Священные образы спаситель истоки 4 класс презентация и конспект

Обновлено: 16.05.2024

Рассказ учителя об образе (с. 30 в учебном пособии).

Смысл иконы: Пришествие в мир Сына Божия для спасения человечества.

Далее на доске представлены:

Описание этого образа в учебном пособии на с. 32-33.

Смысл иконы: Образ Царя Царей и Грозного Судии. Владыка всего мира видимого и невидимого.

Далее на доске: три основные образа Спасителя, представляю­щие Его как Грозного Судию, Источник истины, Спасителя (исцелителя) человечества.

Далее для закрепления предлагается работа в тетради в активной форме.

Домашнее задание.

Если дома у детей есть иконы Спасителя, соотнести их с образами, которые описаны в учебном пособии.

Урок «СВЯЩЕННЫЕ ОБРАЗЫ.

Иллюстрации на доске: Образы Богородицы.

Присоединение.

Родился, как человек (можно показать икону Рождества Хрис­това).

Можно выписать на доске или заранее приготовить напечатан­ные стихи к Пресвятой Богородице:

Станем пред Царицею Небесною

В скорби неутешные своей,

Радуйся, Невестой Небесною,

Радуйтесь, молящиеся Ей.

Радуйся, нам радость Подающая,

Верных благодатью осияй,

Никого еще к Тебе грядущего

Не отвергла, Радосте моя.

Радуйся, Земле обетования.

Слышишь, как Тебе народ поет.

Радуйся, погибшим всем Взыскание,

Радуйся, Взыскание мое.

Радуйся, Владычице Державная,

Церковь Православная, взыграй,

Радуйся, Надежда Православная,

Не остави мой погибший край.

Будь благословенна. Милосердная,

Даже если мне гореть в огне, радуйся,

Заступнице Усердная,

За Свои молитвы обо мне.

ПОГИБШИМ ВСЕМ ВЗЫСКАНИЕ

ДУШИ МОЕЙ СПАСЕНИЕ

1. УМИЛЕНИЕ (рассказ учителя с показом Владимирской, Бе­лозерской и других образов УМИЛЕНИЕ).

2. ПУТЕВОДИТЕЛЬНИЦА(ОДИГИТРИЯ) (показ Смоленской, Свинской иконы Пресвятой Богородицы и рассказ об этих образах, чем они характерны).

После нового материала для закрепления проводится активное

После активного занятия читается рассказ о празднике Покрова Пресвятой Богородицы на с. 35-37 учебного пособия или этот материал рассказывается учителем.

Этапы работы:

Подготовительный этап.

учитель предлагает посмотреть на доску где остались слова обращения.

Основной этап.

Всем детям по кругу предоставляется возможность высказаться. Учитель подводит итоги работы в круге, отмечая наиболее ин­тересные высказывания.

Заключительный этап.

— Какие открытия вы сделали для себя?

— Что нового узнали?

Домашнее задание.

Прочитайте о празднике Покрова и выполните задания 1 и 2 на с. 16 рабочей тетради (ч. I).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Методическая разработка урока.

Автор: Забродина Светлана Юрьевна,

Белозерский муниципальный район

Методическая разработка урока по данной теме актуальна, так как материала учебника не достаточно для полного раскрытия темы. Опора на примеры классической и духовной литературы позволит расширить представления учащихся о том кто такой ангел- хранитель, о его значении для православного христианина. Работа в группе помогает учащимся формулировать и доказывать свои мысли взгляды, находить верное решение в совместной работе.

Цель урока: Сохранение русских традиций, как важного механизма передачи их новым поколениям, как способ сохранения русской культуры.

-продолжение знакомства с традициями святых образов русского народа;

- расширение представлений о важности священных образов для каждого русского человека.

-развитие коммуникативных навыков;

-развитее целостного восприятия, кругозора детей;

-формирование ресурса успеха, развитие самоутверждения.

Основные социокультурные категории урока: ангел - хранитель, имянаречение, молитва.

Ведущий метод урока - общение.

Оборудование: мультимедиапроектор, свечи, магнитная доска.

Основная часть методической разработки.

1.Организационный момент. (Педагог зажигает свечу)(слайд 1)

Невелика, но дорога

Твоя свеча у Бога

Она жестоко жжет врага

И света в ней так много.

Весь теплый свет души твоей

Отроковица, видит в ней.

И ангел смотрит на неё

На сердце чистое твоё.

Посмотрите на пламя свечи, впустите в свои сердца тепло. Пусть этот огонь очистит вас от обид, злобы, поможет обрести спокойствие и веру в себя и того, кто рядом. Я надеюсь, на вашу помощь и уверена, что в конце урока мы вместе найдем ответ на вопрос: какие традиции, связанные со святыми образами достались нам от наших предков?

Нужен ли в наше время разговор о традициях? Почему?

Прочитайте слова Александра Сергеевича Пушкина (слайд 2)

«Два чувства с детства близки нам,

Душа в них обретает пищу:

Любовь к отеческим гробам,

Согласны ли вы с великим поэтом? Что вы думаете о взглядах Пушкина на сохранение русских традиций?

2. Присоединение к изученному материалу.

Вспомните, какие Святые образы почитали и почитают православные христиане?

Что в православии получило название Первоиконы?

Какой святой образ наиболее близок женщинам?

Постарайтесь объяснить как в Образе Пресвятой Богородицы живет и научение, и любовь, и молитва?

Приходилось ли вам обращаться к Святым образам?

Посмотрите на иконописные образы. Какие из них вам не знакомы? О каких, вы бы хотели узнать или познакомиться?

Какова цель нашего урока?

Действительно, наша главная цель- познакомиться с образом ангела-хранителя, поговорить о традициях почитания Священных образов, установить связь между прошлым и настоящим.

Как мы сможем все это узнать? Кто и что нам поможет?

4. Наполнение смыслом социокультурных категорий.

Деве Марии Ангел явился с благой вестью о том, что Она станет матерью Спасителя. Какой православный праздник и когда отмечается в честь этого события?

Ангелы явились к людям и разнесли по свету весть о Его Рождении и Воскресении.

Апостолу Петру, одному из учеников Иисуса, Ангел помог выйти из тюрьмы.

Праведному Прокопию Устюжскому, покровителю Великого Устюга Ангел являлся дважды. Он укрыл его во время лютых морозов, когда все отвернулись от Праведного Прокопия, а так же укрыл его тело в жару после кончины.

Считается, что при крещении человек рождается заново и при этом таинстве он получает своего Ангела –Хранителя. Он оберегает человека всю жизнь, охраняет от бед и напастей, пытается удержать от греха. (слайд 4-5)

( крылья - их значение, одежды, лик)

Раз по улице Тверской Ангел шел - весь золотой,

Очень странный, очень грустный - совершенно золотой.

Он поссорился, да-да, с тем, кого хранил всегда-

Очень странный, грустный Ангел, а во лбу горит звезда.

А по улице Ямской мальчик грустный шел такой-

Грустный мальчик, грустный Ангел - Бах! –столкнулись на углу,

Вспыхнул как волшебный факел, Ангел от крыла к крылу.

Засмеялся мальчик вдруг: «Где ты был, любимый друг!

Мне так было одиноко, видел я тебя во сне,

И с тех пор они вдвоем и беда им нипочем,

И летит хранитель-ангел, как и нужно за плечом.

5. Работа в группах с использованием SMART - доски.

Ваша работа в группах будет заключаться, в том, что вам необходимо из предложенных ситуаций выбрать те, которые порадуют вашего Ангела-Хранителя.

(Учащиеся выбирают из предложенного списка ситуации, делегируют одного для оглашения совместного решения группы.)

- Дать сдачи обидчику.

-Дать списать однокласснику.

-Подсказать на уроке.

-Развеселить одноклассников на уроке.

-Подклеить книгу из библиотеки.

-Оказать помощь ветеранам.

-Составить свою родословную.

-Приютить бездомную собаку.

-Объяснить урок больному другу.

-Не огорчить маму, не рассказав о двойке.

Какие ситуации были для вас спорными, в чем вы не сомневались?

Отрадно видеть, что вы умеете распознать и отличить благие дела от проступков, я надеюсь, что и в жизни вы поступаете по совести.

В течение всей нашей жизни Ангел-Хранитель является и нашим заступником перед Богом. Я расскажу вам одну легенду.

6. Работа с текстом стихотворения (выступление подготовлено)

Образ Ангела-Хранителя передавали не только иконописцы, но и поэты и писатели. У Федора Михайловича Достоевского есть замечательное стихотворение (слайд 8). Послушайте его и скажите, о чем поведает Ангел Богу.

Крошку-ангела в сочельник

Бог на землю посылал:

«Как пойдешь ты через ельник,-

Он с улыбкою сказал,-

Елку срубишь, и малютке

Самой доброй на земле,

Самой ласковой и чуткой

И смутился ангел-крошка:

«Но кому же мне отдать?

Как узнать, на ком из деток

И небесный гость пошел.

Месяц встал уж, путь был светел

И в огромный город вел.

Всюду праздничные речи,

Всюду счастье деток ждет…

Вскинув ёлочку на плечи,

Ангел с радостью идет…

Загляните в окна сами,-

Там большое торжество!

Ёлки светятся огнями,

Как бывает в Рождество.

И из дома в дом поспешно

Ангел стал переходить,

Чтоб узнать, кому он должен

Ёлку Божью подарить.

И на улице встречает

Ангел крошку,- он стоит,-

Ёлку Божью озирает,-

И восторгом взор горит.

«Ёлка, Ёлочка!- захлопал

Он в ладоши. – Жаль, что я

Этой ёлки недостоин

И она не для меня…

Но снеси её сестренке,

Что лежит у нас больна.

Сделай ей такую радость,-

Стоит ёлочки она!

Мальчик ангелу шепнул.

И с улыбкой ангел ясный

Ёлку крошке протянул…

И, любовь, узнав такую,

Ангел, тронутый до слез,

Богу весточку благую,

Как бесценный дар принес.

7.Трдиции имянаречения человека.

Ангелом –хранителем называли в народе ещё и святого, чье имя было дано было человеку при Крещении. Кто из вас знает о святом имя, которого носите? Знаете ли вы когда, ваши именины?

В честь кого бы не называли вас ваши родители, знайте, что вы носите имя святого, который вас будет оберегать всю жизнь. Постарайтесь узнать о вашем небесном покровителе как можно больше.

Считается, что свой Ангел-хранитель есть не только у человека, но и у города, у храма, у царств и народов. Так покровителем города Вологда является – Димитрий Прилуцкий, Великого Устюга- Праведный Прокопий Устюжский, покровителем русского войска – Архангел Михаил, а морякам издавна покровительствует- Николай Чудотворец.

8. Рефлексия (слайд 9-10).

Вспомним цель нашего урока, удалось ли её достичь?

Что нового вы узнали об Ангеле-хранителе?

Что нового открыли для себя?

Какие чувства вы переживали на уроке?

А закончить наш урок мне хочется ещё одним стихотворением Маши Савинковой.

Ангел-хранитель, спасибо родной!
С самого детства ты рядом со мной.
Мне помогаешь по жизни идти,
Чтобы случайно не сбилась с пути.

Тихо подскажешь, где правильный шаг
И намекнешь, кто мне друг, а кто враг.
В пропасть не дашь мне с обрыва упасть,
Если под час вдруг напала напасть.

Предупредишь, если плохо родным,
Дашь мне понять, как лечиться больным.
А в повседневности столько хлопот!
Знак свой подаешь, сразу вдруг повезет.

Мысленно скажешь в пустой темноте,
Что я забыла и где в суете.
В жизни всегда и везде ты со мной,
Ангел-хранитель, спасибо родной!

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель внеурочного занятия : знакомство с православными иконами, расширение знаний об образе Спаса, как знаке любви Божией,об образе Богородицы раскрытие традиций образа.

Задачи:

1. Содержательные :

Продолжить знакомство с православными иконами- вратами в мир духовности и красоты.

Показать непрерывную связь прошлого, настоящего и будущего.

Развивать внутренний духовный мир ученика ради осознания себя деятельным субъектом сохранения и преумножения духовно – нравственного и социокультурного опыта Отечества.

2. Методологические :

Формировать положительную мотивацию к взаимодействию.

Развивать восприятие, мышление, чувствование.

Формировать коммуникативные и управленческие умения учащихся.

Оборудование и инструментарий урока:

Невелика, но дорога

Твоя свеча у Бога

Она жестоко жжет врага

И света в ней так много.

Весь теплый свет души твоей

Отроковица, видит в ней.

И ангел смотрит на неё

На сердце чистое твоё.

Посмотрите на пламя свечи, впустите в свои сердца тепло. Пусть этот огонь очистит вас от обид, злобы, поможет обрести спокойствие и веру в себя и того, кто рядом. Я надеюсь, на вашу помощь и уверена, что мы вместе найдем ответ на вопрос: какие традиции, связанные со святыми образами, достались нам от наших предков?

Введение в тему.

- Посмотрите внимательно на репродукции. (иконы). Как называются эти изображения?

Это образы святых или иконы. Иконой изображение становится тогда, когда священник помолится об освящении иконы и окропит ее святой водой. Перед освященной иконой люди молятся, только не самой иконе, а тому, кто на ней изображен.

- Кого вы узнали на иконах?

- На какие группы можно условно разделить иконы? (Образы Иисуса Христа, образы Богородицы, образы ангелов).

На Руси Иисуса Христа всегда называют СПАСИТЕЛЕМ.

Как вы думаете ПОЧЕМУ?

Среди святых образов самым святым является Образ Спасителя.

Существует немало легенд в которых рассказывается о том, как царь Осроены Авгарь, был болен страшной болезнью — черная проказа. Отсюда и начинается история Спаса Нерукотворного, однажды царю приснился необычный сон, в нем ему было сказано, что излечить его не сможет ничего, кроме иконы, на которой будет запечатлен лик Спасителя. После этого ко Христу был отправлен художник со двора, но ему так и не удалось перенести его образ на холст и сделать икону Иисуса Христа из-за божественного сияния, которое исходило от Него. Тогда Спаситель взял воду, омыл ей свое лицо, после чего протер его полотенцем, на котором и остался запечатлен его светлый образ — икона Спаса Нерукотворного.

Постановка целей учащимися.

- Что нового хотели бы вы узнать на занятии? Чему научиться?

Чтение по частям статьи учебника (заранее подготовленными учащимися).

- Какой основной смысл каждой из икон?

- О чем напоминают образы Спасителя ?

Познакомиться с образами Спасителя в рабочей тетради ( с.12), сравнить их и выявить сходство ( на доске репродукции цветных, крупных образов Спаса).

- В чем вы видите традиции образа Спасителя?

Рассказ учителя об образе (с. 30 в учебном пособии). Смысл иконы: Пришествие в мир Сына Божия для спасения человечества.

Далее на доске представлены:

Этапы работы:

Подготовительный этап.

Чтение текста в рабочей тетради (с.13), рассматривание репродукций.

Индивидуальный этап.

Знакомство с заданием. Определение с учителем одной из традиций изображения образа Спасителя. Продолжение работы самостоятельно.

Время работы – 5 минут.

Работа в паре.

Сообщить свое решение друг другу, прийти к согласию и записать общее решение.

Время работы – 7 минут.

Одна из пар сообщает решение. Другие дополняют. Отмечается внимание детей.

Экспертная оценка.

Длинные волосы и короткая борода.

Золотой нимб, расчерченный крестообразно.

В нимбе вписаны буквы, обозначающие имя Иисуса Христа.

Образы Спасителя различны. Но все они напоминают о том, что Бог пришел в мир для того, чтобы человек стремился воссоздать в себе образ Божий.

Иллюстрации на доске: Образы Богородицы.

Родился, как человек (можно показать икону Рождества Христова).

ПОГИБШИМ ВСЕМ ВЗЫСКАНИЕ

ДУШИ МОЕЙ СПАСЕНИЕ

1. УМИЛЕНИЕ (рассказ учителя с показом Владимирской, Белозерской и других образов УМИЛЕНИЕ).

2. ПУТЕВОДИТЕЛЬНИЦА(ОДИГИТРИЯ) (показ Смоленской, Свинской иконы Пресвятой Богородицы и рассказ об этих образах, чем они характерны).

Истоки. Светлые образы

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Елизавета Юрьевна, сегодня я проведу у вас урок истоков. Тихонько сели.

- Ребята, я очень рада видеть вас и желаю вам удачи, терпения и активной работы на уроке.

2. Актуализация знаний

- Ребята, о чём вы говорили на прошлом уроке?

- А что такое священные образы?

- Ребята, какие иконы вы знаете?

- На прошлом уроке мы говорили о священных образах.

- Священные образы – это иконы.

- Ребята, что нам поможет узнать тему нашего сегодняшнего урока?

- Правильно, где мы можем в учебнике посмотреть тему?

- Правильно, ребята, найдите тему нашего сегодняшнего урока.

- Какую цель мы перед собой поставим?

- Правильно, молодцы ребята.

- В этом нам поможет учебник.

- Надо открыть содержание в учебнике и посмотреть следующую тему.

- Узнать, что такое светлый образ и какие известные люди к ним относятся.

3. Открытие новых знаний

- Ребята, а вы думаете, что такое светлые образы?

- Закройте глаза и вспомните: что вы ощущаете, когда видите, как встаёт солнце?

- А почему так все любят солнце? (Растения, люди, природа)

- Правильно, молодцы. При ярком свете нам радостно и спокойно. Но, ребята, ещё важнее знать, что свет издавна понимается как знак истины. Свет пришёл в мир – так сказано о Спасите в Евангелии.

- Кто такой Спаситель?

- А вы знаете, почему Иисуса Христа называют Спасителем?

- Правильно, молодцы. Ребята, а как вы думаете, кто такие просветители?

- Давайте проверим наши предположения. Откройте, пожалуйста, учебник на стр. 43 и ответьте на вопрос, кто такие просветители.

- Правильно, молодцы. Сейчас мы поговорим о просветителях. Но про кого вы мне скажете сами. Посмотрите, пожалуйста, на слайд. Кого вы перед собой видите?

- Что вы о них знаете?

- Как вы узнали кто из них Кирилл, а кто Мефодий?

- Правильно, у каждого народа своя письменность. Наша письменность, которой вы стали овладевать в первом классе, появилась очень давно, в 863 году, когда была составлена первая славянская азбука.

- Ребята, давайте сравним нашу азбуку и кириллицу

- Посмотрите, пожалуйста, на слайд. Что вы там видите?

- Найдите в ней кириллицу.

- А как вы понимаете эту пословицу?

- Молодцы. Но просветителями являются не только Кирилл и Мефодий. Вы встречаетесь с ними каждый день. Как вы думаете, кто это?

- А почему вы так считаете?

- Ребята, как принято, относится к таким людям?

- Ребята, подумайте, а кто такие праведники?

- Давайте проверим ваши догадки. Откройте, пожалуйста, стр. 44 в учебнике и найдите, кого называют праведником.

- Ребята, сейчас я вам расскажу об одном таком праведнике. Посмотрите, пожалуйста, на слайд. Более четырех веков назад, жила в Муромской земле Ульяна Осорьина. Она была хозяйкой большой усадьбы в селе Лазаревском, имела много слуг и богатства. Ее муж занимал большие должности на царской службе. Многие завидовали её положению и достатку. Но мало кто догадывался, что по ночам эта богатая помещица ткала холсты, шила и вышивала нарядные ткани. Деньги же, вырученные от продажи рукоделья, она раздавала нищим. В неурожайные годы кормила голодных, до стр. 46.

- Есть разные пути праведничества. Найдите их в учебнике самостоятельно. Сколько их?

- Правильно, молодцы ребята.

- Ребята, обратите, пожалуйста, внимание на слайд.

- Это те образы, которое нам дарят свет, просвещают нас.

- Я ощущаю тепло, спокойствие.

- Тепло, возможность увидеть все, у растений происходит фотосинтез.

- Это Иисус Христос.

- Иисуса Христа называют спасителем, потому что он взял на себя первородный грех человека.

- Это люди, которые чему-то учат.

- Просветители – это люди, которые распространяют истинные знания, веру, добрые нравы, говорят, что они дают людям свет знания, просвещают.

- Это братья Кирилл и Мефодий.

- Они изобрели письменность. Точнее составили славянскую азбуку.

- Кирилл – монах, а Мефодий – епископ.

- Начинать нужно с малого, а потом уже переходить к более большому и глобальному.

- Это учителя, родители, взрослые люди.

- Потому что они нас учат, дают свет знаний.

- К таким людям, надо относится с уважением.

- Это те, кто живет праведной жизнью.

- Праведниками, называют людей, которые живут по правилам веры, надежды, любви. Каждый день они идут от зла к добру, от кривды к правде, от бессердечия к любви.

- Праведники - они в повседневной жизни твёрдо следуют голосу совести и правды.

- Бессеребренники – их так называют, за то, что ценят в жизни не богатство, серебро и золото, а искренность, любовь и чистоту в человеческих отношениях

- Исповедники – это люди, которые показывают своей жизнью твёрдое следование заповедей Божьих.

- Преподобные – монахи, достигшие нравственной высоты

- Сергий Радонежский, Иуллиания Лазоревская.

- Вера, Надежда, Любовь и мать их София. Кузьма и Дамиан.

Коммуникативные Познавательные Личностные

- И сейчас мы будем говорить об этих людях. Откройте рабочую тетрадь на странице 17. Прочитайте, что написано на этой странице?

- Прочитайте вслух задание № 1.

- Вам нужно сначала самостоятельно прочитать текст и затем подписать кто из святых был преподобным, праведным, бессребреником, исповедником.

- Даю вам на это 5 минут. Время пошло.

- Для того, чтобы выполнить следующую работу быстрее, объединитесь в пары и проверьте себя и соседа. Ели ваши ответы не совпадают, внимательно выслушивайте друг друга придите к общему мнению. Пытаемся найти компромисс если есть разногласия. Даю вам на это задание тоже 5 минут. Время пошло.

- Проверяем. Кто желает выйти к доске и объяснить каким путем праведности шел первый святой?

- Поднимите руку, кто думает так же?

- Молодцы. Вы правильно сделали задание. Закройте тетрадку положите её на край стола.

- Ребята, мы определили, кто такие праведники, но у нас есть ещё люди, о которых мы ничего не сказали – это мудрецы. Кто такие мудрецы?

- Ребята, назовите имена хотя бы нескольких мудрецов – ученных.

- Много путей ведет человека к спасению. Это пути праведной жизни. Прочитайте отрывки о жизни святых

- Мы считаем, что в тексте говорится о Сергее Радонежском и он является преподобным, так как был монахом и стал подобен самому Спасителю.

- Мы считаем, что во втором тексте говорится о Иулиане Лазоревской и она является праведной, потому что честно жила и помогала бедным.

- Мы считаем, что в третьем тексте говорится о мученицах Вере Надежде и Любви и они являются исповедниками, так как они погибли за православную веру.

- Мы считаем, что в четвертом тексте говорится о святых Косьме и Дамиане и они являются бессребрениками, потому что не брали денег за лечение.

- Мудрецы – это ученые или пожилые люди с большим опытом жизни и знаниями.

- Мудрость всегда идет в ногу с мудрыми высказываниями. Как вы думаете, о каких мудрых высказываниях идет речь?

- И сейчас ваша задача рассказать, как вы понимаете эти пословицы.

- Тьма света не любит – злой доброго не терпит.

- Ученье свет – а не ученье - тьма.

- Свет стоит до тьмы, а тьма до свету.

- Бывает так повсюду: мрак и тьма людей лишают знанья и ума.

- Любой свет рассеивает тьму. Все плохие дела делаются в темноте, чтобы никто не видел. На свету такого не сделаешь.

- Ребята, какую цель мы перед собой поставили?

- Кто считает, что добился этой цели, встаньте.

- Сейчас я проверю ваши знания.

- Кто такие просветители?

- Назовите 4 пути праведничества.

- Молодцы, ребята. Урок окончен.

- Узнать о том, что такое светлые образы.

- Это люди, которые несут истинные знания.

- Бессеребренники – их так называют, за то, что ценят в жизни не богатство, серебро и золото, а искренность, любовь и чистоту в человеческих отношениях

- Исповедники – это люди, которые показывают своей жизнью твёрдое следование заповедей Божьих.

Читайте также: