Свойства вычитания 5 класс виленкин конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок 5 класс (фГОС)
Вычитание. Свойства вычитания

Цел и:

деятельности педагога: создать условия для развития умений вычитать сумму из числа, из суммы число.

Предметные: вычитают натуральные числа, прогнозируют результат вычислений.

Личностные: понимают необходимость учения, осваивают и принимают социальную роль обучающегося, дают адекватную оценку результатам своей учебной деятельности.

Метапредметные:

регулятивные: определяют цель учебной деятельности, осуществляют поиск средства её достижения;

познавательные: передают содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде;

коммуникативные: умеют организовывать учебное взаимодействие в группе.

I. Проверка домашнего задания (выполнение и правильность работы проверяет консультант).

II. Устные упражнения.

№ 270, 272 (в, г), 274 (б), 275.

III. Изучение нового материала (обратить внимание на девиз урока).

1. Рассмотреть пример: 14 – (5 + 4) =

Как можно получить результат?

I способ: 14 – (5 + 4) = 14 – 9 = 5.

II способ: (14–5) – 4 = 5

Предложите учащимся самим сформулировать свойство, затем прочитать о нём в учебнике.

Запись в тетради:

Вычитание суммы из числа: 14 – (5 + 4) = (14 – 5) – 4 = 5.

II свойство

Вычитание числа из суммы: (14 + 3) – 5 = (14 – 5) + 3 = 12.

III свойство

Вычитание из числа нуля: 10 – 0 = 10.

IV свойство

Вычитание из числа этого же числа: 10 – 10 = 0.

IV. Физкультминутка для пальцев рук, глаз и спины.

V. Закрепление.

1. Сформулировать свойства вычитания.

2. № 254, 262 (устно), 259 (разобрать оба способа).

3. Самостоятельно у доски пять учеников решают № 245, 249, 280 (б), 284 (1), 284 (2). Остальные решают самостоятельно в тетрадях.

VI. Итог урока.

1) Разность чисел (563 + 388) – 263 равна…

а) 125; б) 588; в) 631.

2) Разность чисел 8381 – (1623 + 6381) равна…

а) 7138; б) 5345; в) 377.

VII. Домашнее задание: п. 7, № 287, 290 (а, б), 292.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс профессиональной переподготовки

Математика: теория и методика преподавания в образовательной организации

  • Сейчас обучается 682 человека из 75 регионов


Курс повышения квалификации

Методика обучения математике в основной и средней школе в условиях реализации ФГОС ОО

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 607 682 материала в базе

Материал подходит для УМК

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 08.02.2018 1194
  • DOCX 15.5 кбайт
  • 15 скачиваний
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Посохов Александр Анатольевич. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Новые курсы: функциональная грамотность, ФГОС НОО, инклюзивное обучение и другие

Время чтения: 15 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Академическая стипендия для вузов в 2023 году вырастет до 1 825 рублей

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


Технологическая карта по теме "Свойства вычитания", 5 класс, учебник под ред. Н.Я.Виленкина.

Содержимое разработки

Технологическая карта урока "Свойства вычитания" , 5 класс.

Предмет: математика

Тип урока: урок открытия новых знаний

Тема: Свойства вычитания

Цель: Применение свойств вычитания для упрощения выражений

Основные термины, понятия: вычитание ; уменьшаемое; разность; действие, обратное сложению; свойства вычитания; рациональные способы вычислений.

применение усваиваемых предметных знаний или способов учебных действий в условиях решения учебных задач (заданий)

Основные термины, понятия

арифметическое действие: вычитание; уменьшаемое; разность; действие, обратное сложению; свойства вычитания; рациональные способы вычислений

Таблица № 2. Планируемый результат

Предметные умения

вычитать многозначные числа

выполнять вычисления с рациональными числами, сочетая устные и письменные приёмы вычислений

применять свойства для упрощения выражений, содержащих операции сложения и вычитания

Личностные УУД:

совершенствовать имеющиеся знания и умения

осваивать новые виды деятельности

самооценка своих действий

Регулятивные УУД:

выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ

самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале

Познавательные УУД:

использовать приёмы, рационализирующие вычисления, приобрести привычку контролировать вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ

проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя

Коммуникативные УУД:

правильно выражать свои мысли

умение слушать собеседника.

учебник: Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И. Математика: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений – 34-е изд .,стереотипное.- М. Мнемозина, 2015г.

ПК учителя, проектор, экран.

Таблица №4. Дидактические задачи этапов урока

Этапы урока

Дидактические задачи

Подготовить обучающихся к работе на уроке

актуализировать прежние знания, навыки и умения, непосредственно связанные с темой урока

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Первичное усвоение новых знаний.

дать обучающимся конкретное представление о свойствах вычитания, добиться от обучающихся восприятия, осознания первичного обобщения и систематизации новых знаний; усвоения учащимися способов, путей, средств, которые привели к данному обобщению

Первичная проверка понимания.

установить, усвоили или нет с обучающиеся связи между фактами, содержание новых понятий закономерности, устранить обнаруженные пробелы

закрепить у обучающихся те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по новому материалу

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

сообщить обучающимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения

Рефлексия (подведение итогов занятия)

подведение итогов работы, оценка собственных действий на уроке

Таблица № 5. Технология изучения

Этапы урока

Формируемые умения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Организационный этап.

регулятивные УУД: учиться работать по предложенному плану.

коммуникативные УУД: умение отвечать за себя и других участников учебного процесса.

личностные УУД: выработка учебной мотивации, установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Предварительная организация класса (проверка отсутствующих, внешнее состояние рабочих мест, наличие учебных пособий, тетради и т.д., организация внимания обучающихся)

проверка наличия учебника, тетради, сигнальных флажков,

настрой на работу на уроке

2. Актуализация знаний.

регулятивные УУД: выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения.

коммуникативные УУД: уметь слушать и слышать, понимание речи других, оформление внутренней речи во внешнюю.

формирование умения анализа и синтеза, анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов

Предметные результаты: верно использовать в речи математические термины; устанавливать взаимосвязи между компонентами и результатом при сложении и вычитании, использовать их для нахождения неизвестных компонентов; грамматически верно читать числовые и буквенные выражения, содержащие действия сложения и вычитания; выполнять сложение и вычитание натуральных чисел; записывать буквенные выражения, составлять буквенные выражения по условиям задачи.

Организация устной работы:

фронтальный опрос: ( слайд 2)

назовите компоненты (результат) при сложении и вычитании

что показывает уменьшаемое? вычитание? разность?

почему вычитание называют действием, обратным сложению?

как проверить правильность выполненного вычитания сложением? вычитанием?

соотнесите результаты вычитания:

84- 39
362 - 141
748 - 459
1000-65

Организация письменной работы:

выполните действия письменно:

самопроверка – ответы на доске

фронтальная проверка с помощью сигнальных флажков

Организация индивидуальной работы (ученик вызывается к доске):

выполните сложение наиболее простым способом:

Для остальных:–Блиц-турнир (в тетрадь записываются только ответы:

Задания блиц-турнира:( слайд 3)

1. Было с, уменьшилось на в. Сколько осталось?

2. Было с, уменьшилось (на сколько-то), осталось а. На сколько уменьшилось?

3.В одном с, в другом на в меньше. Сколько в другом?

4.В двух вместе с, в одном а. Сколько в другом?

5. В одном с, в другом в а раз меньше. Сколько в другом?

6. В одном с, в другом а (с больше а). На сколько в первом больше, чем во втором?

самопроверка – ответы на доске – оценивание на основании выбранных критериев

фронтальная проверка с помощью сигнальных флажков

какая задача лишняя? почему?

отвечают на вопросы учителя

вычисляют в устной и письменной формах

участвуют в самопроверке и фронтальной проверке с помощью сигнальных флажков

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся .

регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися , и того, что еще неизвестно.

познавательные УУД: использование имеющихся знаний, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации. коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия.

личностные УУД: ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеют для меня полученные знания — и уметь на него отвечать; оценивание усваиваемого содержания.

Предметные результаты: записывать свойства сложения и вычитания натуральных чисел с помощью букв; использовать их для рационализации письменных и устных вычислений.

Организации проверки индивидуального задания:

какие свойства сложения ты применял?

запиши переместительное и сочетательное свойство сложения

сформулируй переместительное и сочетательное свойство сложения

предлагается обучающимся задать дополнительные вопросы

1)Вычислите, выбирая наиболее удобный порядок действий (слайд 4)

Какие выражения вызвали затруднение? Почему? ( б,е).В этих выражениях измените скобки и знаки действий так, чтобы получился верный ответ.( слайд 5)

б) (112-44)-28 = 112- ( 44+28)=52

е) (97 – 39) – 21= 97-(39 +21)= 37.

2)Разбейте выражения на группы, отличающиеся порядком действий:

Сформулируйте это отличие словами: в 1 группе мы вычитаем число из суммы, а во 2 сумму из числа.( слайд 6)

Попробуйте сформулировать тему урока.

Постановка цели урока:

Тема урока: “Свойства вычитания”

Цель: применение свойств вычитания для упрощения выражений

Применение теоретических положений при решении задач:

Длина участка 147 м. За первый час вырыли 36 м, за второй час – 44 м. Сколько осталось вырыть?

решите задачу двумя способами; какой из способов легче?

поставьте вместо чисел буквы а, в и с, запишите полученное равенство

свойство вычитания суммы из числа: а-(в+с) = (а-в) -с

прочтение, формулировка (слайд 7) (использование учебника: Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И. Математика: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений – 34-е изд., - М. Мнемозина, 2015г., стр. 42)

В первой коробке 35 конфет, во второй – 25 конфет. Девочка съела из первой коробки 6 конфет. Сколько конфет осталось в двух коробках вместе?

решите задачу двумя способами

поставьте вместо чисел буквы а, в и с, запишите полученное равенство

свойство вычитания числа из суммы: (а+в) -с = (а-с) +в

прочтение, формулировка (использование учебника, стр.42)

самостоятельно запишите свойства 0 при сложении и вычитании

на каждое свойство приведите пример

задают учащемуся у доски дополнительные вопросы

участвуют в оценивании

записывают тему урока

определяют цель урока

решение предложенных учителем задач

вывод свойств вычитания: суммы из числа;

прочтение, формулировка свойств с использованием учебника

самостоятельно записывают свойства 0 при сложении и вычитании

на каждое свойство приводят пример

4. Первичное усвоение новых знаний.

регулятивные УУД: умение в сотрудничестве работать по намеченному алгоритму.

познавательные УУД: выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений.

коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Предметные результаты: использовать свойства вычитания для рационализации письменных и устных вычислений.

Вычислите наиболее простым способом: ( слайд 8)

решение примеров 1-3 осуществляется учащимися у доски (выходят по одному ученику)

решение примеров 4-6 осуществляется учащимися самостоятельно в тетрадях

5. Первичная проверка понимания.

регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

коммуникативные УУД: разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация.

Самопроверка примеров 4-6– ответы на доске

Фронтальная проверка с помощью сигнальных флажков

участвуют в самопроверке и фронтальной проверке с помощью сигнальных флажков

6. Первичное закрепление.

регулятивные УУД: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий. коммуникативные УУД: управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, участвовать в коллективном обсуждении проблем. познавательные УУД:

самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. личностные УУД: определять под руководством учителя общие правила поведения при сотрудничестве.

Предметные результаты: использовать свойства вычитания для рационализации письменных и устных вычислений.

Выполнение задания учебника: №262

Какие свойства применялись?

выполняют задание учебника (один ученик у доски на отметку)

задают учащемуся у доски дополнительные вопросы

участвуют в оценивании

отвечают на вопрос учителя

7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

регулятивные УУД: коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

коммуникативные УУД: владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

познавательные УУД: преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов.

личностные УУД: оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор.

Игра “Истинно – ложно”(использование сигнальных флажков):( слайд 9)

74 – значение суммы

разность показывает на сколько вычитаемое больше уменьшаемого

3. Свойство вычитания суммы из числа: а-(в+с) = (а-в) –с

4. Свойство вычитания числа из суммы: (а+в) -с = (а-с) –в

6.Тип задачи “больше в раз” - это задача на сложение

участвуют в игре “Истинно – ложно” (использование сигнальных флажков)

участвуют в обсуждении коррекции допущенных ошибок

8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Предметные результаты: выполнять сложение и вычитание натуральных чисел; записывать свойства сложения и вычитания натуральных чисел с помощью букв; использовать их для рационализации письменных и устных вычислений.

Домашнее задание:( слайд 10)

прочитать пункт 7 учебника

решить задачу №266

выполнить письменные вычисления №288 (д,е)

Составить 3 текстовых задачи по теме “Свойства вычитания”

записывают домашнее задание

9. Рефлексия (подведение итогов занятия)

регулятивные УУД: оценивание детьми собственной деятельности, определение позиции ученика. коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. познавательные УУД:

формирование внутреннего плана действий, структурирование полученной информации, анализ деятельности на уроке.

личностные УУД: умение давать верную эмоциональную оценку своей деятельности на уроке.

Предлагается продолжить фразу, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске. ( слайд 11)
1. Сегодня я узнал.
2. Было интересно.
3. Было трудно.
4. Я выполнял задания.
5. Я понял, что.
6. Теперь я могу.
7. Я почувствовал, что.
8. Я приобрел.
9. Я научился.
10. У меня получилось.
11. Я смог.
12. Я попробую.
13. Меня удивило
14. Мне захотелось.

осуществляют самооценку собственной учебной деятельности


-75%

Нажмите, чтобы узнать подробности

формировать аккуратность, грамотность математической речи, воспитывать интерес к предмету.

Этапы урока

Формируемые умения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный этап.

регулятивные УУД: учиться работать по предложенному плану.

коммуникативные УУД: умение отвечать за себя и других участников учебного процесса.

личностные УУД: выработка учебной мотивации, установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Предварительная организация класса (проверка отсутствующих, внешнее состояние рабочих мест, наличие учебных пособий, тетради и т.д., организация внимания учащихся)

проверка наличия учебника, тетради, сигнальных кружков, математического словарика

настрой на работу на уроке

2. Актуализация знаний.

регулятивные УУД: выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения.

коммуникативные УУД: уметь слушать и слышать, понимание речи других, оформление внутренней речи во внешнюю.

формирование умения анализа и синтеза, анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов

Предметные результаты: верно использовать в речи математические термины; устанавливать взаимосвязи между компонентами и результатом при сложении и вычитании, использовать их для нахождения неизвестных компонентов; грамматически верно читать числовые и буквенные выражения, содержащие действия сложения и вычитания; выполнять сложение и вычитание натуральных чисел; записывать буквенные выражения, составлять буквенные выражения по условиям задачи.

Организация устной работы:

назовите компоненты (результат) при сложении и вычитании

что показывает уменьшаемое? вычитание? разность?

прочтите выражения: 103+в; 104-с; х+у; а-45

почему вычитание называют действием, обратным сложению?

как проверить правильность выполненного вычитания сложением? вычитанием?

соотнесите результаты вычитания:

Организация письменной работы:

минутка чистописания: 1,2,3,4,5,6,7,8,9.

выполните действия письменно:

самопроверка – ответы на доске

фронтальная проверка с помощью сигнальных кружков

Организация индивидуальной работы (ученик вызывается к доске):

выполните сложение наиболее простым способом: учебник с.35 №192

отвечают на вопросы учителя

вычисляют в устной и письменной формах

участвуют в самопроверке и фронтальной проверке с помощью сигнальных кружков

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.

познавательные УУД: использование имеющихся знаний, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации.коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия.

личностные УУД: ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеют для меня полученные знания — и уметь на него отвечать; оценивание усваиваемого содержания.

Предметные результаты: записывать свойства сложения и вычитания натуральных чисел с помощью букв; использовать их для рационализации письменных и устных вычислений.

Организации проверки индивидуального задания:

какой способ оказался наиболее простым?

запиши переместительное свойство сложения

сформулируй переместительное свойство сложения

предлагается учащимся задать дополнительные вопросы

Постановка цели урока:

Тема урока: “Свойства вычитания”

Цель: применение свойств вычитания для упрощения выражений

Применение теоретических положений при решении задач:

Длина траншеи 147 м. За первый час вырыли 36 м, за второй час – 42 м. Сколько осталось вырыть?

решите задачу двумя способами

поставьте вместо чисел буквы а, в и с, запишите полученное равенство

свойство вычитания суммы из числа: а-(в+с) = (а-в) -с

прочтение, формулировка (использование учебника:Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И. Математика: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений – 30-е изд., испр. - М. Мнемозина, 2012г.)

В первой коробке 30 конфет, во второй – 20 конфет. Девочка съела из первой коробки 6 конфет. Сколько конфет осталось в двух коробках вместе?

решите задачу двумя способами

поставьте вместо чисел буквы а, в и с, запишите полученное равенство

свойство вычитания числа из суммы: (а+в) -с = (а-с) +в

прочтение, формулировка (использование учебника)

самостоятельно запишите свойства 0 при сложении и вычитании

на каждое свойство приведите пример

задают учащемуся у доски дополнительные вопросы

участвуют в оценивании

записывают тему урока

определяют цель урока

решение предложенных учителем задач

вывод свойств вычитания: суммы из числа;

прочтение, формулировка свойств с использованием учебника

самостоятельно записывают свойства 0 при сложении и вычитании

на каждое свойство приводят пример

Тихо все, ребята, встали,

Руки дружно все подняли,

Развели их в стороны,

Посмотрели, ровно ли,

Опустили разом вниз,

Тихо, тихо все садись.

1 из учеников выходит к доске, показывая движения по тексту, остальные повторяют - 2 раза

4. Первичное усвоение новых знаний.

регулятивные УУД: умение в сотрудничестве работать по намеченному алгоритму.

познавательные УУД: выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений.

коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Предметные результаты: использовать свойства вычитания для рационализации письменных и устных вычислений.

Вычислите наиболее простым способом:

решение примеров 1-3 осуществляется учащимися у доски (выходят по одному ученику)

решение примеров 4-6 осуществляется учащимися самостоятельно в тетрадях

5. Первичная проверка понимания.

регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

коммуникативные УУД: разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация.

Самопроверка примеров 4-6– ответы на доске

Фронтальная проверка с помощью сигнальных кружков

участвуют в самопроверке и фронтальной проверке с помощью сигнальных кружков

6. Первичное закрепление.

регулятивные УУД: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.коммуникативные УУД: управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, участвовать в коллективном обсуждении проблем. познавательные УУД:

самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.личностные УУД: определять под руководством учителя общие правила поведения при сотрудничестве.

Предметные результаты: использовать свойства вычитания для рационализации письменных и устных вычислений.

Выполнение задания учебника: №262

Какие свойства применялись?

выполняют задание учебника (один ученик у доски на отметку)

задают учащемуся у доски дополнительные вопросы

участвуют в оценивании

отвечают на вопрос учителя

7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

регулятивные УУД: коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

коммуникативные УУД: владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

познавательные УУД: преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов.

личностные УУД: оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор.

Игра “Истинно – ложно” (использование сигнальных кружков):

74 – значение суммы

разность показывает на сколько вычитаемое больше уменьшаемого

3. Свойство вычитания суммы из числа: а-(в+с) = (а-в) –с

4. Свойство вычитания числа из суммы: (а+в) -с = (а-с) –в

6.Тип задачи “больше в раз” - это задача на сложение

7. Р прямоугольника = 2(а+в)

участвуют в игре “Истинно – ложно” (использование сигнальных кружков)

участвуют в обсуждении коррекции допущенных ошибок

8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Предметные результаты: выполнять сложение и вычитание натуральных чисел; записывать свойства сложения и вычитания натуральных чисел с помощью букв; использовать их для рационализации письменных и устных вычислений.

Домашнее задание:прочитать 1. пункт 7 и 9 учебника (выучить определения, свойства вычитания)

2. решить задачу №266 (с пояснением)

3. №288 (д,е) с использованием свойств вычитания (все кроме Самсоновой А., Симоновой Л., Павловой К., Горе М.)

Дополнительное задание учащимся: Самсоновой А., Симоновой Л., Павловой К., Горе М. Составить 5 тестовых заданий по теме “Свойства вычитания”

записывают домашнее задание

9. Рефлексия (подведение итогов занятия)

регулятивные УУД: оценивание детьми собственной деятельности, определение позиции ученика.коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. познавательные УУД:

формирование внутреннего плана действий, структурирование полученной информации, анализ деятельности на уроке.

личностные УУД: умение давать верную эмоциональную оценку своей деятельности на уроке.

Предлагается продолжить фразу, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
1. Сегодня я узнал.
2. Было интересно.
3. Было трудно.
4. Я выполнял задания.
5. Я понял, что.
6. Теперь я могу.
7. Я почувствовал, что.
8. Я приобрел.
9. Я научился.
10. У меня получилось.
11. Я смог.
12. Я попробую.
13. Меня удивило…
14. Мне захотелось.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Происходящие в настоящее время изменения требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой, навыка самостоятельного продвижения в информационных полях, формирования у детей умения ставить и решать задачи для возникающих в жизни проблем.Это требует широкого внедрения в образовательный процесс современных образовательных технологий и форм работы.

Тема урока: вычитание натуральных чисел.

Тип урока: урок-изучение нового материала.

Цель урока: формирование представлений о вычитании, уменьшаемом, вычитаемом и разности.

Понятия: разность натуральных чисел, уменьшаемое, вычитаемое, разность, вычитание, число нуль.

Планируемые результаты:

Выполнять вычисления с натуральными числами.

Находить разность натуральных чисел.

Определять уменьшаемое и вычитаемое.

Метапредметные:

Познавательные универсальные учебные действия: умение формулировать определения, понятия; развитие элементарных навыков устанавливания причинно-следственных связей; умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений; умение находить ошибки и грамотно из исправлять.

Личностные универсальные учебные действия: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные универсальные учебные действия: умение организовать выполнение заданий согласно инструкциям учителя.

Коммуникативные универсальные учебные действия: умение работать в группах, обсуждать вопросы со сверстниками.

Умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи.

Понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры.

Осуществление самоконтроля результатов собственной деятельности.

Используемые технологии: здоровьесбережения, проблемное обучение, развитие исследовательских навыков.

Оборудование урока: доска, карточки для работы в парах для устной и письменной работы, индивидуальные карточки для рефлексии, бланки личностных достижений.

1. Организационный момент.

-Здравствуйте, ребята. Я рада вас всех видеть на уроке. Сегодня у нас с вами не совсем обычный урок. Наш урок будет разбит на части – этапы и каждый этап вы будете сами оценивать, т.е. проводить самооценку своей работы. Для этого у вас на столах лежат бланки, листы успешности. Давайте с ними познакомимся.

Сообщает, что на каждом этапе урока свои достижения они будут отмечать в листе успешности (ЛУ)

Знакомятся с листом успешности (ЛУ) (Приложение № 1)

2. Мотивация к учебной деятельности. Постановка цели и задач урока.

-А теперь скажите как вы справились с домашним заданием? Были ли трудности с его выполнением?

-Назовите компоненты действия сложения.(Первое слагаемое, второе слагаемое, сумма)

-Перечислите свойства сложения. (переместительное, сочетательное)

-Что называют периметром многоугольника?(Сумма длин всех сторон многоугольника)

-Мы повторили материал прошлого урока и вы показали как хорошо его усвоили (или ещё есть над чем поработать).

- Для того, чтобы успешно прошёл этот урок что от вас потребуется?(Трудолюбие, смекалка, умение применять полученные знания в новой ситуации, стремление к самостоятельному открытию новых знаний.)

- Начнём мы как всегда с устного счёта.

3. Подведение к теме урока.

-На ваших партах лежат карточки с зашифрованным словом. Давайте побудем немного дешифровальщиками и узнаем, что же это за слово.

Парами решают задание.

Записывают в тетради тему урока

4. Беседа по формированию задач урока

Что вы знаете о вычитании?

Как называются компоненты при выполнении действия вычитание?

Как вы думаете, чем нам сегодня предстоит заниматься?

Отвечают на вопросы учителя

Формулируют задачи урока

5.Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.

- Обучающимся предлагается решить два примера разными способами

(1 способ 15-10=5; 2 способ 15-4-6=11-6=5; 3 способ 15-6-4=9-4=5).

Обучающиеся работают в парах 5 минут, обсуждаются итоги работы пар.

- Как можно вычесть сумму из числа?

Какую ошибку можно допустить при применении этого свойства?

Помните! При вычитании суммы из числа вычитаем оба слагаемых!

(1 способ 21-4=17; 2 способ 15-4+6=11+6=17; 3 способ 6-4+15=2+15=17).

Как вычесть число из суммы?

Обратите внимание, сколько чисел здесь надо вычесть?

Подумайте, всегда ли можно выполнить вычитание числа из суммы тремя способами?

Обучающиеся обсуждают эти решения и формулируют свойство вычитания суммы из числа, свойство вычитания числа из суммы.

6. Основной этап

Предлагает ребятам задание на карточке (Приложение № 2)

Проверяет правильность выполнения задания

В парах выполняют задание

7. Физминутка

Проговаривает математические высказывания (Приложение № 3)

Встают из-за парт

Поднимают руки вверх, если высказывание верное, выполняют поворот вокруг себя, если высказывание неверное

Присаживаются на свои места

8. Основной этап (продолжение)

Организует самопроверку через проектор (Презентация к уроку).

Индивидуальная работа, выполняют задания

Предлагает решить задачу о возможности полете барона Мюнхгаузена на Луну.(Приложение № 5)

Вызывает ученика к доске для решения задачи

Проверяет правильность выполнения задачи на доске

Спрашивает детей, что интересного они узнали, решая данную задачу

Решают задачу индивидуально

Проверяют правильность решения задачи, сверяясь с решением на доске

Отвечают на вопросы учителя

Числовой эксперимент

Работая в группах, проводят числовой эксперимент

Сообщают результат проведенного эксперимента

Объясняют свой выбор супермаркета, перечисляя факторы, повлиявшие на него

9. Подведение итогов урока и рефлексия

Подсчитывают свои баллы в ЛУ

Высказываются о своих успехах на уроке, анализируя ЛУ

10. Информация о домашнем задании

Комментирует домашнее задание

Слушают информацию о домашнем задании

Записывают домашнее задание в дневник

11. Завершение урока

Лист успешности ученика 5 класса:

Критерии самооценки:

Справился, все было понятно – 2 балла

Справился, но были затруднения – 1 балл

Не справился, многое осталось непонятным – 0 баллов

Быстро и точно выполнять арифметические действия, используя свойства сложения.

Постановка задач урока

Учиться грамотно формулировать цели и задачи урока.

Выведения свойств вычитания

Четко и грамотно сделал вывод по проделанной работе.

Задания на карточке

Без ошибок выполнил задания на карточке

Грамотно и четко реагировать на верные и неверные утверждения

Умение находить ошибку и грамотно их исправлять

Умение анализировать и осмысливать текст задачи, верное решение задачи

Развитие навыка анализировать, проводить числовой эксперимент

Подведем итог (подсчитай общее количество баллов, заработанное тобой за урок)

Критерии успешности:

18 - 20 баллов – оценка 5, у меня на уроке все получилось

13 – 17 баллов – оценка 4, я старался, но еще есть над чем работать

0 – 12 баллов – мне нужно еще много работать и я обязательно стану успешнее

Читайте также: