус (без учета расхода воды на мойку нижней части).
Щеточные установки могут быть проездными и передвижными. В первом случае автомобили перемещаются своим ходом или конвейером относительно щеток, вращающихся на неподвижных опорах (высокая производительность 30. 40 авт./ч), а во втором — вся установка перемещается относительно неподвижно стоящего автомобиля (до 20 авт./ч).
Линия для мойки легковых автомобилей представляет собой комплекс оборудования для мойки и сушки легковых автомобилей. Производительность такой линии составляет 60. 90 авт./ч. Расход воды на одну мойку составляет 150. 225 л. Общая мощность электропривода — 34 кВт.
Дополнительным устройством в рассматриваемой моечной линии является установка для мойки дисков колес автомобиля.
Вспомогательное оборудование.
Чтобы не загрязнять водостоки канализационной системы и предупредить попадание нефтепродуктов со сточными водами в естественные водоемы при ее повторном использовании, посты мойки оборудуют грязеотстойниками и маслобензоуловителями.
Для этой цели применяют отстойные резервуары с очистительной установкой. При повторном использовании воды для мойки помимо очистки от взвешенных частиц воду подвергают химической очистке, которая заключается в коагуляции, т.е. в укрупнении или свертывании в хлопья веществ, находящихся в воде, и выпадении их в осадок. Осадок веществ периодически удаляется.
Для станций ТО автомобилей и малых автомоек применяются наземные моноблочные насосные агрегаты первичной очистки воды. Основными их преимуществами являются быстрота и несложность в обслуживании.
. Грязеотстойник с пневматической очисткой:
1— труба для подачи воды; 2 — емкость грязеотстойника; 3 — труба; 4 — труба отбора разжиженной грязевой пульпы; 5 — труба водослива; б — насос; 7 — резервуар маслобензоуловителя; 8 — труба для подачи сжатого воздуха; 9 — задвижка с электромеханическим приводом
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Описание презентации по отдельным слайдам:
Занятие 12 Оборудование для уборочных и моечных работ.
12.1. Типы оборудования Уборочно-моечное оборудование делится на: оборудование для уборочных работ и санитарной обработки кузова автомобиля; оборудование для мойки автомобилей; оборудование для обдува и сушки автомобилей после мойки; вспомогательное оборудование, предназначенное для регенирирования использованной воды в условиях производства.
12.2. Оборудование для механизации уборочных работ и санитарной обработки кузова автомобиля. Для удаления пыли и мусора из кузова автобуса и легкового автомобиля, из кабины и с платформы грузового автомобиля применяются: Электропылесосы; пылеотсасывающие установки стационарного, передвижного или переносного (ручного) типа. Для уборки салонов легковых автомобилей, автобусов, кузовов грузовых автомобилей и специальных фургонов применяют пылесосы с электродвигателями мощностью 0,3 . 7 кВт.
Уборка салона автобуса пылесосом
12.3. Оборудование для мойки автомобилей (табл.12.1). Оборудование для мойки автомобилей подразделяется на общее и специальное. К общему оборудованию относят: площадки различного типа канавы, эстакады подъемники. Посты разделяются водонепроницаемой перегородкой. Дверной проем может иметь гибкую завесу для автоматического ограждения моечной камеры после въезда и выезда автомобиля.
Рис. 5.1. Классификация уборочно-моечного оборудования
Канава для мойки автомобилей с очисткой использованной воды
Специальное оборудование разделяется в зависимости от способа мойки и типа автомобиля. Мойка может быть: ручной (шланговой), механизированной, автоматизированной комбинированной. 12.4. Ручное оборудование для шланговой мойки автомобилей. Оборудование для шланговой мойки состоит из системы труб, по которым подается вода под давлением 0,2. 0,4 МПа, с присоединенными к ним шлангами с брандспойтами. Установки для ручной мойки могут быть передвижными и стационарными.
Передвижное моечное оборудование — установка, предназначенная для мойки автомобилей из шланга веерной струей высокого давления. Передвижная моечная установка выполнена в виде тележки с рукояткой, на которой смонтированы 4-цилиндровый плунжерный насос, шланг с одним моечным пистолетом для регулирования подачи воды и формы струи и канистра для моющей жидкости и полировочного состава.
Передвижная моечная установка
Стационарное моечное оборудование — установка для шланговой мойки, состоящая из кожуха, внутри которого размещаются бак для воды и водяной насос высокого давления, раздаточных шлангов, снабженных моечными пистолетами с регулируемыми распылителями. В бак вода поступает из водопровода под давлением от 0,15 до 0,35 МПа. Максимальное рабочее давление воды — 2,2 МПа. Производительность установки при работе одним пистолетом — 13,5 л/мин, двумя — 24 л/мин. Мощность электродвигателя — 1,5 кВт при частоте вращения 1400 мин-1.
Стационарная моечная установка
Ручная шланговая мойка автомобиля
Ориентировочный расход воды на ручную мойку одного автомобиля при высоком давлении для легковых и грузовых автомобилей составляет 150. 200 л и автобусов — 300. 400 л. 12.5. Механизированное оборудование для мойки автомобилей подразделяется на: струйное, щеточное струйно-щеточное оборудование.
Струйное оборудование (без механического контакта с очищаемыми поверхностями автомобиля) применяют для мойки автомобилей со сложной конфигурацией. Струйные установки для мойки легковых автомобилей выполняются с качающейся аркой или в виде передвигающегося по рельсам портала. По внутреннему периметру арки (портала) расположены сопла, через которые подается вода или мыльный раствор. Полный цикл мойки одного автомобиля составляет 6. 10 мин. Недостатками этих установок являются большой расход воды (до 3000 л на автомобиль).
Струйные установки для бесконтактной мойки легковых автомобилей
Видео Бесконтактная мойка автомобиля Смотреть
Щеточное оборудование (механически контактные установки) применяют для мойки легковых автомобилей, автобусов, автофургонов, а также (значительно реже) грузовых автомобилей, имеющих обтекаемые формы. Преимуществами щеточных моечных установок являются улучшение качества мойки, существенное сокращение времени мойки (в 2—3 раза по сравнению со струйными моечными установками), уменьшение расхода воды и моющих веществ. К недостаткам следует отнести сложность конструкции, возможность повреждения лакокрасочного покрытия автомобилей при мойке, неуниверсальносгь.
Щеточная моющая установка
В щеточных установках применяют два или четыре вертикальных вращающихся щеточных барабана для мойки бортов, укрепленных на поворотных рычагах, и один горизонтальный для мойки крыши. Диаметр цилиндрической щетки (в рабочем состоянии) составляет 0,7. 1,0 м, а частота ее вращения — 150. 200 мин-1. Различают ротационные и плоские щетки. Ротационные щетки подразделяются на пневматические, щетки с пластмассовым щетиноносителем, щетки с использованием в качестве вала металлического гибкого проволочного троса либо гибкого троса из полимерных материалов, щетки с различной длиной нитей. Материалом для щеток служат капроновые нити или другой синтетический материал.
Оборудование щеточной мойки
Производительность моечных установок на сквозных постах или поточных линиях составляет до 60 автобусов в час при расходе воды 100. 150 л, а моющей жидкости — 0,05. 6,1 л на автобус (без учета расхода воды на мойку нижней части). Щеточные установки могут быть проездными и передвижными. В первом случае автомобили перемещаются своим ходом или конвейером относительно щеток, вращающихся на неподвижных опорах (высокая производительность 30. 40 авт./ч), а во втором — вся установка перемещается относительно неподвижно стоящего автомобиля (до 20 авт./ч).
Краткое описание документа:
Уборочно-моечное оборудование делится на:
•вспомогательное оборудование, предназначенное для регенирирования использованной воды в условиях производства.
- подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
- по всем предметам 1-11 классов
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов
Курс профессиональной переподготовки
Технология: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС
- ЗП до 91 000 руб.
- Гибкий график
- Удаленная работа
Дистанционные курсы для педагогов
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
5 610 520 материалов в базе
Самые массовые международные дистанционные
Школьные Инфоконкурсы 2022
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Другие материалы
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
- 04.03.2020 2375
- PPTX 1019.5 кбайт
- 42 скачивания
- Оцените материал:
Настоящий материал опубликован пользователем Ваколюк Борис Васильевич. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Автор материала
40%
- Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
- Для учеников 1-11 классов
Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов
Дистанционные курсы
для педагогов
663 курса от 690 рублей
Выбрать курс со скидкой
Выдаём документы
установленного образца!
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Время чтения: 2 минуты
В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной
Время чтения: 0 минут
Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России
Время чтения: 1 минута
Академическая стипендия для вузов в 2023 году вырастет до 1 825 рублей
Время чтения: 1 минута
Новые курсы: функциональная грамотность, ФГОС НОО, инклюзивное обучение и другие
Время чтения: 15 минут
Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Работа автомобилей в различных погодных и дорожных условиях сопровождается различного рода загрязнениями кузова и шасси.
Под влиянием загрязнений происходят необратимые изменения химических и физических свойств лакокрасочных покрытий. Как результат лаковая пленка кузова (в основном, легкового автомобиля или автобуса) постепенно разрушается и тускнеет вследствие действия окислительных, термических и фотохимических процессов.
Воздействие загрязнений усиливается под влиянием деформаций и вибраций кузова при движении автомобиля. В результате на его поверхности образуются микротрещины, происходит обнажение металла, что способствует его коррозии.
Нижние поверхности автомобиля (шасси) загрязняются глинистыми, песчаными, органическими и другими примесями, образующими прочную пленку, что затрудняет осмотр и проведение необходимых работ.
Кроме того, хромированные детали кузова теряют блеск под воздействием сернистых соединений, содержащихся в воздухе, а также поваренной соли, которой посыпают дорогу.
Для сохранения окраски кузова и обеспечения качественного осмотра и выполнения работ при ТО и ремонте проводятся работы по уборке, мойке, сушке, а также по протирке и периодической полировке кузова.
Своевременное проведение уборочно-моечных работ автомобилей позволяет:
1. Снизить возможность возникновения коррозии в автомобиле;
2. Сохранить лакокрасочное покрытие;
3. Обеспечить высокое качество внешнего вида и удобство в пользовании автомобилем;
4. Облегчить внешний осмотр и доступ к узлам и деталям автомобиля при выполнении различных работ по его ТО и ремонту;
5. Улучшить условия работы ремонтно-обслуживающего персонала, снизить вероятность травматизма.
Мойка — один из наиболее трудоемких процессов ТО автомобилей. Так, средняя трудоемкость ручной мойки автомобиля ЗИЛ-4331 составляет 16 чел.-мин, а автомобиля КамАЗ-5320 -35 чел.-мин при коэффициенте повторяемости, равном единице.
Объем моечных работ в общих трудозатратах на выполнение УМР значителен (таблица 2.1).
Таблица 2.1 Распределение трудоемкости УМР, %
Тип автомобиля | Уборочные работы | Моечныеработы |
Грузовые | 35 | 65 |
Легковые | 45 | 55 |
Автобусы | 65 | 35 |
Отсюда вытекает необходимость обеспечения высокой механизации моечных работ с целью не только повышения производительности их выполнения, но и сокращения доли тяжелого физического труда в грязных, сырых, некомфортабельных условиях. При этом с учетом специфики работ уборочные работы поддаются только механизации, а моечные, кроме того, автоматизации.
Уборка автомобилей
В отдельную группу можно выделить оборудование для химической чистки текстильных покрытий. Эти аппараты работают по методу струйной экстракции, что позволяет отмыть самые сильные загрязнения. Некоторые профессиональные пылесосы позволяют проводить химическую чистку.
Рисунок 2.1 - Устройство промышленного пылесоса для уборки салона автомобиля: 1 — ручка для механической очистки фильтров; 2 — плоские фильтрующие элементы; 3 — самофиксирующая крепежная опора; 4 — подсоединение обдува; 5 — шасси; 6 — фиксирующий тормоз; 7 — держатель; 8 — кронштейн крепления ручки; 9 — предварительный фильтр; 10— двигатель с турбиной; 11 — электроды отключения для высокого уровня жидкости
Способы мойки автомобилей
Для мойки автомобилей наибольшее распространение получили следующие способы:
Общая характеристика загрязнений автомобиля и уборочно-моечных работ. Эксплуатация легковых автомобилей в различных погодных условиях на дорогах с разным видом покрытия сопровождается загрязнением наружных поверхностей и внутренних полостей кузова, подвески, двигателя и салона. В результате загрязнения автомобиля ухудшается его внешний вид и снижаются удобства в пользовании, возникает коррозия кузова, затрудняется доступ к его узлам и деталям при выполнении контрольно-осмотровых, крепежных и ремонтных работ, ухудшаются условия работы ремонтников, появляется опасность травматизма рабочих.
Вид и характер загрязнений разных частей автомобиля различен. Для верхней части кузова, стекол, салопа и багажника характерным загрязнением является мелкодисперсная почвенная пыль, имеющая слабую прочность связи с поверхностями кузова и среднюю прочность связи с тканевыми, резиновыми, пластмассовыми и кожевенными покрытиями салона. Моторный отсек кузова, наружные поверхности двигателя и коробки передач загрязняются пылью и масло-грязевыми отложениями, имеющими среднюю и сильную прочность связи с металлическими поверхностями. Для днища автомобиля, нижней части кузова и деталей подвески характерно наличие крупнодисперсной почвенной грязи, глинистых и органических примесей, асфальто-смолистых частиц и масляно-грязевых наслоений, имеющих наиболее сильную прочность связи с металлическими поверхностями и лакокрасочными покрытиями кузова. Оценка наиболее характерных загрязнений автомобилей, поступающих на ПТС, дана в табл. 2.1 [15].
Оценка характерных загрязнений легковых автомобилей, поступающих на ПТС
Вид загрязнения | Части автомобиля | Толщина слоя загрязнения, мм | Площадь загрязнения, % | Условный коэффициент 1 прочности |
Салон | 0,5 | 0,15 | ||
Почвенная | Верхняя часть кузова, стекла | 0,5 | 0,3 | |
дисперсная | Багажник | 0,5 | 0,15 | |
пыль | Моторный отсек, двигатель, коробка передач | 0,3 | ||
Почвенная | Салон | 0,15 | ||
крупно-дисперсная | Верхняя часть кузова, стекла | Отдельные частицы | 0.3 | |
грязь | Багажник | 0.15 | ||
Масляно- | Моторный отсек, двигатель, коробка передач | 3-5 | 0,45 | |
грязевые отложения | Отдельные детали и узлы подвески и рулевою управления | 3-5 | 0,45 | |
Асфальто-смолистые отложения | Нижняя часть кузова, подвеска, днище | Отдельные частицы |
К загрязнениям, полученным автомобилем в результате эксплуатации в различных условиях, добавляются загрязнения горюче-смазочными материалами, возникающие при заправке и техническом обслуживании автотранспортного средства. Частицы грязи и пыли, смешиваясь с маслянистыми веществами, образуют клейкую массу, способную при высыхании создавать пленку с хорошим сцеплением с лакокрасочным покрытием. Такой характер загрязнений является серьезным препятствием для удаления их с поверхности кузова автомобиля. Кроме того, хромированные детали кузова теряют блеск под воздействием сернистых соединений, содержащихся в воздухе, и антиобледенительных реагентов, которыми посыпаются дороги.
Для сохранения лакокрасочного покрытия кузова, обеспечения качественного осмотра и выполнения работ по ТО и ТР автомобиля, а также для поддержания его салона, багажного и моторного отсеков в чистоте проводятся периодически работы по уборке, мойке, сушке, протирке и полировке поверхностей.
Уборка и мойка автомобиля весьма трудозатратны. В среднем, разовая трудоемкость уборочно-моечных работ при обслуживании легкового автомобиля составляет 3 чел.-ч. В общем объеме трудозатрат на выполнение УМР работы по уборке салона и мойке кузова соотносятся примерно как 45 к 55%, при этом с учетом специфики работ первые поддаются только механизации, вторые — как механизации, так и автоматизации.
Оборудование для мойки автомобилей. К моечному относится оборудование, обеспечивающее удаление загрязнений с наружных поверхностей автомобилей, нанесение защитных материалов на лакокрасочные покрытия и сушку автомобилей. В настоящее время
Рис. 2.1. Устройство промышленного пылесоса для уборки салона автомобиля:
1 — ручка для механической очистки фильтром; 2— плоские фильтрующие элементы; 3 - самофиксирующая крепежная опора; 4 — подсоединение обдува; 5— шасси: 6 — фиксирующий тормоз; 7-держатель; 8— кронштейн крепления ручки; 9 — предварительный фильтр; 10- двигатель с турбиной; 11 - электроды отключения для высокого уровня жидкости
производители моечного оборудования предлагают установки для мойки автомобилей двух классов:
• шланговые стационарные и передвижные установки высокого давления;
• стационарные автоматизированные установки. Шланговые моечные установки высокого давления относятся к установкам бесконтактной мойки.
Процесс мойки кузова автомобиля разделяется на два этапа. На первом этапе с помощью моечной установки на автомобиль под небольшим давлением распыляющей струей наносится моюший раствор из специального резервуара, подсоединенного к моющему пистолету. В качестве моющего раствора используются водные растворы поверхностно-активных веществ (мыльная пена). На втором этапе производится смыв загрязнений. Смыв загрязнений с автомобиля осуществляется за счет кинетической энергии водяной струи, подаваемой из сопла ручного пистолета под средним (до 8 МПа) или большим давлением (до 12—16 МПа).
Шланговые моечные установки высокого давления выпускаются в стационарном и передвижном исполнении. Первые имеют большую производительность насосной станции и рассчитаны на одновременную работу до четырех моечных постов, вторые, в подавляющем большинстве своем, комплектуются одним моечным пистолетом. И те и другие подсоединяются к водопроводной сети предприятия, однако передвижные установки малой производительности могут работать и от любого водяного резервуара, имеющего емкость, достаточную для помывки объекта.
Стационарные шланговые установки рассчитаны на подачу холодной, горячей воды или пароводяной смеси. Передвижные установки выпускаются в двух модификациях — без подогрева воды или с устройством для подогрева воды.
Передвижные установки компактны, перемещаются вручную, имеют насосную станцию и пистолет с насадкой. Вес составные части насосной установки (в отдельных конструкциях и устройство для подогрева воды) расположены в корпусе на колесиках. Подсоединение насосной станции к источникам водоснабжения и электропитания осуществляется с помощью гибкого резинового шланга и электрического кабеля, благодаря чему процесс мойки автомобиля может производиться как в помещении, так и на открытой территории. Пистолет к насосной станции подключается через резиноармированный гибкий гидравлический шланг высокого давления длиной 6 м. Пистолет комплектуется сменными насадками, позволяющими получать различную форму водяной струи. Для нанесения шампуня или воскового состава на кузов автомобиля к пистолету может подсоединяться дополнительный бачок — дозатор.
Принципиальная типовая гидравлическая схема шланговой установки высокого давления показана на рис. 2.2.
Насосная станция имеет электропривод, насос высокого давления, пускорегулирующую и предохранительную электро- и гидроаппаратуру. В большинстве установок применяются плунжерные насосы с керамическими поршнями и латунной головкой (рис. 2.3). Так как в установках не применяются в напорной части гидросистемы аккумулирующие емкости для воды, то с целью уменьшения пульсации напора в выходной магистрали в насосе сблокированы два или (чаще всего) три цилиндра, фазы нагнетания которых смещены на равные углы.
Рис. 2.2. Типовая гидравлическая схема шланговой установки:
1 — плунжерный трех- или четырехцилиндропый со сдвигом фаз на 120° (или 90'); 2 — манометр с демпфером; 3— обратный клапан: 4 - перепускной клапан, регулирующий давление на выходе из пистолета; 5— моечный пистолет со сменными насадками; 6 — электропривод
Рис. 2.3. Насос высокого давления:
1 — привод; 2 — регулятор давления; 3 — манометр; 4 — головка насоса; 5 — клапаны: 6 — возвратный клапан; 7— защитное покрытие от сухого включения и избыточного давления: 8 — трехосевой плунжерный насос
Для регулировки и контроля давления воды, выходящей из пистолета, в установке может иметься регулятор давления с выведенным на корпус маховичком и манометром. В некоторых конструкциях для большего удобства работы регулятор давления встроен в рукоятку пистолета.
В установках с подогревом воды в конструкции предусмотрено теплообменное устройство проточного типа в виде змеевика и горелки на керосине или дизельном топливе (рис. 2.4). Такие установки имеют встроенный топливный бак и автоматическую систему отключения горелки в случае прекращения подачи воды. Отдельные модели компактных передвижных шланговых установок для подогрева воды используют электрический теплообменник с аналогичной защитой от его перегрева.
Стационарное автоматизированное моечное оборудование выпускается двух типов — портальное и туннельное. Основное принципиальное отличие этих типов конструкций заключается в следующем.
Портальные установки, в силу особенностей своей конструкции, не моют днище кузова. Для устранения этого недостатка некоторые фирмы предлагают комплектовать портальную установку специальной моечной установкой для днища кузова.
Портальные установки должны монтироваться в специально оборудованном помещении с размерами подлине не менее 12 м и имеющем отдельную защищенную от водных брызг кабину оператора.
Рис. 2.4. Теплообменное устройство:
Рис. 2.5. Портальная моечная установка:
1 - портал (П-образная рама); 2— направляющие портала (рельсы)
Туннельные мойки представляют собой набор моечных установок скомпонованных в автоматическую линию (рис. 2.6, а). В процессе обработки автомобиль, перемещаясь внутри туннеля, последовательно проходит все технологические стадии. Передвижение автомобиля может осуществляться принудительно, с помощью тягового конвейера или своим ходом. Обработка отдельных частей автомобиля (верха и низа кузова, колесных арок и дисков колес) и выполнение различных видов обработки (мойка, сушка, нанесение воскового покрытия и др.) осуществляются на разных позициях линии (рис. 2.6, б).
Рис. 2.6. Моечная установка туннельного типа:
а — общий вид: б - выполнение различных видов обработки
Туннельные мойки могут монтироваться как в производственном корпусе ПТС, так и на территории в специальном легком корпусе, который может поставляться вместе с установкой.
Управление туннельной установкой может осуществляться как оператором, так и в режиме самообслуживания. В последнем случае включение установки происходит от контакта автомобиля с флажком системы автоматического запуска.
Как портальные, так и туннельные моечные установки могут быть щеточными, струйными и струйно-щеточными.
Рассмотрим портальные моечные установки.
Щеточные установки. Наибольшее распространение среди щеточных установок нашли конструкции однопортальные трехщеточные, реже встречаются пятищеточные установки.
Рабочий процесс мойки автомобиля состоит из нескольких последовательных стадий — смачивание кузова и нанесение на него моющего раствора под незначительным давлением, удаление загрязнений вращающимися щетками с одновременным поливом кузова водой, ополаскивание кузова чистой водой под незначительным давлением, сушка вымытых поверхностей горячим воздухом, нанесение воскового состава.
Для выполнения этих операций в установке имеются: смачивающая рамка, вертикальные щетки (две в трехщеточной установке и четыре в пятищеточной), горизонтальная щетка, ополаскивающая рамка, калориферы, вентиляторы, рамка с форсунками для нанесения воскового состава.
Параметры щеток: диаметр щетки — 1,0-1,5 м, толщина волоса — 0.5—0,8 мм; материал — капроновая нить с распушенным концом. Вращение щеток со скоростью 150—175 мин"1 обеспечивает электродвигатель с редуктором.
Для эффективного удаления загрязнений с поверхности кузова и предотвращения порчи его лакокрасочного покрытия усилие прижатия щеток к поверхности должно быть в пределах 40-80 Н. В разных моделях установок для этого используются различные механизмы.
Усилие прижатия к кузову горизонтальной щетки обеспечивается за счет применения противовесов, уравновешивающих вес щетки, электродвигателя и редуктора, и пневматического механизма, перемещающего щетку в вертикальном направлении.
Рама портала выполняется из стали, оцинкованной с применением метода горячей гальванизации. Движение портала осуществляется за счет электромеханического привода, установленного в одной из стоек. Все механизмы установки имеют брызгозащиту.
Рис. 2.7. Механизмы прижатия к кузову вертикальных щеток:
а — с помощью протииопесов; б — за счет силы тяжести; в — с помощью пружины; г — с помощью пневмоцилиндров
Струйные установки — однопортальные. Щетки в этих установках отсутствуют. Обработка ведется моющим раствором и чистой водой, подаваемыми под большим давлением через коллектор с форсунками на автомобиль. Часть форсунок закреплена на неподвижном коллекторе, другая часть находится на качающемся, вращающемся или имеющем два вида движения коллекторе. В остальном конструкция струйной моечной установки аналогична конструкции щеточной установки.
Установки струйно-щеточные представляют собой комбинацию струйной и щеточной установок. Они могут быть как одно-, так и двухпортальными. В первом случае дополнительно к щеточным механизмам добавлен коллектор с форсунками высокого давления. Питание этого коллектора осуществляется от отдельного водяного насоса высокого давления. Во втором случае на одном портале располагаются механизмы струйной установки, на втором — щеточной. Структурные кинематические схемы стационарных струйных установок приведены на рис. 2.8.
Рис. 2.8. Структурные кинематические схемы стационарных струйных установок:
а — с качающимся коллектором; б — с качающимся и движущимся коллектором; в — с возвратно-поворотным движением коллектора; г — с вращающимся и качающимся коллектором
Туннельные установки. Конструктивно моечные установки, включенные в туннельную линию, аналогичны моечным механизмам портальных установок. Исключение составляют устройства для мойки дисков колес и днища автомобиля.
Для мойки дисков колес в большинстве туннельных установок применяются щеточные механизмы двух типов. В первом типе используются вращающиеся торцовые щетки, которые прижимаются к дискам при помощи консольных рычажных механизмов с пневматическим приводом. Во втором типе применяются горизонтальные щетки большого диаметра, ось которых расположена параллельно оси автомобиля. Этими щетками моются не только диски колес, но и пороги кузова.
Мойка днища кузова и арок колес производится с помощью струйных установок, смонтированных в приямках. Эти установки имеют коллектор с форсунками и механизм его движения. Обычно коллектор совершает качательное или возвратно-поступательное движение. Технические характеристики оборудования для мойки автомобилей представлены в приложении Б.
Тенденции и направления совершенствования оборудования для мойки автомобилей. Повышение эффективности моечного оборудования и технологии мойки подвижного состава автомобильного транспорта возможно за счет проведения различных технических и организационных мероприятий, основными из которых являются [15|:
—уменьшение расхода электроэнергии и особенно воды за счет совершенствования технологического процесса мойки и конструкции оборудования;
— использование химических препаратов, методов и средств снижения загрязнения поверхностей кузова в эксплуатации;
- использование различных моющих препаратов и подогрева моющего раствора устройствами, входящими в комплект установки;
— многократное использование рабочей воды, совершенствование средств и методов очистки сточных вод после мойки автомобилей с использованием моющих средств, внедрение систем оборотного водоснабжения как наиболее экологичных;
— выбор оптимальных конструкций рабочих органов установок;
— проектирование установок со сложной кинематикой движения щеток, автоматическим управлением их вращением, регулируемым усилием прижатия щеток;
— создание струйных установок с изменяющимися углами атаки непосредственно в процессе мойки, увеличение напора моющей жидкости;
— программное регулирование скорости передвижения автомобиля в зависимости от его марки и степени загрязненности;
— внедрение средств автоматики и контроля работы как всей установки в целом, так и ее отдельных наиболее ответственных агрегатов, а также обеспечение оперативного слежения за качеством моечных работ;
—разработка технологии изготовления и применения щетины для ротационных щеток, расщепляющихся на конце в мягкую кш точку для снижения вредного воздействия щеток на лакокрасочные покрытия автомобилей;
—создание моечных установок по принципу предметной специализации;
—создание уборочно-моечных комплексов по модульному прип ципу построения;
—расширение перечня модификаций базовых моделей моечного оборудования с целью наиболее полного удовлетворения требований эксплуатации в плане экономичности и эффективности, а также типажа моечного оборудования для обслуживании pазличных типов, в том числе и внедорожных автомобилей;
Читайте также: